Курсовая работа: Расчет и проектирование прямозубого редуктора
Название: Расчет и проектирование прямозубого редуктора Раздел: Промышленность, производство Тип: курсовая работа |
Министерство образования Российской Федерации Нижегородский государственный архитектурно строительный университет Кафедра технологии строительного производства Курсовая работа по дисциплине «Механика» Расчет и проектирование прямозубого редуктора Выполнила: Китаева Е.А. Группа: ПТз-06 Поверил: Серов Ю.А. Нижний Новгород 2010 1) Основные данные для проектирования прямозубого редуктора: мощность на выходном валу- N2 =10кВт; число оборотов выходного вала- n2 =250 об/мин 2) Выбор электродвигателя привода: Коэффициент полезного действия. к.п.д. зубчатой пары ηз.п.=0,97(табл.20) к.п.д. учитывающий потери в паре подшипников ηпод.=0,99 Общий к.п.д. привода: η=ηз.п.* ηпод2 =0,97*0,992 =0,95 Требуемая мощность электродвигателя Nэл.р.= N2 /η=10/0,95=10,52 кВт=10520 Вт Из таблицы 1 выбираем ближайший по мощности электродвигатель. Принимаем электродвигатель АО2-61-4 N =13 кВт, m =1450 об/мин 3)Кинематический расчет: Угловая скорость электродвигателя ω1 =πn1 / 30=3,14*1450 / 30=151,6 рад/с 4) Выбор материала для зубчатой пары Для шестерни принимаем сталь 50, термообработка-улучшение, твердость HB 258. Для зубчатого колеса- сталь 40, термообработка-нормализация, твердость HB152, Пределы прочности материалов шестерни (задаемся диаметром заготовки до 200мм) σb1=740н/мм2 и зубчатого колеса (диаметр заготовки около 500мм) σb2=510н/мм2 (табл.5,6) Пределы выносливости при симметричном цикле изгиба: для шестерни (σ-1 )1 =0,43* σb 1 =0,43*740=318н/мм2 для колеса (σ-1 )2 =0,43* σb 2 =0,43*510=219н/мм2 Допускаемые контактные напряжения: Твердость поверхностей зубьев не более HB 350 [σн]=2,75 HB Допускаемые напряжения определяем исходя из длительной работы редуктора: для шестерни [σн ]1 =2,75*258*1=710н/мм2 для колеса [σн ]2 =2,75*152*1=418н/мм2 Допускаемые напряжения изгиба зубьев При одностороннем действии нагрузки [σF ]=(1,5-1,6) σ-1 / [n][Kσ ] где [n]- коэффициент запаса прочности , [n]=1,5(табл. 8) [Kσ ]-эффективный коэффициент концентрации напряжения у корня зуба, [Kσ ]=1,5(табл.9) для шестерни [σF ]=1,5*318 / 1,5*1,5=212н/мм2 для колеса [σF ]=1,5*219/1,5*1,5=146 н/мм2 5) Межосевое расстояние передачи: а=(u+1) 3 √(340/[σн ]2 )2 КТ1 /uψba где u-передаточное число редуктора, u=n1/n2=1450/250=5.8; Т1 –крутящий момент на валу шестерни; Т1 =N1 /ω1 =10520/151,76=69,3 Нм=69300 Нмм К-коэффициент нагрузки, К=1,35 [σн ]2 -допускаемое контактное напряжение материала зубчатого колеса, [σн ]2 =418Н/мм2 ψba -коэффициент ширины колеса, ψba =0,4. Подставляя выбранные значения величин, получим: а=(5,8+1) 3 √(340/418)2 1,35*69300/5,8*0,4 = 203мм Принимаем а=210 мм(табл.10) 6) Модуль зацепления: m=(0,01-0,02)*a=(0,01-0,02)*200=2-4мм Принимаем m=2,25(табл.11) 7) Основные параметры зубчатой пары: Число зубьев шестерни и колеса: z1 =2a / m(u+1)=2*210 / 2,25(5,8+1)=420/15,3=27,45 Принимаем z1 =27; z2 =u*z1 =5,8*27=156,6 Принимаем z2 =157 Делительные диаметры шестерни и колеса (мм) d1 =m* z1 =2,25*27=60,75 принимаем d1 =61 d2 =m* z2 =2,25*157=353,25 принимаем d2 =353 Диаметры окружностей выступов шестерни и колеса da1 =d1 +2m=61+2*2,25=65,5 принимаем 66 da2 =d2 +2m=353+2*2,25=357,5 принимаем 358 Диаметры окружностей впадин зубьев шестерни и колеса df1 =d1 -2,5m=61-2,5*2,25=55,375 принимаем 55 df2 =d2 -2,5m=353-5,625=347,375 принимаем 347 Рабочая ширина зубчатого колеса b2 =ψba *a=0,4*210=84мм. Ширину шестерни из условия неточности сборки принимаем b1 = b2 +5=84+5=89 мм Фактическое передаточное число uф =z2 /z1 =157/27=5,8 принимаем 6 8) Окружная скорость передачи: V1 =π*d1 *n1 / 60=3,14**0,061*1450/ 60=4,628 м/сек. При твердости материала менее HB 350 и данной окружной скорости назначаем 8-ую степень точности изготовления зубчатых колес.(табл.12) 9) Уточнение коэффициента нагрузки: Кф =Кν *Кβ , где Кν -динамический коэффициент, Кν =1,5;(табл. 13) Кβ -коэффициент концентрации нагрузки, Кβ =1+ Кβ ’ / 2, где Кβ ’ =1,4(табл.15)-коэффициент концентрации нагрузки для неприрабатывающихся зубчатых колес при относительной ширине шестерни ψ bd 1 =b2 / d1 =84/61=1,37 Кф = Кν *Кβ =1,5* 1+1,4/2 = 1,37 10) Проверка расчетных контактных напряжений: σн =340 / а √Кф Т1 (uф +1)3 / b2 uф =340/210 √1,8*69,3*103 *(5,8+1)3 / 84*5,8=440 Н/мм2 > [σн ]2 Перенапряжение составляет σн - [σн ]2 / [σн ]2 =440-418/418=5% 11) Силы, действующие в зацеплении: Окружное усилие F=2T1 / d1 =2* 69,6*103 / 61=2262,3 Н Радиальное усилие Fr =Ft *tg *α, где α-угол зацепления, α=200 ; Fr =2262*0,364=823,47 Н 12) Расчетное напряжение изгиба в опасном сечении зуба шестерни: σF = Ft * Кф / y*b2 *m, где y-коэффициент формы зуба, у1 =0,411, у2 =0,4972(табл.16) Проведем сравнительную оценку прочности зубьев шестерни и зубчатого колеса на изгиб: для шестерни: у1 * [σF ]1 =0,411*212=87,132 Н / мм2 для колеса: у2 * [σF ]2 =0,49 72* 146=72,59 Н / мм2 Расчет ведем для зубьев колеса, как наименее прочному элементу σF 2 =2262,3*1,8/ 0,497*84*2,25=4072 / 93,93= 43,64< [σF ]2 13) Ориентировочный расчет валов: Крутящие моменты на валах Т1 =69300Нмм Т2 =Т1 * uф =69300*6=415800 Нмм Конструирование валов Предварительно определяем диаметры валов из расчета только на кручение, задаваясь пониженными допускаемыми напряжениями [τ]=40 Н/ мм2 Ведущий вал d1 b ==і√89,6*103 / 0,2*40=20,5 мм Принимаем d1 b =22мм(табл.17) Значения диаметров остальных шеек вала подбираем конструктивно: d1 c =25мм-диаметр вала под сальником(табл.19) d1 n =30мм-диаметр вала под подшипником(табл.20) d1ш =35мм-диаметр вала под шестерней. Ведомый вал d2 b = =і√415800 / 0,2*40=37,3 мм Задаемся: d2 b =35мм-диаметр выходного конца(табл.18) d2 c =38мм-диаметр вала под сальником(табл.19) d2п =40мм-диаметр вала под подшипником(табл.20) d2к =42мм-диаметр вала под зубчатым колесом(табл.10) 14) Конструктивные размеры зубчатых колес и элементов корпуса: Шестерня - выполняется сплошной. Зубчатое колесо: диаметр ступицы d2ст =1,6* d2к =1,6*42=67 мм, задаемся d2ст =68 мм. Длина ступицы l 2ст =1,5*d2к =1,5*42=63 мм, принимаем l 2ст =1,5*42=64 мм. Толщина обода δо =3*m=3*2,25=6,75 мм, принимаем 7мм Толщина диска с2 =0,3*b2 =0,3*84=25,2 мм принимаем 25мм Толщина стенки δ=0,025*а+1=0,025*203+1=6,075 мм; принимаем δ=7мм. Радиус сопряжений R=(0,5-1,5) *δ=3,5-10мм, принимаем R=7мм. Толщина наружных ребер δ1 =0,8 δ=0,8*7=5,6мм, принимаем δ1 =6мм. Ширина фланца для крепления крышки к корпусу редуктора К=4*δ=4*7=28мм. 15) Подбор подшипников: Расчет ведем без кучета догружения вала силой от муфты, возникающей в результате неточности монтажа . Из предидущих расчетов Ft=2262 Fr=823 H Реакция опор ведомого вала Опоры располагаются симметрично относительно зубчатой пары. В плоскости XYRcx=Rdx=Ft/2=2262/2=1131H В плоскости XZRcy=Rdy=Fr/2=823/2=411,5 H Суммарная реакция Rc=Rd=120 кгс Приведенная нагрузка на подшипник при отсутствии осевой составляет Fa=0 P=R*Kk*Kb*Kt, где R-радиальная нагрузка R=120 кгс Кк-коэффициент вращения вала, при вращении Кк=1 Кδ-коэффициент безопасности для редуктора Кδ=1,4 (табл.28) Кt-температурный коэффициент, при температуре менее 100°, Kt=1(табл.29),тогда Р=120*1,4=168 кгс Задаем долговечность работы подшипников узла h=10000 часов, тогда С=P(0,00006*n*h)=168*(182.5*0,00006*10000)⅓=687 По табл. 20 подбираем шарикоподшипник, ориентируясь по посадочному диаметру вала и динамической грузоподъемности, № 104, С=736кгс Габаритные размеры шарикоподшипника dxDxB=40x68x15 Проверочный расчет валов Мэк=(МuІ+TІ2)Ѕ l1=l2=65мм. Мизг=R*l1=1203.54*65=78230Hмм Ведущий вал М1эк=(78230І+69300І)Ѕ=423095Нмм =20,5мм<35 мм Ведомый вал М1эк=(78230І+415800І)Ѕ=423095Нмм d2k==32,1мм<42 мм 16) Посадка зубчатого колеса на вал: Сопряжения - система отверстия; допуски соединения Φ42 Н7/К6 (+0,025/ +0,018/+0,002) Верхнее и нижнее отклонение отверстия BOA =+0,025мм, HOA =0мм Верхнее и нижнее отклонение вала BOB =+0,018мм, HOB =+0,002мм Предельные размеры отверстия dAmax =42,025мм, dAmin =42мм Предельные размеры шейки вала dBmax =42,018мм, dBmin =42,002мм Допуск на обработку отверстия δA = dAmax - dAmin =42,025-42=0,025мм Допуск на обработку вала δB = dBmax - dBmin =42,018-42,002=0,016мм Максимальный зазор Smax = dAmax - dBmin =42,025-42,002=0,023мм Максимальный натяг Nmax = dBmax - dAmin =42,018-42=0,018мм 17) Посадка подшипника №108 на вал: Отверстие внутреннего кольца подшипника класса «6» - Φ40-0,010 мм для сопрягаемой с подшипником шейки вала назначаем допуск Φ40К6 (+0,018/ +0,002) Верхнее и нижнее отклонение отверстия BOA =0мм, HOA =-0,010мм Верхнее и нижнее отклонение вала BOB =+0,018мм, HOB =+0,002мм Предельные размеры отверстия dAmax =40мм, dAmin =39,99мм Предельные размеры шейки вала dBmax =40,018мм, dBmin =40,002мм Допуск на обработку отверстия δA = dAmax - dAmin =40-39,99=0,01мм Допуск на обработку вала δB = dBmax - dBmin =40,018-40,002=0,016мм Максимальный и минимальный натягисоединения Nmax = dBmax - dAmin =40,018-39,99=0,019мм Nmin = dBmin - dAmax =40,002-40=0,002мм 18) Установка подшипника в корпус: Назначаем: допуск на обработку отверстия Φ80Н7 (+0,030) Внешний диаметр подшипника выполнен с допуском Φ80-0,011 мм Предельные размеры отверстия dAmax =80,030мм, dAmin =80мм Предельные размеры внешнего диаметра подшипника dBmax =80мм, dBmin =79,989мм Допуск на обработку отверстия δA = dAmax - dAmin =80,030-80=0,03мм Допуск на обработку внешнего диаметра вала δB = dBmax - dBmin =80-79,989=0,011мм Максимальный и минимальный зазоры соединения Smax = dAmax - dBmin =80,030-79,989=0,041мм Smin = dAmin - dBmax =80-80=0мм Литература Методическое указание «Проектирование редуктора» Канд. техн. наук, доцент Ю.А. Серов Нижний Новгород 2004 |