Реферат: Предмет теория государство и право
Название: Предмет теория государство и право Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теория государства и права. Предмет и методология ТГП. Место ТГП в системе наук. Предмет ТГП двуедин, т.е. в него входят 2 основных феномена (государство и право): 1. Общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Иногда к ним относят закономерности познания государства и права. 2. Явления, хотя и не считающиеся закономерностями, но характеризующие государство и право в целом. 3. Правовые понятия и категории. Единство предмета обусловлено неразрывностью государства и права, т.к.: - они возникают одновременно в силу действия одних и тех же факторов - соответствуют друг другу по своему историческому типу - взаимодействуют в процессе своего функционирования Объекты ТГП: государство и право, государственно-правовая действительность Методы ТГП: Общие методы: 1. Исторический метод. Он состоит в сопоставлении рассматриваемого государственно-правового явления с другими историческими явлениями и процессами. 2. Логические методы: а) описание б) классификация в) определение - раскрытие содержания соответствующего понятия. Определения в нормативных актах - легальные дефиниции. г) анализ, синтез д) доказывание, опровержение 3. Системно-структурный метод. В данном случае явление исследуется как система и как часть система. 4. Функциональный метод. Он состоит в изучении функций одних государственно-правовых явлений по отношению к другим Частнонаучные методы: 1. Социологический метод. С помощью него исследуется правовое поведение различных субъектов права, их интересы и влияние на формирования права 2. Математические методы. Делаются попытки измерения уровня законности и эффективности норм права, в т.ч. процентное соотношение. 3. Метод моделирования. Он заключается в создании идеальных моделей и их сопоставлении с реальными общественными отношениями. 4. Формально-юридический. Данный метод выражается в анализе текстов нормативных актов, толковании содержания правовых предписаний и т.д. 5. Правовой эксперимент. Он заключается в частности в проверке действия того или иного акта на ограниченной территории. 6. Сравнительный метод. В данном случае сопоставляются различные правовые системы и их отдельные институты. Возникновение сравнительного правоведения. Функции ТГП: 1. Онтологическая. ТГП исследует бытие государства и права, их возникновение, развитие и исторические судьбы 2. Методологическая. ТГП является теоретической и методологической основойдля других юридических наук, вооружает их методами исследования государства и права 3. Эвристическая. ТГП не только исследует, но и открывает новые закономерности 4. Систематизирующая. ТГП приводит многообразие юридических наук в единую систему 5. Идеологическая. ТГП вскрывает и изучает те ценности, которым должны служить государство и право 6. Воспитательная. ТГП участвует в формировании личности юриста, знакомит с основными понятиями, закладывает основы правовой культуры 7. Практически-прикладная. ТГП оказывает влияние на правовую политику государства, вырабатывает рекомендации, касающиеся функционирования органов государства, совершенствования законодательства и правоприменительной практики. 8. Прогностическая. ТГП предсказывает будущее развитие государства и права, прогнозирует дальнейшую эволюцию государственных и правовых явлений Юридические науки: 1. Теоретико-исторические науки 2. Науки о структуре и деятельности государственных органов 3. Отраслевые науки 4. Науки, изучающие международное право 5. Прикладные науки Место ТГП в системе наук ТГП: - часть правоведения - гуманитарная наука - теоретико-историческая наука ТГП: - в системе правоведения занимается наиболее общими проблемами государства и права, является теоретической базой, основой для других юридических наук. - ТГП опирается на достижения частных юридических наук - вооружает другие науки общими принципами и методами познания государства и права Происхождение государства и права Социальная власть в первобытном обществе: 1. Распространялась в рамках рода и основывалась на кровнородственных связях 2. Являлась общественной, т.е. совпадали субъект власти и объект властного воздействия 3. Специфическими были органы власти. Ими являлись общие собрания взрослых членов рода, советы старейшин, племенные вожди Особенности социальных норм первобытного общества: 1. Социальна жизнь регулировалась в первую очередь обычаями - историческими правилами поведения, которые в результате длительного и многократного применения вошли в привычку. Першиц «Концепция мононорм» (упорядочивали отношения в обществе) 2. Социальные нормы носили неписанный характер, существовали в сознании людей и устно передавались из поколения в поколения 3. Санкции за нарушение многих социальных предписаний носили сакральный характер, т.е. предполагалась кара божественных сил за нарушение норм 4. Способ социального регулирования - запрет («табу») Социальные нормы:
Причины возникновения государства: 1. Экономические - переход к производящей экономике - прибавочный продукт - классовое расслоение - господствующий класс - экономический интерес - управление, принуждения Неолитическая революция (этап перехода от присваивающего хозяйства к производящему) 1. Отделение скотоводства от земледелия 2. Выделение ремесла и выявление торговли 3. Увеличение производимого продукта и появление имущественных излишков 4. Родоплеменная верхушка уже возвысилась над рядовыми общинниками, но власть вождя все еще была выборной и временной Закономерности возникновения государства: 1. Возникновение государства - это не одномоментный акт, а достаточно длительный исторический процесс 2. Возникновение государства - объективный процесс, не зависит от желания и усмотрения конкретных лиц 3. Государство возникает в том случае, если усложнившая социальная структура не может управляться, а общественные противоречия - разрешаться в рамках родовой организации общества 4. Государство является результатом внутреннего развития, а не силой, навязанной ему извне. 5. Однажды возникнув у определенного народа, государство, как правило, уже не исчезает, т.е. однажды возникнув у общества, оно не возвращается в безгосударственное состояние Формы возникновения государства: - Афинская форма. Является классической, т.к. процесс возникновения государства не осложнялся внешними завоеваниями и внутриклассовой борьбой. Возникло вследствие появления частной собственности и разделения общества на классы. - Римская форма. Осложнялся борьбой внутри господствующего класса - между патрициями и плебеями - Германская форма. Связывается с внешними завоеваниями. Теории происхождения государства и права:
Формационный подход Основной критерий классификации - социально-экономические признаки. Исторический тип государства — это государство определенной общественно-экономической формации. Характеризуется: - единством экономической и классовой основы - социального назначения - общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государства: Первобытно-общинный; Рабовладельческий; Феодальный; Капиталистический; Социалистический. При формационном подходе раскрывается исторический характер развития государств, но недооцениваются духовные факторы. Это очень жесткая классификация, она не позволяет охватить все многообразие существовавших и существующих государств. Эта типология неприменима к современным государствам. Поэтому делаются попытки обратиться к другим вариантам типологии. Цивилизационный подход При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.). Выделяются следующие типы цивилизаций: Древние государства; Средневековые государства; Современные государства. При цивилизационном подходе учитывается ряд важнейших духовных факторов, поэтому более полно раскрывается характер государства, но в этом случае недооцениваются социально-экономические факторы. Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности. Трехстадийная схема эволюции государства Данная концепция эволюции государственности разделяют развитие государственности на три главные стадии: раннее государство — развитое государство — зрелое государство. Раннее государство — это понятие, с помощью которого описывается особая форма политической организации достаточно крупного и сложного аграрно-ремесленного общества (группы обществ, территорий), определяющая его внешнюю политику и частично социальный и общественный порядок; эта политическая форма в то же время есть отделенная от населения организация власти: а) обладающая верховностью и суверенностью (или хотя бы автономностью); б) способная принуждать к выполнению своих требований; менять важные отношения и вводить новые, перераспределять ресурсы; в) построенная (в основном или в большой части) не на принципе родства. Развитое государство — это понятие, с помощью которого описывается форма политической организации цивилизованного общества (группы обществ); отделенная от населения централизованная организация власти, управления, принуждения и обеспечения социального порядка в виде системы специальных институтов, должностей (званий), органов, законов (правил), обладающая: а) суверенностью (автономностью); б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) возможностью изменять отношения и нормы. Зрелое государство — это понятие, с помощью которого описывается органическая форма политической организации экономически развитого и культурного общества в виде системы бюрократических и иных специальных институтов, органов и законов, обеспечивающая внешнюю и внутреннюю политическую жизнь; это отделенная от населения организация власти, управления, обеспечения порядка, социального или иного неравенства, обладающая: а) суверенностью; б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) развитым аппаратом принуждения и контроля; г) систематическим изменением отношений и норм Признаки государства: 1. Публичная власть, организованная в систему государственных органов 2.Территория, определенная границами, разделение населения по территориальному признаку 3. Система законов 4. Налоги и налогообложение 5. Вооруженные силы и полиция 6. Государственная символика |