Реферат: Круизный бизнесс на международном и российском туристическом рынке
Название: Круизный бизнесс на международном и российском туристическом рынке Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение Занимаясь деятельностью в области туризма, формируя предложение в виде турпродуктов, необходимо учитывать интересы, потребности и желания людей. На сегодняшний день многие работают в атмосфере стабильности, обыденности и полностью пропадают в рутине своих дел, в рутине скучной работы. И чем обыденней их деятельность, тем больше они хотят во время отдыха чего-то необычного, экзотического, дабы ощутить себя совсем в ином мире, сменить атмосферу и окружение. И в данном случае круиз является наилучшим видом отдыха, позволяющим сочетать великолепные морские и речные прогулки, комфорт и высокое качество обслуживание, а также посещение интереснейших городов и населённых пунктов, различных стран, знакомство с их достопримечательностями, культурой, особенностями. Экскурсионные программы могут быть разнообразными, стоянки в самых известнейших портах – увлекательными, а сам отдых – размеренным, спокойным и в каком-то роде оказывается вдали от привычного нам круговорота дней. Круизные компании предлагают водные путешествия во все уголки мира и рассчитывают на разные категории туристов. Вот уже на протяжении сорока лет рынок круизного отдыха переживает второе рождение, говорят даже о некоем «круизном буме» на туристических рынках всех стран мира, в том числе и России. Темпы прироста этого сектора туристического рынка поразительны - более 8% в год[13]. Изначально, являясь элитарным видом туризма, круизный туризм сегодня предлагает варианты отдыха практически для любого искателя путешествий, с разными уровнями дохода. На сегодняшний день особой популярностью пользуются морские международные круизы. Морские круизы всегда считались оптимальным выбором для туристов, желающих за один отпуск побывать сразу в нескольких странах. Не надо мучиться с переездами, упаковкой-распаковкой чемоданов, новыми устройствами в гостиницах. А с тех пор, как круизы перестали представляться несбыточной мечтой для российских туристов, на борту лайнеров почти любой круизной кампании можно встретить и наших соотечественников. Поэтому, тема данной курсовой работы является весьма актуальной на сегодняшний день и можно сказать, что она имеет взгляд на будущее развитие круизного бизнеса в мире. Основная цель данной курсовой работы – исследование и определение современного состояния, а также перспектив дальнейшего развития круизного бизнеса на мировом и российском туристском рынке. Для достижения поставленной цели необходимо в ходе курсовой работы выполнить следующие задачи: 1. Рассмотреть общее состояние круизного бизнеса на мировом туристском рынке. 2. Рассмотреть состояние круизного бизнеса на отечественном туристском рынке, определить основной сегмент круизов. 3. Исследовать деятельность ведущих круизных компаний на мировом и российском туристском рынке, определить основные направления их деятельности и местоположение самих компаний на рынке. 4. Определить состояние флота (водных судов), используемого в круизном бизнесе. 5. Рассмотреть основные направления маршрутов круизов в России и на мировом туристском рынке. 6. Определить наличие дополнительных, так называемых эксклюзивных круизов, являющихся особым пунктом предложений круизных компаний. 7. Привести программы развития в области круизного бизнеса и определить тенденции развития на мировом и российском туристском рынке. В связи с данными задачами курсовая работа будет состоять из 2 глав. В первой отображены все вопросы, касающиеся круизного бизнеса на мировом туристском рынке. Во второй будет рассмотрено состояние круизного бизнеса в России. Глава 1. Круизный бизнес на мировом туристском рынке. 1.1. Современное состояние круизного бизнеса на мировом туристском рынке. Большая доля круизного туризма приходится на мировой туристский рынок не только из-за возможности большего охвата территорий, но и в связи с высоким уровнем развития. 1.1.1. Ведущие круизные компании мира и основные направления их деятельности. В мире насчитывается достаточно большое количество морских круизных компаний (более 150) – греческих, итальянских, испанских, американских, датских, норвежских. К наиболее известным перевозчикам в сфере морских круизов относятся «Carnival Cruise Lines», «Celebrity Cruises», «Royal Caribbean International», «Princess Cruises», «Costa Cruises», «Norwegian Cruise Lines». [2] Основные районы морских круизов - Карибский бассейн и Средиземное море. Главным преимуществом Карибского бассейна является то, что круизы можно проводить круглый год. Длительность круизных маршрутов колеблется от 3 дней до 2 недель, маршруты классифицируются по следующим направлениям: Западные Карибы, Восточные Карибы, Южные Карибы. Классические морские круизы - это Средиземное море. Круизные маршруты охватывают сразу несколько европейских стран - Испания, Франция, Италия, Греция - и стран Северной Африки - Марокко, Тунис, Египет. Большой популярностью пользуются круизы вдоль берегов Британии, Скандинавии и России. Некоторые круизные компании организуют кругосветные путешествия продолжительностью более 120-140 дней. В последние несколько лет стали популярны круизные маршруты к берегам Антарктиды и к Северному полюсу. "Ледовые" круизы осуществляются круглый год: летом маршруты пролегают в Арктику, зимой основное направление - Антарктида. Стоимость "ледовых" круизов достаточно высокая - от 10 тыс. долл. до 18 тыс. долл., однако ежегодный спрос стабильно растет на 2 %.[13]. С каждым годом число круизных компаний увеличивается, так как увеличивается число туристов, проявляющих интерес к круизам. В 1980 г. насчитывалось 1,5 млн. туристов морских круизов, в 1993 г. — 4,5 млн, в 1996 г. — 6,5 млн, в 2003 г. — 9 млн, в 2006 г. эта цифра достигла 12 млн туристов. Круизный бизнес на мировом туристском рынке представлен (ежегодно обслуживают более 6 миллионов туристов на бортах более 150 комфортабельных круизных лайнеров) следующими круизными компаниями[1] [19]: Люкс:- Crystal Cruises - Hapag-Lloyd Cruises - Regent Seven Seas Cruises - Sea Cloud Cruises - Seadream Yacht Club - Silver Sea - The Yachts Of Seabourn Премиум: - Azamara Cruises - Celebrity Cruises - Holland America Line - Peter Deilmann Cruises - Viking River Cruises - Windstar Cruises Стандарт: - Canodros SA - Carnival Cruise Line - Costa Cruises - MSC Cruises - Norwegian Cruise Line - Pac Group - Poseidon Expeditions - Princess Cruises - Pullmantur Сruises - Royal Caribbean International - Star Clippers - Star Cruises Далее последует более подробная характеристика ведущих компаний и представляющих особый интерес для туристов[19]. Royal Caribbean International. Круизная компания Royal Caribbean International была основана в 1969 г. с целью организации круглогодичных Карибских круизов. За три с половиной десятилетия флот увеличился до 18 лайнеров, а регионы плавания охватывают почти весь мир. Компании принадлежат 5 лайнеров, до недавнего времени бывшие крупнейшими во всем круизном флоте мира – это корабли класса Voyager (137 300 тонн), на которых оборудованы даже ледовые катки. Круизы компании Royal Caribbean пользуются заслуженной популярностью – особенно средиземноморские и в морях Северной Европы. Кроме того, компания организует круизы в Северной Америке – Аляска, Карибские острова, Мексика, Канада, Гавайи, Панамский канал и пр. Компания первой в круизном флоте оборудовала атриум в центре лайнера и скалодром на верхней открытой палубе. Великолепно чувствуют себя на борту лайнеров компании дети всех возрастов: для них разработаны специальные программы в пяти возрастных категориях (от 3 до 17 лет). Компания Royal Caribbean владеет компанией Celebrity Cruises, образуя второй по величине в мире круизный холдинг. Celebrity Cruises. Круизная компания Celebrity Cruises была основана в 1989 г. с целью предложить круизы класса «премиум» для опытных путешественников по разумным ценам. Этот план был встречен на рынке скептически, так как основателями Celebrity стали владельцы Chandris Cruises, компания, длительное время ассоциировавшейся с экономичными круизами.Однако уже через три года компания добилась поставленной цели, причем лучше, чем можно было ожидать. Компания предложила абсолютно новый продукт на лайнерах нового поколения, с новыми стандартами питания и обслуживания. Лайнеры серии Century – Century, Galaxy u Mercury – вмещали на 26% пассажиров больше по сравнению с предыдущим классом судов, и впервые на лайнерах, предлагающих круизы в средней ценовой категории, были оборудованы сьюты с дворецкими, огромная спа-зона, сигарный клуб, а также размещены обширные коллекции произведений искусства. В 2000 году флот компании Celebrity Cruises пополнился первым лайнером следующей серии – Millennium. Впервые в истории круизного флота эти лайнеры были оборудованы стеклянными лифтами с панорамным видом наружу. Круизы компании Celebrity Cruises покрывают практически все регионы мирового океана, включая Средиземное море, моря Северной Европы, Аляску и Южную Америку. Основным своим преимуществом перед другими компания считает великолепную кухню. Сегодня флот состоит из 9 кораблей, оформленных в современном стиле с элементами традиционного декора. Costa Cruises. Costa Cruises – итальянская компания в составе корпорации Carnival Corporation Group. Является ведущим оператором Европы по организации круизов. В 1959 году Costa Cruises была первой компанией, предложившей недельный круиз по Карибскому бассейну. С 1993 года компания стала предлагать в основном круизы по Европе и из восьми судов только два остались работать в портах Америки и то только в зимний период. Costa Cruises предлагает «круизы в итальянском стиле», представляя Итальянский стиль во всем – от дизайна до питания. Флот состоит из 10 лайнеров, вместимостью от 74 до 112 тысяч тонн. В 2006 году Costa Cruises обзавелась новым мощным флагманом – лайнером Costa Concordia. К 2010 г., с исполнением последнего заказа, флот Costa будет состоять из 15 судов. Круизная компания Norwegian Cruise Line была основана в 1966 г. (тогда под названием Norwegian Caribbean Line) Сначала осуществляла круизы вокруг Норвегии, затем расширила свои маршруты до атлантических и средиземноморских круизов. На протяжении многих лет являлась законодателем мод в мире круизов. Она была первой круизной компанией, которая: - оборудовала первый мега-лайнер специально для круизов – с множеством ресторанов, баров, залов отдыха и развлечений: это был лайнер Norway, рассчитанный на 2000 пассажиров (1980 г.); - приобрела частный остров на Карибах для отдыха пассажиров; - ввела альтернативные рестораны на борту; установила оборудование для трансляции спортивных событий в спорт-барах на борту; оборудовала гостиные зоны в стандартных каютах (до этого гостиная зона была прерогативой эксклюзивного размещения в сьютах); - отказалась от фиксированных смен питания в ресторане, объявив концепцию «cвободного питания» и оборудовав множество ресторанов на борту во избежание очередей; - оборудовала гигантские сьюты, носящие название Garden Villa, площадью около 500 кв.м. на борту новейших лайнеров. Сегодня многие из этих инноваций стали стандартами круизной индустрии и приняты на многих лайнерах . Сегодня флот компании состоит из 12 лайнеров. Круизы в свободном стиле компании Norwegian Cruise Line подразумевают свободу абсолютно во всем: Турист и только турист решает, каким будет его день. Стоит отметить элегантные интерьеры лайнеров. Для детей на борту предусмотрены специальные программы по 4 возрастным категориям: с 2 до 5 лет, с 6 до 8 лет, с 9 до 12 лет и с 13 до 17 лет. Стабильной популярностью пользуются круизы компании вокруг мыса Горн и на Гавайских островах – и здесь Norwegian Cruise Line стала пионером круизной индустрии. SilverSea С момента своего основания в 1994 году SilverSea предлагает элитные и роскошные путешествия. Стремясь к совершенству, компания заслужила репутацию одной из лучших в мире. Ее флот состоит из четырех современнейших судов, которые гарантируют максимальный простор для каждого пассажира. Звездный альянс, в который вместе с SilverSea входят две самые известные гостиничные цепочки: Relais&Chateaux и The Leading hotels of the World и неоднократно упомянутый в литературных произведениях и кинофильмах, великолепный Orient Express позволяет предложить гостям круизной компании поистине уникальный сервис, как на борту лайнера, так и при наземном обслуживании – размещение только в каютах категории suite, превосходные транспортные услуги, специальные программы до или после круиза, специально разработанные круизы для любителей гольфа, тематические гастрономические вечеринки, изысканные приемы во время круиза.Обслуживание на лайнерах SilverSea считается одним из лучших в мире. Европейская деликатность и предупредительное отношение к гостям – это истинная философия, которая проявляется во всем. Персонал SilverSea знает, как сделать обстановку на судне такой, чтобы гости чувствовали себя как дома. Star ClippersКруизная компания Star Clippers была создана в 1991 г. шведским предпринимателем Микаэлем Крафтом, страстным любителем яхт и клиперов. Парусники этой необычной компании являются копиями торговых кораблей середины 19 века. Оборудованные по последнему слову техники, клиперы сочетают в себе современный набор услуг с романтикой давних морских путешествий. Безусловно, парусник – это не круизный лайнер в обычном смысле этого слова. Однако круиз на паруснике обладает огромными преимуществами. Клипер может зайти в маленькие, укромные бухты, недоступные большим круизным лайнерам. В каждом порту на лайнер приглашают местных музыкантов и артистов, чтобы создать местный колорит на борту. Капитанский мостик открыт для посещения в любое время. Специальная морская платформа на корме Royal Clipper позволяет заняться водными видами спорта прямо в открытом море. Круиз на паруснике – это идеальное сочетание приключений, романтики и морских традиций с отменным сервисом и роскошью современной яхты! Poseidon Expeditions Компания «Посейдон Экспедишнз» специализируется на организации экспедиционных люкс-туров по самым нестандартным и интересным направлениям. Туры ориентированы на любознательных путешественников, стремящихся побывать в неповторимых, часто труднодоступных уголках Земного шара. География путешествий компании - от Северного до Южного полюса включительно. Компания предлагает уникальные круизы в Арктику и в Антарктику. Программы разнообразны: от туров на собачьих упряжках до экспедиционных круизов на ледоколах. Наиболеекрупнымикруизнымикомпаниями, организующимиречныекруизывЕвропеявляютсяNicko Tours, Peter Deilmann Cruises, Viking River Cruises, Croisi Europe, Sea Cloud. В Западной Европе есть достаточно широкая водная сеть: реки Рейн, Маас, Эльба, Рона, Сена, Дунай, Одер, Висла и т.п. Наиболее популярны маршруты: по Рейну и её притокам Везеру, Майну, Мозелю, Неккару, а также речные круизы по Дунаю, охватывающие практически всю центральную Европу от Амстердама до Будапешта и от Базеля до Берлина. Именно эти и комбинированные речные круизы из Рейна в Дунай составляют большую часть круизного рынка из представленных ведущими европейскими круизными компаниями. Также многие европейские компании организуют круизы по рекам России. Можно выделить следующие основные регионы плавания в Европе:- Дунай (Германия-Австрия-Венгрия-Словакия-Австрия-Германия; Пассау - Шпиц - Вена - Будапешт - Эстергом - Вена - Мельк - Пассау; Германия-Австрия-Венгрия-Словакия-Австрия-Германия; Германия-Австрия-Венгрия-Словакия-Австрия-Пассау),- Рейн ( Германия-Голландия-Франция-Швейцария-Германия; Голландия-Бельгия; Базель - Страсбург - Шпайер - Вормс - Рюдесхайм - Кохем - Кёльн - Неймеген - Амстердам; Амстердам - Гент - Неймеген - Арнем - Амстердам; Германия-Франция-Германия; Швейцария-Германия-Франция-Германия-Голандия),
|
Дата | Порт | Страна | Приход | Отход | Экскурсии. 12 дней / 11 ночей. |
25.07 | Франкфурт | Германия | 16:00 | 21:00 | Посадка |
26.07 | Мангейм Шпайер |
Германия | 08:30 11:30 |
09:30 19:30 |
Поездка в Гейдельберг |
27.07 | Страсбург | Франция | 08:00 | 23:00 | Обзорная экскурсия по Страсбургу |
28.07 | Базель | Швейцария | 12:00 | - | Поездка в Цюрих |
29.07 | Базель | Швейцария | 18:00 | Поездка в Люцерн | |
30.07 | Рюдесхайм | Германия | 14:00 | 18:00 | Дегустация вина в Рюдесхайме |
31.07 | Кельн | Германия | 05:00 | 14:00 | Обзорная экскурсия по Кельну |
01.08 | Антверпен | Бельгия | 09:00 | - | Поездка в Брюссель |
02.08 | Антверпен | Бельгия | - | 20:00 | Поездка в Гент |
03.08 | Роттердам | Нидерланды | 07:00 | 23:00 | Поездка в Дельфт и Гаагу |
04.08 | Волендам Амстердам |
Нидерланды | 08:30 12:30 |
10:00 - |
Обзорная экскурсия по Амстердаму |
05.08 | Амстердам | Нидерланды | - | - | Высадка после завтрака. Трансфер в аэропорт |
Тарифы на речной круиз с 25.07.10 по 05.08.10
2-х местная каюта, категория A-Верхняя-1865 €
2-х местная каюта, категория В-Нижняя-1750 €
2-х местная каюта, Luxe-Верхняя-2200 €
1-но местная каюта-Верхняя-1990 €
3-х местная каюта-Верхняя-1645 €
В стоимость речного круиза входит: проживание в каюте, оплаченной категории; питание полный пансион (4-разовое); приветственный и прощальный коктейли; развлекательная программа на теплоходе, услуги дирекции круиза, все портовые сборы.
Дополнительно оплачиваются: стоимость оформления виз, страховка, авиаперелет, экскурсионная программа (по выбору), трансферы, дополнительные услуги (продукция баров, чаевые, прачечная и пр.)
Стоит отметить, что представленные круизы являются лишь небольшим примером, тогда как круизные компании предлагают туристам различные варианты водных путешествий как по морю, так и по рекам Европы, предоставляя возможность удовлетворить потребности в отдыхе и путешествии самого искушённого туриста.
1.1.4. Эксклюзивные круизы.
В первую очередь, необходимо определить, что понимается под «эксклюзивными круизами или водными путешествиями». Поскольку современный обыватель, услышав данное понятие, может отнести его к элитарным круизам, недоступным для массового потока. И с одной стороны он будет прав. Однако нельзя назвать любой элитарный отдых на водном судне эксклюзивным круизом. Ведь Элитарный туризм – дорогостоящий вид туризма, ориентированный на избранную публику, состоятельную клиентуру, для которой цена не имеет значения. Конечно эксклюзивные круизы - наиболее роскошные, и, как правило, достаточно дорогие морские круизы, которые будут интересны истинным любителям данного вида отдыха. Но основная изюминка данных круизов заключается в их отличии от стандартных предложений круизных компаний. Чаще всего такой отличительной чертой является экзотичность направления и региона плавания, труднодоступность, открытие новых уголков страны или новых островов. Также под отличительной чертой можно рассматривать и вид судна, на котором совершается путешествие. Так, предложения круизной компании Star Clippers являются сами по себе уникальными, поскольку компания использует отреставрированные парусные суда. Одними из таких эксклюзивных путешествий выступают круизы:
1. Рим - Венеция — цена от: 3205.00 $
Регион плавания: Восточное Средиземноморье.
Корабль: Royal Clipper ; Компания: Star Clippers.
Класс: Стандарт.
Порты: Чивитавеккья (порт г. Рим), о. Понца, Капри, Таормина (о.Сицилия), в Средиземном море, Корфу, Котор, Дубровник, Корчула, Хвар, Ровинь, Венеция.
Продолжительность: 12 дней. Даты начала Круиза: 26 Июн. 2010; 17 Июл. 2010; 7 Авг. 2010; 28 Авг. 2010.
К эксклюзивным круизам безусловно можно отнести Экспедиционные круизы к Северному Полюсу и Антарктиде; экокруизы по Галапагоссам, вдоль Африки; кругосветные и трансокеанские круизы.
Компания Celebrity Cruises предлагает своим туристам путешествие на Галапагоссы:
Круиз: « 7 Night Galapagos Islands Cruise on board Celebrity Xpedition».
Бальтра-Бальтра — цена от: 2999.00 $
Регион плавания: Галапагоссы.
Корабль: Celebrity Xpedition; Компания: Celebrity Cruises.
Класс: Премиум.
Порты: о. Бальтра (Галапагоссы), СеверныйСеймур (Галапагоссы), о. СанКристобаль (Галапагоссы), ПуэртоБакеризо (о. СанКристобаль, Галапагоссы), ПунтаСуарес ( о.Эспаньола, Галапагоссы), Пойнт-Корморант (о. Флореана, Галапагоссы), Баронесс, о. ЛасБачас (о. Санта-Круз, Галапагоссы), о. Бартоломе (Галапагоссы), о. Изабелла (Галапагоссы), ПунтаЭспиноза (о. Фернандина, Галапагоссы), ПуэртоЭгас (о. Сан-Сальвадор, Галапагоссы), ДрагонХилл (о. СантаКруз, Галапагоссы), Пуэрто-Айора (о. СантаКруз, Галапагоссы).
Продолжительность: 8 дней.
Даты начала Круиза: 6 Июн. 2010; 13 Июн. 2010; 27 Июн. 2010; 4 Июл. 2010; 11 Июл. 2010; 18 Июл. 2010; 1 Авг. 2010; 8 Авг. 2010; 5 Сент. 2010; 12 Сент. 2010; 26 Сент. 2010; 3 Окт. 2010; 10 Окт. 2010; 17 Окт. 2010; 31 Окт. 2010.
А круизная компания SilverSea специализируется на северных круизах:
Круиз: Ушуайа-Ушуайа — цена от: 19795.00 $
Регион плавания: Антарктида.
Корабль: PrinceAlbertII; Компания: SilverSea.
Класс: Люкс.
Порты: Ушуайа, круиз, через Фолклендские о-ва, Порт-Стэнли, через Южные Сандвичевы острова, о. Мордвинова (Элефант), в проливе Дрейка.
Продолжительность: 18 дней
Даты начала Круиза: 10 Ноя. 2010; 19 Дек. 2010
Особую роль в круизном бизнесе на мировом туристском рынке играет яхтенный туризм (яхтинг), который является элитарным видом туризма. Яхтенный туризм на данный момент доступен не каждому туристу, тем не менее, число желающих отправиться в чартерный рейс на яхте растёт с каждым годом, и этот вид туризма постепенно перестаёт быть элитарным. Благодаря этому такой вид бизнеса процветает.
К лучшим местам для яхтинга можно отнести такие страны и регионы как: Турция, Французская Полинезия, Греция, Таиланд, Испания, Италия, Хорватия, Франция, Карибское море, Сейшелы.
Получать первый парусный опыт лучше всего в Турции – новые марины, новые яхты, отсутствие виз и прочие прелести древнего побережья Ликии. Самое популярное побережье – от Бодрума до Финике, здесь настолько много бухт, заливов и островов, что можно провести немало яхтенных походов. Пятая часть Греции расположена на островах. Яхтсмены полюбили Эгейское море за бесконечное количество тихих бухт, необитаемых островков и древнегреческих памятников. Вариантов маршрутов бесконечное множество, на любой уровень подготовки команды. Самые популярные районы островной Греции – Киклады. Яхтинг в Таиланде актуален в трех регионах: Пхукет, Самуи и архипелаг Чанг. На двух архипелагах сосредоточен испанский парусный флот. Здесь постоянные ветра и много солнечных дней. Италия и море – почти синонимы. На западе Тирренского моря – Сардиния и соседняя французская Корсика. На Сардинии главные яхтенные базы Альгъеро и Портиско. Тысячи островов и бухт на пятисоткилометровом побережье Хорватии обеспечили стране неугасаемый интерес со стороны яхтсменов. Марин в Хорватии много, и они достаточно комфортные. На Средиземноморском побережье Франции самое знаменитое место – Лазурный берег от Марселя до Ментоны. Карибское море – один из самых популярных чартерных районов. А еще раньше Карибы были предметом войн и разных геополитических разборок, и в итоге сейчас в акватории моря десятки государств – с различными условиями для чартера да и жизни в целом. У Сейшел много плюсов – почти не бывает штормовых ветров, постоянно теплая вода (круглый год 26–28) и воздух (круглый год 28–32), небольшие приливы и отсутствие виз.
1.2. Перспективы и программы развития круизного бизнеса на мировом туристском рынке.
В последнее время круизный бизнес на мировом туристском рынке набирает всё большие обороты, об этом свидетельствует и увеличение пассажиропотока (туристского потока), и расширение флота крупнейших мировых круизных компаний за счёт строительства новых лайнеров. Будучи самой стабильной отраслью туриндустрии, круизный бизнес не стоит на месте и активно развивается. Еще в начале года представители круизных компаний заявили, что в обстановке закрытия отелей они гордятся тем, что ни один проект по строительству новых лайнеров не был ни отменен, ни приостановлен. Только этим летом спускаются на воду 2 новых лайнера компании Costa Cruises, лайнер MSC Cruises, лайнер Celebrity Cruises, в классе "люкс" - лайнер The Yachts of Seabourn. Осенью-зимой этот список существенно расширится, так что перспективы развития весьма ощутимы.
Самым крупным круизным холдингом с наибольшим объемом круизных пассажиров является Carnival Corporation. Для совершения морских круизов и с целью расширения круизного флота круизная корпорация Carnival планирует спустить на воду еще 20 круизных лайнеров до 2012 года.[20]
География круизов необычайна широка. Традиционно круизные компании предлагают десятки вариантов морских путешествий: по Средиземному или Красному морям, вокруг Западной и Северной Европы, по Карибскому бассейну, вдоль побережья Южной Америки или Южной Африки, вокруг Канады или Аляски, Австралии и Новой Зеландии, по Океании, в водах Индийского океана и Атлантики. На сегодняшний день круизные компании охватили практически все возможные морские и океанские маршруты, поэтому принципиально новых круизных направлений на туристическом рынке уже не появляется. Маршруты лишь трансформируются, дорабатываются. [2]
Сегодня знаковые события в круизной индустрии - это строительство и спуск на воду новых лайнеров. Ежегодно к числу уже существующих кораблей прибавляется несколько только что построенных. К примеру, в этом году лайнером Freedom пополнила свой флот компания Carnival. А в следующем году ожидается спуск на воду сразу двух мегалайнеров итальянской компании MSC Crociere: MSC Fantasia и MSC Serenata, каждый из которых рассчитан на 3900 пассажиров. Средиземное море по-прежнему остается самым востребованным маршрутом у российских круизеров. Однако, кроме классического Средиземноморья туристы выбирают другие маршруты, в том числе и в северные страны. Так, Норвегия в течение многих лет остается популярным круизным направлением, и нынешний год не станет исключением: ожидается, что количество заходов круизных лайнеров в порты страны увеличится на 10% по сравнению с прошедшим годом. По предварительным оценкам, в 2010 году норвежские порты примут 1560 судов, в то время как в 2009 году их было зафиксировано 1478. По данным компании Cruise Norway, в прошлом году Норвегию посетили 1,7 миллиона человек, прибывших морским транспортом. Годом ранее это число составляло 1,2 миллиона, а в 2006 году - 1,1 миллиона. В этом году число пассажиров достигнет 1,9 миллиона человек. Cудя по всему, город Ставангер станет лидером по количеству причаливших к нему судов. Ожидается, что их число увеличится в 2010 году до 115 при том, что в 2009 году было отмечено всего 99. Город Молде также почувствует увеличение по сравнению с предыдущим годом: с 33 до 51 судна. В 2008 году лидером по количеству принятых иностранных круизных судов был Осло. Также в первой десятке - Берген, Гейрангер (Geiranger), Ставангер, Флом (Flåm), Нордкап, Тромсе и Олесунн.
Стоит также дать ответ на вопрос, как повлиял мировой финансовый кризис на круизный бизнес. Финансовый кризис изменил привычки клиентов. Сегодня они покупают меньше экзотических круизов, выбирают маршруты поближе к дому: европейцы - Средиземное море, Балтику, американцы - круизы из портов США. Но бронирования на 2010 год идут иначе.
Прежде всего следует отметить, что круизная индустрия не ощутила таких последствий финансового кризиса, как другие секторы турбизнеса. В целом отрасль потеряла около 20% клиентов. На круизном рынке этот показатель существенно ниже. Как и любой другой бизнес, круизная индустрия столкнулась со спадом продаж. Здесь было принято простое решение: выход на рынок со скидками. В результате лайнеры ведущих компаний заполняются, а турпоток увеличился в 1,5 раза за счёт новых туристов. Круизные компании вынуждены снижать цены, чтобы сохранить клиентов. В среднем стоимость морских путешествий снизилась на 12%, что дает возможность привлекать новых туристов. На ряде круизов 2009 года предлагаются скидки в размере до $1500 на человека. Среди новинок – несколько бонусных программ, скидки до $10 тысяч для новых клиентов, бронирующих кругосветное путешествие, система «все включено», бортовой кредит на любые нужды (до $2 тысяч на каюту), обновленные лекционные программы, улучшенное меню. За последние два года инвестировали $40 млн в обновление интерьеров лайнеров. Продолжается инвестирование в улучшение продукта.
Интересны и нестандартные формы привлечения клиентов. Например в Германии будет организован классический круиз с венским оркестром. Круизный лайнер Mein Schiff, принадлежащий судоходной компании «Tui Cruises», отчалит из немецкого города Киль с заходом в Таллин, Санкт-Петербург, Хельсинки, Стокгольм, Калининград и Клайпеду. Окруженные захватывающими пейзажами и комфортом, которые предлагают подобные суда, с 7 по 17 июля туристы смогут насладиться плаванием под аккомпанемент прекрасной музыки. Венский филармонический оркестр даст четыре концерта в море в течение круиза, кроме того, у пассажиров будет возможность присутствовать на генеральных репетициях.
Дополнительно пассажиры смогут посетить еще три концерта оркестра, которые пройдут на суше в городах остановок. А в США состоится музыкально-ностальгический круиз для битломанов. Музыкально-ностальгический круиз будет организован на лайнере Independence of the Seas компании Royal Caribbean и продлится 6 ночей.
Корабль сделает остановки в Белизе, Ривьере Майя и на мексиканском острове Косумель.[20]
Спуск на воду лайнера Celebrity Equinox компании Celebrity Cruises в июле, долгожданный спуск лайнера Oasis of the Seas компании Royal Caribbean International, который состоится в ноябре, презентации новых судов других операторов - все это позволяет надеяться, что мировая круизная отрасль продолжит развиваться. За последние двенадцать лет объем круизного рынка в Европе ежегодно увеличивался на 10%, ежегодный прирост североамериканского рынка составлял 6–7%. Круизы как вид отдыха пользуются все большей популярностью у европейцев. К 2020 году ежегодный объем этого рынка составит 10 млн человек по сравнению с 4,4 млн пассажиров в 2008 году[18].
Глава 2 .Круизный бизнес на российском туристском рынке.
1.1. Современное состояние круизного бизнеса в России.
На сегодняшний день круизный бизнес на российском туристском рынке развивается медленнее, чем на мировом. Однако он имеет некоторое отличие. Если основная доля круизного бизнеса на мировом туристском рынке приходится на морские круизы, то в России быстрее и интенсивнее развиваются речные круизы. Издавна с реками на территории современной России всегда была тесно связана жизнь людей. Речное и морское судоходство традиционно было основой торговли и прогресса. По реке перевозили товары и сплавляли лес. Реки были источником жизни древних русских городов и поселений. Многие города на территории современной России являются памятниками древнерусской культуры и до нынешних дней сохранили свои великолепные архитектурные ансамбли, соборы, монастыри, крепостные стены. В музеях этих городов сохранились бесценные предметы старины, как свидетельства давно ушедших веков. Огромный интерес людей к истории и культуре родного края выражается в многочисленных туристических маршрутах по его древним городам. В полной мере он выражается в замечательном виде отдыха - речные круизы. По рекам сегодня можно путешествовать через территорию всей центральной и северо-западной части России на теплоходах на которых есть всё для комфортного отдыха досуга и общения. В пути по рекам, где многие века назад проходили ладьи древних торговцев и воинов, можно увидеть великолепные пейзажи среднерусской природы. Сильно впечатляет и суровая природа Карелии, во время путешествия по Ладожскому и Онежскому озерам. Главными достопримечательностями озер являются острова Валаам, Кижи, Коневец, они хранят уникальные памятники архитектуры древнего зодчества. Сегодня речные круизы по России стали международным туристическим направлением. Иностранные туристы из Франции, Германии, Испании, США, Китая, имеют возможность открыть для себя огромную, неизвестную им Россию. Развитие речных круизов для иностранных туристов привело к повышению уровня этого туристического продута. Речные круизы сегодня это не дешевый отдых, но высокого качества турпродукт с каждым годом привлекает всё больше туристов, которые зачастую становятся фанатами этого вида отдыха. В полной мере можно сказать, что речные круизы становятся очень престижным, элитным видом отдыха в России и уверенно конкурируют с более доступными зарубежными направлениями.
1.1.1. Круизные компании России и основные направления их деятельности.
На российском туристическом рынке очень мало специализированных круизных компаний высокого уровня. Чаще всего они представлены турфирмами, которые совмещают свою основную деятельность с организацией круизов. Наличие собственного флота можно наблюдать только у судоходных компаний, которые не всегда используют его в туристических целях. И всё-таки, можно назвать несколько круизных компаний, которые не только организуют водные маршруты для внутренних туристов, но и учитывают спрос иностранных туристов, а также ведут активное сотрудничество с международными круизными компаниями, собирая русские группы для зарубежных поездок.
Признанным лидером индустрии речных круизов сегодня является Круизная компания "ВодоходЪ - Санкт Петербург", она входит в группу крупнейших круизных компаний России, работающих под торговой маркой "ВодоходЪ". Основными направлениями маршрутов компании являются реки и озера Карелии северо-западной части России маршруты с посещением жемчужин водных просторов - островов Валаам и Кижи. Компания предлагает также экскурсионное обслуживание и приём в Санкт-Петербурге, прогулки по рекам города, предлагает отдых в своих ресторанах и банкетное обслуживание.
Круизная компания «ВодоходЪ - Санкт-Петербург» образована в 2004 году на базе Санкт-Петербургского филиала ООО «Волга-Флот-Тур», осуществлявшего коммерческую эксплуатацию пассажирского флота Волжского пароходства и пассажирских судов Северо-Западного пароходства с 1999 года. Сохраняя и приумножая сложившиеся традиции качества, сервиса и безупречного партнерства, компания «ВодоходЪ - Санкт-Петербург» предлагает сегодня на туристском рынке России речные круизы европейского уровня. «Всерьез и надолго!» - с таким девизом круизная компания «ВодоходЪ - Санкт-Петербург» вышла на рынок речного туризма. Сотрудники компании разрабатывают новые маршруты, интересные экскурсионные и развлекательные программы, организуют семинары повышения квалификации для персонала. Компания делает всё возможное, чтобы отдых на борту теплоходов был полноценным и эксклюзивным для наших гостей - российских и зарубежных туристов.
Круизный флот. В составе круизного флота ООО «ВодоходЪ - Санкт-Петербург» 4-х палубные комфортабельные теплоходы. Уютные каюты, питание в ресторане, удовлетворяющее любой, даже самый изысканный вкус, внимательное радушное отношение обслуживающего персонала, разнообразная и насыщенная развлекательная программа, качественное экскурсионное обслуживание. Теплоход - замечательный вариант для отдыха, проведения конференций, презентаций, симпозиумов, обучающих и бизнес программ, корпоративных вечеринок и рекламных проектов.
Международный туризм. ООО «ВодоходЪ - Санкт-Петербург» предоставляет круизное обслуживание для туристов из разных стран мира на линии «Санкт-Петербург - Москва - Санкт-Петербург», продвигая туристско-экскурсионный продукт компании на международный рынок.
Внутригородской флот. ООО «ВодоходЪ - Санкт-Петербург» организует прогулочные экскурсионные рейсы по рекам и каналам Санкт-Петербурга, по акватории Невской губы Финского залива.
Въездной туризм. Тем, кто прибывает в Санкт-Петербург теплоходами, ООО «ВодоходЪ - Санкт-Петербург» предлагает экскурсионное обслуживание по разнообразным и точно выстроенным программам
Более широкое поле деятельности занимает компания «ВодоходЪ». Организация речных круизов по водным просторам России является основным направлением деятельности компании. Вот уже на протяжении многих лет компания принимает российских и зарубежных гостей на борту наших комфортабельных теплоходов. Являясь крупнейшим оператором, компания «ВодоходЪ» предлагает широкий спектр маршрутов, охватывающий почти всю европейскую часть России. Речной круиз из Москвы до Санкт-Петербурга при этом по-прежнему остаётся одним из наиболее популярных и востребованных.
Цены на речные круизы зависят от продолжительности и маршрута выбранного путешествия, а также от категории выбранной каюты для размещения на борту судна.
Не оставляет без внимания круизная компания «ВодоходЪ» и более искушенных путешественников, ценящих изысканность и роскошь в организации отдыха и стремящихся попасть в самое сердце Европы. Для них есть огромный выбор круизов по Европе на комфортабельных суднах высшего класса (4* и 5*).
«ВодоходЪ» является туристической компанией полного цикла, то есть объединяет под своим управлением все звенья цепочки обслуживания. Компания сама разрабатываем маршруты речных круизов, экскурсионные программы, развлекательные мероприятия на борту теплоходов, улучшает качество туристического продукта с тем, чтобы круизы неизменно оставались эталоном на туристическом рынке России и прилагает максимум усилий, чтобы ежегодно пополнять спектр предложений и радовать клиентов новыми маршрутами. Речные круизы 2010 года в этом плане не являются исключением и обещают быть еще более увлекательными и интересными, чем прежде. В предстоящем сезоне компания «ВодоходЪ» подготовила для туристов ряд новинок, дополнительных экскурсий, среди которых 11-дневный круиз «Святыни России» по маршруту Москва – Самара и 8-дневное путешествие по маршруту Санкт-Петербург - Москва. Оба рейса пройдут на комфортабельном четырехпалубном теплоходе «Александр Пушкин».
Еще одна новинка навигации - 2010 - уникальная экскурсия на чудо-остров Свияжск, предлагаемая в ряде круизов, которые совершат давно полюбившиеся российским туристам теплоходы «Сергей Кучкин» и «Феликс Дзержинский». Для тех же, кто не готов и не может позволить себе отправиться в столь продолжительные путешествия, компания «ВодоходЪ» рада предложить увлекательные прогулки по Москве-реке и по Химкинскому водохранилищу – каналу имени Москвы.
«Волга-Флот-Тур».Туристическое направление развивает дочернее предприятие Волжского пароходства туристическая фирма "Волга - Флот - Тур", имеющая офисы в Нижнем Новгороде и Самаре. Компания "ВодоходЪ" в Москве и круизная компания "ВодоходЪ - Санкт - Петербург" являются крупными арендаторами пассажирских судов Волжского пароходства.
Компании предлагают полный спектр туристических услуг для индивидуальных туристов, групп и корпоративных клиентов. На комфортабельных теплоходах пароходства туристы могут совершить незабываемое путешествие по рекам и озерам России.
Компания речного туризма Волжского пароходства «Волга-Флот-Тур» является крупнейшим круизным оператором Поволжья с офисами в двух экономически развитых регионах – Нижнем Новгороде и Самаре. История компании насчитывает десятилетний опыт успешной работы, развития и достижений. Имея широкую географию маршрутов - от Ростова-на-Дону до Москвы и Санкт-Петербурга, предлагает круизы по рекам Волга, Дон, Москва-река, Кама, Ладожскому и Онежскому озерам и другим водным путям.
В распоряжении компании самый большой комфортабельный пассажирский флот в Поволжье: единственный в России четырехпалубный теплоход-санаторий «Михаил Фрунзе», четырехпалубные теплоходы «Федор Шаляпин», «Семен Буденный», «Георгий Жуков», четырехпалубный теплоход класса «интурист» - «Александр Пушкин», и модернизированный трехпалубный теплоход «Капитан Пушкарев», а так же прогулочный флот – теплоход-катамаран «Отдых - 1», «Москва - 13», «Москва - 72».
«Волга-Флот-Тур» уделяет большое внимание техническому оснащению и модернизации своих лайнеров, разработке новых направлений, культурно-развлекательных программ, качеству сервиса и квалификации персонала.
Стремление к постоянному росту качества сервисных предложений и повышению квалификации персонала позволяет компании «Волга-Флот-Тур» предлагать клиентам услуги на высочайшем уровне. Сотрудники компании имеют опыт проведения не только круизных программ, но и международных конференций, семинаров, презентаций, праздничных корпоративных мероприятий. «Волга-Флот-Тур» ставит высокую планку уровня обслуживания каждого туриста. Не останавливаясь на достигнутом, компания постоянно улучшает интерьеры теплоходов, качество питания, комфортабельность кают. Разработка новых речных маршрутов – это ещё одно из направлений развития компании.
Компания «Волга-Флот-Тур» вышла на международный уровень. Участие в таких мероприятиях, как крупнейшая международная выставка туризма «ITB BERLIN» в Германии и научно-практическая конференция в Китае – «транспортная политика в современном партнерстве России и Китая», позволяет открывать новые и перспективные горизонты для сотрудничества на международном уровне.
Также стоит отметить туристическую компанию «Инфофлот».
С момента основания компании «Инфофлот» в 2002 году речные круизы на теплоходах были выбраны основной специализацией. Компания «ИНФОФЛОТ» работает со всеми ведущими круизными компаниями России и Украины. Речные туры в базе исчисляются 2-мя тысячами рейсов в навигацию на более чем 120 теплоходах, это классические – по Волге, эксклюзивные речные круизы на теплоходе – Московская кругосветка, речные туры по пяти рекам России, круизы в Санкт-Петербург, Ростов.
Наряду с такими постоянными турами, как речные круизы из Самары в Москву или Санкт-Петербург, в Пермь, Ростов, каждый сезон компания открывает для туристов новые уголки нашей страны, до сих пор недоступные для речных круизов. Ейск, Калязин, Тутаев, Березники, Коневец, Шлиссельбург, дельта Волги – вот неполный список тех мест, которые впервые в истории речного туризма смогли посетить туристы, совершившие круизы на теплоходах компании «Инфофлот» за последние годы.
Речной транспорт – быстрый, экологически чистый, давно пользуется популярностью. Короткие речные прогулки, пусть не такие масштабные, но от этого не менее интересные, позволяют увидеть все городские достопримечательности и сам город с довольно необычного ракурса.
1.1.2.Основные водные суда, используемые для организации круизов в России. Характеристика и совершенствование.
В этом разделе представлена информация о типах речных пассажирских судов, которые эксплуатируются на реках РФ.
Четырехпалубные теплоходы, ПРОЕКТ 302
Суда проекта 302: Академик Глушков, Алексей Сурков, Генерал Ватутин, Генерал Лавриненков, Георгий Чичерин, Глеб Кржижановский, Дмитрий Фурманов, Звезда Днепра, Зосима Шашков, Княжна Анастасия, Иван Бунин, Константин Симонов, Ленин, Леонид Соболев, Максим Литвинов, Маршал Кошевой, Михаил Шолохов, Нарком Пахомов, Новиков-Прибой, Русь, Сергей Киров, Т.Г.Шевченко, Юрий Андропов.
Теплоходы проекта 302 (типа ДМИТРИЙ ФУРМАНОВ, немецкое обозначение 129M, судно 129 метров) - большие пассажирские суда, предназначенные для совершения речных круизов с возможностью коротких выходов в море. Теплоходы имеют одно-, двух- и четырехместные каюты, оборудованные санузлами, кондиционерами и холодильниками, ресторан, бар, два салона, кинозал, сауну, сувенирный киоск. В процессе эксплуатации внутреннее оборудование многих судов было модернизировано для поддержания их соответствия современным стандартам. Некоторые из них были подвергнуты перепланировке пассажирских помещений. В основном они работают на туристских маршрутах: Москва - Санкт-Петербург, маршрутах по Волге, Киев - Одесса. Все суда проекта 302 в настоящее время находятся в эксплуатации.
Четырехпалубные теплоходы, ПРОЕКТ 301
Суда проекта 301: Александр Грибоедов, Александр Радищев, Андрей Рублев, Виссарион Белинский, Владимир Маяковский, Константин Коротков, Кронштадт, Михаил Булгаков, Михаил Ломоносов, Нижний Новгород, Николай Карамзин, Петергоф, Петр Чайковский, Россия, Санкт-Петербург, Тихий Дон, Федор Достоевский.
Теплоходы проекта 301 (типа ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ, судно 125 метров) - большие пассажирские суда, предназначенные для совершения речных круизов, ставшие первой массовой серией судов такого класса в СССР. Теплоходы имеют одно-, двух- и трехместные каюты, оборудованные санузлами и кондиционерами, ресторан, бар, два салона, кинозал с раздвижной крышей, сувенирный киоск. В основном они работают на туристских маршрутах: Москва - Санкт-Петербург, Москва - Астрахань и других маршрутах по Волге, Киев - Одесса, а также на менее протяженных: Санкт-Петербург - Валаам, Москва - Углич, Киев - Канев.
Четырехпалубные теплоходы, ПРОЕКТ 92-016
Суда проекта 92-016: Александр Суворов, Валериан Куйбышев, Георгий Жуков, Михаил Калинин, Михаил Фрунзе, Семен Буденный, Федор Шаляпин, Феликс Дзержинский.
Теплоходы проекта 92-016 (типа ВАЛЕРИАН КУЙБЫШЕВ)- большие пассажирские суда, предназначенные для совершения речных круизов, самые крупные суда такого класса. Теплоходы имеют одно-, двух- и трехместные каюты. Все теплоходы пр. 92-016 эксплуатируются.
Четырехпалубные теплоходы, ПРОЕКТ Q-040
Суда проекта Q 040: Александр Пушкин, Василий Суриков, Илья Репин, Максим Горький . Теплоходы проектов Q-040 и Q-040A (типов МАКСИМ ГОРЬКИЙ и ВАСИЛИЙ СУРИКОВ) - большие пассажирские суда, предназначенные для совершения речных круизов. Теплоходы имеют одно-, двух- и трехместные каюты, ресторан, бар, три салона, кинозал. В основном они работают на туристском маршруте Москва - Санкт-Петербург, а также на менее протяженных: Москва - Углич и других.
Трехпалубные теплоходы, ПРОЕКТ 588
Суда проекта 588: А.И.Герцен, Алексей Толстой, А.С.Попов, Александр Матросов, Александр Невский, Александр Фадеев, Анатолий Папанов, Арабелла, Г.В.Плеханов, Дмитрий Пожарский, И.А.Крылов, И.С.Тургенев, Ильич, Илья Муромец, К.А.Тимирязев, Козьма Минин, Космонавт Гагарин, Михаил Кутузов, Н.В.Гоголь, Очарованный странник, Павел Бажов, Петр Первый, Святая Русь, Тарас Бульба, Ф.Жолио-Кюри, Ф.И.Панферов, Федор Гладков, Хирург Разумовский, Цезарь, Юрий Никулин. Теплоходы проекта 588 работают на разнообразных туристских маршрутах в Волжском бассейне, маршрутах Москва - Санкт- Петербург, Красноярск - Дудинка.
Трехпалубные теплоходы, ПРОЕКТ 588-317
Суда проекта 588-317: Карл Маркс. Трехпалубный теплоход (изначально - проекта 588), прошедший полную модернизацию в 2005-2006 гг. При модернизации на борту была проведена полная перепланировка кают и общественных помещений. Все каюты теплохода имеют увеличенную площадь и оснащены всеми удобствами (санузел, кондиционер, телевизор, удобная мебель). Эксплуатируется на круизах между Москвой и Санкт-Петербургом.
Трехпалубные теплоходы, ПРОЕКТ 26-37
Суда проекта 26-37: Афанасий Никитин, Валерий Чкалов, Екатерина Великая, Иван Кулибин, Капитан Пушкарев, Михаил Танич, Октябрьская Революция. Теплоходы проекта 26-37 эксплуатируются на Волге. Однако в последнее время некоторые из них начали совершать рейсы по Волго-Балтийскому водному пути до Санкт-Петербурга.
Трехпалубные теплоходы, ПРОЕКТ 26-37-311
Суда проекта 26-37-311: Президент, Сергей Абрамов. В 2003-2004 г. два трехпалубных теплохода проекта 26-37 были реконструированы полностью в соответствии с современными стандартами. Увеличена площадь кают (уменьшилась пассажировместимость теплохода), все каюты оснащены санузлами, кондиционерами, телевизорами.
Трехпалубные теплоходы, ПРОЕКТ Q-065
Суда проекта Q 065: Демьян Бедный, Михаил Светлов, Сергей Есенин.
В настоящее время одно судно работает в основном на туристских маршрутах: Москва - Санкт-Петербург, Москва - Астрахань и других маршрутах по Волге, два - на туристских маршрутах по Лене, остальные используются в качестве развлекательных центров в Москве.
Двухпалубные теплоходы, ПРОЕКТ 305
Суда проекта 305: Александр Свешников, Башкортостан, Борис Полевой, Бородино, В.М.Зайцев, Василий Чапаев, Владимир Мономах, Герой Ю. Гагарин, Герой Александр Головачев, Григорий Пирогов, Мулланур Вахитов, Н.Г.Славянов, Паллада, Рихард Зорге, , Федор Абрамов.
Теплоходы имеют одноместные, двух и четырехместные каюты. Часть кают оборудованы умывальниками. На судах находятся два ресторана, два салона. 2 каюты "люкс" со всеми удобствами. Суда работают на маршрутах Москва - Ока - Нижний Новгород - Волга - Москва, Москва - Уфа, Москва - Пермь и прочих туристских маршрутах в Волжском бассейне, маршрутах Архангельск - Котлас, Новосибирск - Омск, Новосибирск - Барнаул, Благовещенск - Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре и многих других.
Двухпалубные дизель-электроходы, ПРОЕКТ 785
Суда проекта 785: Виктория, Карелия, М.Ю.Лермонтов, Петр Алабин, Киевская Русь, Украина.
ПРОЕКТ 331
Суда проекта 331: Иван Калита, Николай Яковлев, Святитель Николай.
Компактные размеры и конструкция судов этого проекта позволяют им проходить водными маршрутами, недоступными для более крупных теплоходов. Используются как для длительных круизов, так и для прогулочных рейсов, проведения мероприятий или банкетов.
1.1.3. Характеристика наиболее востребованных речных туров на отечественном туристском рынке.
Поскольку речные круизы в Росии развиты в большей степени нежели морские, то и основные маршруты путешествий связаны с главными водными артериями России (с главными водными путями): р.Волга, р.Ока, р. Днепр, р.Дон и Сибирскими реками.
Самые популярные маршруты речных круизов:
· из Москвы на Соловецкие острова
· Круизы из Москвы на Валаам
· Круизы из Москвы в Кижи
· Москва - Санкт-Петербург - Москва
· Москва - Астрахань - Москва
· Круизы из Москвы в Пермь и Уфу (круиз по 5 рекам)
· "Московская Кругосветка"
· Круизы по Золотому Кольцу
· из Москвы до Азовского моря - Ейск
· Круизы из Москвы в Волгоград
· Круизы по реке Волга
· Круизы по реке Ока
· Круизы по реке Дон
Волго-Балтийский водный путь
· Москва - Углич - Ярославль - Горицы - Кижи - С.Петербург - 6-9 дн.
· Москва - Углич - Ярославль - Горицы - Валаам - С.Петербург - Кижи - Москва -12-14 дн.
· С.Петербург - Валаам - С.Петербург - 3 дн.
· С.Петербург - Валаам - Кижи - С.Петербург - 4 дн.
Волга
· Москва-Углич-Москва -3 дн.
· Москва-Углич-Ярославль-Москва -4 дн.
· Москва-Углич-Ярославль-Кострома-Москва -5 дн.
· Москва-Углич-Ярославль-Кострома-Плес -Н.Новгород -Москва -7 дн.
· Москва-Углич-Ярославль-Кострома-Плес -Н.Новгород -Чебоксары -Казань -Ульяновск -Самара -Москва - 12-13 дн.
· Москва-Астрахань-Москва 19-21 дн.
· Н.Новгород-Астрахань-Н.Новгород -12 дн.
· Самара-Астрахань-Самара -7 дн.
· Самара-Пермь-Самара -8 дн.
Волга - Ока и Московская кругосветка"Московская кругосветка" - Отправление теплоходов с Южного речного вокзала, прибытие на Северный или наоборот. Москва-Константиново-Рязань-Касимов-Муром -Н.Новгород-Плес-Кострома-Ярославль-Углич-Москва -9 дн.
Ока
· Москва-Константиново-Москва -3 дн.
· Москва-Константиново-Касимов-Рязань-Москва -5 дн.
Русский север. Популярные маршруты речных круизов.
По Беломоро-Балтийскому водному пути:
· Москва-Углич-Горицы-Петрозаводск-Беломорск -Соловецкие острова (катером) -Кижи-Горицы-Мышкин-Москва -12-14 дн.
· С.Петербург-Мандроги-Петрозаводск-Повенец -Беломорск -Соловецкие острова-Беломорск-Кижи-Валаам-С.Петербург-10-11 дн.
Круиз на теплоходе «Г.В.Плеханов» «Москва - Беломорск (Соловецкие острова) - Москва»
Расписание 12-дневного круиза
Даты круиза: 31 мая 2010 (пн) - 11 июня 2010 (пт)
1-31 мая (пн)-Москва-Посадка, отправление.
2-01 июн (вт)-Мышкин-Обзорная экскурсия по городу с посещением музея.
3-02 июн (ср)-Горицы-Экскурсия в Горицкий действующий женский монастырь. Посещение национального парка «Русский Север» с восхождением на гору Маура. Дополнительные автобусные экскурсии в Кирилло-Белозерский монастырь или Ферапонтов монастырь.
4-03 июн (чт)-Петрозаводск-Обзорная пешеходная экскурсияпо городу.
Дополнительная экскурсия: водопад Кивач. Туристы посетят музей Карельской природы, увидят Жемчужину Карелии - водопад Кивач.
5-04 июн (пт)-Беломорск-Прибытие в Беломорск (пристань Сосновец).
6-05 июн (сб)-Беломорск-Группа №1 экскурсия на Соловецкие острова;
Группа №2 дополнительная экскурсия на Беломорские петроглифы.
7-06 июн (вс)-Беломорск-Группа №2 экскурсия на Соловецкие острова;
Группа №1 дополнительная экскурсия на Беломорские петроглифы.
8-07 июн (пн)-Беломорско-Балтийский канал-Переход по Беломорско-Балтийскому каналу.
9-08 июн (вт)-Кижи-Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник.
11-10 июн (чт)-Углич-Пеш. экскурсия в Кремль.
12 -11 июн (пт)-Москва-Прибытие, высадка.
Стоимость круиза от 18 500 до 28 700 руб.
1.1.4. Эксклюзивные туры.
Несмотря на догоняющие позиции отечественного круизного бизнеса, российским круизным компаниям есть, что предложить самым искушенным туристам, и чем заинтересовать новый пассажиропоток. Под эксклюзивными турами в России как правило понимают те водные путешествия, которые осуществляются в новые точки нашей стране по только что разработанным маршрутам. В эту категорию входят и «полярные маршруты», однако в связи с высокой ценой они пока недоступны для широких масс и ориентированы в большей степени на иностранных туристов. Также нельзя забывать о парусных регатах, проходящих на Ладожском оз. и оз.Байкал.
Каждый сезон открываются для наших туристов новые уголки нашей страны, места, до сих пор недоступные для речных круизов. Таганрог, Калязин, Тутаев, Березники, Коневец, Шлиссельбург, дельта Волги – вот неполный список тех мест, которые впервые в истории речного туризма смогли посетить туристы теплоходов компании «Инфофлот» за последние годы. Например круиз Москва - Весьегонск - Белозерск – Москва. 27 мая - 3 июня 2010 на т/х «Василий Чапаев» - это эксклюзивный круиз по Рыбинскому морю и Белому озеру. Вы посетите места, редко встречающиеся в маршрутах теплоходов, такие как Весьегонск, Брейтово и Белозерск, а также гостеприимные малые города Мышкин, Рыбинск, Череповец, Углич и Калязин.Интересен и комбинированный тур Москва - Ростов-на-Дону (круиз на т/х "Анатолий Папанов") / Ейск, ОТДЫХ НА АЗОВСКОМ МОРЕ, 3 дня / Ростов-на-Дону - Москва (ЮРВ) (круиз на т/х «Василий Чапаев») 1 - 24 сентября 2010 г. Компания «Инфофлот» предлагает абсолютную новинку сезона - возможность совместить увлекательный круиз по популярному речному маршруту по Волге, Дону, Оке и Москва-реке и провести несколько дней на побережье Азовского моря. Туристы смогут в рамках одной программы проплыть по Волге, а также оказаться на Дону, отдохнуть на побережье Азовского моря, увидеть красавицу Оку и по Москва-реке вернуться в столицу = четыре реки и море в одном круизе.
Очень заманчиво для любителей морских путешествий выглядит круиз, организованный компанией Poseidon Expeditions совместно с нашей круизной компанией: «Северный полюс: на ледоколе к вершине планеты». Мурманск-Мурманск. Цена от: 16990.00 €
Регион плавания: Арктика.
Корабль: 50 лет Победы. Класс: Стандарт
Порты: Мурманск, через Баренцево море, к Северному Полюсу, Северный Полюс (90° с. ш.), Русская Арктика.
Продолжительность: 13 дней
Даты начала Круиза: 24 Июл. 2010; 24 Июл. 2011; 5 Авг. 2011.
Не стоит забывать, что Байкал вошел в рейтинг TOP-10 лучших мест в мире для посещения туристами. Данные круизы ориентированы на иностранного туриста. (путеводителей Lonely Planet , британия 2010 году). Несмотря на то, что «кругобайкальские» круизы будут опустошать кошелек иностранного туриста со скоростью 600-800 $ в день, считается, что посетить самое глубокое и чистое озеро в мире в 2010 году имеет смысл. Данные круизы проводятся на яхтах проекта «Гидра» и парусных яхтах "Альфа" и "Омега".
1.2. Перспективы развития круизного бизнеса в России.
О круизном бизнесе
говорят как об одном из самых перспективных и динамичных направлений туриндустрии. Практика показывает, что в условиях финансового кризиса мировая круизная индустрия по-прежнему демонстрирует хорошие результаты. Между тем в нашей стране, несмотря на ее колоссальный природный и культурно-исторический потенциал для морского и речного круизного туризма, развитие этого сегмента туррынка сдерживается целым рядом проблем
. Проблемы известные:
практически полное отсутствие оборудованных пассажирских портов и стоянок, собственного пассажирского флота, отвечающего современным требованиям, неудовлетворительное состояние речных причалов...
Россия должна иметь конкурентоспособный круизный продукт
– к такому выводу пришли участники международной конференции «Санкт-Петербург – морская столица России. Морской туризм». Стоит посмотреть на следующие факты. В 2009 году круизы выбрали 19 463 403 пассажира. Средний прирост за пять лет составил 6,9%. Треть всех круизных путешественников отправилась на Карибы. Рост интереса к Средиземноморью также был внушительным, а летом большой популярностью пользовались Северная Европа и Балтика.Пассажировместимость мирового круизного флота увеличилась на 22,2%.[20]
Опыт зарубежныхстран показывает, что успех туротрасли напрямую зависит от того, как она воспринимается на государственном уровне, насколько пользуется государственной поддержкой. Отсюда напрашивается вывод: проблемы российского рынка круизов призвано решить государство.
Стоит отметить и основную тенденцию развития – большую долю на нашем туристском рынке занимают безусловно речные круизы. И это очевидно.
Сегодня Россия располагает одной из самых протяженных сетей внутренних водных путей в мире – 101,6 тыс. км, по которой ежегодно перевозится более 150 млн тонн грузов и 20 млн пассажиров. Увы, существующая система управления водными путями России остается единственной, которой не коснулась административная транспортная реформа. По мнению министра транспорта РФ Игоря ЛЕВИТИНА , сложившаяся ситуация требует кардинальных перемен. |
До сих пор не созданы условия для повышения уровня безопасности судоходства и эффективности управления государственной собственностью в речных портах, для обновления состава флота, ускорения экономического развития предприятий внутреннего водного транспорта и инновационного развития отрасли в целом. При этом необходим учет российских климатических особенностей работы внутреннего водного транспорта: ярко выраженный сезонный характер и ограниченность сроками открытия и закрытия навигации. Среди стратегических целей Концепции реформирования г-н Левитин назвал улучшение качественных параметров внутренних водных путей, в том числе единой глубоководной системы европейской части России (приведение их в соответствие с современными стандартами, ликвидацию лимитирующих участков). Это создаст условия для обновления речного флота, вывода из эксплуатации технически устаревших судов, внедрения инновационных технологий, развития российской судостроительной промышленности.
Анализируя основные показатели работы внутреннего водного транспорта в 2008 г., аналитики Минтранса подчеркивают значительное развитие туристских перевозок. Их основу составляют круизы по рекам и озерам. Однако на круизном рынке дела идут не столь блестяще, как хотелось бы. С точки зрения круизных компаний, в неудовлетворительном состоянии находятся как пассажирский флот, так и водные пути. Например, на многих участках стандартных турмаршрутов требуется проведение дноуглубительных работ. Практически в зачаточном состоянии находится и туристская инфраструктура – объекты посещения на маршрутах следования теплоходов. Радует, что городские администрации и частный бизнес уже поняли, что для качественного обслуживания туристов и увеличения турпотоков необходима развитая инфраструктура, и первые шаги в этом направлении уже делают. Но в большинстве городов проблемы стандартны: отсутствуют комфортабельные автобусы, не хватает профессиональных гидов, а тем более владеющих иностранными языками. Впрочем, на круизном рынке появляются и новинки, правда, немногочисленные. Например, «ВодоходЪ» исключительно для российских туристов предлагает рейсы до Астрахани, Перми, Елабуги. Иностранные гости, как правило, ограничиваются одной поездкой в Россию и предпочитают обкатанные круизы по маршруту Москва – Санкт-Петербург, чтобы за 10–15 дней посетить две столицы России, и увидеть жизнь провинциальных городов. В любом случае и для россиян и для иностранцев основной упор делается не на оригинальности маршрута, а на качестве обслуживания, в том числе экскурсионного.
По российским клиентам продажи в этом году сократились примерно на 10%, и снижение продолжается. По итогам навигации-2009 общее сокращение составляет не менее 15% (а при пессимистичном варианте – 25%, как и в целом по российскому туррынку). Сегодня суда всех компаний ходят с загрузкой порядка 70%. Аналогичное падение наблюдается и по зарубежным туристам – порядка 15%. Наибольший спад пришелся на клиентов из США (более 50%). Характеризуя перспективы будущего сезона, эксперт отметил, что, скорее всего, произойдет еще большее сокращение внутреннего рынка. Можно ожидать, что уже по итогам нынешней навигации некоторые из операторов могут уйти с рынка, а часть теплоходов останется в затонах и вообще не выйдет в следующую навигацию. По иностранным клиентам сокращение также возможно, хотя оно и не будет столь критичным. Цены на путевки, скорее всего, останутся на уровне текущего года, в том числе и по российскому направлению. Впрочем, основные проблемы развития круизного рынка в России возникли отнюдь не в кризисный период. В их основе лежит моральное и техническое устаревание существующего флота. «За последние 18 лет не было построено ни одного нового теплохода. Таким образом, сегодня особенно остро стоит проблема судостроения.[18]
Касательно морского туризма, стоит отметить следующие положения.
Российский союз туриндустрии (РСТ) и представители круизного бизнеса России намерены объединить усилия для развития круизного туризма в стране. С этой целью появится Ассоциация круизного туризма РоссииTravel.ru.
Особое внимание круизный альянс уделит работе над упрощением формальностей въезда в Россию для иностранных пассажиров и использованием более современных технологий на границах. Безвизовый въезд в Россию на срок не более 72 часов для участников туристических круизов был введен в 2003 году, а в 2009 году визовый режим был упрощен и для пассажиров паромов. Однако, как заметил руководитель пассажирского порта "Морской фасад" в Санкт-Петербурге Шавкат Кара-Ниязов, при приеме круизных судов вместимостью более 3 тысяч человек даже сбор иммиграционных карточек у пассажиров становится "серьезной проблемой".
Лидирующую роль в сфере развития круизного туризма играет Санкт-Петербурга. Санкт - Петербург является центром притяжения туристов, в том числе совершающих плавания на яхтах по Балтийскому морю. Ожидается, что город ежегодно будут посещать около 10 тысяч яхт с 40–50 тысячами яхтсменов на борту. По прогнозам, количество маломерных судов к 2025 году составит около 60 тысяч. В связи с этим в отраслевой схеме введена классификация объектов, разработанная на основе международного опыта в этой сфере. В 2008 году была разработана Концепция системы водных пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге. В ней определены схемы маршрутов водного такси, места стоянок, стоимость проезда и технические требования к судам.
На сегодняшний день весьма актуальны не только вопросы формирования и развития современной инфраструктуры международного яхтенного туризма, парусного и водно-моторного спорта, но и проблемы правового регулирования в данной сфере. С целью устранения пробелов в правовом регулировании яхтенного туризма комитетом поддерживается инициатива принятия Федерального закона «О развитии яхтенного туризма в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Одним из важных положений проекта закона является разрешение вхождения в российские порты яхт под флагами иностранных государств без необходимости получения на это каких-либо санкций. Принятие этого закона создаст дополнительные условия для проведения в Санкт-Петербурге крупных международных событий яхтенного и парусного спорта . Правительство города в последние годы многое делает для успешного развития морского круизного туризма в Санкт-Петербурге и привлечения в город дополнительного числа туристов. Прежде всего это ряд перспективных инвестиционных и инновационных проектов по приведению портовой инфраструктуры в соответствие с едиными стандартами приема и обслуживания круизных судов.
Так, на Васильевском острове реализовались два масштабных проекта под общим названием «Морской фасад» . Новый пассажирский терминал «Морской фасад» - единственный порт в России, специализирующийся на приеме круизных и паромных судов. Он способен принимать морские лайнеры длиной до 311 м, осадкой до 9 м и вместимостью более 3 тыс. человек. Это семь причалов пять для круизных лайнеров и два для паромов, четыре вокзала – три круизных и один паромный. Финансирование проекта осуществлялось в рамках государственночастного партнерства (ГЧП).
Морской туризм надо развивать везде в России – так, как это делают в Санкт-Петербурге, а помогать должны государство и субъекты Федерации. Главным недостатком в развитии круизного туризма в России, как уже отмечалось, является устаревание морского флота, предназначенного для пассажирских круизных перевозок. Развитие круизного туризма в России сдерживает нехватка круизных судов и гостиниц эконом-класса.
С морскими судами мы проиграли навсегда. Их придется покупать за границей. Внутренняя инфраструктура не выдерживает никакой критики. Даже электронные карты для внутренних водных маршрутов не обеспечивают безопасного плавания. Нужно развивать конкуренцию среди фирм, занимающихся обслуживанием круизов на берегу. Однако все эти проблемы решаемы, главное, необходимо помнить, что Россия обладает колоссальной береговой линией, которая в буквальном смысле слова изобилует памятниками культуры и природными достопримечательностями, в том числе входящими в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. И не использовать такой ресурс - просто очевидный грех. Санкт-Петербург, благодаря усилиям администрации и бизнеса, в частности управляющей компании «Морской фасад», сегодня стал явной круизной столицей России. И у него есть шанс в будущем стать круизной столицей Европы, хотя конкуренция очень высокая. Порт «Морской фасад» был открыт для судоходства в мае 2009г.. За летний сезон 28 судов, которые привезли более 245 тысяч туристов, заходили в порт 113 раз. К 2013 году в нем будет закончено строительство 6 причалов. Длина причальной стенки составит около 600 метров, что позволит принимать до 15 больших судов одновременно. Заходы зарубежных круизных лайнеров в новый порт города на Неве стали возможны после принятия поправок в федеральный закон «О порядке выезда и въезда в РФ». С ростом потока круизных пассажиров в Санкт-Петербурге происходит экономическое развитие туристического сектора и смежных отраслей. Исследования Европейского круизного совета показали, что круизные туристы состоят на 73 процента из американцев и на 21 процент из европейцев. Центр развития туризма города Хельсинки (Финляндия) оценил расходы каждого туриста, прибывающего в Санкт-Петербург на круизном судне, в 300 евро и выше. А это означает, что в 2012 году только от пассажиров круизных судов порта «Морской фасад» город на Неве может получить доход в размере 150 млн евро, что составит более 2 процентов от доходной части бюджета города, принятого на 2010 год. Пассажирский порт «Морской фасад» в Санкт-Петербурге стал для отечественных специалистов местом отработки методов приема больших круизных и паромных судов вместимостью до 5 тысяч человек. Следующий этап становления круизной индустрии в России - подготовка порта в Сочи, который после реконструкции также сможет принимать круизные лайнеры. Большинство круизных компаний швартуют свои суда в Северной столице на 2 дня, а такой чести удостаиваются не более 10 городов мира. И это объясняется просто: в городе на Неве есть что посмотреть. Богатейшее культурное наследие и исторические памятники Санкт-Петербурга привлекают не только зарубежных туристов, но и россиян со всех уголков страны. Среди уникальных российских маршрутов: круизы вокруг островов Северного Ледовитого океана - Земли Франца Иосифа и Новой Земли, на Северный полюс из Мурманска, вдоль Чукотского автономного округа с посещением острова Врангеля. Несмотря на высокую стоимость таких путешествий, эти круизы пользуются огромным спросом, и места на них заказываются заранее.
Заключение.
Учитывая вышесказанное можно сделать следующие выводы. Круизный бизнес, как сегмент туристского бизнеса в целом, является экономически выгодным и прибыльным, поддающимся меньшему влиянию внешних факторов (таких как мировой финансовый кризис). Круизы всегда были популярны, сейчас на них есть спрос и в будущем они также будут привлекать постоянный поток туристов. Для этого круизные компании на мировом туристском рынке не стоят на месте, а постоянно развиваются, предлагая своим клиентам новые маршруты, новые виды услуг и совершенно новый уровень и качество обслуживания. На сегодняшний день круизный бизнес перестал быть чем-то недоступным. Многие туристы со средним доходом могут найти отдых на любой вкус. Т.е. Круизный туризм не только набирает обороты, но и открывает двери массовому потоку туристов. При этом данный бизнес продолжает в 30% своих туров ориентироваться на постоянных клиентов с высоким уровнем запросов и высоким уровнем з/п. Предлагая различные эксклюзивные туры, являющиеся в ряде случаев элитарными. Ведущие круизные компании на мировом туристском рынке начинают сотрудничать с круизными компаниями России, что указывает на необходимость развития данного вида путешествий на отечественном туристском рынке. К сожалению, по сравнению с мировыми показателями, наш круизный рынок значительно отстаёт. Основной поток туристов предпочитает речные круизы, однако их инфраструктура с каждым годом сдает свои позиции. Это связано как с недостаточной модернизацией и строительством новых водных судов, так и слабо развитой инфраструктурой отдельных городов на речных круизных маршрутах. Необходимо не только разрабатывать новые маршруты, но и уделять внимание состоянию индустрии с т.зрения технической оснащенности и мировых стандартов. Однако перспективы развития круизного бизнеса на российском туристском рынке существуют, это подтверждает и заинтересованность всё большего числа туристов в морских и речных путешествиях (причем как внутренних туристов, так и иностранных), и международные сотрудничества с другими странами. На данный момент только Санкт-Петербург отвечает мировым стандартам круизного бизнеса. Но и это своего рода показатель, что в России при государственной поддержке и необходимых инвестиционных проектах возможно развитие и функционирование круизной инфраструктуры в полной мере. Есть пример, на который следует опираться при разработке дальнейших программ. И тогда наши возможности на туристском рынке в области круизов увеличатся, и может быть, через несколько десятков лет круизный бизнес в России достигнет необходимого уровня и как для мирового круизного бизнеса для него будет характерна тенденция развития и постоянного, стабильного роста. Ведь желающих совершить морское и речное путешествие в нашей стране множество – необходимы лишь условия, удовлетворяющие в полной мере потребности туристов в отдыхе на воде.
[1] Классификация в соответствии со стилем проживания и обслуживания на борту.
[2] 1гросс тонна = 100 куб. футов