Реферат: Экономическая мысль Древнего Востока
Название: Экономическая мысль Древнего Востока Раздел: Рефераты по экономической теории Тип: реферат |
Всероссийский заочный финансово-экономический институт ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Тема контрольной работы «Проведите анализ проблематики экономической мысли Древнего Востока» Москва 2007 План. 1. Экономическая мысль Древнего Востока . 4 2. Экономическая мысль Древнего Египта . 5 3. Экономическая мысль Месопотамии . 6 4. Экономическая мысль Древней Индии . 7 5. Экономическая мысль Древнего Китая . 8 Заключение . 10 Введение История древневосточных государств, возникших в IV тыс. до н. э. в Месопотамии, Египте, Китае позволяет изучить важнейший этап в развитии человечества - распад родового строя, возникновение классов и древних рабовладельческих обществ, создание государств, начало цивилизаций и экономики, как организованной сферы деятельности человека. Отделение скотоводства от земледелия, развитие сельского хозяйства и выделение из него ремесел, возникновение металлургии вызывали потребность в дополнительной рабочей силе. Ею становились главным образом пленные, которых обращали в рабство. Рост производства дал избыточный продукт, ставший объектом обмена. Появилась торговля, а затем и деньги. Родовая община постепенно распадается. Войны и торговля увеличивали имущественное расслоение. Возникает первое деление общества на классы - рабовладельцев и рабов. Для охраны интересов собственников, имущества, рабовладельцев и защиты от внешней опасности создается государство. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, принимают форму деспотии - вся верховная власть принадлежит царю. Формально и вся земля в государстве принадлежала царю, но фактически значительная ее часть находилась в руках свободных людей - общинников, отстаивавших в борьбе с центральной властью свои права. 1. Экономическая мысль Древнего Востока В странах Древнего Востока, экономическая жизнь имела натурально-хозяйственную основу и регулировалась как первобытнообщинной традицией, так и государственной регламентацией. Экономические представления древних народов облеклись в форму экономического мышления лишь с появлением письменности. В письменных источниках той эпохи важное место отводилось вопросам укрепления натурального хозяйства, организации и управления государственным хозяйством, защите имущественных интересов частных рабовладельческих хозяйств и регламентации нарождавшихся товарно-денежных отношений. В произведениях Древнего Востока проблемы экономики в целом не стали предметом научного анализа. Они, как правило, облекались в религиозную форму и были подчинены решению социальных и политических задач. В тоже время в них нашли отражение практические познания в области ведения хозяйства, были даны общие рекомендации по управлению государством, контролю за экономической деятельностью граждан. Основа экономики того периода - земледелие. Совершенствуются методы агрокультуры, повышаются урожаи, строятся ирригационные системы, становится возможным накопление материального богатства. Появляется прибавочный продукт, человек приобретает хозяйственную ценность, все в целом это приводит к возникновению рабства, это порабощение неоплатных должников или порабощение военнопленных. Главная особенность восточного рабства заключается в масштабных хозяйственных функциях государства, обусловленных отчасти и объективными предпосылками. Так, создание ирригационной системы и контроль над ней требовали безусловного участия государственных органов в этой деятельности, в том числе в части правовых мер. Однако чрезмерное государственное регулирование натурального по сути хозяйства, посредством регламентации сферы ссудных операций, торговли и долговой кабалы и ведущая роль в национальной экономике собственности государства стали теми критериями, в соответствии с которыми хозяйство восточных цивилизаций нередко называют азиатским способом производства. Таким образом, страны Древнего Востока очень рано пережили экономический подъем, процесс политического объединения и культурный расцвет. Все это и послужило основой раннего развития экономической мысли Древнего Востока. 2. Экономическая мысль Древнего Египта. На примере этой страны человечество располагает двумя самыми ранними памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках государственных образований. Один из них датируется XXII столетием до нашей эры и им является некое послание, получившее название «Поучение гераклеопольского царя своему сыну». В этом «Поучении» приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя так же важно, как и всякая другая сфера искусства. Отражением незавершенности классового деления в этом законе является то, что царь советует подбирать людей в государственный аппарат «по их делам». Далее такое уже недопустимо. Другой памятник датирован началом XVIII в. до н.э. и называется «Речение Ипусера», главная его идея — недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в стране гражданской войны. Впервые в мировой истории автор доказывает, что социальное неравенство вполне естественно, раз люди, как и деревья неравны от природы. 3. Экономическая мысль Месопотамии Попытка несколько ограничить развитие долгового рабства, не обостряя противоречий общества, была предпринята в Вавилонии. Появляется Кодекс Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) водворяющий справедливость и исключающий обиду слабого со стороны сильного. Основные цели: смягчить долговое рабство, сохранить военные поселения, охрана фискальных резервов, военных контингентов.В своде законов Хаммурапи была изложена система правовых норм, направленных на укрепление натурально-хозяйственных отношений, а также на всестороннее укрепление экономической власти государства. В частности, он содержал статьи защищавшие собственность граждан Вавилона, а также регламентирующие отношения аренды, найма рабочей силы, ростовщичества и долгового рабства. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю различной по своему объему, чему в немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сети каналов. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Операции с недвижимостью (продажа, залог земли, домов), торговля внутри страны, и особенно внешняя торговля, вызвали потребность создания банков, которые появились во II тыс. до н. э. Банки давали ссуды. Если материальное положение заемщика было устойчиво, он получал ссуду под 20-30% годовых. Из кодекса Хаммурапи видно, что государство пыталось остановить размывание слоя самостоятельных производителей. Законы в отличии от других восточных экономических трудов не имеют религиозного и морального характера. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы, где "сильный не притеснял бы слабого". Эти законы являются первой попыткой управлять экономической жизнью страны при помощи правовых норм.4. Экономическая мысль Древней ИндииВыдающимся письменным памятником, характеризующим состояние хозяйства и экономическую жизнь Древней Индии в IV- III вв., является трактат "Артхашастра", означающий в переводе учение («артха») о доходах («шастра»), под которой понималось пополнение государственной казны. Его автором явился некий Каутилья (советник царя Чандрагупты I в конце IV в. до н.э.), возвещавший своему народу положения о трудовом происхождении богатства и необходимости регулирования процессов распределения торговой прибыли между купцами и государством. Именно государство, на его взгляд, обеспечивает охрану ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со спекулирующими торговцами и т.д Основным источником государственных доходов в трактате называются прибыль от царских хозяйств и различные налоги и пошлины. Важным источником обогащения государственной казны признается торговля, которая рассматривалась как объект государственной регламентации. В частности, фиксировалась норма торговой прибыли, устанавливалась "справедливая" рыночная цена, дифференцировались издержки производителей и купцов в цене товара в размере 5 и 10% соответственно от цены товара местного и иностранного происхождения. Развитие экономической мысли отразилось в литературно-религиозных памятниках. В их числе знаменитые "Законы Ману", составлявшиеся на протяжении ряда столетий. Они содержат богатый материал о социально-экономических условиях Индии III тысячелетия до н.э., выражают устами жрецов (брахманов) экономические взгляды рабовладельцев. "Законы Ману" — это свод предписаний, ниспосланных людям "божественным законодателем". В них устанавливались формы превращения свободного человека в раба (даса), закреплялось его бесправное положение в обществе. "Законы Ману" отразили существование наследственных каст. Обоснованная в них брахманская концепция экономической политики отводила существенную роль государству, на которое возлагалось обеспечение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, эксплуатация свободного населения и др. 5. Экономическая мысль Древнего Китая Наиболее зрелой в истории Древнего Востока оказалась экономическая мысль Китая. Основные проблемы экономической мысли: вмешательство государства в экономическую жизнь (чрезмерное), проблема государственных монополий, проблему взаимоотношений рабства и общины, вопросы финансовой политики, торговли.Столкновение двух тенденций в социально-экономической жизни Китая: стремление сохранить патриархально-общинные начала, с одной стороны, рост и укрепление позиций рабовладения – с другой, борьба стоявших за ними классов, длительное время определяли важнейшую проблематику экономической мысли Древнего Китая. Большой остроты достигала проблема взаимоотношения натурального и товарного хозяйства. Особенностью "Гуань-цзы" является глубокое понимание работы рыночного механизма и способов его регулирования: понимание роли рынка в достижении равновесия, механизма спроса и предложения, идеи регулирования рынка через государственные закупки и продажи, а также через выпуск денег. Теоретическими противниками (выступающими проводниками реформ) были леггисты, тесно связанные с рабовладельцами и зажиточным крестьянством. Это течение нашло свое отражение в реформах Шан-Яна, министра княжества Цинь. Они проводились примерно в 350 г. до н.э. и приобрели характер аграрного переворота, провозгласив частную собственность на землю с разрешением купли-продажи земельных участков. Основные идеи леггистов: 1. Сильное государство, накопление богатства только в государственнойказне (обогащение частных лиц угрожает узурпацией власти). 2. Ироничное отношение к бесплодным умствованиям, книжной учености, ремеслу и торговле, считая правомерными лишь земледелие и военное дело. (Страх перед торговлей, потому что она подрывает устои натурального хозяйства, отсюда- воспевание земледелия). 3. Народ противопоставлен государству, слабость народа- силагосударства. Леггисты: монополия государства - укрепление финансов, внутреннееспокойствие государства, преодоление власти торговцев.Заключение. Развитие экономической мысли Древнего Востока происходит на основе обострения экономических противоречий вместе с развитием рабства и образованием деспотических государств. Возникали острые проблемы, которые и пыталась решить экономическая мысль. Она отражалась и в хозяйственном законодательстве и в экономических требованиях народных масс, философских системах и даже в специальных сочинениях. Одним из важнейших противоречий экономического строя Древнего Востока была незавершенность процесса разрушения крестьянской общины (рабство - лишь экономический уклад). Община удерживала свои позиции в области сельского хозяйства: распределение воды, ремонт каналов. Порабощение иноземцев, а тем более местных жителей встречало большое сопротивление (восстания рабов находили поддержку у бедноты, государства находились в состоянии перманентной гражданской войны). Возникает проблема морального оправдания рабства. С момента появления государства оно играло исключительно важную роль в экономической истории. Деспотическое и назойливое вмешательство государства нарушало экономику, ущемляло интересы как господ, так и средних слоев населения. Впервые в истории экономической мысли возникает сложная проблема определения пределов вмешательства государства в экономическую жизнь страны. Хозяйство государств Древнего Востока было в основном натуральным, но уже получила значительное развитие торговля . Основные проблемы, которые стояли перед ранней экономической мыслью Древнего Востока: - рабство; - община; - государство;- натуральное и товарное производство. Литература. http://gallery.economicus.ru/cgi-ise/gallery/g_framen.pl?type=school&search=econ_ideas_east http://oodri.narod.ru/ei1.html http://www.ref.by/refs/98/23994/1.html |