Реферат: Сон и сновидения 3

Название: Сон и сновидения 3
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

Московский психолого-социальный институт

Факультет психологии

Кафедра клинической психологии

Реферат

по курсу: Нейрофизиология

на тему: Сон и сновидения.

Выполнила:

студентка III курса

группы 27 КМС/3-01

Федорова Е.

Преподаватель:

к . м . н. Османбекова З.З .

Москва 2010

План

Введение................................................................................................................... 3

Историческое и представление сна и сновидений.................................................. 4

Современное представление и объяснение сна...................................................... 8

Расстройство сна. Бессонница............................................................................... 12

Продолжительность сна........................................................................................ 14

Заключение............................................................................................................ 16

Список использованной литературы.................................................................... 17


Введение

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.

Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений — ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниям. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями.

Природа сна и сновидений во все времена занимала умчеловека. Да и могло ли его не интересовать, то во мно­гом загадочное состояние, в котором каждый человек пребывает треть своей жизни и которое к тому же со­провождается странной психической деятельностью, про­являющейся отсутствием сознания и наличием сновиде­ний.

Историческое и представление сна и сновидений.

Первобытный человек был склонен воспринимать со­бытия, виденные им но сие, кик реально существующие. Он далеко не всегда мог отличить яркий, эмоционально окрашенный эпизод, родившийся в воображении, от фак­та реальной действительности. Еще в сравнительно не­давние времена у некоторых народностей пережитое во сне считалось реальностью. Так, у чироки, пишет фран­цузский этнограф и психолог Л. Леви-Брюль, существует обычай, согласно которому человек, видевший во сне, что он был укушен змеей, должен быть подвергнут тому же . лечению, которое применяется при действительном укусе змеи: считается, что его укусил «дух-змея». Советский эт­нограф Л.Я. Штернберг приводит аналогичный пример. Один путешественник по Африке рассказал, что однажды к нему пришел туземец, живший за 100—150 километров, и заявил: «Ты должен заплатить мне пеню. Мне снилось, что ты убил моего раба». И несмотря на все уверения пу­тешественника, что он никак не мог убить раба, хотя бы потому, что не был на том месте, пеню все-таки пришлось уплатить. Именно то обстоятельство, что первобытный че­ловек видел себя во сне в самых различных местах, послу­жило ему поводом для заключения о существовании «ду­ши», которая во время сна покидает тело и свободно стран­ствует в мир. Поэтому, например, папуасы Новой Гвинеи утверждают, что, если колдуну удастся схватить душу спя­щего в момент сновидения, тот уже больше не проснется.

Представление о том, что во сне человека посещают духи умерших предков и руководят им в повседневной жизни, длительное время сохранялось у многих народов. Содержанию же сновидений придавалось важное значе­ние, им руководствовались при выполнении обрядов, при проведении ритуальных праздников и церемоний, при решении важных общественных и хозяйственных вопро­сов. Во II веке до н. э. древнегреческий писатель Артемидор Эфесский составил обширное руководство под названием «Толкование сновидений», в котором изложил накопившийся к тому времени опыт толкования снов. Следует отметить, что уже в этом труде делаются разли­чия между сновидениями, возникающими по физиологи­ческим причинам, и сновидениями, имеющими значение для предсказания будущего. Кроме того, выделяются сновидения, соответствующие действительности, и снови­дения аллегорические, а также типические сновидения, позволяющие определять душевное состояние человека в связи с чем автор советует: «Узнай характер человека, прежде чем толковать его сны, чтобы не сделать ошибки».

Характерно, что символические толкования некото­рых образовав сновидений Фрейдом совпадают с толкова­ниями Артемидора. Небезынтересно привести и следую­щие факты, свидетельствующие о напористости последо­вателей Артемидора уже в паше время. В 1923 году в Лейпциге был издан «Малый египетский сонник», в 1925 году — «Большой египетский сонник», в 1930 го­ду — «Мусульманский снотолкователь и гадатель, полный сонник с объяснением всех снов, основанным на опыте всех народов и времен в 3960 истолкованиях Мои­сея Некромантуса, придворного сногадателя негуса Эфио­пии». В 1934 году в Париже издается книга парижской гадалки мадам де Тебе «Загадка сновидений», а также «Большой сонник» некоего Фебе.

Взгляды философов Древней Греции на сновидения отражали мифологические представления о наличии души у человека, животных и у каждой вещи и были свя­заны с одухотворением сил и явлений природы. Так, пифагореицы населяли воздух душами—демонами и героя­ми, посылающими сновидения людям и животным. Сог­ласно Гераклиту, душа во сне неразумна и находится в состоянии забытья, так как выключена из связи с ок­ружающим миром. Однако уже Демокрит высказал за­мечательную мысль о том, что сущность сновидений заключается в продолжении автоматической работы мозга при отсутствии восприятия. Сократ верил в божествен­ное происхождение сновидений и допускал, что сны мо­гут предвещать будущее. Платон считал сновидения проявлением деятельности души.

Величайший мыслитель древности Аристотель посвя­тил проблеме сна трактаты «О сне» и «О вещих снови­дениях». В первом трактате он попытался дать физио­логическое объяснение сна, причем без всяких ссылок на вмешательство в этот процесс души и духов. Сон, по мнению Аристотеля есть реакция организма на концент­рацию, сгущение теплоты в глубине тела. Суждения Ари­стотеля о природе сновидений, излагаемые в другом трактате, отличаются наблюдательностью и глубиной. Он отрицает божественное происхождение сновидений и включает их в круг явлений природы. Образы сновиде­ний, по его мнению,— это не что иное, как результат деятельности наших органов чувств. Ощущение, продол­жающееся после удаления его источника, есть уже не восприятие, а представление. Следовательно, образы сно­видений суть представления.

Заслуживают внимания—взгляды на природу сна ве­ликого врача древности Гиппократа (ок. 460 — ок. 370 гг. до н.э.). В дошедшем до нас сочинении «О сновидени­ях», принадлежащем одному из его учеников, говорится, что наряду с божественными снами бывают сны, кото­рые вызываются естественными процессами, протекаю­щими в организме. «Кто имеет правильное понятие о признаках, проявляю­щихся во сне,— пишет неизвестный ученик Гиппокра­та,— тот найдет, что они обладают большой силой для всякой вещи. Действительно, душа в то время, когда она обслуживает бодрствующее тело, разделяется между не­сколькими занятиями и не принадлежит самой себе, но отдает известную долю своей деятельности каждому за­нятию тела: слуху, зрению, осязанию, ходьбе, всем телесным занятиям; таким образом, рассудок не принад­лежит себе. Когда же тело отдыхает, душа, движущаяся и пробегающая части тела, управляет своим собственным жилищем и совершает сама все телесные действия. Дей­ствительно, спящее тело почувствует, а она — душа,— бодрствуя, познает, видит то, что видно, слышит то, что слышно, ходит, осязает, печалится, обдумывает, испол­няя на небольшом пространстве, где она есть во время сна, все функции тела. Таким образом, кто умеет здра­во судить об этом, знает большую часть мудрости».

Интересно, что содержание сновидений, согласно иде­ям древнего автора, может являться основанием не толь­ко для выводов о состоянии своего здоровья, но и для непосредственных практических действий профилактиче­ского характера. Вот как об этом говорится в первоисточ­нике: «...сновидения, передающие дневные действия или мысли человека в следующую ночь и представляющие правильным образом то, что было сделано или обсужда­лось в течение дня, благоприятны для человека, ибо они указывают на здоровье, поскольку душа пребывает в мыслях дня, не будучи тревожима никакой плеторой, никаким опустошением и ничем иным, приходящим из­вне. Когда же сновидения противоречат дневным поступ­кам и когда сверх того есть борьба иди победа, это озна­чает расстройство в теле.."

Влияние сна на здоровье и диагностическая роль сно­видений признавались и в тибетской медицине, сведения о которой содержатся в обширном труде «Жуд-Ши» («Четыре основы»). Согласно этому учению, сновидения могут быть следствием шести причин: «видят во сне то, что видели наяву, то, что слышали, то, что имели, то, что чувствовали, то, что надеялись сделать, или, наконец, бывают сны, которые предвещают серьезное расстройст­во питания, т. е. заболевание».По мере развития есте­ствознания возникали различные теории, пытавшиеся научно объяснить механизмы сна. Так, одна из первых теорий объясняла причину наступления сна отравлениеммозга особыми веществами — гипнотоксинами, накапли­вающимися в организме в период бодрствования. Другая теория связывала сон с перераспределением крови, а именно с изменением кровоснабжения мозга. Третья рас­сматривала сон как результат возбуждения особого «цент­ра сна» в мозгу. Однако эти теории не давали всесторон­него объяснения явлений, связанных со сном, не раскры­вали причин чередования сна и бодрствования.

Современное представление и объяснение сна.

Согласно современным научным данным, сон представляет собой разлитое торможение коры больших по­лушарий, возникающее по мере расходования нервными клетками своего биоэнергетического потенциала в те­чение периода бодрствования и снижения их возбуди­мости. Распространение торможения на более глубокие отделы мозга — средний мозг, подкорковые образова­ния — обусловливает углубление сна. При этом в состоя­нии торможения, частичного функционального покоя нервные клетки не только полностью восстанавливают свой биоэнергетический уровень, но и обмениваются ин­формацией, необходимой для предстоящей деятельности. К моменту пробуждения, если сон был достаточно пол­ноценным, они снова готовы к активной работе.

Сон — жизненно необходимая потребность организма, не менее важная, чем пища. Физиологи эксперименталь­но доказали, что, например, собака может жить без пищи около месяца. Если же ее лишить сна, она погибает через 10—12 дней. Человек, попавший в исключительные условия, может голодать около двух месяцев, а без сна он не проживет больше двух недель.

Известны, однако, несколько исключений из этого правила, которые до сих пор представляют собой загад­ку для ученых. Медицинским чудом называли врачи все­го мира 77-летнего шведа Олафа Эрикссона, который не спал более 46 лет. В 1919 году он перенес тяжелую фор­му гриппа. Возможно, что болезнь дала какие-то ослож­нения на мозг. С тех пор он не мог уснуть. Когда ему потребовалась какая-то хирургическая операция, вра­чам не удалось его усыпить даже с помощью наркоза, и операцию с трудом провели под местной анестезией. Аналогичный случай имел место в Лондоне. Англичанин Сидней Эдвард не смыкал глаз более 35 лет с июльской ночи 1941 года, когда во время воздушного налета по­гибла его невеста. Сидней был очевидцем трагедии, и психический шок навсегда лишил его сна. «Я не вижу разницы между днем и ночью,— говорил он.— Для меня

это лишь бесконечная цепь постоянно сменяющихся ча­сов. Когда гаснут огни, для меня начинаются настоящие мучения. Я остаюсь совершенно один и чувствую себя таким же безутешным, как потерпевший кораблекруше­ние в открытом море».

С другой стороны, известно немало случаев длитель­ного сна. Американка Патриция Магуира, например, спала беспробудным сном более 18 лет. В январе 1947 года, узнав о гибели жениха, она вдруг начала зевать. Роди­тели посоветовали ей лечь в постель. Патриция легла и с тех пор не просыпалась. Еще более таинственный слу­чай произошел с норвежкой Августой Лангард, которая не открывала глаз с 1919 по 1941 год. За это время ее лицо совершенно не изменилось. Когда же она просну­лась, то начала стареть буквально на глазах. Через пять лет после своего пробуждения Августа умерла. 20 лет про­спала жительница Днепропетровска Надежда Артемовна Лебедина. В 1953 году она почувствовала легкой недомо­гание. Накануне она ездила навестить мать, где, как выяс­нилось впоследствии, испытала нервное переживание, а в дороге простудилась. Через неделю она вдруг заснула, но сон продолжался и на второй день, и на третий... Все попытки вывести ее из забытья успеха не принесли. Боль­ную поместили в клинику, кормить ее пришлось с по­мощью зонда. Некоторое улучшение наступило только че­рез полтора года. Через четыре года ее мать уговорила врачей выписать Надежду Артемовну из клиники и увез­ла ее к себе в село. Медицинские специалисты регуляр­но осматривали больную. Только в 1973 году родствен­ники стали замечать, что она проявляет признаки реак­ции, если рядом говорят о серьезно заболевшей к тому времени матери. Проснулась она в этом же году в день похорон матери. Психическое состояние Лебединой в даль­нейшем было абсолютно нормальным. К ней вернулся дар речи, она прекрасно помнила все, что происходило с ней до начала летаргического сна.

Детальное исследование явлений сна стало возможным после того, как был изобретен электроэнцефалограф — прибор для записи биотоков мозга. Именно с помощью этого прибора было установлено, что биотоки мозга спя­щего человека отличаются медленной активностью: их ча­стота колебаний— 1—3 в секунду, тогда как в состоянии бодрствования преобладают волны с частотой колебаний 8—13 в секунду.

При дальнейшем детальном исследовании оказалось, что по своим физиологическим проявлениям сон неодно­роден и имеет две разновидности: медленный (спокой­ный) и быстрый (активный).

При медленном сне наступает уменьшение частоты дыхания и ритма сердцебиений, расслабление мышц и замедление движений глаз. По мере углубления медлен­ного сна общее количество движений спящего становит­ся минимальным. В это время его трудно разбудить.

При быстром сне физиологические функции, наобо­рот, активизируются: учащаются дыхание и ритм серд­ца, повышается двигательная активность спящего, дви­жения глазных яблок становятся быстрыми (в связи с чем этот вид сна и получил название «быстрый»). Бы­стрые движения глаз свидетельствуют о том, что спящий в этот момент видит сновидения. И если его разбудить спустя 10—15 минут после окончания быстрых движений глаз, он расскажет об увиденном во сне. При пробуж­дении в период медленного сна человек, как правило, не помнит сновидений. Несмотря на относительно большую активацию физиологических функций в быстром сне, мыш­цы тела в этот период бывают расслабленными, и разбу­дить спящего бывает значительно труднее. Таким образом, быстрый сон, с одной стороны, является более глубоким по сравнению с медленным, а с другой стороны, судя по ак­тивности физиологических функций,— более поверхност­ным. Поэтому он и получил название парадоксального сна. Быстрый сон имеет важное значение для жизнедея­тельности организма. Если человека искусственно лишить быстрого сна (будить в период появления быстрых движений глаз), то, несмотря на вполне достаточную общую продолжительность сна, через пять — семь дней у него наступают психические расстройства.

В чем же заключается жизненно важная функция быстрого сна и его неотъемлемого компонента — снови­дений? Имеется уже достаточно научных данных, сви­детельствующих о том, что сон — отнюдь не пассивное тормозное состояние, способствующее лишь восстановле­нию сил и энергии. Во сне осуществляется особым образом организованная мозговая деятельность. В настоящее время ее сущность представляется следующим образом. В течение дня человек отбирает и запоминает жиз­ненно необходимую ему информацию, призванную ока­зывать то или иное влияние на его последующую актив­ность. Поскольку в состоянии бодрствования нервная система загружена в основном текущей деятельностью, информация, важная для будущего, фиксируется в долго­временной памяти без переработки. Именно во сне про­исходит переработка этой информации. На ее основе в спящем организме осуществляется всесторонняя целе­направленная подготовка физиологических систем к той деятельности, которая предстоит в последующем периоде бодрствования. Таким образом, сон — это специфическое активное состояние мозга, способствующее полноценному использованию имеющегося опыта и приобретенной ин­формации в интересах более совершенной адаптации ор­ганизма в период бодрствования. Народная мудрость давно заметила эту особенность и выразила ее в виде по­словицы «утро вечера мудренее». Сказанное позволяет понять, почему бессонница или же сон, вызванный фар­макологическими веществами (снотворные и алкоголь), угнетающими компоненты быстрого сна, так резко снижа­ют психическую и физическую готовность человека ак­тивно действовать после пробуждения.

Расстройство сна. Бессонница.

Анализируя сон как одно из основных естественных состояний человека, нельзя не отметить, что условия сов­ременной жизни все в большей мере вызывают его на­рушения. Несомненно, основной тому причиной являют­ся процессы урбанизации и те неизбежные последствия технического прогресса, которые приводят к снижению физических и повышению эмоциональных нагрузок.

Достоин сожаления тот факт, что в по­давляющем большинстве случаев эти расстройства бы­вают связаны с отсутствием необходимых психогигие­нических знаний и навыков, с легкомысленным отноше­нием к употреблению снотворных препаратов, которые нередко принимаются даже при незначительных эпизо­дических расстройствах сна или просто вследствие опа­сений, что по какой-то причине он может быть недоста­точно глубоким. Неудивительно, что такого рода ревни­тели «душевного комфорта» за счет фармакологии со временем пополняют многочисленные ряды лиц, страдаю­щих бессонницей.

Между тем причины расстройств сна не так уж мно­гообразны. Чаще всего такими причинами оказываются нарушения режима сна, страх, что сон может не насту­пить в положенное время, а также затянувшееся психи­ческое возбуждение, сопровождающееся неотступным наплывом разнообразных мыслей. Безусловный поло­жительный эффект во всех этих случаях дают специаль­ные психосоматические приемы. Еще Кант справедливо считал, что бороться с безудержным наплывом мыслей перед сном можно лишь одним чисто психологическим способом: «...как только человек ощущает в себе или осознает пробуждение какой-либо мысли, он должен сразу же отвести от нее внимание (будто он с закрытыми гла­зами перемещает ее на другую сторону); тогда посред­ством пресечения каждой появившейся мысли постепен­но возникает хаос представлений, в результате чего исчезает ощущение своего физического внешнего положе­ния и появляется совсем иное состояние, а именно не­произвольная игра воображения (которая у здорового человека и составляет сон) »[1] .

Данный способ отвлечения внимания действительно дает хороший эффект. Имеются и другие психологиче­ские приемы сосредоточения или же рассредоточения внимания, способствующие быстрому развитию сна.

Необходимой составляющей нормального сна, имею­щей самостоятельное значение, являются сновидения. Важно, чтобы человек не только спал глубоким сном, но и видел сновидения. Исходя из этого, психологи разра­батывают специальные методы программирования сно­видений.

О том, что, воздействуя на органы чувств спящего че­ловека, сознание которого заранее было настроено опре­деленным образом, можно влиять на содержание его сно­видений, знали еще древние греки. Пилигримы, приходив­шие на поклонение к храму того или иного бога, верили, что надо проспать в храме одну ночь и тогда во cue явится бог, которому посвящен этот храм. Он может дать совет по сложному житейскому вопросу, помочь в трудном де­ле, излечить от болезни. После ритуального поста и при­несения жертв паломники входили в храм и ложились спать на каменный пол, покрытый шкурами. Действи­тельно, при этих условиях многим являлись во сне бог врачевания Асклепий или бог торговли и прибыли Гер­мес, богиня мудрости Афина или сам верховный бог Зевс. Соответствующая психологическая подготовка, а также запах благовоний, холод каменного пола и другие непри­вычные раздражители вызывали желаемое сновидение.

Американский психолог П. Гарфилд специально ис­следовала внешние и внутренние факторы, с помощью которых можно воздействовать на содержание сновиде­ний. Она отмечает, что использование для этой цели внешних раздражителей — света, звука, температуры — требует постороннего вмешательства и потому связано с неудобствами. Интересные результаты в получении снов «на заказ» были достигнуты ею с помощью мето­дов самовнушения. Она может программировать таким способом свои собственные сновидения и обучила этому искусству свыше 400 студентов Калифорнийского универ­ситета. П. Гарфилд считает, что широкое распространение ее методов влияния на сновидения помогло бы многим по­лучать каждую ночь зарядку хорошего настроения и даже разрешать в известной степени проблемы, накопившиеся за день.

Продолжительность сна

Многих людей интересует вопрос о том, какая продол­жительность сна считается нормальной. Исследования по­казали, что продолжительность сна бывает различной в зависимости от типа высшей нервной деятельности чело­века и его возраста. Если возбудимому холерику доста­точно 6—7 часов сна в сутки, то флегматикам необходим более продолжительный сон — 8, а иногда и 9 часов. Люди мыслительного и смешанного типов нуждаются в более продолжительном сне, чем «художники».

Широко распространено мнение, что с возрастом люди спят меньше, чем в молодости. Американский врач П. Тиллер провел в связи с этим наблюдения над 83 людьми в возрасте свыше 60 лет. Своих пациентов он разделил на две групы. В одну вошли люди с жалобами на ряд функциональных расстройств: утомляемость, нервозность, головокружение, отсутствие аппетита. Вторую группу составили практически здоровые. Оказалось, что люди из первой группы спали по 7 часов и меньше, тогда как продолжительность сна во второй группе была не менее 8 часов (не считая дневного сна). Тиллер решил увели­чить продолжительность сна пациентам из первой груп­пы на несколько часов в сутки. Сначала им было трудно привыкнуть к новому режиму, но вскоре их организм приспособился, и они стали спать дольше. Спустя ко­роткое время признаки недомогания у них исчезли, и они почувствовали себя значительно лучше. На основании это­го эксперимента Тиллер сделал вывод, что по мере старе­ния человек должен увеличивать, а не сокращать продол­жительность своего сна. Советский ученый Г. Цицишвили установил, что продолжительность сна долгожителей Кав­каза составляет минимум 9 и максимум 16— 17 часов, а в среднем они спят по 11—13 часов. Ученый считает, что продление времени сна в пожилом и старческом возрасте физиологически оправдано, так как адаптивные и про­граммирующие процессы в этом периоде протекают значи­тельно медленнее.

Освежающее действие сна оказывается более выра­женным, если его продолжительность укладывается в полуторачасовые промежутки (1,5—3,0—6,0—7,5—9 ча­сов и т. д.).Как уже указывалось, цикл ночного сна, содержащий фазы медленного и быстрого сна, длится примерно полтора часа. В конце каждого цикла наблю­дается период повышенной активности организма. Про­буждение в этот момент облегчает вхождение в состояние бодрствования, так как сопровождается повышенным фи­зическим тонусом и субъективным ощущением достаточ­ности сна. По мнению английского ученого А. Мороу, важно не только «количество», т. е. продолжительность сна, но и его «качество», т. е. соответствующие гигиениче­ские условия, строгое соблюдение определенного времени отхода ко сну и т.п.

Заключение

Исследования последующего времени свидетельствуют о важной адаптационно-программирующей роли сна в жиз­ни организма. Именно поэтому воздействия, полученные в некоторых фазах естественного сна, отличаются стой­костью и большим влиянием на программы поведения в последующем состоянии бодрствования.

Таким образом традиционно современные психологи выделяют два периодических состояния психики, присущим всем людям: бодрствование – состояние, характеризующиеся активным взаимодействие человека с внешним миром, и сон-состояние, рассматриваемое прежде всего как период отдыха.. Имеется уже достаточно научных данных свидетельствующих о том, что сон – отнюдь не пассивное тормозное состояние, способствующее лишь восстановлению сил и энергии; а сон–это специфическое активное состояние мозга, способствующее полноценному использованию имеющегося опыта и приобретенной информации в интересах более совершенной адаптации организма в период бодрствования. В этом заключается жизненно важная функция быстрого сна и его неотъемлемого компонента – сновидений.

Список использованной литературы

1. Шмидт Р., Тевс Г. «Физиология человека». – Мир, 2007г.

2. Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений: ВЛАДОС, 1997.

3. Психология и педагогика. Под редакцией Радугина А.А.: уч. пособие.–М.,1997.


[1] Кант И. Трактаты и письма, с. 307.