Курсовая работа: Коррекционная работа направленная на исследование влияния самооценки старших подростков в учебной
Название: Коррекционная работа направленная на исследование влияния самооценки старших подростков в учебной Раздел: Рефераты по психологии Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное агентство по образованию Р.Ф. Пензенский Государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского Отчетпо курсовой работена тему: «Коррекционная работа, направленная на исследование влияния самооценки старших подростков в учебной деятельности» Выполнил: студент факультетата психологии гр. ПС-54 Рамзин А.В. Проверила: Макшанова Л.А. Пенза, 2008Содержание 1. Пояснительная записка 2. Изучение взаимосвязи между самооценкой и успеваемостью учащихся 3. Анализ и интерпретация данных экспериментального исследования 4. Программа занятий тренинга по формированию адекватной самооценки Литература 1.Пояснительная записка Исследование проводилось с 28 января по 24 февраля 2008 года на базе общеобразовательной средней школы № 7, г. Каменки Пензенской области. Данная работа проводилась по запросу психолога, работающего в этой школе. В исследовании принимали участие школьники 10-11-х классов. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе была проведена диагностическая работа среди учащихся 10-11-х классов. В ней приняло участие 85 человек. Чтобы выявить подростков с низким уровнем самооценки были проведены диагностические методики, после чего с выбранной группой школьников проводилась коррекционная работа. Занятия предлагаемого цикла допускается проводить с подростками 16-17 лет, с регулярностью до трех раз в неделю, длительностью 1,5 часа в форме группового тренинга. Каждая встреча начинается и заканчивается рефлексией, во время которой участники рассказывают о своем состоянии, о своих чувствах и переживаниях до и после проведенного занятия. В период основного этапа объявляется тема и цель данной встречи, и переходят к основному этапу работы. В каждой встрече кроме основного этапа, предлагается разминка для снятия усталости, напряжения или включения в работу. В конце каждого занятия так же проводится рефлексия, где основными вопросами являются вопросы о том, что понравилось, что не понравилось, что узнали нового. Участие, которое подростки принимают в подобного рода занятиях необходимо прежде всего потому, что повышение самооценки непосредственно связано с коммуникабельностью и взаимодействием с другими членами группы. Т.к. это взаимодействие неразрывно связано с познанием своих слабых и сильных сторон в процессе общения с другими людьми, с осознанием себя как личности и индивидуальности. Цель : разработка коррекционной программы, направленной на формирование адекватной самооценки подростка. Объект : самооценка подростка. Предмет : влияние СПТ на самооценку. Задачи : 1. Получение навыка выражения себя с помощью творчества и игровых форм деятельности. 2. Приобретение навыка формирования активной жизненной позиции. 3. Возможность осознания ценности собственной личности. 4. Получение возможности усиления позитивного отношения к себе. Гипотеза : предполагаем, что существует возможность формирования адекватной самооценки, после проведения коррекционной программы. Методы, используемые в коррекционной работе: 1. сказкотерапия; прием - сочинение сказок, переписывание сказок. 2. арттерапия; прием - свободное рисование 3. игротерапия 2. Изучение взаимосвязи между самооценкой и успеваемостью учащихся. Описание процедуры исследования Для изучения самооценки использовались следующие методики: 1.Опросник определения уровня самооценки с помощью процедуры ранжирования С.А. Будасси. В основе исследования самооценки этой методики лежит способ ранжирования. Процедура исследования включает две серии. Материалом, с которым работают испытуемые, является напечатанный на специальном бланке список слов, характеризующих отдельные качества личности. Каждый испытуемый получает такой бланк в начале исследования. Задача первой серии: выявить представление человека о качествах своего идеала, то есть "Я" идеальное. Для этого слова, напечатанные на бланке, испытуемый должен расположить в порядке предпочтения. Задача второй серии: выявить представление человека о своих собственных качествах, то есть его "Я" реальное. Как и в первой серии испытуемого просят проранжировать напечатанные на бланке слова, но уже с точки зрения характерности или присущности обозначаемых ими качеств личности себе самому. 2. Диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) Материалом, с которым работают испытуемые, является напечатанный бланк, состоящий из 40 вопросов (описание различных психических состояний). При этом, каждый вопрос имеет три варианта ответа. Испытуемому предлагается выбрать тот, который наиболее ему подходит. Методика позволяет определить уровни тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности личности. 3. Исследование самооценки по методике Дембо - Рубинштейн. Методика предложена С. Я. Рубинштейн (1970) для исследования самооценки. В ней использован прием Т. Dembo, с помощью которого обнаруживались представления, обследуемого о своем счастье. С. Я. Рубинштейн значительно изменила эту методику, расширила ее, ввела вместо 1 шкалы отсчета 4 (здоровье, умственное развитие, характер и счастье). Следует заметить, что использование шкалы отсчета для характеристики какого - либо личностного свойства значительно больше способствует выявлению позиции обследуемого, чем применение альтернативных методик типа профиля полярностей и листа прилагательных, когда испытуемому предлагают набор определений (уверенный - робкий, здоровый - больной) и просят обозначить свое состояние. В методике Дембо - Рубинштейн обследуемому представляется возможность определить свое состояние по избранным для самооценки шкалам с учетом ряда нюансов, отражающих степень выраженности того или иного личностного свойства. Методика отличается крайней простотой. На листе бумаги проводится вертикальная черта, о которой обследуемому говорят, что она обозначает счастье, причем верхний полюс соответствует состоянию полного счастья, а нижний занимают самые несчастливые люди. Обследуемого просят обозначить на этой линии чертой или кружочком свое место. Такие же вертикальные линии проводятся и для выражения самооценки испытуемого по шкалам здоровья, умственного развития, характера. Сопоставление данных о самооценке с объективными показателями по ряду экспериментально - психологических методик в известной мере позволяет судить о присущем испытуемому уровне притязаний, степени его адекватности. Для изучения успеваемости учащихся была проанализирована школьная документация, а также проведена беседа с учителями данных учащихся. На втором этапе исследования была сформирована группа подростков, нуждающихся в коррекционной работе. Анализ результатов исследования представлен далее. 3. Анализ и интерпретация данных экспериментального исследования Среди учащихся 10-11-х классов было проведено исследование самооценки. Из опрошенных 85 человек выявлено три группы с разным уровнем самооценки: с высокой самооценкой 17 человек, со средней - 40, с низкой - 28, что составляет 20%, 47% и 32% соответственно. Результаты приведены в таблице №1. Уровень самооценки учащихся. Таблица №1
Для отслеживания успеваемости были взяты группы с низкой и высокой самооценкой. После проведения исследования учащиеся были разделены на группы, соответственно их успеваемости следующим образом: группа «А», куда вошли учащиеся с одной - двумя четверками, группа «В», в нее вошли дети, которые учатся на «4» и «5», группа «С» - учащиеся с одной - двумя «3» и группа «D» - учащиеся на «3» и «4». Данные приведены в таблице № 2. Группы учащихся, определившиеся после проведения изучения успеваемости Таблица № 2
Соотнося данные самооценки у успеваемости учащихся, мы получили следующие результаты. Группу «А» составили учащиеся с высокой самооценкой - 5%, группу «В» - 41% учащихся с низкой, и 67% учащихся с высокой самооценкой, группу «С» - 23, 5 % с низкой и 11% с высокой самооценкой и группу «D» -35,5% с низкой и 17% учащихся с высокой самооценкой. Результаты даны в таблице №3 Соотношение самооценки и успеваемости учащихся по группам Таблица №3
Как видно из вышеизложенного материала, число учащихся с низкой самооценкой, входящих в группу «С» и «D» составляет соответственно 23,5% и 35,5%. У учащихся с высокой самооценкой - эти же группы составляют 11% и 17% соответственно. Это наглядно демонстрирует, что у детей с низкой самооценкой ниже уровень успеваемости. Группа детей с низкой самооценкой была разделена на 2 подгруппы (экспериментальную и контрольную) по 17 человек. В экспериментальную группу вошли учащиеся со следующей успеваемостью: 41% учащихся составили группу «В», 23,5 % учащихся -группу «С» и 35,5% учащихся из группы «D». Данные приведены в таблице №4. Экспериментальная группа учащихся, созданная для проведения работы по повышению самооценки. Таблица № 4
В контрольную группу вошло такое же количество учащихся с аналогичными результатами. С экспериментальной группой была проведена коррекционная работа, направленная на повышение самооценки учащихся. 4. Программа занятий тренинга по формированию адекватной самооценки Занятие № 1. «Знакомство» Цель : Установление контакта с участниками. Создание доверительной атмосферы. Достижение взаимопонимания в целях работы программы
Занятие № 2. «Игра «пустыня» Цель : Сплочение коллектива с помощью игры «Пустыня».
Занятие № 3. «Самооценка» Цель : Осознание возможности формирования адекватной самооценки.
Занятие № 4. «Сказка» Цель : Возможность отреагирования значимых эмоций и выявление внутренних конфликтов и затруднений.
Занятие № 5. «Проблемная ситуация» Цель : Тренировка навыков оценки проблемной ситуации
Занятие № 6. «Это Я»Цель : Выразить себя с помощью рисования своего автопортрета и рассказа о себе.
Занятие № 7. «Спасибо моему телу»Цель: Возможность усилить позитивное отношение к своему телу, укрепляя тем самым фундамент самооценки подростка.
Занятие № 8. «Я люблю»Цель: Тренировка навыков выражать свои ощущения и высказывать окружающим свою точку зрения.
Занятие № 9. «Мое будущее»Цель : Навыки формирования активной жизненной позиции.
Занятие № 10. «Заключительное» Цель : Обсуждение результатов совместной работы, подведение итогов, поддержка настроя на дальнейшую самостоятельную работу.
После окончания коррекционной работы проведена повторная диагностика, в обеих подгруппах. Были получены следующие данные. Самооценка учащихся в экспериментальной группе повысилась в отличие от учащихся в контрольной группе, хотя и в этой категории произошли изменения. (см.таблица№5.) Самооценка учащихся контрольной и экспериментальной групп после проведения работы по повышению самооценки. Таблица № 5
Так же можно говорить и об успеваемости. В экспериментальной группе успеваемость выросла по отношению с началом коррекционной работы. В группе «А» стало 18%, в «В» и «С», так же соответственно 41% 23,5%, а группа «D» уменьшилась на 17,5%. Данные приведены в таблице № 6. Успеваемость учащихся экспериментальной группы после проведения работы по повышению самооценки. Таблица №6
Если сравнивать результаты в контрольной группе до начала коррекционной работы и после, то можно отметить, что успеваемость улучшилась лишь немного, в отличие от экспериментальной. Так 11,5% учащихся перешли из группы «D» в группу «С». Данные приведены в таблице №7 Сравнительные результаты экспериментальной группы, после проведения работы по повышению самооценки. Таблица № 7
Сравнивая результаты экспериментальной и контрольной групп, мы видим, что, работая над повышением самооценки учащихся, мы смогли добиться улучшения их успеваемости. Часть учащиеся из группы «В» перешли в группу «А», что составило 18%, а первоначально было 0%, число учащихся группы «D» уменьшилось на 17,5%, в то время, как к контрольной группе изменилось лишь количество учащихся в группах «С» и «D»: увеличилось число учащихся в группе «С» и уменьшилось в группе «D» - 35,5% и 23,5% соответственно. Данные приводятся в таблице № 8. Сравнительные результаты экспериментальной и контрольной групп, после проведения работы по повышению самооценки учащихся. Таблица № 8
Как мы видим, из вышеизложенного материала, после проведения коррекционной работы над повышением самооценки учащихся изменились первоначальные данные по самооценке и соответственно успеваемости. По результатам данной работы можно сделать следующие выводы: 1. Выдвинутая в работе гипотеза о существовании взаимосвязи между 2. самооценкой и уровнем успеваемости подростков подтвердилась. 3. Успеваемость учащихся в школе зависит от их самооценки. Литература 1. Казаринова Н.В., Погольша В.М.,Куницына В.Я. Межличностное общение. Санкт-Петербург, 2001год. 2. Методические указания к лабораторным занятиям по психологии. Казань, 1988 3. Натаниель Бранден “Мощь самооценки», The Power of Self-Esteem. N. Branden, 1992. 4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х книгах. М: 20004 год. 5. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. |