Контрольная работа: Право общего природопользования
Название: Право общего природопользования Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: контрольная работа |
ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВАКафедра Государственно-правовых дисциплин
Контрольная работа
по Экологическому праву
Тема: «Право общего природопользования»
Выполнил: студентка 531 группы заочного отделения Кучкина Ю.В. Вариант 2
Проверил: Н.П. Казаков Санкт-Петербург - Пушкин 2010г. Содержание:
Введение……………………………………………………………………………3 1. Понятие и виды права природопользования………………………………....4 2. Субъекты и объекты права природопользования……………………………6 3. Основания возникновения права природопользования……………………10 4. Основания прекращения права природопользования. Переход права природопользования…………………………………………………………11 5. Права и обязанности природопользователей ……………………………...12 Заключение……………………………………………………………………….16 Список литературы………………………………………………………………17
Введение. Оценивая значение природопользования в моей теме контрольной работы, необходимо иметь в виду, что в рамках права окружающей среды оно служит не только средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания жизни, но одновременно является и наиболее значимым фактором вредного воздействия на природу. Использование человеком природных ресурсов для своих нужд в значительной мере регламентируется правом. Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве - земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Законе "Об охране окружающей природной среды", Федеральном законе "Об экологической экспертизе", иных актах законодательства об окружающей среде, в гражданском, уголовном и другом законодательстве. 1. Понятие и виды права природопользования. Право природопользования может рассматриваться в различных аспектах. В объективном смысле право природопользования представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих деятельность физических и юридических лиц по использованию природных объектов для удовлетворения текущих и перспективных экономических, экологических и иных потребностей граждан, организаций, общества и государства. В субъективном смысле право природопользования - это мера возможного поведения субъектов природопользования при осуществлении указанной выше деятельности[1] . В юридическом смысле "природопользование" – понятие собирательное, объединяющее его различные формы, виды и подвиды. В зависимости от вида используемого природного объекта выделяют: · право землепользования, · право водопользования, · право недропользования, · право лесопользования, · право пользования животным миром, · право пользования атмосферным воздухом, ·комплексное природопользование, т.е. пользование несколькими природными объектами. Каждый из указанных выше видов природопользования можно подразделить на подвиды в зависимости от цели использования. Так: земля может использоваться для нужд сельского хозяйства, лесного хозяйства, промышленности, энергетики и т.д.; леса – для заготовки древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, для ведения охотничьего хозяйства, для оздоровительных, научных и иных целей; недра – в целях геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, размещения подземных объектов, захоронения отходов; животный мир – для охоты, рыболовства и т.д. Цели использования природных объектов определены природоресурсным законодательством. В зависимости от юридического титула, на котором основано право природопользования, выделяют: ·непосредственное природопользование, осуществляемое собственниками природных объектов; · производное природопользование , осуществляемое на основе иного вещного или обязательственного права. В зависимости от срока пользования различают: · бессрочное, · долгосрочное, · краткосрочное. В зависимости от способа использования различают право природопользования, осуществляемое: · с изъятием природного ресурса, · без изъятия природного ресурса из природной среды. В зависимости от субъекта, объекта и цели природопользования (комплексный критерий) выделяют природопользование: · общее – осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав для удовлетворения своих личных потребностей, например, пользование атмосферным воздухом, водными объектами для удовлетворения питьевых, бытовых и рекреационных нужд, сбор в лесах грибов, ягод, других общедоступных лесных ресурсов и т. п. Реализация права общего природопользования не нуждается в каком-либо юридическом оформлении; · специальное – осуществляется гражданами и юридическими лицами, как правило, для предпринимательских целей, нуждается в получении особого разрешения от государственных органов, оформлении иных правоустанавливающих документов. В последующих вопросах будет рассматриваться именно специальное природопользование. 2. Субъекты и объекты права природопользования. Под субъектами права природопользования принято понимать круг физических и юридических лиц, осуществляющих в соответствии с законодательством полномочия по использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов и имеющих в связи с этим ряд юридически зафиксированных обязанностей[2] . Как было отмечено выше, субъекты права природопользования подразделяются на физических и юридических лиц. К первой категории, имеющей соответствующие полномочия, следует отнести: - граждан РФ; - иностранных граждан; - лиц без гражданства. Юридическими лицами, осуществляющими полномочия по использованию, воспроизводству и охране различных природных объектов являются: - предприятия, учреждения, организации всех форм собственности; - общественные объединения; - религиозные организации; - кооперативные объединения; - войсковые организации; - иностранные государства; - международные организации. Если вести речь об объектах права природопользования, то следует определить, что ими являются индивидуально определенные природные ресурсы (или их части), которые имеют законодательное закрепление и предоставляются физическим и юридическим лицам в установленном законом порядке на праве пользования. Как уже отмечалось выше, право природопользования подразделяется на право общего пользования и право специального пользования. Таким образом, и объекты права природопользования разграничиваются на объекты общего и объекты специального природопользования. Отличия между ними заключаются в следующем: - если при осуществлении права общего природопользования не требуется разрешения, то для осуществления специального природопользования необходимо получение соответствующего разрешения со стороны физических и юридических лиц, которые являются собственниками данного природного объекта; - объекты общего пользования не передаются конкретным лицам и не закрепляются за ними на праве пользования, в противоположность им объекты специального природопользования подлежат передаче и закреплению за конкретными субъектами, например, земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; - объекты общего природопользования не подлежат юридической фиксации, напротив, наличие объектов специального природопользования отражено в природноресурсовых кадастрах; - право общего природопользования осуществляется на безвозмездной основе, в свою очередь, для того, чтобы эффективно осуществлять правомочия по специальному использованию природных ресурсов необходимо вносить плату в установленном законом порядке и размере; - если объекты общего природопользования не требуют государственной регистрации, то для объектов специального природопользования такая регистрация является обязательной; - использование объектов общего природопользования обусловлено необходимостью гармоничного взаимодействия человека и природы (например, сбор грибов и ягод в лесах, не являющихся территориями природно-заповедного фонда); что же касается объектов специального природопользования, то их использование осуществляется с целью удовлетворения конкретных материальных, оздоровительных, рекреационных и иных потребностей (к примеру, использование водоема для целей разведения рыбы). Разграничив, таким образом, объекты общего и специального природопользования, следует обратиться к их конкретизации, используя в качестве основы отдельно взятые природные ресурсы. 1. Земля Земельными ресурсами как объектами права общего пользования являются: площади, улицы, сенокосы, парки, автострады, проезды, земли путей сообщения и т.д [3] . С другой стороны, в качестве объектов права специального использования земельных ресурсов можно назвать следующие: земли подсобного сельского хозяйства, садовые земельные участки, земли сельскохозяйственных предприятий, земельные участки жилищных и других кооперативов, земли промышленности, земли обороны, земли связи и др. 2. Недра Закон о недрах определил, что владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, законодательно закрепляя таким образом право общего пользования недрами[4] . Если же вести речь о праве специального пользования недрами, то объектами такого права являются полезные ископаемые местного значения и торф, на осуществление разработки и добычу которых требуется получение специального разрешения. 3. Водные ресурсы Право общего пользования закреплено в Водном Кодексе РФ и предусматривает возможность использования водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств в целях забора воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, рыбной ловли и его объектами являются: водные ресурсы для отдыха и спорта, а также водные объекты, которые используются для питьевых и бытовых нужд[5] . Во всех остальных случаях имеет место специальное водопользование и для его осуществления необходимо получение соответствующего разрешения от специально уполномоченных органов. 4. Лесные ресурсы Лесной Кодекс РФ регламентирует возможность безвозмездного нахождения граждан на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, другие пищевые лесные ресурсы, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях и др[6] . Таким образом объектами права общего пользования являются полезные свойства лесов, которые используются для удовлетворения культурно-оздоровительных потребностей. В качестве объектов права специального лесопользования можно перечислить следующие: лесные рассадники и плантации, лесные пастбища и сенокосы, лесные культуры, лесорубочный фонд, объекты для заготовки живицы и ряд других. 5. Животный мир Российское законодательство не предусматривает право общего пользования на объекты животного мира, а определяет, что пользоваться указанными объектами можно только при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого специально уполномоченным органом. Таким образом, объектами права специального пользования животным миром являются: дикие животные, которые используются в научных, образовательных, воспитательных и эстетичных целях, дикие животные для охоты, дикие животные для рыболовства, дикие животные для разведения в неволе и т.д.
3. Основания возникновения права природопользования. Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования различаются в зависимости от вида используемого природного объекта и определяются природоресурсным законодательством[7] . Как правило, для возникновения права природопользования требуется наличие юридического состава, т. е. совокупности нескольких юридических фактов: - решение компетентного государственного органа о предоставлении конкретного природного объекта в пользование. Такое решение может приниматься Правительством РФ, исполнительным органом субъекта РФ либо их совместным решением или органа местного самоуправления. - лицензия на пользование природным объектом, выдаваемая специально уполномоченным государственным органом. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования водным объектом, участком недр, объектами животного мира, права комплексного природопользования. - договор на пользование природными ресурсами. Природоресурсное законодательство предусматривает специфические виды договоров: лесное законодательство - договоры аренды, концессии, безвозмездного пользования, законодательство о недрах - лицензионный договор и соглашение о разделе продукции, водное законодательство – договоры краткосрочного и долгосрочного пользования, договор частного водного сервитута, земельное законодательство – договор аренды и временного пользования. Заключаются эти договоры с федеральными или региональными государственными исполнительными органами или органами местного самоуправления. В ряде случаев заключение договора не требуется, например, при краткосрочном лесопользовании или при пользовании объектами животного мира гражданами. В случае возникновения спора о заключении договора или его условиях заинтересованные лица могут обратиться в суд, тогда основанием возникновения права природопользования может быть судебное решение. 4. Основания прекращения права природопользования. Переход права природопользования . Типичными основаниями прекращения права природопользования являются: · отказ природопользователя от дальнейшего пользования природным объектом; · истечение срока природопользования; · смерть гражданина или прекращение деятельности юридического лица; · не использование природного объекта в течение установленного законодательством срока; · использование природного объекта не по целевому назначению, указанному в лицензии и договоре; · нарушение условий и требований, установленных лицензией. договором и законодательством; · изъятие природного объекта для государственных или муниципальных нужд. Законодательством о природных ресурсах предусмотрены и иные основания прекращения права природопользования. В случае осуществления производного природопользования переуступка права пользования не допускается. Переход права природопользования возможен лишь в случае смерти гражданина к его наследникам или реорганизации юридического лица[8] . Условия перехода: 1) правопреемники должны пользоваться природным объектом для собственных нужд, 2) цель природопользования не должна меняться. Лицензия в этом случае переоформляется, в договор вносятся изменения. 5. Права и обязанности природопользователей. Содержание права природопользования представляет собой совокупность установленных законом прав и обязанностей субъектов, осуществляющих указанные правомочия в области эффективного и рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения. Эти права и обязанности возникают у субъектов при осуществлении ими правомочий владения и пользования соответствующими природными объектами. Важным элементом содержания права природопользования является владение землей, недрами и другими природными ресурсами, поскольку наличие у субъекта данного права является предпосылкой пользования. Следует отметить, что правомочия пользования подразделяется в зависимости от цели, для достижения которой используется тот или иной природный объект (например, использование недр для добычи полезных ископаемых и для геологического изучения, сельскохозяйственное и несельскохозяйственное землепользование и т.д.). В процессе осуществления указанных правомочий у субъектов права природопользования возникают соответствующие права и обязанности, которые дифференцируются в зависимости от природного ресурса и целей природопользования. Эти права и обязанности сосредоточены как в специальных эколого-правовых нормативных актах, так и в договорах, заключенных сторонами на осуществление специального природопользования. Таким образом, обобщив положения отдельных нормативно-правовых документов, можно определить наиболее характерные права и обязанности пользователей природными ресурсами. Объем и состав прав и обязанностей природопользователей обусловлен видом природного объекта, предоставленного в пользование, целями использования, статусом субъектов природопользования. Вместе с тем все природопользователи имеют право [9] : · использовать природные ресурсы в соответствии с их целевым назначением; · использовать в полном объеме полезные свойства отдельных природных объектов; · передавать природные ресурсы в установленном законом порядке во вторичное пользование; · осуществлять в установленном порядке общее и специальное природопользование; · получать компенсацию за улучшение качества природных ресурсов в случае их изъятия; · пользоваться льготами при налогообложении в случае осуществления мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов; · получать льготное кредитование на осуществление мероприятий по воспроизводству и охране природных объектов; · получать доходы от эксплуатации природного объекта; · реализовывать по своему усмотрению продукцию, полученную при использовании конкретного природного ресурса; · размещать производственные, жилые, коммунальные и иные постройки и сооружения, необходимые для использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов; · обжаловать в установленном порядке решения государственных органов и должностных лиц, которые нарушают право природопользования; · требовать через судебные органы компенсации ущерба, причиненного природным ресурсам, которые находятся у них на праве пользования; · обращаться с иском в судебные органы на физических лиц, действия которых препятствуют осуществлению ими права природопользования и др. Законодательство регламентирует следующие обязанности природопользователей: · обеспечивать использование природных ресурсов в соответствии с их целевым назначением; · рационально, экономично и эффективно использовать природные ресурсы; · внедрять новые технологии в процессе использования конкретных природных объектов; · придерживаться соблюдения сроков природопользования; · не допускать бесхозного использования соответствующих природных объектов; · своевременно вносить плату за специальное использование природных ресурсов; · не допускать снижения качественных показателей конкретного природного объекта; · осуществлять комплекс мероприятий по возобновлению качества природных ресурсов; · осуществлять мероприятия по предупреждению загрязнения и засорения природных ресурсов; · строго соблюдать требования экологической безопасности в процессе использования природных объектов; · обеспечивать выполнение системы мероприятий в области охраны соответствующих природных объектов; · не препятствовать другим собственникам и пользователям природных ресурсов в осуществлении ими своих правомочий; · поддерживать в надлежащем состоянии средства, при помощи которых осуществляется использование природных ресурсов; · соблюдать правила добрососедства; · своевременно компенсировать ущерб, причиненный другим лицам в процессе осуществления права общего и специального природопользования; · приводить природные ресурсы в состояние, пригодное для их дальнейшей эксплуатации и целевого использования и др. Природопользователи осуществляют вышеперечисленные права и обязанности в соответствии с положениями, установленными в специальных эколого-правовых нормативных актах.
Заключение. Природная среда представляет собой естественное и необходимое условие жизни общества, поэтому заинтересованность в сохранении природной среды, благоприятной для существования, свойственна как обществу в целом, так и каждому человеку в отдельности. Исходя из этого необходимо установление обществом и государством правильного поведения людей по отношению к природе. Право природопользования и представляет собой форму организации такого поведения. Регламентации подлежат только виды использования свойств природной среды, подлежащие правовому регулированию. Регламентация распространяется на такие природные объекты, как земля, воды, леса, недра и т. д. Нормы, которые регулируют природопользование, составляют отдельный институт экологического права. Право природопользования – институт, определяющий порядок использования природных ресурсов, а также правомочия природопользователей и их ответственность. Формирование данной системы основано на источниках различного уровня. К ним относятся Конституция РФ, федеральные законы, соответствующие нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ. Статьи 9, 36, 41, 42, 58, 72 Конституции РФ определяют исходные положения природопользования. В соответствии с Конституцией РФ пользование землей и другими природными ресурсами осуществляется при условии непричинения ущерба окружающей среде. Конституция РФ разделяет полномочия Федерации и ее субъектов в плане регулирования природопользования. При этом в ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования землей, недрами, водными и другими природными ресурсами отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов. Список используемых литературных источников: Специальная литература: 1. Веденин Н.Н. Экологическое право: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 2003. 1. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. – М. : Юриспруденция, 2002. 2. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юриди-ческих учебных заведений. – М.:Юристъ. 3. Москаленко, А. Экономика природопользования и охраны окружающей среды: Учеб. пособие для вузов/ А.П. Москаленко. - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2003. 4. Тен, Ю Золото и нефть: История и современные вопросы недропользования/ Ю.М. Тен; Некоммерческая организация "Фонд развития природоресурсного права". - М.: Геоинформцентр, 2003. 5. Боголюбов С.А. Защита экологических прав. Пособие для граждан и общественных организаций. М.,1996. 6. Крассов О.И. Основы лесного законодательства Российской Федерации. Комментарий. М., 1995. Дополнительная литература:
1. Федеральный закон РФ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 14.03.2009) . 2. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ. 3. (ред. от 17.07.2009, с изм. от 24.07.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 23.08.2009). 4. "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 17.07.2009, с изм. от 24.07.2009). 5. «Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 23.07.2008, с изм. от 24.07.2009). 6. Закон «О недрах » РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 17.07.2009) [1] Веденин Н.Н. Экологическое право: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 2003. — с. 12 [2] Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. – М. : Юриспруденция, 2002. – с. 16 [3] "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 17.07.2009, с изм. от 24.07.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 23.08.2009) [4] Закон «О недрах » РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 17.07.2009 [5] Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (ред. от 23.07.2008, с изм. от 24.07.2009) [6] "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.11.2006) (ред. от 17.07.2009, с изм. от 24.07.2009) [7] Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юриди-ческих учебных заведений. – М.:Юристъ,2004.– с. 68. [8] Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юриди-ческих учебных заведений. – М.:Юристъ, 2004– с. 70. [9] Москаленко, А. Экономика природопользования и охраны окружающей среды: Учеб. пособие для вузов/ А.П. Москаленко. - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2003. – с. 218. |