Реферат: Экономический механизм природопользования 3
Название: Экономический механизм природопользования 3 Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экономические механизмы природопользования.
Существенным недостатком нашего природоохранительного законодательства долгие годы являлось отсутствие экономического механизма регулирования отношений между хозяйственной деятельностью человека и природной среды. При отсутствии такого механизма все законодательство по охране природы носило декларативный характер. Эколого-экономический подход к охране окружающей среды, оформившийся за последние годы, позволил начать формирование такого механизма, и первым офицальным результатом было создание «Временной типовой методики определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды», утверждение «Временных методических рекомендаций по определению платежей за загрязнение природной среды» (№ 02- 08187, 1986г). В соответствии с «Временной типовой методикой» экономическая оценка ущерба, причиняемого годовыми выбросами загрязнений в атмосферный воздух (У) для отдельного источника определяется по формуле: У=g*s*f*M где У - оценка ущерба, руб/год, g - множитель, численно равный 2,4 руб/усл.т, s - безразмерная величина, характеризующая степень опасности загрязнений для разных видов пользователей. Она определяется по таблице и формуле “Временной типовой методики” и колеблется от 10 до 0,06. f - безразмерная величина, определяемая условиями поведения загрязнений в атмосфере, определяемая по таблице и формулам “Методики”. М - приведенная масса годового выброса загрязнений из источника, усл.т/год. При определении фактического значения s в год учитывается величина зоны активного загрязнения (SЗАЗ ) и доля площади в этой зоне каждого пользователя(S). При определении М - массы годового выброса, усл.т., перевод массы выброса каждого вида загрязнения из тонн в условные тонны производится путем умножения массы годового выброса каждого вида загрязнения (mi ) на показатель относительной агрессивности данного загрязнения (Аi ), определяемый при сравнении его с агрессивностью, опасностью окиси углерода - СО2 - принимаемой за единицу, по формуле: Мi = mi * Ai В результате, выброс 1 т окиси углерода дает 1 условную тонну загрязнения атмосферного воздуха, а выброс 1 т сернистого ангидрида равносилен выбросу 22 усл. т загрязнения. Этот принцип исчисления агрессивности положен в основу определения платежей за выбросы конкретных загрязнителей. Аналогично по «Временной типовой методике» исчисляется размер ущерба при загрязнении водоемов. Дальнейшее развитие и оформление экономический механизм природопользования получил в Постановлении Совета Министров СССР от 9 января 1991 г. № 13 «Об утверждении на 1991 г нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения», и закреплен в ныне действующем Постановлении Правительства Российской Федерации № 632 от 28 января 1992 г. «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Основаниям принятия Постановления Правительства явился принятый Верховным Советом в декабре 1991 года Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Экономический механизм природопользования регулируется статьями 15, 17, 19, 20, 21, 24, и в некоторых других статьях Закона. Кроме этих статей, особого внимания заслуживают статьи 32, 33, 36. Эти законы очерчивают основной круг вопросов, касающихся задач и инструментов природоохранной деятельности: А) налоговую политику Б) субсидии и льготное кредитование В) ускоренную амортизацию фондов природоохранного назначения Г) продажу прав на загрязнение Д) использование принципа «залог-возврат» Е) штрафы Ж) платежи за загрязнение и размещение отходов. Статья 15. Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды имеет своими задачами: - планирование и финансирование природоохранительных мероприятий, установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов, - установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы, размещение отходов и др. виды вредного воздействия, - представление предприятием, учреждением, организациям, а также гражданам кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии т.п., - возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среды и здоровью человека. Статья 17. Планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды. Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственной экологической программы с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов. Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды производится за счет - республиканского бюджета России, бюджетов республик, областей, краев и местных советов, - средств предприятий и учреждений, - федерального, республиканских, краевых, областных, местных экологических фондов, - фондов экологического страхования, - кредитов банков, - добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а также других источников. Финансироваие экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды в бюджетах выделяется отдельной строкой и обеспечивается материально-техническими ресурсами. Статья 18 Договор- лицензия на комплексное природопользование. Договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и исполнительным органом власти на основе заключения экологической экспертизы на предлагаемую хозяйственную или иную деятельность лицензии (разрешения) на комплексное природопользование. Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование выдается природопользователю с указанием видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, экологических требований и последствий несоблюдения этих требований. Статья 19 . Лимиты и природопользование. Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемов предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов производства. Статья 20. Платность использования природных ресурсов. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей среды и за другие виды воздействия. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается: - за право пользования в пределах установленных лимитов - за сверхлимитное и нерациональное использование - за воспроизводство и охрану природных ресурсов. Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды воздействия взимается за: выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и др. виды загрязнения в пределах установленных лимитов то же за загрязнение сверх установленных лимитов. Плата перечисляется в бесспорном порядке в соотношениях: - 90 процентов на спец. счета внебюджетных государственных экологических фондов, - 10 процентов в доход республиканского бюджета РФ, для финансирования деятельности специальных органов государственного управления в области охраны окружающей среды. Порядок исчисления и применения нормативов платы определяется правительством РФ. Внесение платы не освобождает от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Статья 21. Экологические фонды. Для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления потерь, компенсации причиненного вреда и других задач создается единая система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд (10 процентов поступлений), республиканские, краевые и областные (30 процентов) и местные (60 процентов) фонды. Статья 24 . Экономическое стимулирование охраны окружающей среды. Оно осуществляется путем: - установления налоговых и иных льгот при внедрении малоотходных и безотходных технологических производств, использовании вторичных ресурсов и другой аналогичной деятельности, - освобождении от налогообложения экологических фондов, передачи части средств экологических фондов для реализации мер по снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ, - установления повышенных норм амортизации основных производительных природоохранных фондов, - применения поощрительных цен и надбавок за экологически чистую продукцию, - введения специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий, - применение льготного кредитования организаций, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды. Статья 32. Экологические требования к продукции. В стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и др. продукцию, способную оказать вредное воздействие на окружающую природную среду устанавливаются экологические требования для предупреждения вреда окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека. Указанные требования и методы их обоснования утверждаются специально уполномоченными органами, органами санитарно-эпидемического надзора. При этом следует помнить, что “экологически грязная” продукция уже сегодня не находит спроса на мировом рынке. Статья 33 несколько выпадает из ряда статей, формулирующих и узаконивающих суть экономического механизма, но в контексте всего курса не обратиться к ней невозможно. В ней говорится, что при формировании территориально-производственных комплексов, развитии промышленности, сельского хозяйства, строительстве и реконструкции городов, других населенных пунктов устанавливаются предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду с учетом потенциальных ее возможностей, необходимости рационального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населению, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде. И, наконец, статья 36 Закона имеет особое значение во всем регулировании природопользования - и экономическом, и внеэкономическом - провозглашает обязательность государственной экологической экспертизы. На сегодня в Российской Федерации экономический механизм природопользования работает в следующих направлениях: 1) действует утвержденный Постановлением Правительства № 632 Порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды, 2) вводится плата за землю. 1. Постановлением № 632 Правительства предусматривается взимание платы за следующие виды воздействия на окружающую природную среду: - выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, - сброс вредных веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, - другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.). Устанавливаются два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), ввиду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы. Плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов определяется по базовым нормативам, причем платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы (ПДВ, ПДС) осуществляются за счет себестоимости продукции, платежи за превышение и - за счет прибыли предприятия. При этом платежи за сверхлимитное загрязнение исчисляются в пятикратном размере. Предельные размеры платы за загрязнение окружающей природной среды сверх предельно допустимых нормативов (лимитные и сверхлимитные) устанавливаются в процентах от прибыли дифференцированно по отраслям народного хозяйства. Взимаемые средства перечисляются природопользователем в бесспорном порядке в размере 90% во внебюджетные экологические фонды (местные, региональные, федеральные) и 10% в доход республиканского бюджета. Согласно закону РФ от 21.02.92г. средства экологических фондов должны зачисляться на специальные счета банков и распределяться в следующем порядке: - 60% на реализацию природоохранительных мероприятий местного (городского, районного) значения; - 30% на реализацию природоохранительных мероприятий республиканского, краевого, областного значения; - 10% федерального значения. В ряде регионов решено оставлять до 75% начисленных платежей в распоряжение природопользователей на финансирование природоохранных мероприятий. Критерием для отнесения мероприятий к природоохранным следует считать повышение экологичности выпускаемой продукции, сокращение объема потребления природных ресурсов, включая атмосферный воздух, снижение массы и уменьшение токсичности сбросов, размещение отходов. Базовые нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух насчитывают 217 наиболее распространенных ингредиентов и составляют, например, для некоторых веществ следующие величины:
Плата за выбросы от передвижных источников рассчитывается по указанным нормативам в зависимости от вида сжигаемого топлива, транспортного средства, пробега. В качестве основных нормируемых загрязняющих веществ принимается оксид углерода и азота, углеводороды, сажа, соединения свинца, диоксид серы. Удельная плата для различных видов топлива составляет ( руб.т. или руб.тыс.куб.м.). Бензин этилированный АИ 93 38,0 А 76, 72 25,0 Бензин неэтилированный АИ 93 10,0 А 76, 72 11,0 Дизельное топливо 21,0 Сжатый природный газ 9,0 Сжиженный газ 11.0 Масса каждого загрязняющего вещества в отработавших газах принимается по данным НИАТ Минтранса России. При отсутствии учета плата может также назначаться в зависимости от типа источника, тыс.руб. в год. Например. легковой автомобиль - 2, 7 тыс. руб. грузовой автомобиль и автобус с бензиновым ДВС - 4 тыс.руб. автомобиль работающий на газовом топливе - 1,4 тыс.руб. грузовой автомобиль и автобус с дизельным ДВС от 2,3 тыс.руб. строительно-дорожные машины, сельхозтехника - 0,5 тыс.руб. пассажирский тепловоз - 16,2 тыс.руб. грузовой тепловоз - 21,4 тыс.руб. и т.д. Базовые нормативы платы за сброс загрязняющих вредных веществ в водные объекты насчитывают 198 ингредиентов, некоторые из них приведены ниже:
Нормативы платы за выбросы (сбросы) с неустановленными ПДК утверждены на уровне платы по наиболее опасным загрязняющим веществам. Нормативы платы за размещение 1 т отходов (в рублях) определены в размере 2,5 руб. в пределах установленных лимитов для предприятий и организаций добывающих отраслей промышленности и 115 руб./куб.м. нетоксичных отходов для перерабатывающей промышленности. Плата за размещение токсичных отходов зависит от степени токсичности и колеблется от 14 тыс. (первый класс токсичности) до 2 тыс. руб. (четвертый класс токсичности). При размещении отходов в специально обустроенных местах складирования – полигонах, обеспечивающих защиту атмосферы и водных источников, плата за загрязнение природной среды не взимается. За размещение отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, плата назначается в размере оптовых цен на вторичные материальные ресурсы. Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов утверждены коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха и почвы, которые могут быть приняты для расчетов платы решением местных органов исполнительной власти. Для Поволжского экономического района они приняты равными 1,9 для атмосферного воздуха и 1,9 для почвы. Для бассейна р. Волги в пределах Самарской области эти коэффициенты составляют 1,36 - 1,42. Предполагается дальнейшее расширение перечней загрязняющих веществ. Коэффициенты экологической значимости и экологической ситуации могут увеличиваться до двух раз в районах экологического бедствия, национальных парках, особо охраняемых и заповедных территориях, на территориях, по которым заключены международные конвенции и т.п. Для природопользователей, осуществляющих выбросы в атмосферу городов и крупных промышленных центров, коэффициент может быть увеличен на 20 процентов. В связи с постоянной инфляцией ежегодно производится корректировка базовых нормативов платы. Административная ответственность за экологические правонарушения предусматривается статьей 84 Закона об охране окружающей природной среды. Согласно этой статьи экологическим правонарушением признается. - невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы, а также в предоставлении заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений, - загрязнение окружающей природной среды, - несоблюдение нормативов качества окружающей природной среды, - порче, повреждении, уничтожении природных объектов, - нарушение экологических требований при проектировании, технико-экономическом обосновании и эксплуатации предприятий, - превышение нормативов предельно допустимых уровней радиационного воздействия, шума, вибрации и биологического воздействия и т.д. За совершение экологического правонарушения должностные лица и граждане, предприятия и организации всех форм собственности подвергаются штрафу, который взимается в административном порядке в следующих размерах, с граждан - от однократного до десятикратного размера минимальной месячной оплаты труда в РФ, с должностных лиц - от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда в РФ. С предприятий и организаций - от 50 000 до 500 000 руб. Штрафы налагаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации (в т.ч. органами в области охраны природы, санитарно-эпидемиологического надзора и др.) Конкретный размер штрафа определяется этими органами в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда. Должностные лица и граждане, виновные в совершении экологического преступления несут уголовную ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом РФ. Все предприятия, граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан и виновные в других экологических правонарушениях, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством. Расчет сумм возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природного объекта с учетом понесенных убытков и в том числе упущенной выгоды. При наличии нескольких причинителей вреда взыскание производится в соответствии с долей каждого в причинении вреда. Имущественные споры, связанные с возмещением вреда причиненного окружающей среде и здоровью человека, разрешаются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией. Платежи штрафа в возмещение причиненного вреда предприятиями производятся добровольно либо по решению суда и осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Поскольку рынок не является панацеей, наряду рыночными механизмами необходима энергичная природоохранительная политика. Специалистам меры по регулированию природопользования, пути совершенствования механизмов природопользования, обеспечивающих рациональное использование ресурсов, предоставляются следующими: 1. Необходимо совершенствовать механизм платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, внедрять механизмы платы за компенсацию ущерба от различных видов вредного воздействия на окружающую среду: шумовых, тепловых, электромагнитных, радиационных и т.п. 2. Необходимо разработать эффективный экономический механизм взаиморасчетов между отдельными территориями РФ и государствами за ущерб, наносимый трансграничным переносом загрязнений. 3. Требуется разработка территориальных кадастров природных ресурсов, включающих их стоимостную оценку. 4. Необходима поддержка экологического предпринимательства и создание рынка экологических услуг. 5. Необходимо создать рынок купли-продажи на выброс загрязняющих веществ в природную среду в пределах установленных лимитов. 6. Необходимо разработать прогрессивные стандарты на предельно допустимый выброс (сброс) загрязняющих веществ по основным технологиям и видам производства. 7. Необходимо сформировать систему экологических ограничений и регламентаций режимов природопользования и ряд других мер о реализации статей Закона РФ «Об охране окружающей среды». |