Реферат: Экспериментальные методики
Название: Экспериментальные методики Раздел: Рефераты по медицине Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И АППАРАТУРА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ И ЕГО ИСТОЧНИКОВ О.С. КОПИНА, Е.А. СУСЛОВА, Е.В. ЗАИКИН За последние годы накоплено большое число данных, свидетельствующих об участии психосоциальных факторов, наряду с основными эпидемиологическими факторами риска, в возникновении и развитии многих заболеваний. Среди них особо может быть выделено психоэмоциональное напряжение (ПЭН). По имеющимся данным, резкие политические и экономические перемены, происходящие в нашей стране, способствуют повышению уровня ПЭН у населения. Широко распространенными среди населения стали такие неблагоприятные для здоровья психические состояния, как тревога, неудовлетворенность жизнью, неуверенность в завтрашнем дне, страх за будущее детей, раздражительность, агрессивность, депрессия и др. В связи с этим одной из первоочередных задач практического здравоохранения становится задача создания службы медико-психологической помощи лицам с хроническим ПЭН с цельюихпсихологической адаптации к сложным стрессогенным условиям жизни. Создание такого рода службы связано с решением трех проблем: 1) разработка и широкое внедрение информативных и достаточно простых в использовании методов выявления повышенного уровня ПЭН и вызывающих его причин; 2) разработка методов медико-психологической коррекции хронического ПЭН; 3) создание сети кабинетов психологической помощи населению и подготовка специалистов для работы в таких кабинетах. Сотрудниками лаборатории психологических проблем профилактики Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины МЗ РФ на протяжении 1984— 1994 гг. в рамках эпидемиологических исследований ежегодно проводилось массовое психологическое об^едова-ние репрезентативных выборок взрослого населения г. Москвы. На основании данных обследования была получена информация о динамике уровня ПЭН населения Москвы в течение 9 лет в условиях постоянного изменения экономической и политической ситуации, о группах риска по психологическим показателям, а также о динамике потребности населения в психологической помощи. В ходе исследования в целях оценки уровня ПЭН и его источников у взрослого населения был разработан опросник «Ваше самочувствие» (ВС), включающий в себя батарею тестов экспресс-диагностики. Данная батарея тестов была создана с учетом рекомендаций экспертов Всемирной организации здравоохранения для проведения попу-ляционных исследований психосоциальных факторов, влияющих на здоровье населения разных стран. Опросник ВС позволяет выявлять лиц с повышенным уровнем ПЭН, т.е. тех, кто нуждается в получении психологической помощи (в индивидуальном психологическом консультировании, групповых занятиях по обучению навыкам саморегуляции и преодоления стресса). ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ В психологической литературе ПЭН принято относить к классу эмоциональных явлений. Как и все эмоциональные явления (аффекты, эмоции, чувства), ПЭН является формой представленно-сти в сознании человека личностного смысла происходящих в его жизни событий и отражает степень удовлетворенности его потребностей. Всякое эмоциональное явление характеризуется тем или иным субъективным качеством (модальностью) и предметным содержанием. По своему субъективному качеству ПЭН и другие эмоции, возникающие в ситуации неудовлетворенности потребностей, являются отрицательными эмоциональными переживаниями. К ним можно отнести такие модальности эмоций, как неудовлетворенность, раздражение, подавленность, тревога, страх, дискомфорт и т.п. Неблагоприятные эмоциональные состояния через изменение нейрогуморальной регуляции могут воздействовать на физиологические процессы в организме человека и способствовать развитию многих хронических заболеваний. Предметное содержание эмоциональных явлений, возникающих в ситуации неудовлетворенности потребностей, составляют ситуации, условия, события и изменения, происходящие в жизнедеятельности человека и воспринимаемые им как препятствия на пути достижения целей и удовлетворения потребностей. Итак, под термином «психоэмоциональное напряжение» понимаются разнообразные неблагоприятные эмоциональные состояния, связанные с неудовлетворенностью основных жизненных потребностей: фрустрация, дискомфорт, стресс, тревога, депрессия, состояние неудовлетворенности и т.п. На развитие ПЭН могут влиять условия жизни людей, социально-демографические показатели, личностные особенности. отношения в семье, на работе, бытовые проблемы, способы проведения досуга, привычки, влияющие на здоровье (самосохранительное поведение) и т.п. Исходя из вышеизложенных общепсихологических представлений о природе ПЭН, при разработке и внедрении методов оценки уровня ПЭН и влияющих на него факторов у населения необходимо решить задачу диагностики, с одной стороны, основных эмоциональных состояний, составляющих ПЭН (стресс, тревога, уровень удовлетворенности), и, с другой стороны, источников ПЭН. МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ПЭН И ЕГО ИСТОЧНИКОВ У НАСЕЛЕНИЯ Опросник ВС позволяет осуществлять комплексный подход к оценке ПЭН человека и измеряет различные его аспекты. В опросник ВС входят методы экспресс-диагностики ПЭН и связанных с ним факторов: 1) самооценка здоровья; 2) шкала психосоциального стресы| Л.Рвдера 3) шкала удовлетворенности жизк в целом О. С. Копиной . 4) шкала удовлетворенности услс ями жизни О.С. Копиной . 5) шкала удовлетворенности основных жизненных потребностей О.С. Кониной . 6) Опросник основных социально-демографических показателей (пол, возраст, уровень образования, социальная группа, семейное положение). Опросник ВС рассчитан на самостоятельное заполнение испытуемыми. Время психологического обследования одного испытуемого с помощью оп-росника ВС составляет в среднем 20— 30 минут. Возможно одновременное обследование нескольких испытуемых. Применение данного комплекса методов экспресс-диагностики в популяционном исследовании позволяет получать материал для сравнительного анализа уровня ПЭН и связанных с ним факторов в различных выборках населения, а при повторном исследовании дает возможность оценивать динамику изучаемых показателей. Предлагаемый комплекс методов выявляет неблагоприятные психосоциальные факторы, оказывающие влияние на здоровье населения. С его помощью среди населения могут выявляться лица, нуждающиеся в получении психологической поддержки. ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ И ВАЛИДНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ШКАЛ Поскольку шкалы 1, 2 и 3 О.С. Копиной представляют собой новую оригинальную методику, необходимо было провести оценку их основных психометрических свойств. Оценка ретестовой надежности шкал 1, 2 и 3. С помощью шкал 1, 2 и 3 были обследованы дважды 166 человек (мужчины и женщины 18—67 лет). Повторное обследование проводилось через 2—7 дней после первичного. С помощью корреляционного анализа оценивалась воспроизводимость баллов по шкалам 1. 2 и 3 в отдельности. Коэффициенты корреляции оказались достаточно высокими. При разбиении суммарных показателей на терцили воспроизводимость по шкале 1 составила 91,4%. по шкале 2 — 87,9%, по шкале 3 — 84.5%. При разбиении суммарных показателей на два равных отрезка воспроизводимость по шкале 1 составила 91,4%, по шкале 2 — 86.2%, по шкале 3 — 94.8%. Оценка гомогенности шкал 1, 2 и 3. Показатели надежности шкал 1, 2 и 3 подсчитывались на материале опроса 166 мужчин и женщин в возрасте 18— 67 лет. Подсчитывались коэффициенты корреляции Пирсона каждого пункта шкал с суммарным баллом по 1, 2 и 3 шкалам. Коэффициенты корреляции Пирсона для пунктов шкалы 1 с суммарным баллом по шкале 1 составили: 0,74;-0.71; 0,74; -0,74; 0.83; -0.80; 0,60; -0.64;0,76; -0,67. Шкала 1 состоит из 5 позитивных и 5 негативных формулировок, поэтому получены коэффициенты корреляции с положительным и отрицательным знаком. Коэффициенты корреляции Пирсона для пунктов шкалы 2 с суммарным баллом по шкале 2 составили: 0.52;0.54;0.54; 0,51; 0.56; 0,46; 0,56; 0.50;0.63; 0,50; 0,57; 0,66;0.46. Коэффициенты корреляции Пирсона для пунктов шкалы 3 с суммарным баллом по шкале 3 составили: 0,64;0.53; 0.54; 0.60; 0.72; 0.78; 0.66; 0.72;0.73; 0.57; 0.54. Полученные коэффициенте? корреляции Пирсона свидетельствуют о высокой надежности и внутренней согласованности шкал 1, 2 и 3. Особенно высоки данные показатели по шкале 1. Оценка специфичности и чувствительности шкал 1,2 и 3 проводилась на случайной выборке 958 мужчин и женщин в возрасте 18—67 лет. В качестве эталонного психодиагностического метода использовался метод клинической беседы с каждым из испытуемых. Подсчет специфичности и чувствительности шкал производился на осно- ве следующих стандартных формул: 1) Диагностическая чувствительность» (ДЧ) ДЧ=ИП/(ИП+ЛО) Х 100%. 2) Диагностическая специфичность (ДС): ДС=ИО/(ИО+ЛП) Х 100%. 3) Прогностическая ценность положительного (ПЦ+) и отрицательного (ПЦ-) результатов: ПЦ+=ИП/(ИП+ЛП) Х 100%; ПЦ-=ИО/(ЛО+ИО) Х 100%. 4) Распространенность (Р) (по эталонному методу): Р=(ИП+ЛО)/(ИП+ЛП+ИО+ЛО)Х100%. 5) Коэффициент отбора (КО) (по испытуемому методу): КО==(ИП+ЛП)/(ИП+ЛП+ИО+ЛО) Х 100%. 6) Диагностическая эффективность (ДЭ): ДЭ=(ИП+ИО)/(ИП+ЛП+ИО+ЛО) Х 100%. Используемые обозначения: ЛО — ложноотрицательные значения; ЛП — ложноположительные значения; ИО — истинно отрицательные значения; ИП — истинно положительные значения. По шкале 1 были получены следующие показатели: Л0=26; ЛП=42; И0=447;ИП=443; ДЧ=94,4%; ДС=91,4%; ПЦ+= 91,3%; ПЦ-=94.5%; Р=49,0%; К0= =50,6%; ДЭ=92.9%. Данные показатели свидетельствуют о высокой диагностической специфичности и диагностической чувствительности шкалы 1, а также о существенной прогностической ценности и диагностической эффективности данной шкалы. По шкале 2 были получены следующие показатели: Л0=18; ЛП=38;И0=453; ИП=449; ДЧ==9б,1%; ДС= =92,3%; ПЦ+=92,2%; ПЦ-=96.2%; Р== =48%; К0=50,8%; ДЭ=94,2%. Данные показатели свидетельствуют о высокой диагностической специфичности и диагностической чувствительности, а также о прогностической ценности и диагностической эффективности шкалы 2. По шкале 3 были получены следующие показатели: Л0=21; ЛГЬ39; И0= =446; ИП=452; ДЧ==95,6%; Д0=91.9%;ПЦ+=92.1%; ПЦ-=95,5%; Р=49.4%;КО=51,3%;ДЭ=93,7%. Данные показатели свидетельствуют о высокой диагностической специфичности и диагностической чувствительности, а также о прогностической ценности и диагностической эффективности шкалы 3. Оценка валидности шкал 1, 2 и 3. Ва-лидизация шкал 1. 2 и 3 проводилась на случайной выборке 300 мужчин и женщин в возрасте 18—67 лет. Испытуемым, прошедшим психологическое обследование и получившим низкие показатели по одной из трех шкал. предлагалось пройти индивидуальное психологическое консультирование. В ходе консультирования 72 пациента (85,7%) из 84 пришедших обратились с жалобами на имеющиеся у них семейные, производственные, бытовые и другие проблемы, низкий уровень удовлетворенности жизнью, подавленное настроение, невозможность самоактуализации, обнаруживали различные затруднения и нарушения социально-психологической адаптации. Пациенты, прошедшие индивидуальное психологическое консультирование (84 человека), были обследованы с помощью теста «1б личностных факторов» Р. Кеттелла. У 95,2% из них были выявлены повышенные показатели фактора О (тревожность) и/илй'фйс<э-ра 04 (психическая напряженность, фрустрация), а также низкие показатели факторов С (стрессоустойчивость), Р (фон настроения) и 03 (волевой контроль). Полученные результаты свидетельствуют о валидности шкал 1, 2 и 3 и о возможностиих применения с целью оценки уровня удовлетворенности жизнью и выявления лиц с низким уровнем удовлетворенности, нуждающихся в психологической помощи. Итак, оценка основных психометрических свойств шкал 1, 2 и 3 (воспроизводимости, надежности, специфичности, чувствительности, прогностической ценности, диагностической эффективности, вадидности и др.) позволяет рекомендоватьих для массовых психологических обследований с целью оценки уровня ПЭН и его источников у различных групп населения. Опросник «Ваше самочувствие'' Регистрационный номер. Как заполнить опросник: 1. Внимательно, не торопясь, прочтите вопрос. Ознакомьтесь с предложенным набором возможных ответов. 2. Выберите из предложенного перечня ответов тот, который соответствует Вашему мнению. Обведите кружком номер этого ответа. ОПРОСНИК 1. Как бы вы оценили состояние своего здоровья? 1 — очень плохое 2 — плохое 3 — удовлетворительное 4 — хорошее 5 — очень хорошее 2. Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны с каждым из перечисленных ниже утверждений:
3. Как Вы чувствуете себя в последнее время?
4. Ниже перечислены условия, которые могут влиять на Ваше самочувствие. Оцените, пожалуйста, условия своей жизни по 5-балльной системе: 1 —очень плохие, 2 — плохие, 3 — удовлетворительные, 4 — хорошие, 5 —'очень хорошие. Условия жизни Оценка в баллах 1) Ваши жилищные условия 2) Бытовые условия в районе проживани (магазины, услуги, транспорт и т.п.) 3) Экологические условия в районе проживания (чистота воздуха, воды, почвы и т.п.) 4) Условия Вашего труда 5) Деньги, доход 6) Возможности использования денег 7) Медицинское обслуживание 8) Возможности получения информации (радио, телевидение, печать и т.п.) 9) Досуг, спорт, развлечения 10) Возможности общения с искусством (кино, музеи, книги и т.п.) 11) Политическая ситуация в регионе проживания 12) Социальная и правовая защищенность (чувство безопасности) 13) Свобода вероисповедания, политической активности 5. Ниже перечислены сферы жизни, от которых может зависеть самочувствие людей. Оцените, пожалуйста, насколько Вы удовлетворены различными сторонами своей жизни. Используйте 5-балльную систему: 1 — совершенно не удовлетворен, 2 — не удовлетворен, 3 — в какой-то мере удовлетворен, 4 — пожалуй, удовлетворен, 5 — полностью удовлетворен. Стороны жизни Оценка в баллах 1) Работа (характер труда, отношение к работе, возможности и т.п. 2) Отношения в семье 3) Дети:их здоровье и благополучие 4) Питание 5)Отдых 6) Материальное благополучие, обеспеченность 7) Общение с друзьями, с людьми, близкими по интересам 8) Положение в обществе 9) Жизненные перспективы 10) Любовь, сексуальные чувства 11) Любимое занятие, возможность выразить себя в чем-либо 6. Ваш пол: 1 — М, 2 — Ж. 7. Возраст: _____лет. 8. Образование: 1 — начальное и ниже 2 —неполное среднее 3 — среднее общее 4 — среднее специальное 5 — незаконченное высшее 6 — высшее. 9. К какой общественной группе Вы относитесь? 1-рабочий 6 - домохозяйка 2 - служащий 7-безработный 3 - пенсионер по возрасту 8 - предприниматель 4 -пенсионер по инвалидности 9 - крестмнин 5 - учащийся, студент 10 - другое 10. Семейное положение: 1 — женат (замужем), 2 — никогда не был женат (замужем), 3 — разведен(а), живу отдельно, 4 — вдовец (вдова). 11. Место проживания ___________________________ Название населенного пункта, район, область БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА УЧАСТИЕ В ОБСЛЕДОВАНИИ! Регистрационный номер _____________________ обработка и интерпретация резуль- При обработке данных, получаемых татов, получаемых с помощью с помощью шкалы Л. Ридера, подсчи- опросника. ваше самочувствие, тывается сумма баллов по всем 7 пунк- Пункт 1 опросника ВС измеряет само- там, которая затем делится на 7. Далее оценку здоровья. Низкая самооценка полученный балл вычитается из 4. здоровья, по нашим данным [4], связана В результате получается показатель с повышенным уровнем стресса, низки- стресса по шкале психосоциального ми показателями удовлетворенности стресса Л. Ридера, который может жизнью, варьировать от 0 до 3 баллов. Пункт 2 опросника ВС представляет В зависимости от полученного балла собой шкалу психосоциального стресса психосоциального стресса каждого ис- Л. Ридера. пытуемого можно отнести к группе с высоким, средним или низким уровнем психосоциального стресса (см. табл. 1). Таблица 1 Нормы уровней психосоциального пресса у мужчин и женщин
Испытуемые с высоким уровнем психосоциального стресса могут быть отнесены к группе лиц, нуждающихся в получении психологической помощи. Пункт 3 опросника ВС представляет собой шкалу удовлетворенности жизнью в целом. Данная шкала оценивает субъективное состояние удовлетворенности—неудовлетворенности жизнью в целом. Для подсчета показателя по данной шкале необходимо из суммы баллов, набранных по подпунктам 1, 3. 5. 7 и 9, вычестьсумму баллов, набранных по подпунктам 2. 4, 6, 8 и 10. Показатели удовлетворенности жизнью в целом могут варьировать от -15 до+15 баллов. Результат от -15 до -5 баллов является показателем низкого уровня удовлетворенности жизнью в целом, т.е. свидетельствует о состоянии неудовлетворенности, стресса, пессимистическом настроении, о потребности в получении психологической помощи. Результат от "Л до +4 баллов свидетельствует о среднем уровне удовлетворенности жизнью в целом. Результат от +5 до +15 баллов свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности жизнью в целом, о психологическом благополучии и оптимистическом мироощущении. Пункт 4 опросника ВС представляет собой шкалу удовлетворенности условиями жизни. Для получения показателя по данной шкале необходимо подсчитать сумму баллов по всем 13 подпунктам. Результат ниже 32 баллов свидетельствует о низком уровне удовлетворенности условиями жизни в целом, о низком качестве жизни и о потребности в получении психологической помощи. При результате от 33 до 46 баллов условия жизни в целом оцениваются испытуемым как удовлетворительные. Результат выше 47 баллов свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности условиями жизни в целом и является показателем высокого качества жизни. Если по какому-либо из 13 подпунктов испытуемый набирает 1—2 балла, то представленная в данном подпункте сторона жизни может рассматриваться как источник стресса, переживаемого испытуемым. Подпункты шкалы, по которым испытуемый набирает 4—5 баллов, следует рассматривать как стороны жизни, в наибольшей степени удовлетворяющие испытуемого и являющиеся источниками его поддержки. Пункт 5 опросника ВС представляет собой шкалу удовлетворенности основных жизненных потребностей. При обработке результатов подсчитывается сумма баллов по всем 11 подпунктам шкалы. При заполнении подпунктов I» 2 и 3 у испытуемых могут возникнуть вопросы Пояснение по подпункту 1: «Если Вы в данный момент не работаете, оцените Ваше отношение к этому факту». Пояснение по подпункту 2: «Если Вы живете один (одна), оцените. насколько Вы удовлетворены своим семейным положением». Пояснение по подпункту 3: «Если у Вас нет детей, оцените Ваше отношение к данному факту». Необходимо, чтобы испытуемый заполнил все пункты шкалы. Если испытуемый набирает менее 30 баллов, это свидетельствует о низком уровне удовлетворенности основных жизненных потребностей, о стрессе и о потребности в получении психологической помощи. Показатель от 31 до 41 балла свидетельствует о среднем уровне удовлетворенности основных жизненных потребностей. Показатель выше 42 баллов свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности потребностей, о психологическом благополучии. Если по какому-либо из 11 подпунктов данной шкалы испытуемый набирает 1—2 балла, то представленная в данном подпункте сторона жизни (потребность) может рассматриваться как источник неудовлетворенности, стресса, переживаемого испытуемым. Подпункты шкалы, по которым испытуемый набирает 4—5 баллов, следует рассматривать как стороны жизни, в наибольшей степени удовлетворяющие испытуемого и являющиеся источником его поддержки. Пункты 6—11 опросника ВС предназначены для регистрации основных социально-демографических показателей испытуемых: пола, возраста, уровня образования, общественной группы, семейного положения, места жительства. Необходимо обратить внимание на то. что по результатам наших исследований, проводившихся в Москве и в Брянской области, к числу групп населения с наиболее высоким уровнем ПЭН и с наиболее выраженной потребностью в получении психологической помощи относятся: женщины; лица старше 40 лет; лица с начальным и с высшим образованием; разведенные; пенсионеры и безработные. ПРИМЕНЕНИЕ ОПРОСНИКА «ВАШЕ САМОЧУВСТВИЕ» В ПОПУЛЯЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ С помощью опросника «Ваше самочувствие» были обследованы три случайные выборки населения (мужчины и женщины в возрасте 25—64 лет) в различных городах России: 1) Москва — 763 человека; 2) Клинцы Брянской области (уровень радиоактивного загрязнения более 5 ci/кв.км) — 1050 человек; 3) Почеп Брянской области (радиоактивное загрязнение отсутствует) — 491 человек. При проведении психологического обследования регистрировались также самооценка здоровья и основные социально-демографические показатели: пол, возраст, уровень образования, общественная группа, семейное положение. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1, Уровень удовлетворенности жизнью в целом (1 шкала). Сравнение средних баллов по критерию с2 выявило, что уровень удовлетворенности жизнью в целом в г. Почеп как у мужчин, так и у женщин значимо выше, чем у жителей г. Москва и г. Клинцы (табл. 2). Таблица 2 Средние показатели (в балдах) удовлетворенности жизнью в целом у жителей г. Клинцы, г. Москва и г. Почеп
Примечание: р<0,03. Дисперсионный анализ данных показал, что уровень удовлетворенности жизнью в целом достоверно связан с такими факторами, как пол, возраст, уровень образования, семейное положение, социальная группа, самооценка здоровья и наличие хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ). Так, средний уровень удовлетворенности жизнью у женщин (-0,89) достоверно ниже, чем у мужчин (1,23) (р<0,05). У лиц старше 40 лет средний уровень удовлетворенности жизнью (-0,10) ниже, чем у лиц моложе 40 лет (1,62) (р<0,05). У лиц с начальным и с неполным средним образованием обнаружен наиболее низкий уровень удовлетворенности жизнью (-2,23), тогда как у лиц со средним образованием выявлен в целом более высокий уровень удовлетворенности (0,92). Лица с высшим образованием (-0,58) по уровню удовлетворенности составили промежуточную группу (р<0,05). Сравнение групп населения с различным семейным статусом выявило достоверно (р<0,002) более низкие средние показатели удовлетворенности жизнью у разведенных (-2,63) и у вдовых (-3,69) по сравнению с лицами, состоящими в браке (0,38), и лицами, никогда не вступавшими в брак (1.99). Среди различных социальных групп наиболее низкие показатели удовлетворенности жизнью (р<0,05) обнаружены у пенсионеров по инвалидности (-3,83), безработных (-1,55), пенсионеров по возрасту (-1,42) и домохозяек (-1,16). Наиболее высокие показатели удовлетворенности жизнью обнаружены у предпринимателей (4,87) и учащихся, студентов (2,96). У рабочих (0,62) и служащих (-0,07) выявлены промежуточные показатели удовлетворенности жизнью. Средний балл по шкале удовлетворенности жизнью в целом у лиц, имеющих ХНИЗ (-1,31), достоверно ниже, чем у здоровых лиц (1,29) (р<0,05). Выявлена прямо пропорциональная связь между уровнем удовлетворенности жизнью и самооценкой здоровья. Наиболее высокие показатели удовлетворенности жизнью в целом обнаружены у лиц с высокой самооценкой здоровья (4,26 и 4,83 балла). И наоборот, наиболее низкие показатели удовлетворенности жизнью обнаружены у лиц с низкой самооценкой здоровья (-3,96 и -5,86). Таким образом, можно выделить наименее удовлетворенные жизнью в целом группы населения: женщины; лица старше 40 лет; лица с начальным и неполным средним образованием; разведенные и вдовые лица; пенсионеры, безработные и домохозяйки; лица с низкой самооценкой здоровья и лица с ХНИЗ. 2. Удовлетворенность условиями жизни (2 шкала). В табл. 3 представлены средние показатели удовлетворенности условиями жизни у жителей г. Клинцы (1050 чел.), г. Москва (763 чел.) и г. Почеп (491 чел.). Был проведен дисперсионный анализ взаимосвязи социально-демографических факторов с удовлетворенностью условиями жизни и самооценкой здоровья. Обнаружено, что оценка жилищных условий зависит от возраста, семейного положения, а также связана с самооценкой здоровья. Так, к числу групп населения, наименее удовлетворенных своими жилищными условиями, относятся: лица моложе 40 лет; разведенные лица и лица с низкой самооценкой здоровья. Выявлено, что оценка бытовых условий в районе проживания связана с уровнем образования, семейным положением и самооценкой здоровья. Так, к числу групп населения, наименее удовлетворенных своими бытовыми условиями, относятся:лица с низким уровнем образования; лица, состоящие в браке и разведенные; лица с низкой самооценкой здоровья. Обнаружено, что удовлетворенность экологическими условиями в районе проживания зависит от влияния.таких факторов, как пол, возраст, семейное положение и самооценка здоровья. Так, к числу групп населения, наименее удовлетворенных экологическими условиями, относятся: женщины; лица старше 40 лет; разведенные лица и лица с низкой самооценкой здоровья. Выявлены факторы, значимо связанные с удовлетворенностью условиями труда: пол, возраст, образование, семейное положение, общественная группа и самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных своими условиями труда, относятся: мужчины; лица старше 40 лет; лица с низким образованием; разведенные и состоящие в браке; рабочие, а также лица с низкой самооценкой здоровья. Обнаружено, что удовлетворенность доходом связана с такими факторами, как семейное положение, социальная группа и самооценка здоровья. К наименее удовлетворенным своим доходом группам населения относятся: разведенные лица; пенсионеры по инвалидности; учащиеся и безработные, а также лица с низкой самооценкой здоровья. Выявлены факторы, связанные с удовлетворенностью возможностями использования денег: пол, возраст, образование, семейное положение, социальная группа, самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных возможностями использования денег, относятся: женщины; лица старше 40 лет; лица с высшим образованием; вдовые и разведенные; служащие и лица с низкой самооценкой здоровья. Таблица 3 Средние показатели (в баллах) удовлетворенности условиями жизни у жителей гг. Клинцы, Москва и Почеп
Обнаружены факторы, связанные с удовлетворенностью медицинским обслуживанием: образование и самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных медицинским обслуживанием, относятся лица с высшим и незаконченным высшим образованием. а также лица с низкой самооценкой здоровья. Обнаружено, что удовлетворенность возможностями получения информации зависит от влияния таких факторов, как уровень образования, семейное положение и самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных возможностями получения информации, относятся: лица с начальным образованием; состоящие в браке и разведейные; лица с низкой самооценкой здоровья. Выявлено, что удовлетворенность возможностями проведения досуга связана с такими факторами, как пол, возраст, семейное положение, самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных своим досугом, относятся: женщины; лица старше 40 лет; состоящие в браке, разведенные и вдовые лица и лица с низкой самооценкой здоровья. Получены значимые корреляции оценки возможностей общения с искусством с такими факторами, как пол, образование, семейное положение и самооценка здоровья. К числу групп населения. наименее удовлетворенных возможностями общения с искусством, относятся: женщины; лица с начальным образованием; лица, состоящие в браке, а также лица с низкой самооценкой здоровья. Выявлена зависимость оценки политической ситуации в регионе проживания от таких факторов, как возраст, уровень образования, семейное положение, социальная группа и самооценка здоровья. Среди различных групп населения йаименее удовлетворены политической ситуацией лица старше 40 лет; лица с высшим образованием; вдовые; пенсионеры по возрасту и лица с низкой самооценкой здоровья. Выявлены факторы, связанные с удовлетворенностью социальной и правовой защищенностью: возраст, образование, семейное положение, социальная группа, самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных своей социальной и правовой защищенностью, относятся: лица старше 40 лет; лица с высшим образованием; вдовые и разведенные; служащие, а также лица с низкой самооценкой здоровья. Обнаружены факторы, связанные с оценкой свободы вероисповедания, политической активности: уровень образования и самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных свободой вероисповедания, политической активности, относятся лица со средним образованием и лица с низкой самооценкой здоровья. 3. Удовлетворенность основных жизненных потребностей (3 шкала). В табл. 4 представлены средние показатели удовлетворенности основных жизненных потребностей у жителей г. Клинцы (1050 чел.), г. Москва (763 чел.) и г. Почеп (491 чел.). Был проведен дисперсионный анализ взаимосвязи социально-демографических факторов с удовлетворенностью основных жизненных потребностей и самооценкой здоровья. Обнаружено, что удовлетворенность работой зависит от таких факторов. как социальная группа и самооценка здоровья. К числу групп населения. наименее удовлетворенных своей работой. относятся: безработные, пенсионеры по инвалидности и лица с низкой самооценкой здоровья. Выявлена взаимосвязь уровня удовлетворенности семейными отношениями и таких факторов, как пол, семейное положение, социальная группа и самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных своими семейными отношениями, относятся: женщины; разведенные; безработные и лица с низкой самооценкой здоровья. Выявлены факторы, связанные с оценкой удовлетворенности- своими детьми: пол, семейное полсйкеняе и самооценка здоровья. К числу групп населения, в наибольшей степени озабоченных здоровьем и благополучием своих детей, относятся: женщины; разведенные и лица с низкой самооценкой здоровья. Обнаружена связь удовлетвори сти питанием с такими факторами, возраст, уровень образования. семейное положение, социальная группам мооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных им питанием, относятсящица старше 40 лет; лица с незаконченным высшим и с высшим образованием; разведенные; служащие и учащиеся; лица с низкой самооценкой здоровья. Выявлены факторы, связанные с уровнем удовлетворенности отдыхом: пол, возраст, уровень образования, семейное положение, социальная группа и самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных своим отдыхом, относятся: женщины; лица старше 40 лет; лица с высшим образованием; разведенные; служащие и лица с низкой самооценкой здоровья. Выявлены факторы, связанные с удовлетворенностью своим материальным положением: пол, семейное положение, социальная группа и самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных своим материальным положением, относятся: женщины; разведенные; учащиеся, безработные и лица с низкой самооценкой здоровья. Обнаружены факторы, связанные с уровнем удовлетворенности общением: возраст, уровень образования, семейное положение, самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных своим общением с друзьями, с людьми, близкими по интересам, относятся: лица старше 40 лет; лица с высшим образованием; разведенные и лица с низкой самооценкой здоровья. Таблица 4 Средние показатели (в баллах) удовлетворенности основных жизненных потребностей у жителей гг. Клннцы, Москва и Почеп
Выявлены факторы, связанные с удовлетворенностью своим положением в обществе: возраст, уровень образования, семейное положение и самооценка здоровья. К числу групп населения, наиболее неудовлетворенных своим положением в обществе, относаггся: лица старше 40 лет; лица с высшим образованием; разведенные и лица с низкой самооценкой здоровья. Выявлены факторы, связанные с оценкой жизненных перспектив: пол, возраст, уровень образования, семейное положение, общественная группа, самооценка здоровья. К числу групп населения, наиболее пессимистично оценивающих свое будущее, относятся: женщины; лица старше 40 лет; лица с начальным и с высшим образованием; разведенные; инвалиды и безработные. а также лица с низкой самооценкой здоровья. Обнаружено, что уровень удовлетворенности потребности в любви зависит от таких факторов, как пол, возраст, семейное положение, уровень образования, социальная группа и самооценка здоровья. К числу лиц с наиболее низким уровнем удовлетворенности потребности в любви относятся: женщины; лица старше 40 лет; разведенные и вдовые; лица с неполным средним образованием; пенсионеры по инвалидности и лица с низкой самооценкой здоровья. Выявлены факторы, связанные с оценкой возможности самовыражения: пол, возраст, семейное положение, самооценка здоровья. К числу групп населения, наиболее низко оценивающих свои возможности самовыражения, относятся: женщины; лица старше 40 лет; разведенные и лица с низкой самооценкой здоровья. Выявлены факторы, связанные со средним суммарным баллом по шкале удовлетворенности условиями жизни (шкала 2): пол, возраст, уровень образования, семейное положение и самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных условиями жизни в целом, относятся: женщины; лица старше 40 лет; лица с низким уровнем образования; разведенные и лица с низкой самооценкой здоровья. Выявлены факторы, связанные со средним суммарным баллом по шкале удовлетворенности основных жизненных потребностей (шкала 3): пол, возраст, уровень образования, семейное положение, социальная группа и самооценка здоровья. К числу групп населения с наиболее низким уровнем удовлетворенности основных жизненных потребностей относятся: женщины; лица старше 40 лет; лица с начальным и с высшим образованием; разведенные; инвалиды, безработные и лица с низкой самооценкой здоровья. Таким образом, опросник «Ваше самочувствие» позволяет выявлять лиц с низким уровнем удовлетворенности жизнью, нуждающихся в получении психологической помощи, а также группы населения с наиболее высоким уровнем психоэмоционального напряжения. Обследование случайных выборок жителей гг. Москва, Клинцы и Почеп показало, что к числу групп населения с наиболее высоким уровнем психоэмоционального напряжения относятся: женщины; лица старше 40 лет; лица с начальным и с высшим образованием; разведенные; пенсионеры, безработные; лица с низкой самооценкой здоровья. Представители данных групп имеют повышенную потребность в получении психологической помощи. Результаты проверки психометрических свойств данного опросника (надежность, специфичность, чувствительность и др.) свидетельствуют о том, что данный инструмент может быть рекомендован для внедрения при проведении массовых эпидемиологических обследований взрослого населения России. Кроме того, опросник «Ваше самочувствие» целесообразно использовать в работе специалистов (психологов, психотерапевтов), проводящих индивидуальное психологическое консультирование в целях диагностики уровня психоэмоционального напряжения и его источников у пациентов и оценки динамики их психологического статуса в процессе психокоррекции и психотерапии. |