Реферат: Понятие, функции, классификация и основные элементы налога

Название: Понятие, функции, классификация и основные элементы налога
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА

__Понятие, функции, классификация и основные элементы налога __

г. Санкт-Петербург

2010 г.

Оглавление

Введение 3

1. Понятие и основные элементы налога 6

2. Функции налога 11

3. Классификации налогов 14

Заключение 24

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отноше­ний в обществе с момента возникновения государства. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», − справедливо подчеркивал К. Маркс[1] . Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопрово­ждаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налого­вый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги стали известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выде­лить три крупных этапа.

На начальном этапе развития общества (от древнего мира до начала средних веков) государство не имело финансового аппарата, способного определить, сколько и каких налогов необходимо собрать. Определялась лишь общая сумма средств, которую желательно было получить; процесс сбора налогов возлагался на город или общину.

На втором этапе (XVI – начало XIX вв.) государство организует сеть государственных учреждений, в том числе фи­нансовых, и берет на себя часть функций по пополнению казны: устанавли­вает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, ограничивает этот процесс более или менее широкими рамками.

И, на­конец, третий, современный, этап - государство берет в свои ру­ки все функции установления и взимания налогов, ибо на сегодняшний день сложилась широкая практика применения государством правил налогообложения. Региональные и местные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Важное место отводится налогам, как экономическому рычагу, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства путем предоставления им налоговых льгот. Государство, проводящее в жизнь грамотную налоговую политику, имеет возможность развивать наукоемкие производства и осуществлять ликвидацию убыточных предприятий.

Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

Целью данной работы является – раскрытие социально-экономической сущности налога. Для этого, по моему мнению, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов в формировании финансов государства, выделить элементы налога, выделить функции и классификацию налогов, а также привести основные принципы построения налогового механизма.

1. Понятие и основные элементы налога

В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

В современной литературе о налогах приводится большое количе­ство различного рода определений налогов. При этом во всех опреде­лениях неизменно подчеркивается, что налог — платеж обязатель­ный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

Налоги являются теми платежами, которые осуществляются без­ возмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представите­лями государства каких-либо договоров.

К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а так­же различного рода компенсационные выплаты (например, выплаты по возмещению нанесенного ущерба).

В отдельных определениях налога указывается, что налоги — это платежи, взимаемые в установленном законом порядке. Это справед­ливо в том смысле, что в цивилизованном государстве обязанности по уплате налогов должны устанавливаться законом. Однако включение в определение слов «платежи, взимаемые в установленном законом по­рядке» сильно ограничивает значение термина «налог». В ряде совре­менных государств налоги могут вводиться постановлениями выс­шей исполнительной власти. Иначе говоря, от того, что обязанность по внесению какого-либо платежа не была установлена законодатель­ной властью, соответствующий платеж не теряет своего налогового характера.

В других определениях можно встретить указание на то, что нало­ги — это платежи, взимаемые с юридических и физических лиц. В данном случае вряд ли правомерно ограничивается само понятие «на­лог». Обязанность по уплате налогов может возлагаться не только на отдельных физических лиц, но и на различного рода их объединения, не являющиеся юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством.

Налоги — один из основных способов формирования доходов бюд­жетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения плате­жеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государ­ственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты орга­нов местного самоуправления, они могут выступать средством образо­вания различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом, только на основании того, что законодатель устанавливает необходи­мость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

В экономическом смысле налоги представляют собой способ пере­распределения новой стоимости — национального дохода, выс­тупают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении нацио­нального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, пере­распределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направ­ленность от налогоплательщика к государству.

Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимо­сти, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природ­ными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денеж­ные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношени­ях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридиче­ских лиц) по поводу формирования государственных финансов. Нало­говые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

Элементы налога.[2]

Понятие налога следует рассмотреть с точки зрения совокуп­ности определенных взаимодействующих составляющих его эле­ментов.

Выделяют следующие десять основных элементов налога.

Налоговая норма — общее правило поведения в налоговой сфере, установленное в определенном порядке компетентным го­сударственным органом. Зачастую налоговая норма представлена налоговым законом.

Субъекты налогообложения, к которым относятся налогопла­тельщик и налоговый агент. Под налогоплательщиками понимают­ся организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать налоги. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в со­ответствии с законодательством возложены обязанности по ис­числению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в со­ответствующий бюджет налогов.

Объектами налогообложения могут являться доходы, товары, услуги, различные формы накопленного богатства или имущест­ва. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложе­ния.

Налоговая база представляет собой количественное выражение объекта налогообложения. Под ней понимается стоимостная, фи­зическая или иная характеристики объекта налогообложения.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых на­числений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые став­ки могут быть твердыми и процентными. Твердые ставки пред­ставлены в виде абсолютных сумм, взимаемых с объекта обложе­ния. Процентные ставки налога означают взимание в форме нало­га определенной доли стоимости объекта обложения.

Налоговый период устанавливается для того, чтобы обеспечить временную определенность существования налога. Налоговым пе­риодом может быть календарный год, квартал, месяц, декада, иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговые льготы устанавливаются с целью уменьшения на­логовой нагрузки на налогоплательщиков. Система налоговых льгот имеет разнообразные формы и строится с учетом приори­тетов национальной фискальной политики. В налоговых систе­мах различных стран предусмотрены следующие основные виды налоговых льгот: необлагаемый минимум объекта, изъятие из об­ложения определенных объектов, освобождение от уплаты нало­гов определенных лиц или категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, вычет из налогового оклада (налогового пла­тежа за расчетный период), налоговые кредиты (отсрочка взима­ния платежа).

Налоговый оклад — это подлежащая взиманию сумма налога. Для каждого налога устанавливаются срок и порядок уплаты на­лога. Срок уплаты налога — это срок, в течение которого налого­плательщик обязан фактически внести налог в бюджет. Порядок уплаты налога представляет собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.

Под источником налога подразумевается тот экономический показатель, за счет которого производится уплата налога. К источ­никам налога относятся надбавка сверх цены продукции, себесто­имость продукции (работ, услуг), финансовый результат деятель­ности, чистая прибыль.

2. Функции налога

Сущность налогов проявляется через их функции. Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким об­разом реализуется общественное назначение данной экономи­ческой категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов[3] .

Выделяют три основные функции налогов:

1)Фискальная функция является исторически первой и основной. Она отражает предназначение налогов, причину их появления. Фис­кальная функция заключается в том, что с помощью налогов фор­мируются финансовые ресурсы государства и тем самым создается материальная основа самого существования государства и его функционирования.

С развитием государства расширением его политической экономической и социальной деятельности возрастает значение фискальной функции налогов. Налоги превратились в главнейший источник государственных доходов. В странах с рыночной эко­номикой доля налоговых поступлений в доходной части бюджета составляет 80-90%.

2)Экономическая функция включает в себя регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальную подфункции, влияющие на воспроизводственный процесс как налоговая волна.

Экономическая функция налогов реализуется через налоговое регулирование, которое является составной частью государственного регулирования экономики. В современных условиях налоги признаны важным экономическим инструментом воздействия го­сударства на объем потребительского спроса, инвестиции, темпы экономического роста, а также на стимулирование отдельных от­раслей и сфер экономики.

Распределительная функция налогов выступает в виде использо­вания налогов в качестве инструмента при распределении и пере­распределении валового внутреннего продукта. Этот процесс про­исходит путем введения новых и отмены старых действующих нало­гов, изменения ставок, расширения либо сокращения налоговой базы, изменения уровня зачисления налогов.

Стимулирующая функция налога, органично дополняющая регу­лирующую функцию, проявляется в дифференциации налоговых ставок, введении налоговых льгот, направленных на поддержку ма­лого предпринимательства, производства продукции социального, сельскохозяйственного назначения, капитальных вложений, а так­же инновационной и внешнеэкономической деятельности.

Социальная функция налогов проявляется в применении налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования. Вычеты на благотворительные цели, на содержание детей и иждивенцев, платежи в государственные социальные вне бюджетные фонды (с 1 января 2001 г. взимание единого социального налога) непосредственно направлены на обеспечение социальной защищенности и государственных гарантий членам обще­ства, нуждающимся в первоочередной поддержке.

Воспроизводственная функция налогов предполагает зачисление налогов на специальные счета бюджетной классификации и ис­пользование средств на мероприятия прежде всего природоохран­ного назначения и дорожного хозяйства. К таким налогам отно­сятся: земельный налог; плата за пользование водными объектами; плата за загрязнение окружающей природной среды; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налоги, зачисляемые в дорожные фонды.

3)Контрольная функция заключается в том, что налоги выступают своеобразным «зеркалом» экономических процессов. Анализ ди­намики налоговых поступлений позволяет составить картину о про­цессах, происходящих в экономике, об эффективности действую­щей налоговой системы, о ее влиянии на национальное хозяйство, о достаточности мобилизуемых средств для финансирования бюд­жетных мероприятий. Контрольная функция реализуется органа­ми, осуществляющими контроль за правильным исчислением, свое­временной уплатой и правильным зачислением налогов, правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности. К ним относятся органы Министерства РФ по нало­гам и сборам, Государственного таможенного комитета, Министерства финансов РФ государственных внебюджетных фондов.

3. Классификации налогов

Бюджетная Многообразие существующих налогов вызывает необходи­мость их классификации (разделения на виды) на определён­ной основе. В теории налогообложения для клас­сификации налогов используются различные критерии.

Попытки классификации налогов известны с самого начала фор­мирования науки о налогообложении. Так, Н. И. Тургенев в 1818 году писал: «...налоги могут быть всего приличнее разделены следующим образом: 1) налоги с дохода от земли; 2) налоги с доходов от капитала... 3) налоги с самих капиталов... Некоторые разделяют налоги: 1. На обык­новенные и необыкновенные. 2. На общие и особенные, смотря по тому, платят ли их все или некоторые. 3. На главные и побочные, смотря по тому, более или менее они важны для государства. 4. На вещественные и личные, т. е. с вещей или лиц. 5. На налоги, платимые деньгами или натурою...»[4] .

Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие основания клас­сификации налогов:

1) по способу взимания налогов;

2) по субъекту-налогоплательщику;

3) по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;

4) по порядку введения налога;

5) по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;

6) по целевой направленности введения налога.

1. По способу взимания налогов

Согласно данному основанию, различают прямые и кос­венные налоги.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления матери­альных благ непосредственно с доходов или имущества налого­плательщиков, поэтому для последних размер налога точно известен. Т.е. «к прямым относят подоходно-поимущественные налоги те, которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, ис­ходя из знания величины объекта налогообложения, расчета нало­говой базы и применения к ней налоговой ставки. Прямыми эти налоги названы потому, что налогоплательщик самостоятельно, прямо и непосредственно уплачивает налог в бюджет. Государство предъявляет требование уплатить эти налоги именно тем налого­плательщикам, которых оно и собирается обложить этим налогом. Это означает, что при введении прямых налогов государство не предполагает, что этот налог будет переложен налогоплательщи­ком на кого-то другого. Фактически при прямом налогообложении налогоплательщик и несет бремя этого налога»[5] .

Исторически сложилось деление прямых налогов на личные и реальные, хотя еще в середине XIX в. это деление иногда рассмат­ривалось как устаревшее[6] . Тем не менее даже в современной эконо­мической литературе это деление еще встречается.

Реальные прямые налоги – налоги на имущество, т.е ими облагается предполага­емый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налог на операции с ценными бумагами, на­лог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др.).

Личные прямые налоги – подоходные налоги, т.е. уплачиваются с действительно получен­ного дохода и отражают фактическую платежеспособность. К ним относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.

Косвенные (иначе — адвалорные) налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государ­ством в цену товаров и услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, специальный налог на поддержание основных отраслей народного хозяйства и др.). «Косвенные налоги фактически — налоги на потребление. Косвенными эти налоги называются в силу того, что при их введении государство заведомо исходит из того, что лицо, облагаемое этими налогами, переложит их на кого-то еще, т. е. конечным носителем бремени налогов данной группы будет не то лицо, которое является по за­конодательству налогоплательщиком»[7] .

Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго оп­ределенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды товаров), косвенные универсальные, которыми облагаются все товары, работы и услуги, за исключением некоторого их числа (налог на добавленную стоимость), фискальные монопо­лии, которыми облагаются товары и услуги, производство и реализация которых сосредоточены в руках государства (налог с оборота в бывшем СССР), а также таможенные пошлины.

Основное отличие между прямыми и косвенными налога­ми — по месту формирования источника выплаты налога. Если при прямом налогообложении источник формируется непос­редственно у налогоплательщика, то при косвенном — источ­ник налога поступает налогоплательщику в составе иных пла­тежей (в основном в составе цены).

Другим критерием деления налогов на прямые и косвенные называют теоретическую возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончатель­ным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог пере­кладывается путем надбавки к цене. Тяжесть косвенных налогов целиком перекладывается на конечного потребителя продукции и особенно на наименее обеспеченные слои населения. В. И. Ле­нин даже называл такие налоги налогами на бедных[8] . Косвенные налоги, повышая цены товаров, ограничивают возможности рас­ширения внутреннего рынка и экспорта товаров.

2. По субъекту-налогоплательщику

В соответствии с данным основанием можно выделить сле­дующие виды налогов.

Налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор

и др.).

Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользовате­лей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний и др.).

Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некото­рые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).

3. По органу, который устанавливает и конкретизирует

налоги. [9]

Действующие в Российской Федерации налоги можно раз­делить на три группы в зависимости от того, какой орган их вводит и имеет право изменять и конкретизировать: федераль­ные налоги, региональные налоги и местные налоги. Именно такой принцип был избран законодателем при классификации налоговых платежей в п. 1 ст. 18 Закона об основах налоговой системы.

Федеральные (общегосударственные) налоги. Необходимо отметить, что размеры ставок, определение объектов налогооб­ложения, плательщиков и методов исчисления федеральных (об­щегосударственных) налогов, а также порядок зачисления их сумм в бюджеты различных уровней определяются законодательством России и являются едиными на всей ее территории. К федераль­ным налогам относятся следующие: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы фи­зических лиц (подоходный налог); единый социальный налог; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; налог на операции с ценными бумагами; государственная пошлина; таможенные пошлины; плата за недропользование; плата за пользование водными объектами; плата за загрязнение окружающей природной среды; плата за пользование объектами животного мира; сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация»; федеральные лицензионные сборы; платежи в дорожные фонды; налог с имуще­ства, переходящего в порядке наследования и дарения; налог на игорный бизнес; иные федеральные налоги и сборы.

Региональные налоги (налоги республик в составе Россий­ской Федерации и налоги краев, областей, автономной облас­ти, автономных округов). Отличительной чертой региональных налогов является то, что конкретные размеры ставок, опреде­ление объектов налогообложения, плательщиков и методов ис­числения налогов устанавливаются в соответствии с законода­тельством России законодательными органами субъектов фе­дерации: республик в составе Российской Федерации или ре­шениями органов государственной власти краев, областей, ав­тономной области, автономных округов. Региональными явля­ются следующие налоги: налог на имущество предприятий; плата за лесопользование; плата за пользование водными объектами; сбор на нужды обра­зовательных учреждений; налог с продаж; транспортный налог; плата за выбросы вредных веществ; лицензионные сборы; иные налоги и сборы субъектов Федерации.

Местные налоги. Местные налоги, механизм их исчисле­ния и взимания вводятся районными и городскими органами в соответствии с законодательством России и республик в соста­ве Российской Федерации. К таковым, в частности, относятся: налог на имущество физических лиц; курортный сбор; налог на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы; плата за землю; плата за выбросы вредных веществ; регис­трационный сбор за занятие предпри­нимательской деятельностью; налог на рекламу; сбор за право торговли; целевые сборы на содержание милиции, благоус­тройство территорий, нужды образования; налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники; сбор с владельцев собак; лицензионный сбор за право торговли винно-водочны­ми изделиями; лицензионный сбор за право проведения мест­ных аукционов и лотерей; сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор за парковку автотранспорта; сбор за право использования местной символики; сбор за участие в бегах на ипподромах; сбор за выигрыш на бегах; сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; сбор со сделок, совершаемых на бирже; сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за уборку территорий населенных пунктов; сбор за открытие игорного бизнеса; иные местные налоги и сборы.

4. По порядку введения налога

По порядку введения можно выделить налоги общеобяза­тельные и факультативные.

Общеобязательные налога устанавливаются законодатель­ными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. При этом по некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государствен­ной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-террито­риальных образований. К общеобязательным относятся все фе­деральные налоги, предусмотренные в ст. 19 Закона об основах налоговой системы, а также налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду (ст. 20 Закона), налог на имуще­ство физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской дея­тельностью (ст. 21 Закона).

Факультативные налоги предусмотрены основами налого­вой системы, однако непосредственно вводиться они могут за­конодательными актами республик в составе Российской Фе­дерации или решениями органов государственной власти кра­ев, областей, автономной области, автономных округов, райо­нов, городов и иных административно-территориальных образований. Взимание этих налогов на той или иной территории — компетенция органов местного самоуправления. К факульта­тивным относятся сбор на нужды образовательных учрежде­ний, взимаемый с юридических лиц, а также все местные нало­ги, за исключение тех, которые являются общеобязательными.

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж

В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основа­нии чего налоговые платежи можно подразделить на закреп­ленные и регулируемые.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступа­ют в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди зак­репленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюд­жет, во внебюджетный фонд.

Регулирующие (разноуровневые) налоги поступают одновре­менно в бюджеты различных уровней в пропорции, согласно бюджетному законодательству. На сегодняшний день в налого­вой системе России действуют два таких налога: налог на при­быль с предприятий и организаций и подоходный налог с фи­зических лиц. Суммы отчислений по таким налогам, зачисляе­мые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюдже­ты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уров­ней, определяются при утверждении бюджета каждого из субъек­тов федерации.

6. По целевой направленности введения налога

В соответствии с этим основанием можно выделить нало­ги абстрактные и целевые. Данное основание находит свое ме­сто практически при каждом рассмотрении классификации налогов; так, Л. Окунева называет их общими налогами и спе­циальными[10] .

Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые (специаль­ные) налоги вводятся для финансирования конкретного направ­ления затрат государства, например сбор на нужды образова­тельных учреждений, взимаемый с юридических лиц, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство террито­рий и другие цели. Как правило, для целевых налоговых плате­жей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья.

В специальной научной литературе можно встретить и иные осно­вания классификации налогов. Так, С. Пепеляев выделяет раскладоч­ные (контингентированные, репартиционные) и количественные нало­ги. Суть первых заключается в том, что их размер определен исходя из конкретного необходимого расхода. Сумма налога просто распределя­ется между плательщиками. В то же время количественные (долевые, квотативные) налоги исходят из возможности плательщика заплатить налог и учитывают его имущественное положение. Выделяют также разовые и периодические налоги. Под периодическими налогами обычно понимаются те налоги, платежи по которым осуществляются с определенной регулярностью. К этой группе относятся налоги на имущество (земельные, со строе­ний, с транспортных средств и т.д.), налоги на доходы как физических, так и юридических лиц, периодические налоги на потребление (акцизы, НДС, налог с продаж). По периодическим налогам всегда устанав­ливается налоговый период. К разовым налогам обычно относятся налоги, уплата которых связана с какими-либо особыми событиями, не образующими систему. Примерами разового налога являются налоги на наследство и дарение, таможенные пошлины, пошлины, уплачива­емые при регистрации недвижимого имущества, сборы за регистра­цию автотранспортных средств.

Подавляющее большинство взимаемых в настоящее время россий­ских налогов и сборов относятся к периодическим. К разовым отно­сятся следующие федеральные налоги и сборы: таможенная пошлина; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в поряд­ке наследования и дарения; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; местные сборы — курортный сбор; регистрационный сбор с физиче­ских лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью[11] .

В зависимости от мотивации экономического поведения хозяйству­ющего субъекта некоторые авторы выделяют условно-постоянные на­логи, фиксированные, т. е. те, которые не зависят напрямую от уровня производства, продаж и иных экономических показателей, связанных с деловой активностью (например, налог на имущество, на пользова­ние природными ресурсами, налоги на отдельные виды деятельности и др.), а также условно-переменные , которые более тесно связаны с экономической деятельностью субъектов (все виды подоходных нало­гов, акцизы, НДС и т. д.). Эти налоги ориентированы на выравнива­ние результатов экономического соревнования, т. е. сдерживание яв­ных лидеров и поддержку аутсайдеров как в сфере производства, так и потребления. Условно-переменные налоги являются основным источ­ником бюджетных поступлений[12] .

Американские экономисты Энтони Б. Аткинсон и Джозеф Э. Стиглиц, рассматривая типы налогов, устанавливаемые на деятельность фирмы, выделяют налоги на факторы производства (налог на фонд за­работной платы, налог на прибыль с корпораций) и налоги на валовый выпуск или валовые затраты (налог на добавленную стоимость, налог с оборота)[13] .

Заключение

Заканчивая данную курсовую работу, следует сказать, что взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.

Налоги являются необходимым звеном экономических отноше­ний в обществе с момента возникновения государства. Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».[14]

Налого­вый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.

Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

Налоговый механизм любого государства состоит из совокупности организационных принципов. Для обеспечения стабильного развития всякая страна должна учитывать и строго соблюдать все базовые принципы налогообложения. На них должна основываться налоговая политика страны, налоговые законы не должны приниматься и проводиться в нарушение этих принципов, суды должны разрешать налоговые споры в духе этих налоговых принципов, даже если они и не выражены прямо в форме конкретной нормы закона или иного правового документа (если налоговые правила допускают неоднозначные толкование или намеренно оставляют вопрос на усмотрение исполнительной власти).

Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.

За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства – с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Список литературы:

1. Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 308.

2. Налоги и налогообложение: Учебник / Д.Г. Черник и др. – М.: ИНФРА – М, 2001.

3. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Перов А.В., Толкушин А.В. – М.: Юрайт-Издат, 2007.

4. Налоги и налоговое право: Учебное пособие/ Под ред. А.В. Брызгалина. – М.: «Аналитика – Пресс», 1997.

5. Тургенев Н. И. Опыт теории налогов. М, 1937. С. 28.

6. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в Росси: Учебник для вузов. – М.: Издательство БЕК, 2001.

7. К.Г. Pay «Основные начала финансовой науки». Т. II. СПб., 1868. С. 312.

8. Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 6. С. 262.

9. Окунева Л. Налоги и налогообложение в России. М.: Финстатинформ, 1996. С. 23.

10. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С. Пепеляева. М.: Инвест Фонд, 1995. С. 36—38.

11. Какой быть налоговой реформе в России. Екатеринбург, 1993. С. 114.

12. Аткинсон Э. Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории го­сударственного сектора / Пер. с англ. под ред. Л. Любимова. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 178.

13. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учеб. Пособие. Издание 3-е, доп. и испр. – М.: Омега – Л, 2003. – 296 с.

14. Финансы, деньги, кредит: Учебник / Под ред. О.В. Соколовой. – М.: Юристъ, 2000. – 784 с.

15. «Налоговый кодекс РФ» - М.: Эксмо – 2009.


[1] Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 308.

[2] Финансы, деньги, кредит: Учебник / Под ред. О.В. Соколовой. – М.: Юристъ, 2000. – 784 с.

[3] Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учеб. Пособие. Издание 3-е, доп. и испр. – М.: Омега – Л, 2003. – 296 с.

[4] Тургенев Н. И. Опыт теории налогов. М, 1937. С. 28.

[5] Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в Росси: Учебник для вузов. – М.: Издательство БЕК, 2001.

[6] Например, в 1868 г. в работе К.Г. Pay «Основные начала финансовой науки» отмечалось, что «деление податей на реальные и личные устарело. Первые сообра­жаются с имущественными, вторые с личными отношениями» (Т. II. СПб., 1868. С. 312).

[7] Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в Росси: Учебник для вузов. – М.: Издательство БЕК, 2001.

[8] Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 6. С. 262.

[9] «Налоговый кодекс РФ» - М.: Эксмо – 2009

[10] Окунева Л. Налоги и налогообложение в России. М.: Финстатинформ, 1996. С. 23.

[11] Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С. Пепеляева. М.: Инвест Фонд, 1995. С. 36—38.

[12] Какой быть налоговой реформе в России. Екатеринбург, 1993. С. 114.

[13] Аткинсон Э. Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории го­сударственного сектора / Пер. с англ. под ред. Л. Любимова. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 178.

[14] Статья 57 Конституции РФ