Доклад: Троянский монастырь Успения Богородицы
Название: Троянский монастырь Успения Богородицы Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: доклад |
ТРОЯНСКИЙ МОНАСТЫРЬ УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ В монастырской летописи, составленной в 1835 году, сказано: “Троянская обитель возникла спустя много лет после падения болгарского царства. Появился некий монах, болгарин. Пришел он неизвестно откуда, и поселился в пустынных горах вместе со своим единственным учеником. Он построил себе простую хижину и, проведя в ней много лет, стал известен простому народу в том краю”. Летописец, который по преданию был секретарем Тырновского митрополита Огняновича, уточняет в других местах, что возникновение монастыря относится примерно к 1600 году и что оба монаха пришли туда с Афона. Немного позже по пути во Влахию туда зашел другой афонский монах, который принес с собой чудотворную икону Св. Богородицы Троеручницы. Но сколько раз он впоследствии не пытался уйти из монастыря, икона неизвестно каким образом все время возвращалась в монастырь. Наконец он оставил ее там и уехал один. Все это привлекло в Троянский монастырь новых монахов и обитель быстро росла. Были построены деревянная церковь, посвященная Рождеству Богородицы, монашеские кельи и небольшой постоялый двор. Однако вскоре, при игумене Калистрии из Ловеча, монастырь был разгромлен турками, при этом сам игумен был убит. В первой половине XVIII в. монастырь снова расширился и экономически окреп. В это время в нем открылось училище, которое после 1765 г., приобретало все большую известность, благодаря деятельности учителя Николы Выбранова. Тогда же игумен Христофор, родом из Сопота, осуществил первые большие постройки в монастыре. Он построил несколько новых зданий и отремонтировал деревянную церковь, а в 1771 г. обеспечил водоснабжение монастыря. Около 1780 г. игумен Пахомий организовал строительство новой, уже каменной соборной церкви. В 1812 г., при игумене Паисии, собор был расширен. В начале XIX в. монастырь был уже достаточно большим. Жилые корпуса, окружающие двор, были двух- и даже трехэтажными, что исключительно редко для той эпохи. В северо-западном углу находилась жилая оборонительная башня. Большинство этих зданий было построено при игумене Паисии, который управлял монастырем в течение 32 лет, начиная с 1785 г. Его стараниями в конце XVIII в. было осуществлено строительство скита Свт. Николая Чудотворца к востоку от монастыря. Один из последующих игуменов – Парфений построил в 1820 г. новую крепостную стену, но видинский Дервиш-паша обвинил его в том, что он выстроил крепость для помощи греческому восстанию и Парфений был брошен на несколько месяцев в Ловечскую тюрьму. В 1830 г. после продолжительных прошений духовенства, Троянский монастырь становиться ставропигиальным и переходит в подчинение Константинопольскому патриарху. Сразу же после этого начались приготовления к крупному строительству, которое отвечало бы новому статусу обители. В 1832 г. игумен Парфений построил еще один скит - посвященный Св. Иоанну Предтече, который позже стал именоваться “Зелениковец” – от названия окружавшей его местности. В том же году были собраны пожертвования и на постройку нового соборного храма. Началась закупка строительных материалов, оговаривались условия со строителями. Главными жертвователями были Стоян Чалькоглу Бейликчи из Копривштицы, Михаил из Тетевена и Пенчо Попович из Трявны. Султанский ферман на эту постройку был получен с помощью Стояна Бейликчи лишь в марте 1835 г. Строительство началось незамедлительно и завершилось в июле этого же года, а 6 августа Великотырновский митрополит Илларион осветил храм Успения Пресвятой Богородицы. Новая соборная церковь была построена известным мастером Константином из города Пещера и имеет очень живописный вид. В том же 1835 г. были построены и существующие сейчас жилые корпуса. На месте старой церкви была выстроена маленькая деревянная часовня Рождества Пресвятой Богородицы. В 1843 году при игумене Филофее были построены здания постоялого двора. В 1866 г. мастер Иван из села Млечево выстроил уникальную в своем роде башню, пристроенную к фронтону западного крыла. На ее пяти этажах расположены жилые помещения, колокольня и часовня Свв. Кирилла и Мефодия. Верхние этажи этой башни были разрушены в 1898 г. и вновь отстроены в первоначальном виде в 1987 г. В ХIX в., как и ранее, монахи Троянского монастыря осуществляли просветительску деятельность. Ученые книжники Спиридон, Рувим, Манасий, Калиник, Панарет, Иосиф Соколски, учитель Тодор Пирдопский воскрешали и распространяли болгарское слово. Монастырское училище продолжило свою работу и после освобождения Болгарии от власти турок. Троянский монастырь всегда был убежищем для гайдуков и борцов за свободу Болгарии. 20-го января 1872 г. Васил Левски организовал здесь тайный монашеский комитет во главе с игуменом Макарием. А во время Апрельского восстания 1876 г. в монастыре был открыт командный пункт воевод Панайота Волова, Георги Икономова и Тома Хитрова. И сейчас келья, в которой обсуждались проблемы восстания, сохранена в том же виде. В церкви скита Св. Николая, построенного во второй половине XVIII века в двух километрах от монастыря, находится уникальный резной деревянный иконостас. На царских вратах есть подпись иеромонаха Киприана и дата – 1794 год. О датировке иконостаса говорят и несколько его икон, среди которых “Св. Николай” и “Св. Илья на колеснице”, близких по манере письма тревненским мастерам. Царские врата в церкви скита Св. Иоанна Предтечи в датируются XVIII веком. Для росписи только что построенной церкви Успения Богородицы монахи пригласили в 1847 году одного из самых известных болгарских художников XIX в. – Захария Зографа из Самокова. Он расписал все внутренние стены храма, а также западную и северную часть галереи. Наряду с фресками “Христос Вседержитель”, “Девять ангельских чинов”, изображениями пророков, евангелистов, сцен праздников, чудес Христовых, святых-мучеников и воинов, мастер поместил на центральное место – напротив алтаря – образы Св.св. Кирилла и Мефодия, Св. Михаила Болгарина ( Михаил-воин из Патука), софийских новомучеников Св. Георгия Новософийского и Св. Николы Софийского. В различных местах (чаще всего в нишах окон) художник нарисовал несколько групповых ктиторских портретов: Петра Балюва и Спаса Маринова с супругами; паломников Василия, Димитрия и Бачо с матерью их Феодорой; Христо Петкова и Ангела Стойкова с супругами; изображение всей монастырской братии (в алтаре) и наконец – собственный автопортрет вместе с портретом игумена Филотея – в окне северной стены. Это галерея образов инициаторов строительства и росписи храма. Наряду с традиционными сюжетами росписи Захарий Зограф впервые в болгарской церковной монументальной живописи Захарий Зограф изобразил на восточной стене преддверия конные фигуры первых русских святых – князей Бориса и Глеба. В одном регистре с главными святыми помещены изображения царей Михаила (Борис I), Давида, Ивана-Владимира, Св. Параскевы Тырновской, Св. Иоанна патриарха, Св. Ивана Рильского, Св. Димитрия Басарбовского, Св. Феодосия Тырновского, которые обозначены как “болгары”. На северной стене этот ряд продолжают святые Онуфрий Габровский, архиепископ Николай Охридский, Иоаким Сарандапорский, Гавриил Лесновский, Св. Лазарь из Дебел дел, сербские святые Савва и Симеон, русский святой Дмитрий Ростовский. Надпись на западной стене над входом завершается так: “Написано рукою Захария Христовича иконописца, самоковчанина”. По своду открытой галереи Захарий Зограф изобразил множество сцен из “Апокалипсиса”. Стены галереи занимают композиции “Страшный суд” и “Круг жизни”. Над входом из северного жилого крыла во внутренний двор находится изображение “Св. Богородица с младенцем” принадлежащее также Зографу. Декоративной монументальной живописью были покрыты и наружные стены башни. Там интересная орнаментика, фигуры архангелов и святых-столпников, написанные во второй половине XIX века. Они усиливали торжественность атмосферы монастырского двора. Некоторые исследователи полагают, что эти фрески принадлежат художнику Петко Найденову из Трояна. Особую ценность представляет резной деревянный иконостас церкви Успения Богородицы. Венгерский путешественник Феликс Каниц (XIX в.) сообщал, что он изготовлен в 1839-1840 гг. резчиком Николой Матеевым. Некоторые специалисты считают, что иконы в иконостасе написаны рукой Захария Зографа, другие – что его братом Дмитрием. Подписи нет, но во всяком случае и многие иконы вне иконостаса носят типичные черты самоковской школы. Таковы “Рождество Богородицы”, “Архангельский собор”, “Св. Богородица с младенцем на троне”, “Св. Иван Рильский”, “Св. Богородица” и “Христом Вседержитель”. В богатейшей монастырской коллекции находится много работ тревненских иконописцев, такие как чудотворная икона “Св. Богородица Троеручница”, “Св. Никола”, “Рождество Богородицы” и др. Некоторые из них, также как иконостасные царские врата, происходят из старой монастырской церкви. В первой половине XIX века (1825 г.) Кою Цоневым созданы иконы “Скорбящая Богородица” и “Страдающий Христос”, а в 1836 году его сын Феодосий пишет иконы “Св. Георгий” и “Св. Димитрий” на коне. В 1836 году другой тревненский художник - Царю Захариев написал иконы “Св. Иван Рильский” и “Св. Димитрий с житием”, “Рождество Св. Иоанна Крестителя” (1836 г.) и “Архангельский собор”. Тревненский мастер создал и несколько иконостасных картин со сценами из Шестоднева. Список литературы Мария Ковалева. Троянский монастырь Успения Богородицы |