Реферат: Выбор брачного партнера

Название: Выбор брачного партнера
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: реферат

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И
СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра социальной работы

Выбор брачного партнера

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Студентки группы № 872 _____________ __
(подпись)
Руководитель:
Преподаватель _______________
(подпись)

Минск

2010

Оглавление

Введение. 3 - 4

Глава 1. Теориии выбора брачного партнёра в зарубежной социальной психологии………………………………………………………………………...5

1.1Теория комплементарных потребностей Р. Уинча……………………...5 - 6

1.2Теория Б. Мурстейна, теория А. Керкгоффа и К. Дэвиса, теория А. Рейса ………………………………………………………………………..6 - 9

Выводы по главе……………………………………………………………..…...9

Глава 2. Выбор брачного партнера и чувсто любви……………………..……10

2.1 Развитие отношений в добрачной паре…………………………..…...10 - 16

2.2 Любовь как главный мотив вступления в брак……………………….16 - 23

Выводы по главе……………………………………………………..…………..23

Заключение. 24

Литература: 25

Введение

Процесс образования пары – обычное явление в развитии взрослого человека.

Каким образом люди выбирают брачного партнёра? Принимают ли они это наиважнейшее решение на основании одного лишь сходства между собой, или остановить свой выбор на определённом человеке их подталкивают более сложные эмоциональные и средовые факторы? Ряд теоретиков на протяжении многих лет пытались найти ответ на эти вопросы. Однако единственным содержательным обобщением их исканий может стать признание того, что выбор брачного партнёра – намного более сложный вопрос, чем это представляется на первый взгляд.

В формировании супружеской пары различают два периода: добрачный (до принятия парой решения о вступлении в брак) и предбрачный (до заключения брачного союза).

Эмпирически доказано, что источником трудностей в семейной жизни могут стать особенности выбора партнера, характер добрачного и предбрачного ухаживания, принятие решения о вступлении в брак. При исследовании супружеской пары (брачного союза), необходимо понять, что свело супругов вместе и до настоящего времени поддерживает их брак, каким образом проходил процесс формирования супружеской пары, как каждый из них выбирал партнера на основании одного лишь сходства с собой или опираясь на более сложные эмоциональные и средовые факторы.

В работе будут рассмотрены основные теории выбора брачного партнера, развитие отношений в добрачной паре, а также довольно подробно чувство любви как главный мотив принятия решения о вступлении в брак.

Актуальность данной темы очевидна. Ежегодно в Республике Беларусь заключается примерно 70 – 80 тысяч браков. Люди всегда находятся в активном поиске партнеров, которые в дальнейшем станут их супругами.

Цель исследования – изучить особенности процесса выбора брачного партнера в трактовке зарубежных и отечественных психологов.

Предмет исследования – социально-психологические особенности процесса выбора брачного партнера.

Объект исследования – проблема выбора брачного партнера.

Методы исследования:

- теоретический анализ литературы по данной проблеме;

- изучение, обобщение данных по проблеме.

Задачи исследования:

- рассмотреть основные зарубежные теории выбора брачного партнера;

- изучить основные причины и мотивы вступления в брак;

- выявить особенности развития отношений в добрачной паре;

- рассмотреть чувство любви как главный мотив принятия решения о вступлении в брак.

Работа состоит из введения, двух глав («Теории выбора брачного партнера», «Выбор брачного партнера и чувство любви»), разбитых на подглавы, заключения и списка использованных источников. Объем работы составляет 25 страниц. Список литературных источников содержит 10 наименований.

Глава 1 Теории выбора брачного партнёра

1.1 Теория комплементарных потребностейР. Уинча

Одним из первых стал размышлять над причинами вступления в брак основатель классического психоанализа З. Фрейд. Его психоаналитическая теория опирается на предположение о влечении, которое дети испытывают к родителям противоположного пола. Благодаря сложному бессознательному процессу они могут переносить любовь, испытываемую ими к этому родителю, на другие, общественно одобряемые объекты - на своих потенциальных супругов. Вероятно, поэтому многие юноши хотели бы встретить будущую спутницу жизни, похожую на их мать, и очень часто девушки, обращают внимание на юношей, похожих на их отцов.

Желание объяснить механизм брачного выбора привело к созданию ряда концепций. Наибольшее распространение и популярность в зарубежной социальной психологии получили теории комплементарных (дополняющих) потребностей Р. Уинча, теория «стимул-ценность-роль» Б. Мурстейна, теория «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса, «круговая теория любви» А. Рейса [6, c.26 - 27].

Теория комплементарных потребностей Р. Уинча основывается на старом как мир принципе, гласящем, что противоположности притягиваются. Р. Уинч пишет, что в выборе супруга каждый индивидуум ищет того, от кого ожидает максимум удовлетворения потребностей. Влюбленные должны обладать сходством социальных черт и психологически дополнять друг друга. Удовлетворение, вознаграждение и удовольствие рассматриваются как силы, способствующие сближению будущих супругов, Эта теория не утверждает, что каждый может найти супруга, который полностью удовлетворил бы его потребности. Она помогает разобраться, почему каждый считает только некоторых из всего «поля избранников» привлекательными. Согласно этой теории, например, привлекательной для властного мужчины может быть кроткая женщина, а спокойному и мягкому мужчине нравятся энергичные и прямые женщины [6, c.27].

1.2 Теория «стимул-ценность-роль», или «обмен и максимальная выгода», Б. Мурстейна получила, пожалуй, наибольшее распространение среди исследователей. Она основывается на двух важнейших посылках. Первая заключается в том, что на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена. Иными словами, происходит своеобразный учет плюсов и минусов, активов и пассивов каждого партнера. В результате, хотя партнеры могут и не осознавать этого, устанавливается некоторый баланс позитивных и негативных характеристик каждого. Если активы, или стимулы вступления в брак, превышают пассивы, то принимается решение о заключении супружеского союза. Вторая посылка состоит в том, что брачный выбор включает в себя серию последовательных стадий, через которые должны пройти молодые люди. Тот, кто не соответствует условиям каждой стадии, выбывает из «игры».

Первую стадию Б. Мурстейн назвал стимул. Когда мужчина и женщина видят друг друга впервые, складывается первоначальное мнение по поводу внешности другого человека, его ума, умения держаться в обществе, а также происходит восприятие и оценка тех собственных качеств, которые могут быть привлекательными для другого человека.

Если между партнерами возникла аттракция – первое впечатление было привлекательным, то пара переходит ко второй стадии – сравнению ценностей. Партнеры обсуждают свои взгляды на жизнь, брак, мужские и женские роли в семье, на воспитание детей и т. п.

Мужчина и женщина либо укрепляют взаимные симпатии, либо, поняв, что у них мало общего, порывают друг с другом. Если взаимная привлекательность, возникшая на первой стадии, подкрепляется сходством ценностей, то взаимоотношения партнеров переходят в третью стадию – ролевую. На третьей стадии – ролевой – партнеры проверяют, соответствует ли ролевое поведение одного ожиданиям другого. Конечно, есть люди, которые, влюбившись друг в друга, вступают в брак после непродолжительного знакомства, без всяких тревог и опасений, повинуясь лишь чувству. Однако большинство партнеров стараются осознать как достоинства, так и недостатки друг друга и, тщательно взвесив все «за» и «против», принимают окончательное решение.

Идея существования нескольких стадий в процессе выбора брачного партнера лежит и в основе теории «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса . Схематично данный процесс можно представить как последовательное прохождение через серию фильтров, которые постепенно отсеивают людей из множества возможных партнеров и сужают индивидуальный выбор. Первый фильтр - место жительства отсеивает тех потенциальных партнеров, с которыми человек никогда не сможет встретиться. Затем фильтр гомогамии исключает тех, кто не подходит друг другу по социальным критериям. На этом этапе человек вступает в контакты с людьми, которые кажутся ему привлекательными. На последующих стадиях устанавливаются сходство ценностей и совместимость ролевых ожиданий. Результатом прохождения через все фильтры является вступление в брак [6, c.27 - 28].

«Круговая теория любви» А. Рейса объясняет механизм выбора брачного партнера через реализацию четырех последовательных, взаимосвязанных процессов.

1. Установление взаимосвязи. Имеется в виду легкость общения двух людей, иными словами, насколько комфортно они чувствуют себя в обществе друг друга. Это зависит как от социально-культурных факторов (социального класса, образования, религии, стиля, воспитания), так и от индивидуальных способностей человека вступать в контакт с другими людьми.

2. Самораскрытие. Ощущение взаимосвязи с другим человеком рождает чувство расслабления, доверия и облегчает раскрытие себя перед другим. Здесь также большое влияние оказывают социально-культурные факторы.

3. Формирование взаимной зависимости. Постепенно у мужчины и женщины возникает и развивается система взаимосвязанных привычек, появляется чувство необходимости друг другу.

4. Реализация основных потребностей личности, какими, по мнению
А. Рейса, являются потребности в любви, доверии, стимуляции кем-либо ее амбиций и др.

Развитие чувства любви идет в направлении от первого процесса к четвертому. Безусловно, что пропуск одного из них негативно сказывается на развитии или стабильности любовных отношений [6, c.28 - 29].

Немецкий ученый Р. Зидлер также считает, что намерению вступить в брак у большинства людей в европейских промышленно развитых странах предшествует длительный процесс ориентации и социокультурной настройки человека на брак и семью.

Выбор брачного партнера можно представить, по мнению Р. Зидлера, как процесс фильтрации. Сначала определяется категория социально подходящих партнеров. Это происходит почти незаметно для человека в социальной среде, где он вращается. Затем осуществляется специфический выбор из совокупности возможных партнеров в соответствии с психологическими, сексуально-эротическими и эстетическими механизмами. При этом большое значение придается впечатлениям, вынесенным из родной семьи, образованию и ранней профессиональной карьере молодых людей.

Определенные стадии выбора партнера выделяет и американский социальный психолог Д. Адамc, который изучал прочные студенческие пары на протяжении шести месяцев. По мнению ученого, первичное влечение основано на внешних особенностях, таких как физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и общие интересы. Завязавшиеся отношения укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению статуса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга и действию других подобных факторов. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще больше притягивает партнеров друг к другу. Связав себя взаимными обязательствами, они изучают взгляды и ценности друг у друга. На этой стадии пара часто готова к тому, чтобы принять решение о вступлении в брак [6, c.29].

Выводы по главе:

Мы рассмотрели теории выбора брачного партнера зарубежных социальных психологов: теорию комплементарных потребностей Р. Уинча, теорию «стимул – ценность - роль», или «обмен и максимальная выгода», Б. Мурстейна, теорию «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса, «круговую теорию любви» А. Рейса. Данные теории комплексно рассматривают проблему выбора брачного партнера.

Глава 2 Выбор брачного партнера и чувство любви

2.1 Развитие отношений в добрачной паре.

М.А. Абалакина обосновала теоретическую модель соотношения процессов межличностного восприятия и динамики добрачных отношений. Автор выделяет три стадии позитивного развития отношений в добрачной паре. На первой стадии происходит встреча партнеров и формирование первых впечатлений друг о друге. Вторая стадия начинается, когда отношения переходят в устойчивую фазу, т. е. и сами партнеры, и окружающие воспринимают диаду как достаточно стабильную пару. Отношения становятся более или менее интенсивными и характеризуются высокой эмоциональностью. Третья стадия возникает после решения партнеров о вступлении в брак. Снижается степень идеализации, возрастает удовлетворенность отношениями с партнером. В промежутке между первой и второй стадиями стимульные, чисто внешние параметры, в частности физическая привлекательность, уступают место сравнению мотивационно-потребностной, ценностной или ролевой сфер личности партнера. [6, c.29 - 30].

Результаты многих исследований показали: совокупность добрачных факторов, побудивших молодых людей заключить семейный союз, существенно влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни, на прочность брака или вероятность развода. Такими добрачными факторами являются: место и ситуация знакомства молодых людей; первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное); социально-демографические характеристики вступающих в брак; продолжительность периода ухаживания; инициатор брачного предложения: юноша, девушка, родители, другие; время обдумывания брачного предложения; ситуация оформления брака; возраст будущей пары; родители и отношение последних к браку своих детей; динамические и характерологические особенности супругов; отношения в семье с братьями и сестрами.

Установлено, что благотворно влияют на брачные отношения: знакомство на работе или в учебном заведении; взаимное положительное первое впечатление; период ухаживания от одного до полутора лет; инициатива брачного предложения со стороны мужчины; принятие предложения после непродолжительного обдумывания (до двух недель); сопровождение регистрации брака свадебным торжеством.

Специальных компенсирующих мер требуют добрачные отношения, имеющие некоторые особенности:

· Случайный характер знакомства . Исследования показали, что более 60% благополучных супругов познакомились на работе или студенческой скамье.

·Отрицательное, амбивалентное и индифферентное первое впечатление.

·Короткий (до шести месяцев) или долгий (более трех лет) период ухаживания

·Проявление прямой или косвенной инициативы заключения брака со стороны женщины (вынужденное или спровоцированное). В первую очередь речь идет о беременности. Исследования показали, что вероятность распада семей с добрачной беременностью примерно в 2 раза выше по сравнению с другими ситуациями. Это можно объяснить тем, что, во-первых, добрачная беременность нарушает процесс адаптации жениха и невесты к браку. Из нормального хода развития взаимоотношений мужчины и женщины практически выпадает важнейшая стадия развития семьи – освоение новых для себя супружеских ролей. Молодые люди сразу «перескакивают» на следующую стадию семейной жизни, связанную с рождением и воспитанием ребенка. Во-вторых, появление ребенка резко обостряет экономические проблемы, вызывая частые конфликты, напряженность супружеских взаимоотношений, провоцирует принятие решений о разводе.

· Продолжительность брачного предложения (более двух недель).

·Возраст будущей пары . Это относится к тем молодым людям, которые спешат или вынуждены по разным причинам сразу после школы выйти замуж или жениться. В 18 лет девушка, как правило, способна стать матерью, ее организм полностью сформировался, она уже окончила школу, и определилась в своей дальнейшей жизни. Но в этом возрасте, а тем более раньше (современное белорусское законодательство разрешает заключение брака, начиная с 16 лет) вряд ли стоит торопиться выходить замуж. Наиболее приемлемое время для замужества, по мнению психологов, социологов, - 22 -23 года [6, c.30 - 32].

Личность женщины формируется, моделируется, также как и личность мужчины, в подростково-юношеском возрасте, приблизительно на рубеже от 16 до 20 лет, или, если угодно, смотря как у кого, в возрасте от 15 до 19 лет. Чтобы удовлетворительно жить и успешно функционировать как личность в динамично развивающихся обществах стран мира, женщина обучается, адаптируется к среде, дабы обладать рядом качеств, необходимых ей в борьбе за свое особенное существование [10, с.7].

Мужчине тоже вряд ли стоит жениться в 16-18 лет. Мужской организм созревает позднее женского: до 25 лет будут расти кости, мышцы, формироваться характер, темперамент. Кроме того, супружество – это начало регулярной половой жизни, часто непосильная нагрузка для неокрепшего мужского организма, и он преждевременно изнашивается. Прибавляются материальные проблемы, сложности быта – у 18-19-летнего мужа может наступить глубокое разочарование в семейной жизни. Ранний брак по плечу не каждому, но социально определившимся людям, зрелым личностям не следует надолго откладывать его заключение.

В последние годы отмечается тенденция к «взрослению» брачного возраста. Все больше молодых людей стараются получить образование, профессию, иметь материальный достаток и жилищные условия, а потому считают оптимальным для вступления в брак возраст после 27 лет. Однако эмпирически доказано, что поздний возраст вступления в брак также является добрачным фактором «риска». Компенсирующих мер требуют и психологическая (темперамент), и социокультурная (различие в ценностных ориентациях, мировоззрении, установках, религии и др.) несовместимость молодых людей, а также отрицательное отношение родителей и других референтных людей к данному браку, серьезные ссоры во время ухаживания. [6, с.32 - 33].

А вообще, предбрачное общение надо потратить на подробное интервьюирование друг друга по значимым жизненным темам. Например, хорошо бы поговорить о том, сколько детей должно быть в семье, как распределять будущий семейный бюджет, где проводить отпуск., приоритеты в приобретении знаний и т.д. [3, с.20].

Причины идеализации партнёра

Анализируя специфику добрачного периода, необходимо отметить такое явление, как идеализация партнера, которое также может негативно сказаться на межличностном общении до брака и в супружеских отношениях. Существуют различные точки зрения на роль идеализации партнера в добрачном периоде.

1. Идеализация необоснованно завышает ожидания, предъявляемые к партнеру и к взаимодействию с ним. Осознание того, что реальный человек, с которым происходит взаимодействие, не соответствует идеализированному образу, играет деструктивную роль, приводит к глубокой неудовлетворенности партнеров собой, отношениями в целом и при неумении или нежелании наладить взаимодействие с учетом более реального образа партнера приводит к распаду отношений.

2. По мнению А. Маслоу, у самоактуализированных личностей, т. е. достигших самого высокого уровня развития, уровня реализации своих способностей, наиболее ярко выражена способность любить и быть любимым. Для их любви характерна полная спонтанность и естественность. Идеализация не свойственна им вовсе (гуманистическая психология).

3. Идеализация партнера является стимулом для развития его личности, определяет для него некоторую «зону ближайшего развития», т. е. как бы указывая, каким он может стать (конструктивная точка зрения).

Однако мы склонны относить идеализацию партнера к добрачным факторам риска наряду с ранним или поздним возрастом вступления в брак, романтичностью отношений, поверхностью и кратковременностью общения, отсутствием братьев и сестер и т. д. [6, c.33 - 34].

Принятие решения о вступлении в брак

Большинство психологов справедливо отмечают, что между партнерами необходим информационный обмен по таким вопросам, как ценностные ориентации и жизненные планы; детали биографии; представления о супружестве; ролевые ожидания и притязания; репродуктивные установки и др. Наиболее значимой для предбрачного периода является мотивация вступления в брак. Принятие решения нередко полимотивировано. Можно выделить такие мотивы: любовь, долг, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Любой из них может оказаться ведущим, однако молодые люди чаще всего на первое место ставят любовь.

В рамках психологической науки систематический анализ проблем любви начался в 40-е гг. ХХ в. Первые работы о любви были в основном теоретическими, в наши дни значительно больше эмпирических исследований. В философской энциклопедии понятие любовь определяется как нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту. Специфическим содержанием этого чувства, с точки зрения философов, являются самоотверженность, самоотдача и возникающая на этой основе духовная близость [6, c.34].

Современное представление о любви получило название романтической концепции любви. Романтическая любовь рождает чувство личной уникальности и индивидуальности, закладывает основы для равных отношений. Один из американских психотерапевтов Н. Бренден считает, что романтическая любовь удовлетворяет необходимые потребности человека: любовь, взаимность, общение, сексуальность, самореализацию. Другой психотерапевт, С.Пил, считает романтическую любовь проявлением социальной и индивидуальной патологии, которая сродни наркотику, напоминает умопомрачение [9, c.22 - 23].

Под романтической любовью часто подразумевают мгновенное влечение – «любовь с первого взгляда». Однако, в той мере, в какой непосредственное влечение является частью романтической любви, оно должно быть совершенно четко отделено от сексуально-эротических принудительных влияний страстной любви [2, c.65].

В основе любви, согласно Э.Фромму, лежит глубочайшая потребность человека преодолеть свою отделенность. Он жаждет покинуть тюрьму своего одиночества, ибо осознание своей отдельности без воссоединения в любви является для человека источником стыда, вины и тревоги [4, c.4].

Вот что писал примерно в 1020 году Авиценна: «Любовь – это заболевание вроде наваждения, похожее на меланхолию…Определение предмета любви есть одно из средств лечения…» [7, c.100].

Психологи считают любовь избирательным отношением к представителю противоположного пола как к уникальной целостной личности. Направленность на объект любви не должна быть односторонней, эгоистичной и предполагает отождествление себя с объектом любви, замену «Я» на «мы» (но без потери своей индивидуальности) [6, c.34].

Несколько признаков, которые характеризуют любовь (по Егидес А.П.): не хочу с ним расставаться ни на минуту; на расстоянии постоянно думаю о нем; не хочу никого другого; боюсь его потерять; ценю его как личность; считаю его хорошим человеком и т.д. [3, c.7].

2.2 Любовь как главный мотив вступления в брак

Модели и типы любви

В современной психологии существуют модели любви, которые условно разделены на «пессимистические» и «оптимистические».

Теоретики пессимистического направления подчеркивают момент зависимости влюбленного от объекта его любви и связь любви с отрицательными переживаниями, прежде всего со страхом любви. Любовь, согласно авторам «пессимистических» моделей, делает человека тревожным и зависимым, мешает его личностному развитию. Один партнер как бы «растворяется» в другом, теряя свою индивидуальность. В такой паре не происходит замены «я» на «мы». В предельных случаях любовь может быть симптомом личностной патологии.

«Оптимистические» модели любви связаны с концепцией А. Мacлоу и других представителей гуманистической психологии. Любовь в этих моделях характеризуется снятием тревожности и полным психологическим комфортом. Краеугольным камнем «оптимистических» моделей является представление о независимости влюбленного от объекта любви, которая сочетается с положительной установкой на него. По мнению теоретиков «оптимистического» направления, такая любовь делает людей счастливыми и обеспечивает возможности личностного роста [6, c.34 - 35].

Способность любить, которую В.А. Сухомлинский назвал «самым тонким человеческим умением», определяется уровнем общей культуры человека, степенью его психологической и социальной зрелости. С этой точки зрения выделяют 2 типа любви:

1. собственническая, когда объект любви высоко ценится как средство удовлетворения тех или иных потребностей любящего, и тогда возникающие противоречия разрешаются путем не взаимной уступчивости, а конфликтов и борьбы

2. бескорыстная любовь, когда главный интерес сосредоточен на благополучии объекта любви [8, c.17].

Когда один из партнеров начинает сурово навязывать свою волю другому и начинает слишком бесцеремонно вторгаться в его личное пространство, появляется ревность [4,c.88].

Ревность – это болезненное ощущение зависимости от партнера, возникающее у неуверенных в себе людей [5, c.187]

Можно смело предполагать, что собственническая любовь – один из источников ревности. В отношениях, основанных на настоящей любви, как считал В.Франкл, нет места для ревности, потому что в ней с человеком не обращаются как с предметом собственности.

Причины ревности можно искать как на обыденном, так и на более глубоком – психологическом уровне. На психологическом уровне причины лежат в самом ревнивце, одна из которых – та самая собственническая любовь. Лучший и самый верный способ избавления от ревности – это приобретение высокой самооценки и воспитание безусловной любви к самому себе [4, c.88 - 89].

Стадии возникновения любви

Л.М. Панкова выделяет три стадии возникновения любви.

Первая – интерес, симпатия, влечение. Мы говорим: «Он (она) мне нравится». Этого вполне достаточно для первого приближения, для появления дружбы между юношей и девушкой. Отношения эти могут быть длительными, недоговоренными, романтичными или будничными, но они всегда очень приятные, поднимают настроение, хотя пока ни к чему не обязывают. Когда есть человек, которому ты нравишься и который нравится тебе, повышается жизненный тонус, активизируются личные действия по самоусовершенствованию.

Вторая – восхищение, восторженность, влюбленность, страсть. Эти чувства уже создают определенную напряженность и накал, они всегда волнуют, но утомляют, выбивают из ритма, требуют своего разрешения. Жить в состоянии страстного возбуждения человеку трудно. Страсть либо должна погаснуть, либо получить удовлетворение. Если чувства одного подогреваются и поощряются другим, возможность превращения дружественных отношений симпатизирующих друг другу мужчины и женщины в любовный роман становится реальностью. Далее все зависит от воспитания, культуры, волевых компонентов, нравственных успехов и т. д., то есть от самой личности.

Третья – поклонение, уважение, преданность. Можно испытать страсть как наваждение, но любить, не уважая человека, нельзя. На этой стадии любовь приводит мужчину и женщину к принятию решения о вступлении в брак.

Любовь, прошедшая все три фазы развития, и есть индивидуальное чувство на всю жизнь [6, c.35].

Л.Я. Гозман считает, что возникновение эмоциональных отношений, в том числе и любви, можно объяснить межличностной аттракцией (привлекательностью одного для другого). Однако в психологии имеются исследования, по результатам которых был сделан вывод, что браки по любви не лидируют в списке наиболее стабильных. Например, С.В. Ковалев считает, что семейные союзы, заключенные через службу знакомств, в несколько раз устойчивее, чем браки по любви. Более того, он приходит к выводу, что и ожидание любви, и даже самое ее существование в семье приводят к гибели супружества. Автор объясняет это тем, что, во-первых, взрослый, человек теряет свойственную детям и животным безошибочность эмоциональной оценки окружающего мира; во-вторых, неправомерно отождествлять такие феномены, как любовь и брак, ибо любовь может быть без брака и брак без любви. Между браком и любовью нет ни полного совпадения, ни полного различия, в течение длительного исторического периода они существовали раздельно. Автор считает, что любовь может даже препятствовать сохранению семейного союза, и приводит следующие аргументы. В нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого, забывая о том, что одной любовью жив не будешь, ибо живем мы с человеком, который обладает уникальным психологическим миром, образом своего «Я», темпераментом, характером и другими личностными особенностями, отчего слияние двух «Я» не всегда приводит к появлению одного «мы».

Под романтическим покровом любви мы очень часто забываем, что супруги обязаны выполнять обычные для каждой супружеской пары функции и что уже в медовый месяц у них возникнут вопросы по этому поводу. Материальное обеспечение, уход за детьми и т. д. приводят к гибели иллюзий, разрушению волшебства, что ведет к поискам любовного партнера вне брака и к супружеской неверности. Фетишизация любви, желание быть и любимым, и любить заставляют нас нетерпеливо искать это прекрасное чувство.

С данной точкой зрения можно частично согласиться. Как показывает практика, очень часто страстная добрачная любовь не является залогом успешной семейной жизни в будущем. Сильные эмоции могут помешать ориентации партнеров на личностные характеристики или будут носить второстепенный характер, они уменьшают точность взаимоотношения и взаимопонимания, способствуют идеализации партнера [6, c.35 – 36].

Специалист в области сексологии Ю. Рюриков полагает, что по способности любить всех людей можно разделить на 3 группы:

- «сильнолюбы»,

- «слаболюбы»

- «многолюбы».

При этом он считает, что однолюбы – это такие сильнолюбы, которым очень повезло или , наоборот, очень не повезло в любви. Второй вариант чаще встречается у меланхоликов и имеет место при неудовлетворенной любви без взаимности. В этом случае реальные отношения с живым человеком замещаются на романтическую влюбленность в некий образ, зачастую имеющий мало общего с объектом любви.

Что касается многолюбов, то в основе этого явления могут лежать различные причины: комплекс неполноценности, нереализованное желание к самоутверждению, которое толкает многих мужчин на многочисленные любовные связи; поиски идеала; различные мифы о продленной молодости . Многие мужчины верят, что от интенсивности их половой жизни зависит длительность жизни; устойчивое отвращение к постоянству и т.д. [9, c.113 - 114].

Мотивы вступления в брак

Исследование мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях провели отечественные семейные психотерапевты Э.Г. Эйдемиллер и
В. Юстицкис. Им удалось выявить следующие мотивы:

- бегство от родителей;

- долженствование (вступление в брак из чувства долга);

- одиночество;

- следование традициям (инициативе родителей);

- любовь;

- престиж;

- поиск материальных благ;

- месть.

Мотив «бегство от родителей» часто означает пассивный протест против власти родителей, неспособность воспринимать жизнь во всей ее реальной полноте.

Заключение брака по мотиву «долженствование» очень часто означает, что партнерша забеременела или половая близость сопровождалась переживаниями вины.

Мотив «одиночество» встречается у людей, которые переехали на новое место жительства. Они заключали брак с теми людьми, которых знали ранее или которых рекомендовали сослуживцы («Ты живешь один, а у твоей хозяйки есть дочка в Казани. Она такая хорошая и одинокая, смотри»). В других случаях одиночество было следствием переживания экзистенциальной пустоты.

Мотив «месть» означает, что один из партнеров был отвергнут, и из мести отвергнувшему вступил в брак с другим человеком.

Мотив «любовь» также значится в шкале психологических причин формирования дисфункциональных семей. И все-таки любовь – это прекрасное чувство. На мой взгляд, именно любовь формирует предбрачную пару, а в последующем брачный союз, хотя при выборе партнера неизбежен компромисс, так как вероятность встретить человека, полностью соответствующего «эталону», мала [5, c.36 - 37].

В книге «Психология любви» автор выделяет еще и такие мотивы: ожидания близких, недоверие к своему внутреннему голосу, благодарность за внимание, сексуальная гармония, браки после утраты значимого человека и т.д. [4, c.30].

В некоторых случаях брак в нашем обществе – это контракт между двумя людьми на приобретение эксклюзивных прав на сексуальное обладание [1, c.532].

«Ловушки любви »

В ситуации частичной любви отношения в паре строятся в основном на сексуальном влечении партнеров друг к другу. Здесь уместно упомянуть о так называемых «ловушках любви». «Ловушки любви» – это то, что человеком интерпретируется как любовное чувство, но на самом деле к любви не имеет отношения. Вот некоторые из них.

Ловушка неполноценности . Неуверенный в себе человек, неудачник в сфере межличностных отношений может интерпретировать чувство, возникшее к тому, кто хорошо к нему относится, проявляет внимание и заботу, как любовь. Но это скорее благодарность, а не любовь.

Ловушка жалости . На эту ловушку чаще всего «попадают» женщины и мужчины покровительствующего типа.

Сексуальный комфорт . Эта ловушка уготована тем, кто считает, что сексуальная гармония - основной детерминант супружеской гармонии. Гармонию в интимных отношениях они ошибочно интерпретируют как любовь.

Общность интересов особенно в значимых видах деятельности очень часто также может быть принята за любовь [6, c.37 - 38].

Выводы по главе :

Формирование супружеской пары – сложный процесс, сопряженный с различного рода трудностями и проблемами.

В данной главе мы рассмотрели развитие отношений в добрачной паре; причины идеализации партнера; мотивы принятия решения о вступлении в брак; модели и типы любви; стадии возникновения любви; «ловушки любви».

Заключение

Браки являются одной из важнейших структур и механизмов производства и воспроизводства общества. Изучая брачные стратегии поколений «отцов» и «детей», невозможно не согласиться с В.Райхом о том, что «Функция каждого молодого поколения – представлять следующую ступень цивилизации. Поколение родителей пытается удержать молодежь на своей ступени культуры».

Осмысление брачных практик современного города – вещь сложная в силу своей динамичности и незавершенности процессов. Еще не ясно, что ожидает в перспективе такие мотивы брака как любовь и послушание воли родителей, как еще может быть изменена роль сексуальной культуры в развитии брака.

Вступление в брак, как и многое другое в жизни, - довольно рискованное предприятие. Сколько бы человек не взвешивал и не проверял своего партнера, риск всегда остается, как и трудность последнего, решающего шага.

Во-первых, мы в соответствии с поставленной целью исследования изучили особенности процесса выбора брачного партнера в трактовке зарубежных и отечественных психологов.

Во-вторых, мы рассмотрели основные зарубежные теории выбора брачного партнера, изучили основные причины и мотивы вступления в брак; выявили особенности развития отношений в добрачной паре; рассмотрели чувство любви как главный мотив принятия решения о вступлении в брак.