Федеральное агентство по образованию РФ
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Факультет иностранных языков
ЗАЧЕТНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
по психологии подросткового возраста
Выполнила:
Студентка 211 гр. Денежкина
Ксения
Проверила:
канд. психол. наук
Зорькина О.С.
Новосибирск 2010
Ошибка! Элементы указателя не найдены. ВВЕДЕНИЕ
Цель исследования:
Изучить психологические особенности детей подросткового возраста
Задачи исследования:
1. Выполнить методики для определения уровня самооценки подростка.
2. Провести анализ полученных данных
3. Обобщить данные анализа и сформулировать общий вывод об уровне самооценки у испытуемого.
Методы исследования:личностыетесты-опросники
Данные об испытуемом
- Денежкина Полина Игоревна
- 12 лет
- Учащаяся 6 «А» класса
- Я выбрала Полину, так как она является моей родственницей, это означает, что проблем с установлением контакта не возникнет и это поможет мне составить более полный психологический портрет. Также я довольно часто ее вижу, что облегчит проведение тестов.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Общая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Различают 2 периода подросткового возраста: 11-12 лет – младший подростковый возраст, 14-15 лет – старший подростковый возраст. Я хотела бы обратить внимание на младший подростковый возраст.
Характеризуя этот период, необходимо опираться на ключевые понятия характеристики любого возраста.
Социальную ситуацию развития в подростковом возрасте можно представить как «ребенок-общественный взрослый», т.е. эмансипацию ребенка (т.е. отделение) от взрослого.
Самосознание ребенка формирует эго-центричность (собственное «я»).
Ведущая деятельность- интимно-личностное общение.
Центральное новообразование- чувство взрослости.
Пубертатный период знаменуется бурным психофунологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка.
Происходят изменения во всех сферах личности. В связи с работами, которые проводила я, я бы хотела заострить внимание на эмоциональной сфере. Она характеризуется подростковым комплексом эмоциональности: повышенной возбудимостью подростка, эмоциональной неустойчивостью, колебанием настроения и повышенным чувством тревожности и изменчивостью и неадекватностью самооценки.
В моей работе меня интересуют два основных понятия: уровень самооценки подростка и уровень тревожности.
Тревожность
Неустойчивость эмоциональной сферы характеризуется высоким уровнем тревожности.
Большая часть явных нарушений, препятствующих нормальному ходу обучения и воспитания, в своей основе связаны с эмоциональной неустойчивостью ребенка, то есть в конечном итоге - с тревогой. Не зная причин возникновения тревоги, механизмов ее развития, преобразования, превращения в другие состояния, зачастую просто невозможно разобраться в том, что происходит с ребенком, каковы истинные мотивы его поступков и, главное, как ему помочь.
В состав тревожности входят понятия: «тревога», «страх», «беспокойство» [7, c. 203-206]. Рассмотрим сущность каждого.
Страх
- аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.
Тревога
- эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха - не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.
Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства
Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности. Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает.
Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни тревожности.
Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная
(реактивная).
Личностная тревожность
предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).
Ситуативная тревожность
обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.
А.М. Прихожан [22, c. 78] выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:
- с процессом обучения - учебная тревожность;
- с представлениями о себе - самооценочная тревожность;
- с общением - межличностная тревожность.
Я в своем исследовании рассматривала именно уровень школьной (учебной) тревожности.
Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое строение.
И.В. Имедадзе [15, c. 193] выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме.
Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Кроме того, данные исследований Дж. Рейха, Дж. Хенсера и В. Майера указывают на то, что состояние тревоги связано с изменением когнитивной оценки окружающего мира и самого себя. Экспериментально-психологическое определение степени тревожности предполагает раскрытие внутреннего отношения ребенка к определенной ситуации, дающее косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и школе. Исходя из этого, представляется актуальным создание специального психологического метода многомерной оценки уровня и характера тревожности подростков школьного возраста.
в качестве устойчивого личностного образования на основе ведущей в этот период потребности в удовлетворяющем, устойчивом отношении к себе. Внутренний конфликт, отражающий противоречия в «Я-концепции», отношении к себе, продолжает играть центральную роль в возникновении и проявлении тревожности и в дальнейшем, причем на каждом этапе в него включаются те аспекты «Я», которые наиболее значимы в этот период.
Становление эмоционально - волевой сферы, с которой тесно связано формирование личности - сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка.
Проблема взаимосвязи между гендерными особенностями и тревожностью проявляющейся у подростков отражена в научных трудах таких отечественных и зарубежных ученых как К. Гуарда (теория дифференциации эмоций); психоаналитические теории (3. Фрейда, К. Хорни); теория Ч.Д. Спилбергера; концепции отечественных психологов (Захаров, И. В, Дубровина, В.Р. Кисловская, Л.И. Божовия, К.С. Лебединская, В.В. Суворова, А.М. Прихожан, Н.Д. Левитов, Давыдов), которые рассматривают тревожность с точки зрения ее функций выделяя тревожность двух типов: реактивную и личностную, что впрочем, совпадает с теорией Ч.Д. Спилбергера, который различает состояние тревоги и тревожность, как свойство личности. Тревожность в функциональном подходе рассматривается, как субъективный фактор, организующий деятельность личности в целом. Также теория К. Изарда, о том, что тревожность - это комплексное сплетение фундаментальных эмоций и других.
Протокол Исследования №1
Тест школьной тревожности Филлипса
Цель методики:
изучить уровень и характер тревожности, связанный со школой, у ребенка подросткового возраста.
Дата, время и место исследования:
· 18 октября 2010
· 17:40
· Квартира испытуемого
Экспериментальный материал:
Лист с вопросами, ручка.
Инструкция к тесту:
«На этом листе вопросы о том, как ты чувствуешь себя в школе. Старайся отвечать на них правдиво и искренне, здесь нет правильных или неправильных ответов, хороших или плохих. Над вопросами долго не задумывайся. Отвечая на вопрос, пиши «да», если ты согласна с ним, и «Нет», если не согласна».
Результат исследования:
1. Подсчитывалось число несовпадений по тесту.
34/58=59 % Это означает, что у ребенка повышенная тревожность (58% > 50%)
2. Подсчитывалось число несовпадений по различным факторам.
· Общая тревожность в школе. 16/22=73%
Это говорит о повышенной, близкой к высокой общей тревожности ребенка в школе.
· Переживание социального стресса. 6 / 11= 54%
Это говорит о повышенном уровне переживания социального стресса.
· Фрустрация потребности в достижении успеха. 5/ 13 = 38%
Ребенок не сильно стремиться занять лидирующие позицию и не зациклен на успехе.
· Страх самовыражения. 4/6 = 66 %
Это говорит о повышенном страхе самовыражения.
· Страх ситуации проверки знаний. 5/6 = 83%
Это говорит об очень высоком уровне страха ситуаций проверки знаний.
· Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. 2/5= 40 %
Это говорит о невысоком уровне страха не соответствовать ожиданиям окружающих.
· Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 3/5 = 60 %
Это говорит о пониженной физиологической сопротивляемости к стрессу.
· Проблемы и страхи в отношениях с учителями. 3/ 8 =43 %
Это говорит о небольших проблемах и страхах в отношении с учителями
Протокол исследования №2
Методика «Самооценка в подростковом возрасте»
Цель методики:
определить уровень самооценки испытуемого.
Дата, время и место исследования:
· 18 октября 2010
· 18:25
· Квартира испытуемого
Экспериментальный материал:
Лист с вопросами, ручка.
Инструкция к тесту:
ПередВами ряд суждений, по каждому из которых дается 5 вариантов ответов. Нужно выбрать один из них.
Результат исследования:
По данным теста испытуемый набрал довольно высокое количество баллов-83. Согласно шкале уровня самооценки этот показатель говорит о низком уровне самооценки.
Вывод
Проделав данную работу,
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Список литературы
1. http://revolutionpsychology/00204765_0.html
2.
|