Реферат: Суицидальное поведение 3

Название: Суицидальное поведение 3
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….….3 стр.

ВОПРОС 1. Суицидальное поведение……………………………….……..4 стр.

1.1. Суициды: общие понятия, терминология,

распространенность………………………………………………………….4 стр.

1.2. Классификация суицидального поведения………......…………8 стр.

ВОПРОС 2. Примеры трудных жизненных ситуаций и план

мероприятий по ее преодолению …………………………………...…….14 стр.

ВОПРОС 3. Упражнения по преодолению

психологической травмы…………………………………………………...17 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..24 стр.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….……25 стр.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: трудные жизненные ситуации обосновываются тем, что проблема психологического и психического здоровья населения является центральной в разработке научных основ практической психологии и деятельности психологической службы. Трудные жизненные ситуации – явления социальные, порождаемые самой природой общественной жизни. В самом общем виде их можно охарактеризовать как ситуации, порождающие дефицит смысла в дальнейшей жизни человека.

Следствие трудных ситуаций - разрушение базовой потребности человека - потребности в безопасности. Это приводит к тяжелым отсроченным последствиям: невротизации, депрессивным состояниям, потере веры в себя, потере перспективы - и во многом определяет дальнейшую судьбу не только одного конкретного человека, но и целых социальных групп [1, c. 12].

Фактически каждый человек в своей жизни, так или иначе, встречается с самоубийством – либо непосредственно когда знакомые или близкие уходят из жизни либо из рассказов окружающих. Так, что представляет самоубийство как явление? Данная проблема имеет комплексный характер. Поведение, направленное на уничтожение себя формируется под влиянием множества различных неблагоприятных факторов. Они имеют как собственно психологическое, так и социальное содержание. В ходе изучения феномена суицида было установлено, что самоубийство – это последний из доступных индивиду способов ликвидации разлада со средой и самим собой. Другими словами, если человек не может приспособиться к обществу, то у него остается еще возможность приспособиться к конфликту между собой и обществом; если же нет и этой возможности, то либо общество устраняет индивида, либо индивид устраняется сам. Как же помочь человеку? Что требуется для сохранения жизни? Как понять, что человек находится на грани ухода из жизни? Ответы на данные вопросы и являются целью данной работы.

Вопрос 1. Суицидальное поведение

1.1. Суициды: общие понятия, терминология, распространенность

Прежде чем преступить к явлению самоубийства непосредственно, необходимо дать определения основным понятиям, которые характеризуют данный феномен человеческого поведения.

1. Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания; осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл.

2. Суицидальное поведение – понятие более широкое и помимо самого самоубийства (суицида) включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.

3. Суицидальные покушения – все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине не зависящей от суицидента (например, своевременная реанимация). К покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия и т.д.). Суицидальными попытками считают демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им при попытке акта. К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

Суицидальные попытки – демонстративно - установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемых им средств самоубийства. Однако то, что человек знает о безопасности совершаемого на самом деле не снижает потенциальной опасности подобных действий (что- то не учел, рота задержалась на построении …) кроме того, фактически человек сам того не подозревая, поворачивает ключ в замке двери ведущей в никуда. Совершение человеком ранее попытки к самоубийству является мощным предикатором последующего завершенного суицида. Самым лучшим опознавательным знаком, свидетельствующим о намерениях человека, является попытка [2, c.23].

Некоторые суицидальные попытки не воспринимаются как серьезные.

Употребление снотворных таблеток или нанесение порезов на руке таким образом, чтобы окружающие раскрыли это действие. Но обычно семья и друзья проходят мимо или не замечают вовсе. Окружающие часто раздраженно реагируют на попытку: “Она (он) просто хотела привлечь к себе внимание”. Дело состоит в том, что к каждой суицидальной попытке надо отнестись со всей серьезностью, какой бы безвредной и легкомысленной она не казалась.

Самыми уязвимыми являются люди, которые в прошлом совершали попытки к самоубийству или тесно контактировали с теми, кто старался, или был успешен в этом стремлении. По статистике 12 % совершивших суицидальную попытку повторят ее в течение двух лет, и достигнут желаемого. Четыре из пяти суицидентов, покончивших с собой, пытались сделать это в прошлом, по крайней мере, однажды. После первой неудачной попытки многие делают вывод: “Я сделаю это лучше в следующий раз”. И они вспоминают об этом, особенно испытывая психический стресс и личностный хаос.

4. суицидальные проявления – суицидальные мысли, намеки, высказывания, не сопровождающиеся какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни [7, c. 12].

А..Г. Амбрумова выделяет самоубийства (истинные суициды) и попытки самоубийства (незавершенные суициды). Бруксбэнк говорит о суициде и парасуициде. Автор определяет суицид как намеренное самоубийство, а парасуицид как акт намеренного самоповреждения, не приводящий к смерти. По мнению А.Е. Личко, суицидальное поведение у подростков бывает демонстративным, аффективным и истинным. Е. Шир выделяет следующие типы суицидального поведения у подростков: преднамеренное, неодолимое, амбивалентное, импульсивное и демонстративное. Первые два типа, по данным автора, встречаются у подростков крайне редко (менее чем у 1%); третий, четвертый и пятый типы соответственно у 25, 18 и 56,3% [2, c.25].

В последние годы получили права гражданства такие понятия, как «пресуицид» и «постсуицид». Одни авторы под пресуицидом имеют в виду отрезок времени, предшествующий суицидальному действию; другие - психическое состояние, предшествующее суициду. Большинство отечественных суицидологов под понятием «пресуицид» подразумевают состояние личности, обусловливающее повышенную по отношению к норме вероятность совершения суицидального акта. Подобное разночтение существует и в отношении термина «постсуицид». На наш взгляд, более правильно пользоваться такими дифференцированными понятиями, как «постсуицидальное состояние» и «постсуицидальный период».

В литературе часто встречаются термины «аутотравматизм», «аутоагрессивный акт», которые нередко отождествляют с суицидальными действиями. Если конечной целью аутоагрессивного акта является самоубийство, его следует относить к суицидальным действиям. В то же время нет оснований, например, относить к суицидальным действиям умышленное членовредительство или аутоагрессивные акты людей, находящихся в состоянии психоза.

В современной литературе, особенно западной, широко распространены понятия «аутодеструктивного», или «саморазрушительного», поведения. А.Г. Амбрумова не без основания считает, что существует ряд взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения, крайней точкой которого является суицид.

К саморазрушительному поведению наряду с суицидальным относят злоупотребление алкоголем, наркотиками, сильнодействующими медикаментозными средствами, а также курение, намеренную рабочую перегрузку, упорное нежелание лечиться, рискованную езду на автотранспортных средствах, особенно управление автомобилем и мотоциклом в нетрезвом состоянии. В более широком смысле аутоагрессивными действиями считают некоторые религиозные обряды, сопровождающиеся самоистязанием и жертвами, жестокую эксплуатацию, войны, т.е. все те осознанные ауто- и гетероагрессивные действия, которые приводят к индивидуальному или массовому саморазрушению и самоуничтожению людей [8, c.65].

Проблема самоубийств имеет комплексный характер. Суицидальное поведение как явление формирует множество различных неблагоприятных факторов. Они имеют как собственно психологическое, так и социальное содержание. Так, по результатам многолетнего статистического анализа, установлено, что наибольшее количество суицидов, как и совершаемых преступлений, в государствах приходится на период экономического кризиса или застоя. К примеру, революционные события начала 20 века привели к крушению империи. Произошли развал и полная деморализация армии. Офицеры на этом переломе истории испытывали огромные психические нагрузки. «Отечества нет! Царя нет! Ради какой идеи и кому служить?! Стоит ли жить вообще?» На эти вопросы многие найти ответ не смогли. По данным известного психиатра Л.А. Прозорова уровень самоубийств в армии возрос в 50-60 раз. События, связанные с распадом СССР по своим масштабам воздействия на психику людей и своим последствиям ничуть не уступают тем, что происходили во время революции. В период же экономического роста количества суицидов и преступных действий существенно снижается. Однако хоть и существует взаимосвязь между совершаемыми суицидами и показателями экономического развития, основные причины следует искать в психике человека, специфике взаимодействия между людьми. При исследовании личностных особенностей людей с проявлениями суицидального поведения, было установлено, что для них характерна импульсивность, которая проявляется в неспособности обдумывать сколько-нибудь продолжительное время принятые решения, прогнозировать последствия поступков. Также данным лицам свойственна эмоциональная неустойчивость, чем объясняется большое количество конфликтных ситуаций, часто заканчивающихся суицидальными действиями. Большинство людей совершивших суицид, отличается повышенной внушаемостью, а также некоторой несамостоятельностью мышления, зависисимостью, а также некоторой несамостоятельностью мышления, зависимостью от мнения окружающих, стремлением строить свое поведение по образу героев книг, фильмов, и т.д. [7, c.15].

1.2. Классификация суицидального поведения

Становление различных концепций самоубийства сопровождалось выдвижением соответствующих классификаций. Мы воспользуемся типологической моделью, принятую в отделе экстремальных состояний МИН психиатрии. Она построена на основе психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев) и концепции суицида как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях конфликтов [1, c.14].

Собственно суицидальным поведением называют любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.

Те случаи, где опасные для жизни действия не связаны с осознанными представлениями о собственной смерти, составляют широкую зону аутодеструктивной активности, примыкающую к суицидальной сфере, но не являющуюся таковой в буквальном смысле.

Данную классификацию можно представить в виде схемы:

Антивитальное переживание.

Внутреннее суицидальное поведение.

1. Пассивные суицидальные мысли.

2. Суицидальные замыслы.

3. Суицидальные намерения.

Внешние формы суицидального поведения.

1. Подготовка к суициду.

2. Суицидальная попытка.

3. Завершенный суицид.

Типы личностного смысла:

1. Протест, месть.

2. Призыв.

3. Избегание (наказания, страданий).

4. Самонаказание.

5. Отказ.

Постсуицидальное состояние.

По отношению к суициду:

1. Критический.

2. Манипулятивный.

3. Аналитический.

4. Суицидально-фиксированный.

По времени:

1. Ближайший постсуицид - 1 нед.

2. Ранний постсуицид - до 1 мес.

3. Поздний постсуицид - до 5 мес.

А теперь, подробнее по каждому пункту.

Антивитальные переживания - размышления об отсутствии ценности жизни, которые выражаются в формулировках типа: «жить не стоит», «не живешь, а существуешь», где еще нет четких представлений о собственной смерти, а имеется отрицание жизни.

Пассивные суицидальные мысли - характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни. Примером являются высказывания: «хорошо бы умереть, заснуть и не проснуться» и т.п. [5, c.100].

Суицидальные замыслы - активная форма суицидальности, продумываются способы суицида, время и место действия.

Суицидальные намерения предполагают присоединение к замыслам волевого компонента.

Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток реализации называется пресуицидом. Он может быть острым и хроническим.

Суицидальная попытка - это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившиеся смертью. Она проходит в 2 фазы. Первая - обратимая, когда объект сам может прекратить попытку, вторая – необратимая [13, с.94].

Появление суицидальной цели и дальнейшее ее превращение в самостоятельный мотив, обладающий побудительной силой, обуславливается ситуацией конфликта у дезадаптированных лиц, то есть препятствием к удовлетворению актуальной потребности.

1. «Протестные» формы суицидального поведения возникают в ситуации конфликта, когда объективное его звено враждебно или агрессивно по отношению к субъекту, а смысл в отрицательном воздействии на объективное звено. «Месть» - конкретная форма протеста, нанесения ущерба враждебному окружению. Предполагается наличие высокой самооценки и самоценности, активную или агрессивную позицию личности с механизмом трансформации гетероагрессии в аутоагрессию.

2. При поведении типа «призыва» смысл состоит в активации помощи извне с целью изменения ситуации. При этом позиция личности пассивна.

3. При суицидах «избегания» суть конфликта в угрозе личностному или биологическому существованию, которой противостоит высокая самоценность. Смысл - избежание непереносимой ситуации путем самоустранения.

4. «Самонаказание» можно определить как «протест во внутреннем плане личности» конфликт при своеобразном расширении «Я» интериоризации и сосуществовании 2х ролей: «Я – судьи» и «Я – подсудимого», уничтожение в себе врага.

5. При суицидах «отказа» мотивом является отказ от существования, а целью - лишение себя жизни.

Постсуицид представляет собой «результирующую» таких составляющих, как конфликтная ситуация, сам суицидальный акт (с его «психическим» и соматическим компонентами), особенности его прерывания и реанимации, соматические последствия, новая ситуация и личностное отношение к ней [17, с.84].

После совершения попытки самоубийства в ближайшем постсуициде выделяются 3 главных компонента:

1. Актуальность конфликта.

2. Степень фиксированности суицидальных тенденций.

3. Особенности отношения к совершенной попытке.

На этом основании принято выделять 4 типа постсуицидальных состояний:

1. Критический.

1. Конфликт утратил свою значимость, суицид привел к разрядке напряжения.

2. Суицидального мотива нет.

3. Отношение к совершенной попытке - чувство стыда и страха. Понимание того, что это не изменяет положения, не разрешит ситуации. Вероятность повторения - минимальная.

2. Манипулятивный.

1.Актуальность конфликта уменьшилась из-за благоприятного воздействия на окружающих.

2. Суицидальных тенденций нет.

3. Отношение - легкое чувство стыда и страх перед смертью. Отчетливое закрепление данного поведения для достижения своих целей. Вероятность повторения высока.

3. Аналитический.

1. Конфликт по-прежнему актуален.

2. Суицидальных тенденций нет.

3. Отношение - раскаяние. Поиски иных путей решения. Вероятность повторения возрастает, если другой путь разрешения конфликта не будет найден.

4. Суицидально - фиксированный.

1. Конфликт актуален.

2. Суицидальные тенденции сохраняются.

3. Отношение к суициду положительное.

По мере ликвидации соматических осложнений на первый план выдвигаются: ликвидация конфликтной ситуации, выработка адекватных установок, повышение толерантности к психогенным влияниям, ликвидация психопатологической продукции [16, с.205].

Приведенные ранее теоретические положения позволили выдвинуть концепцию, согласно которой суицидальное поведение есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта.

Суицидальное поведение является одним из видов общеповеденческих реакций человека. У всех суицидентов обнаруживались объективные и субъективные признаки социально-психологической дезадаптации личности, а также внутренняя или внешняя конфликтная ситуация.

Можно выделить 5 наиболее часто встречающихся типов личностных реакций, которые обладают потенциальной суицидоопасностью:

1. Эгоцентрического переключения.

2. Душевной боли.

3. Негативных интерперсональных отношений.

4. Отрицательного баланса.

5. Реакции смешанные и переходные.

Следует отметить, что выделенные типы не являются психопатологическими симптомами, а служат выражением нормальных, хотя и акцентуированных личностных реакций в экстремальных ситуациях [8, c.69].

Таким образом, к самоубийству как к явлению можно относиться по – разному, как и к людям, их совершающих или пытавшихся это сделать. Однако, по моему мнению, к данному феномену нельзя относиться с безразличием стороннего наблюдателя. Отгораживаясь от таких людей и воспринимая их как «ненормальных», окружающие тем самым навешивают ярлыки на отчаявшихся людей. Таким образом, можно только усугубить их состояние и негласно подтвердить их представление о суициде как о единственно верном и надежном способе прервать свое «бессмысленное» и «никому ненужное» существование.

Люди не вправе осуждать человека за его душевную боль, от которой он пытается избавиться таким радикальным способом. Мы не знаем всего содержания душевного состояния. Поэтому мы должны более внимательными к людям, дабы, вовремя прийти на помощь и попытаться найти возможные пути разрешения проблем и этим избежать непоправимых последствий.

Вопрос 2. Пример трудной жизненной ситуации и план мероприятий по ее преодолению

Пример трудной жизненной ситуации из жизни девушки-кассира Ирины В.:

История:

Девушка стала встречаться с молодым человеком, которой, как впоследствии выяснилось, втайне принимал героин и нигде не работал. Он просил в долг у своей любовницы довольно крупную сумму, которую клятвенно обещал вернуть через несколько дней. Кассир поверила и решила ненадолго воспользоваться деньгами из кассы предприятия. Растрата вскоре обнаружилась. Кассирше предъявили обвинение в краже, а юноша исчез. Не в силах пережить обрушившийся на нее позор, девушка выбросилась из окна и получила перелом позвоночника.

План мероприятия по преодолению кризисной ситуации:

1. Необходимо провести беседу с клиентом о данной проблеме. Задавая вопросы о семье, о социальном положении, о работе, о личной жизни, о встрече с данным человеком, об их взаимоотношениях, догадывалась ли она что он принимал наркотики, какой мотив она преследовала, взяв деньги из кассы (хотела ли она ему помочь, или он ей угрожал), попросить полностью описать день, когда случился суицид (данные вопросы помогут раскрыться ей, чтобы она сама смогла бы проанализировать ситуацию и прийти к выводу, что жизнь продолжается).

Что следует делать консультанту в работе с уцелевшими после суицида:

1) быть принимающим и заботливым;

2) давать возможность неоднократно возвращаться к обсуждению печальных событий;

3) подчеркивать, что переживания являются естественными;

4) информировать о системах поддержки личности, например о группах самопомощи.

Не следует:

1) Не следует принимать просьбы, которые вы не можете выполнить;

2) рационализировать события;

3) давать неисполнимые обещания;

4) делать замечания типа: «У вас семья», «Это была Божья воля», «Не стоит говорить об этом», «Это и без того давит на вас».

При беседе с девушкой, у нее возникают такие реакции, как отречение, безвыходность, внутренний конфликт, обида, гнев, фрустрация, страх, паника.

При данных реакциях необходимо:

1. Не впадать в панику.

2. Быть вежливым и открытым, принять клиента как личность.

3. Стимулировать беседу, не упуская никакую значимую информацию.

4. Тактично искать ситуации, в которых клиент любим или нужен.

5. Вести беседу так, как если бы консультант обладал неограниченным запасом времени.

6. Возрождать надежду и искать альтернативы суицида, возможности выхода.

7. Не проявлять даже тени отрицательных эмоций.

8. Позволить клиенту проявлять к себе жалость.

9. Суицидальное поведение следует рассматривать как просьбу о деятельной помощи.

10. Блокировать суицидальные действия, используя интервенцию

11. Быть уверенным, что предприняты все необходимые действия.

12. Обсудить беседу и свое состояние с супервизором.

Преодоление последствий самоубийства пациента.

• скорбь – естественная реакция, и все переживают тут нечто похожее;

• говорите об этом и переживайте, но без излишнего самообвинения,

• позвольте себе выговориться с коллегами, друзьями, в семье;

• помните о годовщине горестного происшествия, чтобы вас не застиг врасплох звонок семьи погибшего.

2. Провести коррекционные мероприятия по преодолению трудной жизненной ситуации.

Вопрос 3. Упражнения по преодолению психологической травмы

В основе коррекционно-развивающей работы в данной ситуации можно выделить поведенческую коррекцию, осуществляемую с помощью:

- методов психологической релаксации - методы, используемые для повышения уровня нервно-психической устойчивости: мышечная релаксация, дыхательная релаксация, переменное дыхание, визуализация образов и др. «Медитация», на повышение эмоциональной уравновешенности: техника «Вода, земля, огонь и воздух».

- техник поведенческого направления: методик, основанных на принципах положительного или отрицательного подкрепления - «Работа с негативным состоянием»;

- техник для развития способности к осознанию сновидений («просыпаться» во сне), повышения эффективности ночного отдыха, способности управлять сновидениями, эффективности ночного отдыха, способности управлять тонусом: «Визуализация рук»

· методов арт-терапии: свободного рисования, танцевальной терапии, музыкотерапии и др.

Пример коррекционных упражнений:

1. Медитация

Предназначение .

Медитация помогает уравновесить психическое состояние, успокоиться, сосредоточиться на приоритетных задачах, развить наблюдательность.

В основе позитивного действия медитации лежит отвлечение от насущных проблем, страстей и порывов что-либо делать, сосредоточение на своих ощущениях. Временное созерцательное состояние, каковым является медитация, развивает философское восприятие жизни, способность анализировать проблемы беспристрастно.

Содержание

По большому счету, не имеет большого значения в какой позе вы занимаетесь медитацией. Ей можно заниматься и сидя, и стоя, лёжа и даже во время ходьбы. Главное условие - чтобы во время медитации вы не решали какие-то посторонние задачи, не работали, не общались и т.д. Желательно максимально оградить себя от возможности каких-то событий, на которые необходимо дать реакцию: звонок телефона, стук в дверь, прямое обращение к вам других людей и т.п.

Медитация лёжа или сидя в удобном кресле может приобрести сонный характер, что не совсем желательно. Поэтому для начала практиковать медитацию лучше в позе сидя на корточках или «по-турецки» (сложив ноги). Руки лучше положить на колени, расслабить их.

Сначала сосредоточьтесь на трёх мыслях: что вы отдыхаете, что вы расслаблены, что мысли ваши текут свободно и легко. Успокойте дыхание, дышите как можно медленнее. Расслабьте по возможности все мышцы. Внушите себе, что ваше сердце спокойно и тоже отдыхает. Ваши мысли должны быть сосредоточены на созерцании. Следует избавляться от всех мыслей, в которых имеется долженствование («Надо будет сделать это...», «Надо будет сказать так-то...», «А не сделать ли мне...», «Не забыть бы...») или оценка («Вот я дурак...», «Как мне всё надоело...», «Прекрасная погода стоит...», «Молодец Иван Иваныч...», «Негодяй Иван Иваныч...»). Во время хорошей медитации вас может посетить множество блестящих идей. Не следует уделять им большого внимания, всё равно, если идея посетила ваше сознание раз, то в другой раз в подходящей ситуации она снова вас посетит. Мысли не надо гнать от себя, сопровождая это действие какими-то эмоциональными посылами. Следует дать им возможность как бы самим «рассосаться».

Собственно медитация состоит из одного сплошного созерцания. Сначала сосредоточьтесь на своих зрительных ощущениях. Внимательно рассмотрите всё вокруг себя, обращая внимание на малейшие нюансы. Если вы смогли увидеть множество деталей, на которые раньше не обращали внимание - вы на правильном пути. Далее сосредоточьтесь на слуховых ощущениях, опять-таки обращая внимания на малейшие детали. Если вы услышали что-то новое или выявили какую-то интересную закономерность в звуках - медитация идёт успешно. Далее таким же образом поработайте с обонянием. Далее с осязанием. Далее со вкусом. Далее с разного рода внутренними ощущениями: какие сигналы посылают внутренние органы, мышцы. Далее поработайте немного с воспоминаниями: вспомнив что-то, понаблюдайте за физиологическими ощущениями, которые вызывает это воспоминание.

Закончите медитацию состоянием, в котором вы сосредоточены на всех семи перечисленных источниках ощущений разом. Если удалось довольно долго удержать впечатление, что вы полностью, вся ваша личность состоит из одних ощущений, то медитация удалась полностью.

2. Техника «Вода, земля, огонь и воздух»

Предназначение .

Вопреки названию в этой технике нет ничего мистического, сверхъестественного. Она направлена на повышение эмоциональной уравновешенности, а четыре стихии в этом призваны помочь.

Всего этого почти лишен городской житель, который существует в некоторой «рафинированной» среде, вне привычных организму стимулов. Имеет место некоторая не очень сильная, но заметная фрустрация организма в природных раздражителях. Это может проявляться в неуравновешенности, неспособности к ощущению чувств глубокого удовлетворения, в некотором отпулении чувств и эмоциональной сферы, эмоциональном выгорании.

Данная техника не является панацеей от всех перечисленных явлений, но тем не менее способна значительно выровнить и повысить настроение.

Качества. Эмоциональная уравновешенность

Содержание

Возьмите себе за правило каждый день подвергать себя действию каждой из четырёх стихий: воды, земли, огня и воздуха. Понятно, что мы и так каждый день имеем дело с водой, ходим по земле и т.д. Секрет техники в том, чтобы погружать себя на некоторое время в состояние концентрированного восприятия одной из стихий. Желательно, разумеется, всячески разнообразить эти ситуации. Что мы можем сделать в городских условиях?

Вода. Принять ванну. Искупаться в бассейне. Пройтись в одной футболке под дождем. Зимой натереться снегом. Сходить на пляж летом. Посетить городской фонтан. Смотреть на декоративный фонтанчик. Закутаться в мокрую простынь (это не шутка). Пройтись по луже. И так далее, и тому подобное...

Земля. Ухаживать за комнатными растениями. Пройтись в парке. Измазаться землей. Полежать на голой земле голым телом (на даче или еще где). Разбить клумбу во дворе. И так далее, и тому подобное...

Огонь. Смотреть на свечу. Смотреть на огонь в камине. Читать книгу при свече. Просто зажечь спичку и посмотреть на нее. Смотреть на огонь газовой конфорки. Выбраться на шашлыки. Просто разжечь костер там, где это можно. Может быть, ваша фантазия ещё что-то подскажет...

Воздух. После душа, где смыли с себя грязь и пот, выйти на балкон голышом. В грозу открыть все окна и наслаждаться запахом озона. Пожечь ароматные палочки. Включить вентилятор. Выйти на улицу в ветреную погоду в легкой одежде (помните, что можно и простудиться). Выйти на улицу рано утром, часов в 5-6, когда автомобили ещё не успели загадить окружающий воздух.

Важное значение имеет ваша сосредоточенность на ощущениях. Постарайтесь все ваше внимание сосредоточить на стихии. Разглядывайте в ней романтическую сущность. Представьте как стихия наполняет вас энергией. Полюбите стихию и попробуйте подружиться с ней.

Старайтесь каждый день хотя бы понемногу «общаться» с каждой из четырёх стихий.

3. Процедура «Работа с негативными состояниями»

· Какие именно люди или события вызвали в Вас негативное состояние (вспомните момент до деталей)?

· В каких конкретных действиях это выражалось: слова, действия?

· Что Вы конкретно почувствовали в то время?

· Что больше всего задело лично: тон, смысл, манера поведения? Другими словами, где у Вас «кнопка» запуска эмоциональной реакции?

· Было ли это неожиданностью? Если да, то почему вы это упустили из виду при планировании переговорного процесса?

· Что мешало видеть предвещавшие событие мелкие эпизоды поведения партнеров по переговорам? Можно ли было остановить агрессию на предшествующей стадии?

· Как Вы относитесь к данным людям?

· Имеют ли данные люди основания относится к Вам плохо? Было ли что – нибудь провоцирующее в Вашем поведении? Если имеются основания для негативной оценки Вашего поведения, то какие?

Если не имеют , то почему они все – таки враждебно повели себя по отношению к Вам? Чего они хотели этим достичь?

· Можете ли Вы ее чем либо заменить в будущем

4. Техника «Визуализация рук»

Предназначение .

Техника предназначена для развития способности к осознанию сновидений («просыпаться» во сне), повышения эффективности ночного отдыха. Основная идея этой техники была предложена Георгием Гурджиевым, и носила она мистический характер.

Цель техники - формирование привычки, которая помогает «просыпаться» во сне и управлять в той или иной степени своими сновидениями.

Техника не рекомендуется детям и подросткам, а также лицам, страдающим выраженными нервно-психическими расстройствами.

Качества. Способность управлять сновидениями. Эффективность ночного отдыха. Способность управлять тонусом

Содержание

Выберите объект, который вам хорошо знаком, который вы каждый день так или иначе используете. Идеально для этого подходят ваши собственные руки. В дальнейшем мы будем излагать технику на примере рук.

В течение дня периодически рассматривайте свои руки, пытаясь их запомнить как можно лучше. В любой свободный момент закрывайте глаза и представляйте себе их мысленный образ. Представляйте руки в разных положениях. Чем чаще вы будете это делать, тем лучше.

Вечером, перед сном, вспомните о том, что делали весь предыдущий день, представьте себе мысленный образ своих рук. Сохраняйте его, пока не заснете. Скажите себе, что увидите свои руки опять, когда будете спать.

В сущности, от вас требуется лишь выработать привычку время от времени смотреть на свои руки, и, опираясь на образы рук, которые запомнили на протяжении дня, учится повторять, припоминать то, что случилось за день. Формирование привычки придет не сразу, может потребоваться несколько месяцев, но, тем не менее, эффект будет замечательный.

Рано или поздно вы добьетесь того, что в своих сновидениях вы будете осуществлять визуализацию рук, и в этот момент как бы будете «просыпаться» во сне, получая возможность управлять своим сновидением. Попробуйте во сне расслабить тело. Представьте, что у вас появилась пара невидимых рук. Попытайтесь смоделировать ощущения, которые должны в них возникать, ведь вы знакомы с ощущением своих настоящих рук. Погладьте свое тело этими воображаемыми руками - от ступней, по ногам и далее по всему телу. Постарайтесь реально ощутить, как созданные вашим воображением руки расслабляют и успокаивают вас. Попробуйте во сне походить и поделать какие-нибудь вещи с помощью своих новых рук.

Спустя какое-то время вы сможете использовать полученный опыт в бодрствующем состоянии. Расслабившись, сидя в кресле, сможете представить как ваши невидимые руки проникают прямо в мышцы, напрягая и расслабляя их. Переместите центр своего сознания в эти воображаемые руки и поглаживайте ими все мышцы своего тела. Одновременно с их движением ваше внимание будет концентрироваться на тех зонах, где они находятся в данный момент.

Научившись расслабляться с помощью этой техники, попробуйте приводить организм в тонус. Следите при этом за своим самочувствием, и при возникновении неприятных ощущений прекращайте упражнение до следующего раза.

Вы можете также попробовать в своих снах с помощью новых рук решать некие задачи, которые вам не поддаются наяву. Возможно, на какие-то проблемы вам удастся посмотреть под новым углом зрения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В повседневной жизни человек постоянно попадает в разные ситуации, которые мы обозначаем как стрессогенные, требующих от него активизации дополнительных психических резервов, превышающих активность индивида в обычной жизнедеятельности. Критические жизненные ситуации, если пойти от сравнительно лёгких до самых трудных их форм (от стресса через фрустацию и конфликт до кризиса), требуют от человека различной внутренней работы. Умение вовремя остановить конфликт, перевести его в нужное направление может помочь избежать деструктивных последствий конфликта или кризиса, извлечь из него максимум пользы. Знание причин, особенностей и закономерностей развития критических жизненных ситуаций, а также методов и способов их разрешения и предотвращения позволяют предотвратить их отрицательные последствия и использовать конкретные элементы в целях повышения эффективности деятельности социальных систем.

Нами было рассмотрено так называемое следствие трудной жизненной ситуации – суицид, Суицидальное поведение как явление формирует множество различных неблагоприятных факторов. Они имеют как собственно психологическое, так и социальное содержание. Так, наибольшее количество суицидов, как и совершаемых преступлений, в государствах приходится на период экономического кризиса или застоя.

Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт, что при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Амбрумова, А.Г. Мотивы самоубийства / А.Г. Амбрумова // Социс, 1987. - № 6. – С. 12-15.

2. Амбрумова, А.Г., Тихоненко В.А., Бергельсон Л.Л. Социально – психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко, Л.Л. Бергельсон // Вопросы психологии, 1981. - № 4. – С.23-27.

3. Бодалев, А. А. Формирование личности – актуальная проблема комплексного психолого-педагогического исследования / А.А. Бодалев //Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. - М., 1980. - № 5. - С.6-9.

4. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. – М., 1984. – 200 с.

5. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994.— 399 c.

6. Карась А.Б. Методические рекомендации по преодолению кризисных ситуаций в образовательной среде/ А.Б. Карась // Відкритий урок: розробки, технології, досвід – 2010 - №5 – С. 16-20

7. Колмаков, А.А. Профилактика суицидального поведения среди военнослужащих. Методические рекомендации / А.А. Колмаков. - М., ВАРБ, 1997. – 32 с.

8. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков / В.Т. Кондрашенко. - Мн.: Наука, 1998. – 349 с.

9. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р.Лазарус // Эмоциональный стресс. - М., 1970. - С.178-209

10. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев - Л., 1983. – 240 с.

11. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев - Л.: ЛГУ, 1960. – 526 с.

12. Никифоров, Г.С. Самоконтроль человека / Г.С. Никифоров. - Л.: ЛГУ,1989. – 192 с.

13. Паперно, И. Самоубийство как культурный институт / И. Паперно – М.: Юникс, 1999. – 266 с.

14. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990. – 494с.

15. Психологическое консультирование: Проблемы, методы, техники / Под общ.ред. А.С. Орлова – Ростов-на-Дону: ЮРТИ, 2000. – 310 с.

16. Суицидология: Прошлое и настоящее / под ред. А. Н. Моховикова, – М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2001. – 569 с.

17. Шнейдман, Э. Душа самоубийцы / Э.Шнейдман – М.: Смысл, 2001. – 315 с.

18. Подборка упражнений по преодолению психологической травмы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.follow.ru/article/160.