Реферат: Налоговая система 11

Название: Налоговая система 11
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………. с. 4

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ, ИХ ФУНКЦИИ

И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ……………. с. 6

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ ……………………… с. 13

ГЛАВА 3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………………………….… с. 18

ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ

СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……….…. с. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….. с. 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………….. с. 32

ВВЕДЕНИЕ

Для выполнения своих функций любому государству нужны денежные средства. Оно собирает их из различных источников на основе государственного законодательства. Важнейшими каналами этих поступлений являются нало­ги, сборы, штрафы, добровольные платежи и взносы, таможенные пошлины. В свою очередь наибольшую долю поступлений составляют налоги.

Налоги это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполне­ния своих функций.

В истории появлялись самые причудливые виды налогообло­жения: на окна и дымовые трубы, на соль и, конечно же, на спир­тные напитки. Основы налогообложения, неподвластные време­ни, были сформулированы еще Адамом Смитом: налоги долж­ны соответствовать состоянию плательщика; способ и время взимания должны быть заранее и точно известны и удобны для плательщика; сам процесс сбора налогов нужно проводить с минимальными затратами.

Государство не может существовать без налогов. Вместе с тем, всё то, что гражданин выплачивает в виде налогов, возвращается к нему как к члену общества. Современ­ная система налогообложения многоступенчата.

На мой взгляд кризисная ситуация в отечественной экономике вызванная, от части, непродуманной налоговой политикой делает выбранную мной тему научной работы достаточно актуальной. Существующая налоговая система в Беларуси с момента ее появле­ния подвергается постоянной и всесторонней критике ввиду ее нестабильности, частой смены «правил игры с государством», принятия налоговых актов «задним числом», противоречивости законов и подза­конных актов, в том числе инструктивных материалов.

Основными целями научной работы являются:

- раскрытие экономической сущности налогов;

- исследование функций налогов и их места в экономической системе государства;

- дать общую характеристику налогов республики Беларусь;

- разработка предложений по более эффективному регулированию налогами государственной экономики.

Объектом научного исследования является влияние налоговой системы, как одного из рычагов регулирования экономической активно­сти, на процессы воспроизводства в экономике и благосостояние общества. Предметом исследования выступают существующие теоретические учения о месте налогов в экономике, налоговые системы развитых стран мира, а также налоговая система Беларуси.

Задача научного исследования состоит в обосновании необходимости совершенствования налоговой системы нашей страны.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ, ИХ ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Налоги представляют собой обязательные сборы, осуществляемые на основе государственного законодательс­тва. Они возникли вместе с товарным производством и появлением государства и выражают обязанность юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государ­ственных финансовых ресурсов. Таким образом, сущность налогов состоит в изъятии государством определенной части валового внут­реннего продукта в виде обязательного взноса в пользу общества.

Государство устанавливает правила изъятия части доходов у юриди­ческих и физических лиц посредством придания этим правилам силы Закона. Правовая природа налогов обусловлена необходимостью госу­дарственного принуждения, так как вряд ли кто добровольно, по соб­ственной инициативе будет расставаться с частью своего дохода, и по­рой достаточно солидной его частью.

Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов. Так, налоги составили 56,5% (26470856745,1 тыс. руб.) доходной части бюджета Республики Беларусь на 2009 год [1].

С юридической точки зрения, налог – установленная законом форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов публичной власти. При этом налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке.

Налоги выполняют три важнейшие функции: фискальную (рас­пределительную), регулирующую и социальную. Фискальная фун­кция обеспечивает поступление в государственную казну средств, ко­торые сосредоточиваются в бюджетной системе и внебюджетных фондах, обеспечивая финансирование государственных расходов.

Со­циальная функция налогов направлена на сглаживание неравенства между доходами различных социальных групп населения и реализу­ется посредством дифференцированного налогообложения [27, с.464].

Финансисты выделяют еще и контрольную функцию налогов , ко­торая позволяет количественно отразить налоговые поступления и сопоставить их с потребностями государства в финансовых сред­ствах. Кроме того, с помощью этой функции можно оценить эффек­тивность налогового механизма, контролировать движение финан­совых ресурсов, выявить необходимость внесения изменений в нало­говую систему и налоговую политику.

Регулирующая функция осуществляется через систему дифференци­рованных налоговых льгот. Она может быть направлена, во-первых, на стимулирование либо сдерживание развития отдельных отраслей и видов деятельности. В этом случае налоги регулируют предложе­ние продукции (услуг). Во-вторых, с помощью системы налогов госу­дарство может сокращать либо увеличивать совокупный спрос.

Налоги приобретают новое качество, выступая в роли одного из рычагов регулирования экономической активно­сти, воздействия на процесс воспроизводства. Воздействие это оказывается весьма многоплановым. Манипулируя на­логами на прибыль, государство оказывает весьма ощутимое влияние на процессы накопления капитала. Примером тому может служить налоговый механизм так называемой ускоренной амортизации, при котором государственные финансовые органы разрешают компаниям отчислять в амортизационный фонд суммы, значительно превышаю­щие действительный износ основного капитала. В резуль­тате значительно сокращается размер подлежащей обложению прибыли, следовательно, и суммы уплачиваемого налога. Метод ускоренной амортизации является важным стимулом увеличения капиталовложений в корпоративном секторе экономики. Его применение способствует интен­сификации научно-технического прогресса, поощрению структурных изменений в экономике, особенно развитию наукоемких отраслей.

Меры налогового регулирования широко используются для стимулирования конкурентоспособности тех или иных отраслей, создания им наиболее благоприятных условий для накопления капитала, а также поощрения социально полезной деятельности корпораций. С этой целью предо­ставляются различного рода льготы по уплате корпоратив­ного налога, а также налога с прибылей в зависимости от осуществления корпорациями той или иной деятельности. К мерам подобного рода относится, например, система налоговых мер по стимулированию компаний добывающих отраслей (особенно в нефтяной и газовой промышленности) в виде так называемых скидок на истощение недр.

Наряду с селективными мерами налогового регулирования государство широко использует налоговый механизм и в целях общего воздействия на хозяйственную конъюн­ктуру в целом. Для преодоления экономического застоя государство посредством налоговых льгот стимулирует капиталовложения, создает более благоприятные условия для расширения совокупного общественного спроса, как на потребительские, так и инвестиционные товары. Приме­ром крупномасштабных мероприятий по стимулированию общей экономической конъюнктуры может служить круп­ное сокращение налогов в начале 80-х годов после прихода к власти в США администрации Рейгана. Теоретическим обоснованием этой программы стали расчеты американ­ского экономиста А. Лаффера, доказавшего, что результа­том снижения налогов является экономический подъем и рост доходов государства (кривая Лаффера ). Согласно рас­суждениям Лаффера, чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций отбивает у последних стиму­лы к капиталовложениям, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на поступлениях в госу­дарственный бюджет.

Графическое отображение зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок получило название «Кривой Лаффера» (рис.1) [22, с.218].

Рисунок 1. «Кривая Лаффера»

На рис. 1 по оси ординат отложены налоговые ставки (R), по оси абсцисс — поступления в госбюджет (Y). При увеличении ставки налога R доход государства в результате налогообложения увеличивается. Оптимальный размер на­логовых ставок (R1 ) обеспечивает максимальные поступле­ния в государственный бюджет (Y1 ).

По мнению Лаффера, ставка налога равная 50 %, дает мак­симальную сумму налоговых поступлений в бюджет и является оп­тимальной налоговой ставкой.

При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предприниматель­ству падают, и при 100% налогообложения доход государ­ства равен нулю, потому что никто не захочет работать бесплатно. Другими словами, в длительной перспективе снижение чрезмерно высоких налогов обеспечит рост сбе­режений, инвестиций, занятости и, следовательно, размера совокупных доходов, подлежащих налогообложению. В результате увеличится и сумма налоговых поступлений, вырастет объем государственных доходов, уменьшится де­фицит, произойдет ослабление инфляции.

Таким образом, налоговая ставка будет оп­тимальной, если, с одной стороны, сможет обеспечивать максималь­ные поступления в бюджет, а с другой - стимулировать (по меньшей мере, не сдерживать) предпринимательскую активность субъектов хозяйствования. Понятно, что эффект Лаффера проявляется лишь в случае нормального действия свободных рыночных механизмов. Определить конкретную оптимальную ставку очень трудно, так как в оценке ее экономической целесообразности немаловажную роль иг­рают национальные, психологические и другие факторы. Считается, что высшая налоговая ставка подоходного налогообложения должна находиться в пределах 50-70 %.

Совокупность налогов, принципов и методов построения, а также способов их взимания образует налоговую систему государства. С из­менением форм государственного устройства меняется и налоговая система.

В зависимости от степени разделения власти внутри государства существует двух- и трехзначная налоговая система. Например, в Гер­мании и США она действует на государственном, региональном и местном уровнях.

В систему налогообложения должны быть заложены определен­ные принципы, следуя которым можно добиться воздействия на об­щественное воспроизводство, его динамику, структуру, состояние научно-технического прогресса.

Четыре основополагающих принципа налогообложения были сформулированы английским экономистом А. Смитом.

1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу.

2. Налог, который обязуется выплачивать каждое отдельное ли­цо, должен быть точно определен.

3. Вид налога, срок уплаты и способ платежа должны быть удобны плательщику.

4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал из кармана народа и удерживал возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства [27, с.588].

Современная система налогооб­ложения включает следующие принципы :

1) справедливости, нейтральности по отношению ко всем пла­тельщикам. Он заключается во всеобщности обложения и зависи­мости уровня налоговой ставки от уровня доходов и реализуется че­рез дифференцированные налоговые ставки;

2) определенности, простоты и доступности. Он требует, чтобы сумма, способ и время взимания были заранее известны плательщи­кам;

3) однократности налогообложения, предполагающий взимание различных видов налогов с одного источника доходов, как на нацио­нальном, так и на международном уровне;

4) гибкости налогообложения, заключающийся в создании через систему льгот предпочтительных условий развития для отдельных направлений деятельности в соответствии с экономической полити­кой государства;

5) стабильности и устойчивости нормативных ставок налоговых платежей, а также порядка исчисления налоговых взносов в бюджет;

6) обязательности уплаты налогов [27, с.471].

Соответствующие законодатель­ные акты устанавливают методы построения и взимания налогов, т.е. определяют их элементы :

1) субъект налога — это плательщик налога, юридическое или фи­зическое лицо, на которое законодательно возложена обязанность платить налог;

2) носитель налога - лицо, фактически уплачивающее налог. Вы­деление этого элемента объясняется тем, что налоговое бремя иногда фактически перекладывается с субъекта налога на потребителя про­дукции через механизм цен (при уплате налога на добавленную стои­мость, акциза и др.). Чаще субъект и носитель налога совпадают;

3) объект налога - это доход или имущество, с которого начисля­ется налог: прибыль и доход, стоимость определенных товаров, до­бавленная стоимость на продукцию, работы, услуги, имущество юри­дических и физических лиц, передача имущества (дарение, наследо­вание), операции с ценными бумагами и т.д.;

4) источник налога - это доход субъекта, за счет которого уплачи­вается налог: прибыль, заработная плата, процент, рента;

5) ставка налога - величина налога на единицу обложения объекта;

6) единица обложения - единица измерения с объекта налога (рубли, метры, литры и пр.).

Уплату налогов нельзя отнести к занятиям приятным. Понят­но и стремление, как физических лиц, так и предприятий, т.е. коллективов, тем или иным способом облегчить для себя нало­говое бремя.Но недобор налогов в Беларуси принял катастрофи­ческие масштабы. Следует обратить внимание на то, что в консолидированном бюджете Республики в настоящее время поступления от контрольных мероприятий, проводимых налоговыми органами составляют значительную долю и даже закладываются отдельной доходной строкой.

Причины неполной уплаты налогов можно систематизировать:

¨ налоговая система не упорядочена, слишком велики ставки, они ставят под вопрос само выживание предприятия;

¨ распростране­но недоверие к расходованию собранных денег;

¨ существующие на средства налогоплательщиков государственные учреждения работают плохо.

Исследователи обычно отмечают 2 основные формы уклоне­ния от налогообложения. Во-первых, это занятость в так назы­ваемой теневой экономике (считается, что в Беларуси она охва­тывала около 45—50% трудоспособного населения). Во-вторых, это недоплаты, бухгалтерские ухищрения по сокрытию дохо­дов.

Подводя итог данной главы, следует повторить, что налоговые поступления — главный источник доходов госу­дарственного бюджета. Экономисты, независимо от их идейных пристрастий, почти всегда выступают за снижение налогов. Но в части практическо­го осуществления этой акции расхождения весьма существенны.

Значение и роль налогов в современных условиях выхо­дят далеко за пределы обеспечения государственных орга­нов финансовыми ресурсами. Налоги стали важнейшим средством огосударствления национального дохода. Они играют все более важную роль в макроэкономическом регулировании, показателем чего является увеличение удельного веса налоговых изъятий в общем объеме ВНП.


ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ.

Виды налоговых отчислений в бюджет могут быть клас­сифицированы по различным основаниям. Однако существует принятая на меж­дународном уровне классификация налогов.

Прежде всего, налоги подраз­деляются на подоходно-поимущественные (прямые ) и налоги на потребление (косвенные ) [22, с.145]. В основе разделения лежат объект обложения и взаимоотношения плательщика с государством . Первые взимаются в процессе приобретения (накопления) материальных благ и устанавливаются непосредственно на доходы и имущество. Юри­дический и фактический плательщик в данном случае совпадают. К пря­мым налогам относятся налог на прибыль, налог на недвижимость, зе­мельный налог, подоходный налог с граждан. Косвенные взимаются в процессе расходования материальных благ. Сюда относят на­логи на товары и услуги, включаемые в цену товара или услуги. Вла­дельцы товаров и услуг при их реализации получают налоговые суммы, которые передают государству. В данном случае связь между платель­щиком (потребителем) и государством опосредована объектом обложе­ния. При косвенном налогообложении юридический и фактический пла­тельщик не совпадают. Акцизы, налог на добав­ленную стоимость, таможенные пошлины, хотя и по-разному попадают в бюджет, в конечном итоге оплачива­ются потребителем товаров, в стоимость которых включа­ются эти налоги. Это - примеры косвенных налогов.

Порядок взимания прямых и косвенных налогов регулируют специальные законы. Следует отметить, что налог на добав­ленную стоимость самый «молодой» из общегосударственных налогов. Его теоретическое обоснование относится к 1892 г., и было сделано в Сорбонском университете [17, с.45]. Окончательный механизм и схему действия налога разработал М.Лоре в 1954г., после чего он был введен во Фран­ции, а затем решением Совета Европейского экономического сообще­ства от 11 апреля 1967 г. - в странах ЕС. В Республике Беларусь этот налог введен в 1992 г.

По принятой в других государствах классификации выделяют еще социальные налоги . Если исходить из такой классификации, то к после­дним в Республике Беларусь относятся отчисления в Фонд социальной защиты населения и Фонд содействия занятости.

Подоходно-поимущественные налоги в свою очередь де­лятся на личные и реальные. Личные налоги уплачиваются с действительно получен­ного налогоплательщиком дохода (прибыли). Так, пред­приятия уплачивают налог на прибыль с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и произведенных расходов. Эти налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.

Реальными налогами облагается не действительный до­ход налогоплательщика, а предполагаемый средний доход, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложении (недвижимой собственно­сти, денежного капитала и т.п.). Реальными налогами облагается, прежде всего, имущество, отсюда и их название (real — имущество (англ.). Во многих случаях невозмож­но определить доход, который получен от того или иного имущества или вида деятельности или проконтролировать правильность объявленного плательщиком дохода. Например, сложно проконтролировать водителя такси. В таких ситуациях установление платы за патент на занятие пере­возкой людей в размере налога с предполагаемого дохода облегчит техническую сторону налогообложения.

В зависимости от органа , который вводит данный вид отчислений в бюджет налоговые отчисления подразделяют на государственные и местные . Следует подчеркнуть, что именно это обстоя­тельство, а не факт зачисления налога в республиканский или местный бюджет, является основанием для отнесения того или иного налога к государственным или местным.

Налоги уплачиваются в бюджет юридическими и физическими лицами. Это дает основание разграничить налоги по субъективному составу на налоги, уп­лачиваемые только юридическими лицами , только физическими , и нало­ги, уплачиваемые юридическими и физическими лицами одновременно . К первым отно­сятся налог на прибыль, ко вторым - подоходный налог. Индивидуальное предпринимательство обусловливает слияние в одном лице юридическо­го и физического лица. Физические лица, занимающиеся предприниматель­ской деятельностью без образования юридического лица, становятся пла­тельщиками отдельных налогов, если их деятельность адекватна деятель­ности юридического лица. Например, индивидуальный предприниматель, занимающийся производственной и коммерческой деятельностью, стано­вится плательщиком налога на добавленную стоимость. Особенности та­кого налогообложения, в основном, регулируются на уровне подзакон­ных актов Государственного налогового комитета [17, с.38].

В зависимости от характера использования , бюджетные отчисления подразделяются на отчисления общего и целевого назначения . Первые зачисляются в бюджеты различных уровней и не привязываются к финансированию определен­ных расходов. Большинство налогов в Республике являются общими. Это - налог на прибыль и доходы, НДС, акцизы.

Как правило, налог не имеет целью покрыть какой-нибудь конкретный расход. Это обосновывается необходи­мостью избежать подчинения совершаемых расходов по­ступлению отдельных видов доходов. Однако в ряде слу­чаев введение целевых налогов способно сыграть положи­тельную роль. Целевое назначение имеет место чрезвычайный налог, сейчас он объединён с отчислениями в Фонд социальной защиты населения и его поступления в этой части идут на финансирование ме­роприятий по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, экологический налог, средства которого направляются на устранение последствий загрязнения окружающей среды вследствие производственной деятельности, а также местные целевые сборы.

Целевой характер налога может оправды­ваться тем, что необходимость затрат вызвана получением определенных доходов. Так, добыча полезных ископаемых вызывает необходимость проведения природно-восстановительных работ, работ по разведке новых месторождений. Поэтому пользователи недр уплачивают целевой налог на восстановление минерально-сырьевой базы.

Обязательные отчисления в социальные внебюджетные фонды, входящие в налоговую систему, являются исключительно целевыми налогами.

Количественные (долевые, квотативные) отчисления в бюджет , в противоположность раскладочным, исходят не из потребно­сти покрытия расхода, а из возможности налогоплатель­щика заплатить налог. Эти налоги непосредственно или косвенно учитывают имущественное состояние (доходность) налогоплательщика.

Налоги подразделяются также на закрепленные и регулирующие . Зак­репленными называют налоги, которые на длительный период полностью или частично закреплены как доходный источник за конкретным бюдже­том. Так, налог на недвижимость, платеж за землю, экологический налог, подоходный налог полностью зачисляются в соответствующие местные бюджеты. Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью их сбалансированности и покрытия их дефицита. Так как в республике весь дефицит бюджета относится на республиканский бюд­жет, то регулирующие доходные источники обеспечивают сбалансирован­ность только местных бюджетов. Распределение сумм этих налогов про­исходит в форме процентных отчислений общегосударственных налогов в местные бюджеты областей и города Минска при утверждении государственного бюджета на конкретный год. К регулирующим налогам в Республике Беларусь относится налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль.

Основная масса налоговых отчислений уплачивается налогоплательщиками в бюджет регулярно в сроки, установленные законодательством, то есть имеет постоянный характер. Такие отчисления принято определять как регулярные. Регулярные (систематические, текущие) налоги взима­ются с определенной периодичностью в течение всего вре­мени владения имуществом либо занятия плательщиком каким-либо видом деятельности, приносящей доход [13, с.33]. На­пример, подоходный налог с физических лиц, земельный налог взимаются на ежегодной основе, налог на добавлен­ную стоимость — помесячно или поквартально и т.п.

Уплата разовых налогов связывается с какими-либо со­бытиями, не образующими системы. Например, уплата та­моженной пошлины зависит от факта импорта или экспор­та товара. Т.е. таможенную пошлину уплачивают те, кто ввозит или вывозит товары с таможенной территории Республики Беларусь. Для конкретного плательщика экспортно-импортная операция может иметь непостоянный, случай­ный характер. Разовый характер носит также государствен­ная пошлина. К разовым относится также налог с имуще­ства, переходящего в порядке наследования или дарения.

Налоговые поступления в бюджет в зависимости от способа взимания налогов подразделяют также на: кадастровые, взимаемые у источника и по декларации . Пер­вый способ предполагает использование кадастра. Кадастр - это реестр, со­держащий перечень типичных объектов, классифицируемых по определен­ным признакам. Этот способ в республике используется относительно земель­ного налога. Ставки этого налога зависят от кадастровой оценки земли, выра­женной в баллах. При втором способе налог исчисляется и удерживается бух­галтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту на­лога. Третий способ предусматривает предоставление налогоплательщиком налоговым органам декларации, то есть официального заявления о получен­ных за определенный период доходах.

Таким образом, выделяют довольно широкий перечень видов классификаций налоговых отчислений. Налоги могут быть классифицированы по различным основаниям. Основным видом классификации, безусловно, является деление налогов на подоходно-поимущественные (прямые) и налоги на потребление (косвенные). Другими критериями классификации налогов являются: вид органа, который вводит данный вид отчислений в бюджет, вид субъекта – налогоплательщика, характер использования налогов, способа взимания налогов. Налоговые отчисления в бюджет подразделяются также на раскладочные и количественные, на закрепленные и регулирующие и т.п.

ГЛАВА 3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В каждом государстве существует своя налоговая система, под кото­рой понимается совокупность налогов, установленных законодатель­ной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы и принципы построения налогов. Это общее правило. Национальные на­логовые системы отличаются по структуре налогов, их количеству и ме­тодам изъятия налогов. Налоговая система Республики Беларусь закреп­лена в основном налоговом Законе Республики Беларусь «О налогах и сбо­рах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» от 20 декабря 2000 г.

Согласно ст.3 данного Закона в РБ установлены следующие виды общегосударственных налогов и сборов:

1. Налог на добавленную стоимость;

2. Акцизы;

3. Налог на прибыль и доходы, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности;

4. Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог);

5. Налог на недвижимость;

6. Налог на экспорт и импорт;

7. Земельный налог (плата за землю);

8. Налог на топливо;

9. Транзитный налог;

10. Государственная пошлина и сборы;

11. Подоходный налог с физических лиц.

Кроме того, в Республике могут устанавливаться местные налоги и сборы, а также образовываться внебюджетные фонды с обязательным отчислением в них определённых платежей.

В налоговую систему входят не только непосредственно налоги, но и сборы, пошлины, обязательные отчисления. К сожалению, законодатель­ство не дает определения понятию «обязательные отчисления». Однако с налогами их объединяет то, что они вводятся законами, обязательны для уплаты, зачисляются в бюджет или внебюджетные фонды. Контроль за их уплатой, применение экономических санкций возложены на нало­говые органы. Таким образом, у них имеется ряд общих признаков, что позволяет объединить их в налоговую систему государства.

Налоговая система Республики Беларусь строится, исходя из общих для всех национальных налоговых систем принципов, но с учетом экономичес­ких и политических особенностей, присущих белорусскому государству.

Таким образом, налоговая система Республики Беларусь представляет собой совокупность государственных и местных налогов, сборов и иных обязательных отчислений, зачисляемых в государственные денежные фон­ды, а также законодательно определенный порядок установления, введе­ния налогов, права и обязанности участников налоговых отношений.

Налоговая система РБ закреп­лена в основном налоговом Законе Республики Беларусь «О налогах и сбо­рах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» от 20 декабря 2000г. Таким образом, налоговая система Республики Беларусь представляет собой совокупность государственных и местных налогов, сборов и иных обязательных отчислений, зачисляемых в государственные денежные фон­ды и законодательно определенный порядок установления, введе­ния налогов, права и обязанности участников налоговых отношений. Одним из основных видов налогов, оказывающим действенное влия­ние на предприятия, является налог на прибыль . Этот налог направлен на повышение эффективности производства, соизмерение затрат с полу­ченной выручкой. В бюджете Республики на 2009 год на долю поступлений от налога на доходы и прибыль приходилось 10,88% (2881434572,6 тыс. руб.)[1].

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия, объеди­нения, организации, их филиалы и представительства, отделения и дру­гие обособленные подразделения, осуществляющие хозяйственную и коммерческую деятельность на территории Республики Беларусь, неза­висимо от подчиненности и форм собственности.

Налогом на прибыль облагается балансовая прибыль предприятия, со­стоящая из прибыли от реализации продукции (работ, услуг), иных мате­риальных ценностей (включая основные фонды) и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Ставка налога на прибыль с момента его введения менялась несколько раз и в настоящее время установлена в размере 24 процентов.

Налогом на доходы облагаются дивиденды и приравненные к ним доходы.

Дивидендом для целей налогообложения признается часть прибыли предприятия, хозяйственного общества или хозяйственного объединения, выплачиваемая соответственно собственнику (собственникам) данного предприятия либо участникам хозяйственного общества или хозяйстенного объединения в связи с правом собственности на имущество предприятия либо участием в хозяйственном обществе или хозяйственном объединении, за некоторыми исключениями. Дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные предприятием, облагаются по ставке 15 процентов. Налог взимается у источника дохода.

Порядок взимания налога на прибыль и налога на доходы регулируется Законом «О на­логах на прибыль и доходы» от 6.04.2005г. [5].

Наибольший удельный вес в доходах бюджета занимает налог на до­бавленную стоимость (НДС) . В бюджете Республики на 2009 год на его долю приходилось 30,97% всех доходных поступлений [1]. Его плательщиками являются все юридические лица, в том числе и иностранные, осуществляющие хозяйственную дея­тельность на территории Республики Беларусь. С 1994 г. плательщиками этого налога стали физические лица, осуществляющие предприниматель­скую деятельность без образования юридического лица.

Налог на добавленную стоимость был введен в Республике с 1992 г. и стал своего рода преемником существовавших до него в хронологической последовательности налога с оборота и налога с продаж. До 1999 г. в республике использовался так называемый «гибридный» метод исчис­ления этого налога. Один порядок распространялся на внутри республиканский оборот, второй — на импорт.

Начиная с 2000 г. введен новый порядок, соответствующий используемому в большинстве стран. Объектом налогообложения признаются реализация товаров на территории Республики Беларусь, за пределами республики и ввоз товаров на таможенную территорию белорусского государства. На данный момент НДС находится в пределах от 0% (Применение нулевой ставки означает полное освобождение от налога оборотов по реализации товаров (работ, услуг) путем вычета (зачета, возмещения) сумм налога, уплаченных при приобретении объектов, использованных для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по нулевой ставке, если иное не предусмотрено законодательством), 10%, 20%.

Осуществляя производство и реализацию товаров, а также их пере­мещение через таможенную границу Беларуси, субъекты хозяйствова­ния в установленных в законодательстве случаях уплачивают в бюджет акцизы . Это - также косвенный налог, который занимает значительную долю в бюджетных поступлениях (13,1 в 2009 г.). Его плательщиками являются пред­приятия, производящие продукцию, на которую установлены ставки акцизов, а также ввозящие товары, которые по белорусскому законода­тельству относятся к подакцизным. Ставки акцизов устанавливаются в процентах к выручке от реализации подакцизных товаров и на сегодняшний день равна 5%. Размер ставок - величина непостоянная.

С целью рационального пользования природных ресурсов и борьбы с загрязнением окружающей среды во многих странах мира введены специальные налоги. Республика Беларусь не богата природными иско­паемыми. Негативное воздействие на ее экологию оказала Чернобыльс­кая катастрофа. Введение в республике налога за пользование природ­ными ресурсами (экологического налога ) способствует рационализа­ции природопользования, мобилизации средств на охрану окружающей среды [6, ст.57]. Плательщиками налога являются предприятия и частные пред­приниматели, деятельность которых связана с добычей природных ис­копаемых и выбросами загрязняющих веществ. Фактические объемы добытых ресурсов и выброшенных загрязняющих веществ являются объектом обложения. Налог зависит от класса опасности веществ. С 1.07.2005 налог на выбросы отравляющих веществ в атмосферу составляет от 170000 до 3000000 рублей за тонну.

Ориентация экономики республики на осуществление различных форм собственности создала объективную основу для введения в пере­чень объектов обложения недвижимости . Плательщиками налога явля­ются юридические и физические лица [7, ст.59]. Объектом обложения у юриди­ческих лиц является остаточная стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, у физических - стоимость принадлежа­щих им зданий. Годовая процентная ставка для юридических лиц уста­новлена в размере 1 процента.

В целях стимулирования рационального использования земель, вырав­нивания условий осуществления хозяйственной деятельности на землях различного качества и аккумуляции средств и финансирования затрат по обустройству земель введен земельный налог [2, ст.49]. Его, как и налог на недви­жимость, уплачивают юридические и физические лица. На земельные участки, в за­висимости от их расположения и целей, для которых они отведены, уста­новлено несколько ставок земельного налога. Размер ставки зависит от кадастровой оценки земли. При отсутствии такой оценки налог начисля­ется по средним ставкам, установленным по административным районам, исходя из средних показателей плодородия земель.

Учитывая необходимость финансирования расходов по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в Республике Бела­русь введён Чрезвычайный налог . Следует отметить, что, начиная с 2001 года данный налог объединён в единый платёж с обязательными отчислениями в государственный фонд содействия занятости. и общий размер данного единого платежа на 7.02.2005 установлен в размере 4 процентов от фонда заработной платы. В момент же введения ставка чрезвычайного налога составляла 18 про­центов. От уплаты этого нало­га освобождаются бюджетные учреждения, а также социально-культур­ные учреждения, находящиеся на балансе предприятий и содержащиеся за счет прибыли, остающейся в их распоряжении.

Только физические лица являются плательщиками подоходного на­лога [4, ст.79]. Налог с заработной палаты уплачивают все граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства. Объектом об­ложения выступают доходы в денежной и натуральной формах.

Для целей налогообложения выделяются несколько групп налогопла­тельщиков и объектов обложения. Основными из них являются суммы зара­ботков, получаемых гражданами за выполнение трудовых обязанностей, и приравненных к ним доходов. Так с 1.04.2005 подоходный налог колеблется от 9% до 30%, в зависимости от совокупного годового дохода.

Система налогов в Республике Беларусь подчинена интересам госу­дарства, заинтересованного в реализации как фискальной, так и стимулирующей функцией налогов. Манипулирование налоговыми ставками, введение одних и отмена других налогов - это обычная практика, при­сущая многим странам.

Декретом Президента Республики Беларусь от 1 декабря 1998 г. № 21 «О мерах по упорядочению игорного бизнеса в Республике Беларусь» введен налог на игорный бизнес [9, ст.853]. Плательщиками этого налога являют­ся юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающи­еся игорным бизнесом на основании специального разрешения Ставки налога дифферен­цированные, зависящие от вида объекта обложения и объема игрового оборота. Уплата налога производится ежемесячно.

Декретом Президента от 23.04.2000 г. № 19 «Об установлении налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности» также вве­ден налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности [10, ст.1/289]. Пла­тельщиками данного налога признаются организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению лотерей. Объектом обложе­ния является доходы от организации и проведения лотерей. Налоговая ставка 8 процентов. Налого­вый период устанавливается на каждый календарный месяц.

Реакцией государства на утечку капиталов за границу стало введение в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 17 от 14.01.2003 г. оффшорного сбора [11, ст.1/930]. Пла­тельщиками сбора выступают белорусские предприятия и индивидуальные предприниматели. Оффшорный сбор исчисляется и уплачивается резидентами Республики Беларусь в иностранной валюте, в которой осуществляется платеж, или в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь по ставке 15 процентов.

Подводя итог, следует повторить, что налоговая система Республики Беларусь представляет собой совокупность государственных и местных налогов, сборов и иных обязательных отчислений, зачисляемых в государственные денежные фон­ды, а также законодательно определенный порядок установления, введе­ния налогов, права и обязанности участников налоговых отношений. Налоговая система Республики Беларусь закреп­лена в основном налоговом Законе Республики Беларусь. Одним из основных видов налогов, оказывающим действенное влия­ние на предприятия, является налог на прибыль и НДС .


ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Отказ от принципов административного управления и переход к рыночной эко­номике выдвигает на первый план проблему на­логового регулирования экономических процес­сов. Все это потребовало внесения существен­ных изменений в налоговое законодательство и в налоговую систему.

Несомненным достижением проведенных преобразований было придание процессу нало­гообложения законодательного характера. На­чальные основы налогового права были закреп­лены в Законе "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", который устано­вил круг налогоплательщиков, их права, обязан­ности и меру ответственности, виды общегосу­дарственных налогов и сборов, сроки и порядок их уплаты и зачисления в бюджет, предоставле­ния льгот, регламентировал работу налоговых органов.

По достоинству оценивая проведенную в этом направлении работу, нельзя не отметить, что разработка налогового законодательства проводилась в спешном порядке, без серьезных обоснований и перспективных прогнозов. Только этим, а ничем иным можно объяснить введение налогов "однодневок", их отмену и введение некоторых из них вновь (сбор на содержание госу­дарственной пожарной службы, отчисление на медицинское страхование, налог на превышение расходов над нормируемой величиной оплаты труда, пятипроцентный налог на прибыль от то­варооборота, налог на топливо, который вначале был заменен акцизным налогом, а в 1999 году введен вновь и т.д.) [23, с.31].

Как результат всего этого, запутанность на­логовой системы, ее неэффективность и слож­ность, частые изменения и поправки. Трудно подсчитать, сколько раз вносились изменения и дополнения в методику исчисления и уплаты на­лога на добавленную стоимость и акцизы. Свы­ше 60% субъектов хозяйствования, а по отдель­ным формам собственности более 80% допуска­ет неточности в исчислении налогов. Трудно за­подозрить всех этих главных бухгалтеров в умышленном нарушении налогового законода­тельства.

Результатом отсутствия целенаправленной и последовательной работы в области налого­обложения явился отказ в 2000 году от внедре­ния, казалось бы, уже решенного зачетного мето­да исчисления налога на добавленную стои­мость.

Налицо стремление высших органов власти и государственного управления не столько к расширению налоговой базы путем стимулиро­вания развития производства и предпринима­тельства, сколько к сбалансированности бюдже­та. Фискальная функция налогов явно превали­рует над экономической, о чем свидетельствуют чрезмерно высокие ставки по ряду налогов. Так, первоначально ставка налога на добавленную стоимость была установлена на уровне 28%, чрезвычайного налога для ликвидации послед­ствий катастрофы на Чернобыльской АЭС -18%, налога на недвижимость для государственных предприятий - 5%, налога на незавершенное строительство - 10%, максимальная ставка ак­цизного налога составляла 88%. Многократность обложения отдельных объ­ектов различными налогами и сборами делает ее громоздкой, сложной и непонятной для налогоплательщиков [23, с.32].

Отсутствие явных результатов в налоговых преобразованиях некоторые экономисты и офи­циальные органы пытаются объяснить "новиз­ной" налоговых преобразований, переходом к налоговой системе. История же свидетельствует об обратном. Налоги появляются вместе с воз­никновением государства, поскольку оно без них существовать не может, как и работник без за­работной платы.

Преобразование налоговой системы в пер­вые годы шло в трех основных направлениях. Первое из них - организация строжайшего учета и контроля в деле взимания установленных ранее прямых налогов (подоход­ного, единовременного налога на прибыль и др.). Второе - широкое использование "единовремен­ных чрезвычайных налогов". Третье направление - перестройка системы кос­венных налогов.

Множественность платежей, многократность их изъятия создавали трудности в финансовом планировании. Требовалась коренная пере­стройка существовавших форм финансовых от­ношений предприятий с бюджетом, которая бы позволила значительно упростить сложившуюся систему платежей и повысить ее эффективность.

Не следует преувеличивать и "новизну" на­логовой системы Республики Беларусь. Как го­ворилось выше, многие из нынешних налогов имеют давнюю историю, повторяя ранее взи­маемые налоговые платежи с некоторыми мо­дификациями. Акцентируя внимание на новизну налоговой системы, ее авторы заранее приучают нас к мысли о том, что в новом деле неизбежны недостатки и упущения

Таким образом, можно выделить следующие основные недостатки налогообложения в Рес­публике Беларусь:

1. Круг налогов и неналоговых платежей, подлежащих уплате в бюджет предприятиями и организациями, достаточно широк (более 15). Факты свидетельству­ют о том, что социальные последствия налого­вых преобразований заранее не просчитывают­ся, что ведет к усилению социальной напряжен­ности в обществе.

2. Резкое увеличение налоговых платежей. Налоги спонтанно возникают, затем отменяются или заменяются новыми и возникают снова.

3. Нестабильность налоговых правил, ли­шающая налогоплательщиков возможностей прогнозировать перспективы развития бизнеса и ориентирующая их на получение только быстрых результатов от вложения капитала. Таким обра­зом, сложные экономические и социальные про­блемы мы пытаемся решать кавалерийским на­скоком.

4. Нет четкого критерия отнесения одних налогов на себестоимость продукции или из­держки обращения и уплаты других за счет при­были. В результате включения налогов в себе­стоимость, она деформируется и в таком виде воспринимается как предельные издержки, фор­мирующие минимальную цену. Ускоренный рост себестоимости и цен вследствие необоснован­ных налогов делает неконкурентоспособной продукцию многих наших предприятий на внеш­нем рынке и недоступной для внутреннего по­требления. Производитель же теряет ориента­цию в действительных издержках прибыли, в структуре затрат и направлениях поиска резер­вов их снижения, а процесс формирования при­были остается закрытым как для самого произ­водителя, так и для контролера.

5. Различна база, используемая в налогооб­ложении. В одних случаях это добавленная стоимость, сумма дохода, величина прибыли, в других - остаточная стоимость основных фондов. Непонятно, почему налоги, начисляемые на за­работную плату, взимаются по факту ее начис­ления и поступают в бюджет, даже если выплата заработка работникам задерживается из-за от­сутствия у предприятия средств. Аналогичная ситуация и с уплатой субъектами хозяйствования налога на недвижимость. Источником его взима­ния служит прибыль, однако, он взимается в бюджет и при убытках.

6. Множественность нормативных актов, регулирующих налогообложение в Республике Бе­ларусь. (На сегодняшний день их общее число составляет около 300).

Таким образом, подводя итог, можно утверждать, что действующая в Беларуси система налогообложения обладает ярко выраженной фискальной функцией, роль регулирующей функции значительно принижена.

Для развития отечественной экономики, на мой взгляд, необходимо проведение такой налоговой политики, которая бы способствовала созданию благоприятных условий для повышения эффективности производства.

Поставленная цель может быть реализована в трёх направлениях:

1. Достижение стабильности и определённости налоговой системы. Данное направление предполагает справедливость, ясность, стабильность и предсказуемость фискальных условий хозяйственной деятельности на основе:

-Определения исчерпывающего перечня налогов и сборов (в том числе местных), а также их предельные ставки;

-Упрощения правил определения налоговых платежей, установления системы единого налога за осуществление всех видов деятельности индивидуальными предпринимателями (физическими лицами);

2. Второе направление касается формирования фискальных стимулов и предполагает осуществление следующих мероприятий:

-Введение рыночного механизма налогообложения недвижимости, обеспечивающего зависимость размеров платежей от доходности её использования;

-За счёт сокращения налоговых льгот снизить ставку налога на прибыль для предприятий;

-Перенос налогового бремени со сферы производства в сферу обращения, как это практикуется в странах развитой рыночной экономики.

3. Третье направление налоговой политики проводится в сфере повышения собираемости налогов. Необходимо запланировать проведение следующих мер:

-Сокращения налоговых льгот, определения исчерпывающего перечня условий, при которых возможно их предоставление (к примеру, установить, что льготы предоставляются при условии полной уплаты налогов в предыдущем году);

-Усиление контроля и ответственности за неполное отражение в бухгалтерской отчётности операций по наличному денежному обращению;

-Выявление и ликвидация фирм – «однодневок», а также усиление ответственности за создание предпринимательских структур подобного типа [15, с.70].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоги – это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств. Через налоги правительство реализует экономическую и социальную внутреннюю и внешнюю политику. От размера налогового бремени, состава налогов и их соотношения зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Налоги влияют на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальных сфер.

Налоговая система, как экономическая категория включает в себя совокупность налогов, принципов и методов построения, а также способов их взимания.

Сущность налогов, как экономической категории, реализуется через их функции (распределительную, регулирующую, социальную и контрольную). Функции налогов объективны, как и сама эта категория.

Основными задачами налогов и налоговой политики сегодня являются: обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур, организация работы по распределению финансовых, в том числе, валютных ресурсов, проведение мероприятий по своевременному и полному поступлению всех доходов экономному и целевому расходованию средств.

В экономике государства должна быть обеспечена поддержка реального сектора как основы экономического развития страны и, в первую очередь, ее экспортного потенциала, максимальное обеспечение социальных прав граждан.

Как свидетельствует мировой опыт, путь к благосостоянию населения пролегает через умеренно жесткую налоговую политику правительства, которая проявляется, прежде всего, в планомерном снижении налоговой нагрузки, за счет увеличения их собираемости.

Действующая же в Беларуси система налогообложения обладает ярко выраженной фискальной функцией, роль регулирующей функции значительно принижена.

Для развития отечественной экономики необходимо проведение налоговой политики, способствующей созданию благоприятных условий для повышения эффективности производства.

Для этого необходимо достигнуть стабильности и определённости налоговой системы, сформировать фискальные стимулы развития экономики и инвестирования капитала в производство и новые технологии, и наконец разработать чёткие и работающие механизмы увеличения процента собираемости налогов.

Решение отмеченных проблем и задач станет возможным только в случае согласованной работы всех органов государственной власти и управления, более полного использования потенциала научных работников и практиков, как в центре, так и на местах. Это позволит выполнить бюджетные назначения, а значит, придать новый импульс поступательному развитию экономики республики в новое тысячелетие.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Закон Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2009 г.» от 28.06.2010 №140-3

2. Закон Республики Беларусь «О платежах за землю» от 31 января 2004 №39 (Национальный реестр правовых актов РБ - 17 февраля 2004 №8/10576)

3. Закон Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость» от 31 января 2004 №16 (Национальный реестр правовых актов РБ - 4 марта 2004 №8/10642)

4. Закон Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» от 15 февраля 2005 №27(Национальный реестр правовых актов РБ - 5 апреля 2002 №8/7956)

5. Закон Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль» от 22 декабря 1991 №1330-XII с изменениями 6.04.2005 № 8/12386 (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. –1992. -№4. -Ст.77)

6. Указ Президента «О ставках налогах за использование природных ресурсов» от 15.06.2005 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь –16.06.2005 № 1/6544)

7. Закон Республики Беларусь «О налоге на недвижимость» от 31 января 2004 №14 (Национальный реестр правовых актов РБ - 11 февраля 2004 №8/10551)

8. Постановление Верховного Совета Республики Беларусь «О временном порядке применения местных налогов и сборов в Республике Беларусь» от 29 июня 1993 №2455 (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. –1993. -№26. -Ст.333)

9. Декрет Президента Республики Беларусь «О мерах по упорядочению игорного бизнеса в Республике Беларусь» от 1 декабря 1998 №21 (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. –1998. -№34. -Ст.853)

10. Декрет Президента Республики Беларусь «Об установлении налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности» от 23 апреля 2000 №19 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –2000. -№33. –С.1/289)

11. Указ Президента Республики Беларусь «О введении оффшорного сбора» от 31 марта 2003 (Национальный реестр правовых актов - РБ 15 апреля 2003 №8/9400)

12. Информационное письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь «Об итогах работы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь за 9 месяцев 2005г.» №5-2-3/3244 от 24 октября 2005г.

13. Брызгалин А.В. Организационные принципы Российской налоговой системы // Финансы. –2003. -№3. -С.33

14. Гайдар Е. Тактика реформ и уровень государственной нагрузки наэконо­мику // Вопросы экономики. -2003. -№4. -С.15

15. Дадалко С.В. Налоги, как инструмент развития предпринимательства в Республике Беларусь. -Мн.: Армита-Маркетнг, Менеджмент, 1999. -92с.

16. Демчук Н. Достичь цели, реализовав принципы // Финансы, учёт, аудит. -№4. –С.24-26

17. Заяц Н.Е., Шунько И.С. Налоги: возникновение и генезис развития // Веснiк БДЭУ. -2003. -№2. -С.30-36

18. Кащин В.А. Налоговая система и оздоровление национальной экономики // Финансы. –2002. -№8. –С.23-26

19. Маньковский И.А. О необходимости и путях реформирования налоговой системы // Предпринимательство в Беларуси. -2003. -№3. -С.24-25

20. Налоговая реформа и направления налоговой политики // ЭКО. -2003. -№1. -С.160-161

21. Образкова Т.Б. Налоги и их реальное влияние на экономику // Белорусский экономический журнал. -2004. -№3. -С.28-35

22. Основы экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. В.Л.Клюни. —Мн.: Экоперспектива, 1996. -336с.

23. Попов Е.М., Чернюк Е.М. Налоговая система в Республике Беларусь: проблемы и пути ее совершенствования // Бухгалтерский учет и анализ. -1999. -№4. -С.30-33

24. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М.: Высшая школа, 1962. -870с.

25. Тележников В.И. Налогово-бюджетная система - основа управления хозяйствующими субъектами // Национальная экономическая газета. -2002. -№39. -С14

26. Ходикова Н.А. Совершенствование системы налогообложения в РБ // Бухгалтерский учёт и анализ. -2003. -№11. -С.21-23

27. Экономическая теория: Пособие для преподавателей, аспиран­тов и стажеров / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. — Мн.: Экоперспектива, 2001.— 637с.