Контрольная работа: Метод замены неизвестного при решении алгебраических уравнений
Название: Метод замены неизвестного при решении алгебраических уравнений Раздел: Рефераты по математике Тип: контрольная работа |
Введение Математическое образование, получаемое в общеобразовательной школе, является важнейшим компонентом общего образования и общей культуры современного человека. Практически все, что окружает современного человека – это всё так или иначе связано с математикой. А последние достижения в физике, технике и информационных технологиях не оставляют никакого сомнения, что и в будущем положение вещей останется прежним. Поэтому решение многих практических задач сводится к решению различных видов уравнений, которые необходимо научиться решать. В элементарной математике выделяют два вида уравнений:алгебраические и трансцендентные.К алгебраическим уравнениям относятся: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. дробные алгебраические уравнения, т.е. уравнения, содержащие многочлены и алгебраические дроби (дроби вида 11. иррациональные уравнения, т.е. уравнения, содержащие радикалы, под которыми располагаются многочлены и алгебраические дроби; 12. уравнения, содержащие модуль, под модулем которых содержатся многочлены и алгебраические дроби. Уравнения, содержащие трансцендентные функции, такие, как логарифмическая, показательная или тригонометрическая функция, называются трансцендентными. В нашей работе рассмотрим подробнее алгебраические уравнения. В учебной и методической литературе традиционно рассматриваются специальные приёмы решения уравнений. Между тем специфика решения уравнений каждого раздела – дело второстепенное. По существу, применяются четыре основных метода: • замена уравнения h (f(x))=h (g(x)) уравнением f(x)=g(x); • метод замены переменной; • метод разложения на множители; • функционально-графический метод и их различные модификации. Самый распространённый из них – метод замены переменной. Исходя из этого, мы формулируем цель своей работы: изучить возможности метода замены неизвестного при решении алгебраических уравнений и продемонстрировать их применение в стандартных и нестандартных ситуациях. Для того, чтобы достичь поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Раскрыть содержание основных понятий и утверждений, относящихся к теории решения уравнений: решение уравнения, равносильность и следствие, общие методы решения уравнений. 2. Выявить возможности применения метода замены неизвестного при решении алгебраических уравнений в стандартных и нестандартных ситуациях. 3. Осуществить типизацию приёмов введения новых неизвестных при решении алгебраических уравнений и выявить критерии их применимости 4. Составить комплект типовых задач, сводящихся к применению метода замены при решении уравнений, и продемонстрировать их решение. 1. Основные понятия и утверждения, относящиеся к теории решения уравнений В первой главе нашей работы раскроем содержание основных понятий и утверждений, относящихся к теории решения уравнений. С понятием «уравнение» на уроках математики мы знакомимся уже в начальной школе, а задача «решить уравнение», вероятно, наиболее часто встречающаяся задача. Тем не менее дать точное определение понятия «уравнение», точно определить, что значит «решить уравнение», не выходя далеко за рамки курса элементарной математики, мы не можем. Для этого необходимо привлекать весьма серьёзные логические и даже философские категории. Нам вполне достаточно знакомства с этими понятиями на уровне «здравого смысла». Рассмотрим два уравнения А и В с одним и тем же неизвестным. Мы будем говорить, что уравнение В является следствием уравнения А, если любой корень уравнения А является корнем уравнения В. Уравнения называются равносильными, если любой корень одного из них является корнем другого и наоборот. Таким образом, уравнения равносильны, если каждое из них является следствием другого. Из данных определений следует, например, что два уравнения, не имеющие решений, равносильны. Если А не имеет решений, то В является следствием А, каково бы ни было уравнение В. Определим понятие «решить уравнение». Решить уравнение – значит найти все такие значения входящих в него неизвестных, которые обращают уравнение в тождество. Эти значения называются корнями уравнения. Процесс решения уравнений заключается в основном в замене данного уравнения другим, ему равносильным. Как было ранее сказано, выделяют четыре наиболее общих метода, используемых при решении уравнений любых видов. Остановимся подробнее на каждом методе. Метод замены уравнения h (f(x))=h (g(x)) уравнением f(x)=g(x) можно применять только в том случае, когда Суть метода разложения на множители заключается в следующем: уравнение Решив уравнения этой совокупности, нужно взять те их корни, которые принадлежат области определения исходного уравнения, а остальные отбросить как посторонние.Идея графического метода решения уравнения Раскроем суть метода замены переменной: если уравнение где Умение удачно ввести новую переменную приходит с опытом. Удачный выбор новой переменной делает структуру уравнения более прозрачной. Новая переменная иногда очевидна, иногда несколько завуалирована, но «ощущается», а иногда «проявляется» лишь в процессе преобразований. Очевидность и «завуалированность» новой переменной мы рассмотрим на конкретных примерах во второй главе данной работы. 2. Возможности применения метода замены неизвестного при решении алгебраических уравнений В этой главе выявим возможности применения метода замены неизвестного при решении алгебраических уравнений в стандартных и нестандартных ситуациях. Сначала остановимся на случаях, где замена очевидна. Пример 1.
Решить иррациональное уравнение Замена: Обратная замена: Ответ: Пример2. Рассмотрим уравнение, содержащее знак модуля: Замена: Обратная замена: Ответ: Пример 3.
Решить уравнение: 7 Замена: Обратная замена:
Ответ: Пример 4.
Решим биквадратное уравнение:
Обратная замена: Ответ: Обращаем внимание на то, что биквадратное уравнение имеет четыре корня, если соответствующее ему квадратное имеет два положительных корня. Пример 5. Рассмотрим другое простейшее уравнение, сводящееся к квадратному: Попытка перемножить скобки в левой части исходного уравнения приведёт нас к уравнению четвёртой степени, решение которого приведёт к трудоёмким вычислениям. Обозначим через Раскрыв скобки, получим: Обратная замена:
Ответ: Мы продемонстрировали примеры, где замена очевидна. Однако во многих случаях удобная замена далеко не очевидна, и поэтому необходимо выполнить некоторые преобразования. Тем самым мы выявим возможность применения метода замены неизвестного в нестандартных ситуациях. Пример 1. Решить уравнение Решение.
Очевидно, что х=0 – не корень уравнения. Разделив числитель и знаменатель каждой дроби на х и, сделав замену Вернёмся к «старой» переменной: Ответ: Пример 2. Решить уравнение Решение. Выделим полный квадрат суммы: Сгруппируем первый, второй и четвёртый члены:
Введём замену Вернёмся к «старой» переменной: Ответ:
Решение. Положим,
Тогда исходное уравнение запишется так: Ответ: Пример 4. Решить уравнение
Решение. Введём замены:
Тогда исходное уравнение примет вид Попробуем составить ещё одно уравнение, зависящее от переменных
Ответ: Пример 5. Решить уравнение Решение. Заметим, что суммы чисел, стоящих во второй и четвёртой, в первой и третьей скобках, равны, т.е. -7+2=-1–4. Перемножив эти пары скобок, приходим к уравнению Введём замену: Возвращаемся к исходной переменной и решаем совокупность уравнений: Ответ: Пример 6. Решить уравнение Решение.
Заметим, что произведение чисел, стоящих в первой и третьей, во второй и четвёртой скобках, равны, т.е. Поскольку Введя замену:
Отсюда Первое уравнение совокупности имеет корни Ответ: Пример 7. Решить уравнение Решение. Вид уравнения совсем не подсказывает, что его можно свести к однородному. Преобразуем первый множитель, выделив из него выражение, равное второму множителю, т.е. Подставляя последнее выражение в исходное уравнение, запишем, что и далее: Введя замену: Разделив обе части уравнения Отсюда Ответ: Пример 8. Решить уравнение Решение.
Поскольку функция значит, Подставив замену в уравнение, получим: Вернёмся к «старой» переменной: Ответ: Пример 9. Решить уравнение
Решение.
Выделим наиболее часто повторяющееся выражение
Введём замену
При дальнейших упрощениях получим Применим основное свойство дроби к левой части уравнения, разделив на Введём вторую замену Возвращаясь к исходной переменной, придём к совокупности: Второе уравнение совокупности не имеет решений, а первое даёт два решения, которые и выносятся в ответ. Ответ: 3. Типизация приёмов введения новых неизвестных при решении алгебраических уравнений В третьей части курсовой работы осуществим типизацию приёмов введения новых неизвестных при решении алгебраических уравнений. Введение новых переменных может быть как явным, так и неявным. Классифицируем наши уравнения по способам неявной реализации метода замены переменной: Использование основного свойства дроби . Использование основного свойства дроби применяется в уравнениях следующего вида: где В таких уравнениях сначала проверяют, является ли Выделение квадрата. Выделение квадрата двучлена чаще всего встречается при решении уравнений, которые можно привести к такому виду, чтобы одна часть уравнения представляла собой сумму квадратов двучлена. Переход к системе уравнений . Этот приём целесообразен при решении уравнений вида где коэффициенты Раскрытие скобок парами . Такой методдаёт хороший эффект в уравнениях вида Где Раскрытие скобок парами и деление обеих частей уравнения . Раскрытие скобок парами и деление обеих частей уравненияцелесообразно применять в случаях, когда перед нами уравнение вида где Сведение к однородному уравнению. Преобразовав один из множителей и выделив из него выражение, равное второму множителю и подставляя полученное выражение в исходное уравнение, удаётся прийти к однородному уравнению второй степени, т.е. к уравнению вида где Тригонометрическая подстановка. Тригонометрическая подстановка используется в тех случаях, когда область определения исходного уравнения совпадает с областью значения тригонометрической функции или включается в эту область. 4. Комплект типовых задач, сводящихся к применению метода замены при решении уравнений Исходя из четвёртой задачи курсовой работы, составим комплект типовых задач, сводящихся к применению метода замены при решении уравнений. Пример 1
. Решение.
ОДЗ уравнения есть все действительные
Из решения этих уравнений промежутку Ответ: Пример 2
. Решение.
Если сделать замену
Ответ: Пример 3
. Решение. Видим, что к данному уравнению можно применить ранее указанный нами приём – «раскрытие скобок парами». Суммы чисел, стоящих в первой и четвёртой, во второй и третьей скобках, равны, т.е. 1+5=2+4. Перемножив эти пары скобок, приходим к уравнению: Введём замену: Возвращаемся к исходной переменной и решаем совокупность уравнений: В первом уравнении совокупности Перепишем второе уравнение: Ответ: Пример 4
. Решение.
Заметим, что произведение чисел, стоящих в первой и четвёртой, во второй и третьей скобках, равны, т.е. Так как Делая замену переменных Обратная замена: Решения первого уравнения этой совокупности есть
Второе уравнение этой совокупности решений не имеет. Ответ: Пример 5
. Решение.
Обозначим Сделаем обратную замену: Ответ: Пример 6. Прежде, чем решить заданное уравнение, продемонстрирую алгоритм решения возвратного уравнения: – разделить левую и правую части уравнения на – группировкой привести полученное уравнение к виду – ввести новую переменную – решить его относительно
Сгруппировав слагаемые, перепишем уравнение в виде или в виде Положив Следовательно, исходное уравнение равносильно совокупности уравнений Ответ: Пример 7. Решение.
Обозначим Таким образом, для Обозначим Таким образом, Ответ: Пример 8. Решение.
Можно в этом уравнении освободиться от знаменателя, проделать все необходимые преобразования и убедиться, что получившееся уравнение четвёртой степени является возвратным. Но лучше это сделать быстрее. Поделим числитель и знаменатель дроби, расположенной в левой части, на Положим Обратная замена:
Ответ: Пример 9.
Решение.
Так как Сделав замену неизвестной Вернёмся к исходной переменной: Ответ: Пример 10. Решение. Поскольку в левой части стоит сумма двух квадратов, естественно попытаться дополнить её до квадрата суммы или разности. Во втором случае получим Введём замену: Вернёмся к «старой» переменной: Ответ: Пример 11.
Решение.
Обозначим Обратная замена: Ответ: Пример 12.
Решение.
Так как Сделав замену переменных Решения этого уравнения есть Обратная замена: Ответ: Пример 13. Решение.
Обозначим Поскольку корни квадратного уравнения Следовательно, решения исходного уравнения таковы Ответ: Пример 14.
Решение
. Представляя это уравнение в виде Обратная замена: Ответ: Пример 15.
Решение.
Умножив обе части уравнения на 12 и обозначив
Замена: Обратная замена: Ответ: Пример 16. Решение.
Если раскрыть скобки и привести подобные, то получим уравнение пятой степени стандартного вида. Но если ввести новые переменные Однородные уравнения относительно Решим уравнение Ответ: Заключение В последнее время алгебраические уравнения выше второй степени являются частью выпускных экзаменов за курс средней школы, они встречаются на вступительных экзаменах в ВУЗы, а также являются неотъемлемой частью ЕГЭ. Основные методы решения таких уравнений были отмечены в нашей работе. Также было раскрыто содержание основных понятий и утверждений, относящихся к теории решения уравнений. Определив самый распространённый метод решения уравнений, выявили его применение в стандартных и не стандартных ситуациях. Исходя из третьей задачи курсовой работы, мы осуществили типизацию приёмов введения новых неизвестных при решении алгебраических уравнений. Выделили, что новая переменная может вводиться как явно, так и неявно. В данной работе был составлен и решён комплект типовых задач, сводящихся к применению метода замены при решении уравнений. Итак, нам удалось изучить возможности метода замены неизвестного при решении алгебраических уравнений и продемонстрировать их применение в стандартных и нестандартных ситуациях, т.е. цель курсовой работы достигнута. Список литературы 1. Черкасов, О.Ю. Математика для поступающих в вузы / О.Ю. Черкасов, А.Г. Якушев. – Оформление «Московский лицей», 1996. – 348 с. 2. Фирстова, Н.И. Метод замены переменной при решении алгебраических уравнений / Н.И. Фирстова // Математика в школе – 2002. – №5. – С. 68 – 71. 3. Олехник, С.Н. Нестандартные приёмы решения уравнений и неравенств: Справочник / С.Н. Олехник, М.К. Потапов, П.И. Пасиченко. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 144 с. 4. Шарыгин, И.Ф. Решение задач: Учебное пособие для 10 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф. Шарыгин. – М.: Просвещение, 1994. – 252 с. 5. Егерев, В.К. Сборник задач по математике для поступающих в втузы: Учеб.пособие / В.К. Егерев, Б.А. Кордемский, В.В. Зайцев и др.; под ред. М.И. Сканави. – М.: Высшая школа, 1993. – 528 с. 6. Мордкович, А.Г. Алгебра и начала анализа. 10–11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2005. 7. Гусев, В.А. Справочник по математике / В.А. Гусев, А.Г. Мордкович. – М.: Просвещение, 1995. – 448 с. 8. Литвиненко, В.Н. Практикум по решению математических задач: Алгебра. Тригонометрия. Учеб. пособие для студентов пед. инст-ов по матем-ой специальности / В.Н. Литвиненко, А.Г. Мордкович. – М.: Просвещение, 1984. – 288 с. 9. Виленкин, Н.Я. Алгебра: Учеб.пособие для уч-ся 9 кл. с углублен. изучением матем-ки / Н.Я. Виленкин, Г.С. Сурвилло, А.С. Симонов, А.И. Кудрявцев; под ред. Н.Я. Виленкина. – М.: Просвещение, 2001. – 384 с. 10.Выгодский, М.Я. Справочник по элементарной математике / М.Я. Выгодский. – М.: Наука, 1986. – 320 с. |