Реферат: Культура России 17 века
Название: Культура России 17 века Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат |
Оглавление Введение. 2 1. Школа , просвещение и научные знания. 4 2. Архитектура и живопись. Ошибка! Закладка не определена. 3. Музыка и театр. Ошибка! Закладка не определена. Заключение. Ошибка! Закладка не определена. Список использованной литературы.. Ошибка! Закладка не определена. Приложение 1«Дивная» Успенская церковь в Угличе………………Ошибка! Закладка не определена. Приложение 2 Царский дворец в селе Коломенское…………………24 Приложение 3 Насаждение древа государства Всероссийского……25 Введение Культура-это не только система ценностей (или совокупность достижений), но и динамичный процесс раскрытия и развития способностей личности в ее сознательной деятельности в определенном историческом контексте. Именно развитие человека, а также его отношение к самому себе и другим людям, к природе и ко всему окружающему миру можно считать общей мерой уровня культуры конкретной исторической эпохи. Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России. Целый комплекс противоречивых факторов определял условия развития русской культуры XVII в.: иностранная интервенция, крестьянские войны и городские восстания; образование всероссийского рынка, разрушавшего патриархальную изолированностей областей; формирование абсолютизма, завершившего централизацию государства; юридическое закрепощение крестьян и посадского люда (1649),осуществленное в интересах главной опоры абсолютизма – дворянства, никонианская реформа церкви и вызванное ею широкое движение (Раскол), наконец, значительное расширение связей с странами Западной Европы, - все это меняло образ жизни, традиционное общественное мировоззрение и вызывало весьма существенные перемены в историко-культурном процессе. В XVII в. завершалась история древнерусской культуры, пронизанной церковным мировоззрением, и зарождались элементы культуры нового времени, для которой характерен процесс всестороннего «обмирщения». В науке это проявилось в росте интереса к изучению и обобщению опыта с целью применения его в жизни; в литературе – в формировании демократического, светского направления; в архитектуре – в сближении облика культовых и гражданских построек; в живописи – в постепенном разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций. Цель работы: рассмотреть культуру России XVII века. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сегодня, когда наше общество впервые по-настоящему столкнулось с проблемой существования культуры в условиях рынка, необходимо оглянуться назад чтобы понять нашу отечественную культуру с ее более чем тысячелетней историей. 1.Школа , просвещение и научные знания. Усложнение городской жизни с ее ремеслом и торговлей, рост государственного аппарата, развитие связей с зарубежными странами предъявляли новые требования к образованию. Уровень грамотности в XVII веке значительно вырос и в различных слоях составил: среди помещиков – 65%,купечества – 96%,посадских людей – около 40%, крестьян – 15%,стрельцов,пушарей,казаков – 1%[1] . По-прежнему грамоте чаще всего обучали в семье, поэтому особенно популярными были пособия по домашнему воспитанию и обучению. Одним из основных методов педагогики, как и в 16 в., признавалось телесное наказание («розга», «сокрушение ребер», «жезл».) Весьма показательно сочинение по педагогике «Гражданство обычаев детских», представлявшее собой свод правил поведения детей и определявшее все внешние проявления их жизни: поведение в школе, за столом и при встрече с людьми; прическу, одежду, и даже выражение лица. Касался автор нравственного и эстетического воспитания. Основными учебными пособиями оставались книги религиозного содержания, но вышло в свет и несколько светских изданий: буквари, которые по содержанию были шире своего названия и включали статьи по вероучению, краткие словари, статьи педагогического содержания (Буквари Василия Бурцева,1633; Симеона Полоцкого, 1679 и Кариона Истомина, 1694); азбуковники – словари иностранных слов, дополненные сведениями о фонетике, правописании, падежах и склонениях. Кроме того, азбуковники знакомили с философскими понятиями ( существо, качество и т.п.), сообщали краткие сведения об античных философах и писателях, содержали пространные географические материалы и краткие сведения по отечественной истории. Это были, скорее, справочники-пособия энциклопедического характера, обеспечивающие уже в начальной школе знакомство с довольно широким кругом проблем. В XVII веке в Москве появились средние школы, где изучались иностранные языки и некоторые предметы, связанные с более широким характером образования ( 1621 г. – лютеранская школа в Немецкой слободе; 1640 – е гг. – частная школа боярина Ф. Ртищева для молодых дворян, где их учили греческому и латыни, риторике и философии; 1650 г. – школа в кремлевском Чудовом монастыре, открытая на средства патриаршего двора; 1664 г. – государственная школа для обучения подъячих Приказа тайных дел и др.). Наконец, в 1687 г. В Заиконоспасском монастыре в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия – для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Первыми учителями здесь стали братья Лихуды - греки, закончившие Падуанский университет в Италии. Любопытно, что социальный состав учеников академии был неоднородным, здесь учились представители всех сословий: от сыновей конюха и кабального человека до родственников патриарха и князей древнейших российских родов. Пестрым был и национальный состав. Кроме русских, были украинцы и белорусы, крещеные татары, молдаване, грузины, греки. Академия сыграла большую роль в развитии русского просвещения в конце XVII века и первой половине XVIII в. Таким образом, в XVII в. просвещение в России выросло вширь и вглубь, но оставалось духовным, средневековым по типу. В XVII в. научное знание сохраняло в России преимущественно практический, прикладной характер. Интенсификация торговли вызывала возрастание потребностей в прикладной математике, что привело к появление рукописных учебников типа «цифирной счетной мудрости» - пособия по арифметике, которое можно было использовать в качестве самоучителя; с первых печатных книг по математике, приближенных к торговой практике (пособие для облегчения расчета торговых сделок «Считание удобное, которым всякий человек, купающий или продающий зело удобно изыскати может число всякия вещи». В нем содержалось 50 страниц таблиц умножения, которые обеспечивали торговые расчеты на суммы до 10 тысяч рублей ). В торговой практике, в приказной системе и в быту использовался инструментальный счет, который отличался от вычислительных способов, употребляемых в Западной Европе. Для этого использовался «прибор» с костяшками или бусами, нанизанными на прутья, закрепленные в раме. Накопление геометрических знаний происходило при землемерных работах и в строительстве. Соответствующие практические знания передавались чаще в устной форме ( «Книга сошного письма» - о применении геометрии при измерении земельных площадей). Практические знания в области механики, накопленные ранее, широко использовались в XVII в., при строительных работах применяли разнообразные механизмы (водолейные колеса, вороты, блоки, полиспасты, винтовые деревянные домкраты и т.п.). Механические приспособления были распространены и на первых русских павильонных мануфактурах (мельничные водяные колеса приводили в движение молоты, сверлильные станки, циркулярную механическую пилу, подъемные механизмы и т.п.). Многие русские заводы того времени были оснащены передовой для своего времени техникой. В связи с этим появилась потребность в пособиях, обобщавших практический опят и содержавших теоретические сведения по физике, химии, механики, и другим наукам. Первой попыткой соединения теории и практики явился рукописный «Устав ратных, пушечных и других дел» (1620). В русской медицине XVII в. произошли значительные изменения. Продолжало развиваться народное целительство, народные врачеватели («лечцы»), обладая рациональными медицинскими навыками, передавали их по наследству. Широкой популярностью пользовались рукописные «Лечебники» и «Травники», обобщающие вековой опыт народной медицины. Одновременно в России закладывались основы государственной медицины: открывались первые аптеки, больницы. В 1682 г. Царь Федор Алексеевич предписал Аптекарскому приказу устроить две постоянные «шпитальни» - больницы для лечения на полном пансионе «бедных, ученых и старых людей…служилых чинов, которые тяжелыми ранами на государственных службах изувечены»[2] .В 1654 г. При Аптекарском приказе была открыта «Школа русских лекарей» со сроком обучения 5-7 лет. Для продолжения образования некоторых лекарей направляли в университеты Англии, Франции, Италии. По возвращению на родину, получившие ученую степень доктора занимались не только практической медициной, но и создавали первые научные труды по медицине (Степан Кириллов, Петр Постников и др.). Очевидный перелом наметился в гуманитарном знании. Накопление качественных перемен в исторической мысли заметно уже в историко-публицистических произведениях первых десятилетий XVII в., посвященных событиям «смутного времени». Авторы этих сочинений особое внимание уделяли характерам исторических деятелей и их роли в ходе событий. Так, князь И.М. Катырев-Ростовский в «Повести книги сея от прежних лет» (1626) впервые дал словесные портреты и и психологические характеристики правителей России конца 16-начала XVII в., существенно отличавшиеся от одноплановых, статичных описаний персонажей, свойственных исторической литературе раннего средневековья. Кроме того, авторы начала века уже ясно осознавали общественное значение исторического знания – служить поучениям потомкам. Не случайно келарь (монах-эконом) Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын свой фундаментальный труд о событиях «смутного времени» назвал « Историей в память предыдущим родам» (1620). В этом сочинении предпринята одна из первых в русской историографии попыток найти реальные причинно-следственные связи между событиями, хотя он и не избежал традиционных религиозно-провиденциалистских рассуждений о божьем наказании за грехи. XVII век был временем заката древней формы исторических произведений – летописей. Последним сочинением этого жанра относятся «Новый Летописец», содержавший официальное толкование событий Смуты; «Летопись о многих мятежах», освещавшая роль церкви в событиях последнего столетия; « Раскольничая летопись», ставшая идеологическим оружием в руках противников церковной реформы; Сибирские летописи («Есиповская», «Строгановская»), центральными героями которых являлись Ерамак и Строгановы. С возрастанием роли городов и казачества в социально-экономической и политической жизни страны в XVII в. расширился слой как создателей, так и потребителей исторических сочинений. С этим связано и появление первого печатного исторического труда «Синопсиса» в 1678 г. Его автор, киевский монах Иннокентий Дизель, излагал историю Руси с древнейших времен с упором на единство судеб России и Украины, что было как бы ответом на воссоединение Украины с Россией. «Синопсис» долгое время был единственным учебником русской истории. Переходным в развитии исторической мысли явился обширный труд Андрея Лызлова «Скифская история» (90-е гг XVII века), посвященные борьбе русского народа и его соседей против монголо-татар и турок. Сочинение демонстрирует отход от традиционных форм и попытку создания широких картин исторического прошлого. Перемены в состоянии исторической мысли отражали изменения в духовной культуре того времени, ее «обмищрение», усиление демократических элементов, зарождение рационализма. Но при этом зачатки научности уживались с теологическим представлением об истории. 2. Архитектура и живопись. В XVII веке общение с Западной Европой отразилось на жизни России. Влияние церкви на мировоззрение людей ослабевает. Формирование общерусских рыночных отношений отразилось на росте городов, их развитии за счет новых слобод. В середине столетия количество городов достигло 254[3] . Архитектуру в России XVII в. можно условно разделить на три этапа: 20-30-е гг. – период сложения нового стиля; 40-80-е гг. – период расцвета строительства, 90-е гг. – период обращения к новым идеям, формам, элементам. В конце XVII в. уже больше чувствуется светское начало. Разрабатываются новые типы гражданских общественных зданий. Однако традиции русского зодчества, сложившиеся в процессе его многовекового развития, не могли быть полностью прерваны. Сохраняется национальный колорит, тяга к архитектурным затеям и выдумкам, вызов строгости и порядку. Нигде в мире нет такого радостного и веселого религиозного сознания, такого необычного церковного искусства, как в Москве. В конце XVII в. заканчивается долгий этап древнерусской культуры. С начала нового века страна все активней будет принимать формы Запада. Но творческий подход к новому приведет к созданию уникальных сооружений и в камне, и в дереве. Хотя основным строительным материалом осталось дерево, но по сравнению с предыдущим временем значительно большее развитие получило каменное(кирпичное)строительство. Широко стали применяться новые виды К выдающимся произведениям деревянного зодчества относится В деревянном церковном зодчестве преобладали шатровые Несмотря на попытку патриарха Никона запретить Вместе с тем, под влиянием Никона в середине - второй Заказчиками церквей выступали не только "власть В конце XVII в. в храмовой архитектуре возникает новый Наряду с церковными в XVII в. строятся значительные В XVII в. получает дальнейшее развитие торговопромышленное В живописи в большей степени сохранились установившиеся Деятельностью живописцев руководила Оружейная палата Замечательным явлением в русском искусстве XVII в. стала Другим примером светского жанра, отразившим интерес к 3.Музыка и театр. До XVII века на Руси не было театра. На протяжении веков театр заменяли народные обряды - свадьбы, праздники, такие, как проводы масленицы, колядование с участием ряженых. На этих праздниках выступали скоморохи - плясуны, акробаты, музыканты, канатоходцы, кукольники и другие. Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром. Актеры этих народных театров (скоморохи - в Белоруссии, казыкчи и масхарабозы - у узбеков и таджиков, берики - у грузин) высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, цирковые номера. Исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию. По- настоящему театр появился в XVII веке - придворный и школьный театр. Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы "Артаксерксово действо" (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Царю так понравилось представление, что он смотрел его десять часов подряд. Ставились и другие пьесы на библейские сюжеты. Русская драматургия начала складываться еще в древний период русской культуры - в фольклоре и народных играх и обрядах, связанных с крестьянским трудом и бытом(хороводные игры, свадебные обряды). Заключение Изучив культуру России XVII века, можно сделать следующие выводы. Культурная жизнь XVII в., как, впрочем, и вся общественная Культура народа проникнута светлым чувством оптимизма, она жизнеутверждающая по своему духу. Беспредельная самоотверженная любовь к родной земле, высокое нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, справедливости над неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтичность, неистощимый юмор - все это характерно для произведений народного творчества феодальной эпохи. В той или иной степени, в разных формах эти замечательные качества народного творчества пробивали дорогу не только в литературе, но зодчестве, живописи. Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь сыграла определенную роль и в распространении грамотности, и в развитии зодчества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегала свои догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являясь тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства. И, тем не менее, русская культура развивалась не изолированно от мировой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее развитие. Культурные достижения семнадцатого века вошли в круг непреходящих художественных ценностей нашей страны, они - части нашего национального богатства, славы и величия нашего народа. Список использованной литературы 1.Балакина Т.И. История русской культуры/Т.И. Балакина – М.,1995. – С. 84 2. История русского искусства. Т.I. - М.: Изобразительное искусство,1991. – С.-231. 3. История русской культуры IX - XX вв./ под ред. Л. В. Кошмана. – М.: Дрофа, 2006. – С.-425. 4. Каверин, Б. И. Культурология/ Б. И. Каверин. – М.: Юнити, 2005. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – С. 197. 5.Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX - XVII веков. – М., 1984.-С.-98. 6.Пастухова З.И. Шедевры русского зодчества/З.И. Пастухова – Смоленск «РУСИЧ» – С.-39 7. Рапацкая Л.А. Художественная культура Древней Руси. – М., 1995.-С.-135. 8.Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры X – XVII вв/ А. М. Сахаров. – М.: Просвещение, 2007. – С.-234. Приложение 1 «Дивная» Успенская церковь в Угличе Приложение 2 Царский дворец в подмосковном селе Коломенское Приложение 3 Насаждение древа государства Всероссийского [1] Балакина Т.И. История русской культуры/Т.И. Балакина – М.,1995. – С. 84. [2] Там же С.88. [3] Пастухова З.И. Шедевры русского зодчества/З.И. Пастухова – Смоленск «РУСИЧ» – С.-39 [4] Каверин, Б. И. Культурология/ Б. И. Каверин. – М.: Юнити, 2005. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – С. 197. [5] История русского искусства. Т.I. - М.: Изобразительное искусство,1991. – С.231. [6] Под ред. Фроянова, И.Я. История от древнейших времен до начала XXв/ И.Я Фроянов. – СПб.: 1992.-С.74 |