Курсовая работа: Тестирование как форма контроля знаний по информатике и ИКТ в средней школе
Название: Тестирование как форма контроля знаний по информатике и ИКТ в средней школе Раздел: Рефераты по педагогике Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра прикладной математики и информатики Курсовая работа по теме: «Тестирование как форма контроля знаний по информатике и ИКТ в средней школе» Работу выполнила: студентка ФМФ, 5 курса, ПМиИ, группы «Б» Матвиенко О.А. Работу проверил: доцент кафедры ПМиИ, канд. технич. наук Шапошников А.В. Ставрополь, 2008 г. Содержание 1. Введение 3 2. Контроль знаний по информатике и ИКТ 4 a. Функции контроля 4 b. Принципы построения системы контроля 5 3. Тестирование как основная форма контроля 6 4. Рекомендации по организации итоговой аттестации в форме тестирования 7 5. Тесты для проверки знаний по базовому курсу информатики и ИКТ 10 6. Требования к материалам тестирования 45 7. Критерии оценки 46 8. Заключение 47 9. Список литературы 48 Введение Переход всего человечества от постиндустриального к информационному обществу ставит перед образовательной средой глобальную проблему - увеличение количества и повышение качества учебной информации при оставшемся прежнем учебном времени, за которое должна быть усвоена эта информация. Одним из путей, обеспечивающих разрешение этого противоречия, является применение тестирования, как части многих педагогических инноваций. Стало очевидным фактом то, что тесты позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков и представлений, выявить пробелы в подготовке. В сочетании с обучающими программами на персональных ЭВМ, тесты позволяют перейти к адаптивному обучению и контролю знаний - наиболее эффективным, но, однако наименее применяемым у нас формам организации учебного процесса. Анализ опыта тестирования в зарубежных странах показывает, что в последнем столетии тестирование приобрело широкий масштаб во многих странах мира. В развитых странах создаются национальные службы для контроля за результатами образования и мониторинга его качества. Страны ведут систематические научные исследования в области педагогических измерений. Цель курсовой работы: р азработка методического обеспечения для тестового контроля знаний при изучении информатики и ИКТ в средней школе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Исследовать вопрос контроля знаний по информатике и ИКТ в современных условиях обучения. 2. Исследовать вопрос тестирования знаний. 3. Разработать базу данных тестовых заданий. Контроль знаний по информатике и икт Контроль является одной из основных составляющих учебного процесса, и от его правильной организации на всех этапах обучения в конечном итоге зависит качество знаний учащихся. В свою очередь составляющими контроля являются: · проверка результатов обучения (правильно или неправильно) и их измерение (в соответствии с принятыми в выбранной системе индикаторами); · оценивание как процесс , во время которого производится наблюдение за действиями учащегося и сравнение с образцом (эталоном) или установленными показателями, и как результат — выставление оценки (отметки). Функции контроля Контроль выполняет три основные функции: · управляет процессом усвоения знаний. Контроль дает возможность увидеть ошибки, оценить результаты обучения, осуществить коррекцию знаний, умений и навыков; · воспитывает познавательную мотивацию и стимулирует творческую деятельность. Правильно организованная система контроля позволяет пробудить чувство ответственности за результаты обучения (получение более высокой оценки), способствует стремлению к целенаправленной работе по исправлению ошибок; · является средством обучения развития. Большая часть контролирующих мероприятий носит обучающий и развивающий характер, так как учитель объясняет каждому ребенку, в чем заключаются его ошибки, что нужно сделать, чтобы понять учебный материал, помогает найти правильный ответ. Кроме того, происходит развитие личностных качеств ребенка: доли, здорового честолюбий, стремления к успеху. Принципы построения системы контроля К системе контроля предъявляются определеннее требование и при ее построении следует придерживаться основных принципов. Объективность — является основным требованием и принципом для организации контроля. Она заключается в том, что система контроля должна быть дружественной по отношению к учащимся. Вопросы, задания задачи и проекты должны быть обоснованы, а критерия оценки адекватны требованиям к уровню подготовки и возрастным особенностям учащихся. Открытая технология — заключается в том, что оценивание учащихся осуществляется по единым критериям, которые должны быть обоснованы, известны заранее и понятны каждому учащемуся. Системность, которая в свою очередь рассматривается с пяти позиций: · контроль должен быть непрерывным и осуществляться с самого начала обучения до его завершения; · контроль должен быть естественной частью процесса обучения, · система контроля должна обладать преемственностью; · средства, методы, формы контроля, способы оценивания и интерпретации результатов должны подчиняться единой цели; · все обучаемые конкретного образовательного учреждения должны Тестирование как основная форма контроля На сегодняшний день существует множество форм контроля за качеством обучения и усвоения материала. Тестирование используется для оперативной проверки качества знаний учащихся свозможностью машинного ввода данных (ответов) и автоматизированной обработки результата с заранее заданными параметрами качества.При всех ограничениях и недостатках тестовая технология является быстрым и надежным способом проверки уровня и степени подготовки учащихся путем решения несложных заданий, выбора варианта ответа или добавления слов, формул, терминов и пр. Главное - тестовая технология позволяет собирать статистический материал, который может накапливаться и храниться в памяти компьютера. Технология оценивания — рейтинговая и (или) отметочная по организации — автоматический контроль, контроль учителя, самоконтроль. Преимуществом тестирования является возможность охвата материала по всем разделам информатики. Оценивание результатов носит более объективный характер и не зависит от профессиональных и личностный качеств учителя-методиста. В результате учащийся может продемонстрировать свои учебные достижения на более широком содержательном поле информатики. И все это на фоне сокращения временных затрат на проверку знаний. Тесты логичны и непротиворечивы, интерпретация их однозначна, организация тестирования регламентирована. Следует добавить, что в мировой практике тестирование достаточно широко распространено. Наряду с известными достоинствами у данного метода существуют и недостатки, которые, в основном, связаны с необходимостью подготовки тестов высокого качества. Вторая проблема касается сложности проверки аналитико-синтетических навыков учащихся. Для устранения этих и некоторых других недостатков необходимо разработать систему заданий, которая включит в себя как тесты с вариантами выбора, так и тесты открытого типа со свободным изложением ответа. Проверка таких тестовых заданий должна осуществляться по наличию ключевых слов в письменном ответе учащегося. Существует еще несколько типов заданий, которые также можно отнести к тестовым, например, в приведенном тексте выделить структуру, ключевые слова, ответить на вопросы. Рекомендации по организации итоговой аттестации в форме тестирования Аттестация в форме тестирования предполагает получение широкого диапазона результатов обучения. Такой тест можно считать суммирующим. Предлагаемая система тестирования сформирована с учетом важных критериев: широта охвата материала курса, сложность и представительность выборки. Как и любая другая форма аттестации, тестирование нацелено на определение степени достижения результатов обучения. В отличие от устной аттестации, суммирующий тест содержит разноплановые задания, которые обеспечивают более глубокую проверку индивидуальных достижений учащихся. Предлагаемая система тестирования предназначена для определения уровня обученности учащегося на основании некоторых критериев по оценке знаний, умений и навыков. Критерии выбраны, исходя из требований к уровню подготовки, зафиксированных в рамках базового минимума и на основании требований к индивидуальным результатам обучения курсу информатики, существующих в реальной практике. Тестовые материалы ориентированы, в основном, на проверку результативности, мягко лимитированы по времени. Результаты теста учащийся фиксирует на специальном бланке. Предлагаемая система контроля в тестовой форме содержит три группы заданий. Группа 1, Тесты с альтернативными ответами направлены на проверку знаний ключевых понятий информатики: · тест с альтернативными ответами имеет модульную структуру, вопросы тестов структурированы по разделам (содержательным линиям), определенным базовым минимумом содержания образования по информатике; · учащемуся предлагается проанализировать утверждение, которое может быть истинным или ложным и требует ответа “ да” (1) или “нет” (0); · вопросы каждого раздела курса распределены на две группы: основная и дополнительная; · в первой группе (основной) собраны ключевые понятия, являющиеся · а вторая группа (дополнительная) содержит утверждения, которые уточняют, дополняют основные понятия информатики, либо дублируют их, однако сформулированы вопросы в другом контексте (помечены в графе "Коэффициент" цифрой 1); Группа 2, Содержит тестовые задания, предназначенные для оценки глубины усвоения материала: · задания рассчитаны на проверку понимания материала; · при выполнении задания учащийся должен уметь анализировать, рассуждать раскрывать смысл терминов, понятий и пр. Группа 3 В этой категории содержится набор небольших пообъему практических заданий, при выполнении которым учащийся должен продемонстрировать практическое применение технологий. Практическое задание в тестовой форме отличается от любого другого практического задания: · учащемуся предлагается шаблон-заготовка; · пункты задания строго прописаны; · заранее определены критерии оценки, учащиеся ознакомлены с ними; · результат выполнения оценивается при сравнении с контрольным образцом. Такая форма аттестации имеет ряд преимуществ: · осуществляется проверка обученности на значительно большем материале курса информатики. · уменьшается продолжительность проверки какдля учащегося, так и для учителя (на каждую группу из 10—12 учащихся требуется 60 минут). Основное время учителя или методиста уходит на подготовку материалов для тестирования; · повышается мотивация по подготовке учащегося: осознание необходимости повторить большую часть материала, естественный интерес к тестированию, новизна формы организации, гуманизм в отношении экзаменуемого — учащийся получает некоторое право на ошибку; · объективность тестирования; Аттестация в форме тестирования является инструментом управления. При использовании тестовых технологий руководитель, не обязательно специалист в области информатики, в состоянии определить уровень подготовки учащихся, объективность его оценивания Тестирование позволяет организовать отслеживание (мониторинг) уровня и степени подготовки учащихся. Тесты обладают вариативностью благодаря модульной организации (допускают развитие безизменения структуры). При их подготовке могут уточняться отдельные вопросы и задания, возможно дополнение новыми разработками. Сами тесты могут быть разграничены по уровням сложности или изменены наборы тестовых заданий при формировании вариантов. Тесты для проверки знаний по базовому курсу информатики Предложенные примеры тесты разделены на 3 группы в соответствии с рекомендациями по организации итоговой аттестации этого вида. Тест для группы 1 Тест, относящийся к этой группе и требующий альтернативных ответов, разделен на 7 разделов, которые содержат вопросы по всему базовому курсуинформатики (табл. 1 – 7). Раздел 1. Информация иинформационные процессы Таблица 1. Тест по разделу "Информация и информационные процессы"
Раздел 2. Представление информации Таблица 2. Тест по разделу "Представление информации”
Раздел 3. Алгоритмизация и программирование
Таблица 3 . Тест по разделу "Алгоритмизация и программирование"
продолжение
продолжение
продолжение
Раздел 4. Формализации и моделирование Таблица 4. Тест по разделу Формализация и моделирование
Раздел 5. Компьютерные системы и сети Таблица 5. Тест по разделу "Компьютерные системы и сети
Раздел 6. Информационные и коммуникационные технологии Таблица 6. Тест по разделу "Информационные технологии
Продолжение
Продолжение
Продолжение
Раздел 7. Информационные и коммуникационные технологии и общество Таблица 7. Тест по разделу "Информационные и коммуникационные технологии и общество"
Тест для группы 2 Задания этой группы разбиты на шесть разделов, отражающих тематику всего базового курса информатики. Раздел 1. Обработка числовой информации Тестовое задание 1 1. Какой вид примет при копировании из ячейки С4 в ячейку С5 формула =A$1*B4: · =A$1*C4; · =B$1*B5; · =A$2*B5; · =A$1*B5 (правильный ответ). Тестовое задание 2. Какой вид примет при копировании из ячейки С4 в ячейку D4 формула =A4+$D$1: · =A4*$D$2; · =B$4*$D$1(правильный ответ); · =A4*$E$1; · =B4*$D$2. Тестовое задание 3. Чем является формула =Отчет!В5: · ссылкой с ячейки листа Отчет на ячейку В5 того же листа; · ссылкой на лист Отчет; · ссылкой с ячейки другого листа на ячейку В5 листа Отчет (правильный ответ); · формулой для вычисления факториала; · ошибочной. Тестовое задание 4. Отметьте данные, не принадлежащие к числовому типу: · время; · дата; · денежный; · финансовый; · числовой; · общий (правильный ответ); · дробный; · процентный. Раздел 2. Работа с файлами, каталогами (папками), дисками Тестовое задание 1. Что из перечисленного имеет высший уровень иерархии внешней памяти: · корневой каталог; · системные файлы; · каталоги; · диски (правильный ответ); · системные каталоги. Тестовое задание 2. Установите взаимно-однозначное соответствие (отметить “+” в соответствующих ячейках табл. 8). Таблица 8 . Типы файлов
Тестовое задание 3 Что из перечисленного однозначно указывает место расположения файла во внешней памяти: · тип файла; · характеристика файла; · путь файла (правильный ответ); · имя файла; · имя каталога или папки. Тестовое задание 4. Какие файлы могут находиться и одном каталоге (папке): · с одинаковыми характеристиками; · с одинаковыми именами, но разными расширениями (правильный ответ); · с одинаковыми именами, но разными датой и временем создания; · сразными именами, но обязательно с одинаковыми расширениями. Раздел 3. Обработка текстов Тестовое задание 1. Имеется фрагмент текста, набранный в тексготом редакторе. Необходимо после строки "А, может, все было наоборот" добавить фрагмент, который будет отличаться от исходного тем, что в нем заменены слово ужасная
на Погода была ужасная, Принцесса была прекрасная. Днем во втором часу Заблудилась принцесса в лесу. Смотрит — полянка прекрасная, А наполянке землянка ужасная. А в землянке людоед: Заходи-ка на обед. Вдруг людоеду стало худо. Умоли, — говорит, — отсюда. Слишком вид у тебя прекрасный, Аппетит у меня ужасный. А, может, все было наоборот… Составьте описание наиболее рациональной технологии, с помощью которой можно подготовить и добавить фрагмент. Правильный ответ: Определяется по наличию ключевых слов (фраз): копировать фрагмент, вставить в конец исходного текста, использование режимов поиска и замены. Тестовое задание 2. Дополните определения: Текстовый редактор — это__________________ программа, предназначенная для___________________________________________ . Текст— это последовательность_________________ ____________ алфавита. В состав символов ___________________________алфавита входят:___________________________________________________________. Основные возможности текстового редактора: ________________________________. Правильный ответ (поналичию ключевых слов). Текстовый редактор — это прикладная программа, предназначенная для подготовки (ввода) текста и оформления документа (текста). Текст — это последовательность символов компьютерного алфавита. В состав символовкомпьютерного алфавита входят: наборы букв латинского и русского алфавитов, цифры, знаки (математические, препинания, специальные). Тестовое задание 3 Дайте ответы на вопросы и выполните задания: Можно ли сформулировать общую технологию выполнения любых операций в текстовом редакторе? ДА/НЕТ: · обоснуйте ответ в случае, если вы ответили "НЕТ": ________________________________________________________ · коротко сформулируйте этапы технологии, если вы ответили "ДА": ________________________________________________________ Правильный ответ: Да, общая технология "выдели объект" и "выполни операцию". Тестовое задание 4. Дополните: Аппаратные средства для работы с текстом: ______________________________________ ______________________________________. Программные средства для работы с текстом: ______________________________________ ______________________________________. Общая технология работы с текстом: ______________________________________ ______________________________________. Правильный ответ: Аппаратные средства для работы с текстом, клавиатура, сканер, световой карандаш. Программные средства для работы с текстом: текстовый редактор, лингвистический корректор, словари, программы-лереводчики. Общая технология "выдели объект" и "выполни операцию". Раздел 4. Алгоритмизация и программирование Тестовое задание 1 Дан фрагмент программы на языке Pascal: … While X<>0do Begin C:=C+1/X; X:=X-1; End; 1. Какой вид оператора цикла используется в данном фрагменте: __________________________________________________. 2. Преобразуйте фрагмент программы в алгоритм, используя словесно- Правильный ответ: 1. Цикл с предусловием. 3. Примерное описание алгоритма: пока X не равно 0, выполнять С:=С+1/Х Х:=Х-1 Конец Тестовое задание 2 Дан фрагмент программы на языке Pascal: Repeat С:=С+1/Х; Х:=Х-1; UntilX=0; Какой вид оператора цикла используется в данном фрагменте: _________________________________________________. 1. Какие операторы в данном фрагменте составляют тело цикла: _________________________________________________. 2. Преобразуйте фрагмент программы валгоритм, используя графический способ представления. Правильный ответ: 1. Цикл с постусловием 2. C:=C+1/X;X.=X-1. 3. При оценке алгоритма в графическом виде обратить внимание на правильность логической организации цикла с постусловием. Тестовое задание 3. Установите взаимно-однозначное соответствие (в табл. 9 впишите в столбец "Место для ответа" буквы, соответствующие структуре на рис. 1): Табл. 9. Базовые структуры алгоритма
Тестовое задание 4. В задании приведены разные трактовки понятия "алгоритм", которые можно условно разделить на математическую и информационную. Алгоритм — это: · четкое предписание конкретному исполнителю выполнить последовательность шагов для решения вычислительной задачи; · строго детерминированная последовательность действий, описывающая процесс преобразований объекта из начального состояния в конечное, записанное с помощью понятных исполнителю команд; · организованная последовательность конечного числа точных и понятных действий, необходимых для решения задачи данного класса; · последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы задать вычислительный процесс в виде однозначно определенной цепочки операций на языке математических символов. 1. Отметьте формулировки, поддерживающие математическую трактовку алгоритма. 2. Найдите и подчеркните ключевые слова, которые характеризуют информационную трактовку алгоритма. 3. Найдите и выпишите ключевые слова, в которых выражено отличие двух трактовок алгоритма. Математическая _____________________________________________. Информационная __________________________________________________. Правильный ответ: 1 Формулировки 1 и 4. 2. Объект, начальное состояние, конечное (или конечное состояние), преобразование, действие. 3. Математическая: вычислительная задача, язык математических символов; информационная: объект, преобразование. Тестовое задание 5. 1. В табл. 10 приведена модель "черного ящика", на вход которого поступают слова,на выходе — числа. Составьте алгоритм обработки данных и представьте его в виде блок-схемы. Таблица 10. Модель "черного ящика".
2. Какие еще задачи можно решать с помощью данного алгоритма. Правильный ответ. 1. Алгоритм для определения количества символов в сообщении, включая пробел. 2. Подсчет любых символов, цифр, знаков. Тестовое задание 6. 1. В табл. 11 приведена модель "черного ящика", который обрабатывает числовые данные. Установите правило обработки, составьте алгоритм (или программу) и представьте его в графическом виде. Таблица 11. Модель "черного ящика "
2. Какие изменения надо сделать, чтобы этот алгоритм можно было использовать для решения задачи, где на выводе "черного ящика" вместо "Да" будет появляться "Нет". Правильный ответ: 1. Определяется знак числа. Если число больше 0, то появляется сообщение "Нет", если меньше 0 — сообщение "Да". 2. Изменить условие: если число больше 0, то сообщение "Да", если меньше 0 — сообщение "Нет". Раздел 5. Базы данных Тестовое задание 1- 1. Дополните основные определения: поле — это______________________________________________; запись —это______________________________________________; таблица — это____________________________________________; файл — это______________________________________________; база данных — это________________________________________; система управления базами данных — это_____________________. 2. Изобразите ввиде графической схемы данную систему определений. Правильный ответ: 2. При оценке ответа необходимо обратить внимание на иерархию понятий (поле, запись, таблица, файл). База данных включает все понятия, СУБД является надстройкой (окружением) базы данных со стрелками, обозначающими управление (манипуляцию данными). Тестовое задание 2. 1. Укажите правильное определение. Логическая организация баз данных — это: · совокупность носителей информации и способ представления данных на них; · способ объединения данных в записи (Правильный ответ). · совокупность данных, организованных по определенным правилам; · множество данных, организованных для быстрого и удобного поиска. 2. Установите взаимно-однозначное соответствие между системой и ее логической структурой (табл. 12). Таблица 12. Примеры баз данных
Тестовое задание 3. Отметьте термин, который необходимо вставить вместо (…),и дополните текст: · вопрос; · запрос; · шаблон;маска. Чтобы извлечь из базы данных необходимые сведения, пользователь должен сформулировать (…), в котором можно использовать такие операции как поиск, _____________________________________________. (…) — формализованное сообщение, в котором записано__________ поиска данных, а также указание, что делать с найденными данными. Правильный ответ: Вместо (...) необходимо вставитьзапрос. При дополнении вставить условие. Раздел 6. Технология мультимедиа и гипермедиа Тестовое задание 1. Дополните: примеры информационных объектов: текст, ____________________; связи между разнородными информационными объектами в электронном виде организуются с помощью___________________; информациооно-организационная модель сети Интернет представляет собой _______________________________________. Правильный ответ: дополнение 1 — графические, звуковые, видео, числовые объекты; дополнение 2 — вставка слова "гиперссылки"; дополнение 3 — совокупность документов (Web-страниц), связанных гиперссылками. 2. Ответьте на вопрос и обоснуйте его: какое понятие шире: "Мультимедиа ", "Гипермедиа", "Гипертекст" ______________________________________________________; обоснование ______________________________________________________. Правильный ответ: Гипермедиа, так как гипертекст относится только к тексту (рисунку). Мультимедиа — графика и анимация, гипермедиа— информационные объекты, выполненные в любых средах, и анимация, соединенные системой гиперссылoк в единую информационную сеть Тестовое задание2. 1. Представьте в виде графической схемы структуру электронного письма. 2. Дополните текст: электронная почта соединяет в себе возможности традиционных преимущества электронной почты перед традиционными средствами связи________________________________________. Правильный ответ: 1 Структура ЭП: адрес, [копия], тема, текст письма, подпись. 2 Дополнение: почтовая и телефонная [связь]; скорость доставки адресату, возможность пересылки мультимедийных объектов. Тестовое задание 3. Прочитайте текст: Понятие "Мультимедиа" относится к технологии, программам и аппаратному обеспечению. Под технологией мультимедиа понимается рассмотрение методов и приемов работы с текстами, числами, изображением,звуком, анимацией в рамках единого проекта. Мультимедийные программы позволяют обрабатывать разнородные информационные объекты и создавать целостный информационный продукт. В состав мультимедийного компьютера должны входить устройства для ввода, обработки и вывода мультимедийного информационного продукта. 2. Создайте гипертекстовую модель данного сообщения и представьте ее в виде графической схемы со связями. Указания к выполнению задания Обведите фрагменты текста и пронумеруйте их, чтобы номера затем использовать вкачестве обозначений гипертекстовых объектов на графической схеме.Стрелами установите связи между объектами. Тест для группы 3 Для этого вида тестирования можно использовать образцы из группы практических заданий для устного экзамена. Требования к материалам тестирования При подготовке материалов следует проанализировать тесты с альтернативными ответами (см. табл. 1-7), выбрать те вопросы, которые изучались в рамках реализуемой учебной программы и соответствуют общей концепции преподавания в образовательном учреждении. При отборе вопросов необходимо обратить внимание на те из них, которые отмечены коэффициентом 2, так как они являются наиболее важными (ключевыми). При составлении теста требуется, чтобы соотношение между количеством ответов ("да" и "нет") было примерно одинаковым. После этого нео6холимо подготовить 3—4 варианта тестов из 320 имеющихся и разбить вопросы тестов по вариантам Следует иметь ввиду, что каждый вариант теста может содержать: · 60—80 теоретических вопросов (тесты с альтернативными ответами по базовому курсу информатики) · 1—3 теоретико-практических задания (тестовые задания); · одно практическое задание дляконтроля умений и навыков. Таким образом, для подготовки материалов по итоговой аттестации в форме тестировании всего рекомендуется сформировать: · 4 комплекта тестов с альтернативными ответами (по 60—80 вопросов), · 12 тестовых заданий (по 3 задания на каждый вариант), · 12 практических заданий. При подготовке вариантов необходимо учитывать время тестирования 40 - 45 минут). В это время входит: · 2-3 минуты — организация; · 5 - 7 минут — инструктаж учащихся; · 15 минут — на тест с альтернативными ответами: · 5 - 8 минут — выполнение тестового задания; · 10 минут — выполнение практического задания. Критерии оценки При выставлении оценки можно руководствоваться следующими показателями: Тест с альтернативными ответами: · оценка “5” — 80% и более правильных ответов; · оценка “4” — от 71% до 79% правильных ответов; · оценка “3”— от 61% до 70% правильных ответов; · оценка “2” — ниже 60% правильных ответов при выполнении тестовых заданий учитываются: · объем задания; · правильность выполнения; при выполнении практического задания следует обращать внимание на: · объем задания; · правильность выполнения; · использование эффективных методов и приемов. Заключение Использование тестирования для контроля знаний интересно и актуально. Несмотря на ограничения тестовой технологии, есть основное достоинство, которое привлекает многих учителей и методистов — это оперативность получения обратной связи с обучаемыми, и возможность быстрого оценивания результатов. Что же касается ограничений, то любые средства для проверки уровня достижений имеют свои границы применимости. Основная задача учителя заключается в том, чтобы использовать разные методы контроля, в том числе и тесты. Разработка тестов далеко не простое дело, требует не только большого практического опыта, но и специальных знаний и навыков. Тесты отличаются от других инструментов контроля, во-первых, стандартизированной процедурой организации выполнения, во-вторых, однозначностью интерпретации ответов и, наконец, наличием заранее продуманной системы оценивания результатов. Тестовые задания должны быть краткими, лаконичными, не допускать двусмысленного толкования. Любой тест должен, как минимум, содержать инструкции по заполнению, само задание и ответы. Основными результатами работы являются: 1. Исследован вопрос использования тестирования как формы аттестации специалистов. 2. Разработана методическая программа тестирования знаний учащихся, которая может быть использована в средней школе для проведения текущего и итогового контроля знаний учащихся по информатике и ИКТ. Список литературы 1. Аванесов В.С. Современные методы обучения и контроля знаний. Владивосток: Дальрыбвтуз, 1999. - 125 с. 2. Кречетников К.Г., Черненко Н.Н. Системный дизайн при построении интерфейса компьютерных обучающих программ // Интернет-журнал "Эйдос". - 1999. - 2 марта. 3. Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. – Спб.: БХВ-Петербург, 2004. – 448. 4. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. - Донецк: Сталкер, 1998. - 396 с. 5. http://www.eidos.ru/journal/1999/0302-01.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru. |