Шпаргалка: Информационные системы в экономике 3
Название: Информационные системы в экономике 3 Раздел: Рефераты по информатике Тип: шпаргалка | ||||||||||||||||||||||
1. Понятие информ., свойства информ., экономическая информ., свойства экономической информ., классификация экономической информ Информ. – универсальный ресурс, потребляемый всеми сферами экономики и представляющий собой совокупность сведений, фактов, знаний об окружающих ее компонентах, объектах, субъектах, передаваемых прямо или косвенно от источника к потребителю, в результате чего смешивается или снижается неопределенность в сложившейся ситуации. Информ. должна рассматриваться в 3-х аспектах: 1) синтетический – связан только со способом передачи информ.; 2) семантический – отражает смысловое содержание информ.; 3) прагматический – отражает потребительский свойства информ. Свойства информ. 1. Практически неубывающая потенциальная эффективность информ., которая часто реализуется не сразу, а через некоторое время (открытия ученых); 2. Тиражируемость и многократность использования; это следствие первого свойства и приводит к относительной независимости информ. От ее создателя; 3. Неаддитивность, некоммуникативность, и неассоциативность; 4. Коммулятивность (накопительность) – это свойство, характеризующее экономическую информ., связано с одной из основной закономерностью экономики; 5. Зависимость фактической реализуемости и эффективности от степени использования информ.; 6. Абстрактный характер информ., т.е. информ. при передачи кодируется; 7. Потребление информ. требует определенных навыков и усилий; 8. Ценность информ. субъективна; 9. Производство информ. всегда должно быть адресным; 10. Парность философских категорий, материй, информ. Появление новой информ. ведет к созданию новых форм существования объектов и процессов. Экономическая информ. выступает одновременно как: - предмет (первично-необработанные данные), - средство (совокупность знаний, приемов, средств для переработки информ.), - результат труда (информ., которая обладает потребительскими свойствами) Экономическая информ. (ЭИ) – документированные сведения, отражающие состояние и ход экономических процессов. ЭИ может воплощаться в нескольких знаковых формах, объединенных на основе естественного языка в некий комплекс. Это информ. о процессах производства, потребления, накопления и потребления материальных благ и различных услуг. Свойства ЭИ 1) ценность и полезность ЭИ характеризуется стоимостью, трудоемкостью, доступностью, истинностью и релевантностью; 2) полнота ЭИ может быть: достаточной, недостаточной, избыточной; 3) независимость содержания от форм предоставления. Классификация ЭИ 1. По значению в процессе управления: - управляющая (состоит из доводимых до сведения исполнителей информ. в форме прямых приказов, плановых заданий; - осведомляющая (воплощена в отчетных показателях, выполняет в экономической системе функцию обратной связи: сведения о результатах выполнения решения и состояния управленческого объекта) 2. По содержанию: - по фазам и процессам производства – информ. о рынке – информ. о производстве - по отображенным структурным единицам – по отраслям – по экономическим районам – по отдельным предприятиям 3. По возможности использования ценности информ. для принятия решения: - полезная - ложная - избыточная 4. По степени обработки и месту в информ-ом процессе: - первичная - производная 5. По постоянности: - постоянная - условно-постоянная - переменная Недостатки ЭИ : - не все сведения несут информ-ую нагрузку; - многократное дублирование данных; - аналогичные данные не сопоставимы; - терминология ЭИ не унифицирована. 2. Ключевые понятия, определяющие структуру экономической информ. – реквизит, показатель и документ. Классификация документов Реквизит – минимальная единица информ., характеризующая качественную или количественную характеристику объекта. Эта информ. не поддается последующему делению, т.к. смысл ее изменяется. Показатель – предложение, имеющее законченный экономический смысл и содержащее число, т.е. состоящее из реквизитов-оснований (Р-О) и реквизитов-признаков (Р-П) . Показатель – наименьшая смысловая единица, способная быть самостоятельным предметом сообщения и образования документа. Документ – материальный носитель данных, имеющий юридическую силу, содержащий оформленные в определенном порядке сообщения, предназначенные для использования человеком. Это средство закрепления данных о фактах, явлениях и деятельности, служащие для передачи информ. во времени и на расстояние. Классификация документов 1. Документы, отражающие процессы функционирования подразделений предприятия по назначению: - конструкторско-технологические (чертежи) - плановые (бюджет доходов и расходов) - учетно-отчетные (кассовая книга) - нормативные - справочные (сроки использования материалов) 2. От способа получения : - первичные - производные 3. По количеству отражаемых операций - однострочные - многострочные 4. По способу охвата хоз. операций - разовые - накопительные 5. По степени автоматизации - заполняемые вручную - частично автоматизированные - электронные 3. Информационные технологии. Примеры использования информационных технологий в бизнесе Информационная технология – совокупность действий над предметом труда, в качестве которого выступает информ. в целях получения конечного результата. Информационные технологии в экономике – регламентированные и поддержанные аппаратные вычислительные компоненты, совокупность действий над экономической информ. в целях получения конечного результата. Основные цели использования информационных технологий в бизнесе 1. Для обработки, группировки, сортировки, агрегирования данных и вычислений; 2. Для удовлетворения информ-ых потребностей всех субъектов, имеющих дело с управлением процессов; 3. Для принятия решений и организации взаимодействия участников процесса и вычислительной техники; 4. Для консультации по знаниям, накопленных в базах знаний; 5. Для обеспечения оперативной связи и взаимодействия участников. 4. Информационные системы, экономические информационные системы. Классификация информационных систем Информационная система (ИС) – система сбора, хранения, накопления, поиска и передачи информ., применяемая в процессе управления или принятия решений. ИС включает: - информ. – справочный фонд, - язык обработки информ., - носители информ., - комплекс моделей. Автоматизированная ИС – совокупность информ., экономико-математических методов и моделей, аппаратных, программных, организационных, технологических средств и специалистов. Автоматизир. ИС предназначена для эффективной эксплуатации экономической ИС. Экономическая информ. система (ЭИС) – комплексы функционирования, которые отражают состояние экономических объектов в процессе их развития. Классификация ИС 1. По назначению : - система информационного обеспечения (1С), - справочно-информ.-ая система, которая имеет самостоятельное целевое назначение (гарант). 2. По количеству пользователей и территориальному признаку: - однопользовательские (excel), - многопользовательские низкого уровня (access), - ИС уровня предприятия, - распределенные, - очень большие, - сверх большие. 3 . По функциям управления : - плановые, - бухгалтерские программы. 4. По отраслям : - ИС для машиностроения и т.д. 5. По видам обрабатываемой информ.: Виды информ.: – текстовая, – графическая, – мультимедийная, – числовая, – модели реального мира. 6. По оперативности обработки информ.: - система реального времени, - система пакетной обработки. 7. По поддержке видов деятельности : - система автоматизированного проектирования, - автоматизированные ИС, - автоматизированные системы управления технологическими процессами. 5. Структура экономических информационных систем Экономическая информационная система
планирование техническое обеспечение учет лингвистическое обеспечение анализ математическое обеспечение мотивация 6. Обеспечивающие подсистемы эконом-их информ-ых систем (ЭИС) Информ-ая система – система сбора, хранения, накопления, поиска и передачи инф-ии, применяемая в процессе управления или принятия решений. ЭИС – комплексы, функционирование которых отражает состояние эконом-их объектов и их развитие. Структура ЭИС состоит из функцион-ой и обеспечив-ей подсистем. Функц-ая подсистема содержит планир-ие, учет, контроль, регулир-ие и мотивации. Обеспеч-ая подситема содержит технич-ое, лингвист-ое, матем-ое, правов-ое, организ-ое и др. виды обеспечения. Обеспечение любой ИС – совок-ть методов, средств и мероприятий, направленных на автомат-ую обработку данных с помощью вычислит-ой техники. · Лингвистич-ое обеспечение вкл-ет в себя: – языки, кот-ые работают в данной системе для описания док-ов, показ-ей, реквизитов и пр., – языки управления и манипулирование данными, – языковые сред-ва поисковых систем, – языковые сред-ва проектирования инф-ых систем, – спец-ые диалоговые языки. При проект-нии лингвистич-ого обесп-ия важно сразу создать термины и определения. · Математ-ое обеспечение – совок-ть средств и методов, позволяющих строить мат. Модели задач управления и алгоритм их решения (напр. СМО, многокритериальная оптимизация и др.) · Правовое обеспечение – совок-ть норм, выраженных в официальных нормативных докум-ах, устанвлив-их правовой статус ЭИС. Виды : – общее прав-ое обеспеч-ие (госуд-ое, др.), – локальное прав-ое обеспеч-ие (внутри педпр-ия). Например : – идентификац-ая система (ограничение доступа: эл. ключи, коды), – поддержка типовых форм док-ов, – охрана програм-ого обеспеч-ия. · Организац-ое обесп-ие – внутрен-яя орган-ия ИС, обеспеч-ая управл-ие всеми подсистемами ЭИС как единой системы. Функции организ-ого обеспеч-ия : – сбор первичной инф-ии об объектах и окруж-ей среде, – передача инф-ии и ее распред-ие, – хранение и поддержка в рабочем состоянии инф-ии, – обработка и предоставление инф-ии. Функц-ии отдела информац-ых технологий: 1. Обеспечение безопасности, целостности и конфиденц-ти данных. 2 . Администрирование, составление планов обслуживания и развития ИС. · Техническое обес-ие – комплекс техн-их сред-в, обеспеч-их функцион-ие ИС. В ее состав входит обслуж-щий персонал, техн-ая докум-ия, метод. матер-лы. Состав комплекса техн-их средств, обесп-его поддержку ИС: – комп-ры и периферийные устройства, – носители инф-ии, – сред-ва сбора и регистр-ии первичной инф-ии, – сред-ва передачи инф-ии, – сред-ва орг. техники и вспомогат-ого оборуд-ия. · Информационное обеспеч-ие сост-ет методы и сред-ва преобразов-ия внешнего представления данных в машинные, описание хранимой и обрабат-ой инф-ии и послед-его преобразования данных из машинного представления во внешнее. Машинное информ-ое обесп-ие: базы данных, базы знаний, системы управления этими базами. Внемашинное информ-ое обесп-ие : 1. Методики и инструкции, описывающие принципы работы в ИС, 2. Системы классиф-ии и кодирования, 3. Системы унификации и стандартизации док-ов. · Программное обесп-ие – совок-ть программ системы и док-ов, необх-ых для экспл-ции этих программ. Общесистемное программное обесп-ие: операц-ые и обслуж-ие системы, системы программ-ия, сред-ва контроля и динамики. 7. Функциональные подсистемы экономических информ-ых систем (ЭИС) Информ-ая система – система сбора, хранения, накопления, поиска и передачи инф-ии, применяемая в процессе управления или принятия решений. ЭИС – комплексы, функционирование которых отражает состояние эконом-их объектов и их развитие. Структура ЭИС состоит из функцион-ой и обеспечив-ей подсистем. Функц-ая подсистема содержит планир-ие, учет, контроль, регулир-ие и мотивации. Обеспеч-ая подситема содержит технич-ое, лингвист-ое, матем-ое, правов-ое, организ-ое и др. виды обеспечения. Функциональная подсистема (ФП) – комплекс организационно-эконом-их задач управления с высокой степенью инф.-технологич-их связей. Задача – некий процесс работы с инф-ей с четко опр-ым множ-ом входной и выходной инф-ии (напр. учет сдельной з/пл). Основные задачи ФП: · Технич-ая подготовка произ-ва · Оперативное произ-ое планирован-ие · Фин.-бухгал-ая деят-ть · Управление матер-но-технич-им снабжением · Управление кадрами · Бюджетирование · Управления отнош-ями с клиентами Предметно-ориентированные ЭИС 1. Автоматизированные банковские системы Основные функции АБС: 1. Автоматизация ежедневных банк-их операций, ведение бух. учета и составление сводных отчетов 2. Система коммуникаций с филиалами и иногородними отделениями 3. Аналитические системы, предназначенные для анализа деяти-ти банка и выбора оптимального в данной ситуации решения 4. Автоматизация различных операций (кред. карточки, банкоматы) 5. Системы межбанковских расчетов 6. Системы автоматизации работы на РЦБ Информационно-справочная поддержка 2. Бухгал-ие и финансово-аналитические ИС Бухг-ие программы включают: 1. Недорогие тиражные бух-ие прог., ориентир-ые на малый и средн. бизнес. 2. Тиражные бухгал-ие управлен-ие системы, ориентиров-ые на средние и частично крупные предпр-ия (Парус, Интеллект-Сервис, 1С, Экософт). 3. Дорогие малотиражные комплексные управл-ие системы (Галактика, Парус, IT, SAPAG). Финансово-аналитич-ие ИС. Best – pro предназначен для управления хоз. деят-тью торговых и произ-ых предпр-ий, дополнен модулями учета производств. В est – plan педназ-н для автоматиз-ого производ-ого и финан-ого планирования. Best – F предназ-н для анализа фин-ого и имущ-ого положения предпр-ия: Анализ закупок, фин. устойчивости, факт-ой прибыли, платежеспос-ти, продаж, вероятности банкротства. Программа прод. оценки инвест-ых проектов Comfar основан на методике Юнидо, яв-ся универс-ым инструм-ом для оценки всех этапов инвест-ого проекта. Projekt - expert сод-ит блок оценки риска и анализа чувств-ти. Questionari & Risk направлен на качест-ый аспект анализа. Контролинг – сов-ть методов оперативного и стратег-ого мен-та, включ-его учет, планиров-ие, анализ и контроль управлен-ой деят-ти. 3. Маркетинговые ИС МИС – совок-ть процедур и методов, разрабат-ых для сбора, анализа, обработки, распред-ия и испол-ия инф-ии с целью принятия эффект-ых решений, опережающих конкурентов. Функции МИС : – координация плана маректинга – миним-ция рисков – анализ сбыта – хранение данных о риске и о его потенциале – изучение тенденций деловой активности – изучение товаров конкурентов – анализ ценовой политики конкурентов 4. Справочно-правовые ИС 5. ИС в пенсионно-страховом обеспечении 6. ИС в налоговых органах 7. ИС в кадровом менеджменте 8. ИС фондового рынка. 8. Автоматизированные банковские системы (АБС) Информ-ая система – система сбора, хранения, накопления, поиска и передачи инф-ии, применяемая в процессе управления или принятия решений. ЭИС – комплексы, функционирование которых отражает состояние эконом-их объектов и их развитие. Структура ЭИС состоит из функцион-ой и обеспечив-ей подсистем. Функц-ая подсистема содержит планир-ие, учет, контроль, регулир-ие и мотивации. Обеспеч-ая подситема содержит технич-ое, лингвист-ое, матем-ое, правов-ое, организ-ое и др. виды обеспечения. Функциональная подсистема (ФП) – комплекс организационно-эконом-их задач управления с высокой степенью инф.-технологич-их связей. I поколение . Сред-ва автоматизированных операций (FoxBase). II поколение . Автоматизирование отдельных локальных задач (FoxBase). III поколение . Интегрированная транс-акцион-ая среда функц-ия различных модулей АБС (Batrieve). IV поколение . Функции АБС в рамках клиенто-сервисной архитектуры (Oracle, Intermix). V поколение . Объектно-ориентированная реализ-ция АБС (Oracle). Функциональная схема типовой АБС. АБС включает следующие модули: – план счетов – журналы операций – балансы – курсы валют – система Swift (форма передачи данных между отдельными банками) – филиалы – платежи банка и клиента – диллинг – Интернет – банкинг – клиент – банк. Основные функции АБС: 7. Автоматизация ежедневных банк-их операций, ведение бух. учета и составление сводных отчетов 8. Система коммуникаций с филиалами и иногородними отделениями 9. Аналитические системы, предназначенные для анализа деяти-ти банка и выбора оптимального в данной ситуации решения 10. Автоматизация различных операций (кред. карточки, банкоматы) 11. Системы межбанковских расчетов 12. Системы автоматизации работы на РЦБ 13. Информационно-справочная поддержка Критерий выбора АБС кред-ых организаций: – стоимость системы – возможность масштабировать – использование сущест-их ресурсов – наличие системы защиты инф-ии * сред-ва физ-ого ограничения доступа к комп-ру * защита данных при передачи данных по канальной связи * сред-ва обнаружения несанкц-ых попыток доступа к ресурсам системы – надежность системы, обеспечение ее нормальной работы – наличие средств восстановления данных при сбое – возм-ть адаптации к изменениям фин-ого закон-ва – возможность работы в режиме реального времени – наличие доп-ых фин-ых возмож-тей. Основные действующие АБС
C истема банк–клиент: Банк предоставляет пользователю интерфейс, сеть, наполнение решений. Банк отдает интерфейс и сеть провайдеру услуг, а сам отвечает только за наполнение системы. Услуги предост-ся с помощью интенет. Преимущества: – работа с клиентами круглосуточная, – банк сокращает расходы на содержание своих отделений, – сокращение эксплуатационных расходов для своих клиентов, – появление у клиента надежной системы автоматиз-ого документооборота. 9. Бухгалтерские и финансово-аналитические информ-ые системы (ИС) Информ-ая система – система сбора, хранения, накопления, поиска и передачи инф-ии, применяемая в процессе управления или принятия решений. ЭИС – комплексы, функционирование которых отражает состояние эконом-их объектов и их развитие. Структура ЭИС состоит из функцион-ой и обеспечив-ей подсистем. Функц-ая подсистема содержит планир-ие, учет, контроль, регулир-ие и мотивации. Обеспеч-ая подситема содержит технич-ое, лингвист-ое, матем-ое, правов-ое, организ-ое и др. виды обеспечения. Функциональная подсистема (ФП) – комплекс организационно-эконом-их задач управления с высокой степенью инф.-технологич-их связей. Бухг-ие программы включают: 4. Недорогие тиражные бух-ие прог., ориентир-ые на малый и средн. бизнес.
5. Тиражные бухгал-ие управлен-ие системы, ориентиров-ые на средние и частично крупные предпр-ия (Парус, Интеллект-Сервис, 1С, Экософт). 6. Дорогие малотиражные комплексные управл-ие системы (Галактика, Парус, IT, SAPAG)/ Классификация: · Мини – бухгалтерия (2–3 чел.) · Интегрир-ые бух. системы дают пользователю возможность ведения учета по всем участкам бух. учета. · Бухг-ий конструктор отличается наличием развитого языка макропрогр. И средств настройки, что позволяет адаптировать их к особенностям учета на любом предпр-ии. · Бухг. Комплекс – система из отдельных взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест. · Бухгалтерия – офис отчается тем, что помимо учетных фун-ий решает аналит-ие задачи (оптимизация сбыта продукции, закупки сырья и т.д.). · Система учета международного уровня позволяет орган-ть учет и провести анализ в соответ-вии с муждунар-ыми стандартами учета. · Международные системы харак-ся многоязычностью, модульность – наращивание функц-ых возможностей посредством модулей. Финансово-аналитич-ие ИС
Структура программы Best - Office Операционный учет Бух. Учет - учет финансов Главная книга - учет продаж Учет имущества - учет закупок зар. плата - учет запасов налоги Best – pro предназначен для управления хоз. деят-тью торговых и произ-ых предпр-ий, дополнен модулями учета производств. В est – plan педназ-н для автоматиз-ого производ-ого и финан-ого планирования. Best – F предназ-н для анализа фин-ого и имущ-ого положения предпр-ия: Анализ закупок, фин. устойчивости, факт-ой прибыли, платежеспос-ти, продаж, вероятности банкротства. Программа прод. оценки инвест-ых проектов Comfar основан на методике Юнидо, яв-ся универс-ым инструм-ом для оценки всех этапов инвест-ого проекта. Projekt - expert сод-ит блок оценки риска и анализа чувств-ти. Questionari & Risk направлен на качест-ый аспект анализа. Контролинг – сов-ть методов оперативного и стратег-ого мен-та, включ-его учет, планиров-ие, анализ и контроль управлен-ой деят-ти. 10. Маркетинговые информационные системы (МИС) Информ-ая система – система сбора, хранения, накопления, поиска и передачи инф-ии, применяемая в процессе управления или принятия решений. ЭИС – комплексы, функционирование которых отражает состояние эконом-их объектов и их развитие. Структура ЭИС состоит из функцион-ой и обеспечив-ей подсистем. Функц-ая подсистема содержит планир-ие, учет, контроль, регулир-ие и мотивации. Обеспеч-ая подситема содержит технич-ое, лингвист-ое, матем-ое, правов-ое, организ-ое и др. виды обеспечения. Функциональная подсистема (ФП) – комплекс организационно-эконом-их задач управления с высокой степенью инф.-технологич-их связей. МИС – совок-ть процедур и методов, разрабат-ых для сбора, анализа, обработки, распред-ия и испол-ия инф-ии с целью принятия эффект-ых решений, опережающих конкурентов.
Функции МИС : – координация плана маректинга – миним-ция рисков – анализ сбыта – хранение данных о риске и о его потенциале – изучение тенденций деловой активности – изучение товаров конкурентов – анализ ценовой политики конкурентов Гермес интегрирует работу отдела сбыта и маркетинга, позволяет накапливать коммер-ую информацию, вести базу данных контрагентов, проводить почтовую и e-mail рассылку. МИС вкл-ет в себя поддержку отношений с клиентами CRM (сис-ма отношений с покупателями), Marketing - geo (отражение всех покупателей). БИГ Мастер-маркетинг поддерживает накопление необх-ых данных для аналит-ой обработки с целью принятия обоснованных управлен-их решений, поддерж-ет формир-ие стандартного набора орган-ых док-ов, регламентир-их деят-ть компании в области маркетинга. Маркетинг-эксперт под-ет применение общепринятых аналит-их методик. 11. Справочно-правовые ИС (СПС) СПС – это электронная база данных нормативных правовых документов и материалов фед. и регионального уровня, которые регулярно обновляются. Документы в СПС должны быть юридически корректными и специальным образом структурированы. СПС могут содержать и ненормативные документы: комментарии, электронные книги, печатные СМИ. Обязательным атрибутом СПС является СИСТЕМА ПОИСКА. Примеры СПС: 1) «Консультант +», разработчик Консультант +. Существует с 1992 года. Единственная СПС официально рекомендованная Microsoft. Объем базы данных 2 Гбайт (50 тыс. документов). 2) «Гарант», разработчик Гарантсервис. Чаще обновляется так как является официальным партнером Госдумы. 3) «Кодекс», разработчика ИПК Кодекс |