Курсовая работа: Экономическая эффективность мероприятий по снижению числа ДТП
Название: Экономическая эффективность мероприятий по снижению числа ДТП Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию Иркутский государственный технический университет Кафедра менеджмента на автомобильном транспорте Курсовая работа по дисциплине: Экономика дорожного движения Выполнил: студент гр. ОБД-06-1 Прокопьева А.Г. Проверил: Фадеев Д.С. Иркутск – 2010 Содержание Введение 1. Характеристика объекта инвестиций 2. Инвестиционная характеристика проектных мероприятий 3. Ресурсообеспечение и финансовые результатыпроекта 4. Социально-экологическая оценка инвестиций 5. Оценка общественной эффективности организации дорожного движения Заключение Введение Расчеты экономической эффективности мероприятий оцениваются знаниями теоретических основ экономики дорожного движения и методикой определения общественной эффективности мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Практика оценки мероприятий основывается на соотношении выгод от реализации мероприятий и затрат на осуществление этих мероприятий. Экономическая оценка ущерба от ДТП необходима для принятия управленческих решений в сфере безопасности дорожного движения. Знание размеров ущерба дает возможность объективно оценивать масштабы и значимость проблемы дорожно-транспортной аварийности, определять объемы финансовых, материальных ресурсов, которые необходимо и целесообразно направлять на ее решение. Основными видами дорожно-транспортных происшествий в России являются: наезд на пешехода, препятствие и на стоящее транспортное средство, столкновение и опрокидывание автомобиля. Примером расчетов экономической эффективности мероприятий по снижению числа ДТП был выбран перекресток на пересечении улиц Академическая – проезд со Старокузьмихинской. В базовом варианте перекресток является нерегулируемым, но в связи с большой интенсивностью движения на перекрестке образуются задержки ТС, уменьшается пропускная способность, а также увеличивается количество ДТП, в том числе с участием пешеходов. В проектируемом варианте предусматривается установка транспортного и пешеходного светофоров. Данное мероприятие обеспечит безопасность движения пешеходов, а также улучшат регулирование данного пересечения. 2. 1. Характеристика объекта инвестиций В разделе «Характеристика объекта инвестиций» на основе расчетов, выполненных в проектной части дипломного проекта, необходимо выполнить следующее: сформулировать мероприятия по техническому, технологическому или организационному изменению существующей системы дорожного движения с использованием инвестиций; описать все основные преимущества и недостатки внедряемого новшества; транспортный пешеходный светофор инвестиционный показать, какая организация движения (ситуация, участок улично-дорожной сети, технические средства регулирования, режим их работы и д.р.) в данном проекте принимается за базовый вариант, и какая организация движения принимается за проектируемый вариант; на основе исходных данных проектной части дипломного проекта рассчитать и оформить в виде таблицы технико-экономические показатели объекта инвестиций за год для существующего (базового) и проектируемого варианта. В качестве условного примера рекомендуется рассмотреть таблицу 1. Таблица 1 Технико-экономические показатели организации дорожного движения
Рис. 1. Базовый вариант перекрестка Таблица 2. Проектирование перекрестка
Рис. 2. Проектируемый вариант перекрестка 3. Инвестиционная характеристика проектных мероприятий В разделе «Инвестиционная характеристика проектных мероприятий» необходимо выполнить следующее: определить продолжительность расчетного периода (проект предусматривает разовое вложение денежных средств в начале проекта и отдачу от инвестиций сразу же после внедрения проекта); определить сумму инвестиций или величину дополнительных капитальных вложений, источники и условия их финансирования; рассчитать прирост эксплуатационных затрат и результатов производства (доходов) в каждый год расчетного периода; Капитальные вложения (инвестиции) I в мероприятия по совершенствованию организации движения на участке УДС в общем виде рассчитываются следующим образом: где – удельные капитальные вложения в улучшение параметров проезжей части, руб/кв.м; S – площадь строительства (реконструкции) проезжей части, кв.м; k1 – коэффициент, учитывающий демонтаж и реконструкцию существующего дорожного покрытия, k1 =1,5; – удельные капитальные вложения в строительство светофорного объекта, руб.; n – количество светофоров, ед; k2 – коэффициент увеличения затрат на дополнительные светофорные секции, k2= 1,1 ; – стоимость установки 1 дорожного знака на растяжке и стойке соответственно, руб; m, р – количество знаков на растяжке и стойке, ед; – затраты на установку режимов светофорного регулирования, руб; – удельные капитальные вложения на нанесение дорожной разметки, руб/кв.м; – общая площадь разметки, кв.м. I = 4000*(3, 75*100)*1, 5 + [12950*6 + 7500*6 + 42030 + 6200 + 27880 + 2500 + 6640+12000*6+7000*6] + 6300*12+ 84*240+11000=2678710 I = 2678710 4. Ресурсообеспечение и финансовые результаты реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения · производит расчёт потребности за год во всех видах ресурсов, необходимых для соответствующих систем дорожного движения; · делает полный и подробный расчет всех эксплуатационных расходов; · определяет финансовые результаты проекта. Мероприятия по повышению эффективности и безопасности дорожного движения, внося конкретные изменения либо в состояние и протяжённость улично-дорожной сети, либо в условия движения транспортных средств, пассажиров и пешеходов на уже имеющейся сети, требуют как капитальных вложений (инвестиций), так и ежегодных эксплуатационных расходов на реализацию мероприятия. Текущие производственные затраты, как правило, определяют в расчёте на 1 год эксплуатации новшества. В зависимости от того, к какой группе относится внедряемое мероприятие, студенту необходимо рассчитать текущие эксплуатационные расходы либо как затраты, связанные с использованием новых технических средств регулирования дорожного движения, либо как затраты, связанные с эксплуатацией дорожных объектов и инженерных сооружений. Следует иметь в виду, что если при внедрении оборудования и технических средств регулирования ДД выполняются строительно-монтажные работы по реконструкции отдельных участков автодороги, то в состав основных текущих производственных расходов необходимо включать затраты на текущее содержание и эксплуатацию данного участка улично-дорожной сети. Текущие производственные затраты на эксплуатацию технических средств регулирования дорожного движения представляют сумму следующих затрат: где Сзп – заработная плата обслуживающего персонала, руб; Ссвф – страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, руб; Стр – затраты на текущий и профилактический ремонты, руб; Сэл – затраты на электроэнергию, руб; Сад – затраты на эксплуатацию автомобильной дороги, руб; Спост – постоянные расходы, руб. где Чi – численность персонала i-ой категории; Зi – средняя заработная плата одного работника i-ой категории, руб. Данные отчисления составляют 26,85% от фонда оплаты труда работников и рассчитываются по формуле: Величину затрат на текущий и профилактический ремонты технических средств регулирования дорожного движения принимаются в процентах от балансовой стоимости оборудования: Где – балансовая стоимость оборудования руб.; – норма отчислений на техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования (5% - для технических средств регулирования дорожного движения). Затраты на электроэнергию определяются по следующей формуле: Где – стоимость 1 кВт/ч. электроэнергии руб.; – установленная мощность токоприемника технического средства кВт/ч; - число установленных светофоров, ед; – количество часов работы оборудования в год, ч; Затраты на эксплуатацию автомобильной дороги включает в себя затраты на текущий и средний ремонты расширяемых участков дороги и определяются по формуле: , Постоянные затраты составляют 4% от величины прямых эксплуатационных затрат и находятся по формуле: Текущие эксплуатационные (производственные) затраты на эксплуатацию технических средств регулирования дорожного движения представляют сумму следующих затрат: Результаты произведенных расчетов должны быть представлены в виде таблицы и наглядно отражены на диаграмме. Таблица 3.Текущие эксплуатационные затраты проектируемого варианта
Рис. 3 Текущие эксплуатационные затраты 5. Социально-экономическая оценка реализации мероприятий В разделе «Социально-экономическая оценка реализации мероприятий» выполняются следующие задачи: описываются квалификационные требования к персоналу по обслуживанию объекта инвестиций; оценивается социально-экономические и экологические последствия внедрения мероприятий (определяется величина и структура косвенного экономического эффекта). Косвенный экономический эффект определяется как сумма эффектов от сокращения потерь и ущербов, возникающих во внешней среде при внедрении мероприятий и определяется по формуле: где – эффект от сокращения потерь времени транспортными средствами, руб.; – эффект от сокращения потерь времени пассажирами, руб; – эффект от сокращения потерь времени пешеходов, руб; – эффект от сокращения ущерба от ДТП, руб; – эффект от снижения ущерба от загрязнения воздуха, руб; – эффект от улучшения психофизиологических условий работы водителей, руб. Эффект от сокращения потерь времени транспортными средствами определяется следующим образом: где – годовые потери времени транспортными средствами i -го вида соответственно в базовом и проектируемом вариантах, ч; – стоимость одного автомобиля - часа определенного вида транспортного средства, руб. Эффект от сокращения потерь времени пассажиров определяется по формуле: где – годовые потери времени пассажиров соответственно в базовом и проектируемом вариантах, ч; – стоимость одного пассажира – часа, руб. Эффект от сокращения потерь времени пешеходов: где – годовые потери времени пешеходов в базовом и проектируемом вариантах, ч; – стоимость одного пешехода-часа, руб. Эффект от сокращения числа ДТП определяется по формуле: где– годовое число ДТП в проектируемом и базовом вариантах соответственно; – стоимостная оценка потерь от одного ДТП, руб. Ущерб от ДТП, совершенного в t –м году, рассчитывается по формуле: руб. Число дорожно-транспортных происшествий, которые могут быть предотвращены в результате внедрения мероприятий, повышающих безопасность дорожного движения, можно определить, умножая среднее число ДТП за прошедший год на показатель уменьшения этого числа ДТП: Эффект от снижения ущерба от загрязнения воздуха: Где– годовые выбросы вредных веществ транспортными средствами i- го вида, кг; – стоимостная оценка ущерба от загрязнения воздуха отработавшими газами, руб/кг. Годовые выбросы вредных веществ транспортными средствами i- го вида: Эффект от улучшения психофизиологических условий работы водителей составляет примерно 10% от сокращения ущерба, связанного с дорожно-транспортными происшествиями, и рассчитывается по формуле: Результаты произведенных расчетов должны быть представлены в виде таблицы и наглядно отражены на диаграмме. Таблица 4 Косвенный экономический эффект от реализации мероприятий
Рис. 4 Косвенный экономический эффект 6. Оценка общественной эффективности организации дорожного движения В разделе «Оценка общественной эффективности организации дорожного движения» необходимо выполнить следующее: 1. осуществить выбор и обоснование величины ставки дисконта, рассчитать коэффициент дисконтирования в каждый год расчетного периода; 2. рассчитать показатели общественной эффективности мероприятия по улучшению дорожного движения 3. провести комплексный анализ полученных результатов (делается вывод об экономической реализуемости проекта, т.е. о том, что его показатели и характеристики удовлетворяют критериям финансового, технического, технологического, социально-экологического и иного характера); 4. в конце данного раздела по экономическому обоснованию новой организации дорожного движения необходимо составить итоговую таблицу показателей общественной эффективности проекта (таблица 12); 5. сформулировать выводы об общественной эффективности предлагаемых мероприятий и целесообразности внедрения проекта в системе дорожного движения. Коэффициент дисконтирования за весь расчетный период рассчитывается по формуле: где бt – коэффициент дисконтирования; r – ставка дисконта; 10 t – годы расчетного периода. 5лет
Таблица 5. Ожидаемые денежные потоки от реализации мероприятий
Интегральный экономический эффект (Net Present Value – NPV, чистая текущая стоимость ) определяется как разность денежных потоков поступлений и платежей за весь расчетный период с учетом фактора времени. Данный инвестиционный проект предусматривает сравнение альтернативных вариантов, следовательно, формула имеет вид: где – Сальдо денежных потоков от текущей деятельности в году t; – коэффициент дисконтирования; Io – инвестиции в основной капитал. . Правило NPV : Принимаются к внедрению инвестиционные проекты, у которых NPV больше нуля или из предложенных вариантов проекта к внедрению рекомендуется тот, у которого NPV максимальна. Индекс рентабельности инвестиций (Profitability index – PI ) показывает уровень доходов на единицу капитальных вложений. Рассчитывается по формуле: Правило PI: К внедрению рекомендуются проекты, у которых PI > 1. Срок окупаемости инвестиций (Discounted Payback Period – DPP ) – это количество лет, в течение которых доход от продаж (достигаемый эффект) за вычетом издержек и налогов возмещает первоначальные инвестиции. DPP равен минимальному времени, при котором: Срок окупаемости проекта с учетом дисконтированных денежных потоков следует представить в таблице 11. Таблица 11.
Коэффициентэффективностиинвестиций (Accounting Rate of Return – ARR ). Коэффициент показывает доходность инвестиционного проекта и определяется следующим образом: Инвестиционный проект предусматривает сравнение двух вариантов мероприятия (базовый и проектируемый) на одном участке УДС, следовательно, для расчета годового экономического эффекта используют следующую формулу: Таблица 5. Показатели общественной эффективности проекта
Таблица 6. Внешние показатели общественной эффективности инвестиционных проектов
Рис.5 Экологический эффект от сокращения числа ДТП Рис. 6 Эффект от сокращения потерь времени в зоне ДТП Рис. 7 Сокращение морального вреда, причиненного в результате ДТП Заключение Данный проект по внедрению мероприятий на нерегулируемом пересечении является экономически эффективным, т.к. необходимые инвестиции для осуществления проекта окупаются за 2 месяца. Положительные показатели сальдо накопленных денежных потоков в каждый год реализации проекта свидетельствуют о том, что проект является финансово реализуемым. После того как данный перекресток стал регулируемым, повысилась пропускная способность, заметно уменьшилась длина очереди и задержка транспортных средств. А также после проведения мероприятий увеличилась безопасность движения на данном перекрестке, и возрос уровень обслуживания движения на нерегулируемом пересечении. |