Реферат: Международная торговля динамика, структура и направления
Название: Международная торговля динамика, структура и направления Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42. Международная торговля: динамика, структура и направления. Мировая экономика 2.
Сущность
,
формы
,
показатели
и
современные Международная торговля — сфера международных товарно-денежных отношений по обмену продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран. Внешняя торговля — обмен той или иной страны с другими странами, включающий в себя оплачиваемые экспорт (вывоз) и импорт (ввоз) товаров и услуг. Термин «внешняя торговля» применяется для анализа внешнеторгового оборота отдельной страны. Для характеристики как международной торговли, так и внешней используются показатели: — общего товарооборота; — товарной структуры; — географической структуры. Внешнеторговый оборот — сумма стоимости экспорта и импорта той или иной страны. - 232 ///. Международные экономические отношения в мировом хозяйстве Стоимостный объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее реальную динамику. Мировой товарооборот подсчитывается путем суммирования только объемов экспорта всех государств, традиционно выражаемых в долларах США. Учет экспортных поставок осуществляется в ценах FOB (freeonboard — свободно на борту), включающих в себя все расходы, связанные с доставкой товара до борта корабля и его переходом за поручни судна в порту отгрузки. (Международные правила интерпретации терминов, применяемых в коммерческих сделках, известные как «Инкотермс-2000».) Учет импортных поставок осуществляется в ценах GIF (cost, insurance, freight — стоимость, страхование, фрахт), включающих стоимость грузов, а также расходы по страхованию груза в пути и его транспортировке (морскому фрахту) до порта назначения. Основными формами международной торговли являются экспорт и импорт товаров. В зависимости от происхождения и назначения товаров экспорт имеет следующие виды: 1) вывоз товаров, изготовленных (произведенных и 2) вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки 3) реэкспорт — вывоз товаров, ранее ввезенных из- 4) временный вывоз за границу национальных то 233 Мировая экономика иностранных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки и т.д.); 5) вывоз продукции в порядке прямых производственных связей, а также поставки в рамках ТНК. Классификация импорта по тому же признаку включает в себя следующие виды: 1) ввоз из-за границы товаров, технологий для реа 2) реимпорт — обратный ввоз из-за границы наци 3) ввоз сырья, полуфабрикатов, узлов, деталей для 4) временный ввоз товаров на международные вы 5) ввоз продукции в порядке прямых производ Показателями, отражающими участие страны в международной торговле, являются экспортная и импортная квота. Экспортная квота исчисляется как отношение экспорта товаров и услуг к ВВП и показывает, какая доля всей произведенной в стране продукции реализуется на мировом рынке. Импортная квота исчисляется как отношение импорта к объему внутреннего потребления страны, включающего в себя совокупность национального производства и запасов импорта, и показывает, какова доля импортируемых товаров и услуг во внутреннем потреблении. Для характеристики условий торговли отдельной страны, группы стран или региона в мировой торговле используется индекс условий торговли, выражающий отношение индекса средних цен экспорта к индексу средних цен импорта. 234 ///. Международные экономические отношения в мировом хозяйстве Факторы, определяющие развитие международной торговли в послевоенный период: — НТР, приведшая к изменениям в международном — развитие процессов торгово-экономической интег — активная деятельность ТНК на мировом рынке, — процесс либерализации международной торгов — получение политической независимости бывши — переход стран Центральной и Восточной Европы Эти факторы определили современные тенденции развития международной торговли, в частности, ее динамику, эволюцию структуры и географических направлений международной торговли товарами в последние 50 лет. Динамика международной торговли характери зуется высокими темпами развития. За 40 послевоенных лет товарный экспорт увеличился в 37 раз. Только с 1985 по 1995 год этот показатель более чем удвоился и в 1997 году составил 5,325 трлн долл. Фактически же мировой экспорт товаров в 1998 году сократился на 2% и составил 5,225 трлн долл. 235 ///. Международные экономические отношения в мировом хозяйстве Динамика объема прироста мировой торговли товарами представлена в табл. 8.3. Таблица 8.3 Динамика и темпы прироста физического объема мировой торговли товарами, в%
1 ОценкаОЭСР. См.: OECD Economic Outlook. June 2000. P. 67. Внешняя торговля росла более быстрыми темпами, чем общие темпы внутрихозяйственного разви тия стран. В США в 1990-1995 годах ВВП вырос на 31,4%, экспорт — на 48,4%, импорт — на 50,5%. Рост общемирового объема выпуска продукции в 1997 году составил 3%, в 1998 году — 2%, а объем мирового экспорта (в натуральном выражении) в 1997 — 10%, а в 1998 году — 3,5%. Это обстоятельство привело к росту экспортной и импортной квот многих стран. Если в 1978-1987 годах на экспорт направлялось 13,8% стоимости всей произведенной в мире промышленной продукции, в 1990 году — 15,2%, то в 1995 году — 17%. У отдельных стран эти показатели выше: у Германии, Франции, Италии более 23%, Великобритании — 28%, у Нидерландов — 53%, Бельгии — 72,6%. Особенности развития стран влияют на соотношение сил между ними на мировом рынке и в конечном 237 Мировая экономика итоге определяют географическую структуру мировой торговли. Географические направления мировой торговли представляют собой систему распределения товарных потоков между отдельными странами или их группами, формируемых по территориальному или организационному признаку. Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте на протяжении последних 30 лет составляет около 70-75%, развивающихся стран — около 20% мировой торговли и бывших социалистических стран — около 10%. Более конкретное представление об участии отдельных стран, их групп и отдельных регионов дают данные, приведенные в табл. 8.4. Таблица 8.4 Удельный ОценкаОЭСР. См.: OFCD Economic Outlook. June 2000. P. 67 Географическая конфигурация международной торговли в послевоенный период может быть предс тавлена следующим образом. Промышленно раз витые страны преобладают как в мировом экспор те (72,2% в 1999 году), так и в импорте (74,6% в 1995 году). Ведущая роль в международной торговле принад лежит трем центрам развитого мира — США, ЕС и Японии, на которые приходится около 60% мирового экспорта и импорта. Около половины мирового товарооборота прихо дится на «большую семерку» (48,1% в 1999 году). Внешнеторговые позиции ведущих индустриаль ных стран изменялись во времени под влиянием неравномерности экономического развития: в середине 80-х годов ФРГ опережала США, а Япония вплотную приблизилась к ним по стоимости товарного экспорта. В 90-е годы позиция США как ведущего экспортера и импортера вновь стабилизировалась. Тенденция к постоянному росту удельного веса в мировом товарообороте присуща развивающим ся странам: 32% мирового экспорта в 1997 году по сравнению с 21,9% в 1970 году. Тенденция роста неодинаково проявляется во всех регионах развивающегося мира: — по-прежнему растет удельный вес в мировом эк — возрастает доля Китая: стоимостный объем внеш — имеет тенденцию к снижению роль стран Афри — снижается также доля развивающихся стран 239 Мировая экономика Бразилии, Аргентины и Чили (две первые по структуре экспорта уже приблизились к параметрам новых индустриальных стран). Одной из особенностей мировой внешней торговли в 1998 году были значительные вариации в динамике ее объема у разных стран мира, что привело к заметным перестановкам во внешнеторговой табели о рангах (табл. 8.5). Страны Западной Европы, Канада и Мексика улучшили свои позиции, в то время как азиатские страны и Россия, наоборот, их сдали. С распадом СССР и СЭВ доля стран с переходной экономикой в мировом экспорте неуклонно снижается (с 6,9% в 1970 году до 2,3% в 1995-м). На долю России в 1998 году приходилось 1,0% мирового экспорта и 0,8% мирового импорта. Основной поток международной торговли при ходится на взаимную торговлю промышленно раз витых стран (61%), 27% международной торговли ведется между индустриальными и развивающимися странами, 7% — между развивающимися странами, 5% — между странами с переходной экономикой и всеми другими странами. Изменения в товарной структуре международной торговли проявляются в ряде четко выраженных тенденций. Определенные особенности на современном этапе имеет и товарная структура мировой торговли, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте (табл. 8.6). Во-первых, диверсифицируется поток товаров, вовлекаемых в международный товарооборот. Экспортная номенклатура Германии сегодня насчитывает 180 позиций, США, Великобритании и Франции — 175, Японии — более 160 позиций, что является следствием ускоренного обновления продукции. В маши-но- и приборостроении продукция в течение 5 лет обновляется не менее, чем на 60%. 240 ///, Международные экономические отношения в мировом хозяйстве Таблица 8.5 Крупнейшие мировые экспортеры и импортеры товаров в 1998 г. (в млрд долл. и %)'
См.: Альтовский Е. Мировая внешняя торговля в 1998-1999 гг. // Внешняя торговля. 1999. № 4. С 34. 241
Во-вторых, под влиянием НТП увеличивается в международной торговле удельный вес готовых из делий в целом (примерно 80% мировой торговли) и ма-шинотехнической продукции в частности (40% мировой торговли). Роль главных экспортеров и импортеров на этих товарных рынках выполняют промышленно развитые страны. В 1995 году на их долю приходилось 76,8% мирового экспорта и 68,9% мирового импорта машин и транспортного оборудования. Доля развивающихся стран составляла соответственно 21,8% и 27,9%. В-третьих, сокращается доля международной торговли сырьем и минеральным топливом в совокупной стоимости мирового экспорта (с 38,6% в 1937 году до 12% в 1995-м), что связано со снижением роли сырьевых товаров в материальном производстве промышленно развитых стран (в результате их перехода в 242 ///. Международные экономические отношения в мировом хозяйстве 80-е годы к ресурсосберегающим технологиям), повышением их самообеспечения сырьем (за счет интенсивного внедрения НТП в добывающие отрасли). В 1995 году на долю индустриальных стран приходилось 60,5% мирового экспорта сырья, на развивающиеся страны — 33,4%, на государства с переходной экономикой — 6,1%, что свидетельствует о превращении промышленно развитых стран в основных экспортеров сырья. Они остаются одновременно и основными импортерами сырья. В-четвертых, в мировой торговле снижается удельный вес продовольствия: 8,2% в 1995 году по сравнению с 22,8% в 1937 году, что объясняется падением доли аграрного сектора в валовом внутреннем продукте во всех группах стран, растущей самообеспеченностью стран на базе интенсивных технологий производства и переработки сельхозпродукции, падением цен. При этом промышленно развитые страны стали ведущими экспортерами продовольствия, обеспечив в 1995 году 67,3% его мирового экспорта, в результате чего усилилась продовольственная зависимость развивающихся стран от ведущих центров мирового хозяйства. В-пятых, после мирового экономического кризиса 1974-1975 годов вновь наметилась тенденция роста доли текстиля и одежды в мировом экспорте. При этом развивающиеся страны сблизили свои позиции на рынке текстиля с промышленно развитыми странами (в 1995 году их доли составляли соответственно 48,3% и 49,3%), а на рынке одежды обеспечивали 60% стоимости ее мирового экспорта (промышленно развитые страны — 35,4%, страны с переходной экономикой — 4,6%). 3. Особенности , структура и динамика международной торговли услугами _______________ Международная статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами является одним из 243 Мировая экономика наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства. По данным Мирового банка (табл. 8.7), экспорт услуг за 1980-1998 годы вырос в 3,6 раза, увеличиваясь в среднем на 8% в год. Увеличение торговли товарами за тот же период было менее значительным — в 2,8 раза (6%). Международная торговля услугами — специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран. Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материального носителя в явном виде. Отличия услуг от товаров в материальной фор ме в том, что, во-первых, они не осязаемы и невидимы; во-вторых, не поддаются хранению; в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту. Этим обусловливаются особенности международ ной торговли услугами по сравнению с междуна родной торговлей товарами. Среди них: 1) экспорт (импорт) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя; 2) в экспорт услуг включается оказание услуг иностранным гражданам, находящимся на таможенной территории страны продавца; 3) ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в между- ///. Международные экономические отношения в мировом хозяйстве народный товарооборот; 4) имеет специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования как на национальном, так и на международном уровнях. Долгое время услуги, согласно Международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к «неторгуемым» товарам, т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин «торгуемые услуги», которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны. В соответствии с руководством МВФ по составлению платежного баланса все торгуемые услуги подразделяются на следующие 11 видов, в рамках которых существуют подвиды: — транспорт (грузовой, пассажирский); — поездки (деловые, личные); — связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.); — строительство; — страхование (рисков, личное); — финансовые услуги (между резидентами и нере — компьютерные и информационные услуги; — роялти и другие лицензионные платежи; — другие бизнес-услуги (посредничество, лизинг, — лицензионные культурные и рекреационные ус — правительственные услуги. — факторные услуги
— платежи, возникающие 244 245 Мировая экономика —
нефакторные услуги
— остальные виды услуг В документах Всемирной торговой организации выделяют следующие основные формы международной торговли услугами: — поставка услуг через границу
(трансграничная — перемещение потребителя услуг в страну их — временное перемещение за границу физичес — коммерческое присутствие поставщика услуг Структура мирового экспорта услуг приведена в табл. 8.8. Приведенные в таблице данные свидетельствуют о том, что в последние два десятилетия на мировом рынке услуг четко проявились следующие тенден ции в развитии его отдельных сегментов: — снизилась доля фрахта и других транспортных — увеличилась доля туризма в экспорте услуг, 246 Мировая экономика — по темпам абсолютного роста и по значимости в — произошло сокращение доли официальных и По мнению ряда ученых, официальная статисти ка платежного баланса, в которой указывается ежегодный оборот по статье «услуги», не может дать точного представления о масштабах мировой тор говли услугами в силу ряда обстоятельств. Во-первых, нередко услуги сопровождают поставку товаров, и стоимость услуги включается в цену товара. Во-вторых, определить стоимость услуги-товара иногда просто невозможно (например, лечение больного при помощи лекарств). В-третьих, затруднительно рассчитать заработную плату иностранных рабочих, переводимую ими обратно в страну, из которой они прибыли. В-четвертых, в статистический учет не попадают доходы по банковским и страховым операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были получены. В-пятых, невозможно определить стоимость услуг во внутрифирменном обмене ТНК. В целом зарубежные эксперты констатируют тенденцию занижения величины международной торговли услугами на 40-50%. Но важнее другое: приблизительно сумму в три раза большую, чем объем мирового экспорта услуг, составляют коммерческие операции с услугами филиалов иностранных компаний на территории других стран. Факторами, обусловившими интенсивное развитие международной торговли услугами в послевоенный период, явились: 248 ///. Международные экономические отношения в мировом хозяйстве — НТП,
способствовавший росту производства ус — длительный экономический подъем в боль — увеличение доли услуг в структуре ВВП
во — развитие международной торговли товарами и Географическая направленность торговли услу гами отличается еще большей асимметричностью в пользу развитых государств, чем международная торговля товарами (табл. 8.9). Доля промышлен- но развитых стран в мировом экспорте услуг со ставляет около 90% и превышает их долю в экспорте товаров. Промышленно развитые страны яв ляются основными экспортерами и импортерами Таблица 8.9
Доля отдельных стран в мировом экспорте товаров и услуг в 1980 и 1998 годах
249 Мировая экономика услуг. На долю 8 ведущих стран в 1998 году при ходилось 54,5% экспорта. Возросла доля развивающихся стран в международной торговле услугами за счет южно-азиатских экспортеров услуг: Южной Кореи, специализирующейся на инженерно-консультационных строительных и услугах, Сянгана и Сингапура, ориентированных на финансовые услуги и др. Вместе с тем эти страны продолжают оставаться преимущественно импортерами услуг. В десятку крупнейших экспортеров не входит ни одна развивающаяся страна. Промышленно развитые страны специализиру ются на предоставлении деловых услуг, развивающиеся страны — на предоставлении туристичес ких услуг (примерно 17% всех валютных поступлений). Доля стран с переходной экономикой по-прежнему невысока — 3,5% и 2,9% в мировом экспорте и импорте услуг соответственно. В регионе Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ наибольший удельный вес в предоставлении услуг принадлежит России, наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия. Степень монополизации мировой торговли услу гами гораздо выше, чем международной торговли товарами. Зарубежная доля в балансовом итоге у французского банка «Креди Лионе», занимающего 9-е место в мировом ранговом списке, составляет 46,4%. На рынке вторичного страхования 32 крупнейшие страховые компании сосредоточили в своих руках более 70% его объема. Каждая из 6 крупнейших аудиторских компаний мира («Артур Андерсен», «КПМГ», «Эрнст и Янг», «Купере и Лайбренд», «ДТТ», «Прайс Вотерхаус») имеет свои представительства более, чем в 110 странах мира, а их общая доля в доходах отрасли оценивается в 30%. 60% процентов мирового рынка консалтинговых услуг сосредоточено в руках 40 компаний. 250 ///. Международные экономические отношения в мировом хозяйстве Разнообразные виды услуг в мировой торговле не сложились еще в рынок с четко выделенными общими свойствами. Однако важнейшие тенденции количественного роста и качественных изменений уже могут быть отмечены. Среди них: во-первых, приоритетное присутствие транснациональных корпораций, для которых внутрифирменная передача информации, технологии, финансов выступает в форме международной продажи услуг; во-вторых, научно-технологический прогресс ввел новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники, что позволило отказаться от личного контакта продавца и покупателя; в-третьих, снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг. Актуальным становится вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях. |