Реферат: Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь, ее цели, принципы и типы
Название: Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь, ее цели, принципы и типы Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВВЕДЕНИЕ Темой настоящей курсовой работы является: «Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь, ее цели, принципы и типы». Основными целями любого государства в области экономики являются обеспечение устойчивого экономического роста, высокий уровень занятости, стабильности внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. На данный момент, в современных системах рыночной экономики банковская система государства играет важнейшую роль в функционировании экономического механизма. Банковская система представляет собой по сути “систему кровообращения” экономики, обеспечивает регулирование общей денежной массы, контролирует движение финансовых потоков, осуществляет аккумулирование и инвестирование денежных ресурсов, проведение взаиморасчетов между экономическими субъектами, кредитование различных отраслей экономики и населения. Сегодня очевидно, что медленный ход экономического реформирования страны во многом объясняется нежеланием банковского капитала вкладывать деньги в промышленное инвестирование, в модернизацию товарного производства. Существующее положение дел таково, что краткосрочные спекулятивные операции банкам выгоднее, чем долгосрочное инвестирование. Соответственно проценты за полученные кредиты (до 30% годовых) являются сдерживающим элементом реформирования производства. Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. При разработке прогноза экономического развития страны в обязательном порядке учитываются показатели, которые необходимо достичь экономике в определенные этапы времени, в частности, развитие рынка капиталов, развитие банковской и платежной систем, обеспечение устойчивости национальной валюты, увеличение спроса экономики на деньги и т.д. Все эти вопросы регулируются при разработке и реализации денежно-кредитной политики государства, без которой нормальное функционирование экономики невозможно. Главная задача денежно-кредитной политики - регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты. В период производственного спада, стагнации увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов; в период инфляции центральные банки сокращают предложение денег. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития. Поэтому в курсовой работе также необходимо рассмотреть результаты денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Проведение денежно-кредитной политики стоит на первом месте в перечне задач центральных банков большинства государств. 1. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА 1.1. Понятие денежно-кредитной политики. Цели, задачи и принципы денежно-кредитной политики. Начнем с того, что интересует всех – деньги. Деньги существуют на протяжении тысячелетий. Их экономическая природа предполагает непрерывность обращения. Временно свободные денежные средства должны аккумулироваться и превращаться в инвестиции. Специальной организацией, обеспечивающей движение денег, является банк. Банковская система является основной в кредитной системе страны, которая включает в себя совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, а также совокупность кредитных институтов, способных мобилизовать временно свободные денежные средства, превратить их в кредиты, и, в конечном счете - в инвестиции. Во главе банковской системы стоит Центральный Банк. Он осуществляет регулирование деятельности коммерческих банков и специализированных кредитно-финансовых учреждений, то есть сберегательных учреждений, страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных компаний и т.д. Изначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время к этой функции постепенно добавились еще две: контроль за денежным обращением в стране и контроль за деятельностью коммерческих банков. А вот сфера деятельности частных банков – это широкий спектр финансово-кредитных операций: прием вкладов и выдача кредитов, посредничество в платежах, операции с ценными бумагами, размещение государственных займов, консультации по кредитно-финансовым вопросам и т.п. Наличие в рыночной экономике коммерческих банков приводит к тому, что они увеличивают предложение денег в период инфляции, так как им это выгодно, и сокращают в период депрессии, способствуя тем самым усилению циклического развития. Их нерегулируемая деятельность приводит к колебаниям деловой активности. Поэтому за деятельностью частных банков необходим контроль государства. Такой контроль осуществляется в рамках государственной денежно-кредитной политики. Под денежно-кредитной политикой государства понимается комплекс мер направленных на поддержание стабильного развития экономики через регулирование кредитного обращения и денежного рынка. Денежно-кредитная политика – это совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение высокого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. Осуществляя денежно-кредитную политику, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, центральный банк достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т. д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике"дорогих денег" (рестрикционной). С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны. Принципы денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь: - четкое ее определение, раскрытие конечной цели или промежуточных целевых ориентиров; - обеспечение прозрачности денежно-кредитной политики, что предполагает ясность функций и задач Национального банка, процедуры принятия и доведения до сведения общественности решений Национального банка о денежно-кредитной политике, доступность для общественности информации о результатах этой политики; - самостоятельное определение Национальным банком механизма применения инструментов денежно-кредитной политики, направленных на достижении ее целей, а также своевременное разъяснение участникам экономических отношений, широкой общественности изменений параметров и структуры инструментов денежно-кредитной политики. Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Обсуждая направления денежно-кредитной политики, многие экономисты и представители центральных банков различных государств постоянно ссылаются на шесть ее основных целей: Высокий уровень занятости; Экономический рост; Стабильность цен; Стабильность процентной ставки Стабильность на финансовых рынках; Стабильность валютного рынка. Высокий уровень занятости Высокий уровень занятости – это достойная цель по двум основным причинам: 1.высокий уровень безработицы вызывает усиление нищеты: когда семьи испытывают финансовые трудности, люди теряют самоуважение и повышается уровень преступности (хотя последний вывод весьма спорен); 2. при высокой безработице в экономике много не только незанятых рабочих, но и незадействованных ресурсов (закрытых фабрик и неиспользуемого оборудования), результатом чего служит недопроизводство (снижение ВВП). Желательность высокого уровня занятости вполне очевидна. Может казаться, что полная занятость достигается тогда, когда нет ни одного рабочего, не имеющего работы, т. е. когда безработица равна нулю. Но в таком случае игнорируется тот факт, что, например, фрикционная безработица выгодна экономике. Скажем, рабочий, решивший найти лучшую работу, может оказаться безработным на время ее поиска. Вот почему, ставя целью достичь высокого уровня занятости, нужно стремиться не к нулевому уровню безработицы, а к некоторому ее уровню выше нуля, который соответствовал бы состоянию полной занятости и обеспечивал равенство спроса на труд его предложению. Экономисты называют его естественным уровнем безработицы. Экономический рост Нацеленность на постоянный экономический рост тесно связана с задачей поддержания высокого уровня занятости, поскольку при низком уровне безработицы фирмы, скорее всего, будут осуществлять инвестиции в оборудование, чтобы повысить производительность труда и обеспечить экономический рост. И наоборот, если уровень безработицы высок и фабрики не заняты, то производителям невыгодно инвестировать в дополнительные заводы и оборудование. Обе эти цели взаимосвязаны, но государственная политика может быть специально ориентирована на поддержание экономического роста путем стимулирования инвестиционной активности фирм или процесса формирования сбережений населения, которые обеспечивают предприятия средствами для инвестирования. Стабильность цен Экономисты стали уделять больше внимания социальным и экономическим издержкам инфляции и вопросам стабильности уровня цен как цели экономической политики. Стабильность цен желательна по той причине, что повышение уровня цен (инфляция) порождает неопределенность в экономике. Наиболее ярким примером нестабильности цен является гиперинфляция, которую пережила Германия в 1921 -1923 гг. Инфляция затрудняет и планирование на будущее. Также инфляция может расшатать социальную структуру страны: социальный конфликт может возникнуть в результате того, что каждая социальная группа начнет конкурировать с другими в борьбе за повышение заработной платы, компенсирующее рост уровня цен. Стабильность процентной ставки Поддержание стабильности процентных ставок необходимо потому, что их колебания тоже могут порождать неопределенность в экономике и осложнять планирование будущего. Стабильность на финансовых рынках Один из способов обеспечения стабильности – это помощь в предотвращении финансовой паники. Стабильность на финансовых рынках обеспечивается также стабильностью процентной ставки, поскольку ее колебания создают неопределенность для финансовых учреждений. Стабильность на валютном рынке Рассмотрим этот пункт на примере США. По мере того как возрастала важность международной торговли для экономики США, курс доллара по отношению к другим валютам становился объектом все более пристального внимания со стороны Федеральной Резервной Системы. Рост курса доллара делает американскую продукцию менее конкурентоспособной за рубежом, а его снижение стимулирует инфляцию в США. Предотвращение больших изменений курса доллара упрощает людям и фирмам планирование будущих покупок и продаж за рубежом. Таким образом, стабилизация резких колебаний курса доллара на рынках иностранной валюты является важной задачей денежно-кредитной политики. Исходя из всех этих объяснений, можно сделать вывод о том, что все цели взаимосвязаны друг с другом и достигаются только при осуществлении каждой из них. Денежно-кредитная политика в конечном итоге воздействует на инвестиции и размеры валового национального продукта. Ее действие эффективнее действия фискальной политики, т.к. денежно-кредитная политика более гибкая и быстрее реагирует на изменение в экономике. На нее не оказывает давление политический фактор. Решение по проведению фискальной политики принимаются законодательными органами, которые обсуждают и утверждают их. А какой парламент или президент примет решение об увеличении налогов в год переизбрания, даже если это объективно необходимо для экономики? И поэтому часто принятие таких решений откладывается. Денежно-кредитная политика свободна от этого, Центральный Банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. В основе денежно-кредитной политики государства лежит теория денег, изучающая процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики в целом. Учитывая отсутствие прямого механизма, воздействия на инфляцию с помощью инструментов денежно-кредитной политики Национальным банком применяется система промежуточных целевых ориентиров, обеспечивающих достижение конечной цели. Стратегические цели денежно-кредитной политики Национально банка Республики Беларусь: - обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы; -содействие денежно-кредитной системы достижению устойчивого экономического роста; - повышение реальных денежных доходов населения; - рост инвестиций и сбережений. Таким образом, денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики, а также на обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам. Основная задача денежно-кредитной политики Республики Беларусь заключается в обеспечении стабильности обменного курса и формировании тем самым положительных эффектов в виде снижения инфляционных и девальвационных ожиданий, ограничения издержек, связанных с рисками изменения обменного курса . При осуществлении денежно-кредитной политики в Республике Беларусь особое внимание уделяется развитию банковской системы. Основные задачи развития банковской системы Республики Беларусь: - повышение устойчивости банков, увеличение их капитала и ресурсной базы; - оптимизация структуры активов и пассивов банков для увеличения объемов долгосрочного кредитования реального сектора экономики и населения; - расширение состава и улучшения качества банковских услуг, развитие информационных и новых банковских технологий. 1.2. Типы денежно-кредитной политики Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, Центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования. В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам. Регулирование количества денег в обороте (объема денежной массы, в узком смысле - денежная политика) является составной частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (политику регулирования общего уровня процентных ставок в экономике) и политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и динамики курса национальной валюты к иностранным. Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности. 1.3. Методы регулирования денежно-кредитной политики. Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора методов (инструментов) денежно-кредитного регулирования. Методы регулирования денежно-кредитной политики классифицируются по ряду признаков: - в зависимости от объекта воздействия (предложение либо спрос на деньги); - по срокам воздействия - кратко- и долгосрочные; - по характеру параметров регулирования: количественные (например, границы кредитования коммерческих банков) и качественные (цена кредита); - по форме воздействия - прямы и косвенные; - по числу объектов - общие и селективные. Прежде всего, важнейшими являются прямые (административные) и косвенные (экономические), а также общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д. Посредством прямых (административных) инструментов в кредитных организациях изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций. Методы прямого контроля применяются при регулировании банковских систем. В условиях слабо развитого государственного финансового рынка и при кризисе кредитной системы инструменты прямого воздействия эффективны. В то же время их использование может вызвать определенный отток денежных средств с контролируемого внутреннего рынка, на зарубежные рынки и в теневую экономику. С помощью косвенных инструментов формируют условия для целенаправленного изменения основных параметров финансового рынка. При этом косвенные инструменты вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и далее, посредством этих изменений, - на денежно-кредитные отношения в государстве. Так, уровень процентных ставок центрального банка влияет на уровень рыночных процентных ставок; нормативы резервов и рефинансирование - на объем и структуру операций коммерческих банков. В разных странах на разных стадиях развития финансового рынка применяются различные комбинации инструментов денежно-кредитной политики. Рефинансирование коммерческих банков. Механизмы рефинансирования представляют собой совокупность каналов снабжения банков дополнительной ликвидностью, посредством которых денежные средства поступают от центрального банка нуждающимся в них коммерческим банкам. Одновременно используемая политика рефинансирования воздействует на эффективность платежной системы, что дает возможность центральному банку применять ее в качестве инструмента проведения денежно-кредитной политики, ограничения процентных ставок денежных рынков и в других целях. В Республике Беларусь данный механизм применяется в основном для поддержания текущей ликвидности банковской системы. Центральным банком используются следующие инструменты рефинансирования: - переучет векселей; - ломбардный механизм, состоящий из кредита овернайт (однодневный расчетный кредит) и ломбардного кредита. Суть последнего - предоставление кредита под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список и принадлежащих банку на праве собственности; - ломбардный кредитный аукцион; - операции РЕПО и др. Векселя переучитываются по ставке ре дисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на не значительную величину в меньшую сторону (в Европе 5-2 процентных пункта). Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк. В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т. е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот. Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность. Помимо установления официальных ставок рефинансирования и ре дисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т. е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. Центральный банк проводит политику учетной ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли "заимодателя в последней инстанции". Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Федеральная резервная система (ФРС) иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть ссуды мелким банкам для удовлетворения их сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении и нуждающимся в помощи для приведения в порядок своего баланса. Процентные ставки по операциям центрального банка. Процентная политика центрального банка призвана формировать условия для обеспечения внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы. В этих целях эмиссионным банком осуществляется регулирование базовой ставки рефинансирования. Она также используется в качестве базовой, при установлении процентных ставок по операциям центрального банка. Различают жесткую (ставка значительно превышает уровень инфляции), мягкую (ставка меньше уровня инфляции) и нейтральную процентную политику (ставка умеренно позитивная). Заниженный уровень процентной ставки центрального банка по сравнению с уровнем инфляции представляет собой форму внеэкономического распределения денежных ресурсов. Во всех случаях понижение процентной ставки вызывает увеличение спроса коммерческих банков на кредиты, их повышение - замедляет темп роста спроса на денежные ресурсы. Таким образом, изменение процентных ставок центрального банка непосредственно воздействует на цены денежного рынка и одновременно служит ограничением верхнего предела их колебаний (устанавливает их границы). Как следствие, изменение процентных ставок влияет на основные параметры экономики: производство, потребление, сбережения, инвестиции, цены. С ростом глобализации финансовых рынков результаты процентной политики все больше зависят не от абсолютного уровня регулирования ставок, а от соотношения их с уровнем ставок на денежном рынке. Таким образом, эффективность процентной политики определяется ее гибкостью. Как правило, используя процентную политику, центральный банк может оказывать влияние на валютный курс. Политика обязательных резервов. Обязательное резервирование (резервные требования) относится к числу инструментов привлечения ресурсов банков. Коммерческие банки в законодательном порядке должны постоянно хранить часть денежных резервов на специальных счетах в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению)показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия. Устанавливая и пересматривая норматив резервных требований, центральный банк регулирует объемы, структуру и динамику привлеченных ресурсов коммерческих банков, влияет на их стоимость, объемы, структуру и динамику доходных активов, на уровень прибыльности кредитных организаций. В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций". При использовании данного инструмента денежно-кредитной политики следует учитывать, что даже небольшие изменения норм обязательных резервов вызывают значительные сдвиги в объеме резервов, масштабе и структуре кредитных операций. Частые и значительные изменения резервных норм могут даже привести к нарушению денежно-финансового равновесия экономики. Поэтому они осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства Операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке, проводимые эмиссионным банком, состоят из операций покупки-продажи ценных бумаг, операций на рынке кредитных ресурсов и на валютном рынке. Наиболее широко используются операции на рынке ценных бумаг. Это самый гибкий метод регулирования денежных ресурсов коммерческих банков. При покупке центральным банком ценных бумаг у кредитных организаций резервы последних увеличиваются на сумму этих покупок, что укрепляет ликвидность, как отдельных банков, так и банковской системы в целом. Как центральный банк изменяет цену продажи (покупки) ценных бумаг коммерческим банкам, тем самым он воздействует на объем свободных ресурсов, которым располагают коммерческие банки, что стимулирует расширение (сокращение) кредитных вложений в реальный сектор экономики со стороны кредитных организаций. Таким образом операции эмиссионного банка на открытом рынке влияют на краткосрочные процентные ставки денежного рынка и на диапазон колебаний ликвидности (недостаточная - избыточная) банковской системы. Данный инструмент денежно-кредитной политики применяется и на первичном, и на вторичном рынках ценных бумаг. Обычно эта политика используется центральным банком для сокращения объема денежного предложения в государстве, реже - для его увеличения. По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная - заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Центральный банк инициирует операции на открытом рынке, определяет их условия, сроки и инструменты. Применяются стандартные, ускоренные тендеры либо двухсторонне процедуры. При проведение операций на открытом рынке используются различные виды инструментов: сделки РЕПО, валютные СВОПы, выпуск долговых сертификатов, привлечение средств на депозиты с фиксированным сроком и др. Выбор механизма операции зависит от объекта и целей их проведения, которыми могут быть: управление ликвидностью, сглаживание сезонных колебаний процентных ставок и др. Операции РЕПО и СВОП чаще применяются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок. Прямые операции с государственными ценными бумагами могут влиять на изменение валютного курса, и поэтому используются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок и на валютный курс. На открытом рынке различают операции, осуществляемые на регулярной и нерегулярной основе. Регулярные операции проводятся для широкого круга участников на аукционной основе. Например, продажа краткосрочных казначейских векселей, долгосрочные операции РЕПО. Нерегулярные операции более многообразны, они могут быть и конфиденциальными на двухсторонней основе. Операции эмиссионного банка на валютном рынке, которые он проводит в целях реализации денежно-кредитной политики, в основном осуществляются на нерегулярной основе. Наиболее часто центральные банки используют операции валютного СВОПа. Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности. Валютные операции. Центральный банк проводит разнообразные валютные операции. Валютная политика включает в себя такие структурные элементы, как целевые установки, нормативные акты, реальные механизмы регулирования внешних валютно-кредитных отношений, степень либерализации валютно-кредитного механизма. Центральным банком устанавливаются официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам, создаются золотовалютные резервы и осуществляется управление ими. Центральные банки регулируют обращение валютных ценностей на территории своего государства, в том числе устанавливают порядок открытия, ведения и режим счетов (включая счета в драгоценных металлах) резидентов и нерезидентов в кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте и нерезидентов в банках в национальной валюте; порядок и условия открытия резидентам счетов в национальной валюте и иностранной валюте, в драгоценных металлах в банках за пределами страны. Национальный банк Республики Беларусь совместно с уполномоченными государственными органами устанавливает порядок ввоза в республику и вывоза за ее переделы драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых при осуществлении банковских операций, иностранной и национальной валюты, ценных бумаг в иностранной и национальной валюте; контролирует осуществление банками валютных операций; определяет функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки, и меры ответственности, применяемые к банкам за нарушение валютного законодательства; выдает разрешения (лицензии) на осуществление валютных операций, определяет валютный курс, порядок его установления и т.п. Ограничение кредитования. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики. Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён. Также Центральный Банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также Центральный Банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков. Очевидно, что использование административного воздействия со стороны Центрального Банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер. 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. Рублевая денежная масса (денежный агрегат М2*) в январе-феврале 2010г. снизилась на 6,7 процента (на 1,4 трлн. рублей) и на 1 марта 2010г. сформировалась в объеме 19,34 трлн. Рублей, что было обусловлено главным образом сезонным сокращением в начале года (за январь-февраль 2009г. она снизилась на 20,9 процента). При этом за февраль 2010 года она увеличилась на 2,8 процента (на 529,5 млрд. рублей). Сокращение рублевой денежной массы с начала 2010 года сложилось за счет снижения депозитов юридических лиц, тогда как депозиты физических лиц и наличные деньги в обращении выросли. Вместе с тем скорость обращения рублевой денежной массы в среднегодовом исчислении в феврале 2010г. по сравнению с декабрем 2009г. снизилась с 7,68 до 7,66 оборота. Активная рублевая денежная масса (денежный агрегат М1) за январь-февраль 2010г. сезонно снизились на 16,6 процента (на 1,88 трлн. рублей), при снижении за январь-февраль 2009г. на 27,4 процента (на 2,94 трлн. рублей). В ее составе наличные деньги в обороте увеличились на 5,8 процента (0,21 трлн. рублей), переводные депозиты физических лиц – на 9,2 процента, или на 193,7 млрд. рублей, переводные депозиты юридических лиц снизились на 40,9 процента, или на 2,29 трлн. рублей, что связанно с их уменьшением в январе, обусловленном прежде всего сезонным снижением деловой активности организации. Рублевые депозиты на 1 марта 2010 года сформировались в объеме 14,9 трлн. рублей и за январь-февраль 2010г. сезонно снизились на 9,9 процента (на 1,64трлн. рублей) при снижении за январь-февраль 2009г. на 21,2 процента. За февраль 2010г. Они возросли на 4,8 процента. При этом рублевые депозиты физических лиц за январь-февраль 2010г. увеличились на 11,5 процента, или на 0,92 трлн. рублей (за январь-февраль 2009г. они снизились на 15,5 процента). Наибольший удельный вес (74,3 процента) в объеме рублевых депозитов физических лиц на 1 марта 2010г. пришелся на срочные депозиты, которые выросли за январь-февраль 2010г. на 12,3 процента (0,73 трлн. рублей). Их увеличение связанно с привлекательностью сбережений в национальной валюте, чему в значительной степени способствует проводимая процентная политика, а также с ростом денежных доходов населения. Широкая денежная масса на 1 марта 2010г. составила 36,72 трлн. рублей и за январь-февраль 2010г. снизилась на 3,6 процента, или на 1,39 трлн. рублей. Скорость обращения широкой денежной массы в среднегодовом исчислении за февраль 2010г. По сравнению с декабрём 2009г. снизилась с 4,09 до 4,04 оборота. Депозиты в иностранной валюте в долларовом эквиваленте снизились на 3,5 процента, или на 195,6 млн. долларов США. Наибольший удельный вес в объеме депозитов в иностранной валюте (72,8 процента) пришелся на срочные депозиты, которые уменьшились на 0,6 процента (на 22 млн. долларов США). Депозиты юридических лиц в иностранной валюте снизились на 9,4 процента (на 200,3 млн. долларов США). Вместе с тем депозиты физических лиц за январь-февраль 2010г. возросли на 0,1 процента, или на 4,7 млн. долларов США, причем в основном за счет роста переводных депозитов (на 18,5 процента, или на 23,7 млн. долларов США) при снижении на 0,6 процента, или на 19 млн. долларов США, срочных депозитов. Наблюдаемая тенденция свидетельствует о продолжающемся со второй половины 2009 года процесс дедолларизации. Так, в структуре депозитов физических лиц в иностранной валюте за январь-февраль 2010г. снизились на 2,1 процентного пункта и на 1 марта 2010г.составила 53,8 процента ( на 1 марта 2009г. – 56,6 процента) при аналогичном увеличении доли рублевых депозитов.
«Источник: собственная разработка» Балансовые факторы изменения денежной массы. Основными факторами изменения в январе-феврале 2010г. широкой денежной массы явились увеличение чистых иностранных активов банковской системы (ЧИАБС) и снижение чистых внутренних активов банковской системы (ЧВАБС). Основными факторами изменения широкой денежной массы в январе-феврале 2010г. стали: - увеличение ЧИАБС на 311 млн. долларов США (на 11,1 процента), которые на 1 марта 2010г. составили 3 106,4 млн. долларов США. Их увеличение произошло в основном за счет роста чистых иностранных активов банков. Данное изменение за январь-февраль 2010г. сложилось за счет снижения иностранных пассивов банков (на 284,5 млн. долларов США, или на 8 процентов) при незначительном уменьшения иностранных активов; - снижение ЧВАБС на 8,2 процента за счет сокращения чистого кредита органам государственного управления, вызванного в основном ростом депозитов Правительства на счетах в Национальном банке, при увеличении требований банков к экономике на 1,4 процента. Международные резервные активы Республики Беларусь на 1 марта 2010г.: · в национальном определении составили 5 910 млн. долларов США и уменьшились с начала 2010 года на 1,1 процента (на 68,5 млн. долларов США); · в определении ССРД МВФ составили 5 777,2 млн. долларов США и уменьшились с начала 2010 года на 1,3 процента (на 75,3 млн. долларов США). В текущем году в Беларуси отмечается замедление динамики инфляционных процессов. Так, в годовом исчислении (т.е. за последние 12 месяцев) инфляция в марте 2010 г. составила 6,4%, что заметно меньше текущего значения ставки рефинансирования Национального банка. Национальный банк Беларуси планирует снизить ставку рефинансирования во втором квартале 2010 года до 12% годовых. Процентная политика будет ориентирована на снижение общего уровня процентных ставок в экономике при условии обеспечения финансовой стабильности. Ставка рефинансирования на 19.04.2010 год составляет 12,5% годовых, что на 0,5 процентных пункта ниже, чем в январе 2010 года. В течение второго квартала 2010 года предполагается снижение ставки рефинансирования до ее верхней границы, предусмотренной Основными направлениями (12% годовых). Это повысит доступность кредитных ресурсов для хозяйствующих субъектов и создаст условия для ускорения роста экономики", - подчеркнули в Национальном банке. Ставка рефинансирования
«Источник: собственная разработка» В первом квартале 2010 г. средняя полная процентная ставка по вновь выданным рублевым кредитам юридическим лицам (без учета льготных) составила 20,3% годовых (+0,2 процентного пункта по сравнению с четвертым кварталом 2009 г.), что заметно выше среднего уровня рентабельности реализованной продукции, работ, услуг (в январе-феврале текущего года 7,1%). С учетом фактической ситуации в национальной экономике, динамики валютного и депозитного рынков Нацбанк предпринял меры по дальнейшему удешевлению кредитных ресурсов. Так, в марте текущего года ставка по новым срочным депозитам в рублях сложилась на уровне 16,1% годовых, что на 1,6 процентного пункта ниже, чем в январе. Объявленная средняя процентная ставка по новым кредитам банков в белорусских рублях составила 19,6% годовых, снизившись по сравнению с январем на 0,9 процентного пункта. В январе-марте банки выдали кредитов экономике в белорусских рублях и иностранной валюте на сумму почти Br21,6 трлн., что на 38% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем привлеченных денежных средств населения за первый квартал текущего года возрос на Br1,57 трлн, или на 8,4%. По состоянию на 1 апреля он составил Br20,33 трлн. В среднем на одного жителя республики на 1 апреля 2010 года приходилось Br2144,1 тыс. сбережений, размещенных в банковских вкладах и сберегательных сертификатах, что эквивалентно $720. Относительно сопоставимой даты прошлого года этот показатель возрос на Br540,7 тыс., или в 1,34 раза. Курсовая политика по-прежнему будет направлена на поддержание стабильного курса белорусского рубля к корзине иностранных валют с целью обеспечения благоприятных условий внешней торговли и повышения конкурентоспособности отечественных производителей на внешних рынках. Сегодня целесообразным выглядит рассмотрение вопроса о снижении ставки рефинансирования до 10-11% годовых уже в середине текущего года. В свою очередь, банки также должны пожертвовать частью своей прибыли и ускорить снижение процентных ставок по уже выданным кредитам, поскольку для большинства белорусских предприятий и населения страны экономический кризис еще отнюдь не закончился. Банковская система Республики Беларусь является составным элементом в процессе реализации денежно-кредитной политики. На 1 апреля 2010 г. в Республике Беларусь право на осуществление банковской деятельности имели 32 банка. Количество банков с иностранным участием в уставном капитале – 25, из них – со 100-% иностранным участием – 8, с иностранным участием свыше 50 % – 14. К государственным банкам относятся 4 банка – ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белинвестбанк» и ОАО «Паритетбанк». В совокупном уставном фонде банков доля инвестиций государственных органов и юридических лиц, основанных на государственной форме собственности, на 1апреля 2010 г. составила 70 %. Лицензию (разрешение), предоставляющую право на привлечение вкладов физических лиц, имеют 25 банков. Для Республики Беларусь характерным остаётся финансирование экономики путем перераспределения государственных ресурсов через банковский сегмент (использование государственных системообразующих банков для поддержки ряда отраслей народного хозяйства), притом, что консолидация банковского сегмента, как и уровень поддержки системообразующих банков, являются значительными. На протяжении анализируемого периода основные финансовые показатели банковской системы Республики Беларусь оставались на достаточно стабильном уровне. В целом по системе наблюдался несущественный рост активов банков и капитала. Гарантирование государством депозитов населения в банковской системе1 оказало положительное воздействие на уровень доверия к самой банковской системе, и дало возможность удержать ресурсную базу. Ключевые показатели эффективности деятельности системы (рентабельность активов – 1,41%, рентабельность нормативного капитала – 5,03%) и ликвидности (удельный вес высоколиквидных активов в общих – 19,07%, текущая ликвидность – 94,88%) остаются на приемлемом уровне. Вместе с тем, ввиду ожидаемого ухудшения качества рабочих активов мы не исключаем усиления давления на указанные выше показатели, в том числе, за счет пересмотра кредитных политик банков с последующим увеличением затрат на отчисления в резервы по активным операциям. Собственный капитал банка является основой его коммерческой деятельности, обеспечивает финансовую устойчивость банка и его платежеспособность, служит источником покрытия непредвиденных расходов, которые являются следствием различных рисков банка. На 1 апреля 2010 года совокупная величина собственного капитала белорусских банков составила 14 027,8 млрд. руб. Объем нормативного капитала банковского сектора на начало 2010 г. составил 13,4 трлн. рублей, увеличившись за истекший год почти на 2,1 трлн. рублей или на 18,5 процента. Таблица 1. Капитал банковской системы Республики Беларусь, млрд. рублей.
«Источник: собственная разработка» Возросла и ресурсная база банков. Основным источником ее пополнения являются средства населения. За прошлый год вклады физических лиц увеличились почти на 5 трлн. рублей, или на 36,8 процента. В среднем на 1 жителя республики на начало 2010 г. приходится почти 1940 тыс. рублей сбережений, размещенных в банковских вкладах и сберегательных сертификатах. Таким образом, рост ресурсной базы банков зависел от эффективности функционирования всех секторов экономики и, прежде всего, от роста реальных доходов предприятий и населения. Кроме того, для обеспечения устойчивости банковской системы необходима надежная и устойчивая платежная система. В Республике Беларусь стабильное и устойчивое функционирование платежной системы связывается с недопущением системного риска, определяется условиями на денежном рынке и зависит от способности банков отвечать по своим текущим обязательствам. Системный риск - ситуация в системе межбанковских расчетов, когда неспособность одного участника выполнить денежные обязательства приводит к невозможности выполнения обязательств другими участниками Сохранил положительную динамику развития банковский сектор. Совокупный уставный фонд увеличился на 877,0 млрд. рублей, или на 10,1 процента, и на начало 2010 года составил 9,56 трлн. рублей. За отчетный год иностранными инвесторами внесено в уставные фонды банков 45,19 млн. евро, 97,46 млн. долларов США и 2,87 млрд. российских рублей, что в эквиваленте составляет сумму порядка 250 млн. долларов США. Доля иностранных инвестиций в совокупном уставном фонде белорусских банков на 1 января 2010 г. составила 27,3 процента, увеличившись за год на 10,3 процентного пункта. За два последних года доля иностранного капитала в банковском секторе республики возросла почти в 3 раза. На протяжении анализируемого периода платежеспособность банковской системы в целом оставалась на приемлемом уровне, чему способствовали: существенная поддержка ключевых банковских учреждений регулятором и акционерами; сохранение доверия к банковской системе внутренних инвесторов, ресурсы которых формируют основу базы фондирования активных операций большинства белорусских банков; низкий объем внешнего долга банковского сектора, а также вероятность рефинансирования внешних обязательств основных банков-заемщиков (преимущественно дочерних подразделений иностранных банковских групп). Вместе с тем, в случае дальнейшего ухудшения экономических показателей в стране, ликвидность банковской системы Республики Беларусь могут ограничивать: возможное ухудшение качества рабочих активов банков (что может повлечь разбалансирование платежных календарей), а также снижение возможностей (и желания) отдельных собственников поддерживать дочерние структуры в случае значительного повышения страновых рисков. В анализируемом периоде наблюдалось увеличение проблемной задолженности банков, хотя её уровень пока еще остается достаточно низким. Согласно данным официальной статистики, удельный вес проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску во втором квартале увеличился с 2,23% до 2,5%. Уровень просроченной и пролонгированной задолженности по кредитам (по валютным - 1,52% по состоянию на 01.07.09 г.; по рублевым – 1,15%) также несущественно увеличился за квартал, что, вероятно, связано со скрытой поддержкой банками и государством предприятий реального сектора экономики. В дальнейшем, в случае сохранения негативных тенденций в экономике страны, возможен рост проблемных кредитов. Объем сформированных резервов по активам, подверженных кредитному риску (966,2 млрд. рублей по состоянию на 01.07.09 г., против 835,4 млрд. рублей по состоянию на 01.04.09 г.) остается невысоким (1,56% по отношению к соответствующим активам), что может потребовать отвлечения значительного объема капитала банков на покрытие возможных убытков по кредитным операциям. 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. Изменения курса белорусского рубля к корзине иностранных валют в 2011 году запланированы в пределах плюс/минус 8%. Это предусмотрено проектом основных направлений денежно-кредитной политики Беларуси на 2011 год. Следует отметить, что с учетом действующих и прогнозируемых внешних и внутренних экономических факторов Национальный банк не предполагает существенных изменений. В рамках дальнейшего укрепления финансовой стабильности и с учетом ожидаемого прироста цен в следующем году на уровне не более 8-10% основными направлениями предусматривается снижение ставки рефинансирования к концу 2011 года до 8-10% годовых. Снижение ставки рефинансирования направлено, прежде всего, на дальнейшее удешевление банковских кредитов для населения и субъектов хозяйствования. При этом достаточно высокий уровень реальных значений процентных ставок по депозитам населения в белорусских рублях позволит надежно защитить сбережения граждан от инфляции и сохранить значительное превышение доходности рублевых вкладов по сравнению с депозитами в иностранной валюте. Ставки по новым кредитам не финансового сектора – 10-13%. Прирост требований банков к экономике прогнозируется на уровне 32-35%. Прирост активов банков запланирован на уровне 27-30%. ВВП Беларуси, как ожидается, вырастет в меньшей степени - на 9-10%. Нормативный капитал банков должен увеличиться на 15-21%. При этом ожидается, что золотовалютные резервы Беларуси в 2011 году возрастут не менее чем на 1,2 млрд. долларов На 2011 год запланирован ряд реформ в сфере налогообложения. Так, планируется полностью отменить местный сбор на развитие территорий, местный налог на услуги, три платежа в составе экологического налога. В 2011 году инфляция в Беларуси прогнозируется на уровне 7-8%. Это предусмотрено проектом основных направлений денежно-кредитной политики Беларуси на 2011 год. Прирост требований банков к экономике прогнозируется на уровне 32-35% и должен достичь 57% к ВВП. Прирост активов банков запланирован на уровне 27-30%, что составит 68% к ВВП. Основные параметры развития банковского сектора, в первую очередь объем предоставляемых предприятиям и населению кредитных ресурсов, будут соответствовать динамике макроэкономических показателей и обеспечат дальнейшее повышение роли банковской системы в социально-экономическом развитии страны. В 2011 году Национальный банк обеспечит эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов. В области международного сотрудничества продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и других государств - участников СНГ, а также сотрудничество с международными финансовыми организациями. В целом в 2011 году денежно-кредитная политика будет содействовать сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов, обеспечению устойчивости экономического роста и занятости населения, отметили в управлении информации Национального банка. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В своей работе я дала определение понятию «денежно-кредитная политика», также были рассмотрены взгляды на денежно-кредитную политику монетаристов и кейнсианцев, приведены некоторые особенности проведения данной политики в Республике Беларусь. В заключение отмечу, что осуществляя оптимальную денежно-кредитную политику, Национальному Банку удалось добиться определенного прогресса. Динамика денежно-кредитных агрегатов выдерживается в пределах запланированных параметров, рыночные котировки рубля относительно стабильны, проводятся необходимые мероприятия по наращиванию золотовалютных резервов, платежная система функционирует нормально. Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности проводимой политики, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности. Таким образом, денежно-кредитная политика Республики Беларусь осуществляется в общем контексте социально-экономической политики и направлена на формирование благоприятных условий для реформирования народного хозяйства при недопущении (или минимизации) разного рода шоковых явлений. Список литературы1. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы – Мн.: «Беларусь», 2006. – с.32-34. 2. Национальная экономика Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития: Материалы республиканской научной студенческой конференции Минск, 29-30 апреля 2004 г. – Мн.: БГЭУ, 2004. – с.50-53. 3. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник – М.: РАГС, 2005. – 598с./с. 346-358. 4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. – Экономикс: принципы, проблемы, политика/ Пер. 16-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 940с./с. 319-337. 5. Чему отдать приоритет? Основные целевые ориентиры денежно-кредитной политики на 2000 год./А. Раков//Белорусский банковский бюллетень – 2000 - №13. – с.89-100. 6. Финансовое обеспечение социально-экономического развития.//Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2000 - №8. – с.12-18. 7. Проблемы денежного обращения и факторы его оздоровления./В.Сенько, А.Сорокин//Банкаўскі веснік – 2000 - №31. - с.4-13. 8. Денежно-кредитная политика РБ: проблемы и перспективы./А.О.Тихонов//Белорусский экономический журнал. – 2000 - №3. - с. 86-93. 9. Финансовый рынок РБ в январе-июле 2006 года./А.А.Колесников// Экономика. Финансы. Управление. – 2006 - №9. с.24-30. 10. Банковский вестник № 9(482) 2010 года. 11. Указ Президента Республики Беларусь № 274 от 25.05.2010г. «Об утверждении отчета Национального банка». 12. Доклад Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь П.П.Прокоповича на расширенном заседании Правления «Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2009 год и задачи банковской системы по их реализации в 2010 году» |