Курсовая работа: Технология предупреждения и разрешения межличностных конфликтов
Название: Технология предупреждения и разрешения межличностных конфликтов Раздел: Рефераты по психологии Тип: курсовая работа |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО Г. БЕЛОРЕЦК Кафедра социальной педагогики Курсовая работа ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ Выполнил: Студент 6 курса, СГФ Губин А.С. Научный руководитель: д.п.н., профессор Гайсина Г.И. Белорецк -2006 Содержание Введение 1. Понятие межличностный конфликт 2. Типология межличностных конфликтов 3. Теоретические основы профилактики и разрешения межличностных конфликтов среди детей школьного возраста Заключение Литература Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Введение Конфликты разного рода пронизывают не только всю историю человечества и историю отдельных народов, но и жизнь каждого конкретного человека. Не вызывает сомнения, что на конфликт в целом, независимо от его разновидности влияют множество условии, в том числе общественная и социально – политическая обстановка в стране. В последнее время резко возросло количество конфликтов в системе «человек – человек», на всех ее уровнях: от детей до взрослых. Но особую тревогу вызывают детские конфликты в подсистемах: «ребенок – ребенок»; «ребенок – взрослый», вытекающие своеобразным следствием рассогласованности требовании в семье и в обществе. Такого рода конфликты классифицируют, как межличностные. Средний показатель уровня конфликтности среди подростков в обычной городской школе составляет 30-40% от общей классификации взаимоотношении ребенка с его окружением(1.12). Проблеме межличностного конфликта в последнее время уделяется большое внимание, как в научных кругах, так и среди педагогов, психологов-практиков. Достаточно неплохо разработана теория конфликта и технология его предупреждения И. Муравьевой, М.В. Шакуровой, Е.В. Змановской. Обобщение и систематизацию разрешения межличностного конфликта предложила Т.А. Шишковец, основываясь на позициях гуманистического подхода, рассматривает классический вариант разрешения и предупреждения конфликтов в подростковой среде. Данная проблема имеет особую актуальность , что обусловлено, по крайней мере тремя обстоятельствами. Первое связано с общей тенденцией нарастания социальной напряженности в обществе, ухудшением (вследствие рассогласованности требовании государственных институтов) воспитательной системы с подрастающем поколением. Углубляются процессы социальной дифференциации, стратификации нашего общества, ухудшаются условия жизни и деятельности большинства населения, снижается социальная и психологическая защищенность личности и, как следствие всего этого, значительное нарастание психической напряженности людей, конфликтности, агрессивности. Второе вытекает из особенностей профессиональной деятельности, которая сама по себе часто имеет для человека повышенно-стрессовый и даже экстремальный характер. Более 15 % времени уходит на конфликты и их разрешение (88). Третье: проблема конфликтов и конфликтных отношений - это и проблема здоровья человека, здоровья и психического и физического. Следствием многих конфликтов является ухудшений здоровья участвующих в них сторон. Цель исследования : изучить проблему возникновения межличностных конфликтов детей школьного возраста и технологию их предупреждения и разрешения. Объект исследования: межличностные конфликты. Предмет исследования: технология предупреждения и разрешения межличностных конфликтных ситуации среди учащихся школьного возраста. Задачи исследования : · анализ научно-методической литературы по данному вопросу; · раскрыть понятие «межличностный конфликт». · рассмотреть основные виды межличностных конфликтов. · изучить теоретические основы технологии профилактики и разрешения межличностных конфликтов среди учащихся школьного возраста. Методы исследования : анализ научной литературы; сравнительно-сопоставительный анализ. Структура курсовой работы : работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы. 1. Понятие межличностный конфликт Что такое конфликт. Существо конфликта можно оп ределить как отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая из участвующих в конфликте сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Конфл икт обычно ассоциируется с агрессией, уг розами, спорами, враждебностью, напряжением и другими эмоционально-негативными явлениями. Бытует мнение, что конфликт всегда нежелателен, что его надо немедленно разрешать, поскольку он разрушает человеческие взаимоотношения, а, следовательно, отрицательно сказывается на результатах совместной работы. Однако многие западные теоретики и практики менеджмента считают, что с точки зрения эффективного управ ления некоторые конфликты могут быть не только полезны, но и желательны. Конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информаци ю, позволяет проанализировать большое количество альтернатив. Это делает процесс выработки решения более эффективным, дает возможность людям выразить свои мысли и чувства, удовлетворить свои потребности в уважении и власти. Это также помогает более эффективно выполнять планы, проекты и в результате создает условия для интенсивного развития банка и фирмы. Конфликт изначально предполагает противоборство. Разница заключается лишь в том, что является источником противоборства. Под конфликтом, например, в психологии понимают столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми негативными переживаниями. Педагогика же определяет конфликт, как напряжение в отношениях, возникшее в результате явных или скрытых противоречий, столкновения различных позиций, стремлений, мотивов людей, выливающееся в борьбу сторон (2, с. 23-24). Такое определение конфликта предлагает Л Болотина. В словаре русского языка Т.Е. Ефремовой конфликт понимается как серьезное разногласие, столкновение противоположенных сторон, мнении, сил (8, с. 389). Е. Меттус в книге Чарльза Ликсона «Конфликт. Семь шагов к миру» приводит следующее определение: «Конфликт – это столкновение, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства или переживания» (16, с.34-35). Российские конфликтологи Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк уточняют понятие конфликта. По их мнению, конфликт - это деятельность людей, и, следовательно, всегда предполагает преследова ние цели. Приписывание конфликтному дей ствию категории цели позволяет выделить в качестве конфликтующих сторон только те, которые способны к целесообразному, сознательному поведению, то есть к осознанию своей позиции, планированию своих действий, сознательному использованию средств. Отсюда следует, что конфликтующие стороны обязательно должны быть деятельными субъектами. И это позволяет отделить реальных участников конфликта от таких индивидов и групп, которые выступают в качестве инструментов, орудий, средств борьбы каких-либо субъектов конфликтного взаимодействия (3, с.115). Таким образом, общее в определении сторон, это как уже отмечалось – разногласие, противоборство. Многообразие определений современности приводит к мысли о том, что конфликт, многозначное понятие, характеризующее разногласие в какой либо сфере жизнедеятельности человека. И если речь заходит о человеке, то следовательно, первичны конфликты людей, построенные по определенным позициям, или проблемам. Под межличностным же конфликтомпонимается процесс разрешения возникающих между людьми противоречий по вопросам личной или служебной жизни и деятельности, происходящий в форме взаимного противодействия сторон и сопровождающийся отрицательными эмоциональными состояниями. Конфликт - это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более сторон при решении проблемы, имеющей личностную значимость для каждого из его участников. Межличностный конфликт - это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий социального взаимодействия (1, с.356). Наиболее яркое и точное определение, предложенное А.Я. Анцуповым, позволяет трансформировать данное определение относительно подросткового возраста, так как общение подростков это и есть своеобразное взаимодействие между собой и своим окружением. А. Дмитриев, В. Кудрявцев и Г. Кудрявцев предлагают четко разграничивать предмет и объект конфликта. Под предметом конфликта, пишут они в книге «Введение в общую теорию конфликтов», мы понимаем объективно существующую или мыслимую (воображаемую) проблему, служащую причиной разбора между сторо нами. Предмет конфликта - это и есть основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Объектом же конфликта может выступать любой предмет материального мира или социальной реальности (7, с. 39-45). Различия в представлениях и ценностях ведут к конфликту, потому что, вместо того чтобы объ ективно анализировать проблему, люди часто рассматривают только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые благоприятны лишь для их групп ы и личных потребностей. Эта тенденция - весьма распространенная причина конфликтов. Что касается межличностных конфликтов, то причин возникновения великое множество: от простого вербального воздействия, до мимических проявлений; притом предметом конфликта может стать материальная или моральная ценность индивида, выраженная и в идеологической ценности. Необходимо также выяснить, какова основная структура, вытекающая из определения. Конфликт как социально-психологический феномен включает в себя следующие элементы: предмет конфликта - проблема, по поводу которой он возникает; конфликтную ситуацию, в которой выражаются характер и степень противоречия (это ситуация, которую хотя бы один из партнеров по общению воспринимает как угрожающую, ограничивающую его возможности, ущемляющую его личное достоинство, честь и т. п.); участников конфликта, преследующих свои цели и стремящихся эти цели реализовать через конфликт; повод к столкновению сторон; инцидент как действия сторон по взаимному противостоянию в тех или иных формах; средства и способы их использования конфликтующими сторонами; условия, в которых возникает и протекает конфликт. Принято выделять два основных условия возникновения конфликта: 1) наличие базы, основы конфликта в виде возникновения конфликтной ситуации; 2) наличие инцидента, т.е. люди должны пойти на конфликт, столкновение, противоборство (7, с. 15). Таким образом, основная первичная причина конфликта – это противоборство, борьба мнений по поводу какой-либо проблемы. Естественно, что межличностный конфликт может выступать с конструктивной и деструктивной позиции, являясь, как уже не раз отмечалось, сигналом к саморазвитию, либо самосовершенствованию, либо к разрушению всего того, что было создано конфликтующими до начала конфликта. При трансформировании понятие конфликт и межличностный конфликт на учащихся, следует делать упор на индивидуальные и возрастные особенности с использованием основных указанных характеристик конфликта. 2. Типология межличностных конфликтов Межличностные конфликты человека зависят от его статуса, причем с точки зрения статуса в его социологическом понимании. Указанная выше система межличностных конфликтов характеризуется наиболее часто встречающимися видами взаимодействия с определенной категорией людей различного социального статуса и социальной роли. В связи с эти можно выделить конфликты в системе: «ученик – ученик (или ребенок – ребенок)»; ученик – родитель (или ребенок – родитель)»; ученик - учитель», что непосредственным образом отражает всю многогранность взаимоотношения подростка. Стоит более подробно остановиться на характеристики типологии межличностных конфликтов. 1. Конфликты в системе «ученик – родитель». Данная разновидность конфликтов - одна из самых распространенных в повседневной жизни. Невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями (1, с.356) Анонимные опросы школьных учителей показывают, что у каждого третьего из них сложились конфликтные отношения с собственными детьми. А ведь это наиболее подготовленная к взаимодействию с детьми категория родителей. Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Кроме общих причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, которые рассмотрены выше, выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей. • Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия. Дисгармония семьи - это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей. •Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания: разногласия членов семьи по вопросам воспитания; противоречивость, непоследовательность, неадекватность; опека и запреты во многих сферах жизни детей; повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений. •Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей: кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству); кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту); кризис 6-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту); кризис полового созревания (переход от младше школьного к подростковому возрасту - 12-14 лет); подростковый кризис 15-17 лет (Д. Эльконин) (3, с. 357 -358). •Личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют также, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей. Выделяют следующие типы отношений родителей и детей: 1)оптимальный тип отношений родителей и детей; 2)потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями; 3)скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство); 4)скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей; 5)поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители; 6)поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети; 7)родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними, т.е. противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение (С. Годник) (1, с. 358). Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); «конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой). Основная масса детей школьного, а особенно подросткового возраста на первое место ставит непонимание родителями проблем ребенка, его внутренней позиции и только потом уже отмечаются социальные проявления негативного характера (аморальность семьи, физическое и моральное насилие, жесткая система наказании, гипер или гипоопека). 2. Конфликты в системе «ученик – ученик». Наверное, самая распространенная система конфликтов среди детей, так как основную часть своего времени они проводят со своими сверстниками, начиная от обучения в школе и заканчивая времяпрепровождением на улице. Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов (О. Ситковская, О. Михайлова) путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость - явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли себе подобных (1, с. 378). Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации личности. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями (Р. Сире) (1, с. 378). Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие (А. Бандура). Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс) (1, с. 378), На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать ее для выхода из различных трудных ситуаций. При наличии соответствующей личностей основы важным становится не агрессия - способ достижения, а агрессия - самоцель, она становится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля. Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены важной особенностью возраста - формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению К тому же в последние время обострились так называемые экономические конфликты между школьниками на почве материального благополучия, выраженные зачастую в различных формах агрессии: от вербальной до физической, что характерно для всей группы конфликтов «ученик – ученик». Полностью изжить конфликты подростков в средней школе практически невозможно. В зависимости от того сколь успешно осуществляется в школе социализация личности ребенка, в первую очередь усвоение духовных, нравственных ценностей, изменяется интенсивность конфликтов между школьниками. Духовность во многом определяет деятельность и поведение людей. 3. Конфликты в системе «ученик – учитель». Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению психолога М. Рыбаковой, между учителем и учеником выделяются следующие конфликты: • деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий; • поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее; • отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей (1, с. 379-380). Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. Таких конфликтов меньше на уроках классных руководителей; в начальных классах, когда общение на уроке определяется характером сложившихся взаимоотношений с учениками в другой обстановке. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета', а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается интерес к познанию вообще. Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил мотивы, сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может вызываться различными мотивами. Учитель корректирует поведение учеников путем оценки их поступков при недостаточной информации об их подлинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения. Это вызывает вполне оправданное несогласие учеников. Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие. Основные особенности протекания данной группы межличностных конфликтов выглядит следующим образом: • участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель--ученик), чем и определяется их поведение в конфликте; • разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов; • различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться с эмоциями, подчинить их разуму; • присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда следует помнить учителю; • профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности; • всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики; • конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить (3, с. 78-90). Основная причина конфликтов в системе «ученик – учитель» зависит от двух составляющих: профессионализма учителя, его психологических качеств и педагогической культуры; и социально-культурного развития ученика, которое характеризуется степенью его социализированности на каждом возрастном этапе. Рассмотренные три блока конфликтов современного школьника позволяют сделать уже отдельные выводы: 1. о несогласованности системы предъявляемых требовании со стороны важнейших институтов: семьи, школы, улицы; 2. о наличии определенных пробелов в подготовке педагогических кадров в области воспитательной работы с ребенком (анализ работы социального педагога МОУ средняя школа № 20 г. Белорецка). 3. Теоретические основы профилактики и разрешения межличностных конфликтов среди детей школьного возраста Конфликт - напряжение в отношениях, возникшее в результате явных или скрытых противоречий, столкновения различных мотивов и стремлений людей и ведущее к борьбе сторон-участников напряжения (28, с.113). Конфликты бывают: между личностями (учитель-учитель, учитель - родитель, учитель - ученик, ученик - ученик, родитель - ребенок); внутри группы (учителей, учащихся); между отдельными группами (учащихся разных классов, учителей разного возраста и разных ценностных и профессиональных ориентации, которые вынуждены сотрудничать друг с другом). Все указанные конфликты характеризуются как межличностные и подробно рассматривались во втором параграфе. Не меньшую трудность составляет и разрешение конфликтов, а также их предотвращение. Естественно, что первичное звено в разрешении любого конфликта – это выяснение причины и прогнозирование его дальнейшего протеканий с целью корректировки и устранения нежелательных последствии. Чтобы спрогнозировать конфликт, надо сначала разобраться, имеется ли проблема, которая возникает в тех случаях, когда есть противоречие, рассогласование чего-то с чем-то. Далее устанавливается направление развития конфликтной ситуации. Затем определяется состав участников конфликта, где особое внимание уделено их мотивам, ценностным ориентациям, отличительным особенностям и манерам поведения. Наконец, анализируется содержание инцидента. Важно отслеживать сигналы, предупреждающие о развитии конфликта: кризис (в ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу, и человек становится способным на крайности); недоразумение (вызывается тем, что какая-то ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из участников, что приводит к искажению восприятия); инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, но это очень быстро проходит); напряжение (состояние, которое искажает восприятие другого человека и его поступков, взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства, очень часто любое недоразумение может перерасти в конфликт); дискомфорт (интуитивные ощущения волнения, страха, которые трудно выразить словами) (28, с.113-114). В практике социального педагога наиболее важен анализ конфликтной ситуации. Инцидент, например, можно заглушить путем «нажима», тогда как конфликтная ситуация в этом случае сохраняется, принимая затяжную форму и отрицательно влияя на жизнедеятельность коллектива. Социальному педагогу в профилактических целях необходимо ориентироваться в стилях поведения, предрасполагающих к возникновению конфликта, это: - доминантность в общении, консерватизм в мышлении, необоснованная критичность в отношении партнера; - нарушение персонального пространства партнера; - резкое и неожиданное убыстрение темпа беседы, намеренное создание дефицита времени при решении проблемы; - принижение личности партнера и его прав (перебивание, игнорирование контактов, преуменьшение его вклада в общее дело, нежелание признать его правоту в суждениях и т.п.); - постоянное навязывание своей точки зрения; - демонстрация своей постоянной занятости; - подчеркивание разницы с партнером в свою пользу; - неискренность, несдержанность, негибкость, несправедливость (28, с.114-115). При возникновении напряжения в общении специалисты рекомендуют: проявлять естественное внимание к собеседнику, быть доброжелательным, терпимым, дружелюбным; держаться спокойно, не терять самоконтроля и выдержки, говорить лаконично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован; установить контакт глазами и стараться не терять его; дать выговориться собеседнику, не пытаться перебивать его; уменьшить социальную дистанцию в пространстве, приблизиться, наклониться к собеседнику, дать понять, что вы понимаете его состояние; признавать свою вину, если таковая есть. Тактично покажите, в чем, как вам кажется, неправ и собеседник; показывать, что вы заинтересованы в решении проблемы собеседника, сотрудничестве с ним, будете поддерживать его, если это не противоречит интересам дела; разделять с собеседником ответственность за решение проблемы, определять план будущего сотрудничества. Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, который включает в себя анализ и оценку ситуации, выбор способа разрешения конфликта, формирование плана действий, его реализацию, оценку эффективности своих действий (29, с.92). Аналитический этап предполагает сбор и оценку информации по следующим проблемам: • объект конфликта (материальный, социальный или идеальный; делим или неделим; может ли быть изъят или заменен; какова его доступность для каждой из сторон); • участники (общие данные о них, их психологические особенности; отношения участников; возможности по усилению своего ранга; их цели, интересы, позиция; правовые и нравственные основы их требований; предыдущие действия в конфликте, допущенные ошибки; в чем интересы совпадают, а в чем - нет и др.); • собственная позиция специалиста (цели, ценности, интересы, действия в конфликте; правовая и нравственная основы собственных требований, их аргументированность и доказательность; допущенные ошибки и возможность их признания перед участником и др.); • причины и непосредственный повод, приведшие к конфликту; • социальная среда (ситуация в организации, социальной группе; какие задачи решает организация, оппонент, как конфликт влияет на них; кто и как поддерживает каждого из подчиненных, если они есть у оппонентов; что им известно о конфликте); • вторичная рефлексия (представление субъекта о том, как его оппонент воспринимает конфликтную ситуацию, как он воспринимает субъекта и его представление о конфликте и т.д.). Источниками информации выступают личные наблюдения, беседы с руководством, подчиненными, неформальными лидерами, своими друзьями и друзьями участников конфликта, свидетелями конфликта и др. Проанализировав и оценив конфликтную ситуацию, участники прогнозируют варианты разрешения конфликта и определяют соответствующие своим интересам и ситуации способы его разрешения. Прогнозируются: наиболее благоприятное развитие событий; наименее благоприятное развитие событий; наиболее реальное развитие событий; как разрешится противоречие, если просто прекратить активные действия в конфликте (28, с.114 -115). Важно определить критерии разрешения конфликта, причем они должны признаваться обеими сторонами. К ним относят: правовые нормы; нравственные принципы; мнение авторитетных лиц; прецеденты решения аналогичных проблем в прошлом. Действия по реализации намеченного плана проводят в соответствии с выбранным способом разрешения конфликта. Если необходимо, то производится пересмотр ранее намеченного плана (возвращение к обсуждению; выдвижение альтернатив; выдвижение новых аргументов; обращение к третьим лицам; обсуждение дополнительных уступок). Контроль эффективности собственных действий предполагает критические ответы на вопросы: зачем я это делаю? чего хочу добиться? что затрудняет реализацию намеченного плана? справедливы ли мои действия? какие необходимо предпринять действия по устранению помех разрешения конфликта? и др. По завершении конфликта целесообразно: проанализировать ошибки в собственном поведении; обобщить полученные знания и опыт решения проблемы; попытаться нормализовать отношения с недавним участником; снять дискомфорт (если он возник) в отношениях с окружающими; минимизировать отрицательные последствия конфликта в собственных состояниях, деятельности и поведении. В.М. Афонькова утверждает, что успешность педагогического вмешательства в конфликты подростков зависит от позиции педагога. Таких позиций может быть, как минимум, четыре: 1)позиция авторитарного вмешательства в конфликт - педагог, не будучи убежден, что конфликт - это всегда плохо и что с ним надо бороться, старается подавить его; 2)позиция нейтралитета - педагог старается не замечать столкновения, возникающие среди воспитанников, и не вмешиваться в них; 3)позиция избегания конфликта - педагог убежден, что конфликт - показатель его неудач в воспитательной работе с детьми и возникает из-за незнания, как выйти из создавшейся ситуации; 4)позиция целесообразного вмешательства в конфликт - педагог, опираясь на хорошее знание коллектива воспитанников, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение либо подавить его, либо дать возможность развиться до определенного предела. Действия педагога в четвертой позиции позволяют контролировать конфликт и управлять им (28, с. 116-117). Взаимодействуя с участниками при урегулировании конфликта, социальный педагог может использовать следующие тактики посреднического поведения: • тактика поочередного выслушивания на совместной встрече применяется для уяснения ситуации в период острого конфликта, когда разъединение сторон невозможно; • сделка - посредник стремится вести переговоры с участием обеих сторон, делая основной упор на принятие компромиссных решений; • челночная дипломатия - медиатор разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, обсуждая различные аспекты соглашения. В результате обычно достигается компромисс; • давление на одного из участников конфликта - большую часть времени третья сторона посвящает работе с одним из участников, доказывая ошибочность его позиции. В конце концов участник идет на уступки; • директивное воздействие предполагает акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель - склонение сторон к примирению (3. с. 56-57). Правила грамотного преодоления конфликта включают в себя следующее: - попытайтесь поставить себя на место конфликтующей стороны; - не делайте поспешных выводов. Дайте участникам некоторое конкретное время, чтобы осмыслить создавшуюся ситуацию: урегулирование конфликта - это решение проблемы «что делать», а не расследование вины «кто виноват»; - не давайте конфликту разрастись, чтобы в него не втягивались новые участники; проблемы должны решаться преимущественно теми, кто их создал; - преодолеть конфликт помогает общая деятельность и постоянная коммуникация между партнерами; - ищите момент для начала переговоров между участниками конфликта, «точки» доверия и уважения к партнерам по переговорам; - при обсуждении анализируйте мнения противоположных сторон, ищите компромисс, выслушивайте мнение каждой стороны: не столько для того, чтобы его опровергнуть, сколько для того, чтобы его учесть. Согласия в конфликте можно достичь путем определения общей основы оценок; - конфликт разрешим при твердом намерении обеих сторон к конструктивной дискуссии в интересах дела; - по частям, шаг за шагом, можно разрешить любое напряжение, преодолеть любые межличностные противоречия (16, с. 35-39). Социальному педагогу необходимо не только самому руководствоваться вышеперечисленными требованиями в организации общения, разработке мер по преодолению конфликтных ситуаций, но и информировать о них воспитанников, использовать упражнения, тренинги для выработки неконфликтного стиля поведения. Предупреждение же конфликтов среди школьников, а особенно школьников подросткового возраста включает в себя ряд этапов: 1. диагностический (изучение микроклимата в коллективе или среди отдельных учащихся, например учащихся группы риска с помощью диагностических методик: тесты, анкеты, метод наблюдения) (Приложение 1); 2. прогностический (включает обработку проведенной диагностики, ее анализ и составление своеобразного прогноза относительно возникновения, либо невозникновения конфликтной ситуации); 3. этап планирования (комплекс необходимых мероприятии по предотвращению конфликта или конфликтной ситуации); 4. профилактический (собственно воплощение мероприятий и их анализ) (Приложение 2) (19, с.17-18). Не стоит забывать и о том, что независимо от того происходит ли процесс собственно разрешения конфликта или только лишь его предупреждение, необходим контроль и после комплекса планируемых мероприятии, так как, например уже сформировавшийся межличностный конфликт, но в последствии разрешенный, может вспыхнуть с новой силой, а комплекс мероприятии по предупреждению не дает сто процентной уверенности в том, что конфликтов более в данной группе, или с данным ребенком не будет. Таким образом, необходим мониторинг на протяжении всего взаимодействия с детьми в данной ситуации. Теперь более подробно стоит остановиться на предупреждении межличностных конфликтов в системе «ученик – родитель» и кратко рассмотреть механизм их разрешения. Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает реакциями (стратегиями): оппозиции (демонстративные действия негативного характера); отказа (неподчинение требованиям родителей); изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий). Исходя из этого, основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие: • повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния; • организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий; • подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса; • интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям (1, с. 358-359).. По мнению психологов (Д. Лешли, А. Рояк, Т. Юферова, С. Якобсон), конструктивному поведению родителей в конфликтах с маленькими детьми может способствовать следующее: всегда помнить об индивидуальности ребенка; учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения; стараться понять требования маленького ребенка; помнить, что для перемен нужно время; противоречия воспринимать как факторы нормального развития; проявлять постоянство по отношению к ребенку; чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив; одобрять разные варианты конструктивного поведения; совместно искать выход путем перемены в ситуации; уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»; ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость; дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков; логически разъяснять возможности негативных последствий; расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений; использовать положительный пример других детей и родителей; учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей (1, с. 359). Межличностные конфликты в системе «ученик – ученик» предполагают нескольку иную стратегию разрешения. В зависимости от того, сколь успешно осуществляется в школе социализация личности ребенка, в первую очередь усвоение духовных, нравственных ценностей, изменяется интенсивность конфликтов между школьниками. Духовность во многом определяет деятельность и поведение людей. Заметную роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина - умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку. Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах. Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками и родителями (О. Осадько) (16, с. 34). Личностный стиль общения и педагогическая тактика «сотрудничества» обусловливают наиболее бесконфликтные взаимоотношения детей. Однако этим стилем владеет незначительное число учителей младших классов (около 15%). Учителя начальных классов с выраженным функциональным стилем общения (85%) придерживаются одной из тактик («диктат» или «опека»), которые усиливают напряженность межличностных отношений в классе. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах «авторитарных» учителей и в старшем школьном возрасте (1, с. 378). Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть - просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д (1, с.378-379). В третьих при разрешении межличностного конфликта между учащимися можно придерживаться определенного алгоритма, предложенного Т.А. Шишковцом. По его мнению разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, включающий в себя: · анализ и оценку ситуации; · выбор способа разрешения конфликта; · формирование плана действий; · его реализацию; · оценку эффективности своих действий (29, с.94). Успешность вмешательства социального педагога в конфликты подростков зависит от его позиции. Таких позиций может быть как минимум четыре: · позиция авторитарного вмешательства, то есть подавление конфликта; · позиция нейтралитета, то есть стремление не замечать столкновений между подростками и не вмешиваться в них; · позиция избегания конфликта: педагог убежден, что конфликт - показатель его неудач в воспитательной работе с детьми; · позиция целесообразного вмешательства в конфликт - педагог, опираясь на хорошее знание коллектива подростков, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение - либо подавить, либо дать развиться до определенного предела (29, с. 94). Действия педагога в четвертой позиции позволяют контролировать конфликт и управлять им. При взаимодействии с участниками конфликта социальный педагог может использовать следующие тактики посреднического поведения: · поочередное выслушивание на совместной встрече применяется для уяснения ситуации в период острого конфликта; · сделка: посредник стремится вести переговоры с участием обеих сторон, делая основной упор на принятие компромиссного решения; · челночная дипломатия: посредник разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, обсуждая аспекты соглашения. В результате обычно достигается компромисс; · давление на одного из участников конфликта: большую часть времени «третейский судья посвящает работе с одним из участников конфликта, доказывая ошибочность его позиции. В конце концов участник идет на уступки; · директивная тактика: акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель - склонение сторон к примирению (29, с. 94). Социальному педагогу в работе по преодолению конфликта желательно придерживаться следующих правил: · старайтесь поставить себя на место конфликтующей стороны; · не делайте поспешных выводов. Дайте участникам некий период времени чтобы осмыслить созданную ими ситуацию: урегулирование конфликта - это решение вопроса «что делать», а не расследование по принципу «кто виноват»; · не давайте конфликту разрастись; проблема должна решаться в основном теми, кто ее создал; · преодолеть конфликт помогает общее дело и постоянный контакт между партнерами; · постарайтесь определить момент для начала переговоров между участниками конфликта, «точки» доверия и уважения между участниками переговоров; · при обсуждениях анализируйте мнения противников, выслушивайте мнение каждого участника конфликта не столько для того, чтобы его опровергнуть, сколько для того, чтобы его учесть; ищите компромисс путем определения общей позиции для оценок; · конфликт разрешим при твердой готовности обеих сторон к конструктивной дискуссии в интересах дела; · разрешить любое напряжение, преодолеть межличностные противоречия возможно по частям, шаг за шагом (29, с.94-95). Социальному педагогу важно не только самому руководствоваться этими правилами, но и информировать о них соперников, использовать упражнения, тренинги для формирования неконфликтного поведения. Стоит отметить, что предложенный алгоритм применим и к другим видам разрешения межличностных конфликтов. Несколько сложнее ситуация складывается при конфликтных ситуациях в системе «ученик – учитель» , происходящих между профессионалом и формирующейся личностью. Исследования показывают, что в межличностном конфликте учителя и ученика велика доля отрицательных последствий (83%) по сравнению с положительным влиянием (50% от числа изученных ситуаций) (С. Хапаева) (1, с. 382). Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями (например, конфликты могут приобрести постоянный характер). Для конструктивного выхода из конфликта важны взаимоотношения педагога с родителями подростка. Часто общение учителя с повзрослевшими учениками продолжает строиться на тех же принципах, что и с учащимися начальных классов, обеспечивающих учителю возможность требовать подчинения. Такой тип отношений не соответствует возрастным особенностям подростка, прежде всего его новому представлению о себе, стремлению занять равное положение по отношению к взрослым (И. Вереникина). Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности учителя перейти к новому типу взаимоотношений с взрослеющими детьми. Инициатором таких взаимоотношений должен быть взрослый. Основные рекомендации учителям по управлению конфликтами могут быть следующими: · контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»; · не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на «я»-высказывания (не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»); · не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие «компенсирующие» действия не могут их исправить); · стараться не выгонять ученика из класса; · по возможности не обращаться к администрации; · не отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше достоинство), не затрагивать его личности, особенностей его семьи, давать оценку только его конкретным действиям; · дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая что «не ошибается только тот, кто ничего не делает»; независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику); не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения (1, с. 382-383). Технология предупреждения конфликтов строится, прежде всего, на доверии и взаимодействии с учащимися, построенном на сотрудничестве и смешанном стиле общения и методике этого же самого взаимодействия. Важно разъяснить подрастающему ребенку способы реагирования в конфликтной ситуации и механизмы их предотвращения (Приложение 3). Всем известна истина, что любую проблему легче предотвратить, чем разрешить. Однако все же больший упор следует делать именно на просвещение учащихся в области механизмов эффективного разрешения межличностных конфликтов с учетом позиции гуманистического подхода и толерантного отношения к ближнему. Основанная на знаниях система профилактики при ее постоянном мониторинге способна сдвинуть ситуацию с мертвой точки и начиная уже диалог с ребенком на лишь ему одном понятном уровне добиваться снижения уровня конфликтности. Предупреждение конфликтов включает в себя не только комплекс мероприятии по тематике межличностного взаимодействия но постоянную работу всего педагогического персонала и институтов общества в целом. Заключение Конфликт - это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более сторон при решении проблемы, имеющей личностную значимость для каждого из его участников. Межличностный конфликт - это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий социального взаимодействия между людьми. Специалисты предлагают разграничивать объект и предмет конфликта для более детального его изучения, а следовательно выбора новых механизмов разрешения и предупреждения. Межличностные конфликты подразделяются на несколько видов, образуя тем самым определенную систему межличностных конфликтов: конфликты в системе «ученик – родитель», «ученик – ученик», «ученик – учитель», связанную одним общим параметром – взаимодействие между личностью с ее определенными требованиями и системой мировоззрении. Основная причина возникновения межличностных конфликтов кроется в рассогласовании требовании институтов общества и государства (семьи, школы, микросоциума, средств массовой коммуникации), непосредственно влияющих на первичную социализацию ребенка. Рассогласованность этих требовании порождает противоречия на более низком уровне взаимодействия уже не общественных институтов, а собственно личностном, на основе постоянного контакта и жизнедеятельности. Смена ориентиров и конфликт поколении без формирования новой гуманистической идеологии порождает конфликты в системе «ученик – учитель» и «ученик – родитель», так как еще на раннем этапе социализации не всегда сохраняются связи взаимоуважения и взаимоподдержки. Конфликты в системе «ученик – ученик» происходят как на почве социального неравенства, так и на фоне взросления ребенка, что характерно и для других видов межличностных конфликтов, но и также все на том же уровне обесценивания общечеловеческих ценностей недостаточно сформированных в семье и начальной школе, и замененных в свое время на корысть, прагматизм. Предотвращение и разрешение межличностных конфликтов достаточно сложный и многоступенчатый процесс, включающий ряд этапов. Профилактика межличностных конфликтов проходит в несколько ступеней: диагностический, прогностический, этап планирования, профилактический, т.е включает в себя стандартную цепочку организации и планирования работы. При разрешении же конфликта схема несколько видоизменяется и включает в себя: анализ и оценку ситуации; выбор способа разрешения конфликта; формирование плана действий; его реализацию; оценку эффективности своих действий, хотя технологическая схема остается прежней. Предупреждение и разрешение межличностного конфликта среди учащихся строится в основном с позиции гуманистического подхода с применением педагогических и психологических приемов и тактик успешного взаимодействия. Поставленные цели и задачи в начале работы считаю выполненными, дан теоретический анализ причин конфликта, основных видов межличностных конфликтов; рассмотрена технология предупреждения и разрешения конфликтных ситуации с подбором конкретных рекомендации успешного взаимодействия с ребенком. Литература 1. Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебник для ВУЗов – М., 2004. 2. Болотина Л. Краткий словарь социального педагога образовательного учреждения// Воспитание школьников. -2004. -№5-9. 3. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание! Конфликт - Новосибирск, 1989. 4. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 160с. 5. Гологузова М.Н. Социальная педагогика. М., 1999. 6. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М,. 2006. – 320с. 7. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев Г. "Введение в общую теорию конфликтов", Москва, 1993. 8. Ефремова Т. А. Новый словарь русского языка. – М., 2004. 9. Змановская Е.В. Девиантология: Учеб. пособие для ВУЗов. – М., 2003. - 300с. 10. Ильина Т.А. тема обсуждения – педагогическая технология//Вестник высшей школы.-1973. - №11. 11. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993. 12. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. – М., 1989. – 255с. 13. Лучина Т., Солошенко И. Организация работы по формированию коммуникативной культуры подростков// Воспитание школььника. – 2006.№ 2. – С. 20-24. 14. Максименко М.А. Спутник классного руководителя. 8-9 классы. – Волгоград, 2006. - 120с. 15. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов/ Под. Ред. М.А.Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192с. 16. Меттус Е. Школьные конфликты: причины возникновения и приемы разрешения// Директор школы. – 2006. № 2. – С 34 -40. 17. Методика работы социального педагога пол. Ред. А.В. Кузнецовой. – М., 2003. - 96с. 18. Муравьева И. Конфликты в нашей жизни// Воспитание школьников. -2005. -№3. – С. 34-37. 19. Никитина Л.Е. Технологии социально – педагогической работы: Краткий анализ// Воспитание школьника. – 200. № 10.- С. 17-20. 20. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 440с. 21. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие ВУЗов. - М, 2001.- 512 с 22. Осипова И. Нарушения межличностных отношении, как фактор формирования отклоняющегося поведения детей и подростков// Воспитание школьника. – 2006.№ 2. – С.40-46. 23. Профилактика агрессивных и террористических проявлении у подростков: метод. пособие / под ред. И. Соковни. – М., 2005. – 158с. 24. Рыбаков М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1991. 25. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для ВУЗов. – М., 2001. – 480с. 26. Социальные технологии урегулирования конфликтов: Учебное пособие/ под ред. А.Б. Белинской. – М., 2000. 27. Сухарь Е. Ошибки семейного воспитания.//Воспитание школьников. -2005. -№3. – С. 46-48. 28. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002. – 267с 29. Шишковец Т.И. Справочник социального педагога. – М., 2005. – 207с. Приложение 1 Диагностика конфликтности школьника. Опросник Басса-Дарки Инструкция. Внимательно прочитайте каждое высказывание. Если оно подходит к Вам - поставьте рядом с ним знак «+», если нет - знак «-». 1.Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. 2.Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю. 3.Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. 4.Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы. 5.Я не всегда получаю то, что мне положено. 6.Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной. 7.Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать. 8.Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести. 9.Мне кажется, что я не способен ударить человека. 10.Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами. 11.Я всегда снисходителен к чужим недостаткам. 12.Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его. 13.Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами. 14.Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал. 15.Я часто бываю не согласен с людьми. 16.Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь. 17.Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему. 18.Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми. 19.Я гораздо более раздражителен, чем кажется. 20.Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор. 21.Меня немного огорчает моя судьба. 22.Я думаю, что многие люди не любят меня. 23.Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. 24.Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины. 25.Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку. 26.Я не способен на грубые шутки. 27.Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. 28.Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались. 29.Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится. 30.Довольно многие люди завидуют мне. 31.Я требую, чтобы люди уважали меня. 32.Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей. 33.Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу. 34.Я никогда не бываю мрачен от злости. 35.Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь. 36.Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания. 37.Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть. 38.Иногда мне кажется, что надо мной смеются. 39.Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям. 40.Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены. 41.Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня. 42.Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь. 43.Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием. 44.Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел. 45.Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам». 46.Если кто-нибудь раздражает меня, то я готов сказать все, что я о нем думаю. 47.Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею. 48.Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь. 49.С детства я никогда не проявлял вспышек гнева. 50.Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться. 51.Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить. 52.Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня. 53.Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ. 54.Неудачи огорчают меня. 55.Я дерусь не реже и не чаще, чем другие. 56.Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее. 57.Иногда я чувствую, что готов первым начать драку. 58.Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо. 59.Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю. 60.Я ругаюсь только от злости. 61.Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть. 62.Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее. 63.Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу. 64.Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся. 65.У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить. 66.Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает. 67.Я часто думаю, что жил неправильно. 68.Я знаю людей, которые способны довести меня до драки. 69.Я не огорчаюсь из-за мелочей. 70.Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня. 71.Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение. 72.В последнее время я стал занудой. 73.В споре я часто повышаю голос. 74.Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям. 75.Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить. Описание методики Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «Да» или «Нет». А. Бассе разделил понятия «агрессия» (агрессивное поведение) и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили различные виды агрессивных и враждебных реакций: Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица. Косвенная агрессия - агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена - взрывы ярости в форме крика, топанья ногами, битья кулаками по столу (характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью). Склонность к раздражению (коротко - раздражение) - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости. Негативизм - оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев. Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань). Кроме того, выделяется еще один пункт - угрызения совести, чувство вины. Ответы на вопросы этой шкалы выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества). Этот пункт выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки. Обработка и интерпретация данных Обработка опросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов, соответствующих ключу. Ключ 1.Физическая агрессия: «Да» - № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;«Нет» - № 9, 17, 41. 2.Косвенная агрессия: «Да» - № 2, 18, 34, 42, 56, 63; «Нет» -№ 10, 26, 49. 3.Раздражение: «Да» - № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; «Нет» -№ 11, 35, 69. 4.Негативизм: «Да» - № 4, 12, 20, 23, 36. 5.Обида: «Да» - № 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58; «Нет» - № 44. 6.Подозрительность: «Да» - № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;«Нет» - № 65, 70. 7.Вербальная агрессия: «Да» - № 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71,73; «Нет» - № 39, 66, 74, 75. 8.Угрызение совести, чувство вины: «Да» - № 8, 16, 24, 32,40, 47, 54, 61, 67 (23, с.113-115). Анкета Дорогой друг! Мы проводим исследование взаимоотношении в коллективе с целью оказания тебе помощи в дальнейшем. Подписывать свою анкету не обязательно, но если тебе так хочется, то можно. Пожалуйста отвечай на вопросы искренне. Ты можешь выбрать один или несколько вариантов ответа. 1. Твой пол – мужской - женский 2. В каком классе учишься? 3. С каким чувством ты идешь обычно в школу? - с удовольствием, с хорошим настроением - равнодушно, без удовольствия - с плохим настроением 4. Случалось ли тебе участвовать в драке или чтоб тебя били? Если да, то с кем? - со сверстниками в школе - со сверстниками на улице - со старшими ребятами в школе - со старшими ребятами на улице - с другими людьми - такого не случалось 5. Случалось ли чтобы кто-либо пытался унизить, оскорбить, издеваться над тобой? - да сверстники в школе - да сверстник на улице - да старшие ребята в школе - да старшие ребята на улице - да другие людьми - такого не случалось 6. случалось ли, чтобы у тебя отбирали вещи, деньги, требовали принести что-либо из дома? - да случалось - нет 7. Если случалось, как ты поступал в этом случае? - Рассказывал родителям - Старшему брату - Другу, подруге - Учителю - Пытался защитить себя, дрался - Никому не рассказывал, просто отдавал, что требовали - Такого не случалось (17, с. 66-67). Приложение 2 Классный час Конфликты в нашей жизни Цель: предупреждение конфликтов в подростковой среде через информационные и игровые способы воздействия. Задачи: Познавательные - учащиеся должны усвоить сущность понятий «конфликт» и «конфликтная ситуация», познакомиться с навыками, необходимыми в конфликтной ситуации и правилами предупреждения конфликтов. Развивающие - развитие умений нравственного самопознания, самоанализа и самооценки, Воспитывающие - решение проблемы повышения сплоченности класса. Оборудование и средства : ТСО (телевизор, видеомагнитофон, графпроектор), видеокассета, аудиокассета, плакат, эмблема, транспаранты, наглядный материал для показа, цветные квадратики для рефлексии. Время и место проведения: 40-60 минут, обычная аудитория. Литература: 1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 160с. 2. Д. Соколова. Конфликты в моей жизни: классный час//Воспитание школьников – 2005.- №3. – С. 28-30. 3. Шишковец Т. Справочник социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. – М. 2005. – 209с. План проведения занятия. 1. Предварительная подготовка (работа с творческой группой; конкурс сочинении по теме «Что я возьму с собой в третье тысячелетие?»). 2. Приветствие учащихся, сообщение темы классного часа. 3. Определение конфликта. 4. Игровая ситуация «Канат и конфликт»; «Диалог» 5. Технология нарастания и разрешения конфликта 6. Выяснение причин возникновения конфликтов. Видео сюжет «Ирония судьбы или с легким паром». 7. Подведение итогов. Диагностика успешности неуспешности занятия. 8. Благодарность за участие. Ход проведения занятия. Социальный педагог . Вы писали сочинение на тему: «Что я возьму с собой в третье тысячелетие». Послушайте, пожалуйста, отрывки из этих сочинений: 1. «Нам посчастливилось жить в двух тысячелетиях. Я часто задумываюсь над тем, какой будет наша жизнь. Хочется, чтобы она была счастливой и радостной. Но как этого достичь? Я думаю, что для этого нужно, чтобы никогда не было конца света, чтобы люди не ссорились, чтобы любили друг друга, чтобы понимали, что иногда они совершают ошибки». 2. «От рождения до самого последнего дня человека сопровождают конфликты. Но это не значит, что во всех этих, зачастую кажущихся неразрешимыми, ситуациях обязательно должны быть выигравшие и проигравшие. Противника можно представить партнером и недоразумение будет уладить куда проще». 3. «Я учусь в педагогическом классе. После окончания X] класса и института, я вернусь в школу. Возникает много противоречий между учителями и учениками. Наиболее частая причина: школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению». Социальный педагог . Конфликты существовали в этом тысячелетии и будут существовать в новом тысячелетии. Они - неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни... Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности, свободы... Сегодня я хочу с вами поговорить о причинах конфликтов и путях их решения. «Конфликты в нашей жизни или...». Пока наша тема звучит не полностью. В конце классного часа вы должны будете закончить формулировку. Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает? Ученики . Ссора, хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д. Социальный педагог . Давайте послушаем, какое определение этого слова дано в словарях русского языка. Ученики (заранее подготовившиеся). • Столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению. • Столкновение, серьезное разногласие, спор (Ожегов СИ.). Социальный педагог . Ребята, разделитесь, пожалуйста, на две группы: одна - мальчики, другая - девочки. Сейчас мы сыграем в простую игру - перетягивание каната. (Играют в игру.) Социальный педагог . Победила команда... Спасибо, садитесь. Как вы думаете, в результате этой игры мог произойти конфликт? Ученики. Да. Социальный педагог . А из-за чего он мог произойти? Ученики. Мальчики сильнее. Судья подсудил. Мешали зрители. Некоторые тянули с полной отдачей, а другие держались за канат для вида. Социальный педагог . Да, эта ситуация похожа на конфликт. А что нужно для возникновения конфликта? Ученики (при необходимости помогает педагог). Для возникновения конфликта необходимы присутствие, как минимум, двух человек или двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора. Социальный педагог . А теперь разыграем другую ситуацию. (Проводится упражнение в центре группы: два добровольца показывают упражнение «да - нет» на примере ситуации с дежурством по классу.) —Я дежурил вчера. -Нет. —Дежурил.-Нет.-Да. —Нет и т.д. Социальный педагог . Конфликт ли это? Почему? Ученики . Да, конфликт, потому что есть два человека и предмет спора - дежурство. Социальный педагог . Хорошо. А теперь я попрошу вас разделиться на две группы. Посмотрите, пожалуйста, цвет солнышка на ваших эмблемах имеет разный оттенок. Первую группу составят те, у кого солнышко желтого цвета, а вторую группу - у кого оранжевого цвета. Каждый член группы должен будет ответить на поставленный вопрос. Вопрос для первой группы: «Что происходит, если конфликт разрешается неправильно или подавляется?» Ученики. Возникают тревога, уход в себя, беспомощность, отрицание, смятение, стресс, разрыв отношений и т.д. (Звучит музыка.) Классный руководитель. Вот как схематически можно отразить нарастание конфликта. (Используется транспарант для графопроектора.) 6. Разрыв. 5. Агрессия. 4. Унижение. 3. Противодействие. 2. Недовольство. 1. Несогласие. Вопрос для второй группы: -Что происходит, если конфликт разрешается правильно? Ученики. Наступает покой, веселье, открытость, радость, расслабление, ощущение сил, уверенность в своих силах и т.д. (Звучит музыка.) Социальный педагог . А вот какова схема разрешения и предотвращения конфликта (Используется транспарант для графопроекта. ) 9. Временный разрыв. 8. Согласие. 7. Понимание. 6. Умение слушать. 5. Анализ своих действий. 4. Третейский суд. 3.Компромисс. 2.Юмор. 1. Нежность. Социальный педагог . Мы вместе дали определение; самому слову «конфликт», разобрали некоторые конфликтные ситуации и определили способы предотвращения конфликта. А теперь нам предстоит найти ответ на следующий вопрос: почему происходят конфликты? Ваша точка зрения. Ученики . Не умеем выслушать друг друга. Не хотим вникнуть в то, как выглядит ситуация с точки зрения другого. Не хотим понять интересы друг друга и найти общие интересы. Социальный педагог . Хорошо. Но что же делать, чтобы конфликты не происходили? Какие навыки необходимы любому человеку при решении конфликтов? Чтобы вам было проще ответить на этот вопрос, к каждому навыку я буду показывать отрывок из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром». Итак, первый эпизод . Социальный педагог (после просмотра). Что он демонстрирует? Ученики. Умение слушать. Второй эпизод . Социальный педагог . Что демонстрирует этот эпизод? Ученики. Умение справляться со стрессом, владеть своими эмоциями. Третий эпизод . Социальный педагог . Что показывает данный фрагмент фильма? Ученики. Умение сохранять уверенность в себе, постоять за себя. Четвертый эпизод. Социальный педагог . Тот же вопрос. Ученики. Умение критиковать и правильно реагировать на критику. Пятый эпизод . Социальный педагог . Какое качество демонстрирует герой фильма в последнем просмотренном фрагменте? Ученики. Умение принимать решение. Социальный педагог . А теперь я попрошу вас разделиться на три группы для проведения дискуссии. Посмотрите, пожалуйста, на цвет пьедестала ваших эмблем. В состав первой группы войдут те, у кого пьедестал коричневого цвета, во вторую группу - у кого он зеленого цвета, а в третью - те, у кого он синего цвета. Задание следующее: поделить воздушные шарики с определенным вариантом решения данного конфликта. Вариант решения у каждой группы свой. На подготовку сценки отводится 1 минута. Первая группа показывает сценку, а вторая должна назвать вариант решения. Затем вторая группа показывает - третья представляет вариант решения. Далее третья группа показывает - первая представляет вариант решения. Варианты решения конфликта: —Оба проиграли («ни тебе, ни мне»). —Один выиграл, второй проиграл (но часто при этом испорченные отношения или плохое настроение проигравшего могут испортить победителю радость победы). —Оба выиграли. Социальный педагог . Как вы думаете, из трех предложенных вариантов, какой наиболее удачный? Так как же можно продолжить тему нашего классного часа? Третий вариант: оба выиграли. «... Выиграть может каждый». Социальный педагог . У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков. Вопрос: Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях? Если ваш ответ «Да», то положите красный квадратик. Если ваш ответ «Нет» - черный квадратик. Если вы еще сомневаетесь - зеленый квадратик. (Звучит музыка.) (По преобладающему цвету разложенных на столе квадратиков определяется отношение учащихся к данной теме). Социальный педагог . Преобладает красный цвет. Я рада, что сегодняшний классный час не прошел зря, что вы поняли - избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно. Класс. Свободный выбор. Очень важно понять, что каждый из окружающих тебя людей имеет свой сложный и богатый внутренний мир. Социальный педагог . Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы - как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее... (Е.Евтушенко). И если человек, который находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими индивидуальными особенностями, со своими сильными и слабыми сторонами личности. И вот такие-то сложнейшие миры сталкиваются между собой в повседневной жизни, порождая многочисленные проблемы. И возникает необходимость погасить конфликт. Желательно, по крайней мере, «перемирие» враждующих, причем на основе такого компромисса между ними, который бы, во-первых, не шел вразрез с общими этическими нормами, а во-вторых, не ущемлял человеческого достоинства обеих сторон. Для того чтобы наше обсуждение не было чисто теоретическим, а имело бы практическую направленность к следующему классному часу, продумайте возможные конфликтные ситуации в нашем коллективе и пути их решения, обсуждение которых мы продолжим в следующий раз. На этом наш классный час заканчивается. Спасибо. До свидания (18, с. 34-37). Приложение 3 Комплекс рекомендации по предотвращению и профилактике межличностных конфликтов (памятка для учащихся) При возникновении напряжения в общении попробуйте следующее: - проявлять естественное внимание к собеседнику, доброжелательность, терпимость, дружелюбие; - держаться спокойно, не терять самоконтроля, говорить лаконично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован; - установить контакт глазами и стараться не терять его; - дать собеседнику выговориться, не перебивая его; - дать собеседнику понять, что вы понимаете его состояние (приблизиться, наклониться к нему); - признать свою вину, если объективно таковая есть; - постараться предельно тактично показать собеседнику, в чем, как вам кажется, он тоже не прав; - показывать что вы заинтересованы в решении проблемы собеседника* сотрудничестве с ним будете поддерживать его, если это не противоречит интересам дела; - разделять с собеседником ответственность за решение проблемы, определять план будущего сотрудничества. Советы по смягчению конфликтности. 1. Включите душевное зрение (человек- матрешка: есть он сам, внутри него еще один - внутренний, внутри того - еще один, глубинный. Лучше говорить мягкими словами, слушать собеседника) 2. Самый главный человек на свете - тот, кто перед тобой (собеседник может быть невоспитанным и невнимательным, глупым или агрессивным. Но чем меньше это будет раздражать Вас, тем талантливее вы как собеседник) 3. Постарайтесь, чтобы собеседник Вам понравился (старайтесь больше говорить хорошего не о себе, а о собеседнике). 4. Не кидайте в собеседника булыжники (задавайте нужный тон - корректный и уважительный). 5. Без нужды не задевайте (понравиться ли вам общение, в котором собеседник все время лезет перед вами на пьедестал, а вас окунает в грязную лужу?- Тот, кто в общении старается продемонстрировать свое превосходство, делает по сути то же самое. Чтобы этого не было, стройте общение на равных, а не сверху. 6. Берегите собеседника: избавьте его от уколов, обид и обвинении. 7. Не спорте по мелочам, не спорте с теми, с кем спорить бесполезно, не спорте с теми, кому важнее поспорить, а не разобраться , а самое главное никогда не начинайте спора, если вы в чем-то хотите действительно разобраться, тем более разобраться вместе с собеседником. 8. Надо стремиться к согласию, но не надо бояться разногласии (разногласия между людьми естественны и не могут быть поводом для разочаровании и недовольств, ссор, конфликтов.). 9. Ищите то, в чем прав собеседник, а не ошибается, старайтесь согласиться, а не возразить . 10. Признавайте возможность своей неправоты («Слушай, может быть я не прав, но давай посоветуемся»). 11. Старайтесь согласиться, а не возразить, стремитесь не к победе, а к истине, к миру. |