Курсовая работа: Тяговый расчет автомобиля
Название: Тяговый расчет автомобиля Раздел: Рефераты по транспорту Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Санкт - Петербургская Государственная Академия Сервиса и экономики «Тяговой расчет автомобиля» Калуга 2007 1. Исходные данные Автомобиль - ВАЗ-2108 Колесная формула - 4х2 Грузоподъемность автомобиля - 450кг Тип двигателя - Карбюраторный Коробка передач - Механическая 5 ступенчатая Максимальная скорость - 140 км/час Коэффициент суммарного сопротивления дороги - f0 =0.0085 Полная масса автомобиля - 1425кг Масса, приходящаяся на ведущие колеса - 800кг Мощность двигателя - 135 л.с. (100 кВт) при 6000 об/мин Удельный расход топлива - 7 л на 100 км Шины - 175/65 R 14 Радиус качения Rк =0.288 м КПД трансмиссии - &=0.953 Коэффициент лобового сопротивления Kw =0.3 Лобовая площадь Fa=2 м2 2. Тягово-динамический расчет автомобиля К внешним скоростным характеристикам двигателя внутреннего сгорания относят зависимости вида: где Ne -эффективная мощность двигателя, кВт Me -эффективный крутящий момент на коленчатом валу двигателя, Н*м ge -удельный эффективный расход топлива, г/кВт*ч ne -частота вращения коленчатого вала ДВС,мин-1 Определение рабочего диапазона двигателя по частоте вращения коленчатого вала В рабочем диапазоне частота вращения коленчатого вала ДВС изменяется от nemin до nemax при этом: Для карбюраторных двигателей- nemin =600-1200 мин-1 nemax =(1.25-1.3)neN мин-1 По указанным рекомендациям устанавливаем nemin =800 мин-1 и nemax =1.3*6000=7800 мин-1 Определение текущего значения мощности в рабочем диапазоне оборотов Мощность двигателя определяется по формуле Лейдермана: Nei =Nemax (a*(nei /neN )+b*(nei /neN )2 -c*(nei /neN )3 ), где nei -текущее значение частоты вращения коленчатого вала,мин-1 . nei изменяется в диапазоне отnemin до nemax neN - частота вращения коленчатого вала при максимально эффективной мощности двигателя,мин-1 i=1,2,3…-номера расчетных точек. a, b, c –коэффициенты (константы Лейдермана),зависящие от конструкции ДВС. Для карбюраторных двигателей a=b=c=1 Nei –текущее значение эффективной мощности, кВт Nemax -максимальная эффективная мощность двигателя, кВ N800 =100*(1*(800/7800)+1*(800/7800)2 -1*( 800/7800)3 )=11,2 кВт N7800 =100*(1*(7800/7800)+1*(7800/7800)2 -1*( 7800/7800)3 )=100 кВт Остальные данные заносятся в таблицу
Определение минимального удельного расхода топлива gemin - минимальный удельный расход топлива, г/кВт*ч gemin= [1.22-1.22*( ni /nNe max )+( ni / nNe max )2 ] gemin = 287 г/кВт*ч Определение эффективного крутящего момента. Эффективный крутящий момент на коленчатом валу двигателя рассчитывается по формуле: Mei =9550*Nei /nei , Н*м где Nei –текущее значение эффективной мощности,кВт nei -текущее значение частоты вращения коленчатого вала,мин-1 . M800 =9550*11.2/800=133,7 Н*м M7800 =9550*100/7800=122,44 Н*м Остальные данные заносятся в таблицу
Определение текущих значений эффективного удельного расхода топлива. Удельный эффективный расход топлива рассчитывается по выражению: gei =Kg*gemin (A-B(nei /neN )+C(nei /neN )2 ), г/кВт*ч где Kg-коэффициент,учитывающий равномерность горения заряда топлива: для карбюраторных Kg=0.99…1 gemin -минимальный удельный расход топлива,г/кВт*ч nei текущее значение частоты вращения коленчатого вала,мин-1 . изменяется в диапазоне от nemin до nemax A,B,C-коэффициенты,характеризующие конструктивные особенности двигателя: A=1.3 B=0.85 C=0.6 g800 =1*287*(1,3-0,85*(800/7800)+0,6*(800/7800)2 )=349,88 г/кВт*ч g7800 =1*287*(1,3-0,85*(7800/7800)+0,6*(7800/7800)2 )=301,35 г/кВт*ч Остальные данные заносим в таблицу
Полученные данные заносятся в таблицу По данным расчетов строятся графики зависимостей Ne , Me , ge . Определение передаточных чисел КПП По справочным данным: 1 – 3,64 3 – 1,36 2 – 1,95 4 – 0,94 5 – 0,78 Увеличение числа передач улучшает тяговые свойства автомобиля, динамический фактор на передачах и способствует развитию больших ускорений при одинаковых сопротивлениях, сокращает время разгона. Главное передаточное число 3,7. 3. Определение динамических показателей автомобиля К ним относят касательную силу тяги на ведущих колесах, динамический фактор, скорость движения, ускорения, время и путь разгона. Последние три параметра характеризуют быстроту разгона автомобиля и определяют его приёмистость. Параметры динамичности автомобиля определяются по универсальной динамической характеристики и заданному дорожному сопротивлению для горизонтального участка дороги с твердым покрытием. Тяговая характеристика автомобиля Сила тяги определяется из зависимости: Pkn = Uт pn *Mei *nтр /rk , Н где: Pk – сила тяги на ведущих колесах Uтр n - передаточное отношение трансмиссии на n-ом номере передач Uтр n =U0n *Un *Upkn Где: U0 n - передаточное отношение главной передачи Un - передаточное отношение в коробке передач на n-ой передаче Uтр1 =3,7*3,64=13,468 Uтр2 =3,7*1,95=7,252 Uтр3 =3,7*1,36=5,032 Uтр4 =3,7*0,94=3,478 Uтр5 =3,7*0,78=2,886 Mei - текущее значение крутящего момента двигателя nтр - КПД трансмиссии на всех передачах – постоянно rk - Радиусы качения всех колес одинаковые и не изменяются во всем диапазоне скоростей движения автомобиля Сила тяги на 1-ой передаче: Pk 800 =13,468*133,7*0,95/0,288=5939,715Н Pk 7800 =13.468*122.44*0.95/0.288=5439.482H Остальные значения заносятся в таблицу
Сила тяги на 2ой передаче: Pk 800 =7.252*133,7*0,95/0,288=3198.308Н Pk 7800 =7.252*122.44*0.95/0.288=2928.952H Остальные данные заносят в таблицу
Сила тяги на 3ий передачи: Pk 800 =5.032*133,7*0,95/0,288=2219,234Н Pk 7800 =5.032*122.44*0.95/0.288=2032.334H Остальные данные заносят в таблицу
Сила тяги на 4ой передачи: Pk 800 =3,478*133,7*0,95/0,288=1533.883H Pk 7800 =3,478*122.44*0.95/0.288=1404,701H Остальные данные заносятся в таблицу
Сила тяги на 5ой передачи: Pk 800 =2.886*133,7*0,95/0,288=1278.796H Pk 7800 =2.886*122.44*0.95/0.288=1165.603H Остальные данные заносятся в таблицу
Сила лобового (аэродинамического) сопротивления Pw =Kw *Fa *V2 ani /13 где Kw - Коэффициент лобового сопротивления Fa – Лобовая площадь автомобиля Vani – скорость движения автомобиля на n-ой передаче в iой расчетной точке Vani =0.377*rk *nei /Uтр n Где: nei -частота вращения вала двигателя в i-ой расчетной точке,мин-1 rk -радиус качения шины Uтр n -передаточное отношение трансмиссии на n-ой номере передач в каждом из агрегатов На первой передаче: Vani 800 =(0.377*0.288*800)/13.46=6.4 Vani 7800 =(0.377*0.288*7800)/13.46=63 На второй передаче: Vani 800 =(0.377*0.288*800)/7.2=12 Vani 7800 =(0.377*0.288*7800)/7.2=116 На третьей передаче: Vani 800=(0.377*0.288*800)/5=17 Vani 7800=(0.377*0.288*7800)/5=163 На четвертой передаче: Vani 800=(0.377*0.288*800)/3.4=25 Vani 7800=(0.377*0.288*7800)/3.4=171 На пятой передаче: Vani 800=(0.377*0.288*800)/2.8=30 Vani 7800=(0.377*0.288*7800)/2.8=293 На первой передаче: Pw 800 =0.3*2*41.59/13=1.9 Pw 7800 =0.3*2*3954.12/13=182.49 На второй передаче: Pw 800 =0.3*2*143.4=6.7 Pw 7800 =0.3*2*13.637=629.4 На третьей передаче: Pw 800 =0.3*2*297.9=13.7 Pw 7800 =0.3*2*283.25=1307.5 На четвертой передаче: Pw 800 =0.3*2*623.7=28.7 Pw 7800 =0.3*2*5929.2=2736.5 На пятой передаче: Pw 800 =0.3*2*905.8=41.9 Pw 7800 =0.3*2*8611.9=3974.5 Остальные данные заносятся в таблицу На первой передаче
На второй передаче
На третьей передаче
На четвертой передаче
На пятой передаче
Скорость движения автомобиля: V=0.105*((ni *rk )/(i0 *ik )) где: ni - частота вращения коленчатого вала rk – радиус качения i0 – главное передаточное число ik – передаточное число для каждой передачи На первой передаче V800 =0,105*((800*0,288)/(3,7*3,64))=1,8 V7800 =17 На второй передаче V800 =3.5 V7800 =33.5 На третей передаче V800 =4.8 V7800 =47 На четвертой передаче V800 =7 V7800 =67 На пятой передаче V800 =8 V7800 =81 Остальные данные заносятся в таблицу
На второй передаче
На третьей передаче
На четвертой передаче
На пятой передаче
Динамическая характеристика автомобиля Для сравнительной оценки тяговых качеств автомобиля, независимо от массы, используется динамический фактор Д = (Pk -Pw )/(ma *g), где Pk – тяговая сила на ведущих колесах Pw – величина силы сопротивления встречного воздуха ma – масса автомобиля g – ускорение свободного падения(9,8) На первой передаче Д800 =(Pk 800 -Pw 800 )/(1425*9.8)=(5939-2)/14=424 Д7800 =(5439-182)/14=375 На второй передаче Д800 =(3198-6,6)/14=228 Д7800 =(2928-629)/14=164 На третьей передаче Д800 =(2219-14)/14=157 Д7800 (2032-1307)/14=58 На четвертой передаче Д800 =(1533-29)/14=107 Д7800 (1404-2736)/14=0 На пятой передаче Д800 =(1272-41)/14=88 Д7800 (1165-3974)/14=0 Остальные данные заносят в таблицу На первой передаче
На второй передаче
На третьей передаче
На четвертой передаче
На пятой передаче
Мощностной баланс автомобиля N=Nb + Nтр +Nw +Nj+ Nq Nb =10-3 *Pb *Va [кВт] – мощность затраченная на привод вспомогательного оборудования где: Va – скорость автомобиля (м/с); Рb – сила сопротивления вспомогательного оборудования; Ne – мощность двигателя;
Список использованной литературы 1. Чудаков Е.А. «Теория автомобиля» М: Машииз, 1990, - 344с. 2. «Двигатели внутреннего сгорания: Теория поршневых и комбинированных двигателей» /под ред. Орлина А.И., Круглова М.Т. М: Машиностроение. - 1993 г. 372с. 3. Колчин А.И., Демидов В.П. «Расчет автомобильных и тракторных двигателей» М: Высшая школа, 1997г. - 400с. 4. Митрофанов В.И., Шабашева М.М. «Методы расчета эффективного удельного расхода топлива ДВС при проектировании автомобилей» Межвузовский сборник научных трудов. М: ВЗМИ, 1996г. - 145с. 5. Смирнов Г.А. «Теория автомобиля» М: ВШ, 1991. 344с. |