Реферат: Правовой режим свободных экономических зон
Название: Правовой режим свободных экономических зон Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВУИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ (ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ) КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО ТЕМА: «ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН» Выполнила студентка 5-го курса заочной формы обучения Преподаватель ___________________________ ________________________________ ученая степень, ученое звание, должность ________________________________ фамилия,и,о. Дата представления работы “___” _____________ 2007 г. МОСКВА 2007 СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………....…2 1. Понятие, характерные черты и виды свободных экономических зон…….3 2 Правовой режим в свободных экономических зонах…………………...…..8 Заключение………………………………………..………………………….…12 Литература………………………………………………………………………14 ВВЕДЕНИЕ Одним из основных факторов развития рыночных отношений является привлечение иностранных инвестиций. Это ведет к углублению противоречий между различными группами стран, а именно все больше проявляет себя конкуренция между отдельными странами за право обладания капиталами иностранных инвесторов, что, в свою очередь, ведет к повышению роли различных средств и механизмов привлечения инвесторов. Наиболее эффективным и проверенным инструментом повышения экономической конкурентоспособности страны является создании свободных экономических зон (СЭЗ). В последние годы формирование СЭЗ стало одним из направлений реформ в странах, переходящих от централизованной плановой экономики к рыночному хозяйству, и, в частности, в России. Значительная законодательная база, принятая в РФ на первых этапах становления института свободных экономических зон, во многом носила ограниченный и непоследовательный характер, хотя и включала в себя как общее и специальное законодательство РФ, таки международно-правовые акты. Положение СЭЗ в России является весьма неустойчивым, в том числе и в связи с имеющимися недостатками в правовом регулировании отношений, связанных с их созданием и функционированием. Так, закон РСФСР от 4 июля 1991 г. "Об иностранных инвестициях в РСФСР" лишь декларировал возможность создания СЭЗ на территории России, но не регулировал практические вопросы их деятельности. Уже в первые годы реализации активных экономических реформ предполагалось принять пакет законов и подзаконных актов, призванных стимулировать приток иностранных инвестиций в Россию. Однако полноценная нормативно-правовая база в этой области правового регулирования так и не была создана, процесс создания СЭЗ не был упорядочен, в связи см чем, по мнению многих авторов, ни одна из существующих СЭЗ на полную "проектную" мощность не заработала. 1. Понятие, характерные черты и виды свободных экономических зон Первоначально свободной экономической зоной считалась особая территория крупного морского порта или примыкающего к нему района, выделенная из таможенной территории страны для свободного беспошлинного ввоза и вывоза иностранных товаров. Статус свободных портов имели Ливорно (1547г.), Генуя (1595 г.), Венеция (1661 г.), Марсель (1669 г.). На территории России - Одесса (1817 г.), Владивосток (1862 г.), Батуми (1878 г.). В настоящее время имеют статус "свободный порт": в Швейцарии - Букс, Женевпорт, В Бразилии - Манаус, в Румынии - Сулина и некоторые другие. По мере монополизации рынка и усиления протекционистской политики государств "свободные порты" стали видоизменяться в свободные экономические зоны. В соответствии с документами международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.), под свободной зоной (или "зоной-франко") понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. В современной литературе, посвященной проблемам свободных зон, их сущность трактуется более широко: они определяются как инструмент выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Законодательство, которое регулирует деятельность субъектов в СЭЗ в большинстве стран мира, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения, в том числе - касающиеся прав собственности на землю; предоставление концессий; управление свободной зоной. Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства. В связи с этим в Российской Федерации целями создания свободных экономических зон являются обеспечение благоприятных условий в них для предпринимательской деятельности, в том числе и внешнеэкономической, внедрение достижений научно-технического прогресса, стимулирование отечественных и иностранных инвестиций, увеличение занятости населения. Характерными чертами СЭЗ являются: а) применение различных видов льгот и стимулов: -внешнеторговых - снижение или отмена экспортно – импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций;-фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу, отдельные её компоненты, уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;-финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде - за счёт бюджетных средств и государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.б) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделённой правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;в) всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования к её размещению:-благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;-развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;-существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал(запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).Киотской конвенции от 18 мая 1973 г. устанавливается два наиболее общих вида зон – это коммерческая и промышленная свободные зоны. Под коммерческой свободной зоной понимается зона, куда "товары, допускаются для последующей продажи, их переработка и использование в производстве обычно запрещены". Промышленная зона – это зона, где "товары, допущенные к ввозу, могут быть подвергнуты разрешенным операциям по переработке". В зависимости от целей и задач свободные экономические зоны можно разделить на следующие основные типы:-комплексные зоны производственного характера - формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры К комплексным зонам может быть отнесена большая часть СЭЗ, создаваемых в России, в том числе - СЭЗ в Находке, Калининградской области, Санкт-Петербурге и др.;-внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные) - обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита. К внешнеторговым зонам относятся, в частности, она свободной торговли "Шерри-зон" (аэропорт "Шереметьево"), свободные таможенные зоны "Московский Франко-Порт" (аэропорт "Внуково"), "Франко-Порт Терминал" (на территории московского Западного речного порта);-функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.) - выполняют какнароднохозяйственные , так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки , а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта. К отраслевым зонам научно-технического характера относится СЭЗ в Зеленограде, к зонам туристическо-курортного типа - особая экономическая зона "Кавказские Минеральные Воды".При этом, в различных странах превалируют те или иные виды экономических зон, в частности в США это зоны внешней торговли, предпринимательские зоны и технологические парки: первые из них - зоны внешней торговли, создававшиеся на основе Закона о зонах внешней торговли (1934г.). В России к свободным экономическим зонам относятся зоны экспортного производства и свободные таможенные зоны производственного и торгового типов. Свободные экспортно-промышленные зоны (СЭПЗ) являются наиболее распространенными в мире. Под СЭПЗ понимается территориальный анклав, создаваемый для использования конкурентных преимуществ, основанных на дешевых местных трудовых ресурсах, в целях привлечения иностранных инвестиций в отрасли, работающие на внешние рынки. Первым прообразом такой зоны была свободная зона, созданная в 1888 г. в Гамбурге. Наибольшее распространение СЭПЗ получили в развивающихся странах. Если в 1966 г. в "третьем мире" насчитывалось всего три СЭПЗ (зона "Кандла" в Индии, зона "Мэйагуэс" на Пуэрто-Рико, зона "Гаосюн" на Тайване), то за 1966—1978 гг. было создано 52 новых СЭПЗ, а к 1988 г. число СЭПЗ, основанных в 30 развивающихся странах, превысило 260. В Российской Федерации также возможно создание особых экономических зон. Последние могут создаваться только в исключительных случаях, а также с учетом географического расположения территории субъекта Российской Федерации, осуществляющего приграничную торговлю с сопредельными государствами. В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" на территории субъекта Российской Федерации может быть создана особая экономическая зона. Создание особой экономической зоны и регулирование правового режима инвестиций и предпринимательской деятельности в ней устанавливаются на основании специального федерального закона, принимаемого для каждой особой экономической зоны. Примером таких актов могут служить Федеральный закон от 22 января 1996г. №13-ФЗ «Об особой экономической зоне в калининградской области», Указ Президента РФ от 10 декабря 1992г. №172 о создании свободной таможенной зоны «Шереметьево», Федеральный Закон от 17 декабря 1998 г. №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и многие другие. 2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ В СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ Правовое регулирование отечественных СЭЗ осуществляется главным образом на основе индивидуальных нормативных актов, имеющих различную юридическую силу, от положений о СЭЗ, утвержденных распоряжением Верховного Совета РФ, до федеральных законов, регламентирующих создание и деятельность отдельных зон. Общие вопросы, касающиеся режима свободных (особых) экономических зон, находят отражение в распоряжениях и постановлениях правительства, указах Президента РФ, международных договорах и других нормативных актах. Важное и определяющее значение в сфере правового регулирования деятельности иностранных инвесторов в СЭЗ имеют указы Президента и постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты. Указ Президента РФ “О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон на территории Российской Федерации” от 4 июня 1992 г. содержит положение, в соответствии с которым порядок таможенного контроля на территории зон устанавливается с учетом специфики каждой из них. Здесь же предусмотрен 50-процентный экспортный тариф на экспортные пошлины от уровня, предусмотренного действующим законодательством для сырьевых товаров, добываемых в СЭЗ и вывозимых за счет квот, введенных положениями о СЭЗ. Следующим нормативным документом в сфере инвестирования в СЭЗ, имеющим кардинальное значение для развития СЭЗ на территории России, является принятое в июле 1993 г. Министерством финансов и Государственной налоговой службой Письмо “О налогообложении в свободных экономических зонах”, в котором было объявлено, что “применение налоговых льгот, не предусмотренных действующим налоговым законодательством для предприятий -резидентов СЭЗ, является неправомерным”. Тем самым из статуса российских СЭЗ был изъят основополагающий принцип деятельности иностранных инвесторов в СЭЗ - принцип предоставления льготного налогообложения. Еще одним важным документом в сфере деятельности предприятий в СЭЗ является Указ Президента РФ “О совершенствовании работы с иностранными инвестициями ” от 27 сентября 1993 г., центральным звеном которого является положение, в соответствии с которым ограничения в деятельности иностранных инвесторов могут устанавливаться только законами РФ и указами Президента РФ. Российский законодатель закрепил еще один важный принцип деятельности иностранных инвесторов на территории РФ, в том числе и в СЭЗ - принцип ограничения в деятельности инвесторов только и исключительно на основе законов РФ и указов Президента РФ. Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1994 г. “Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику РФ”, нацеленное главным образом на “обеспечение проведения единой, последовательной и скоординированной политики в данной сфере”, исходящей “из необходимости создания благоприятного правового, налогового и таможенного режима для зарубежных инвестиций как условия более активного их привлечения в российскую экономику”. Тем самым законодатель, развивая принцип допустимости изъятий из национального режима в сфере иностранного инвестирования в сторону ее преференциальности на территории зон, закрепляет еще два важных принципа деятельности иностранных инвесторов в СЭЗ: 1 ) принцип льготного по сравнению с общим режима хозяйственной, в том числе внешнеэкономической деятельности; 2) принцип законодательного закрепления преференциальных условий деятельности иностранных инвесторов в СЭЗ. Анализ названных законодательных и нормативных актов позволяет сделать вывод о весьма непоследовательной государственной политике в отношении СЭЗ, следствием чего является неурегулированность и несогласованность законодательных и нормативных актов РФ в сфере инвестирования в зонах. То же можно сказать и о других сферах правового регулирования в СЭЗ, где действующие на территории Российской Федерации законы РФ, вступая в противоречие с Положениями о СЭЗ, аннулируют их действие. Особая правовая регламентация в сфере действия законодательства Российской Федерации установлена на территории зон свободной торговли. Так, в соответствии с Положением о зоне свободной торговли “Шереметьево”,о котором уже упоминалось выше, она является таможенной зоной и на “ее территории действует законодательство Российской Федерации, регулирующее таможенное дело с изъятиями, определяемыми законодательными актами о свободных таможенных зонах и настоящим Положением” (ст.2). Положение также устанавливает, что законодательные и нормативные акты, регулирующие таможенное дело, а также порядок налогообложения экспорта и импорта товаров, перемещаемых через таможенную границу, применяются с учетом того, что территория зоны свободной торговли “Шереметьево” находится вне таможенной территории Российской Федерации. Таким образом, и в отношении зон свободной торговли российский законодатель не выходит за рамки регулирования деятельности иностранных инвесторов на основе принципа предоставления национального режима и принципа приоритетности специального законодательства перед общим. Учитывая важное стратегическое географическое положение Калининградской области, Государственная Дума 15 ноября 1995 г. приняла Федеральный закон от 22 января 1996 г. “Об особой экономической зоне в Калининградской области”. В частности, Закон предусматривает, что в особой экономической зоне устанавливается льготный по сравнению с общим режим инвестиций и предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической и инвестиционной деятельности. Он также устанавливает, что в отношении взимания таможенных пошлин и иных платежей (в том числе налогов), уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, особая экономическая зона рассматривается как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны с особенностями, устанавливаемыми настоящим Федеральным законом. Закон закрепляет предоставление в ОЭЗ национального режима в сфере банковской деятельности, предусматривая, однако, что администрация ОЭЗ по согласованию с Правительством РФ вправе устанавливать льготы для российских и иностранных банков в связи с их деятельностью по реализации федеральной государственной программы развития особой экономической зоны и инвестиционной деятельности, определяя, что “инвестиционная деятельность коммерческих организаций любого профиля предпринимательской деятельности с полным или частичным привлечением иностранных инвестиций осуществляется в порядке и в формах, предусмотренных законодательством РФ”. Налоговые льготы, валютное регулирование и валютный контроль Закон также подчиняет соответственно налоговому законодательству РФ и законодательству Калининградской области. Порядок въезда, выезда и пребывания на территории Калининградской области иностранных граждан и лиц без гражданства также определяется законодательством РФ и международными договорами Российской Федерации. Социально-трудовые отношения в ОЭЗ регулируются на основе заключения коллективных договоров и индивидуальных контрактов в соответствии с законодательством РФ о труде. В целом Закон носит рамочный, отсылочный характер и закрепляет в основном принцип предоставления деятельности инвесторов в ОЭЗ на основе национального режима. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, мировая практика показывает, что создание СЭЗ - весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов. В основном, создание и развитие свободных экономических зон ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом вопрос о свободных экономических зонах в России до сих пор решался недостаточно последовательно, при отсутствии конструктивной концептуальной основы и достаточной правовой базы. Практика показала, что для успешного функционирования свободных экономических зон их устройство должно регламентироваться четко сформулированным законом. Без базового федерального закона о СЭЗ реализация любых принимаемых по вопросу о зонах правовых решений будет неизбежно упираться в приоритетность более общих норм регулирования хозяйственной деятельности, установленных специальными разделами федерального законодательства. Принятие же такого закона позволило бы упорядочить многочисленные нормативно-правовые акты, принятые по вопросу о СЭЗ, открыв таким образом новый специальный раздел в федеральном законодательстве - раздел о СЭЗ, а также внести в другие специальные разделы законодательства (налоговый, таможенный, валютный, и т.д.) те дополнения, без которых реальное развертывание зональной практики не представляется возможным При этом, появление такого акта не должно повлечь за собой упрощение порядка создания зон. Любая экономическая зона с особым правовым режимом должна учреждаться на основе отдельного федерального закона. Помимо этого необходимо разработать ряд документов рекомендательного характера, которые могли бы играть роль модельных актов, предназначенных для особых зон различного назначения, например смешанных производственно-экспортных зон, технопарков и прочее. Такие модельные акты помогли бы учесть не только российский, но и современный зарубежный опыт деятельности СЭЗ.В современных условиях только открытость властей и их ответственное отношение к проектам, связанным с учреждением новых и поддержкой уже существующих свободных экономических зон, могут быть залогом успешной деятельности СЭЗ на российской территории. ЛИТЕРАТУРА Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации 2. Таможенный кодекс Российской Федерации. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации. 4. Налоговый кодекс Российской Федерации. 5. Федеральный закон от 9 октября 1992 г. №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». 6. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. №225 –ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». 7. Федеральный закон от 22 января 1996г. №13-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области». 8. Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. №63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами». 9. Федеральный закон от 4 января 1999 г.м№4-Фз «О координации международных и внешнеэкономических связей Субъектов Российской Федерации». 10. Федеральный закон от 25 февраля 1999г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». 11. Указ Президента РФ от 4 июня 1992 г. N 548 "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации". 12. Указ Президента РФ от 10 декабря 1992 г. N 1572 "О создании зоны свободной торговли "Шереметьево". 13. Указ Президента РФ от 3 июня 1993 г. N 847 "О свободных таможенных зонах "Московский Франко-Порт" и "Франко-Порт Терминал". Специальная и научная литература 1. Лунц Л.А. Курс международного частного права. М.: Спарк, 2002. 2.Агаркова Н.П., Шарапа И.А. Государственное регулирование инвестиционной деятельности. Материалы научно–практической конференции «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности в России и СНГ». М.2000. 3.Носков И.Н. «Настоящие» российские свободные экономические зоны (Калининград, Находка, Калмыкия). Законодательство.1997.№6 4.Елисеев А. Особая экономическая зона в Калининградской области. - Международный бизнес России, 1996, N 5 |