Реферат: Культурология как наука 8
Название: Культурология как наука 8 Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат |
Культурология . Культурология как наука сформировалась недавно(комплекс гуманитарных знаний) 20 век- послевоенное время, 50е гг- исследования гитлеровцев(общество формирует нравственные ценности) Чтобы уничтожить нацию нужно уничтожить культурные ценности, а духовные ценности заменить сиюминутными материальными. Цель гитлеровцев- узкая специализация людей Концепция массовой культуры-духовные ценности замещаются материальными, чтобы общество было управляемым, культура потребления. Теория мультирультурализма. Под культурой понимается- обычаи, верования, науки, искусства, всё то, что создано человеком Всё что нас окружает-часть культуры. Культура сделалана и формирована человеком Цивилизационный подход: Культура приблизительно тоже самое что и цивилизация(Кант)-иэто совокупность материальных и духовных благ. Теологический подход(Соловьёв,Бердяев) : Культура связана с духовными ценностями. (от слова «культ»)понятие единого Бога. Концепция Шпенглера(Ницше): Когда возникает цивилизация погибает культура. Теория локальных культур( от лат. «locus»-место): Культура имеет три стадии развития: -возрождение -стадия зрелости(культура отделяется от религии) -разложение( к. погибает и переходит в цивилизацию) 1844 год-«Закат Европы»предсказал(Шпенглер) закат западноевропейской культуры, наличие признаков массовой культуры Признаки вырождения культуры в цивилизацию: -спорт -излишняя забота о красоте -любовь к воде -идеал молодости, красоты, здоровья Ницше в 40-е гг 19века, идол в гитлеровское время, выступал за революционную культуру, за свободу человеческого духа. Тогда культура начинает развиваться -интерес к внутреннему миру: Школа психоанализа(родоначальник-Фрейд)-освободить сексуальные инстинкты(как и авангардисты-Пикассо,Дали…) -интерес к личности: Школа развив. Концепцию осевого времени(р.-Карл Ясперс)феноменологическая школа Ось 5 в до РХ-время великих учителей(Моисей, Мухаммед) Культуру нельзя рассматривать отдельно от истории Личность формирует историю. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР. -В Древней Греции культура-образование, воспитание, формирование человека(человек подчиняется городу-государству), нелюбовь к чужакам. Paideia- воспитание(др.греч.) -В Древнем Риме культура- это цивилизация Культура-это благо,для удобства,для развлечения(Калигула) «хлеба и зрелещ»-------закат Рима(«civis»-гражданин) -В Древнем Китае джень(дзень)-принцип отрешения,»путь в ничто» Следование традициям - культ предков -В Древней Индии дхарма-некий внутренний нравственный принцип, человек должен обнаружить его в себе. -В Средние Века культура-культ. Христианство- человек-это образ, подобие Божие. Цель:обожение(дотянуться до образа Божьего) Личное начало-причастность к Божеству.
Человек +грехопадение -В эпоху Возрождения: Культура антропоцентрична. Человек приравнивается к Богу. Человек в центре культуры
-Эпоха Нового Времени: Связь Бога и человека разрушается. Возвращение к цивилизации(с 18 века) АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА. «Antiques» лат.-древний. Впервые этот термин употребили художники Возрождения. 5 век до РХ- век наивысшего расцвета( Эсхил, Софокл, Еврипид…) Культура греческая: 1. Первый период- крито-микенская культура. С 23 века до РХ по 14 век 2. Второй период-гомеровский. Эпоха темных веков. С 14 века до РХ по 8 век 3. Третий период-архаика(др.греч. arhe-начало) появляются полисы, начало государственности. 7 век до РХ-5 век первая четверть до РХ 4. Четвертый период-классика. 5 век до РХ- 3 век до РХ. Складываются основные каноны . 5. Пятый-эллинизм. 3 век до РХ- 5 век по РХ. В пятом по Рождество Христово закрываются последние школы. Но античность не умерла, а стала основой христианства и дальнейших западноевропейских культур-вектор развития. Античный космизм : -Космос управлял всем, человек немыслим без влияния планет. Человек есть отражение макрокосмоса. Хаос,бездна-начало для античного человека.Хаос рождает стихии. Стихии управляют всем,это начало всего. Далее рождаются 7 планет(зодиак(шумеро-вавилонская культура)) -Циклическое развитие Вселенной. Мир движется по кругу(Колесо Ананки->богиня необходимости) -Учение о переселении душ -Ретроспективность -Традиционность(следование, передача, накопление знаний) Учение о личности(внеличностный принцип): Не было развито учение о личности, человек часть космоса. Цель человеческой жизни-жить по воле богов. Человек собой не управляет В христианстве же-принцип свободы. В театре-маски (специально гипертрофированные эмоции)Идеализированная красота. Стремление к идеализации. Единственное сходство с нашей культурой-язычество(неоязычество) Крито-микенская культура была открыта недавно Артуром Эванском и Генрихом Шлиманом(Троя) Конец 19 века-начало 20 века- открытие культуры «Люди моря» (пираты) зародили эту культуру. По библии это филистимляне или финикийцы. Государством управляет василевс, развита торговля. Ремесло.Это цивилизация высокого уровня. Религия-великая богиня-матерь и культ быка.Случились две катастрофы: 1. Пришествие дорийских племён с Балкан и ахейцев 2. Извержение вулкана. Рождение мифа о затонувшей Атлантиде. Гомеровская Греция с 14 века: Примитивная культура(никаких украшений) Вазопись ( геометрический стиль) Геометрика-филосовское мышление. Ваза- картина мира(фигура женьщины). Происходит зарождение олимпийских богов и появляются первые учебные заведения(обучение мальчиков с 7 до 14 лет) Все идеи воплотились у Гомера. Гомер-синтез, итог эпохи. Складывается религиозная система. Греческое чудопротофилосовский уровень, явление античной культуры. Культура архаики: -эпоха колонизации. Меняется характер культуры, становится более практичной, утилитарной. Формирование архитектурной, ордерной системы. Периптер-храм, дом с колоннами Стили: -Самый ранний архитектурный стиль-дорийский(толстая приземистая колонна-мужской стиль) -далее ионийскйи стиль (желобки-каннелюры, и валюты(завитки))женский стиль -третий стиль-коринфский. Ордер-начало всей архитектуры. Принцип золотого сечения: 1:3 Храм располагался на возвышенности. Агора-площать, где люди собирались к жертвеннику. Не всякому туда можно было заходить. Храм: 1.телестерии(Элевсинские мистерии-обряды в культах богинь плодородия Деметры и Персефоны) 2. агональные храмы 3. храмы для общественных служений. Формы служения: 1. Мистерии 2. Общественный культ 3. Оракулы и мантика. Оракул-это особое, священное место, где совершаются прорицания( Дельфийский оракул) Мантика-от др.греч.-безумие. Пифии-женщины-служительницы Орфизм,пифагоризм-5 век до РХ Куросы, коры-изображение человека. Анакреонт(гедонист),Архилох,Сапфо Школы: -Палестра(9-12 лет) -Гимнасия(13-16 лет) Период классики: 5 век до РХ. Греко-персидские войны Перикл(покровитель художников,поэтов ,философов)-правитель Афин, тиран(принцип ксенофобии). Ордерная система-основа Афинской архитектуры.. Зарождение театра. Появление сначала трагедии, а зетем комедии. Отцы трагедии-Эсхил,Софокл,Еврипид. Комедии-Аристофан. Корни театра-мистерии. В театр могли входить только граждане-мужчины.(театральный термин «просып»-маска) КУЛЬТУРА ЭЛЛИНИЗМА Эллинизм-огречевание(возникает в связи с походами Александра Македонского). Взаимовлияние востока и запада( синкретизм). По сле смерти Алекса образуется:-египетское царство(Птолемеи) Александрия-центр эллинизма( мусейон---город-библиотека(!!!)-самая крупная) Мусейон дал возможность развитию естественных наук,философии(эпикурейцы…) 70 толковников-септуагинта В мусейоне развиавется искусства: живопись,архитектура(коринфский орден) Развивалась торговля(экспорт зерна, хлеба(Нил-земледелие))---- в Финикию, Палестину, Кипр. Египет возвысился и продержался до 3 века по РХ,дольше других государств. Там же формируется своя школа.Политический строй: деспотия(во главе правитель, приближенные-близкие родственники)+круговая порука и бюрократия . Тип правления(деспотия) схож с типом правления фараона. Египет делился на области, опирался на войско,армию. Области-номы,военные округа,небольшая территория, во главе которой-стратег, военно-политическая власть, в 3 веке еще и административная. Есто пребывания царя-дворец. Царская власть в Египте-божественна.. Земли делились на два типа:дарственные(уступленные) и храмовые.. Кроме Египта ВЫДЕЛЯЛОСЬ ЦАРСТВО СЕЛЕКИДОВ. Селевк собирал поход на Индию. 301 год до РХ-битва на Ипсе(завоевал Сирию,Месопотамию, Армению, Юг Малой Азии(Турцию)) Центр-Антиохия(река Аронта) Средние Века-зарождение антиохийской школы( основа-Аристотель) Селевк был убит при попытке захвата Фракии. Далее власть перешла к Антиоху Первому, но уже при Антиохе Третьем государство пошло в упадок.Причина неустойчивости:территория обширна,население неоднородно.. Власть Селевкидов пыталась быть военной деспотией, но больший акцент делался на светской власти. Торговые центры- Селевкия, Лаодикея. В Селевкии использовали обожженный камень, кирпич. Велась активная торговля с Ираном и тд. Селевкия слабее Египта,но города развитые:система орошения, более религиозная страна,7-8 этажные дома, общественный культ, водопровод. ГОСУДАРСТВО ПЕРГАМ(Северо-Запад Малой Азии) Основатель: Филатер(воевал с Селевком) Династия: Атталиды Расцвет : при Атттале Первом Плодородные почвы(второй город по производству зерна), пастбища овец-из выделанных шкур делали пергамент (конкурировал с папирусом). В Пергаме находились ткацкие мастерские-эргастерии. Государство очень богато,доходы от пошлин с торговли, ремёсла(прогрессивный налог-с богатых много, с бедных-мало)ввели пенсионный фонд. Развитой город:храмы,театры, школы, бассейны… Одно из 7 чудес света- Пергамский Алтарь перед фигурой Зевса(гигантомания) Художественные полотна тоже были на военные темы. Родос-торговый и ремесленный центр. Зерно,хлеб в обмен на хлеб-драгоценности. Работорговля. Система управления-демократия, аристократия. Народное собрание,совет-управление. Из-за денежного ценза , власти денег -не развилось искусство(утилитаризм). Много спортивных сооружений. Лаокоон-жрец храма Аполлона. Бактрия, Парфия, Рим, Нубия, Карфаген, Понтийское царство.. ЧЕРТЫ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: 2. Космополизм( человек-гражданин мира) 3. Индивидуализм (интерес к частной жизни человека) Стоицизм-философия, акцент на внутренней свободе человека. Индивидуализм не предполагает самоотдачи В эпоху эллинизма формируется эпоха Средневековья( 1 век-зарождение христианстваПетр и Павел) Христианство-своеобразный феномен, оно похоронило язычество и впитала в себя черты язычества. 5 век по РХ-в России появляются первые проповедники. 4. Преобладание технических и естественно научных дисциплин, развитие науки,градостроитва, кораблестроительства, военное оружиебалиста), водяная мельница(Архимед), автоматизированный театр кукол, эвклидова математика( до Лобачевского являлась основой) 5. Ротосфен-энцеклопедист,глава александрийской библиотеки, математич. География 6. Гепарх-астроном. Гелиоцентрическая система мира 7. Тригонометрия(Герон), свойства пара 8. Ботаник Феофраст 9. Живопись, литература Основа иконописи: энкаустика(погребальный портрет, погребальная дощечка) Живописцы: Апеллеса, Лессив(скульптор), Харес, Пракситель. Появляется новый жанр в литературе:Феокрит, Колемах(сельская жизнь) биатриды-беседы(жанр), стромады-заметки, рассказы, замечания. Платон открывал мир идей. Идеи божественны, они проявляют себя во всём. Боги по Платону-это определенные идеи. Идеи объединяются в единую божественную идею. Платонизм-Возрождение. Христианская догматика(Византия). Платон открыл идею о едином Боге. Трагедия человека в том, что он не может достичь божественного бессмертия. Но человек может приблизиться к Богу через познание. Мойевтика(Сократ)-диалоги. Всё причастно Божеству. Калокагатия-красота без благородства. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Сам термин появился в 18 веке. Временные рамки(в эпоху Возрождения не отделяли Ренессанс и Средние Века): 1. Среднехристианское (1-4 века) 2. Византийское (5-7века) 3. Романское искусство(8-12века) 4. Готическое (13-15) 5. Далее эпоха Возрождения Готика: -ранняя 13 век -высокая 14 век -поздняя 15 век искусство пламенеющей готики Собор Парижской Богоматери-синтез эпохи. Западноевропейское средневековье начинается с падения Рима(5 век) 476 год. Европа долго пребывала в состоянии варварства. Западная Европа копирует Византию. В 5 веке закрывается Афинская Академия. В 8 веке открывается академия Карла Великого( Ученые с Британии) с 5 по 8 век-расцвет Византии. До 5 века в Византии разрабатывается христианская догматика( философия Платона) Христианская догматика-трактовка Евангелия.. 4 век,325 год- первый Вселенский Собор, на котором разработан символ веры: красный цвет-символ человеческой природы, синий-божественной. Христос имеет две природы-б.и ч.(богочеловеческая природа) Бог является истинным человеком. Всего было семь вселенских соборов.Победа иконоподражания. Мусульмане отвергают иконы как идолы. Восьмой вселенский собор-введение догматики. Во время соборов вели борьбу с ересью(ересь арианство-Юг) Формируется храмовое искусство, когда христианство становится гос. Религией.(328 год-с Эдикта Константина). До него христианское искусство развивалось в катакомбах( связь с античностью, символизм) Виноград-символизм причастия.Феникс-воскресенье.Орфей-сошествие Христа во Ад. Иисус Христос изображён в виде юноши(юность-эталон красоты) Бороду брили. Почемему христианское искусство развивалось в катакомбах? –христианство гонимо. –это символ победы христианстсва над смертью. Антиминс- частичка мощей(for example:туринская площаница) 1. Первые богослужения были в античных храмах. Первые храмы-базилика.(вытянутое прямоугольное здание с двускатной крышей) 2. Далее к базилике прирощают трансепты(крест) А)апсида(алтарная часть)купол-конха Б)наос(место для народа) В)дорога для шествия Г)паперть(притвор)для людей ещё не принявших веру. Скиния-святая святых: 1.Менора 2.Потир 3. Дискос(чаша) 4. Просфора 5. Копие(символ жертвоприношения) 6. Дароносица 7. Дарохранительница 8. Антиминс 9.ВоздУх(плат на чаше) 10. Звездица Высокий иконостас появился в России. В западной церкви и в Византии нет иконостаса. Литургия: 1. Проскомидия (приготовление) отпевание умерших,предначертательные псалмы. 2. Литургия оглашённых. Курс оглашённых-три года. Оглашённый-ещё не принявший христианство. 3. Литургия верных-завершение таинства причастия. 5 век-крестово-купольный тип храма. Св. София в Стамбуле. Храм уменьшается , украшается мозаикой и фреской. Мозаикой украшалась алтарная часть и подкупольное пространство. Там изображали: -Христос пантократор(вседержатель) -4 Евангелиста. Храм Христа спасителя копирует Византию. -12 апостолов -ветхозаветные патриархи. Роспись шла в виде полотенца -двунадесятые праздники -исторические события(вселенские соборы тратата) Храмы строили сь на видном месте. С 5 по 7 век появляются центрические храмы, взятые с античности. На западе ещё и капеллы(объединение нескольких алтарей) Цивилизация Запада развиавется с захватом арабских стран. В отличии от Византии? Зап. Культура –античность+еврейская культура+арабская 8 век-возникновение арабских школ 8-14 века-возникновение полемических школ. «7 свободных искусств» Тривий(Боэций 5 век по РХ,начат) Квадривий(8 век,Кассиодор,закончен) Разрабатывается Западное богословие,отличное от Византийского(язык ньюансов, оч сложное). Возникает схоластика. Иоанн Скотт Эриугена- первый схоласт( спор с мусульманскими иудеями) После революции византивистика была запрещена . Строение текста в схоластике: 1. Вопрос. Напр.: является ли Христос истинным человеком? 2. Первое утверждение: Если да,то…. 3. Опровергающее утверждение: Если нет, то…. 4. Вывод. Суммы. Еврейская философия тоже копировала Аристотеля и платонизм Отражение в студенческой среде: -поэзия вагантов,трубадуров, труверы(высмеивание)-народное Западная культура разделилась на высокую и народную. Возникает направление еретических движений -оккультные движения:-катары(альбигойцы) –спиритуалы –патарены –богомилы- дуалистические движения( разделяли материю и тело) 13 век-пик борьбы с ересью- появление орденов(в частности Доминиканский орден) КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ Джорджио Вазари- благодаря еу появился термин «Возрождение»- возвращение искусства к античным образцам. Образец-эллинистический период( стык античности и христианства) Цель: Возрождение империи(идеи Византии) до 13 века история Византии развивается по нарастающей(образование, культура…) Но: со сторовы востока на Византию нападают турки, а со стороны запада-крестовые походы. Византия влияла и на русскую государственность.. 14 век-Палеологовский период(Софья)Ренессанс. Огромное значение эпохи Возрождения: цвет и свет(красный, золотой). Значение Ренессанса: -возрождение культуры -религиозное возрождение.ресантименте-духовное возрождение, возрождение монотеистических орденов-Доминиканский, францисканский (Святой Франциск Ассистский). Сухой интеллектуализм арабов и евреев-побеждается живописью Возрождения. Художники Возрождения пытались вернуться к первым векам христианства(наивный реализм, древнехристианские фрески) РЕНЕССАНС ЮЖНЫЙ -эстетизм(юношеская красота,земная) -интерес к мистическим направлениям(эллинизм) каббала(мир создаётся посредством эманации,противоречит книге бытия), магия, алхимия. Марсилио Фичино перевёл халдейский оракул и Герметический корпус. Джованни Пикоделло Мирандола перевёл каббалистич.(неоплатонизм+иудаизм) -секуляризация(светский порядок) с эпохи Возрождения Италия живёт в противоречиях. Пиры,но нищенство-контраст- появление орденов бедных. РЕНЕССАНС СЕВЕРНЫХ СТРАН: Германия,Англия, Сев.Франция, Нидерланды. Пытались подражать Раннему Средневековью(готика)новизна: восприняли идею духовного возрождения-реформация и протестантизм. Крестьянское движение. Переодизация Ренессанса: 1)проторенессанс:эпоха Дученто(конец 13-начало 14 века)Возникает во Флоренции( под влиянием Византии) Петрарка, Данте, Бокаччо- арс нуово. Кроме Флоренции выделяются: Сиена(сиенская школа-Симоне Мартини и Дуччо Буонисенья ) Ассизи-второй город(появляется объём) Людей изображают в современных нарядах) плюс на стенах собора появляются светские сюжеты 2)раннее Возрождение(14-15 век) эпоха Треченто Интерес к философии и философским наукам(флоренция) образуются философские школы- Флорентийская академия(Плифон,грек). Праздная жизнь. Начинает заново отстраиваться Флоренция. 3)период высокого Возрождения(15-16 век)-кватроченто. Первый план-живопись(Ботичелли и Беато Анжелико) Новый жанр:новелла, новеллино,поэзия плеяды(фр) 4)позднее Возрождение. Чинквиченто, 16-17 век.Рафаэль,да Винчи. Тридентский Собор- возвращается к средним векам- неосхоластика(Суарес ) 16 век- костры инквизиции |