Реферат: Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия 4
Название: Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия 4 Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: реферат |
Содержание 1.Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия 2.Список литературы Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия Цель, задачи и информационная база аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики Согласно п.3 ст.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ,аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Цель и основные принципы аудиторской проверки аудитор определяет согласно правилу (стандарту) №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.[19] В соответствии с п.3 ст.5 Федерального Закона РФ от 21 ноября 1996г. №129 ФЗ. «О бухгалтерском учете» организации самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Требования Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина РФ от 06.10.2008 №106н, распространяются на все организации независимо от организационно - правовых форм. Вопросы формирования учетной политики и ее исполнения относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. В связи с этим учетная политика организация является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности - от планирования до формирования заключения. В настоящее время почти во всех действующих правил (стандартов) аудиторской деятельности сдержатся ссылки на учетную политику как на один из основополагающих документов, регламентирующих деятельность проверяемой организации. Цель аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия - установить соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности предприятия. Для достижения поставленной цели аудиторы должны решить следующие задачи: · установить соответствие организационной структуры бухгалтерии и формы бухгалтерского учета условиям организации и управления предприятия; · проанализировать учетную политику организации. В соответствии с поставленной целью определим источники информации - документы, необходимые для проведения аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики: 1. Организационная и юридическая документация: · приказ об учетной политике организации; · график документооборота; ·утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации; ·пояснительная записка, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации; · рабочий план счетов. 2. Первичные учетные документы: · перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности; 4. Учетные регистры бухгалтерского учета: · журналы-ордера, ведомости (при журнально-ордерной форме учета); · оборотно-сальдовая ведомость; · Главная книга; Анализ указанных источников в аудиторской деятельности является информационным обеспечением аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики. Для наиболее полного представления об организации бухгалтерского учета и учетной политики и порядках их аудита необходимо обратиться к нормативному правовому регулированию данного вопроса, он будет рассмотрен в следующем подразделе. Нормативное правовое регулирование аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики в Российской Федерации Знание нормативно-правовых основ организации бухгалтерского учета и учетной политики базой для проведения аудита. Основными документами, регламентирующими аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики в Российской Федерации, являются: · Федеральный закон от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; · Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (в ред. от 23.11.2009) (с изменениями и дополнениями); · Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ(с изменениями и дополнениями); · Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ(с изменениями и дополнениями). · Постановление Правительства от 23.09.2002 №696 (ред. от 22.07.2008) «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»; · Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утверждены приказом Минфина РФ от 06.10.2008 №106н (с изменениями и дополнениями); · Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утверждены Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н (с изменениями и дополнениями); · Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (с изменениями и дополнениями); · О формах бухгалтерской отчетности организаций. Утв. Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н; · Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждены Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (с изменениями и дополнениями); · Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утверждено Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105. 3. На методическом уровне: · Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждены приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (с изменениями и дополнениями); · Письмо Минфина России «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях» от 24.07.1992 № 59; · План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению, утверждены Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (с изменениями и дополнениями). 4. Организационный уровень: · Внутренние стандарты саморегулируемых организаций аудиторов. Этапы аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики Работы при проведении аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики можно разделить на три последовательных этапа: ознакомительный, основной и заключительный. 1 этап – ознакомительный. На данном этапе аудитор предварительно знакомится с клиентом, оформляет свои отношения с ним. Производится проверка наличия и ознакомление с организационной и юридической документацией: · приказ об учетной политике организации; · график документооборота; · рабочий план счетов; · свидетельством о государственной регистрации; · справками о постановке на учет в налоговом органе, о регистрации в органах статистики и соответствующих отделениях внебюджетных и экологических фондов; · лицензиями на виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с законодательством; · планами и прогнозами; · прочей существенной документацией Далее аудитор осуществляет планирование аудиторской проверки, путем ознакомления с деятельности аудируемого лица, расчета уровня существенности, оценки аудиторских рисков, оценки средств внутреннего контроля и составления плана и программы предстоящей аудиторской проверки.(29) 2 этап – основной. Это самый трудоемкий этап работы. На данном этапе производится проверка тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров учета, оценка правильности организации бухгалтерского учета и формирование учетной политики, а также иные аудиторские процедуры, предусмотренные программой аудита. Для каждой аудиторской процедуры аудитору необходимо разработать свой рабочий документ. Аудиторские процедуры: · тестирования средств внутреннего контроля; · аудиторские процедуры по существу. Тесты средств внутреннего контроля означают проверки, проводимые с целью получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Процедуры проверки по существу проводятся с целью получения аудиторских доказательств существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Данные процедуры проверки проводятся в форме детальных тестов, оценивающие правильность отражения операций и остатка средств на счетах бухгалтерского учета, и в форме аналитических процедур. Аудитор подтверждает информацию об организации бухгалтерского учета и учетной политике, изучает весь комплект представленной бухгалтерской отчетности. В результате проведения аудиторских процедур выявляются различные нарушения в организации бухгалтерского учета и формировании учетной политики, которые обобщаются на следующем этапе. (28) 3 этап – заключительный. На последнем этапе проверки аудитор завершает подготовку документации в виде аудиторского файла, подготавливает письменную информацию руководству проверяемого субъекта по результатам аудита, формулирует свое мнение о достоверности бухгалтерской отчетности проверенного экономического субъекта, подготавливает аудиторское заключение. Ряд авторов считают (28, 29, 31), что на этом этапе аудитор должен осуществлять в том числе проверку своевременности проведения инвентаризации, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета, а именно: · проводилась ли инвентаризация в случаях, установленных законодательством; · были ли соблюдены сроки проведения инвентаризации, установленные организацией самостоятельно; · соответствует ли документарное оформление инвентаризации требованиям Методических указаний. Если аудитор лишь проверяет результаты инвентаризации, то данный факт необходимо отметить при составлении аудиторского отчета и аудиторского заключения. Однако для формирования более достоверного вывода о качестве инвентаризации целесообразно провести ее самостоятельно. Список литературы 1. Аудит: Учебник для вузов/ В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2005 г., - 583 с. 2. Аудит: Практикум. Учебное пособие/ В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 3. Аудиторская деятельность в Российской Федерации: законодательная и нормативная база, аттестация, лицензирование, отчетность и контроль качества (издание второе с дополнениями и изменениями). Учебное пособие для вузов/ А.В. Крикунов. - Финансовая газета, 2003. - 448 с. 4. Аудит; Учебник/ Под ред. В.И. Подольского. - М.: Экономистъ, 2006. - 494 с. 5. Аудит: Практикум. Учебное пособие/ В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 6. Бычкова С.М. Аудит для руководителей и бухгалтеров. - СПб.: Питер, 2003. - 384 с.: ил. - (Серия «Бухгалтеру и аудитору»). 7. Гутцайт Е.М. Аудит: концепция, проблемы, эффективность, стандарты. М.: «ЭЛИТ 2000», «ЮНИТИ-ДАНА», 2008. - 400 с. 8. Елисеева И.И., Терехов А.А. Статистические методы в аудите. - М.: Фианансы и статистика, 2008. 9. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и Международные стандарты аудита. 2005 г. - М.: МЦРСБУ, 2006. 10. Макальская А.К. Внутренний аудит. М.: АО «ДИС», 2007. 11. Правила (стандарты) аудиторской деятельности. - М.: Современная экономика и право; Юрайт-М, 2008. - 328 с. 12. Пятенко С.В. Организация работы аудитора и ко6нсультанта: Учебно-практическое пособие. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007. - 376 с. 13. Стандарты аудиторской деятельности. Учебное пособие/ Под ред. В.И. Подольского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2005. 14. Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит. - М.: Статинформ, Учебное пособие, 2007г. 15. Скобара В.В. Аудит; методология и организация. - М.: «Дело и сервис», 2008. - 576 с. 16. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности; Стандарты 1-6/ Комментарий Ремизова Н.А. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007. - 184 с. |