Содержание
Введение
Глава 1. Характеристика платежного баланса
1.1. Понятие платежного баланса
1.2 Структура платежного баланса
Глава 2. Возможности регулирования платежного баланса
2.1. Методы государственного регулирования платежного баланса
2.2. Методы межгосударственного регулирования платежного баланса
Глава 3.Платежный баланс РФ
3.1. Платежный баланс РФ на 2010 год
3.2. Прогноз платежного баланса РФ на 2011-2013 гг.
Заключение
Список источников литературы
Введение
Мировое хозяйство - это совокупность национальных хозяйств всех стран мира, их экономических взаимосвязей и взаимоотношений, включающих внешнюю торговлю, вывоз капитала, миграции рабочей силы, заключение экономических соглашений, создание международных экономических организаций, обмен научно-технической информацией. В современных условиях усиление мирохозяйственных связей (развитие международной торговли, производственной и научно-технической кооперации, кредитных отношений и т. п.) вызвано ростом интернационализации производства, экономической взаимозависимости различных стран. Ни одно из современных обществ (за редкими исключениями, например, Северной Кореи – страны с закрытой экономикой) уже не может существовать изолированно, потому что в этом случае прерывается вся цепочка экономических связей.
Таким образом, все страны являются участницами современного мирового хозяйства. Активность этого участия, степень интеграции отдельных стран в мировое хозяйство различны. Внешнеэкономические связи в своем развитии проходят определенные этапы, смена которых характеризует усиление целостности мирового хозяйства, усложнение содержания международных экономических отношений: от торговли и услуг - к вывозу капитала и последующему созданию международного производства, далее - к формированию единого мирового рынка валют, кредитов, ценных бумаг.
Помимо экономических существуют политические, военные, культурные и другие отношения между странами, которые порождают денежные платежи и поступления. Многогранный комплекс международных отношений страны находит отражение в балансовом счете ее международных операций, который по традиции называется платежным балансом.
Макроэкономическое назначение платежного баланса состоит в том, чтобы в лаконичной форме отражать состояние международных экономических отношений данной страны с ее зарубежными партнерами, являясь индикатором для выбора кредитно-денежной, валютной, бюджетно-налоговой, внешнеторговой политики и управления государственной задолженностью. Платежный баланс представляет собой зеркальное отражение экономического состояния страны.
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы ознакомиться с сущностью платежного баланса и его структурой, факторами, влияющими на платежный баланс.
Для детального рассмотрения темы и достижения поставленной цели необходимо определить следующие задачи:
1) рассмотреть сущность и структуру платежного баланса, его основные принципы;2) изучить возможности регулирования платежного баланса; 3)исследовать состояние современного платежного баланса РФ и перспектив его развития на ближайшие годы. Для более полного рассмотрения темы использовались книги российских авторов, учебные издания, периодическая литература, а также материалы информационно- правового ресурса «Гарант».Глава 1.
Платежный баланс и его структура
1.1.
Понятие платежного баланса
Платежный баланс – это статический документ, в котором в систематизированном виде отражены все внешнеэкономические операции страны с другими государствами за определенный период времени. Платежный баланс характеризует соотношение платежей, поступающих в страну из-за границы, и платежей, произведенных ею за границей.
Платежный баланс составляется с целью учета результатов внешнеэкономической деятельности страны.
Внешнеторговые сделки, показывающие поступление валюты в страну, отражаются в платежном балансе со знаком «плюс». Платежи и расходы за рубежом заносятся в баланс со знаком «минус».
Между направлением изменений в ресурсах (активах) страны и его отражением в платежном балансе наблюдается определенное противоречие: увеличение активов обозначается знаком «минус», тогда как уменьшение активов – знаком «плюс». Но это объясняется тем, что в платежном балансе фиксируются не сами внешнеэкономические операции в своей натуральной субстанции, а их денежный результат – фактический или предполагаемый.
Увеличение активов обязательно требует денежных затрат, денежных расходов, – отсюда знак «минус» в платежном балансе. Уменьшение активов должно сопровождаться поступлением денег – отсюда знак «плюс».
Аналогичным образом, уменьшение (пассивов) обязательств может быть достигнуто только расходованием денежных средств («минус»), тогда как увеличение обязательств обычно сопровождается притоком денег («плюс»).
Соответственно, например, экспорт товаров всегда будет отражаться в доходной части платежного баланса, поскольку в этом случае имеет место уменьшение товарных активов страны, которое как результат продажи должно сопровождаться поступлением денег. Наоборот, импорт товаров всегда фиксируется расходной части платежного баланса, ибо при этом происходит увеличение товарных ресурсов (активов) страны, а это требует затраты определенной суммы денег.
Приток валюты из-за рубежа имеет место в результате следующих поступлений:
· Выручки от экспорта товаров и услуг;
· Доходов от действующих за границей предприятий;
· Процентов и дивидендов от международных ценных бумаг, принадлежащих юридическим лицам данной страны;
· Односторонних переводов, или трансфертов (переводы пенсий гражданам, приехавшим из-за рубежа, денежные переводы родственникам, иностранная помощь);
· займов, предоставленных иностранными государствами и фирмами;
· денежных средств от продажи иностранцам предприятий, зданий, земли и другой недвижимости;
· выручки от реализации ценных бумаг за рубежом.
Отток валюты из страны происходит при импорте товаров и услуг, денежных переводах за рубеж, кредитах иностранным государствам и фирмам покупке иностранных ценных бумаг.
Существеннейшая особенность платежного баланса состоит в том, что в нем учитываются не любые валютные операции, а лишь те, что совершаются между субъектами валютных отношений разных стран – резидентами (лицами и учреждениями данной страны) и нерезидентами (лицами и учреждениями зарубежных государств).
1.2.
Структура платежного баланса
Структура платежного баланса состоит из 2 разделов:
1.
Счет текущих операций.
В нем фиксируются экспорт и импорт товаров и услуг, чистый доход от инвестиций и чистый объём трансфертных платежей.
2.
Счет движения капиталов и финансовых ресурсов
отражает движение:
- нефинансовых активов, приобретаемых за рубежом или реализуемых в ходе экономических операций (купля-продажа предприятий, иных материальных объектов, их строительство и прочее изменение в их стоимости);
- финансовых активов (купля-продажа акций, облигаций и всех иных ценных бумаг, предоставление торговых кредитов и авансов, ссуд и займов, движение наличной валюты и пр.)
Платежный баланс включает:
1.
Торговый баланс
.
Показатели внешней торговли традиционно занимают важное место в платежном балансе. Соотношение стоимости экспорта и импорта товаров образует торговый баланс. Поскольку значительная часть внешней торговли осуществляется в кредит, существуют различия между показателями торговли, платежей и поступлений, фактически произведенных за соответствующий период. Экономическое значение актива или дефицита торгового баланса применительно к конкретной стране зависит от ее положения в мировом хозяйстве, характера ее связей с партнерами и общей экономической политики. Пассивный торговый баланс считается нежелательным и обычно оценивается как признак слабости внешнеэкономических позиций станы.
2.
Баланс услуг и некоммерческих платежей.
Баланс услуг включает платежи и поступления по транспортным перевозкам, страхованию, электронной, телеграфной, телефонной, почтовой и другим видам связи, международному туризму, обмену научно-техническим и производственным опытом, экспертным услугам, содержанию дипломатических, торговых и иных представительств за границей, передаче информации, культурным и научным обменам, различным комиссионным сборам, рекламе, ярмаркам и т.д. Услуги представляют собой динамично развивающийся сектор мировых экономических связей.
Особую позицию в платежном балансе занимают односторонние переводы. В их числе:
– государственные операции (субсидии другим странам по линии экономической помощи, государственные пенсии, взносы в международные организации)
- частные операции (переводы иностранных рабочих, специалистов, родственников на родину). Этот вид операций имеет большое экономическое значение.
3.
Баланс движения капиталов и кредитов
Баланс движения капиталов и кредитов выражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международных кредитов. Эти операции делятся на две категории: международное движение предпринимательского и ссудного капитала.
Предпринимательский капитал включает прямые заграничные инвестиции (приобретение и строительство предприятий за границей) и портфельные инвестиции (покупка ценных бумаг заграничных компаний.
Международное движение ссудного капитала классифицируется по признаку срочности.
Долгосрочные и среднесрочные операции включают государственные и частные займы и кредиты, предоставленные на срок более одного года. Получателями государственных займов и кредитов выступают преимущественно отстающие от лидеров страны, в то время как передовые развитые государства являются главными кредиторами.
Краткосрочные операции включают международные кредиты сроком до года, текущие счета национальных банков в иностранных банках, перемещение денежного капитала между банками.
Глава 2.
Возможности регулирования платежного баланса
2.1. Методы государственного регулирования
платежного баланса
Платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Например, покрывая дефицит текущих операций платежного баланса национальной валютой, США способствовали экспорту инфляции в другие страны, созданию избытка долларов в международном обороте, что подорвало Бреттонвудскую систему в середине 70-х годов. Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х годах ХХ в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий. В-третьих, в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы. Материальной основой регулирования платежного баланса служат: 1)государственная собственность, в том числе официальные золото - валютные резервы; 2)возрастание доли (до 40-50%) национального дохода ,перераспределяемого через государственный бюджет ; 3)непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов кредитора, гаранта, заемщика; 4)регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.
Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирования экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны. Странами c дефицитным платежным балансом обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.
Дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы. В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень трудящихся и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры. Девальвация. Понижение курса национальной валюты направлено на стимулирование экспорта и содержание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке. Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства импортных товаров, повышению цен в стране и последующей утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому хотя она может дать стране временные преимущества, но во многих случаях не устраняет причины дефицита платежного баланса. Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала истимулирования его притока, сдерживания импорта товаров. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну.
Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу. В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым» операциям платежного баланса принимаются следующие меры: 1. Ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны; 2. Прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов; 3. Содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»; 4. Расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д. 5. Регулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих. 6. Регулирование движения капиталов направлено, с одной стороны, на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой - на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска. При активном платежном балансе государственное регулирование
направленно на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы - финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов.
Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: ре-стрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса.
В поисках источников погашения дефицита платежного баланса промышленно развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи активно участвуют коммерческие банки (особенно евробанки) в покрытии дефицита платежного баланса. Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитами международных валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большая доступность и не обусловленность стабилизационными программами. Однако банковские кредиты относительно дорогие и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность.
С середины 70-х до середины 80-х годов промышленно развитые страны активно применяли нефтедоллары для погашения дефицита своих платежных балансов путем рециклирования (перераспределения) валютной выручки нефтедобывающих стран от экспорта нефти. К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи.
В связи с активным привлечением иностранных кредитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной проблемой.
Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование официальных валютных резервов. В условиях частичной демонетизации золото как всеобщее платежное средство используется: во-первых, в ограниченных размерах и лишь в последнюю очередь, когда исчерпаны все другие возможности; во-вторых, в опосредствованной форме путем его предварительной реализации на мировых рынках золота в обмен на национальные кредитные деньги, в которых принято заключать торговые и кредитные соглашения и осуществлять международные расчеты.
Главным средством окончательного балансирования платежного баланса служат резервы конвертируемой иностранной валюты. После второй мировой войны США и Великобритания погашали дефициты своих платежных балансов национальной валютой, так как Бреттонвудское соглашение придало доллару и фунту стерлингов статус резервной валюты. Благодаря Этой привилегии США смогли сохранить половину своего огромного золотого запаса, накопленного в годы войны и после нее. С 70-х годов для приобретения иностранной валюты, необходимой для покрытия дефицита платежного баланса, стали применяться СДР путем перевода их со счета одной страны на счет другой в МВФ. Однако эмиссия СДР незначительна, их доля в международных ликвидных резервах
невелика (2,4%). С 1979 г. страны - члены ЕВС для покрытия временного дефицита платежного баланса применяют также ЭКЮ. Вспомогательным средством балансирования платежного баланса является продажа иностранных и национальных ценных бумаг на иностранную валюту. Например, США частично покрывают пассивное сальдо своего платежного баланса, размещая облигации казначейств в центральных банках других стран. Окончательным средством погашения дефицита платежного баланса служит также иностранная помощь в форме субсидий и даров.
Например, в 1947 году 75% совокупного дефицита платежных балансов стран Западной Европы были покрыты за счет помощи США ценой экономических и политических уступок. В современных условиях привлечение помощи особенно характерно для большинства развивающихся стран, платежные балансы которых, как правило, дефициты.
Активное сальдо платежного баланса используется государством для погашения (в том числе досрочного) внешней задолженности страны, предоставления кредитов иностранным государствам, увеличения официальных золотовалютных резервов, вывоза капитала в целях создания второй экономики за рубежом.
2.2.Методы межгосударственного регулирования платежного баланса
Новым явлением стало межгосударственное регулирование платежного баланса с середины 70-х годов. Оно возникло как следствие интернационализации хозяйственных связей и недостаточной эффективности национального регулирования. С возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное не равновесие платежного баланса усиливает диспропорции в экономике отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса. К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся: 1. Согласование условий государственного кредитования экспорта; 2. Двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям «своп»;
3. Кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.
Превышение допустимой в мировом сообществе нормы задолженности страны ставит проблемы экономического, а затем политического характера. Поскольку рынки ограничивают кредиты таким странам, покрытие дефицита ее платежного баланса возможно лишь за счет условных кредитов, в частности МВФ, предусматривающих стабилизационные программы, а также вмешательство кредиторов и международных организаций в экономику и политику стран-заемщиц. Поэтому в целях уменьшения риска подобной зависимости страны-должники, в том числе промышленно развитые, переориентируют экономическую политику в целях уменьшения внешнего государственного долга. Эффективным средством оздоровления платежного баланса является сокращение военных расходов, в том числе зарубежных. Мировой опыт регулирования платежного баланса свидетельствует о трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего равновесия национальной экономики. Это усиливает две тенденции – партнерство и разногласия - во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежным балансом.
Глава 3.
3.1. Платежный баланс в 2010 году
В январе - сентябре 2010 года платежный баланс формировался под воздействием разнонаправленных факторов. Улучшение конъюнктуры рынка основных товаров российского экспорта
происходило наряду с восстановлением внутреннего спроса, способствовавшим ускорению роста импорта. Положительное сальдо текущего счета от квартала к кварталу снижалось. При этом расширялось привлечение иностранного капитала, которое, однако, не компенсировало его отток. В результате темпы прироста валютных резервов в III квартале 2010 года существенно замедлились.
Профицит счета текущих операций по сравнению с январем - сентябрем 2009 года вырос в 1,8 раза и составил 60,9 млрд. долларов США. Положительное сальдо торгового баланса увеличилось в 1,5 раза (114,5 млрд. долларов США).
Соотношение базовых параметров счета текущих операций в платежном балансе Российской Федерации (млрд. долларов США) Экспорт товаров возрос до 286,5 млрд. долларов США (на 37,8%). Более половины его прироста обеспечено повышением средних контрактных цен на сырую нефть и нефтепродукты. По природному газу существенного изменения цен не отмечалось, а физический объем поставок вырос на 14,5%. Совокупный экспорт указанных топливно-энергетических товаров составил 183,0
млрд. долларов США (в январе - сентябре 2009 года - 129,6 млрд. долларов США). Их доля в структуре вывоза выросла с 62,4 до 63,9%. Увеличение экспорта других товаров (на 32,3%) также обусловлено преимущественно повышением цен. Импорт товаров в январе - сентябре 2010 года возрос до 172,0 млрд. долларов США (на 30,8%). Почти две трети прироста получено за счет увеличения ввоза в натуральном выражении.
Структура импорта, в которой традиционно преобладали машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности, а также продовольственные товары и сырье для их производства, почти не изменилась.
Отрицательное сальдо международной торговли услугами увеличилось до 18,6 млрд. долларов США (на 30,5%). Объем предоставленных нерезидентам услуг вырос на 7,5% - до 32,6 млрд. долларов США. Стоимость полученных услуг была больше, чем в сопоставимый период 2009 года, на 14,8% - 51,2 млрд. долларов США, в том числе расходы, связанные с поездками резидентов за рубеж, превысили на 6,5% докризисный максимум января - сентября 2008 года.
Дефицит баланса оплаты труда изменился незначительно и составил 6,8 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2009 года - 6,5 млрд. долларов США).
Отрицательное сальдо инвестиционных доходов выросло с 20,5 до 24,9 млрд. долларов США. Суммы, начисленные к выплате, увеличились на 15,5%, к получению - на 10,2%. Рост реинвестированных доходов и дивидендов обусловил увеличение совокупного объема выплат частным сектором в пользу нерезидентов до 48,8 млрд. долларов США. Доходы, полученные банками и прочими секторами <1> из-за рубежа, оценивались в 20,8 млрд. долларов США. Положительное сальдо инвестиционных доходов органов денежно-кредитного регулирования
уменьшилось с 5,4 млрд. долларов США в январе - сентябре 2009 года до 3,6 млрд. долларов США в январе - сентябре 2010 года в результате падения доходности резервных активов. В таблице 1 приведены данные Центробанка РФ по оценке платежного баланса РФ за 2010 год.
Таблица 1.
Оценка платежного баланса Российской Федерации за 2010 год
(млрд. долл. США)
|
2010 г. (оценка)
|
Справочно:
|
2009 г.
|
январь-сентябрь 2010 г.
|
январь-сентябрь 2009 г.
|
Счет текущих операций
|
72,6
|
49,4
|
58,3
|
33,3
|
Торговый баланс |
149,2 |
111,6 |
114,9 |
76,4 |
экспорт
|
398,0
|
303,4
|
287,4
|
207,8
|
сырая нефть |
134,1 |
100,6 |
98,9 |
69,1 |
нефтепродукты |
69,6 |
48,1 |
51,1 |
32,6 |
природный газ |
48,1 |
42,0 |
32,7 |
27,9 |
прочие |
146,2 |
112,7 |
104,6 |
78,2 |
Импорт
|
-248,8
|
-191,8
|
-172,5
|
-131,5
|
Баланс услуг |
-27,3 |
-19,9 |
-19,7 |
-14,3 |
Экспорт
|
44,1
|
41,5
|
32,2
|
30,4
|
Импорт
|
-71,4
|
-61,4
|
-51,9
|
-44,7
|
Баланс оплаты труда |
-9,2 |
-8,6 |
-7,1 |
-6,4 |
Баланс инвестиционных доходов |
-36,0 |
-30,8 |
-27,2 |
-20,5 |
Доходы к получению |
32,8 |
30,7 |
25,2 |
23,0 |
Доходы к выплате |
-68,8 |
-61,5 |
-52,4 |
-43,6 |
Федеральные органы управления
|
-0,8
|
-0,5
|
-0,5
|
-0,2
|
Доходы к получению |
1,1 |
1,3 |
0,9 |
1,1 |
Доходы к выплате |
-1,9 |
-1,7 |
-1,4 |
-1,3 |
Субъекты РФ (доходы к выплате)
|
-0,2
|
-0,1
|
0,1
|
-0,0
|
Органы денежно-кредитного регулирования
|
4,6
|
6,9
|
3,6
|
5,4
|
Доходы к получению |
4,7 |
6,9 |
3,6 |
5,4 |
Доходы к выплате |
-0,0 |
-0,0 |
-0,0 |
-0,0 |
Банки
|
-3,2 |
-5,7 |
-2,0 |
-3,9 |
Доходы к получению |
7,1 |
7,4 |
5,6 |
5,8 |
Доходы к выплате |
-10,3 |
-13,1 |
-7,6 |
-9,8 |
Прочие секторы
|
-36,4
|
-31,1
|
-7,6
|
-9,8
|
Доходы к получению |
-36,4 |
-31,5 |
-28.3 |
-21,8 |
Доходы к выплате |
20,0 |
15,1 |
15,0 |
10,7 |
Баланс текущих трансфертов |
-56,4 |
-46,6 |
-43,3 |
-32,5 |
Счет операций с капиталом и финн. инструментами
|
-4,1
|
-2,9
|
-2,4
|
-1,9
|
Счет операций с капиталом (капитальные трансферты)
|
-30,5
|
-44,3
|
-9,1
|
-56,3
|
Финансовый счет (кроме резервных активов)
|
0,2
|
-11,9
|
0,2
|
-11,9
|
Обязательства («+» -рост, «-» -снижение)
|
-30,7
|
-32,4
|
-9,4
|
-44,4
|
Федеральные органы управления
|
36,6
|
6,6
|
28,2
|
1,7
|
Портфельные инвестиции |
3,6 |
2,0 |
3,8 |
1,0 |
выпуск |
4,8 |
3,8 |
4,7 |
2,0 |
погашение |
5,1 |
0,0 |
5,1 |
0,0 |
корпусов |
-2,9 |
-2,7 |
-2,7 |
-2,3 |
купонов |
-1,2 |
-1,0 |
-1,1 |
-0,9 |
ренитвестирование доходов |
-1,7 |
-1,6 |
-1,6 |
-1,4 |
вторичный рынок |
1,7 |
1,5 |
1,3 |
1,1 |
Ссуды и займы |
0,8 |
5,0 |
0,9 |
3,2 |
Просроченная задолженность |
-1,1 |
-1,3 |
-1,3 |
-0,9 |
Прочие обязательства |
-0,1 |
-0,6 |
0,4 |
-0,0 |
Субъекты РФ
|
-0,0
|
0,0
|
-0,0
|
-0,0
|
Органы денежно-кредитного регулирования
|
0,6
|
0,4
|
0,6
|
0,3
|
Банки
|
-2,1
|
11,9
|
-2,3
|
9,4
|
Прочие секторы |
18,1 |
-42,1 |
12,9 |
-35,7 |
Прямые инвестиции |
16,4 |
34,4 |
13,3 |
26,7 |
Портфельные инвестиции |
28,6 |
30,3 |
23,4 |
26 |
Ссуды и займы |
-1,6 |
2,1 |
-1,5 |
1,3 |
Прочие обязательства |
-10,0 |
1,4 |
-9,0 |
-2,6 |
Активы кроме резервных («+»- снижение, «-» -рост)
|
-0,6
|
0,6
|
0,3
|
2,0
|
Органы государственного управления
|
-67,2
|
-39,0
|
-37,5
|
-46,1
|
Ссуды и займы |
-0,3 |
10,2 |
-0,1 |
10,1 |
Просроченная задолженность |
0,4 |
-2,1 |
0,4 |
-2,1 |
Прочие активы |
-0,5 |
11,2 |
0,4 |
11,3 |
Органы денежно-кредитного регулировании я
|
0,2
|
1,0
|
0,2
|
0,8
|
Банки |
-0,1 |
0,1 |
-0,2 |
0,8 |
Прочие секторы |
-6,7 |
11,8 |
4,8 |
-4,6 |
Прямые и портфельные инвестиции |
-60,3 |
-61,0 |
-42,1 |
51,6 |
Наличная иностранная валюта |
-41,9 |
-44,9 |
-32,2 |
-35,8 |
Торговые кредиты и авансы |
14,4 |
4,1 |
13,6 |
-1,3 |
Задолженность по отправкам на основании межправительственных соглашений |
-1,5 |
4,7 |
-0,2 |
3,8 |
Своевременно неполученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами |
0,4 |
-1,8 |
0,5 |
-2,1 |
Прочие активы |
-28,9 |
-27,1 |
-21,0 |
-18,3 |
Чистые ошибки и пропуски |
-2,7 |
4,1 |
-2,9 |
2,1 |
Изменение валютных резервов («+» - снижение, «-»- рост) |
-36,8 |
-3,4 |
-45,4 |
25,4 |
3.2. Прогноз платёжного баланса РФ на 2011-2013 гг.
Прогноз платежного баланса на 2011 - 2013 годы также охватывает широкий спектр среднегодовых цен на нефть сорта "Юралс" - в пределах 60- 95 долларов США за баррель.
В первом варианте ухудшение условий торговли приведет к резкому уменьшению профицита баланса товаров и услуг - до 19,7 млрд. долларов США в 2012 году - и его дефициту в сумме
5,7 млрд. долларов США в 2013 году. Дополнительное воздействие отрицательного баланса доходов и текущих трансфертов обусловит формирование дефицита счета текущих операций (26,0
млрд. долларов США в 2012 году и 53,0 млрд. долларов США в 2013 году). В условиях второго варианта положительное сальдо счета текущих операций в 2012 году уменьшится до 17,7 млрд. долларов США, а в 2013 году сложится отрицательным (21,3 млрд. долларов США). Третий вариант прогноза предполагает сохранение профицита счета текущих операций в 2012 году на уровне 46,8 млрд. долларов США, и почти равновесное его состояние в 2013 году (0,8 млрд. долларов США).
Сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами в результате более активного привлечения иностранного капитала корпорациями и банками в 2012 - 2013 годах сложится положительным по всем вариантам. Его значение будет изменяться от минимального (2,0 - 7,0 млрд. долларов США) в первом варианте до максимального (27,0 - 32,0 млрд. долларов США) в третьем.
В рамках первого варианта чистый приток инвестиций по финансовому счету не компенсирует отрицательное сальдо баланса по текущим операциям, что обусловит снижение резервных активов на 24,1 млрд. долларов США в 2012 году и на 46,0 млрд. долларов США в 2013 году. Во втором и третьем вариантах в 2012 году активное сальдо счета текущих операций и ввоз
капитала обеспечат условия для увеличения резервных активов на 34,6 и 73,8 млрд. долларов США соответственно. В 2013 году в третьем варианте сохранятся условия для роста резервных активов (на 32,8 млрд. долларов США), во втором варианте предполагается их стабилизация. Прогноз платежного баланса РФ на 2011-2013 гг. представлен в Таблице 1.
Таблица 1.
Прогноз платежного баланса Российской Федерации на 2011 - 2013 годы (млрд. долларов США)
2010 год (оценка) |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
76 долларов США за баррель |
I вариант (60 долларов США за баррель) |
II вариант (75 долларов США за баррель) |
III вариант (90 долларов США за баррель) |
I вариант (60 долларов США за баррель) |
II вариант (78 долларов США за баррель) |
III вариант (95 долларов США за баррель) |
I вариант (60 долларов США за баррель) |
II вариант (79 долларов США за баррель) |
III вариант (95 долларов США за баррель) |
Счет текущих операций |
70,5 |
4,7 |
35,7 |
67,3 |
-26,0 |
17,7 |
46,8 |
-53,0 |
-21,3 |
0,8 |
Баланс товаров и услуг |
118,3 |
49,7 |
86,4 |
121,0 |
19,7 |
69,0 |
101,2 |
-5,7 |
31,9 |
57,2 |
Экспорт товаров и услуг |
439,0 |
388,3 |
448,5 |
495,8 |
389,6 |
471,1 |
535,9 |
395,8 |
489,6 |
561,1 |
Импорт товаров и услуг |
-320,6 |
-338,6 |
-362,1 |
-374,8 |
-369,9 |
-402,2 |
-434,7 |
-401,4 |
-457,7 |
-503,9 |
Баланс доходов и текущих трансфертов |
-47,8 |
-45,0 |
-50,6 |
-53,7 |
-45,7 |
-51,3 |
-54,4 |
-47,4 |
-53,2 |
-56,4 |
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами |
-20,5 |
-13,0 |
12,0 |
22,0 |
2,0 |
17,0 |
27,0 |
7,0 |
22,0 |
32,0 |
Финансовый счет (кроме резервных активов) |
-20,6 |
-13,0 |
12,0 |
22,0 |
2,0 |
17,0 |
27,0 |
7,0 |
22,0 |
32,0 |
Сектор государственного управления и органы денежно-кредитного регулирования |
1,4 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Частный сектор (включая чистые ошибки и пропуски) |
-22,0 |
-15,0 |
10,0 |
20,0 |
0,0 |
15,0 |
25,0 |
5,0 |
20,0 |
30,0 |
Изменение валютных резервов ("+" - снижение, "-" - рост) |
-50,0 |
8,3 |
-47,7 |
-89,3 |
24,1 |
-34,6 |
-73,8 |
Заключение
В заключении, следует отметить, что платежный баланс является одним из основных инструментов макроэкономического анализа и прогнозирования.
Данные платежного баланса отражают, как в течение отчетного периода развивалась торговля с другими странами, которая непосредственно влияет на уровень производства, занятости и потребления, сколько доходов было получено от нерезидентов и сколько было выплачено им. Эти данные позволяют проследить, в какой форме происходило привлечение иностранных инвестиций, своевременно ли осуществлялось погашение внешней задолженности страны или имели место просрочки и ее реструктуризация, а также, как резиденты инвестировали в экономику других стран, как Центральный банк устранял платежные дисбалансы, увеличивая или уменьшая размер своих резервов в иностранной валюте.
Платежный баланс активно используется для определения фискальной и монетарной политики, протекционистских мер, а также при принятии решений по регулированию внутреннего валютного рынка и валютного курса.
На основании результатов платежного баланса принимаются дальнейшие решения в области экономической политики страны.
Отличительной особенностью России от других стран с транзитивной экономикой является ее огромный ресурсный потенциал, который позволяет поддерживать активным текущий платежный баланс, главным образом за счет положительного торгового баланса.
Для России более актуальным является финансирование дефицита счета движения капитала платежного баланса, нежели текущего платежного баланса. Однако это нельзя назвать плюсом для экономики, так как положительное сальдо счета текущих операций является отражением низкой инвестиционной привлекательности России.
Список использованной литературы
1. Экономика Учебник / под редакцией доктора экономических наук профессора А. С.. Булатова Издание 3-е, переработанное и дополненное, Ю Р ИСТЪ –М, 1999
2. Долговечный А. П. Некоторые аспекты монетарного подхода к анализуплатежного баланса // Экономический журнал, №3, 2000.3. Ивашевский С. Н. Макроэкономика.—М.: 2000.4. Экономика. Под ред. Булатова А.С. Экономика. Под ред. Булатова А.С.
5. «Валютный рынок и валютное регулирование» / Под ред. И.Н. Платоновой – М.: 2000.
6. Экономика: Учеб. пособие / М.И.Плотницкий, М.Г.Муталимов, Г.А.Шмарловская и др.; Под ред. М.И.Плотницкого. – М.: Новое знание, 2002. – 431с. – (Серия «Социально-гуманитарное образование»)
7. Антипина В.И. Экономическая теория – М.: Проспект, 2008. – 239.
8. Аузан А.А. Институциональная экономика: Новая институциональная экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 416.
9. Бабашкина А.М Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007.
10. Барлыбаев Х.А. Человек. Глобализация. Устойчивое развитие. – М.: РАГС, 2007.
11. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. – М.: Образование, 2008. – 726.
12. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2006.
13. Гатаулин А.М. Экономическая теория: микро- и макроэкономика. – М.: Статистика, 2007. – 382.
14. http://www.garant.ru/hotlaw/federal/287344/
Информационно-правовой ресурс ГАРАНТ. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов (Одобрен советом директоров Банка России 12 ноября 2010 г.)
|