Реферат: Административно-правовой статус граждан Российской Федерации 2

Название: Административно-правовой статус граждан Российской Федерации 2
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра Административного права и административной деятельности ОВД

КУРСОВАЯ РАБОТА

по административному праву

на тему:

« Административно-правовой статус граждан Российской Федерации»

Выполнил:

курсант 203 учебной группы

факультета подготовки следователей

Гуляев Аркадий Петрович

Проверил:

Зам. начальника кафедры

Административного права и административной деятельности ОВД

полковник милиции

Пономарева Юлия Олеговна

Екатеринбург 2009

План:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………........2

ГЛАВА I: Понятие и виды обращений………………………........4

1. Нормативная основа права на обращения……………………….4

2. Понятие права граждан на обращения и его содержание…........5

3. Классификация обращений………………………………….......12

ГЛАВА II: Институт обращений – его реализация и

особенности……………………………………………..15

1. История развития института обращений: нововведения,

теория и практика………………………………………………...15

2. Основные принципы работы исполнительных органов с

обращениями……………………………………………………...20

3. Право граждан на обращения среди других конституционных

прав…………………………………………………………….......23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………27

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………...28

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..30

ВВЕДЕНИЕ

В данной курсовой работе я раскрою тему «Обращения граждан в органы исполнительной власти». Предметом изучения является общественные отношения, возникающие по поводу подачи гражданами обращений. Обьектом изучения являются нормативные акты, реглирующие данные отношения.

Актуальность данной темы немаловажна. Институт обращения граждан в органы исполнительной власти был до сих пор не урегулирован, пока 2 мая 2006 года не приняли Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращенй граждан Российской Федерации». Так как референдум и носит массовый характер, организуется определенным образом и уполномоченными на то создаваемыми органами, и проявляет волю большинства, но мысли отдельных граждан, которые могут иметь немаловажный смысл или жалобы, через которые они дают понять, что их права нарушаутся, кроме их самих донести до государства некому. Поэтому органы исполнительной власти, помимо судебной, также являются гарантом защиты прав и свобод граждан РФ. И по статистике за последние годы количество обращений исчисляются тысячами и иногие направлены президенту.

Следует также отме­тить, что судебная власть, основной “защитник” гражданских прав в развитых странах, в России даже юридически находится в большой зависимости от вла­сти исполнительной.

Итак, мы видим, что исполнительная власть остаётся одним из основных гарантов гра­жданских прав, и единственным “центром”, к которому обращены надежды по­давляющего большинства граждан России. И что бы не говорили о разделении властей, необходимости построения сильной и независимой судебной системы и т.п., подобное положение вещей будет сохраняться ещё долго, и народное сознание долго будет видеть в исполнительной власти главного “защитника и заступника”. Потому именно по тому, насколько успешно будут функциониро­вать административно-правовые механизмы реализации и защиты прав граж­дан, насколько чутко и эффективно будет реагировать на обращения граждан исполнительная власть, будут судить об эффективности и состоятельности го­сударства в целом.

Цель данной курсовой – изучиние института подачи и рассмотрения обращений граждан РФ в органы исполнительгой власти.

Задачами данной цели являются:

1. Определить нормативную базу, регулирующую данный вид обращений и разобрать само понятие права на обращение, а также его содержание.

2. Изучить классификацию обращений.

3. Разобрать особенности данного института такие как:

а) История развития права в новом формате;

б) Оновные принципы при работе с обращениями и их место среди других конституционных прав.

Глава I: Понятие и виды обращений

1. Нормативная основа права на обращения

Какими законодательными актами предусмотрено право гражданина на обращение в органы власти?

Статья 33 Конституции РФ гарантирует гражданам России право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения в этой сфере регулируются Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (Российская газета, 2006, 5 мая). Одновременно со вступлением в силу Федерального закона прекратил свое действие на территории России Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».[1]

Федеральный закон устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан не только государственными органами, но и органами местного самоуправления. На это указывает также новая редакция ст. 32 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Российская газета, 2006, 6 декабря).

Федеральный закон не распространяется на обращения граждан, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Речь идет о рассмотрении обращений граждан в Конституционном Суде РФ, правоохранительных органах, судах общей юрисдикции, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и др.

2. Понятие права граждан на обращения и его содержание

Общественные отношения, через которые выражается право граждан на об­ращения являются предметом регулирования различных отраслей отечест­вен­ного права: административного, гражданско-процессуального, уго­ловно-процессуального и некоторых других. Для такого подхода есть ряд оснований.

Во-первых, характер нормативно-правового обеспечения реализации права граждан на обращения в государственные органы и органы местного само­управления является одной из характеристик уровня развития демократии в стране, в конечном счёте - типа сформировавшегося в ней государственного (политического) режима. Во-вторых, в подавляющем большинстве случаев причиной обращения граж­данина в государственные органы и органы местного самоуправления является неудовлетворительная работа тех властных органов или их должностных лиц, действия которых обжалуются.

При этом, несмотря на то, что целью обращения, как правило, является част­ный интерес гражданина, последствия его обращения, в подавляющем боль­шинстве случаев, имеют публично-правовое значение. Это перемена является следствием целого ряда обстоятельств.

Во-первых, право обращения превращается в один из способов контроля за действиями государственных и органов местного самоуправления. Во-вторых, отмена неправомерного акта или осуждения действия должностного лица явля­ется одним из элементов системы обеспечения законности. В-третьих, восста­новление законности и справедливости в результате рассмотрения обращения по существу превращает гражданина в участника (иногда неосознанно) госу­дарственно-властных отношений, значительная часть которых является предме­том конституционно-правового регулирования.

Таким образом, с точки зрения содержания, право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления подпадает под предмет регулирования различных отрасдлей права, но в основном административного и государственного (конституционного) права.[2]

Под обращением гражданина в рамках Федерального закона понимаются направленные в госорган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение в указанные органы.

Должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в госоргане или органе местного самоуправления.

При рассмотрении обращения гражданин имеет право: 1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании; 2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, например, врачебную тайну; 3) получать письменный ответ по существу вопросов, поставленных в обращении, уведомление о переадресации письменного обращения в госорган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов; 4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке; 5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Гражданин по решению суда имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) госоргана, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения.

Если же гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, то расходы, понесенные в связи с рассмотрением его обращения, могут быть с него взысканы по решению суда.

Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот орган или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к нему документы и материалы либо их копии. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает наименование органа либо фамилию, имя, отчество должностного лица или его должность, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, ставит подпись и дату[3] .

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3-х дней с момента поступления. Если оно содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных органов или должностных лиц, то оно направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий компетентный орган (должностному лицу) с уведомлением гражданина о переадресации его обращения[4] .

В случае, если решение поставленных в обращении вопросов относится к компетенции нескольких органов или должностных лиц, в их адрес в течение 7 дней направляются копии обращения.

Органы (должностные лица), переадресовавшие обращение, в случае необходимости могут (но не обязаны) запросить у органов (должностных лиц), которым оно было переадресовано, документы и материалы о результатах рассмотрения обращения.

Направлять жалобу на рассмотрение в орган (должностному лицу), решение или действие (бездействие), которых обжалуется гражданином, запрещается. Если же в соответствии с данным запретом невозможно направление жалобы на рассмотрение в орган (должностному лицу), в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение или действие в суд.

Госорган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, а также с выездом на место; принимает меры по восстановлению или защите нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина. Указанные органы и должностные лица вправе запрашивать необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других госорганах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и предварительного следствия. В течение 15 дней после получения запроса, требуемые документы (материалы) должны быть предоставлены, за исключением тех, в которых содержатся сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну и для которых установлен особый порядок предоставления. К таким сведениям относится и информация, содержащая врачебную тайну[5] .

Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях, а также в случае направления указанных выше запросов в другие органы срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 дней с уведомлением об этом гражданина.

Будет ли считаться разглашением врачебной тайны переадресация в другой властный орган обращения гражданина, содержащего информацию о состоянии его психического здоровья?

Согласно Федеральному закону разглашение содержащихся в обращении сведений, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина. Представляется важной в этой связи норма, содержащаяся в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и ведения делопроизводства по ним в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, введенной в действие приказом Судебного департамента от 23 декабря 1998 г. № 112 (в ред. приказов от 5 июня 2001 г. № 94 и 5 мая 2004 г. № 54). Согласно п. 2.15 конфиденциальные сведения, ставшие известными должностным лицам при рассмотрении обращений граждан, не могут быть использованы во вред им, если они могут повлечь ущемление чести и достоинства граждан (Российская газета, 2004, 19 октября), без его согласия не допускается. Не считается, однако, разглашением направление обращения в госорган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Отсюда следует, что письмо гражданина, включая присланные им документы, содержащие сведения об оказании ему психиатрической помощи, диагнозе заболевания, результатах обследования и т.д., могут быть без согласия гражданина направлены в компетентные органы по решению той инстанции, куда обратился гражданин.

ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не устанавливает каких-либо ограничений или особых условий для рассмотрения в органах власти обращения гражданина, содержание которого может свидетельствовать о наличии у него психического расстройства.

Ответ на обращение не дается. Ответ не дается также на анонимное обращение. Без ответа по существу вопроса может быть оставлено обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица или членов его семьи. При этом гражданину может быть сообщено о недопустимости злоупотребления правом. По обращению, содержащему вопрос, на который гражданину уже многократно давались письменные ответы по существу, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, может быть принято решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу. Гражданин уведомляется о данном решении. В случае, если ответ не может быть дан без разглашения сведений, составляющих охраняемую федеральным законом тайну, гражданину сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного им вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений[6] . Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452, в качестве основания для отказа в рассмотрении Интернет-обращения предусматривает также «некорректность содержания электронного сообщения» (Российская газета, 2005, 5 августа), в случае, если его текст не поддается прочтению. О данном решении гражданин подлежит уведомлению, если его фамилия и адрес поддаются прочтению. Понятно, что имеется в виду обращение, текст которого не виден, слова не различимы вследствие различных причин (текст залит жидкостью, выцвел, написан крайне неразборчивым почерком, некачественным пишущим средством и т.п.).

Федеральный закон не регламентирует случаи, когда текст обращения читабелен, однако лишен смысла (логики). Несмотря на отсутствие такой регламентации в указанном Федеральном законе, некоторые министерства «на свой страх и риск» устанавливают ее в своих подзаконных актов.

Если же обращения от лица с явно просматривающимися особенностями личности поддаются прочтению и истолкованию, однако вновь и вновь касаются одного и того же вопроса, на который ему ранее были даны исчерпывающие ответы тем же самым органом или должностным лицом, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, органы власти, руководствуясь ч. 5 ст. 11 Федерального закона, вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу, письменно уведомив его об этом.

В любом случае оставление письма без реагирования либо отказ лицу в переписке лишь на том основании, что лицо, как выяснилось в ходе рассмотрения его письма, состоит под диспансерным наблюдением, означает нарушение ст. 19 и 33 Конституции РФ, а также ч. 3 ст. 5 Закона о психиатрической помощи, не допускающей ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическим расстройством, только на основании психиатрического диагноза и факта нахождения под диспансерным наблюдением.

Гражданин может обратиться в органы власти не только с письменным, но и с устным сообщением, для чего Федеральным законом предусмотрен личный прием граждан, который проводится руководителями указанных органов и уполномоченными на то лицами (ст. 13). Информация о днях, часах и о месте приема доводится до сведения граждан.

При личном приеме гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий его личность.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения только в одном случае: если ему ранее дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

3. Классификация обращений

Выделив и обсудив обращение как понятие и вид, приступим к обсуждению и других видов обращений.

Предложение – это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности госорганов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Предложения - крайне интересный вид обращений. Предложение не связано с нарушением прав, оно не связано и с реализацией каких-либо прав заявителя, оно направлено на внесение каких-либо изменений в существующий порядок. Предложение является одной из важнейших форм реализации права граждан на участие в управлении, зафиксированного в п.1 ст.32 Конституции РФ. Предложения могут быть самыми различными по содержанию, однако для нашей работы имеют значение только предложения, направленные на улучше­ние работы федеральных органов исполнительной власти либо изменение из­данных ими нормативных актов. Предложения по совершенствованию законо­дательства, даже те из них, которые направлены в адрес исполнительных орга­нов, относятся всё же к сфере ведения органов законодательной власти. В принципе предложения в общей массе обращений граждан в федеральные ор­ганы исполнительной власти составляют очень незначительное число, но сле­дует отметить, что с годами это число растёт. Кроме того, эта форма обращений является одним из наиболее весомых прояв­лений народовластия. Внося предложение, гражданин не преследует личной цели, не стремится защитить свои права от нарушений, а пытается воздейство­вать на принятие решений государственной властью, т.е. реализует одно из главнейших гражданских прав - непосредственного участия в управлении госу­дарством. Само существование права предложения является как бы реальным, “вещественным” подтверждением того, что власть в России исходит от народа и может реализовываться им непосредственно, как на это указывает ст. 3 Кон­ституции РФ. Поэтому, сколь не было бы незначительно число предложений, к ним надлежит относится с максимальным вниманием.[7]

Заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Предметом заявления является не обжалование ка­ких-либо нарушений субъективных прав и интересов, а, во-первых, реализация через соответствующие органы законных прав и интересов граждан, и, во-вторых, реализация права на участие в управ­лении делами государства путём информирования о различных недостатках, недочётах, злоупотреблениях. Иными словами, заявления граждан не связаны с имевшими место нарушениями конкретных субъективных прав и интересов. Отказ же в удовлетворении этих прав и интересов и порождает жа­лобу (то есть действие направленное на защиту частного интере­са). Этот подход прослежива­ется и в упоминавшемся выше Федеральном Законе "Об обращениях граждан". Такой же смысл в содержание рассматриваемых терми­нов зало­жен и действующим гражданским и уголовным правом.

Жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Жалоба появляется в той сфере правовых отношений, которые возникают из нарушения прав и законных интересов гражданина, установленных и закреп­ленных законодательством и другими нормами, регламентирующими права и личные интересы граждан, т.е. в тех случаях, когда отношения между гражда­нином и властью выходят за рамки позитивных. Цель подачи жалобы заключа­ется в защите и восстановлении прав.[8] Однако сами по себе жалобы не обеспе­чивают законность и не могут устранить её нарушения. Жалобу следует рас­сматривать как одну из гарантий соблюдения законности, так как она является одним из проявлений критики “снизу”. Жалоба всегда является как средством защиты прав и свобод законных интересов индивида, нарушенных деяниями или актами государственных органов, иных структур, должностных лиц служа­щих, так и одним из средств осуществления этих прав. Путем её подачи граж­дане реализуют предоставленные им государством права или требуют восста­новления нарушенных прав. Следует отметить, что один из аспектов института права жалобы выража­ется в возможности гражданина посредством своего обращения участ­вовать в управлении общественными и государственными делами, выражать свою позицию, личное мнение по различным вопросам.Таким образом, право на жа­лобу прежде всего обеспечивает личный интерес гражданина в защите его на­рушенного права (либо коллективов в отношении своих членов).


Глава II: Институт обращений – его реализация и особенности.

1. История развития института обращений: нововведения, теория и практика.

Впервые право граждан на обращения в государственные органы с заявлениями, предложениями и жалобами на конституционном уровне было закреплено в Основном Законе СССР 1977 года (ст.49): «каждый гражданин СССР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе. Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры».

За девять лет до принятия последней Конституции СССР, Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 12 апреля 1968 года утвердил Порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, который долгое время служил механизмом реализации конституционного права граждан на обращения в органы государственной власти. Несмотря на почтенный возраст этого акта, он до сих пор не был отменен и формально является действующим, с учетом внесенных в него в 1988 году изменений. Согласно утвержденному Указом порядку, все государственные органы обязаны обеспечивать необходимые условия для осуществления права граждан на обращения с предложениями, заявлениями и жалобами в письменной и устной форме.

Конституция РФ, принятая в 1993 году, среди других прав и свобод граждан Российской Федерации закрепляет право на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

До последнего времени традиционной формой подготовки и направлений подобных обращений был письменный документ, отправленный адресату посредством почтовой связи либо переданный непосредственно в канцелярию государственного органа. Но с развитием информационных технологий и все более широкими возможностями, предоставляемых Всемирной глобальной сетью, стала очевидна необходимость совершенствования юридического института обращения граждан с учетом новых технических возможностей, в том числе, с учетом возможности направлений электронных сообщений.

28 июля 2005 года Правительством РФ был утвержден Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (далее Типовой регламент). Помимо регламентации общих организационных начал, деятельности, структуры федерального органа исполнительной власти, данный Типовой регламент устанавливает принципы работы органов власти с обращениями граждан и организациями. Большинство положений Типового регламента, касающихся порядка работы с обращениями, позаимствовано из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года. Новеллой стали положения, позволяющие заявителям обращаться в федеральные органы исполнительной власти посредством электронной почты. Юридическое закрепление такой возможности при увеличивающейся компьютеризации нашего государства делает процедуру обращения в государственный орган не только проще, но и быстрее.

Готовы ли ведомства и чиновники к таким нововведениям? Эту проблему начал исследовать Институт Развития Свободы Информации.

Так, в конце июля 2005 года Институт подготовил запросы во все имеющиеся в России федеральные органы исполнительной власти с просьбой предоставить нормативный правовой акт, изданный каждым ведомством во исполнение Постановления Правительства РФ от 12 февраля 2003 года №98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». [9]

Данный правительственный нормативный правовой акт предусматривает обязанность каждого федерального органа исполнительной власти открыть свой официальный сайт и разместить на нем определенную информацию о своей деятельности.

В запросах сообщить, зарегистрирован ли ведомственный нормативный правовой акт в Министерстве юстиции РФ и был ли он официально опубликован. С учетом новых возможностей, предусмотренных Типовым регламентом, запросы были подготовлены к отправке по электронной почте. Направляя таким образом запросы Институт преследовал две цели:

Во-первых, запрошенный ведомственный нормативный акт представлял интерес, поскольку Институт с 2004 года проводит мониторинг содержания официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти.

Во-вторых, Институт решил проверить, как федеральные ведомства относятся к запросам, полученным по электронной почте.

Первой проблемой, с которой он столкнулся, стало отсутствие адресов электронной почты у многих ведомств (22 федеральных органов исполнительной власти). В отношении таких ведомств запрос был направлен в Аппарат Правительства РФ посредством все той же электронной почты. Из Аппарата Правительства наш запрос был переправлен на рассмотрение в Мининформсвязи России, с просьбой сообщить о результатах заявителю.

Меньше чем через месяц Институт получили ответ из Мининформсвязи России. К сожалению, к рассмотрению его запроса специалисты Мининформсвязи России подошли весьма формально: информация была предоставлена не по тем ведомствам, по которым он ее запрашивал.

Вторая проблема, вставшая у Института на пути – вместо адреса электронной почты некоторые федеральные органы исполнительной власти предлагали отправить запрос, путем заполнения формы обращения, расположенной в специальном окошке на официальном сайте ведомства. Таким образом, через электронную форму был отправлен запрос в 7 ведомств (МВД России, ФМС России, Роскультуры, Минобороны России, Рособрнадзора, ФСФР России и Роскосмос).

Ответ был получен только из Роскосмоса, в котором говорилось, что запрос был принят к рассмотрению, указывалось ответственное лицо. К сожалению, о результатах рассмотрения запроса Институт так и не был уведомлен. От остальных ведомств он вообще не получил никакой информации о рассмотрении его запроса. Остается только гадать, куда ушли сообщения, отправленные посредством заполнения электронной формы. И не являются ли такие формы для отправки сообщений в федеральный орган окном в «черную дыру», чтобы исключить какие-либо следы получения обращения.

Остальным 54 федеральным органам исполнительной власти запрос о предоставлении информации был направлен непосредственно по электронной почте.

При этом некоторые ведомства (Роструд, Роскосмос) отказались принимать запрос по e-mail, указав, что все обращения принимаются исключительно на почтовый адрес. И только после повторного обращения, в котором привели ссылки на соответствующее законодательство, позволяющее электронную переписку, в том числе Типовой регламент и концепцию ФЦП «Электронная Россия», в институт пришли уведомления о принятии запроса для рассмотрения. Любопытны некоторые детали. Так, Федеральная налоговая служба отказалась принимать запрос, в котором не указан ИНН. А Федеральная служба по труду и занятости все же настояла на том, чтобы Институт продублировал свое обращение по обычной почте.

В итоге ответ был получен из 12 ведомств, 2 из которых дали ответ по электронной почте, остальные прислали результаты рассмотрения на почтовый адрес Института.

По электронной почте свой ответ прислали Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Как отмечалось выше только 2 из 84 существующих в настоящее время федеральных органов исполнительной власти ответили посредством электронных сообщений. С учетом, того, что даже по обычной почте получено ответов только от 10 ведомств, можно прийти к выводу о том, что федеральные органы исполнительной власти пока еще не до конца готовы к взаимодействию с гражданами и работе с их обращениями посредством электронной почты. А это значит, что до сих пор остается место для неоправданного затягивания сроков рассмотрения обращений. Остается только выразить надежду, что в скором времени эта ситуация изменится, и органы власти научатся пользоваться теми преимуществами, которые предоставляют современные информационные технологии.


2. Основные принципы работы исполнительных органов с обращениями

Учитывая, что право граждан на обращения является комп­лексным правовым институтом, нормативно-правовое регулирование которого не может быть огра­ничено одним нормативным актом, представляется необходимым выделить те правовые принципы, кото­рые должны лежать в основе всего механизма реа­лизации этого субъективного права и, по возможности, быть реализованы во всех нормативно-правовых актах, регулирующих данную сферу правоотно­ше­ний.

Как известно, принципы - это руководящие начала, лежащие в основе меха­низма правового регулирования тех или иных общест­венных отношений. Есте­ственно, что большинство правовых принци­пов, регламентирующих поведение человека в обществе, закреплено Конституцией страны. Однако, если говорить о принципах институ­та права граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, то они и в любых других конкрет­ных общественных отношениях, имеют свою специфику.[10]

Перечисленные принципы имеют ряд особенностей, учитывающих специ­фику регулируемых правоотношений, и самостоятельное содержание. В частно­сти:

1. Принцип всеобщего права на обращения означает, что лю­бое физическое лицо обладает в соответствии с российским зако­нодательством правом на об­ращения в государственные органы и органы местного самоуправления, за ис­ключением случаев, уста­новленных законом (требующих наличия российского гражданства) и нормами международного права.

2. Принцип свободы направления обращений означает, что субъекты права на обращения вправе направлять в государственные органы и органы местного са­моуправления любые по содержанию об­ращения, кроме прямо нарушающих закон.

3. Принцип равноправия означает, что любой человек, неза­висимо от граж­данства, законности нахождения на территории РФ, социального происхожде­ния, пола, национальности, возраста и иных социальных признаков, вправе на­правлять обращения в органы государственной власти и местного самоуправле­ния. Равноправие сторон должно соблюдаться в процессе всех видов разбира­тельства обращений граждан.

4. Принцип равной ответственности должностного лица за действия и реше­ния, нарушающие права, свободы и законные инте­ресы человека, и инициатора обращения за сообщение заведомо ложных или искажённых сведений. При этом сбор доказательств за­конности тех или иных действий должен быть воз­ложен на орган, занимающийся рассмотрением обращения гражданина.

5. Принцип гласности означает открытость процесса рассмотрения обраще­ний, участие в нём заинтересованного лица (лиц) - субъектов конкретного об­ращения, и их законных представителей. Разбирательству должны подлежать все без исключения обра­щения граждан,- в том числе - анонимные. Законода­тельно должны быть установлены гарантии безопасности граждан - инициато­ров обращения, а также неразглашения сведений об их личной жизни, ставших известными в ходе рассмотрения обращения. В случае вы­явления в обращении сведений клеветнического характера, орган, рассматривающий обращение, обя­зан передать материалы проверки компетентным правоохранительным орга­нам для возбуждения уголов­ного дела по факту клеветы.

6. Принцип объективности рассмотрения означает, что сведе­ния, сообщённые гражданином в устном или письменном обращении, должны быть подвергнуты объективному, непредвзятому анализу, который, в свою очередь, должен быть положен в основу принимае­мого по содержанию обращения решения.

7. Принцип подведомственности означает, что рассмотрение обращения дол­жен производить тот орган, в чью компетенцию вхо­дит разрешение по существу вопроса, поставленного в обращении. При этом гражданин не обязан знать кон­кретную компетенцию госу­дарственных органов. Обращения направленные не по адресу подле­жат пересылки компетентному в данном вопросе органу.

8. Принцип комплексного подхода обеспечивает единую мето­дику и методо­логию в работе с обращениями граждан, а также ко­ординацию деятельности органов, их рассматривающих, контроль за их работой.

9. Принцип законности означает, что должен лежать законный регламентирующих порядок обращения граждан в органы всех ветвей вла­сти: судебной, исполнительной, законо­дательной. Все процедуры, связанные с реализацией всех этапов осуществления права граждан на обращения, должны быть основаны на требованиях Конституции и Закона.


3. Право граждан на обращения среди других конституционных прав.

Итак, мы рассмотрели основные теоретические подходы к институту обраще­ний граждан, разновидности обращений и развитие этого института. Теперь нам надлежит уяснить, каковы основные принципы законо­дательного регулирования работы с обращениями в России. Прежде всего, как право обращений регулируется нормами конституционного (государственного) и административного права. Первый вопрос в этой части нашего рассмотрения - как соотносится право граждан на обращения с иными конституционными пра­вами и свободами граж­дан? Прежде всего речь идёт, естественно, о правах и свободах, входящих, наряду с правом на обращения, в группу политических. Как известно, эта часть главы 2 Конституции РФ открывается пра­вом на сво­боду мысли и слова (ст. 29). Как известно, свобода слова может быть выражена в различных формах, в том числе и в письменной. Очевидно, что одной из форм выражения свободы слова может рассматриваться право граждан на обращения. В этой связи принципиальное значение для обеспечения права граждан на об­ращения приобретает конституционная гарантия, закреплённая частью 3 ст.29 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть принуждён к выраже­нию своих мнений и убеждений или отказу от них. Если данная норма получит развёрнутое отражение в теку­щем законодательстве, она может стать основой демократического механизма реализации права граждан на обращения в Рос­сии.

Часть 5 ст.25 Конституции PФ устанавливает гарантии свободы массовой информации. Очевидно, что свобода массовой ин­формации в сочетании с пра­вом граждан свободно искать, полу­чать, передавать, производить и распростра­нять информацию любым законным способом (ч.4 ст.29) предполагает наличие права граждан направлять обращения в органы государственной власти и мест­ного самоуправления через средства массовой информации.

Следующее политическое право граждан, закреплённое дейс­твующей Кон­ституцией РФ - это право на объединение. Как из­вестно, в широком смысле право на объединение имеет целью удов­летворение социально-экономических и культурных потребностей граждан, а также их участия в осуществлении поли­тической влас­ти. Естественно, что одной из форм связи общественных объеди­не­ний и органов государственной власти и местного самоуправления является направление ими в эти органы коллективных обра­щений граждан (о чём шла речь в ч. 3 гл.1 настоящей работы). Последнее обстоятельство представляется принципиальным. Речь идёт не о решениях руководящих органов этих объ­еди­нений, которые также могут быть направлены в те или иные властные органы, а именно о коллективных обращениях граждан - членов данного объединения.

Дело в том, что право на обращения является субъективным правом граждан и их объединений, но оно не может подменяться решениями руководящих ор­ганов общественных объединений (хотя такой вид обращения, как гражданский наказ подписывается именно руководителями объединения), каким бы демо­кратическим путём они не были сформированы. В данном случае общественное объединение играет роль фактора, консолиди­рующего мнения отдельных граж­дан в коллективное решение, для придания ему большей значимости. Но оно продолжает оставаться обращением граждан, но не общественного объедине­ния.[11]

В связи с рассматриваемым вопросом представляется необхо­димым обратить внимание на проблему направления гражданами об­ращений в общественные объединения. Как известно, до недавнего времени отечественная государст­венно-правовая наука и практика не делала различий между обращениями в эти объединения и госу­дарственные органы. Это было обусловлено особенностью формиро­вания советской политической системы, ядром которой выступала КПСС. Сегодня функции государственных органов, органов местного само­управления и общественных объединений строго разграничены. Поэтому на­правление гражданами обращений в общественные объеди­нения носит не пуб­лично-правовой, а корпоративный характер. Естественно, что общественные объединения не вправе разрешать по существу те или иные жалобы и предло­жения, связанные с деятельностью государственных органов и органов мест­ного самоуправле­ния. Вместе с тем, обращения граждан в общественные объе­динения могут иметь место, как форма связи объединения со своими члена­ми. а также решения иных вопросов внутрисоюзного значения.

Следующее конституционное право граждан, входящее в группу политиче­ских, - это право собираться мирно, без оружия, прово­дить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ). Смысл этого субъективного права состоит в том, что граждане участвуют в публичном меро­приятии с целью привлечь внимание властей к какому-то общественно значи­мому вопросу, оказать на них давление. Вместе с тем, ответной реакцией тех органов, на которые призвана воздействовать та или иная акция, должно быть решение, удовлетворяющее или не удовлетворяющее требования манифестан­тов. Это решение должно приниматься не на основе анализа выступлений на митинге или транспарантов демонстрации, а на основании какого-то обраще­ния, принятого в ходе публичного мероприятия или заранее подготовленного его органи­заторами и переданного полномочному органу. Таким образом, пра­во на обращения является важнейшей составной частью права граж­дан на мирные собрания, придающей публичному мероприятию завер­шённый, общественно значимый характер.

Что касается такого права граждан, как участие в управле­нии делами госу­дарства ( ч.1 ст.32 Конституции РФ), то этому праву можно придать смысл одного из принципов правового статуса гражданина, обобщающего понятия по отно­шению ко всем остальными субъективным политическим пра­вам и свободам. С этой точки зрения право граждан на обраще­ния не является исключением (что было показано и в гл.1), причём особенно ярко право на участие в управле­нии проявляется в таких видах обращений, как предложения, петиции, гражданские наказы.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие вы­воды:

а) Право граждан на обращения в органы государственной власти и мест­ного самоуправления выступает составной частью на­родовластия, содержанием которой является непосредственное вы­ражение гражданами и их объедине­ниями своей воли в различного рода посланиях, направляемых в названные ор­ганы.

б) Право граждан на обращения может рассматриваться не только как лич­ное субъективное право, но и как одна из форм не­посредственной демократии. При этом под формами непосредствен­ной демократии понимаются способы не­посредственного волеизъяв­ления граждан и их объединений, имеющие целью решение общест­венно значимых вопросов, оказание влияния на принимаемые орга­нами государственной власти и местного самоуправления решения, кон­троль за их действиями и внесение корректив в их работу в соответствии с ин­тересами субъектов волеизъявления.

в) Право граждан на обращения является элементом обратной связи между гражданами и формируемыми ими органами государственной власти и мест­ного самоуправления и в этом смысле - не­отъемлемой составной частью сис­темы представительной демокра­тии.

г) Право на обращения входит в систему политических прав и свобод гра­ждан и в этом смысле является органической составной правового статуса гра­жданина в РФ.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы рассмотрели основные вопросы, связанные с институтом обра­щений граждан в современной России, изучили основные доктринальные под­ходы к определению и классификации обращений, развитие нововедений и конституционные основы этого института, современную практику, а также некоторые особенности реализации данного права граждан. Разумеется, очень многое осталось за рамками дан­ной работы, но передо мной и не стояла задача охватить всё или почти всё - с этой целью пишутся монографии. Я преследовали другую цель - изучить в общем становление, развитие и современное состояние института обращений граждан, выявить при­чины низкого уровня “рассматриваемости” обращений. На­сколько удалось её реализовать - это уже другой вопрос, но во всяком случае, основные, базисные проблемы в этой работе были изучены.

Говоря о нормативной базе можно сказать, что данный вид правоотношений стал в полной мере урегулирован только еще в 2006 году принятием федерального закона, а пока что его регулировал устаревший Указом Прези­диума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII “О порядке рассмотрения предложений, заяв­лений и жалоб граждан” из-за чего и была низкая реализация и рассматриваемость обращений.

Классификация обращений достаточно ясно оговорена в законе, но до сих пор еще есть отдельные виды обращений, которые не указывает закон, однако само понятие обращение и его содержание он четко регламинтирует.

В общем реализация данного права происходит бурно, но даже и при наличии закона, его регулирующего, идет низкая рассматриваемость обращений, так как орган исполнительной власти может продлить рассмотрение по разным причинам и из-за своей ненадлежащей работы на многие обращения оказываются нерассмотренными.

Таким образом, право на обращения занимают важную ступень среди других прав и зачастую являются основным гарантом защиты прав и свобод граждан. Но как бы, ни было сказано в законе, на практике у реализации свои особенности.


Приложения

Приложение №1.

Приложение №2.

Приложение №3.

Приложение №4.


Список использованной литературы:

1) Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г.

2) Федеральный закон от 2.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращенй граждан Российской Федерации».

3) Приказ Судебного департамента от 23 декабря 1998 г. № 112 (в ред. приказов от 5 июня 2001 г. № 94 и 5 мая 2004 г. № 54). «Инструкции о порядке рассмотрения обращений и ведения делопроизводства по ним в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».

4) Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452. «Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти».

5) Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник для вузов, М-НОРМА, 2007 г.

6) Марченко Н.М. Теория государства и права. Учебник 2 изд., М-Проект, московского университета, 2007г.

7) Попов Л. Л Административное право: учебник для ВУЗов: М 2006

8) Макаренко Н. В Административное право: конспект лекций: М 2008

9) Плехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М. 2002.

10) Юридическая платформа «ГАРАНТ»

11) www.lawbook.by.ru

12) www.government.gov.ru


[1] Юридическая платформа «ГАРАНТ»

[2] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник для вузов, М-НОРМА, 2007 г. стр 163.

[3] Смотри приложение №1

[4] Смотри приложение №2.

[5] Смотри приложение №3.

[6] Смотри приложение №4.

[7] Плехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М. 2002. Стр 147.

[8] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник для вузов, М-НОРМА, 2007 г.стр 165.

[9] www.lawbook.by.ru

[10] Макаренко Н. В Административное право: конспект лекций: М 2008 стр 43

[11] Попов Л. Л Административное право: учебник для ВУЗов: М 2006 стр 117