Контрольная работа: Гражданское общество и правовое государство 6
Название: Гражданское общество и правовое государство 6 Раздел: Рефераты по философии Тип: контрольная работа |
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Уральская академия государственной службы Контрольная работа по дисциплине «Философии права» На тему: гражданское общество и правовое государство Екатеринбург 2010 Содержание Введение ……………………………………….……………………..…………..…3 1. Как сегодня понимаются гражданское общество и правовое государство ….4 2.Каковы характерные признаки гражданского общества….…………………....5 3.В чем сущность и отличительные черты правового государства..………..…...7 4.Что такое социальное государство...…………….…………………………..…..9 5.Каковы перспективы становления в России гражданского общества и правового государства……………………………………………………………..10 Заключение……………………….…………………………………………………13 Список использованных источников………………….…………………..………14 ВВЕДЕНИЕ Понятие «гражданское общество» означает такое состояние социума, при котором создаются условия для соблюдения прав и свобод, развития гражданской самодеятельности и политической активности, реального участия граждан в политике. Современное гражданское общество есть результат длительного исторического развития. Становление гражданского общества шло и идет рука об руку с формированием правового государства. Гражданское общество и правовое государство, взаимодействуя между собой, образуют сферу публичной политики. Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга – одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Нельзя ставить знак равенства между понятиями «общество» и «гражданское общество»: второе значительно уже первого и моложе на много лет. 1. Как сегодня понимаются гражданское общество и правовое государство. Гражданское общество – это неполитические отношения в обществе, проявляющиеся через ассоциации и организации граждан, законодательно огражденные от прямого вмешательства государства. Гражданское общество в его современном понимании и значении – это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность. Говоря другими словами, гражданское общество – это общество, способное сделать свое государство правовым. Основы современного учения о гражданском обществе и правовом государстве были заложены несколько веков назад. В первую очередь, имеется в виду философия права Гегеля, выдающегося немецкого мыслителя, который особое место отводил исследованию проблем гражданского общества и государства. Один из принципов гражданского общества великий философ видел в том, что конкретное лицо есть для себя особенная цель и целостность потребностей.[1] В современных условиях этот принцип обусловливает необходимость разработки проблемы ценностей и приоритетов в различных сферах социальной и государственной жизни, а также выработки и закрепления правовых мер, средств и механизмов охраны и защиты жизненных ценностей и благ конкретного лица. Если государство представляет собой единство различных лиц, единство, выражающееся в общности, то в гражданском обществе – каждый для себя [1,227-228]. Именно это общество охраняет и защищает индивида, личность от излишней опеки, тем более произвола государства, его вмешательства в частную жизнь человека и гражданина. Следовательно, гражданское общество является инструментом, который призван, с одной стороны, выражать и охранять интересы человека, его ценности и блага, а с другой – сдерживать и ограничивать возможности государства по вмешательству, вторжению в частную жизнь человека и гражданина. Проблемы гражданского общества и правового государства не выходят из поля зрения многих исследователей на протяжении веков, но своей актуальности не утрачивают. Это вполне естественно, поскольку формирование гражданского общества и правового государства на различных исторических этапах и в различных странах имеет как общие закономерности, так и особенности, обусловленные уровнем социально-политического, экономического, духовно-культурного развития, развитости демократических институтов власти, а также вдумчивым и терпимым отношением к появляющимся новым демократическим образованиям.[2] Гражданское общество завоевало свое право на физическое существование и политическую значимость благодаря определенной системе гарантий со стороны государства. В этом заключается взаимообусловленность и взаимозависимость гражданского общества и правового государства. Постепенное развитие правового государства, являющееся условием существования демократического строя, содержит в себе не только традиционное разделение власти на три ветви, но и дополняющее их разделение между гражданским обществом и государством. Правовое государство – как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека – является одним из существенных достижений человеческой цивилизации.[3] Правовое государство – государство, в котором не издается никаких законов, противоречащих нравственной идее права, в котором государственный интерес, постоянно обходящий законы, не имеет никакой ценности. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) точно соблюдают существующие законы. 2.Каковы характерные признаки гражданского общества. В настоящее время понятие «гражданское общество» содержательно обогатилось и является многозначным. В первом значении под гражданским обществом понимается совокупность межличностных отношений и социальных институтов (семья, образование, экономика, культура, религия и т.п.), развивающихся без вмешательства государства. Гражданское общество создает условия для удовлетворения индивидами и социальными группами своих потребностей и интересов. Во втором значении гражданское общество представляет идеальную модель общественного развития. В качестве идеала гражданское общество представляет собой объединение свободных суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими, политическими, социально-экономическими и культурными правами, активно участвующих в управлении государством и беспрепятственно удовлетворяющих свои разнообразные потребности. Гражданское общество функционирует и развивается, следуя таким принципам, как: · равенство прав и свобод всех людей в политической сфере; · гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов; · экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд; · гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам, а также свобода в образовании партий и гражданских движений; · создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества; · свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом; · существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), и обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов. Этот механизм, формальный или неформальный, включает законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т. д.[4] 3.В чем сущность и отличительные черты правового государства Для того чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов. Суть правового государства - в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его.[5] В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция правового государства является социальной ценностью всего человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового государства: 1.Должна лежать правовая экономика; 2.Основой правового строя служит развитое гражданское общество. Правовое государство – это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.[6] Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.[7] Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п. Признаки правового государства: 1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. 2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. 3. Взаимная ответственность личности и государства. 4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность. 5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов. 6. Стабильность законности и правопорядка в обществе. К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие: · Преодоление правового нигилизма в массовом сознании; · Выработка высокой политико-правовой грамотности; · Появление действенной способности противостоять произволу; · Выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе. Особенности механизма правового государства заключаются в следующем: все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством. 4.Что такое социальное государство Сущность государства состоит в его социальном назначении, а именно, регулировать общественные отношения, управлять обществом. По отношению к человеку социальные качества государства раскрываются как его ценностные свойства. Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом – определяется не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений [8]. Социальная ценность государства не сводится к его отдельным социальным качествам и свойствам, и не может быть их простой суммой – это «системная, интегративная характеристика, выражающая меру соответствия явления социальным потребностям людей» [9]. «Социальное государство» – это определенный тип государственной организации, возникшей в XX веке на основе высокоразвитого индустриального производства, определенного уровня духовного и политического развития. Государство может быть определено как социальное лишь тогда, когда проблема воспроизводства жизни человека как биологического существа, как потенциального субъекта всех видов общественной жизнедеятельности, становится главной задачей государства, институтов государственной власти, когда создана и действует правовая система защиты социальных интересов личности, когда на решение социальных проблем сориентированы экономика, политика и духовная жизнь общества. В связи с этим представляется ошибочной точка зрения, что «социальное государство» – это такое государство, которое регулирует вопросы трудовых отношений, оказывает помощь малообеспеченным гражданам, осуществляет социальное страхование и т. п., она является слишком узкой, поскольку касается лишь некоторых аспектов социальной сферы. Социальным можно считать лишь то государство, в котором признается и обеспечивается материальными ресурсами право гражданина на жизнь. Социальное государство – политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Идеология социального государства официально сформулирована в Конституции РФ: Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.[10] 5.Каковы перспективы становления в России гражданского общества и правового государства. Стоит различать модель гражданского общества, сложившегося в западных странах и модель гражданского общества России. Элита политической власти мечтает о переходе российского гражданского общества на модель западных стран, говоря о том, что российское гражданское общество – это несформированное, отсталое общество. Концепция гражданского общества западного образца имеет свои отличительные черты: она выделяет в качестве важнейшего критерия гражданского общества существование свободного гражданского коллектива как объединения равноправных, автономных и активно действующих индивидов; наиболее существенным для гражданского общества является наличие сферы, в которой отдельные индивиды, подчиненные собственным желаниям, имеют возможность, руководствуясь собственными потребностями, не просто стремиться к достижению поставленных перед собой целей, но и реально удовлетворять свои законные интересы и потребности, независимо от «общественного интереса»; публичная сфера взаимодействия в гражданском обществе является публичным пространством лишь постольку, поскольку она отделяется от тех социальных факторов, которые вступили в нее именно как частные индивиды.[11] В России на сегодняшний момент существует гражданское общество, состоящее из политической и экономической элиты и бюрократии. Именно такое «общество» подпадает под основные критерии западных теорий. Остальное российское население просто находится за бортом правовых и экономических реформ в новом качестве «крепостных». Правовые и экономические реформы достигли успеха именно в отношении такого гражданского общества. Однако «крепостных» всячески уверяют в благости всех правовых реформ правящей элиты. Гражданское общество в России в настоящее время переживает непростые времена. В связи с переходом от энерго-сырьевого типа развития экономики к инновационному, меняется ценностная составляющая гражданского общества. Повышение значимости человеческого капитала и увеличение инвестирования в человека должно позитивно сказаться на формировании новой модели гражданского общества в России. Процесс становления правового государства происходит сейчас в России. В ст. 1 Конституции РФ сказано, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Но на сегодняшний день – это декларативное заявление, цель, к которой стремиться наша государственность в идеале, а не констатация достижения этой цели.[10] Для того чтобы создать в России демократическое правовое государство, достаточно обеспечить выполнение в полном объеме действующей Конституции. В настоящее время в России можно отметить следующие проблемы, которые являются препятствием на пути становления правового государства: · не обеспечивается равенство граждан и организаций перед законом и судом; · нарушаются избирательные права граждан, в частности, через использование административного ресурса; · политические партии до сих пор не получили доступа к власти и победа какой-либо из них на выборах не означает возможность реализации ее программы; · оттесняются на обочину политической жизни или ставятся в зависимость от властных структур общественные организации и движения, выражающие оппозиционные настроения; · ставится под сомнение свобода слова и прессы - через различные формы давления на средства массовой информации, неугодные властям; · свобода предпринимательства только декларируется, а реально не осуществляется властью из-за засилия коррумпированного чиновничьего аппарата; · сохраняются неравные условия доступа к образованию, здравоохранению и культуре, что ограничивает свободу развития личности; · не соблюдаются гарантии местного самоуправления в связи с финансовой зависимостью и административным давлением региональных органов государственной власти. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Гражданское общество в его современном понимании и значении – это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность. Гражданское общество завоевало свое право на физическое существование и политическую значимость благодаря определенной системе гарантий со стороны государства. В этом заключается взаимообусловленность и взаимозависимость гражданского общества и правового государства. Правовое государство – государство, в котором не издается никаких законов, противоречащих нравственной идее права, в котором государственный интерес, постоянно обходящий законы, не имеет никакой ценности. Социальное государство – политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся. Список использованных источников 1. Гегель Г.В. Фридрих. Философия права. М.: Изд-во «Мысль», – 1990. – С. 227 - 378. 2. Мартынчик Е.Г. Гражданское общество и правовое государство: ценности и приоритеты в сфере борьбы с преступностью. Роль адвокатуры в их защите. // Безопасность бизнеса. – 2009., №3 3. Нерсесянц В.С. Философия права. М. – 1997. – С. 92. 4. Кочетков А.И. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективыразвития//Вестник МГУ.– Серия 12. Полит. науки. – 1998., № 4. – С. 93. 5. Г.В.Ф. Гегель. Философия права. М. – 1990 г. 6. Коваленко А.И. Теория государства и права. М. – 1994.. 7. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность, М. – 1993. 8. Философский энциклопедический словарь. М., – 1984. – С. 1462. 9. Алексеев С. С. Право: азбука – теория – философия. Опыт комплексного исследования. М. – 1999. – С. 683. 10. Конституция Российской Федерации. 11. Скасырский И.В. Российская культурно-правовая традиция и ее институционализация в современных условиях: дис. Ростов-на-Д., – 2002. – С. 125. |