Реферат: Отчет по учебно-ознакомительной практики в супермаркете Магнит
Название: Отчет по учебно-ознакомительной практики в супермаркете Магнит Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дневник о прохождении учебно-ознакомительной практики
Содержание
Введение Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг. Во всем мире возрастает интерес к статистике. В нашей стране это внимание тем более обострено в связи с осуществлением экономических реформ, затрагивающих интересы всех людей. В статистических данных, отображающих развитие отдельных сторон жизни общества и служащих информационной базой принятия управленческих решений, каждый из нас ищет результаты реформ. Цены, процессы их образования и изменения представляют собой предмет статистического исследования. Статистика цен - самостоятельный блок, входящий как составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной статистики сформирована самостоятельная служба статистики цен. Сложились уже и альтернативные службы статистики цен. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы. Во время практики будем исследовать цен на основе потребительской корзины на городском центральном рынке, в супераркее «Магнит» и маленьком магазине «Любимый» г. Ишимбай. Целью учебно-ознакомительной практики является проведение самостоятельного статистического наблюдения за ценами и их изменением, а так обработка полученных данных. Чтобы достичь поставленную цель, рассмотрим следующие задачи: - ознакомление с организацией проведения статистического исследования; - овладение техникой сбора информации и ее первичная обработка; - группировка результатов наблюдения, их обобщение и анализ. Объектом исследования служат продукты питания. Предметом– цена на исследуемые товары, процессы их образования и изменения. Необходимо учитывать, что рассматриваться будут товары первой необходимости. Наблюдение производилось согласно составу набора товаров из 24 наименований, указанного в программе практики. Регистрация цен проводилась ежедневно три раза в день: - с 10.00 до 11.00 часов, - с 13.00 до 14.00 часов, - с 16.30 до 17.30 часов. Регистрация цен проводилась на определенный вид, сорт и качество товара. 1 Статистическое изучение цен Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой. Запрашиваемая цена определяет качество товара или услуги в сознании покупателя и помогает определить положение данного продукта на рынке. Назначение высокой цены может быть чревато потерей интереса к приобретению. Назначение высокой цены тоже может вызвать отрицательную реакцию, например, сомнение в качестве продукции или в умении и опыте предпринимателя. Цена, определение которой является одной из труднейших задач, остается важным показателем, несмотря на повышение роли неценовых факторов в процессе современного маркетинга. Цена, если она неправильно определена, окажет решающее воздействие на процесс покупки товара. При переходе к рыночным отношениям в нашей стране формирование цен происходит за счет ряда факторов, таких как полезность товара, затраты на производство, конкуренция, качество производства, конъюнктура рынка и т.д., необходимо учесть: расходы покупателя, доход продавца, условие конкуренции. Изучение динамики цен, что является одной из задач статистики, продукты питания дает важнейшую информацию, которая в последующем используется государственными органами, частными предпринимателями и другими организациями, в частности при исследовании потребительской корзины. Для изучения цен целесообразно использовать выборочное наблюдение, что связано с экономией времени, трудовых и других ресурсов. В то же время необходимо четко представлять, что выборочное наблюдение всегда связано с определенными ошибками. Поэтому, когда процент отбора достигает 25%, необходимо правильно оценить целесообразность несплошного обследования. Вполне вероятно, что проведение сплошного обследования при изучении цен было более оправданным и привело к более точным результатам. Любое статистическое наблюдение необходимо начинать с точной формулировки единицы наблюдения, критического момента, периода наблюдения, организационной формы. Также выбираются вид и способ наблюдения. Важнейшим фактором при формировании цен является срок годности рассматриваемого товара, поэтому в течение торгового дня цены на продукты изменяются, т.е. в начале они высокие, к концу – низкие. Также фиксируется и временной фактор, т.е. в предпраздничные и выходные дни проявляется тенденция роста цен. Кроме перечисленных факторов на цены влияет сезонность и индивидуальные характеристики, способ хранения и использования товара. 2 Статистическое исследование изменения цен 2.1 Сбор данных по продукции Проведение статистического исследования предполагает соблюдение установленного порядка в строго определенной последовательности. Наблюдение проводилось согласно составу набора товаров из 24 наименований: - хлеб пшеничный; - хлеб ржаной; - пшено; - вермишель; - сахар; - масло растительное; - масло животное; - говядина; - колбаса вареная; - колбаса полукопченая; - птица; - рис; - молоко; - сметана; - сыр твердый; - творог; - яйца; - картофель; - капуста свежая; - лук репчатый; - яблоки; - морковь; - рыба мороженая; - маргарин. Регистрация производилась в течение трех недельного периода. Время, к которому относится регистрация сведений – с 10.00 до 11.00 часов, с 13.00 до 14.00 часов и с 16.30 до 17.30 часов. По форме наблюдения применялось специальное статистическое обследование. По способу данное статистическое наблюдение основывалось на непосредственном учете фактов, поскольку регистрация цен производилось путем личного учета единиц совокупности. В случае исчезновения выбранного товара к следующему наблюдению товар должен был заменен на сопоставимый товар, имеющийся в торговой точке. По времени регистрации данное наблюдение – периодическое, так как цены регистрировались регулярно, но непостоянно, а через определенные промежутки времени. 2.2 Обработка и анализ полученного материала, его обобщение Собранный в процессе статистического наблюдения материал нуждается в определенной обработке. После обработки проводился контроль: логический, арифметический, которые использовались за весь период практики и аналитический, который использовался для анализа динамики. В (приложении А) представлена информация о средних ценах на потребительские товары рынка и двух магазинов с 6.07.2011 по 26.07.2011, что позволяет потребителю ориентироваться в рыночном предложении рассматриваемых продуктов питания в целом и отдельно среди мукомольных изделий, мясомолочной продукции и овощефруктовом ассортименте. В качестве формулы для расчета средней цены выбрана средняя арифметическая простая. Расчет средних показателей играет важнейшую роль в изучении рассматриваемой статистической совокупности продовольственных товаров, так как именно на основе расчета средних показателей отслеживается динамика стоимости товара, тенденция в их изменении, варьируемость цены около средней в зависимости от условий продажи. Средние показатели используются при расчете стратегически важных характеристик как потребительская корзина, ИПЦ, прожиточного минимума населения и других основополагающих экономических показателей. На основе сведенных материалов (Приложения А) можно рассчитать следующие показатели: средний темп роста, средний темп прироста, которые позволяют сделать вывод о характере изменения цен (Приложение Б). В (приложении В) представлена динамика цен на молочную продукцию, мукомольные изделия и овощи в зависимости от времени проведения исследования и даты. Изучив динамику цен на сахар можно сделать вывод, что в связи с наступлением времени консервирования, на протяжении рассматриваемого периода цены на этот товар неуклонно росли и увеличились на рынке на 0,9% , в большом магазине на 3,4 % и в маленьком магазине на 3,4 % к концу периода, что не свойственно другим рассматриваемым сыпучим изделиям: пшено и рис, которые показали стабильность цен. Цена на говядину, молоко, творог, сметану и сыр очень ярко показывает изменение цен на скоропортящиеся продуктовые товары. Если рассматривать динамику дня, то к вечеру цена снижается. Незначительные изменения произошли с ценами на лук и морковь. Можно отметить рост цен на данные продукты. А цена на картофель и капусту снизилась. Существенное влияние оказал сезонный фактор: на рынке появились продуты нового урожая. Заключение Основная задача статистики цен - отразить и проанализировать состояние и поведение цен, т. е. их уровень, колеблемость и динамику. Этой цели соответствует и система показателей статистики цен. Мы проанализировали весь набор продуктов из 24 наименований на центральном рынке, в супермаркете и маленьком магазине г. Ишимбай. Цены на не скоропортящиеся продукты: крупы и муку, хлеб не менялись в период наблюдения. Цены на мясо и мясные продукты в течение дня слегка уменьшились. Цены на молочную продукцию менялись в течение дня в сторону уменьшения, при этом незначительно повысились за весь период. Цены на некоторые овощи и фрукты имели тенденцию к понижение в связи со сбором нового урожая. Практика способствовала приобретению навыков по сбору и обработке статистического материала. Одной из сложностью в практике была сравнительно большая площадь рынка, которая не позволяла делать точные наблюдения, так как применялось сплошное наблюдение. Приложение А Таблица 1 – Средние цены на продовольственные товары (центральный рынок г. Ишимбай) Таблица 2 – Средние цены на продовольственные товары (супермаркет «Магнит» г. Ишимбай) Таблица 3 – Средние цены на продовольственные товары (маленький магазин «Любимый» г.Ишимбай) Приложение Б Таблица 4 – Расчет средних показателей продовольственных товаров (рынок г.Ишимбай) Таблица 5 – Расчет средних показателей продовольственных товаров (крупный магазин «Магнит» г.Ишимбай) Таблица 6 – Расчет средних показателей продовольственных товаров (маленький магазин «Любимый» г.Ишимбай) Приложение В График 1 – Динамика цен на молочную продукцию (на базе рынка г.Ишимбай , магазина - «Магнит», магазина – «Любимый») График 2 – Динамика цен на овощи (на базе рынка г.Ишимбай , магазина - «Магнит», магазина – «Любимый») График 3 – Динамика цен на мукомольные изделия (на базе рынка г.Ишимбай, магазина - «Магнит», магазина – «Любимый») График 4 – Динамика цен на молочную продукцию в течении дня (на базе рынка г.Ишимбай , магазина - «Магнит», магазина – «Любимый») График 5 – Динамика цен на овощную продукцию в течении дня (на базе рынка г.Ишимбай , магазина - «Магнит», магазина – «Любимый») График 6 – Динамика цен на крупы в течении дня (на базе рынка г.Ишимбай , магазина - «Магнит», магазина – «Любимый») Список использованных источников 1 Башина О.Э., Иванова Н.Ю. Статистика потребительских цен: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 82 с. 2 Экономическая статистика [Текст]:учебник / под. Ред. Ю.Н.Иванова. – М.: ИНФРА-М, 2000, - 480с. 3 Общая теория статистики [Текст]: учебник / под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 246с. 4 Положение о порядке наблюдения за изменением цен и тарифов на товары и услуги, определение индекса потребительских цен. Постановление Госкомстата России от 29.06 1995 г. №79. 5 Теория статистики [Текст]: учебник под ред. Р.А.Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 656с. |