Курсовая работа: Выбор стратегии развития ОАО Магнит
Название: Выбор стратегии развития ОАО Магнит Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство науки и образования Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Экономический факультет Кафедра «Теории и технологии менеджмента» КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине: «Стратегический менеджмент» на тему: «Выбор стратегии развития (ОАО «Магнит»)» Студента дневного отделения группы 4.5 специальность 061100 «Менеджмент организации» Кочубеева С.И. Научный руководитель: к.в.н., доц. Болошин Г.А. Ростов – на – Дону 2009 Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный Федеральный Университет» Экономический факультет Кафедра «Теории и технологии в менеджменте» Курсовая работа
Специальность_________________Группа___________________ ФИО студента___________________________________________ Дата сдачи___________ Тема курсовой работы____________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ Рецензия __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Допущен к защите с оценкой________________________дата_____________ Фамилия И.О. руководителя______________________Подпись____________ Курсовая работа защищена с оценкой_______________дата_______________ Фамилия И.О. члена комиссии____________________Подпись____________ ____________________Подпись____________ АННОТАЦИЯ
Автор курсовой работы: Кочубеев Сергей Иванович. Проверил: Болошин Геннадий Алексеевич. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что выбор стратегии организации важен в осуществлении миссии организации и достижение ее целей. Цель данной работы – заключается в выборе стратегии управления ОАО «Магнит». Задачи курсовой работы: 1. Рассмотреть теоретические основы стратегического управления. 2. Проанализировать внутреннюю и внешнюю среду организации. 3. Выбрать бизнес-стратегию для предприятия. Структура курсовой работы: Во введении обосновывается актуальность темы, цель, задачи, степень разработанности, теоретико-методологическая основа и информационно-эмпирическая база проведенных исследований. В первой главе рассмотрены сущность понятия и основы стратегического управления. Во второй главе составлена характеристика, проведен PEST – анализ организации, анализ деловой среды, SNW – анализ, SWOT – анализ по ОАО «Магнит». В третьей главе проводится выбор стратегий для магазина магнит на основе проведенного анализа деловых стратегий, стратегии на основе стратегической позиции и функциональных стратегии. Заключение содержит итог проделанной работы. После заключения представлен список использованных источников. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..5 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ................................................................................................8-11 2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «МАГНИТ» …………………………………………………………....12-22 2.1 Характеристика организации ОАО «Магнит»……………………………12 2.2 PEST – анализ организации ОАО «Магнит»………………………...........14 2.3 Анализ деловой среды (конкурентный анализ отрасли М. Портера, анализ рынка, анализ инфраструктуры)……………………………………………….16 2.4 SNW – анализ организации ОАО «Магнит»……………………………...19 2.5 SWOT – анализ по предприятию ОАО «Магнит»…………………..........20 3 ВЫБОР СТРАТЕГИИ ….………………………………………………...21-28 3.1 Виды деловых стратегий…………………………………………………...21 3.2 Выбор стратегии на основе стратегической позиции…………………….22 3.3 Функциональные стратегии………………………………………………..24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..……29 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ...………………...…...31 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования обусловлена тем, что выбор стратегии организации важен в осуществлении миссии организации и достижение ее целей. Прежде всего – стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Стратегический план придает предприятию определенность, индивидуальность, открывает перспективу для развития организации. Суть стратегического управления заключается в том, что в организации, существует четко организованное комплексное стратегическое планирование, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов. Актуальность деятельности предприятия ОАО «Магнит» объясняется высоким уровнем потребления данных услуг (ресторанный и игровой бизнес) на рынке сбыта. Степень разработанности проблемы.
Данная тема широко освящена многими учеными в области менеджмента. Стратегическое управление стало использоваться в теории и практике управления стран с рыночной экономикой с 1960 - 1970-х гг. Его основоположником считают И. Ансоффа, который обосновал и предложил новую концепцию стратегического планирования, основанную не на прогнозе вероятных тенденций развития хозяйствующего субъекта, а на предпринимательском подходе, на определении его будущей рыночной позиции так, чтобы субъект мог адекватно отреагировать на ее изменения. Российская практика позволяет выделить следующих ученых: А.И. Наумова, Л.В. Карташову, Т.В. Никонову, А.М. Смолкина, И.Ю. Солдатову, М.А. Чернышева. Цель данной работы – заключается в выборе стратегии управления предприятием ОАО «Магнит». Для реализации данной цели в работе необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть теоретические основы стратегического управления. - проанализировать внутреннюю и внешнюю среду организации. - выбрать бизнес-стратегию для предприятия. Объектом исследования является ОАО «Магнит». Предметом исследования является стратегия развития ОАО «Магнит» Теоретико-методологической основой исследования послужили фундаментальные экономические и социально-экономические концепции, гипотезы авторов основополагающих трудов отечественных и зарубежных ученых, посвященных исследованию и анализу стратегического управления предприятием, статистический анализ, PEST- анализ, SWOT-анализ, SNW- анализ и метод определения стратегической позиции. Информационно-эмпирической базой исследования , обеспечивающей достоверность, надежность, точность выводов и предположений, послужили методы изучения и анализа литературных источников, официальных материалов статистических сборников, информация, изложенная в монографиях и научных статьях, устав предприятия. Практическая значимость работы. Проведенные теоретические и практические исследования могут быть полезны в деятельности предприятия ОАО «Магнит». Тема и цель курсовой работы обусловила ее структуру, логику и порядок исследования поставленных задач. Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников, приложения. Во введении обосновывается актуальность темы, цель, задачи, степень разработанности, теоретико-методологическая основа и информационно-эмпирическая база проведенных исследований. В первой главе (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ) рассмотрены сущность понятия и основы стратегического управления. Во второй главе (АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «Магнит») составлена характеристика, проведен PEST – анализ организации, анализ деловой среды (конкурентный анализ отрасли М. Портера, рынка и инфраструктуры), SNW – анализ, SWOT – анализ по предприятию ОАО «Магнит». В третьей главе (ВЫБОР СТРАТЕГИИ) проводится выбор стратегий для организации ОАО «Магнит» на основе проведенного анализа деловых стратегий, стратегии на основе стратегической позиции и функциональных стратегии. Заключение содержит итог проделанной работы. После заключения представлен список использованных источников. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
В настоящее время стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях[1] . Тем не менее, постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе. Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться, и условия жизни организации будут изменяться тоже. Если внутрифирменное управление ориентировано на создание оптимальных управленческих условий (моделей), обеспечивающих реализацию запланированных целей, то стратегическое управление ориентировано на создание соответствующих условий конкурентоспособности и развития фирмы в зависимости от изменений внешней рыночной среды. На сегодняшний день не существует однозначного достаточно четкого определения понятия «стратегический менеджмент». Приведем наиболее распространенные определения. Стратегический менеджмент – это процесс определения взаимодействия организации с ее окружением выражаемое через использование избранных целей и достижение желаемого результата путем распределения ресурсов организации в соответствии с эффективным планом действий[2] . Стратегический менеджмент – это процесс, посредством которого менеджеры устанавливают долгосрочные направления развития организации, ее специфические цели, развивают стратегии их достижения в свете всех возможных внутренних и внешних обстоятельств и принимают к исполнению выбранный план действий. Стратегический менеджмент — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей[3] . Содержанием стратегического управления является: - определение назначения и главных целей бизнеса фирмы; - анализ внешней среды фирмы; - анализ ее внутренней обстановки; - выбор и разработка стратегии фирмы; - анализ портфеля диверсифицированной фирмы, проектирование ее организационной структуры; - выбор степени интеграции и систем управления; - управление комплексом «стратегия - структура – контроль»; - определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности; - обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании; - совершенствование стратегии, структуры, управления. В связи с вышеизложенным можно определить основные задачи стратегического управления: - распределение ресурсов наиболее эффективным образом для развития организации; - осуществление функций планирования и контроля за реализацией поставленной стратегической цели; -определение наиболее перспективных направлений развития организации[4] . Цель стратегического управления сводиться к формулированию стратегии, реализация которой позволит организации иметь максимальное развитие через определенный промежуток времени[5] . Основные особенности стратегического управления: 1.Ориентирован на длительную рыночную перспективу (5 и более лет). 2.Предполагает взаимодействие различных хозяйственных подразделений, осуществляющих единую хозяйственную политику. 3.Основные принципы стратегического менеджмента определяются состоянием и изменениями внешней среды[6] . Алгоритм разработки стратегической политики показан на рисунке 1. Рисунок – 1 Алгоритм разработки стратегической политики[7] Существует ряд ограничений на использование стратегического управления, которые указывают на то, что и этот тип управления, равно как и все другие, не универсален для любых ситуаций и любых задач. Во-первых, стратегическое управление уже в силу своей сущности не дает, да и не может дать точной и детальной картины будущего. Вырабатываемое в стратегическом управлении описание желаемого будущего организации — это совокупность качественных пожеланий к тому, в каком состоянии должна находиться организация в будущем, какую позицию она должна занимать на рынке и в бизнесе. Во-вторых, стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных правил, процедур и схем. У него нет теории, которая предписывает, что и как делать при решении определенных задач или же в определенных ситуациях. Конечно, существует ряд рекомендаций, правил и логических схем анализа проблем и выбора стратегии, а также осуществления стратегического планирования и практической реализации стратегии. В-третьих, резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения. В условиях, когда в сжатые сроки создаются совершенно новые продукты, кардинально меняются направления вложений, когда неожиданно возникают новые возможности для бизнеса и на глазах исчезают возможности, существовавшие много лет, цена расплаты за неверное предвидение и соответственно за ошибки стратегического выбора становится зачастую роковой для организации. Особенно трагическими последствия неверного прогноза бывают для организаций, осуществляющих безальтернативный путь функционирования либо же реализующих стратегию, не поддающуюся принципиальной корректировке[8] .
2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «Магнит» 2.1 Характеристика организации ОАО «МАГНИТ» Деятельность: организация относится к отрасли обслуживание общественных и личных потребностей населения. Миссия предприятия ОАО «Магнит» заключается в повышении благосостояния наших покупателей, сокращая их расходы на покупку качественных товаров повседневного спроса. Основной целью ОАО «Магнит» является удовлетворение растущего спроса потребителей. Основная сложность в деятельности предприятия заключается во влиянии конкуренции на данном рынке сбыта. История: ЗАО «Тандер», управляющая компания сети магазинов «Магнит» основана в 1994 г. как оптовый поставщик бытовой химии и косметики, а с 1997 г. приступила к освоению продовольственного сегмента рынка, став одним из пяти крупнейших дистрибьюторов в России. В 1998 году начата работа по развитию розничного рынка: открыт первый магазин самообслуживания. В течение года компания вышла на лидирующие позиции на юге России, после чего началось продвижение компании в другие регионы. 2000 г. – знаменательный год в истории компании. Руководство принимает решение о реорганизации работы розничного направления. Все магазины переводят в формат дискаунтера и объединяются под брендом «Магнит». В период с 2001 – 2005 гг. сеть показала стремительный региональный рост и заняла первое место в России по количеству магазинов – 1500 и стала второй по объему выручки в стране. В начале 2006 года была завершена реорганизация группы компаний «Магнит», в результате которой ОАО «Магнит» стало холдинговой компанией группы обществ, занимающихся розничной торговлей через сеть магазинов «Магнит». Место нахождения общества: РФ, Краснодарский край, 350002, г. Краснодар, ул. Леваневского, 185.Почтовый адрес общества: РФ, Краснодарский край, 350002, г. Краснодар, ул. Леваневского, 185. Миссия, цели и стратегия организации Методология: миссия определена советом директоров. Основной целью ОАО «Магнит» является обеспечение максимального объема продаж всего заявленного ассортимента. Стратегической задачей является достижение максимальной зоны покрытия сети магазинов «Магнит». Цели и задачи: открытие магазинов в городах с населением менее 500 тыс. человек – где проживает 73% городского населения России, повышение квалификации персонала, сокращение текучести кадров. 2.2 PEST – анализ организации ОАО «Магнит» PEST-анализ предназначен для стратегического прогнозирования, выявления и оценки следующих факторов внешней среды, которые могут в настоящем и будущем повлиять на деятельность предприятия: · Политических (Policy); · Экономических (Economy); · Социальных (Society); · Технологических (Technology). Получение необходимой информации основано на экспертных оценках (по 5-балльной шкале). Таблица 1 - PEST-анализ организации ООО «Марко Поло»
Таким образом, по результатам PEST-анализа можно сделать вывод, что наибольшими угрозами со стороны факторов внешней среды являются: высокая суммарная нагрузка на предприятие и возможность ее усиления, опасность экономической нестабильности, рост цен на сырье, динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ, отток квалифицированных специалистов в Центральный регион России. Среди возможностей это такие факторы как: доступ к технологиям, лицензирование, патенты, стабильный и постоянно растущий круг потребителей, ухудшение позиций конкурентов. 2.3 Анализ деловой среды (конкурентный анализ отрасли М. Портера, анализ рынка, анализ инфраструктуры) 1. Определение экономических характеристик отраслевого окружения: - размер рынка: 73% - масштабы конкуренции: на городском уровне - темпы роста рынка: 20% в год - стадия жизненного цикла организации: стадия развития и роста - структура конкуренции: «Перекресток»(5%), «Тройка» (2%), «В двух шагах» (5%), «Империя продуктов» (7%), «Солнечный круг»(8%) - темпы технологических изменений: 20-27 % за 2008 г. - величина экономии на масштабах производства: 10% в год 2. Оценка степени конкуренции 5 сил конкуренции М. Портера предложена на рисунке 1: Рисунок 1 – Пять сил, определяющих конкуренцию в отрасли[9] 1) Появление новых конкурентов. Так как в настоящий момент в г. Ростове-на-Дону переизбыток разных продуктовых сетей. Это дает нам возможность полагать, что появления новых конкурентов маловероятно. 2) Конкуренция среди действующих фирм. Предприятие постоянно ведет борьбу за привлечение новых потребителей и увеличение клиентской базы. Организация использует все возможные методы. Это хорошее территориальное место расположение для подобного вида деятельность, высокое качество выпускаемой продукции, высокое технологическое оснащение. Так же используются рекламные щиты и постоянное вещание роликов по местному телевидению. 3) Поставщики. Основными поставщиками товара для ОАО «Магнит» являются такие компании как: «Балтика», «Кока-Кола», «Колос», «Регата», более 700 наименований товаров собственной торговой марки, что составляет 20% в ассортименте и 12% в общем объеме продаж 4) Потребители. Из-за сложившихся обстоятельств, в стране в связи с финансовым кризисом. Клиентская база, к которой относятся потребители со средним и высоким уровнем достатка, может пострадать. Что существенно скажется на объеме продаж и соответственно выручке. 5) Товары заменители. Наша организация имеет товары заменители для потребителей с разным уровнем достатка. 3. Определение ключевых факторов успеха: - высокий уровень технологической оснащенности - имидж (деловая репутация) предприятия - ориентация на потребителя - территориальное расположение - высокое качество выпускаемой продукции - низкие цены - широкий выбор ассортимента для потребителей с разным уровнем дохода 4. Заключение о степени привлекательности отрасли: Сильная позиция: - Большие объемы продаж - Большая доля рынка - Стабильный и растущий круг потребителей Слабая позиция: - В настоящее время для организации ОАО «Магнит» самую большую опасность представляет высокая текучесть кадров. 2.4 SNW – анализ организации ОАО «Магнит» При SNW-анализе оценивается состояние внутренней среды предприятия по ряду позиций. Каждая позиция получает одну из трех оценок: - Сильная (Strength); - Нейтральная (Neutral); - Слабая (Weakness). Ниже приведены результаты SNW-анализа для организации ОАО «Магнит». Таблица 1 – SNW – анализ организации ОАО «Магнит»
2.5 SWOT – анализ по предприятию ОАО «Магнит» Таблица 1 – SWOT – анализ по ОАО «Магнит»
3 ВЫБОР СТРАТЕГИИ 3.1 Виды деловых стратегий
Таблица 1 –деловые стратегии развития
В настоящее время для ОАО «Магнит» наиболее актуальна продуктовая стратегия и сервисная стратегия. Если создавать продукцию лучшего качества и продавать по ценам ниже, чем у конкурентов появится возможность заинтересовать новых потребителей, что в свою очередь приведет к повышению объема продаж. То же касается стратегии сервиса. Повышение качества обслуживания и уровня услуг, может сыграть положительную роль на рынке сбыта. Так же повышение качества обслуживания и выпускаемой продукции поможет бороться с имеющимися конкурентами. 3.2 Выбор стратегии на основе стратегической позиции
Выбор типовых стратегий осуществляется на основе определения стратегической позиции, что отражено на таблице 1 и рисунках 1, 2. Таблица – 1 итоговые показатели по оцениваемым средам
Рисунок 1 – Стратегическая позиция ООО «Марко Поло»[10]
Рисунок 2 – Определение положения и направления развития[11] Положение В: Утверждение превосходства. Направления: противодействия конкурентам; избегание крупных инвестиций; повышение производительности. Типовые стратегии: 1) Захват рынка 2) Прямая интеграция 3) Обратная интеграция 4) Развитие рынка 5) Концентрическая диверсификация 3.3 Функциональные стратегии
Общая классификация функциональных стратегий представлена в таблице 1. Таблица 1 – функциональные стратегии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Данная курсовая работа подводит итог о пройденном курсе по дисциплине «Стратегический менеджмент». В заключении можно сделать вывод, что цели, поставленные в работе, достигнуты, задачи выполнены. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В работе состоящей из трех частей, применены все полученные знания за прошедший курс по этой дисциплине на примере предприятия ОАО «Магнит». Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определен объект и предмет работы. Поставлены цели, сформулированы задачи и приведены методы их решения. Также выполнен обзор литературных источников и перечислены ключевые авторы. В первой главе обобщены теоретические основы стратегического управления: Стратегическое управление - это управление, в котором отдается приоритет стратегии над тактикой, в котором стратегия оказывает определяющее влияние на все характеристики управления: структуру, функции, планирование, контроль, работу с персоналом, информационные технологии и пр.; это управление, имеющее достаточно определенную цель, стратегические ориентиры и стратегические приоритеты в разработке и выборе стратегии. Стратегия не может быть результатом лишь пожеланий или субъективного предвидения. Стратегия предполагает прогнозирование будущего, оценку реальности, расчет ресурсов и динамики их изменения, учет возможности противодействии и непредвиденных случайностей. Разработать эффективную стратегию можно только на основе серьезной исследовательской деятельности. Стратегия определяет направление развития, но это развитие осуществляется как по внутренним, так и по внешним характеристикам фирмы, т.е. с учетом внешних и внутренних факторов развития фирмы. Во второй главе «Анализ внешней и внутренней среды организации ОАО «Магнит» рассмотрены миссия, ценности, стратегические приоритеты, проведён анализ внутренней и внешней среды организации, выделены её сильные и слабые стороны, возможности и угрозы от влияния внешних факторов. Для более наглядного представления о том, насколько элементы системы взаимодействуют между собой, представлен PEST – анализ, анализ деловой среды, SNW – анализ и SWOT – анализ. В третьей главе «Выбор стратегии развития» ОАО «Магнит» представлены три блока стратегий развития: 1. Деловые стратегии развития; 2. Типовые стратегии бизнес-единиц; 3. Функциональные стратегии развития. Данные стратегии предложены для возможного развития организации. Их применение в дальнейшем поможет организации увеличить объем продаж, привлечь новых клиентов, сократить затраты на производство, наладить коммуникации между сотрудниками, приобрести новое, более современное оборудование и расшириться за счет открытия новых филиалов и подразделений. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Ансофф И. Стратегическое управление. М. Экономика, 1989 2. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. – М., 1997 3. Болошин Г.А. Методические материалы к курсу стратегический менеджмент. – Ростов-на-Дону, 2003 4. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. - М.: АОЗТ «Центр экономики и маркетинга», 1996 5. Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Гардарика, 2000 6. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент. – Таганрог: Издат-во ТРТУ, 2003 7. Дойль Питер. Мененджмент: стратегия и тактика/ Пер. с англ. Вихровский А., Кузина В.: Питер,1999 8. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс,2002 9. Любинова Н.Г. Менеджмент – путь к успеху.- М.: «Прогресс», 2000 10. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента - М.: Дело, 1997 11. Маркова В.Д, Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: М 25 Курс лекций. – М: ИНФРА-М, Новосибирск, Сибирское соглашение, 1999 12. Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. - М.: Международные отношения, 1993 13. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. – 2-е издание, испр. – М.: ИНФРА-М, 1999 14. Рой О.М., Зараева А.М. Менеджмент современной фирмы: организация, стратегия, финансы. Конспект лекций. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 1998 15. Смирнов Н.Н. Стратегический менеджмент. – СПб.: Питер 2002 16. Стерлин А.Р. и др. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях: опыт развития и новые явления. - М.: Наука, 2002 17. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент Исусство разработки и реализации стратегии. Учебник для ВУЗов/Перевод с английского под ред. Зайцева Л.Г., Соколовой М.И., – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998 [1] Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент. – Таганрог: Издат-во ТРТУ, 2003.- С. 37. [2] Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс,2002. – С. 22. [3] Смирнов Н.Н. Стратегический менеджмент. – СПб.: Питер 2002. – С. 45. [4] Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. - М.: АОЗТ «Центр экономики и маркетинга», 1996. – С. 146-147. [5] Ансофф И. Стратегическое управление. М. Экономика, 1989. - С.121 – 127. [6] Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Гардарика, 2000. – С.156-178. [7] Винслав Ю. Становление отечественного корпоративного управления. Теория, практика, подходы к решению ключевых проблем.//Российский экономический журнал, 2002, № 2, С.28. [8] Маркова В.Д, Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: М 25 Курс лекций. – М: ИНФРА-М, Новосибирск, Сибирское соглашение, 1999. – С. 56. [9] Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. - М.: Международные отношения, 1993. – С.125. [10] Болошин Г.А. Методические материалы к курсу стратегический менеджмент. – Ростов-на-Дону, 2003 [11] Болошин Г.А. Методические материалы к курсу стратегический менеджмент. – Ростов-на-Дону, 2003 |