Реферат: Определение экономических показателей добычи сырой руды при строительстве и эксплуатации карьера
Название: Определение экономических показателей добычи сырой руды при строительстве и эксплуатации карьера Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание. 1. Введение…………………………………………………………………………..4 2. Выбор горнотранспортного оборудования при строительстве и эксплуатации карьера…………………………………………………………………….5 2.1 Горнотранспортное оборудование на вскрышном участке………………...5 2.2 Оборудование на отвале…………………………………………………….10 2.3 Горнотранспортное оборудование на добычном участке………………...11 3. Расчет стоимости основных фондов карьера и величины амортизационных отчислений………………………………………………………………...17 3.1 Расчет затрат на проведение горно-капитальных выработок и величины амортизационных отчислений………………………………………………….18 3.2 Расчет капитальных затрат на промышленные здания и сооружения и величины амортизационных отчислений………………………………………...19 3.3 Расчет капитальных затрат на электромеханическое оборудование и монтаж………………………………………………………………………………...21 3.4 Сводная таблица стоимости основных фондов предприятия и величины амортизационных отчислений………………………………………………….22 4. Расчет текущих затрат на вскрышные и добычные работы……………..23 4.1 Расчет материальных затрат на производство горных работ……………..23 4.2 Расчет затрат на электроэнергию…………………………………………...25 4.3 Расчет затрат по статье «Заработная плата»……………………………….27 4.4 Расчет затрат по статье «Ремонт и содержание основных средств»……..33 4.5 Расчет налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ)………………...34 5. Калькуляция себестоимости производства вскрыши и добычи сырой руды………………………………………………………………………………35 6. Расчет технико-экономических показателей комплекта горнотранспортного оборудования……………………………………………………………...36 7. Заключение……………………………………………………………………...39 8. Список используемой литературы…………………………………………...40 1. Введение Хозяйственная жизнь базируется на том, что для получения необходимых благ общество использует экономические ресурсы, которые в большинстве случаев ограничены, и поэтому их нужно использовать как можно более эффективно. Ограниченность ресурсов горной промышленности обусловлена количеством природных ресурсов. Для рационального использования полезных ископаемых отрасли необходимы высококвалифицированные инженерно-технические кадры с хорошей экономической подготовкой. Состояние и развитие горно-добывающей промышленности тесно связано с состоянием и развитием всей экономики страны. Так в 1990-е годы в процессе перехода от командно-административных методов управления экономикой страны к рыночным методам хозяйствования производство промышленной продукции в России снизилось вдвое, производство продукции черной металлургии уменьшилось на 39%. В период с 2000 года наблюдается подъем промышленного производства. Целью курсовой работы является закрепление и углубление теоретических знаний по курсу «Экономика горного производства». Работа охватывает все стороны производственно-хозяйственной деятельности горного предприятия, включая строительство и эксплуатацию предприятия, а так же определение уровня себестоимости продукции, производительности труда и рентабельности производства. В курсовой работе решаются следующие задачи: · расчет и выбор горнотранспортного оборудования; · расчет капитальных затрат при строительстве карьера; · расчет текущих затрат на проведение горно-капитальных работ; · расчет текущих затрат на добычу полезных ископаемых. Итогом курсовой работы служит смета затрат – документ, который фиксирует суммарные издержки производства за определенный календарный период времени. 2. Выбор горнотранспортного оборудования при строительстве и эксплуатации карьера 2.1. Горнотранспортное оборудование на вскрышном участке Расчет количества буровых станков Буровзрывные работы применяют для разрушения горных пород с коэффициентом крепости f>4 по шкале профессора М.М. Протодьяконова. Для бурения взрывных скважин по вскрышным породам с коэффициентом крепости f=6 принимаю буровой станок СБШ-250МН. Количество буровых станков, необходимых для выполнения годового объема бурения находится по следующей формуле: где, - годовой объем бурения, т.е. суммарная длина скважин, которую необходимо пробурить для обеспечения годового объема взорванных пород; – число рабочих смен бурового станка в году; - суммарная производительность бурового станка за восьмичасовую смену , м/смену; Годовой объем бурения определяется по следующей формуле где, - годовой объем вскрыши, м3 ; - выход вскрышной горной массы с 1 м скважины, м3 /м; Инвентарный парк буровых станков определяется по следующей формуле где, - коэффициент резерва буровых станков, учитывающий простои при проведении технического обслуживания, ремонтов и по организационным причинам. Расчет количества экскаваторов Для выемки и погрузки рыхлой вскрыши принимаю экскаватор ЭКГ-10. Количество экскаваторов, обеспечивающих годовой объем работ по рыхлой вскрыши определяется по следующей формуле где, - сменная эксплуатационная производительность экскаватора по рыхлой вскрыше, м3 ; - число рабочих смен экскаватора в году, смен; Сменная эксплуатационная производительность экскаватора определяется по формуле: где - часовая техническая производительность экскаватора, м3 /ч; - продолжительность смены, ч; - коэффициент использования сменного времени экскаватора. где - емкость ковша экскаватора, м3 ; - расчетная продолжительность рабочего цикла экскаватора в данном забое, зависит от типа разрабатываемых пород и угла поворота экскаватора к разгрузке, с; - время исправной работы экскаватора на одном месте; - время передвижки экскаватора на другое место работы; Отношение изменяется в пределах 0.8 – 0.9; – коэффициент экскавации, где, - коэффициент наполнения ковша экскаватора; - коэффициент разрыхления пород в ковше. Инвентарный парк экскаваторов определяется по формуле Транспортировка горной массы Для транспортирования рыхлой вскрыши от вскрышных забоев до отвала принимаю железнодорожный транспорт. В качестве локомотива применяем тяговый агрегат ОПЭ-2М с двумя моторными думпкарами. Масса прицепной части поезда определяется по формуле где, - сцепная масса локомотива, т; - коэффициент сцепления движущих колес с рельсами; - коэффициент использования сцепной массы; - основное удельное сопротивление движению поезда, Н/Кн; - руководящий уклон; - число моторных вагонов в составе; - вес моторного думпкара без груза; - грузоподъемная сила моторного думпкара. Расчетная грузоподъемность думпкара определяется по формуле где, - рациональное число ковшей экскаватора для погрузки думпкара; По расчетной грузоподъемности выбираю думпкар 2ВС-105. Число думпкаров в составе определяется по следующей формуле где, - грузоподъемность серийного думпкара, т; - масса думпкара, т. Число рейсов локомотивосоставов для обеспечения суточного грузооборота по вскрыше где, - коэффициент неравномерности работы карьерного железнодорожного транспорта; - суточный грузооборот карьера по перевозимой горной массе, т/сут. где, – количество рабочих дней железнодорожного транспорта в году, шт. = 73 тыс.т/сут. Число ейсов одного локомотива в сутки где, - время работы железнодорожного транспорта в сутки; - время рейса локомотивосостава где, - время погрузки состава, мин; - время движения состава с грузом и порожняком, мин; - время разгрузки состава, мин; - время простоя поезда в ожидании погрузки и разгрузки в обменных пунктах, мин Время погрузки состава определяется по формуле мин где - число думпкаров в составе; - грузоподъемность думпкара, т; - плотность рыхлой вскрыши, т/м3 ; - техническая производительность экскаватора, м3 /час. , мин Время движения состава с грузом и порожняком определяется по формуле где, - расстояние транспортировки горной массы, км; - средняя скорость движения поезда в оба конца, км/ч мин. Время разгрузки при последовательном опрокидывании думпкаров где, t=2 мин – время разгрузки одного думпкара. мин Время простоя поезда в ожидании погрузки и разгрузки рейсов Необходимое количество локомотивосоставов ,шт шт Общее число думпкаров шт Инвентарный парк локомотивосоставов и думпкаров 8 шт шт 2.2. Оборудование на отвале При доставке вскрыши на отвал железнодорожным транспортом применяют экскаваторный отвал. Число отвальных тупиков (экскаваторов) в одновременной работе Nтуп = Nэ = Wп /Qэо , шт где Wп – суточный объем породы, поступающей на отвал по условиям работы железнодорожного транспорта; Qэо – суточная производительность экскаватора на отвале с учетом продолжительности работы железнодорожного транспорта. Wп = Vг /Mс ,тыс.м3 /сут где Vг = 13300 – годовой объем вскрыши, м3 Mс = 260 – число рабочих дней экскаватора в году Wп = 13300/260 = 51154, м3 /сут Qэо = 1,25* Qэ *T/8, м3 /сут где Qэ = 3040 – производительность работы экскаватора за 8-часовую смену, ; - время работы железнодорожного транспорта в сутки. Qэо = 1,25* 3040*22/8 = 10450 , м3 /сут Nтуп = Nэ = 51154/10450= 5, шт С учетом резерва Nэ = 6 шт Также для планирования площадок на отвале необходимо предусмотреть 2 бульдозера Т330. 2.3. Горнотранспортное оборудование на добычном участке Расчет количества буровых станков Для бурения взрывных скважин по породам полезного ископаемого с коэффициентом крепости f=19 принимаю буровой станок СБШ-250МН. Количество буровых станков, необходимых для выполнения годового объема бурения находится по следующей формуле: где, - годовой объем бурения, т.е. суммарная длинна скважин, которую необходимо пробурить для обеспечения годового объема взорванных пород; – число рабочих смен бурового станка в году; - суммарная производительность бурового станка за восьмичасовую смену , м/смену; Годовой объем бурения определяется по следующей формуле где, – годовая производительная мощность карьера, т; - выход горной массы с 1 м скважины, м3 /м; - плотность руды, т/м3 . Инвентарный парк буровых станков определяется по следующей формуле где, - коэффициент резерва буровых станков, учитывающий простои при проведении технического обслуживания, ремонтов и по организационным причинам. Расчет количества экскаваторов Для выемки и погрузки полезного ископаемого принимаю экскаватор ЭКГ-10. Количество экскаваторов, обеспечивающих годовой объем работ по полезному ископаемому определяется по следующей формуле где, - сменная эксплуатационная производительность экскаватора по рыхлой вскрыше, м3 ; - число рабочих смен экскаватора в году, смен; Сменная эксплуатационная производительность экскаватора определяется по формуле где - часовая техническая производительность экскаватора, м3 /ч; - продолжительность смены, ч; - коэффициент использования сменного времени экскаватора. где - емкость ковша экскаватора, м3 ; - расчетная продолжительность рабочего цикла экскаватора в данном забое, зависит от типа разрабатываемых пород и угла поворота экскаватора к разгрузке, с; - время исправной работы экскаватора на одном месте; - время передвижки экскаватора на другое место работы; Отношение изменяется в пределах 0.8 – 0.9; – коэффициент экскавации, где, - коэффициент наполнения ковша экскаватора; - коэффициент разрыхления пород в ковше. Инвентарный парк экскаваторов определяется по формуле Транспортировка горной массы В качестве локомотива применяем тяговый агрегат ОПЭ-2М с двумя моторными думпкарами. Масса прицепной части поезда определяется по формуле где, - сцепная масса локомотива, т; - коэффициент сцепления движущих колес с рельсами; - коэффициент использования сцепной массы; - основное удельное сопротивление движению поезда, Н/Кн; - руководящий уклон; - число моторных вагонов в составе; - вес моторного думпкара без груза; - грузоподъемная сила моторного думпкара. Расчетная грузоподъемность думпкара определяется по формуле где, - рациональное число ковшей экскаватора для погрузки думпкара; По расчетной грузоподъемности выбираю думпкар 2ВС-105. Число думпкаров в составе определяется по следующей формуле где, - грузоподъемность серийного думпкара, т; - масса думпкара, т. Число рейсов локомотивосоставов для обеспечения суточного грузооборота по вскрыше где, - коэффициент неравномерности работы карьерного железнодорожного транспорта; - суточный грузооборот карьера по перевозимой горной массе, т/сут. где, – количество рабочих дней железнодорожного транспорта в году, шт. = 104 тыс.т/сут. Число рейсов одного локомотива в сутки где, - время работы железнодорожного транспорта в сутки; - время рейса локомотивосостава где, - время погрузки состава, мин; - время движения состава с грузом и порожняком, мин; - время разгрузки состава, мин; - время простоя поезда в ожидании погрузки и разгрузки в обменных пунктах, мин Время погрузки состава определяется по формуле мин где - число думпкаров в составе; - грузоподъемность думпкара, т; - плотность рыхлой вскрыши, т/м3 ; - техническая производительность экскаватора, м3 /час. , мин Время движения состава с грузом и порожняком определяется по формуле где, - расстояние транспортировки горной массы, км; - средняя скорость движения поезда в оба конца, км/ч мин. Время разгрузки при последовательном опрокидывании думпкаров где, t=2 мин – время разгрузки одного думпкара. мин Время простоя поезда в ожидании погрузки и разгрузки рейсов Необходимое количество локомотивосоставов , шт шт Общее число думпкаров шт Инвентарный парк локомотивосоставов и думпкаров 9 шт шт. Таблица 1 Сводная таблица выбранного горнотранспортного оборудования
3. Расчет стоимости основных фондов карьера и величины амортизационных отчислений Для возможности осуществления производственного процесса по выпуску какой-либо продукции предприятие должно располагать определенными производственными ресурсами. В их числе: средства производства, трудовые, природные и другие ресурсы. Совокупность средств труда, необходимых для производства продукции, длительное время функционирующих в сфере производства, стоимость которых переносится на себестоимость изготавливаемой продукции по частям по мере износов фондов, носит название основных производственных фондов. Постепенное перенесение стоимости изнашиваемых в процессе производства средств труда по мере их бескомпенсационного износа на себестоимость произведенной продукции называется амортизацией основных производственных фондов. Денежные средства, накапливаемые для полного восстановления основных производственных фондов, носят название амортизационных отчислений. Расчет стоимости основных фондов ведется укрупнено по их основным группам, занимающим значительный удельный вес в общей стоимости основных фондов горного предприятия. Основными частями стоимости основных фондов являются: · Затраты на строительство капитальных горных выработок; · Затраты на строительство зданий и сооружений на карьере; · Затраты на приобретение электромеханического и транспортного горного оборудования. 3.1. Расчет затрат на проведение горно-капитальных выработок и величины амортизационных отчислений Объемы горно-капитальных выработок при строительства карьера: · Капитальные траншеи – 8 млн. м3 ; · Разрезные траншеи – 11.9 млн. м3 ; · Дренажные выработки – 1.1 млн. м3 . Если срок службы предприятия составляет более 25 лет, то норма амортизационных отчислений принимается 4 % от стоимости основных фондов, при сроке службы менее 25 лет – норма амортизационных отчислений рассчитывается по потонной ставке. Срок службы карьера: P=Vп.з /Aг . Vп.з – промышленные запасы полезного ископаемого; Aг – объем годовой добычи полезного ископаемого. P=700000 /38000 = 19 лет. Следовательно норма амортизационных отчислений рассчитывается по потонной ставке. Таблица 2 Затраты на проведение горно-капитальных выработок и величина амортизационных отчислений
3.2. Расчет капитальных затрат на промышленные здания и сооружения и величины амортизационных отчислений К зданиям относятся архитектурно-строительные объекты, прямым назначением которых является создание нормальных условий для производственной деятельности людей, эксплуатации машин и оборудования и хранения товарно-материальных ценностей (здания административно-бытового назначения, компрессоров, гаражей и т.п.). К сооружениям относятся инженерно-строительные объекты, которые непосредственно не осуществляют производственный процесс, однако обеспечивают своим наличием условия для его осуществления (шахтные стволы, скважины, подземные и наземные горно-капитальные горные выработки, железнодорожные пути и т.п.). Таблица 3 Затраты на промышленные здания и сооружения и величина амортизационных отчислений
3.3. Расчет капитальных затрат на электромеханическое оборудование и монтаж Таблица 4 Затраты на электромеханическое оборудование и монтаж
Продолжение таблицы 4
Таблица 5 Сводная таблица стоимости основных фондов предприятия и величины амортизационных отчислений
4. Расчет текущих затрат на вскрышные и добычные работы 4.1. Расчет материальных затрат на производство горных работ Таблица 6 Затраты на материалы
Продолжение таблицы 6
4.2. Расчет затрат на электроэнергию При потреблении на региональном рынке у Белгородской сбытовой компании оплата производится по двухставочному тарифу. При расчете следует определять размер платы, взимаемой независимо от количества потребляемой электроэнергии за установленную мощность трансформаторов и электродвигателей высокого напряжения, а также установить размеры платы за фактически потребляемые кВт*ч активной электроэнергии. Общая сумма затрат на электроэнергию определяется по формуле: где, - максимальная заявленная мощность, кВт; р – тариф за 1 кВт максимальной нагрузки или за 1 Ква присоединенной мощности; р – тариф за 1 кВт*ч потребляемой энергии; - фактическое потребление энергии кВт*ч/год; c=6% - скидка – надбавка за качество потребленной энергии. Установленная мощность двигателя горной машины: где, - номинальная мощность сетевого двигателя, кВт; - КПД двигателя; - номинальный коэффициент мощности двигателя. Фактически потребленная электроэнергия видом машин за год: где, - коэффициент учитывающий потери мощности в сети; – коэффициент использования двигателя по мощности; - количество смен работы оборудования за год; - количество часов в смене; - коэффициент использования двигателя во времени. Таблица 7 Затраты на электроэнергию
4.3. Расчет затрат по статье «Заработная плата» Расчет заработной платы рабочих Фонд заработной платы складывается из фондов заработной платы основных и вспомогательных рабочих и руководителей, специалистов и служащих. Для расчета затрат на заработную плату необходимо определить явочную и списочную численность рабочих. Определение явочной численности определяется перемножением количества оборудования в работе на количество смен в сутки, а списочной – перемножением явочной численности и коэффициента списочного состава. Для определения коэффициента списочного состава рассчитаю режим работы предприятия и трудящегося. Режим работы предприятия Для обеспечения непрерывного режима работы предприятия принимаю 8 – часовую рабочую смену, по три смены в сутках, 365 дней в году. Режим работы трудящегося Режим работы трудящегося определяется количеством выхода его на работу в течении года: где, - количество дней в году; - количество праздничных дней в году; - выходные дни для трехсменного режима работы; - продолжительность отпуска; - коэффициент, учитывающий невыход по уважительным причинам. Тогда коэффициент списочного состава: Расчет фонда заработной платы. Учитывая то, что оплата отпусков и праздничных дней производится по средней зарплате то расчет годового фонда заработной платы рабочих одной профессии будет рассчитываться по формуле: где, -численность рабочих данной профессии, чел; - количество рабочих смен одного рабочего в год, смен; - дневная тарифная ставка рабочего данной профессии, руб/чел; - коэффициент, учитывающий премии и доплаты; - дополнительная заработная плата, руб. Дополнительная заработная плата определяется в процентах от основной: Таблица 8 Заработная плата рабочих
Продолжение таблицы 8
Продолжение таблицы 8
Для тог, чтобы найти численность вспомогательных рабочих необходимо из среднесписочной численности вычесть списочную численность основных рабочих: где, – списочная численность постоянных рабочих (находится из таблицы расчета ФЗП) - среднесписочная численность, зависящая от годового объема добычи сырой руды, годовой производительности труда 1 рабочего, доли условно-переменной части рабочих в общей их численности. Находится по формуле: где, тыс. т - объем добычи сырой руды по заданию; тыс. т – средний по расчетному диапазону объем добычи сырой руды по карьеру; тыс. т/ч – годовая производительность труда одного рабочего по карьеру, соответствующая среднему объему добычи; – доля условно-переменной части рабочих; - доля условно-постоянной части рабочих. Из общей численности вспомогательных рабочих, найдем численность рабочих каждой профессии: · машинисты автогрейдера и бульдозеристы (20%) – 250 человек; · ремонтный персонал (электросварщик, слесарь дежурный и по ремонту оборудования, электрослесарь и др. 50%)- 620 человек; · горнорабочий (15%) – 186 человек; · монтер пути (15%) – 186 человек. Теперь необходимо распределить полученную численность рабочих по вскрышному, отвальному и добычному цехам. Расчет заработной платы РСС Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится по разновидности повременно-премиальной системы. Она носит название системы должностных месячных окладов. Численность РСС составляет 10 % от численности основных и вспомогательных рабочих – 186 человек. Таблица 9 Заработная плата РСС
Продолжение таблицы 9
Таблица 10 Сводная смета затрат по труду и заработной плате
4.4. Расчет затрат по статье «Ремонт и содержание основных средств». Затраты по данной статье складываются из заработной платы с начислениями ремонтных рабочих и затрат ресурсов, связанных с поддержанием основных фондов в исправном состоянии. Для расчета затрат на запасные части и другие материала воспользуюсь укрупненным расчетом, принимаю эти затраты в размере 40% от величины амортизации. Таблица 11 Затраты на ремонт и содержание основных средств
4.5. Расчет налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) Расчет налога производится по расчетной стоимости добытого полезного ископаемого. Для карьера расчетная стоимость сырой руды составляет 120 руб./т. Ставка НДПИ для железных руд составляет 4.8%. , тыс.руб. где, - годовой объем добычи сырой руды, тыс.т; - расчетная стоимость добычи сырой руды, руб./т; - ставка налога, %. = 218880 тыс.руб. 5. Калькуляция себестоимости производства вскрыши и добычи сырой руды. Таблица 12 Калькуляция себестоимости 1 м3 вскрыши
Таблица 13 Калькуляция себестоимости 1 т сырой руды
6. Расчет технико-экономических показателей комплекта горнотранспортного оборудования Экономический эффект комплекта горнотранспортного оборудования производится по приведенным затратам: где, - себестоимость единицы добычи полезного ископаемого, руб. – принятый нормативный коэффициент эффективности капиталовложений. - удельные капиталовложения на 1 т. добычи руды, руб. Расчетная цена одной тоны руды определяется следующим образом: , где, - себестоимость добычи 1 т руды, руб; R=40% – рентабельность добычи сырой руды. 233.86 руб. Таблица 14 Сводная смета капитальных затрат на строительство горного предприятия
Таблица 15 Экономические показатели работы
7. Заключение Повышение экономической эффективности производства является одной из главнейших задач народного хозяйства страны. Решение этой проблемы весьма актуально и для горной промышленности. Вопросы снижения себестоимости добычи полезного ископаемого, повышения его качества, увеличение прибыли горного предприятия, повышение эффективности капитальных затрат в настоящее время имеют первостепенное значение. Решение этих вопросов в значительной мере зависит от уровня механизации производственных процессов, качества горных машин и комплексов и технико-экономических показателей их рабоы. В данной работе я произвел выбор горнотранспортного оборудования для строительства и эксплуатации карьера, а также расчет экономической эффективности использования выбранного комплекта оборудования. Как видно из расчетов именно затраты на приобретение горнотранспортного оборудования составляют большую часть капиталовложений при строительстве карьера (около 70% от общих затрат). Затраты на материалы, электроэнергию, амортизационные отчисления, на ремонт и содержание оборудования составляют основу себестоимости 1 м3 вскрыши (около 70% от себестоимости) и 1 т сырой руды (около 60% от себестоимости). Это говорит о том, что для увеличения прибыли горного предприятия, снижения себестоимости 1 т сырой руды, повышения эффективности капитальных затрат, необходимо закупать качественные горные машины с высокими технико-экономическими показателями работы и имеющих минимальный срок окупаемости. 8. Список используемой литературы 1. Моссаковский Я.В. Экономика горной промышленности: издание 2– ое. МГГУ Москва 2006. 2. Шубин Б.К., Шевчук М.И. Экономика и менеджмент горного производства: справочник. Белгород 2010. 3. Егоров П.В. Основы горного дела: учебник. МГГУ Москва 2000. . |