Курсовая работа: Расчёт и анализ надёжности системы восстанавливаемых объектов
Название: Расчёт и анализ надёжности системы восстанавливаемых объектов Раздел: Рефераты по математике Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ Кафедра : «Электроснабжение железнодорожного транспорта» Дисциплина : «Основы теории надёжности» Курсовая работа « Расчёт и анализ надёжности системы восстанавливаемых объектов » Вариант-077 Выполнил: студент гр. ЭНС-04-2 Иванов А. К. Проверил: канд. техн. наук, доцент Герасимов Л. Н. Иркутск 2008 РЕФЕРАТ В данной курсовой работе произведён расчёт и анализ надежности технической системы без учета нагрузки. Курсовая работа содержит: формул 2, таблиц 4, рисунков 4. Введение Системы электроснабжения относятся к классу сложных технических систем и определяются множеством свойств, из которых к числу важнейших относится свойство надежности технической системы. Надежная работа устройств системы электроснабжения является необходимым условием обеспечения качественной и устойчивой работы железнодорожного транспорта. Анализ и обеспечение работоспособного состояния систем электроснабжения на этапах проектирования и эксплуатации – сложная задача, для решения которой используется математический аппарат теории надежности. Задание на расчёт · Определить оценки показателей надежности (коэффициент готовности) для элементов системы, показанной на схеме замещения, по данным статистки отказов и восстановления за период эксплуатации N лет, с учетом паспортных данных. · Составить модель структуры сети для анализа надежности логико-вероятностным методом и определить значения ее показателей. Рассчитать и построить графики зависимости коэффициента готовности системы и вероятности отказа питания от каждого источника генерации на L последующих лет эксплуатации, с разбивкой по кварталам. · Сделать выводы о необходимости технического обслуживания по критерию минимально допустимого уровня надежности. Условия расчета : пренебречь ненадежностью источников питания и шин 110 и 10 кв. Законы распределения отказов и восстановления принять экспоненциальными, отказы элементов - независимыми. Для двухцепных ЛЭП учитывать только отказ 2-х цепей. Для трансформаторов учитывать только восстановление аварийным ремонтом. Принять в данной задаче, что пропускная способность всех устройств сети выше максимальной нагрузки. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ Схема замещения заданной подстанции показана на рис 1, ее описание и исходные данные приведены в табл. 1. Описание схемы и параметры расчета: · Длина линий: Л1 = 42 км; Л2 = 142 км. Линия Л2 – двухцепная. · Выключатели: В1 и В2 - масляные, В3 – воздушный. · Период эксплуатации N = 6 лет; период прогнозирования L = 3 года. · Минимально допустимый уровень надежности kГдоп = 0.89 . Все выключатели и отделители включены. Таблица 1 Исходные данные по элементам схемы
Решение Жирным шрифтом (табл. 1) выделены параметры линий, пересчитанные на их конкретную длину:
По данным статистики отказов, рассчитаем оценки частоты отказов и среднего времени их восстановления.
где N - период эксплуатации; M= N+15 – полное «время старения» априорных данных; i – номер элемента, ni – число отказов i-го элемента за период эксплуатации; j - индекс; - время восстановления i-го элемента при j -м отказе. Верхним индексом * отмечены оценки параметров – эти значения должны быть использованы в формуле коэффициентов готовности элементов. kг =. (2) Приведем пример расчета для одного из отказавших элементов (выключатель В1 ): · вес измерений определим как «коэффициент старения информации»: g = 6/(6+15) = 0.28; (1- g ) = 0.72; · оценки параметров найдем по формулам (1.4) и (1.3): λ*( В1 ) = (1- g ) · λ( В1 ) + g · ( 2/6 ) = = 0.72∙0.01 + 0.28∙0.33 = 0.1005 откл/год; t *в (В1 ) = (1- g ) · t в ( В1 ) + g · [(26.8+ 12.6)/2] = = 0.72 ∙2.5 + 0.28 ∙19.7 = 7.316 ·10-3 лет/отказ. k г (В1 ) = 1 / (1+ 0,1005∙7.316∙10-3 ) = 0.99926 В табл. 2 приведены результаты расчетов. При отсутствии данных об отказах, остаются паспортные (априорные) значения. В таблицу введен дополнительный столбец «переменная xi », который будет заполнен далее. Таблица 2 Результаты расчета показателей по статистике отказов
Исходя из заданной схемы замещения, составим ЛФР, учитывая все возможные пути от источника к потребителю. Для этого преобразуем исходную схему к структурной для анализа надежности, введя дополнительные узлы и переменные состояния xi . Отметим, что понятия «узлы» и «связи» для схем замещения и структурной могут не совпадать: так, отделитель «От1 » представлен в структурной схеме «связью» x 26 , см. рис 2. Кроме того, так как объекты генерации и шины 10 кв., по условию задачи, абсолютно надежны, при составлении схемы для анализа надежности их можно не учитывать, если они не являются элементами связи или ветвления (например – шины 110 кв должны быть введены в структурную схему как узлы ветвления 2 и 3). Переменные структурной схемы описаны в таблице соответствия 3. Таблица 3 Соответствие параметров состояния структурной схемы элементам схемы замещения
Рис 2. Структурная схема анализа надёжности Из схемы на рис 2 видно, что ЛФР системы представляет дизъюнкцию ЛФР шести путей электропитания (в индексе пути использованы только номера узлов структурной схемы): Z = Z1-2-6 + Z1-2-3-7 + Z1-2-3-4-8 + Z5-4-8 + Z5-4-3-7 + Z5-4-3-2-6 . Раскрывая ЛФР правой части, получим Z = ( x 1 x 12 x 2 x 26 x 6 )+( x 1 x 12 x 2 x 23 x 3 x 37 x 7 )+ ( x 1 x 12 x 2 x 23 x 3 x 34 x 4 х48 х8 )+ +( x 5 x 45 x 4 x 48 x 8 )+( x 5 x 45 x 4 x 34 x 3 x 37 x 7 )+ ( x 5 x 45 x 4 x 34 x 3 x 23 x 2 х26 х6 ). Упростим данное выражение, учитывая, что x 2 =1, x 3 =1 и х4 =1, Z = ( x 1 x 12 )·( x 26 x 6 + x 23 ·( x 37 x 7 + х34 х48 х8 ))+ ( x 5 x 45 )·( x 48 x 8 + x 34 ·( x 37 x 7 + +х23 х26 х6 )) = Z 1-2 · ( Z 2-6 + Z 2-3 ( Z 3-7 + Z 3-8 )) + Z 5-4 ·( Z 4-8 + Z 4-3 ( Z 3-7 + Z 3-6 )) Структурная схема представления ЛФР показана на рис. 3. Рис 3. Схема представления ЛФР Раскроем выражения составляющих ЛФР P( Z = 1), для ее конкретного представления и заданного экспоненциального закона распределения: · Для блоков последовательных элементов на рис. 3: P(Z1-2 =1 ) = P(x1 =1)·P( x12 =1) = p1-2 = , P(Z5-4 =1 ) = P(x5 =1)·P( x45 =1) = p5-4 = , P(Z2-3 =1 ) = P(x23 =1) = p2-3 = , P(Z4-3 =1 ) = P(x43 =1) = p4-3 = . · Для блоков параллельных элементов на рис. 3: P ( ) = P ( 26 =1)· P ( 6 =1) = q 2-6 = , P ( ) = P ( 37 =1)· P ( 7 =1) = q 3-7 = , P ( ) = P ( 34 =1)· P ( 48 =1)· P ( 8 =1) = q 3-8 = , P ( ) = P ( 48 =1)· P ( 8 =1) = q 4-8 = , P ( ) = P ( 23 =1)· P ( 26 =1)· P ( 6 =1) = q 3-6 = , Введем промежуточные обозначения: p 3-7-8 = 1- q 3-7-8 = 1- q 3-7 ∙ q 3-8 - ВБР блока параллельных элементов Z 3-7 + Z 3-8 , p 3-7-6 = 1- q 3-7-6 = 1- q 3-7 ∙ q 3-6 - ВБР блока параллельных элементов Z 3-7 + Z 3-6 , q 2-7-8 = 1- p 2-7-8 = 1- p 2-3 ∙ p 3-7-8 - вероятность отказа блока последовательных элементов Z 2-3 ( Z 3-7 + Z 3-8 ) , q 4-7-6 = 1- p 4-7-6 = 1- p 4-3 ∙ p 3-7-6 – вероятность отказа блока последовательных элементов Z 4-3 ( Z 3-7 + Z 3-6 ), p 2-6-7-8 = 1- q 2-6-7-8 = 1- q 2-6 ∙ q 2-7-8 – ВБР питания на пути от узла №2 на схеме замещения, p 4-8-7-6 = 1- q 4-8-7-6 = 1- q 4-8 ∙ q 4-7-6 - ВБР питания на пути от узла №4 на схеме замещения, q 1* = 1 - p 1-2 ∙ p 2-6-7-8 - ВО питания на пути от узла №1 на схеме замещения, q 5* = 1 – p 5-4 ∙ p 4-8-7-6 - ВО питания на пути от узла №2 на схеме замещения. В итоге, записываем окончательно Q = q1* ∙ q5* ; kГ ( t) = P( Z = 1) = 1 – Q. Расчеты, выполненные по полученным формулам, приведены в табл. 4. Данные таблицы характеризуют изменение составляющих ЛФР на заданном периоде предстоящей эксплуатации (L = 3 года) с поквартальной разбивкой. На рис. 4. показаны графики изменения трех основных показателей надежности данной системы: q 1* ∙( t ), q 5* ( t ) , k Г ( t ), построенные по данным табл. 1.4. Такой вид изменения показателей во времени типичен для экспоненциального закона распределения. На основании полученных результатов следует провести качественный анализ надежности заданной схемы электропитания и сделать выводы о необходимости технического обслуживания на рассматриваемом периоде эксплуатации. Точное значение tдоп может быть получено решением уравнения kГ (tдоп ) = kГдоп , любым из численных методов, но для планирования сроков технического обслуживания достаточно указать интервал времени, в котором первый раз нарушается критерий, так как зависимость kГ (tдоп ) является монотонно убывающей. Из таблицы и графиков видно, что критерий нарушается уже в третьем квартале 1-го года последующей эксплуатации: kГ ( 0.5) > kГдоп > kГ ( 0.75), или: 0.9199 > 0.9 > 0.8458, поэтому tдоп = 0.5 и техническое обслуживание (профилактическое) следует назначить во втором квартале. Таблица 4
Заключение В курсовой работе были показаны методы исследования и обеспечения надежности технических систем и получение практических навыков в определении отдельных показателей надежности применительно к устройствам электроснабжения. Нами рассматривался логико-вероятностный метод построения модели сложной системы для расчета и анализа надежности заданного объекта электроснабжения. Литература1. Надежность и диагностика систем электроснабжения железных дорог: учебник для ВУЗов ж\д транспорта / А.В. Ефимов, А.Г. Галкин.- М: УМК МПС России, 2000. - 512с. 2. Китушин В.Г. Надежность энергетических систем: учебное пособие для электроэнергетических специальностей вузов.- М.: Высшая школа, 1984. – 256с. 3. Ковалев Г.Ф. Надежность и диагностика технических систем: задание на контрольную работу №2 с методическими указаниями для студентов IV курса специальности «Электроснабжение железнодорожного транспорта». – Иркутск: ИРИИТ, СЭИ СО РАН, 2000. -15с. 4. Дубицкий М.А. Надежность систем энергоснабжения: методическая разработка с заданием на контрольную работу. – Иркутск: ИрИИТ, ИПИ, СЭИ СО РАН, 1990. -34с. 5. Пышкин А.А. Надежность систем электроснабжения электрических железных дорог. – Екатеринбург: УЭМИИТ, 1993. - 120 с. 6. Шаманов В.И. Надежность систем железнодорожной автоматики и телемеханики: учебное пособие. Иркутск: ИрИИТ, 1999. 223с. 7. Гук Ю.Б. Анализ надежности электроэнергетических установок. - Л.: Энергоатомиздат, Ленинградское отд., 1988. – 224с. 8. Маквардт Г.Г. Применение теории вероятностей и вычислительной техники в системе энергоснабжения.- М.: Транспорт, 1972. - 224с. 9. Надежность систем энергетики. Терминология: сборник рекомендуемых терминов. - М.: Наука, 1964. -Вып. 95. – 44с. |