Реферат: Социально-философские предпосылки социологии как науки
Название: Социально-философские предпосылки социологии как науки Раздел: Рефераты по социологии Тип: реферат |
Социология как специализированная область научного знания возникла в середине XIX в. в культурно и экономически наиболее развитых странах Западной Европы - Франции, Германии, Англии, где происходило интенсивное становление и развитие основ раннего буржуазного, или раннелиберального общества. Формирование классов, связных с развитием индустриального производства, возникновение новых форм социального неравенства, эксплуатации и политического господства, массовых социальных и политических субъектов (профессиональные союзы, политические партии и движения), социальные, в том числе революционные, изменения, требовали адекватной формы социального знания. С учетом указанного, при изучении вопросов, охватывающих предысторию и социально-философские предпосылки социологии как науки следует обратить внимание на то, что до появления социологии имелись два вида знаний об обществе, которые существовали независимо друг от друга: философское (социальная философия) и эмпирическое. Так, Томас Гоббс При изучении вопроса об объекте и предмете социологии, следует исходить из того, что в качестве объекта исследования науки обычно понимают часть окружающего нас объективного или субъективного мира, существующую в качестве реальности независимо от нашего знания о ней. Предмет науки является логической реконструкцией объекта науки посредством принимаемой исследователем системы понятий и категорий. Предмет науки содержит воспроизведение определенного фрагмента реальности на абстрактном уровне посредством установления, составляющих его закономерных связей и отношений. Предметом социологии и являются возникающие между индивидами и их группами социальные связи и отношения, обладающие атрибутом "социальности". Социальное возникает, проявляется и передается через деятельность людей, - каково содержание и характер их деятельности, таковы и социальные качества и характеристики социального субъекта. "Социальное", как результат деятельности и взаимодействия людей, выступает характеристикой отдельного человека (индивида), групп людей, общественных институтов. Оценивая социальные качества и характеристики других людей, человек предугадывает вероятность совершения ими конкретных действий, поступков. Все продукты жизнедеятельности человека социальны, поскольку они результат взаимодействий, связей и отношений. Реальность, как материальный, предметный, объективно существующий в действительности мир (объективная реальность), частью которого является человек, и мир создаваемый индивидуальным и коллективным сознанием (субъективная реальность) социальна в силу того, что она создается и воспроизводиться деятельностью и взаимодействием людей и их коллективов, сознательно ставящих и реализующие свои интересы и цели. Изменение социальной реальности как продукта деятельности людей, ведет к изменению социальных связей, отношений, закономерностей, т. е. "социального", составляющих предметную область социологии. Анализируя "социальное" следует обратить внимание на то, что люди, их группы и коллективы обладают различными социальными качествами, поскольку их жизнедеятельность протекает в различных, нетождественных (что не исключает сходства) условиях социальной реальности. Тем самым люди имеют различные представления (мнения) о социальной реальности на основе индивидуального и коллективного опыта повседневной жизни. Отсюда и различное понимание, оценка социальной реальности у различных социальных и возрастных групп. Обращаясь к анализу понятийного аппарата социологии, следует иметь в виду, что любая наука в качестве инструмента теоретической реконструкции использует собственные познавательные средства и методы, понятийный и категориальный аппарат. В социологии используются модельные, аналитические, операциональные понятия, особая роль принадлежит понятию "идеальный тип" и статистическим категориям. Понятие - это зафиксированная мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности, существенные связи между ними посредст- При изучении данного вопроса о структуре социологического знания следует исходить из того, что в социологии, как и в любой другой науке, имеются следующие основные компоненты: знание и средства его получения. Социологическое знание - содержит в себя знание о знании (методологическое знание, выступающие в единстве мировоззренческих и методологических принципов) и знание о предмете, как специально конструируемые классификации, или типологии, концептуальные или математические модели, гипотезы и теории, статистические данные. Структура социологического знания может быть представлена следующим образом. 1. МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Уровни методологии 1. Общенаучная (относится к социологии в целом). 2. Частнонаучная (относится к отдельным разделам социологии). Разделы методологии 1. Мировоззренческие и методологические принципы. 2. Учение о предмете социологии. 3. Знание о методах. 4. Знание о социологическом знании. 5. Знание о процессе социологического исследования и др. 2. ЗНАНИЕ О ПРЕДМЕТЕ Уровни знания 1. Теоретическое знание: социологические теории, гипотезы, типологии и другие формы теоретического знания. 2. Эмпирическое знание: статистические данные, факты, классификации и другие формы эмпирического знания. 3. МЕТОДЫ По масштабу применения 1. Общенаучные (например, математические методы). 2. Частнонаучные (например, методы опроса). По уровню знания. 1. Теоретические (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод и др.). 2. Эмпирические (наблюдение, анализ документов и др.). По этапам исследования 1. Методы сбора. 2. Методы обработки. 3. Методы анализа 4. ИССЛЕДОВАНИЯ. (типы и уровни исследования) По характеру знания 1. Методологические. 2. Неметодологические. По уровню знания 1. Теоретические. 2. Эмпирические. По ориентации исследования 1. Фундаментальные. 2. Прикладные. По предмету исследования 1. Социологические. 2. Комплексные (социально-экономические, социально-политические, социально-психологические и др.). Стадии исследования 1. Методологическая. 2. Эмпирическая. 3. Теоретическая Направления исследований (по предмету и объекту исследования) 1. Социальные группы. 2. Социальные институты. 3. Социальные организации. 4. Социология труда 5. Социология образования и т. д. При изучении типов социологических теорий следует исходить из того, что структура социологического знания представляется многомерной Необходимо обратить внимание на то, что в специальных социологических теориях разрабатываются собственно социологические категории, образующие своеобразную матрицу категориально-понятийного аппарата социологии, формируется предмет социологии. Средствами получения знания - это и собственно социологические теоретические и эмпирические исследования, и отдельные методы. Методы в социологии - это средства получения и систематизации научного знания |