Реферат: Расчёт механического изделия
Название: Расчёт механического изделия Раздел: Промышленность, производство Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...31. Исходные данные1.1. Чертёж механизма ………………………………………………………... 41.2. Пояснение к чертежу………………………………………………………41.3. Исходные данные к чертежу……………………………………………...52. Взаимозаменяемость гладких цилиндрических соединений2.1. Соединение валов и отверстий…………………………………………….62.1.1. Расчёт соединения деталей сопряжения D1…………………………………. 62.1.2. Расчёт соединения деталей сопряжения D4…………………………………. 72.1.3. Выбор средств измерений размеров деталей…………………….10 2.2. Контроль размеров предельными калибрами…………………………...11 2.3. Допуски и посадки подшипников качения………………………………12 3. Взаимозаменяемость соединений сложного профиля 3.1. Взаимозаменяемость резьбовых соединений……………………………19 3.2. Взаимозаменяемость шпоночных соединений…………………………..22 3.3. Взаимозаменяемость шлицевых соединений…………………………….25 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………28 ВВЕДЕНИЕОсновной задачей конструктора является создание новых и модернизация существующих изделий, подготовка чертёжной документации, способствующей обеспечению необходимой технологичности и высокого качества изделия. Качественные показатели современных изделий (точность, долговечность, надёжность и др.) в значительной мере зависят от правильности выбора допусков формы и расположения. Рекомендации по выбору допусков и посадок деталей машин, имеющиеся как в учебной, так и в научно-технической литературе, часто даны без достаточных объяснений условий эксплуатации деталей и их сопряжений. Они базируются, в основном, на опыте изготовителя и эксплуатации изделий машиностроения. Известно, что эти рекомендации ориентировочны, для разных отраслей машиностроения различны и поэтому часто противоречивы. Изделия машиностроения не простая совокупность деталей. В собранном изделии детали находятся во время взаимосвязи и взаимозависимости. Отклонение размеров, формы и расположения осей или поверхностей одной какой-либо из детали вызывают отклонение формы или отклонения в расположение других деталей сборочной единицы. Эти отклонения, суммируясь, оказывают определённые воздействия на качественные характеристики изделия. По этой причине при выборе посадок, допусков размеров деталей, а также допусков формы и расположения следует учитывать многие параметры. Например: назначение детали в сборочной единице, роль отдельных её поверхностей (цилиндрических, конических, торцовых), влияние отклонений размеров, формы расположения осей или поверхностей детали на смежные с ней детали, влияние суммы отклонений точностных параметров всех деталей на качественные показатели изделия (точность и плавность вращения, бесшумность, долговечность). 1 Исходные данные1.1 Чертёж механизмаРисунок 1.1 Чертёж промежуточных валов 1.2 Пояснение к чертежуНа чертеже изображены промежуточные валы, которые являются частью привода машины, смонтированного в корпусе (1). Вращение на вал (5) передается звездочкой (4), закрепленной на нем шпонкой. С вала (5) на вал (6) вращение передается зубчатыми колесами (9) и (10), сидящими на валах и шпонках. С зубчатого колеса (9) вращение передается к рабочему органу машины. Опорами валов служат подшипники качения (3), смонтированные в корпусе (1). Крышки (2) и (7) предохраняют подшипники от попадания пыли. Крышка (2) к корпусу болтами. Подшипники имеют перегрузку до 150 %, толчки и вибрации - умеренные. 1.3 Исходные данные к чертежу
2 Взаимозаменяемость гладких цилиндрических поверхностей2.1 Соединение валов и отверстий2.1.1 Расчет соединения деталей сопряжения D1Из справочника выбирается посадка Æ25 H7/h6 и для неё производятся расчёты. Æ25 H7 EI=0 ES=0,021мм Æ25 h6 ei = 0 es = - 0,013мм 1. Предельные размеры
2. Допуски отверстия и вала
3. Максимальный и минимальный зазор
4. Максимальный и минимальный натяг
|
Резьба болта М8-6h | Резьба гайки М8-6Н | |||||
Диаметр резьбы, мм | d = 8 | d2 =7.188 | d1 =6.647 | D=8 | D2 =7.188 | D1 =6.647 |
Основные отклонения, мкм | Верхнее es | Нижнее EI | ||||
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Допуски Td(TD), мкм | 212 | 118 | - | - | 160 | 265 |
Вторые отклонения, мкм | Нижнее ei | Верхнее ES | ||||
212 | 118 | 160 | 265 | |||
Предельные размеры, мм dmax , Dmax dmin , Dmin | ||||||
8 | 7.188 | 6.647 | Dmax | 7.188 | 6.647 | |
7.788 | 7.07 | 6.467 | 8 | 7.028 | 6.382 |
Схемы полей заданной посадки по в и D, d2 и D2 , d1 и D2 – показаны на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 Схемы полей заданной посадки по в и D, d2 и D2 , d1 и D2
Проверка годности резьбы М8-6h:
При изготовлении резьбовых деталей неизбежны погрешности профиля резьбы и ее размеров, возможны неконцентичность диаметральных сечений и другие отклонения, которые могут нарушить свинчиваемость и ухудшить качество соединений. Для обеспечения свинчиваемости и качества соединений действительные контуры свинчиваемых деталей, определяемые действительными значениями диаметров, угла и шага резьбы, не должны выходить на предельные контуры на всей длине свинчивания. То есть свинчиваемость будет возможна, если выполнится условие: приведенный средний диаметр для наружной резьбы будет меньше максимального среднего диаметра резьбы ().
Приведенный средний диаметр резьбы – это значение среднего диаметра резьбы, увеличенное для наружной или уменьшенное для внутренней резьб на суммарную диаметральную компенсацию отклонений шага и угла наклона боковой стороны профиля.
Приведенный средний диаметр для наружной резьбы рассчитывается по формуле (3.1)
, (3.1)
где - средний измеренный диаметр, мм;
- диаметральная компенсация погрешностей шага резьбы, мкм;
- диаметральная компенсация отклонений угла наклона боковой стороны профиля, мкм.
Диаметральную компенсацию погрешностей шага для метрической резьбы определяют по формуле (3.2)
, (3.2)
где - отклонение шага резьбы, мкм.
Диаметральная компенсация отклонений угла наклона боковой стороны профиля:
, (3.3)
где Р – шаг резьбы, мм;
- отклонение половины угла профиля резьбы, мин.
Величину при симметричном профиле резьбы находят как среднее арифметическое из абсолютных величин отклонений обеих половин угла профиля:
(3.4)
Исходные данные: мм; P= 1.25 мм; мм; ;
Отклонение половины угла профиля по формуле (3.4):
Диаметральная компенсация отклонений угла наклона боковой стороны профиля по формуле (3.3)
мкм.
Диаметральную компенсацию погрешностей шага по формуле (3.2)
мкм.
Приведенный средний диаметр для наружной резьбы по формуле (3.1)
мм.
7,170606 < 7,188
Так как выполнилось условие (3.1), значит свинчиваемость будет обеспечена, следовательно, резьба годна.
3.2 Взаимозаменяемость шпоночных соединени й
Призматическая шпонка ГОСТ 23360-78, нормальное с пазами по ширине в.
По таблицам П72, П73 для d=25 находятся размеры шпонки:
сечение шпонки мм;
длина шпонки
мм.
Для ширины шпонки в = 8 h9 в таблицах П72, П73, П18 берутся значения: IT 9 = 36 мкм, es = 0, ei = - 36 мкм.
Для ширины пазов вала в = 8 N9 : ES = 0, EI = - 36 мкм; втулки в = 8Js 9 : ES = - EI = 18 мкм
Предельные зазоры и натяги.
В соединении шпонки с пазом вала (N9/h9):
;
;
;
.
В соединении шпонки с пазом втулки (JS
9/h9):
;
;
;
Допуски на второстепенные и несопрягаемые размеры берутся в таблицах П72, П73, П18, мм:
на высоту 7h11 = 8 – 0,090
.
Определяются допуски на глубину пазов вала t1
и ступицы t2
, мм:
t1
=4+0.2
или d-t1
=25-4=21-0.2
;
t2
=3.3+0.2
или d+t2
=25+3.3=28.3+0.2
.
Рисунок 3.2 -Схема полей допусков
Обозначение размеров и предельных отклонений на поперечных сечениях шпоночного соединения, вала и втулки показаны на рисунке 3.3
Рисунок 3.3 - Поперечное сечение шпоночного соединения, вала и втулки
3.3 Взаимозаменяемость шлицевых соединений
Таблица 3.2 – Основные размеры (мм) и числа зубьев z шлицевых соединений с прямобочным профилем шлицев (по ГОСТ 1139 – 80)
Таблица 3.2
, не более | |||||||
Номинальная | Предельное отклонение | ||||||
8 | 56 | 62 | 10 | 53,6 | 0,4 | +0,2 | 0,3 |
Допуски и посадки шлицевых соединений зависят от их назначения и принятой системы центрирования втулки относительно вала. Существуют три способа центрирования: по поверхностям диаметрами или и по боковым поверхностям зубьев размером .
Для данного шлицевого соединения выбирается центрирование по наружному диаметру . Выбираем посадки по таблиц 13.4 [4, стр. 152]: по центрирующему диаметру мм; по боковым сторонам зубьев мм (по размеру обычно принимают более свободную посадку, чем по ).
По таблице П18, П19 [4, стр. 223]: определяем предельные отклонения и допуски и сводим их таблицу 3.3.
Таблица 3.3
Величина | Предельные отклонения и допуски шлицевых деталей, мкм |
|||||
Втулка | Вал | |||||
Основное отклонение |
d1 =53.6 | |||||
Не основное отклонение |
ES=+30 | |||||
Допуск |
Рисунок 3.4 - Предельные отклонения шлицевого соединения
Вычисляются зазоры по центрирующим и нецентрирующим поверхностям шлицевого соединения, мкм:
по D:
;
;
по :
;
.
по d:
- не вычисляется.
Условные обозначения с указанием предельных отклонений:
– шлицевое соединение ;
– шлицевая втулка ;
– шлицевой вал .
Рисунок 3.5 - Поперечное сечение, шлицевых вала и втулки
СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Чубенко Е.Ф. Метрология, стандартизация и сертификация: Пособие по курсовому проектированию. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008.
2. Якушев А. И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. – М.: Машиностроение, 1986.
3. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя, Т. 1,2,3. – М.: Машиностроение, 1980.
4. Козловский Н.С., Ключников В.М. Сборник примеров и задач по курсу « Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения». – М.: Машиностроение, 1983.
5. РД 50 – 98 – 86 «Выбор универсальных средств измерения линейных размеров до 500 мм». – М.: Издательство стандартов, 1987.
6. Мягков В.Д. Допуски и посадки. Справочник, II том. – М.: Машиностроение, 1983.
7. Бейзельман Р.Д. Подшипники качения. Справочник. – 6–е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1975.