Реферат: Технология производства и потребительские свойства бензина авиационного
Название: Технология производства и потребительские свойства бензина авиационного Раздел: Промышленность, производство Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО «Белорусский государственный экономический университет» Кафедра технологии важнейших отраслей промышленности ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА на тему: " Технология производства и потребительские свойства бензина авиационного" Исполнил студент 1 курс. ФМК, гр. ЗММ-1 В.И.Скроцкая Руководитель, доцент И.А.Мочальник МИНСК 2008 Работа содержит: страниц. таблиц. рисунков. Ключевые слова: Изучена товарная продукция в виде авиационного бензина Определены потребительские свойства бензина авиационного. При изучении и описании технологии производства бензина авиационного Для определения нормируемых показателей качества бензина авиационного изучены соответствующие стандарты. Изучены вопросы контроля качества бензина авиационного, правила приемки, транспортирования и хранения готовой продукции. оглавлениеИстория развития марок авиабензина- 4 1. Применение бензина авиационного в сфере производства или потребления (AVGAS)6 Ассортимент, качество и состав авиационных бензинов- 6 2. Классификационные признаки бензина- 8 3. Потребительские свойства бензина авиационного- 9 4. Технология производства бензина авиационного и его технико-экономическая оценка- 13 5.1. МАРКИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ- 16 6.1.а. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ- 20 6.3. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ- 26 6.4. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ- 26 8. Список используемой литературы-- 28
|
Б 95/130: 02 5111 0201 | Б 91/115: 02 5111 0301 |
Секция: | |
Подсекция: | |
Раздел: | |
Группа: | |
Класс: | |
Категория: | |
Подкатегория: | |
Вид | |
Подвид |
Кодирование бензина по ТН ВЭД:
Б 95/130: | Б 91/115: |
Раздел: | |
Группа: | |
Подгруппа: | |
Позиция: | |
Подпозиция: | |
Субпозиция: | |
Подсубпозиция: |
3. Потребительские свойства бензина авиационного
Содержание тетраэтилсвинца:
В качестве антидетонаторов применяется тетроэтилсвинец, представляющий собой густую, маслянистую бесцветную жидкость с плотностью ρ = 1,66, температурой кипения 200°С, хорошо растворяющаяся в органических веществах (углеводородах, спиртах) и не растворяющаяся в воде. ТЭС – ядовитое вещество, поэтому при обращении с ним, и этилированным бензином необходимо соблюдать меры предосторожности.
Недостатком ТЭС является то, что свинец, находящийся в нем, из камеры сгорания удаляется не полностью, что приводит к освенцовыванию камеры сгорания. С целью уменьшения этого явления к ТЭС добавляют бромистые и хромистые соединения.
В современных двигателях применяют другое органическое соединение свинца – тетраметилсвинец (ТМС), который более эффективен по сравнению с ТЭС. Это объясняется тем, что в форсированных двигателях температурный режим достаточно высок, а ТЭС разлагается слишком рано, так как он не слишком термически устойчив, и в связи с этим часть вещества расходуется непроизводительно, а ТМС в отличие от ТЭС более термически устойчив.
В состав и ТЭС и ТМС входят красители, поэтому все этилированные бензины имеют окраску в отличии от неэтилированных.
Компоненты | Р-9 | 1-ТС | П-2 | |
Тетроэтилсвинец, не менее | 54 | 58 | 55 | |
Содержание ТЭС в изооктане, г/кг | Октановое число | |||
0,0000 | 100 | |||
0,0474 | 101 | |||
0,1011 | 102 | |||
0,1584 | 103 | |||
0,2214 | 104 | |||
0,2214 | 105 | |||
0,3800 | 106 | |||
0,4680 | 107 | |||
0,5640 | 108 | |||
0,6785 | 109 | |||
0,8123 | 110 |
Детонационная стойкость – способность топлива сгорать в двигателе с принудительным зажиганием без детонации.
Детонация – очень вредное явление, поскольку вызывает падение мощности двигателя, увеличение удельного расхода топлива, ускорение износа двигателя, иногда с аварийными последствиями. Особенно опасна детонация в авиационных двигателях.
Мерой детонационной стойкости бензинов является их октановое число. Оно численно равно процентному содержанию (по объему) изооктана в эталонной смеси с гептаном, которая по детонационной стойкости эквивалента испытуемому бензину.
Показывает склонность бензина к детонации, появление которой может привести к выходу двигателя из строя. Октановое число по моторному и по исследовательскому методу. Превышение октанового числа выше нормативного говорит о высоком качестве бензина, применение такого бензина положительно влияет на многие его параметры, в частности, приводит к повышению мощности двигателя.
Удельная теплота сгорания – количество теплоты, выделяемое при полном сгорании единицы массы (кДж/кг). Чем выше теплота сгорания, тем меньше удельный расход бензина и больше дальность полета самолета при одном и том же объеме топливных баков.
Теплоту сгорания определяют не только теоретически, но и опытным путем, сжигая определенное количество топлива в специальных приборах, называемых калориметрами. Теплоту сгорания оценивают по повышению температуры воды в колориметре. Результаты, полученные этим методом, близки к значениям, рассчитанным по элементарному составу топлива.
Фракционный состав обусловливает испаряемость бензинов на различных режимах работы двигателя: пуск, разогрев, при смене режима работы, под нагрузкой.
Кислотность – количество мг КОН, необходимых для нейтрализации кислот, содержащихся в 100мг топлива.
Давление насыщенных паров : Давление насыщенных паров определяет летучесть нефти нефтепродуктов, оказывающую влияние на условия их хранения, транспортировки и применения. Зависит от соотношения объемов пространств, в которых находится пар и жидкость. Давление насыщенных паров характеризует интенсивность испарения, пусковые качества моторных топлив и склонность их к образованию паровых пробок.
Превышение этого параметра приводит к увеличению вероятности образования паровых пробок при высоких температурах, понижение затрудняет пуск двигателя зимой. Кроме того, характеризует физическую стабильность бензина.
Температура начала кристаллизации – некоторая температура, при которой начинают выделяться кристаллы растворителя. Именно температура начала кристаллизации является количественной характеристикой процесса кристаллизации из растворов; определением температуры помутнения, появления первых кристаллов, исчезновения кристаллов углеводородов
Массовая доля ароматических углеводородов :
Ароматические углеводороды обладают высокой термической стойкостью к реакциям разложения. Для этих углеводородов характерны более высокие значения вязкости, плотности, температуры кипения. По этим причинам их присутствие повышает противодетонационные свойства карбюраторного топлива.
Массовая концентрация фактических смол :превышение нормы этого параметра уменьшает пропускную способность жиклеров и, естественно, вызывает обеднение рабочей смеси карбюраторных двигателей, ускоряет засорение или закоксовывание распылителей и форсунок системы впрыска.
Массовая доля серы :
Сера (S) – при ее сгорании выделяется определенное количество теплоты. Но сам продукт сгорания является весьма нежелательной частью топлива, ибо сернистый SO2 и серный SO3 ангидриды вызывают сильную газовую или жидкостную коррозию металлических поверхностей. Содержание серы не более 0,05%.
Испытание на медной пластинке : показывает коррозионную активность самого бензина.
Выдержка медной пластинки в испытуемом топливе при повышенной температуре и фиксация изменения ее цвета, характеризующего коррозионное воздействие топлива.
Содержание водорастворимых кислот и щелочей :показывает степень коррозии деталей системы питания и двигателя.
Эти соединения вредно отражаются на долговечности двигателей, приводят к повышенной коррозии и износу, нагарообразованию. Соединения серы образуют при сгорании SO2 и SO3 , что повышает точку росы водяного пара, усиливая этим процесс образования H2 SO4 . Не допускается наличие минеральных (водорастворимых) кислот и щелочей, которые могут остаться в топливе в результате недостаточной промывки и отстоя топлива после его очистки.
Содержание механических примесей и воды :
Механические примеси вызывают быстрый износ деталей топливного насоса и форсунок.
Вода при плюсовых температурах образует с топливам эмульсию, разрушающую фильтры, а при отрицательных, превращаясь в лед, нарушает подачу топлива.
Для удаления воды и механических примесей необходимо в течение 48ч отстаивать топливо в резервуарах, тщательно фильтровать его при заправке и периодически сливать отстой из топливных баков.
Плотность характеризует отстаивание воды и осаждения механических примесей. Чем она ниже, тем быстрее будет отстаиваться вода.
Период стабильности – способность сохранять свой состав и основные свойства при хранении, транспортировке и в условиях потребления. Различают химическую и физическую стабильность. Под химической стабильностью понимают способность сохранять химический состав топлива, а под физической – способность сохранять однородность и фракционный состав.
Цвет :Если нормируется, служит первичным признаком определения качества. Этилированные бензины должны быть окрашены в оранжево-красный цвет. Остальные либо бесцветные, либо бледно-желтые, для некоторых цвет не определен.
Все марки авиационных бензинов этилированны и сильно ядовиты, так как содержат тетраэтилсвинца в горазда большем количестве, чем автомобильные. В состав и ТЭС и ТМС входят красители, поэтому все этилированные бензины имеют окраску в отличие от неэтилированных.
4. Технология производства бензина авиационного и его технико-экономическая оценка
Светлые нефтепродукты, полученные непосредственно из рефтификационных колонн установок АВТ, каталитического крекинга и других, еще не являются товарными продуктами для различного рода двигателей, так как содержат компоненты, ухудшающие их эксплуатационные свойства.
Из бензина необходимо удалить сероводород, нефтяные кислоты, азотистые, кислородные и металлорганические соединения.
В связи с тем, что к авиационным бензинам предъявляются более жесткие требования, чем к автомобильным, в их состав входят компоненты ограниченного числа технологических процессов: прямой перегонки нефти, каталитического риформинга, алкилирования, ароматизации. В состав авиационных бензинов могут также входить продукты изомеризации прямогонных фракций. Продукты вторичных процессов, содержащие олефиновые углеводороды, для получения авиационных бензинов не используются.
Для удаления нежелательных компонентов применяют химеческие и физико-химические методы очистки: обработку щелочью и серной кислотой, адсорбционную и каталитическую очистку светлых нефтепродуктов.
Очистка серной кислотой применяется для удаления из светлых нефтепродуктов непредельных и ароматических углеводородов, а также смолистых, азотистых и сернистых соединений.
Щелочная очистка используется для удаления из нефтепродуктов сероводорода, низших меркаптанов и нефтяных кислот, а также для удаления из нефтепродуктов серной кислоты и кислых продуктов реакции после сернокислотной очистки.
Адсорбционная и каталитическая очистка служит для очистки светлых нефтепродуктов от смолистых, асфальтовых и других нежелательных соединений. Для этого применяют естественные глины, искусственные алюмосиликаты, активированный голь и другие твердые вещества. В основе их использования лежит явление адсорбции.
Завершающей стадией приготовления товарных бензинов является смешение (компаундирование) различных компонентов и введение необходимых присадок.
Компаундирование является рациональным способом приготовления товарных бензинов, так как позволяет:
─ наиболее полно использовать свойства всех бензиновых фракций, имеющихся на заводе-изготовителе;
─ полностью использовать ресурсы бензиновых фракций различных процессов переработки нефти;
─ получить продукцию, отвечающую требованиям двигателей по всем показателям.
Компаундирование – это получение товарного бензина (нефтепродукта), сочетание свойств которого отвечает требованиям установленных норм. Компаундирование обусловливает качество товарной продукции, соответствие требования стандарта. Компаундирующими компонентами являются базовые и присадки.
Базовые компоненты – это компоненты, являющиеся носителями основных свойств товарного продукта.
Присадки – это компоненты, обладающие повышенными значениями эксплуатационных показателей.
Компонентный состав авиационных бензинов зависит в основном от их марки и в меньшей степени, чем для автомобильных бензинов, определяется набором технологических установок на нефтеперерабатывающем заводе.
Базовым компонентом для выработки авиационных бензинов марок Б-92 и Б-91/115 обычно являются бензины каталитического риформинга. В качестве высокооктановых компонентов могут быть использованы алкилбензин, изооктан, изопентан и толуол.
Бензины каталитического риформинга обладают высокой детонационной стойкостью на богатых и бедных смесях. Чем больше суммарное содержание в бензине ароматических углеводородов, тем выше его сортность на богатой смеси.
Для обеспечения требований ГОСТ и ТУ по детонационной стойкости, теплоте сгорания, содержанию ароматических углеводородов к базовым бензинам добавляют изопарафиновые и ароматические компоненты - алкилбензин, изомеризат и толуол.
В целях обеспечения требуемого уровня детонационных свойств к авиационным бензинам добавляют антидетонатор тетраэтилсвинец (от 1,0 до 3,1г на 1кг бензина) в виде этиловой жидкости. Для стабилизации этиловой жидкости при хранении авиабензинов добавляется антиокислитель 4-оксидифениламин или Агидол-1.
Как и все этилированные топлива, для безопасности в обращении и маркировки, авиационные бензины должны быть окрашены. Бензины
Б-91/115 и Б-92 окрашиваются в зеленый цвет красителями: жирорастворимым зеленым 6Ж или жирорастворимым зеленым антрахиноновым; Б-95/130 - в желтый цвет жирорастворимым желтым К; Б-100/130 - в голубой цвет органическим жирорастворимым ярко-синим антрахиноновым или 1,4-диалкиламино-антрахиноном.
5. Нормативно-технические документы на описываемый товар, нормируемые показатели качества в соответствии с требованиями нормативно-технической документации
Показатели качества определяются по следующим ГОСТам:
ГОСТ 13210-72* Бензины. Метод определения содержания свинца комплексометрическим титрированием
ГОСТ 14710-78* Толуол нефтяной. Технические условия
ГОСТ 1510-84* Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
ГОСТ 19121-73* Нефтепродукты. Метод определения содержания серы сжиганием в лампе
ГОСТ 2070-82* Нефтепродукты светлые. Методы определения йодных чисел и содержания непредельных углеводородов
ГОСТ 20924-75* Бензины автомобильные и авиационные. Метод определения интенсивности окраски
ГОСТ 21261-91 Нефтепродукты. Метод определения высшей теплоты сгорания и вычисление низшей теплоты сгорания
ГОСТ 2517-85* Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб
ГОСТ 28781-90 Нефть и нефтепродукты. Метод определения давления насыщенных паров на аппарате с механическим диспергированием
ГОСТ 3338-68* Бензины авиационные. Метод определения сортности на богатой смеси
ГОСТ 3900-85* Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности
ГОСТ 5066-91 Топлива моторные. Методы определения температуры помутнения, начала кристаллизации и кристаллизации
ГОСТ 511-82* Топливо для двигателей. Моторный метод определения октанового числа
ГОСТ 5985-79* Нефтепродукты. Метод определения кислотности и кислотного числа
ГОСТ 6307-75* Нефтепродукты. Метод определения наличия водорастворимых кислот и щелочей
ГОСТ 6321-92 Топливо для двигателей. Метод испытания на медной пластинке
ГОСТ 6667-75* Бензины авиационные. Метод определения периода стабильности
ГОСТ 6994-74* Нефтепродукты светлые. Метод определения ароматических углеводородов
ГОСТ 8489-85 Топливо моторное. Метод определения фактических смол (по Бударову)
ГОСТ 26432-85 Топлива нефтяные жидкие. Ограничительный перечень и порядок назначения
Группа Б12
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
БЕНЗИНЫ АВИАЦИОННЫЕ Технические условия Aviationpetrols Specifications |
ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия |
Дата введения 01.01.1973
Настоящий стандарт распространяется на авиационные бензины прямой перегонки, каталитического крекинга и реформинга с добавкой высококачественных компонентов, этиловой жидкости и антиокислителя.
Авиационные бензины должны изготовляться по технологии, из сырья и компонентов, которые применялись при изготовлении образцов бензинов, прошедших на авиационных двигателях государственные испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.
Добавляемые в авиационные бензины высококачественные компоненты должны соответствовать действующей нормативно-технической документации.
(Измененная редакция, Изм. № 8).
5.1. МАРКИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Авиационные бензины должны выпускаться следующих марок:
-авиационный бензин Б-95/130,
-авиационный бензин Б-91/115.
1.2. По физико-химическим показателям авиационные бензины должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в Таблице 5.1.
Таблица 5.1 – Требования и нормы физико-химических показателей авиационного бензина
Наименование показателя | Норма для марки | Метод испытания | ||
Б 95/130 | Б 91/115 | |||
1. Содержание тетраэтилсвинца в г на 1кг бензина, не более | 3,1 | 2,5 | По ГОСТ 13210-72 или по ГОСТ 28782-90 и по п. 2.4 или п. 2.7 настоящего стандарта | |
2. Детонационная стойкость: | ||||
октановое число по моторному методу, не менее | 95 | 91 | По ГОСТ 511-82 | |
сортность на богатой смеси, не менее | 130 | 115 | По ГОСТ 3338-68 | |
3. Удельная теплота сгорания низшая, Дж/кг (ккал/кг), не менее | 42947.103 (10250) | По НТД | ||
4. Фракционный состав: | По ГОСТ 2177 | |||
температура начала перегонки, °С, не ниже | 40 | |||
10 % перегоняется при температуре, °С, не выше | 82 | |||
50 % перегоняется при температуре, °С, не выше | 105 | |||
90 % перегоняется при температуре, °С, не выше | 145 | |||
97,5 % перегоняется при температуре, °С, не выше | 180 | |||
остаток, %, не более | 1,5 | |||
5. Давление насыщенных паров, Па (мм рт. ст.), не менее | 33325 (250) |
29326 (220) |
По ГОСТ 1756 или по ГОСТ 28781-90 | |
не более | 45422 (340) |
47988 (360) |
||
6. Кислотность в мг/КОН на 100 см3 бензина, не более | 0,3 | По ГОСТ 5985-79 или ГОСТ 11362 | ||
7. Температура начала кристаллизации, °С, не выше | -60 | По ГОСТ 5066 (1 метод - без обезвоживания бензина) | ||
8. Йодное число в г йода на 100г бензина, не более | 6,0 | 2,0 | По ГОСТ 2070-82 | |
9. Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более | 35 | По ГОСТ 6994-74 | ||
10. Массовая концентрация фактических смол в мг на 100см3 бензина, не более | 4 | 3 | По ГОСТ 1567 или ГОСТ 8489-85 и п. 2.5 настоящего стандарта | |
11. Массовая доля серы, %, не более | 0,03 | По ГОСТ 19121-73 | ||
12. Испытание на медной пластинке | Выдерживает | По ГОСТ 632192 | ||
13. Содержание водорастворимых кислот и щелочей | Отсутствие | По ГОСТ 6307-75 | ||
14. Содержание механических примесей и воды | Отсутствие | По п. 2.6 | ||
15. Прозрачность | Прозрачный | По п. 2.6 | ||
16. Цвет | Желтый | Зеленый | По п. 2.6 | |
17. Массовая доля параоксидифениламина, % | 0,002-0,005 | По ГОСТ 7423 | ||
18. Период стабильности, ч, не менее | 12 | По ГОСТ 6667 | ||
19. Плотность при 20 °С, кг/м 3 | Определение обязательно | По ГОСТ 3900-85 |
Примечания:
1. (Исключено, Изм. № 6).
2. Для авиационного бензина марки Б-91/115, получаемого на основе компонента каталитического крекинга, устанавливаются:
а) йодное число не более 10г йода на 100г бензина.
б) содержание фактических смол не более 4мг на 100см3 бензина.
3. (Исключено, Изм. № 8).
4. Для авиационных бензинов марок Б-95/130 и Б-91/115, выработанных из Бакинских нефтей, допускается содержание параоксидифениламина 0,004-0,010%, а на базе бензинов каталитического крекинга не менее 0,004%.
5. С 1 мая по 1 октября нижний предел давления насыщенных паров авиационных бензинов не служит браковочным признаком, за исключением отгружаемых на длительное хранение.
6. Для авиационных бензинов, сдаваемых после длительного хранения (более 2 лет), допускаются отклонения при определении фракционного состава по ГОСТ 2177 для температуры перегонки 10 и 50% на 2°С и 90% на 1°С. Этилированные авиационные бензины после длительного хранения допускается сдавать с периодом стабильности не менее 2ч.
7. Примечания 1-6 не распространяются на бензин, предназначенный для экспорта.
8. Норма по показателю пункта 3 для бензинов с добавлением базового компонента крекинга должна быть не менее 43157-103 (10300) Дж/кг (ккал/кг).
9. (Исключено, Изм. № 7).
10.По согласованию с потребителями допускается изготовлять авиационные бензины по показателю "Период стабильности" с нормой "не менее 8 ч".
11.Норма по показателю "Массовая доля ароматических углеводородов" для ПО "Омскнефтеоргсинтез", ПО "Куйбышевнефтеоргсинтез", Бакинского НПЗ введена с 01.01.95. Определение обязательно.
12.До 01.07.95 при разногласиях в оценке качества авиационных бензинов по показателю "содержание тетраэтилсвинца" определение проводилось по ГОСТ 13210, по показателю "давление насыщенных паров" - по ГОСТ 1756.
(Измененная редакция, Изм. № 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11).
1.3. К авиационным бензинам прямой перегонки допускается добавлять не более 20% толуола по ГОСТ 14710-78 Толуол нефтяной. Технические условия и 10% пиробензола.
К авиационному бензину марки Б-95/130 каталитического крекинга разрешается добавлять не более 6 % толуола или алкилбензол № 1, 2 и 3 в общей сумме не более 6%.
(Измененная редакция, Изм. № 4, 5, 6).
1.4. Для окрашивания этилированных бензинов добавляются красители, указанные в Таблице 5.2.
Таблица 5.2 – Красители, добавляемые в этилированные бензины
Марка бензинов | Цвет | Наименование красителей | Масса красителя, мг на 1кг бензина |
Б-95/130 | Желтый | Жирорастворимый желтый К | 6 + 0,1 |
Б-91/115 | Зеленый | Жирорастворимый зеленый 6Ж или жирорастворимый зеленый антрахиноновый | 6 + 0,1 |
Примечание:
1. Интенсивность окраски (концентрация растворителя) изготовитель определяет по ГОСТ 20924-75 Бензины автомобильные и авиационные. Метод определения интенсивности окраски .
2. При применении жирорастворимого зеленого антрохинонового красителя допускается зеленый цвет бензина с синеватым оттенком.
(Измененная редакция, Изм. № 4, 6, 7, 8).
6. Контроль качества бензина авиационного. Требования нормативно-технических документов на правила приемки, хранения, испытания и эксплуатации товара
6.1.а. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
la.1. Авиационный бензин до этилирования и окрашивания представляет собой бесцветную легковоспламеняющуюся горючую жидкость, взрывоопасная концентрация его паров в смеси с воздухом составляет 6%, предельно допустимая концентрация его паров в воздухе 100 мг/м3 (определяется на аппарате УГ-2, в пересчете на углерод).
1а.2. Температура самовоспламенения авиационных бензинов всех марок от 380 до 475°С, температура вспышки от минус 34 до минус 38°С, область воспламенения 0,98-5,48% (по объему);
температурные пределы воспламенения: нижний - от минус 34 до минус 38°С, верхний - от -10 до +5°С.
1а.3. В помещениях для хранения и эксплуатации авиационных бензинов запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть выполнено во взрывобезопасном исполнении.
1а.4. При разливе бензина необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.
При работе с бензином не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.
При загорании топлива применимы следующие средства пожаротушения: распыленная вода, пена, при объемном тушении - углекислый газ, составы СЖБ, 3, 5 и перегретый пар.
1а.5. Авиационные бензины раздражают слизистую оболочку и кожу человека.
При работе с авиационными бензинами применимы индивидуальные средства защиты согласно типовым нормам, утвержденным Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС.
Оборудование и аппараты, процессы слива и налива с целью исключения попадания паров бензина в воздушную среду и рабочего помещения должны быть герметизированы.
Помещения, в которых проводятся работы с авиационными бензинами, должны быть оборудованы надежной вентиляцией.
1а.6. При отборе проб, проведении анализа и обращения в процессе товарно-транспортных и производственных операций с авиационными бензинами необходимо соблюдать общие правила техники безопасности, утвержденные Госгортехнадзором и Президиумом ЦК профсоюза нефтяной, химической и газовой промышленности.
Бензиновые емкости должны быть защищены от статического электричества.
6.1.б. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
1б.1. Авиационные бензины принимают партиями. Партией считается любое количество бензина, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по компонентному составу и показателям качества и сопровождаемого одним документом о качестве.
(Измененная редакция, Изм. № 7).
1б.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517-85 Нефть и нефтепродукты. Метод отбора проб .
1б.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания вновь отобранной пробы той же выборки.
Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.
(Измененная редакция, Изм. № 8).
Разд. 1а., 16. (Введены дополнительно, Изм. № 5).
6.2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
2.1. Отбор проб - по ГОСТ 2517-85 Нефть и нефтепродукты. Метод отбора проб . Объем объединенной пробы 10 дм3 .
(Измененная редакция, Изм. № 8).
2.2. Содержание параоксидифениламина определяют на месте производства бензина. Теплоту сгорания определяют на месте производства бензина не реже одного раза в месяц.
(Измененная редакция, Изм. № 4).
2.3. При разногласиях в оценке качества бензина показатель "кислотность" определяют по ГОСТ 5985-79 Нефтепродукты. Метод определения кислотности и кислотного числа .
(Введен дополнительно, Изм. № 5).
2.4. Содержание свинца в бензине, полученное по ГОСТ 28782-90 Ферросплавы. Экспериментальные методы контроля точности сокращения проб , пересчитывают на содержание тетраэтилсвинца (С1 ) в г на 1кг бензина по формуле:
С1 = (С · 1,561 · 1000)/Р
Где
С - содержание свинца в бензине по ГОСТ 28782-90 Ферросплавы. Экспериментальные методы контроля точности сокращения проб , г/дм3 ;
р - плотность бензина, кг/м3 ;
1,561 - коэффициент пересчета содержания свинца на тетраэтилсвинец.
(Измененная редакция, Изм. № 8, 10).
2.5. При разногласиях в оценке качества авиационных бензинов по показателю "Массовая концентрация фактических смол" определение проводят по ГОСТ 1567-97 Нефтепродукты. Бензины автомобильные и топлива авиационные. Метод определения фактических смол .
2.6. Прозрачность, цвет, содержание механических примесей и воды в бензине определяют визуально.
Бензин, помещенный в стеклянный цилиндр диаметром 40-55мм, должен быть прозрачным, не содержать взвешенных и осевших на дно цилиндра посторонних примесей, в том числе и воды.
2.5, 2.6. (Введены дополнительно, Изм. № 8).
2.7. Определение содержания свинца и тетраэтилсвинца
Метод предназначен для определения содержания свинца при концентрации от 0,7 до 1,7 г/дм 3 и тетраэтилсвинца от 1,5 до 3,5 г/кг.
Сущность метода заключается в разложении алкильных соединений свинца насыщенным раствором йода с последующим комплексно метрическим титрованием раствором динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты (ди-Nа-ЭДТА) в присутствии индикатора ксиленолового оранжевого.
2.7.1. Аппаратура, реактивы, материал
Весы лабораторные общего назначения с наибольшим пределом взвешивания 200г, 2-го класса точности по ГОСТ 24104-2001 Весы лабораторные. Общие технические требования .
Ареометры для нефти по ГОСТ 18481-81 Ареометры и бутирометры – Стеклянная посуда и оборудование .
Термометры ртутные стеклянные ТЛ-44-Б2 по ГОСТ 28498-90 Термометры жидкие стеклянные. Общие технические требования .
Цилиндры по ГОСТ 1770-74 Посуда мерная лабораторная стеклянная , исполнения 1, вместимостью 10, 25, 50, 100см3 .
Колбы по ГОСТ 1770-74 Посуда мерная лабораторная стеклянная , исполнения 2, вместимостью 100, 1000см3 .
Колбы по ГОСТ 25336-82 Посуда и оборудование лабораторные стеклянные , типа КН, исполнения 1, вместимостью 250см3 ТС.
Бюретки исполнения 1, класса 2, вместимостью 5, 10, 25см3 по НТД.
Пипетки по НТД, исполнения 1-2, класса 2, вместимостью. 5, 10, 25см3 .
Холодильник прямой воздушный.
Дефлегматор 250-19/26-29/32.
Автотрансформатор лабораторный типа ЛАТР-2.
Электроплитка с закрытой спиралью.
Палочка стеклянная.
Склянка из темного стекла.
Йод, ч.д.а.
Соль динатриевая этилендиаминтетрауксусной кислоты (ди-Nа-ЭДТА) по ГОСТ 10652-73 Уротропин технический. Технические условия , раствор концентрации 0,01моль/дм3 .
Свинец II азотнокислый, х.ч., по ГОСТ 4236-77 Свинец ( II ) азотнокислый. Технические условия или по НТД или ос.ч. по НТД.
Индикатор ксиленоловый оранжевый.
Уротропин технический по ГОСТ 1381-73 Уротропин технический. Технические условия или другой марки по физико-химическим показателям не ниже технического.
Кислота соляная, х.ч., по ГОСТ 3118-77 Кислота соляная. Технические условия или ос.ч. по ГОСТ 14261-77 Кислота соляная особый чистоты. Технические условия , раствор 0,1моль/дм3 .
Бензин марки Нефрас С-50/170 по ГОСТ 8505-80 Нефрас-С50/170. Технические условия или Сз = 80/120, С^ = 80/120 по ГОСТ 443-76 Нефрасы С2-80/120 и С3-80/120. Технические условия.
Вода дистиллированная рН 5,4-6,6.
Допускается применять реактивы квалификации не нижеуказанной в методе.
2.7.2. Подготовка к испытанию
2.7.2.1. Приготовление насыщенного раствора йода
В склянку с притертой пробкой из темного стекла помещают 100см3 бензина и добавляют (6,0+ 0,5)г кристаллического йода, взвешенного с погрешностью не более 0,1г. Содержимое в склянке перемешивают и ставят в темное место не менее чем за 24 ч до насыщения бензина йодом при температуре окружающей среды. Хранят не более 3суток
2.7.2.2. Приготовление раствора уротропина
Навеску уротропина массой (50,0+ 0,5)г растворяют в 70-80см3 дистиллированной воды в мерной колбе вместимостью 100см3 и доводят объем до метки.
(Измененная редакция, Изм. № 11).
2.7.2.3. Приготовление 0,01 моль/дм3 раствора азотнокислого свинца
В мерную колбу вместимостью 1000см3 помещают (3,3+ 0,1)г азотнокислого свинца, добавляют 500см3 дистиллированной воды, тщательно перемешивают и доводят объем до метки.
2.7.2.4. Приготовление 0,01моль/дм3 раствора ди-Na-ЭДТА
Навеску ди-Nа-ЭДТА массой (3,7+ 0,1)г растворяют в мерной колбе вместимостью 1000см3 в 400-500см3 дистиллированной воды, перемешивают и доводят объем до метки.
2.7.2.5. Приготовление индикатора
Навеску индикатора ксиленолового оранжевого массой (91,0+ 0,1)г тщательно растирают не менее 10 мин в ступке с навеской азотно-кислого калия массой (100,0+ 0,5)г до получения однородного цвета смеси и переносят в склянку из темного стекла.
2.7.2.6. Приготовление 0,1 моль/дм3 рacтвopа соляной кислоты
8см3 концентрированной соляной кислоты растворяют в -500см3 дистиллированной воды в мерной колбе вместимостью 1000см3 и доводят объем до метки.
2.7.2.7. Установление фактора (f) раствора ди-Na-ЭДTA
К 20см3 0,01моль/дм3 раствора азотно-кислого свинца добавляют 5см3 0,1моль/дм3 раствора соляной кислоты, 2см3 раствора уротропина и 0,08-0,10г сухого смешанного индикатора до получения сиреневой окраски и титруют раствором ди-Nа-ЭДТАдо перехода окраски в устойчивый желтый цвет.
Фактор раствора вычисляют по формуле:
f = 20/ V
Где
20 - объем раствора 0,01 моль/дм3 азотно-кислого свинца, см3 ;
V- объем раствора ди-Nа-ЭДТА, израсходованный на титрование, см3 .
Фактор раствора f вычисляют как среднее арифметическое результатов трех определений величины V.
При температуре (20+ 0,5)°С определяют плотность испытуемого бензина в соответствии с ГОСТ 3900-85 Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности .
2.7.3. Проведение испытания
В коническую колбу вместимостью 250 см3 помещают 100 см3 дистиллированной воды и подогревают до температуры 80-90 °С. Затем в горячую воду вносят пипеткой 10см3 испытуемого бензина и 10см3 раствора йода.
Присоединяют к колбе обратный холодильник или дефлегматор и устанавливают на электроплитку с закрытой спиралью на асбестовую прокладку. Содержимое колбы кипятят до обесцвечивания раствора, не допуская бурного кипения, постоянно перемешивая.
После обесцвечивания анализируемого раствора выключают обогрев и через 1-2 мин снимают холодильник с колбы. Если в течение 30-40 мин содержимое колбы не обесцвечивается полностью, допускается выдерживать на плитке колбу (без холодильника), постоянно перемешивая, до полного удаления избытка йода.
В колбу с содержимым добавляют 5см3 0,1моль/дм3 раствора соляной кислоты, 2см3 раствора уротропина и 0,08-0,10 г сухого смешанного индикатора до получения сиреневой окраски, после чего титруют раствором ди-Nа-ЭДТА до перехода окраски в устойчивый желтый цвет.
Параллельно проводят контрольный опыт с дистиллированной водой.
Обработка результатов
Концентрацию свинца, г/дм3 , вычисляют по формуле:
C =((V1 -V2 )·2,072·f)/V
Где
V1 - объем 0,01моль/дм3 раствора ди-Nа-ЭДТА, израсходованного на титрование испытуемой пробы, см3 ;
V2 - объем 0,01моль/дм3 раствора ди-Nа-ЭДТА, израсходованного на титрование контрольного опыта, см3 ;
V - объем испытуемой пробы бензина, см3 ;
2,072 - масса свинца, эквивалентная 1см 3 0,01 моль/дм 3 раствора ди-Nа-ЭДТА, мг;
f - фактор раствора ди-Nа-ЭДТА.
За результат измерения принимают среднее арифметическое двух последовательных определений.
Содержимое тетраэтилсвинца (ТЭС), г/кг, вычисляют по формуле
X = ( C ·1,561)/ p
Где
С - концентрация свинца в бензине, г/дм3 ;
р - плотность бензина при 20°С, г/см3 ;
1,561 - коэффициент пересчета содержания свинца на тетраэтилсвинец.
2.7.5 Точность метода
Сходимость
Два результата определения, полученные одним исполнителем в одной лаборатории, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает значение 0,03г/дм3 (свинца).
Воспроизводимость
Два результата испытаний, полученные в двух разных лабораториях, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает значения 0,05г/дм3 (свинца).
2.7-2.7.5. (Введены дополнительно, Изм. № 10).
6.3. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА,
ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
3.1. Упаковку, маркировку, транспортирование и хранение авиационных бензинов производят по ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение .
При хранении, транспортировании и обращении с этилированными бензинами должны соблюдаться санитарные правила и инструкции, утвержденные Министерством здравоохранения СССР.
3.2. (Исключен, Изм. № 7).
6.4. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
4.1 Изготовитель гарантирует соответствие качества авиационных бензинов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
4.2. Гарантийный срок хранения бензинов - 5 лет со дня изготовления.
7. заключение
Развитие современного общества связано с использованием энергии. В связи с ускорением научно-технического прогресса исключительно важная роль отводится топливно-энергетическим ресурсам.
Топливо представляет собой вещество, умышленно сжигаемое для получения теплоты и должно отвечать следующим требованиям:
1 При сгорании выделять как можно больше теплоты;
2 Сравнительно легко загораться и давать высокую температуру;
3 Быть достаточно распространенным в природе;
4 Его количество и нахождение должно быть рентабельным при добыче;
5 Дешевым при использовании;
6 Сохранять свои свойства при хранении и транспортировке.
Перспективы развития производства товарных бензинов в нашей стране связаны с увеличением доли выработки высокооктановых бензинов за счет низкооктановых. В ближайшее время следует ожидать расширения ассортимента присадок, применяемых в бензинах, и повышения их эффективности.
8. список используемой литературы
1. Производственные технологии и основы товароведения: топливо, учебное пособие, И.А.Мочальник, Минск, 1999
2. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (ТН ВЭД РБ) г. Минск, Белтаможсервис, 2007;
3. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь (ОКРБ 007-2007) промышленной и сельскохозяйственной продукции, 2007 (2 тома);
4. Техническое нормирование и стандартизация. Каталог технических нормативных правовых актов, Минск, 2008 (4 тома).
5. ГОСТ 1012-72* Бензины авиационные. Технические условия
6. ГОСТ 13210-72* Бензины. Метод определения содержания свинца комплексометрическим титрированием
7. ГОСТ 14710-78* Толуол нефтяной. Технические условия
8. ГОСТ 1510-84* Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
9. ГОСТ 19121-73* Нефтепродукты. Метод определения содержания серы сжиганием в лампе
10. ГОСТ 2070-82* Нефтепродукты светлые. Методы определения йодных чисел и содержания непредельных углеводородов
11. ГОСТ 20924-75* Бензины автомобильные и авиационные. Метод определения интенсивности окраски
12. ГОСТ 21261-91 Нефтепродукты. Метод определения высшей теплоты сгорания и вычисление низшей теплоты сгорания
13. ГОСТ 2517-85* Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб
14. ГОСТ 28781-90 Нефть и нефтепродукты. Метод определения давления насыщенных паров на аппарате с механическим диспергированием
15. ГОСТ 3338-68* Бензины авиационные. Метод определения сортности на богатой смеси
16. ГОСТ 3900-85* Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности
17. ГОСТ 5066-91 Топлива моторные. Методы определения температуры помутнения, начала кристаллизации и кристаллизации
18. ГОСТ 511-82* Топливо для двигателей. Моторный метод определения октанового числа
19. ГОСТ 5985-79* Нефтепродукты. Метод определения кислотности и кислотного числа
20. ГОСТ 6307-75* Нефтепродукты. Метод определения наличия водорастворимых кислот и щелочей
21. ГОСТ 6321-92 Топливо для двигателей. Метод испытания на медной пластинке
22. ГОСТ 6667-75* Бензины авиационные. Метод определения периода стабильности
23. ГОСТ 6994-74* Нефтепродукты светлые. Метод определения ароматических углеводородов
24. ГОСТ 8489-85 Топливо моторное. Метод определения фактических смол (по Бударову)
25. ГОСТ 26432-85 Топлива нефтяные жидкие. Ограничительный перечень и порядок назначения