Доклад: Социализация личности: понимание, этапы и механизмы
Название: Социализация личности: понимание, этапы и механизмы Раздел: Рефераты по философии Тип: доклад |
I. Понимание социализации: - процесс, включающий индивида в социальную группу, в жизнь общества; - усвоение человеком социального опыта, накопленного другими людьми и обществом в целом; - становление личности в контексте конкретной культуры; - процесс навязывания социальной группой или обществом в целях социальной доктрины. Они не противоречат друг другу. Проблема активности-пассивности личности в процессе социализации. Социализация - есть процесс социального развития личности как активного усвоения индивидом социальных ценностей и социальных норм групп и общества в целом и формирование их в осознанную систему социальных установок, определяющей позиции и поведение индивида в социальной среде (желательные компоненты). II. Активность личности 2) осознаность процесса социализации (если неосознанность, то навязывание определенных стандартов); 3) системность социализации (многоуровневость, фрагментарность социализации). Основные сферы жизнедеятельности: 1) Социализация имеет место в различных видах деятельности (трудовая, познавательная, игровая). 2) Общение человека с другими людьми, меняющее свое качество. 3) Самосознание личности, основанное на рефлексии себя в социуме. Уровни социализации I. 1) включенность в микросреду; 2) включенность в мезосреду (на другие организмы); 3) включенность в макросреду (крупные общности). II. в гносеологическом смысле 1) психологический аспект социализации; 2) социально-психологтический аспект социализации; 3) социальный аспект социализации. Психологический аспект - влияние индивидуального психологического свойства человека на процесс социализации (на процесс усвоения норм, характер, свойство *, развитость-неразвитость тормозных процессов. Пример: люлди с неразвитыми тормозными процессами имеют проблемы с коммуникацией. Также - речевая несдержанность - говорит о социальной неразвитости человека. Стадии социализации 1) первая стадия - возрастная (допуберантная (до 12 лет); 2) подростковая 12 - 16-18 лет; 3) взрослая после 18. Рубеж социализации - это рубеж полового созревания. 1 - стадия Большинство исследователей этнической и политической социализации. Исследователи задаются вопросом: “в каком возрасте, в каких возрастных группах появляется феномен этического самосознания,этнической идентичности. - Американские социальные психологи отвечают так: первые симпатии к себе как к представителю одной социальной общности и антипатии к другим как к представителям другой социальнйо общности начинается в 3-4 года. - Переживание враждебности к другой этнической группе возникает в 6-7 лет. Политическая социализация наступает достаточно рано: уже на детях 4-6 лет обнаруживается феномен политической социализации. Пример: эксперимент с флагами флаг США - самый любимый флаг СССР 0- самый нелюбимый Это - влияние семьи, средств массовой информации. Этот эе эксперимент был выполнен на советских детях (московских) 4-6 лет, во второй половине 80-х годоы. Результаты показали: нравились 1 - США, 2 - Китай, 3 - Югославии, 4 - СССР. Почему? Предпочтение флага осуществляется по эстетическому критерию (много различных цветов, много звездочек, как на небе). Далее эксперименты на детях 9-10 лет. Нравится 1 - СССР. Политическая социализация у детей в СССР наступает позже. Исследования Пиоже по политической социализации. Он поставил задачи: как формируется, в каком возрасте у детей представления о флагах. Эксперимент на швейцарских детях Вы оказываетесь (дети) на необитаемом острове, и оттуда они должны выбрать страну проживания. обнаружился у детей этноцентризм от хочет жить в швейцари, т.к. это самая лучшая страна. Шведы выбирают свою страну даже для других национальностей. На советских детях результаты: американские дети выбирают себе США, т.к. их папы, мамы, друзья. Российские дети предпочитают США и Японию, Франция и Россия, т.к. связано с влиянием экономических условий. Социально-психологические особенности ранней социализации 1) Неразрывные когнитивные компоненты. Ведущим в социализации становится аффективно-эмоциональный компонент. 2) Ведущим видом деятельности является игровая деятельность и учебно-познавательная. 3) Родители, семья в целом - являются ведущим каналом (ведущая роль принадлежит матери; в США ведется борьба за голоса женщин, т.к. они в основном ответственны за политическую организацию у детей). По мнению американских социологов-психологов дети 5-6 лет в 25% случаях занимают свою (автономную) позицию в 50% случаев; в 9-10 лет вступают в противоречивые споры с родителями по политическим вопросам и этническим. Подростковый период социализации 1) Расширение видов деятельности, в которую вступает подросток в сфере познания, культуры, игровой деятельности. 2) Характерна сформированность умственных способностей, когнитивных процессов, социальных установок, норм. 3) Расширение круга общения (за счет улицы), увеличение автономии. 4) Основные каналы социализации - школа, СМИ. По данным американских исследователей к 16-18 годам полностью сформированы этнические представления, представления о партиях, о политических институтах. Социализация личности: пониманеи, этапы и психологические механизмы. Социализация = “развитие личности” и “воспитание” - это процесс “вхождения индивида в социальную среду”, “усвоение им соцвлияний”, “приобщение его к системе социальных связей”. Л.С. Выготский настаивал на том, что ребенок, родившись, уже задан анм как элемент определенной культуры, определенных социальных связей. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Первая сторона процесса социализации - усвоение социального опыта - это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности (пассивность) - (активночть). Социализация для социальной психологии - взгляд “со стороны взаимодействия личности и среды”. Выделяют три сферы, в которой осуществляется становление личности (и через которые происходит социализация). Деятельность, общение и самосознание. В деятелньости происходят три важных процесса (Леонтьев): 1) ориентировка в системе связей, через посредство личнсстных смыслов (личностный выбор деятельности); 2) центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение влияния на нем и соподчинение ему всех остальных деятельностей; 3) это освоение личностью новых ролей и осмысление их значимости. Расширнеие общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Самосознание - это процесс социализации, означает становление в человеке образа его Я (Кон). Подходы к структуре “Я”: 1) три компонента - познавательный (знание себя); - эмоциональный (оценка себя); - поведенческий (отношение к себе). 2) Сталин (1984 г.) Самосознание - как понимание личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности. Стадии самосознаия: 1) дотрудовая а) 0-7; б) 7»20; 2) трудовая 21-60 (аклиология); 3) послетрудовая. Социализация человека (Парыгин. Основные социальные принципы теории) Социализация немыслима без активного участия человека в процессе освоения социального опыта и культуры (пассивно-активное). Важной тенденцией общения в процессе социализации является обособление человека. Под социализацией понимают весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятелньости, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие. Механизмы - подражание, заражение, внушение, уподобление, адаптации, заимствования, руководства, лидерство, мода. - Леонтьев придает значение усвоению З.У.Н. - Г. Хибин и М. Форверг (формированию установок) ® 3 основных механизма: 1) подражание, 2) идентификация, 3) руководство, наставление (инструктирование). Два аспекта: 1) освоение и присвоение человеком всего богатства предметной культуры; 2) освоение человеком всего богатства и многообразия человеческих общественных отношений Я механизмы для: 1) изучение, внушение, адаптация, подражание, пример, заимствование; 2) убеждение, идентификация, руководство, заражение. Факторы а) микро- и б) макросреды, которые влияют на усвоение информации это: а) семья, сады, школа, уличные группы; б) социальные институты: учреждения, организации. Стадии социализации (А. Юровский): (происходят одновременно) 1) связана с процессом освоения человеком системы социальных отношений и норм; 2) характеризуется межличностными связями (положение в группе, групповые роли) социальная психология изучает; 3) связана с процессом духовного обогащения личности, развитием способностей и индивидуального опыта. (Андреенкова Н.В.) 1) первичная социализация, или социализация ребенка; 2) маргинальная социализация - подростка (промежуточная); 3) устойчивая, т.е. концептуальная - 17-18 - 23-35 лет. Детям (4 года США) предлагали на картинках флаги. Нужно было выбирать тот, который нравился и который не нравился. В итоге - нравится флаг США, не нравится - флаг России. В России провели тот же эксперимент: дети г. Москвы 4-6 лет. Получены следующие данные: Наиболее нравятся: 1 - США, 2 - Китайский 3 - Югославии 4 - флаг СССР. Объяснение со стороны детей: не по политическому критерию, а по эстетическому. Следовательно не было обнаружено политической социализации. Далее была взята группа школьников 9-10 лет: 1 место - СССР. Эти факты говорят о том, что политическая социализация в России у детей наступает позже, чем у детей США. Исследование Пиаже: Как формируется и в каком возрасте представление о своей стране, своем народе. Детям-швейцарцам разных возрастных групп была предложена следующая ситуация: Вы попали на необитаемый остров. Какую страну для проживания ты выберешь? Пиаже обнаружил феномен этноцентризма (дети выбрали Швейцарию). Почему? Дети говорили: Это самая лучшая страна в мире”. В 80-г этот эксперимент был повторен на детях СССР (Данные до сих пор не опубликованы). 1) Американские дети выберут Америку (неполитический критерий: там у них друзья, родители и т.д) 2) Советские дети: Россия заняла 4 место. Советские дети выбрали 1 Америку и 2 Японию Экономические критерии: Осознание своей экономической неполноценности - взрослые передают детям в очень раннем возрасте. На 3 место советские дети поставили Францию При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru |