Доклад: Типы агрессии. Аспекты агрессии
Название: Типы агрессии. Аспекты агрессии Раздел: Рефераты по психологии Тип: доклад | ||||||||||||||||
Типы агрессии. Аспекты агрессии Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны удобно ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенных Бассом. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая - непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий (Табл.) Также на основе критериев можно выделить такие виды агрессии как враждебная (гневная) в случае, когда целью агрессора является причинение страданий жертве, и инструментальная агрессия, характеризует случаи, когда агрессоры совершают агрессивные действия, преследуя цели, не связанные с причинением вреда. Таблица 1.1. Категории агрессии по Бассу
По вопросу о типах агрессии в психологии есть некоторая (Бандура, Зипотаки, Родж и Койн). Общим выводом из этого стало утверждение о существовании двух различных видов агрессии, мотивированных различными целями. Рисунок агрессивного поведения индивидуален у каждого человека, но существуют факторы, влияющие на характер, способы, выражения агрессивности. К этим факторам относятся: по, возраст, образование, расово-этническая принадлежность, профессия, психофизиологические параметры, социальные и социокультурные аспекты. Рассмотрим некоторые из них более подробно. Пол : агрессивность является значительной характеристикой различия мужчин и женщин. Это различие является в первую очередь отражением поло-ролевых стереотипов. Хотя в последнее время эти рамки значительно изменились, и женщина получила большую свободу, самоопределение, в том числе и в проявлениях агрессивности, лидирующие позиции занимает вербальная агрессия. Мужчины значительно чаще и сильнее проявляют физическую агрессию. Возраст : наибольшая агрессивность наблюдается в подростковом и юношеском возрасте. Примерно к 25-30 этот показатель выходит на значительно более низкий, но стабильный уровень. Образование : с повышением уровня образования идет понижение уровня агрессивности. Расово-этническая принадлежность : у различных этнических групп считаются приемлемыми очень различные формы, способы и степень агрессивности. Профессия : речь идет об особенностях деятельности, связанных с общением, его спецификой. В случае затруднительной ситуации для человека, возможно будет наблюдать неспецифическое поведение, в том числе и агрессивное, в зависимости от состояния человека: - мотивообразующее поведение; - потеря контроля, но сохранение средства реализации мотива; - утрата связи мотива и поведения; - катастрофическое поведение Социальные аспекты: экономический подъем может даже усилить фрустрацию и повышать уровень насилия. Когда быстро развивающиеся нации урбанизируются, когда растет грамотность, люди все больше начинают задумываться о том, что такое настоящее материальное благосостояние. Однако, поскольку изобилие приходит далеко не вдруг, увеличивающийся разрыв между желаемым и возможным усиливает фрустрацию. Поэтому даже если уменьшается депривация, фрустрация и политическая агрессия могут возрастать. Социокультурные аспекты : в ходе социализации человек научается “вытаскивать” наружу свою агрессию. На собственном опыте и наблюдая за другими, человек узнает, что агрессия часто вознаграждается. В различных культурах оценивание, принятие, разрешенность агрессии имеют различную степень выраженности. На это также влияет и экономическая ситуация в данной стране. На первый план выступает инструментальная агрессия. Биологические факторы : хотя склонность людей к агрессии может и не квалифицироваться как инстинкт, агрессия все-таки обусловлена биологически: - влияние нервной системы (нет четко локализованного центра агрессии в человеческом мозгу); - генетические влияния (наследственность влияет на чувственность нервной системы к возбудителям агрессии); - биологические факторы (химический состав крови - влияет на чувственность нервной системы к стимуляции агрессии, например, тестостерон - мужской половой гормон, алкоголь и т.д.); - случаи : боль, жара, атакующее поведение, теснота, возбуждение. В этих случаях реакции как правило носят форму враждебной агрессии. Рис. Элементы враждебной агрессии. - телевидение - (просмотр передач, включающих сцены насилия и агрессии возможно являются одной из причин роста агрессивности, снижает восприимчивость к агрессии и искажает представление о реальности) - групповые влияния - благодаря социальному “заражению”, в группах агрессивные тенденции усиливаются большей частью потому, что группы вообще склонны поляризировать тенденции. Становления агрессивного поведения - сложный и многогранный процесс, в котором действуют множество факторов. Агрессивность поведения определяется влиянием семьи, сверстников, средств массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же как и путем наблюдения агрессивных действий. Что касается семьи, на становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близость между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, стиль семейного руководства. Ребенок получает сведения об агрессии также из общения со сверстниками, наблюдая за агрессивным поведением других детей. Дети, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению. Додж и его коллеги разработали модель для выяснения, почему некоторые дети часто прибегают к агрессии во взаимоотношениях с окружающими. Основной ее ** : способ когнитивной обработки социальных признаков ситуации влияет на стиль поведения. Модель описывает следующие пять шагов: 1) расшифровку социальных признаков; 2) интерпретация социальных признаков; 3) выбор возможной реакции; 4) оценивание предполагаемой реакции; 5) осуществление выбранной реакции. По сути дела, моделью предусматривается, что агрессивное поведение есть следствие плохого развития социально-когнитивных навыков. В литературе на тему стабильности агрессивных реакций во времени считается, что поведение в детстве позволяет довольно надежно предсказать поведение в зрелые годы. Если человек в детстве оценивавшийся как агрессивный, будучи взрослым, скорее всего будет оцениваться так же. Индивидуальные детерминанты: под этим термином подразумеваются предпосылки для возникновения и развития агрессии, сосредоточенные в основном в устойчивых чертах характера и наклонностей потенциальных агрессоров. Хотя “здравый смысл” предполагает наличие прочной прямой связи между различными чертами личности и агрессией, на самом деле такую взаимосвязь достаточно трудно продемонстрировать. Во многих случаях ситуационные факторы оказывают на агрессию большее воздействие, нежели различные черты личности. В качестве примера можно привести поведение личности в ситуации жесткой конкуренции, соперничества Такие условия как благоприятные для себя, расценивают далеко не все. Более агрессивные люди ярче демонстрируют в данных условиях доминантность, наступательность, агрессивность, более стремятся к лидерству, пассивны в оказании помощи, активны в отстаивании своих интересов. Агрессивные люди более ориентированы на ситуации, в которых можно реализовать свои амбиции. Такие личности более склонны к инструментальной агрессивности. От такого поведения личность получает выгоду в виде денег, престижа, статуса. Инструментальную агрессию можно охарактеризовать следующими признаками: 1) мнимое признание ее обществом; 2) отсутствие на социальном уровне при действиях на личностном; 3) побудителем являются псевдонормы. В последнее время были выделены и другие личностные черты, имеющие отношение к агрессивности у нормальных индивидов: 1) тревога о то, что скажут другие, может послужить сильным сдерживающим фактором агрессии, по крайней мере, когда сильные ситуационные факторы не в состоянии помешать подобной сдержанности; 2) склонность приписывать недоброжелательность и дурные намерения другим лицам, даже если этого нет на самом деле, является важной чертой, которая может привести индивидов к более частым, чем обычно, агрессивным столкновениям с другими; 3) уверенность индивидов в своей способности влиять на собственную судьбу влияет на возможные проявления агрессии; 4) связь между стыдом и агрессией может напрямую зависеть от степени неодобрения своего собственного “я”. Личностные факторы начинают играть ведущую роль в ситуациях, смоделированных самими людьми, нежели в ситуациях, им навязанных. В целом личностные факторы играют важную роль во многих моделях поведения, в число которых входит агрессия. Система ценностей и агрессия: в целом имеющиеся данные наводят на мысль о том, что ценности и внутренние стандарты, имеющие отношение к агрессии, зачастую могут влиять на актуализацию подобного поведения. Такое воздействие скорее всего будет иметь место в том случае, когда индивиды реально считаются со своими ценностями - при условии наличия высокого уровня самосознания Рис. Повышенное самоосознание усиливает агрессию, если индивиды одобряют или оправдывают подобное поведе- ние. Однако повышенное самоосознание уменьшает агрессию, когда индивиды не одобряют подобное поведение или находят его неприемлемым (Carver, 1975; Carver & Sheier, 1981) Агрессия как ценность тоже может иметь свой вес в случаях использует ее для повышения самооценки, и своей оценки окружающими, самозащиты, в каких-то случаях агрессия, ее выражения могут носить и конструктивный характер. К сожалению люди не умеют использовать агрессию только в конструктивных целях, наоборот, имеет место значительное повышение уровня агрессивности, поэтому остро стоит проблема превентивных мер и управления агрессией. К ним относятся: наказание за агрессивные действия, разрядка напряженности, демонстрация моделей агрессивного поведения, когнетивные методы контроля, тренинг социальных умений, эмпатия, юмор, смех, эротика и др. В рамках различных теоретических подходов выделяются различные способы разрешения и коррекции агрессивного поведение. При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru |