Реферат: Иностранные инвестиции в России современное состояние, проблемы и пути решения
Название: Иностранные инвестиции в России современное состояние, проблемы и пути решения Раздел: Рефераты по экономической теории Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Иностранные инвестиции в России: современное состояние, проблемы и пути решения» СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 2 1.ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ: теория вопроса..................................... 4 1.1 Сущность, субъекты и объекты иностранных инвестиций.......................... 4 1.2 Роль иностранных инвестиций в экономике (на примере Узбекистана)..... 7 2. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ.................. 11 2.1 Современное состояние иностранной инвестиционной деятельности в России.............................................................................................................................. 11 2.2Формы привлечения и проблемы привлечения иностранных инвестиций .............................................................................................................................. 17 3.ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ПЕРМСКОМ КРАЕ........................ 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................... 24 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................... 26 Приложения......................................................................................................... 27 ВВЕДЕНИЕ Важнейшим фактором экономического роста являются инвестиции.В связи с нестабильностью экономического положения Российской Федерации многие ведущие экономисты связывают будущее нашей страны с привлечением в широких масштабах в российскую экономику иностранных инвестиций, что преследует долговременные цели создания в России цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни населения. Иностранные инвестиции помогут поднять экономику страны. С другой стороны, они могут послужить стимулом для развития и роста внутренних инвестиций. Положительное влияние иностранного капитала на развитие экономики разных стран обычно проявляется в том, что ускоряется процесс разгосударствления и демонополизации экономики, повышается уровень ее конкурентоспособности, обеспечивается диверсификация форм собственности, формируется "открытость" экономики, ускоряется включение ее в мировое хозяйство, создается возможность использовать иностранный капитал как эффективный рычаг инвестиционно-технической "подпитки" национальной экономики. Степень разработанности данной темы. Проблема иностранных инвестиций получила значительное освещение в экономической литературе. По этой проблеме опубликованы многочисленные научные работы. Ученые и специалисты исследовали различные вопросы и стороны проблемы: теоретические основы привлечения иностранного капитала, инвестиционный климат, правовые основы привлечения инвестиций, формы и методы привлечения иностранного капитала и другие. Можно отметить таких ученых, как П. Бакли, Р.Верной, Д. Даннинг, Г. Джонсон, М. Кассой, - рассмотреть сущность, значение и формы иностранных инвестиций; - провести анализ текущей иностранной инвестиционной деятельности в России, а так же в Пермском крае. Актуальность данной тематики обусловлена тем, что значительное число исследователей видят выход из сложной ситуации в российской экономике, прежде всего, в иностранных инвестициях. Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. 1.Иностранные инвестиции: теория вопроса 1.1Сущность, субъекты и объекты иностранных инвестиций. Финансовые ресурсы, предназначенные для развития производственного процесса, превращаются в капитал в денежной форме. Будучи пущены в оборот они приносят доход. Оборот денег осуществляется путем вложения их в предпринимательство, передачи в ссуду. Долгосрочные вложения финансовых ресурсов представляют собой инвестиции. Цель инвестиций - прибыльное вложение капитала. Таким образом, можно говорить о том, что накопления - это результат выгодного размещения инвестиций. Иностранные инвестиции – это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории какой-либо страны в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации. [5,стр. 26 ] Об иностранных инвестициях можно говорить в тех случаях, когда иностранный капитал вкладывается в активы национальных компаний или государств. В зависимости от того, в какие активы осуществляется вложение капитала, различают материальные (инвестиции в существующие или новые производительные объекты за границей), финансовые (приобретение иностранных ценных бумаг) и нематериальные (покупка концессий, торговых марок, патентов, лицензий) иностранные инвестиции. В зарубежной литературе иностранные инвестиции обычно делятся на прямые и портфельные, в отечественной литературе дополнительно выделяют прочие иностранные инвестиции. Виды иностранных инвестиций: 1) Прямые инвестиции, т.е. вложения в производство материальных и иных ценностей; инвестиции в создание филиалов и отделений иностранных компаний и совместных предприятий, в приобретение действующих предприятий;[2, стр. 26] 2) Портфельные инвестиции, т.е. инвестиции средств в приобретение акций и других ценных бумаг местных участий, не дающих права контроля;[2, стр. 26] 3) Прочие инвестиции, под которыми понимаются потоки ссудного заемного капитала, характерны тем, что позволяют привлечь средства быстро и в случае с привлечением государственного капитала или средств международных финансовых организаций под государственные гарантии.[3, стр. 26] Прямые инвестиции предполагают такое помещение капитала иностранным инвестором, при котором он приобретает контроль над отечественным предприятием. Обычно это бывает в случаях, когда иностранная компания собирается эксплуатировать данную фирму в своих интересах. При портфельных инвестициях для их владельца имеет значение только доход, а контроль за предприятием его не интересует. Отношение к иностранным инвестициям в стране зависит от целей, которые она ставит. Прямые инвестиции иностранных фирм рассматриваются не только как дополнительный источник для внутренних капиталовложений, но и как способ получения доступа к новой, более совершенной технологии, к системе сбыта на внешних рынках, к новым источникам финансирования. Иностранные инвестиции могут вкладываться в: - ценные бумаги; - имущественные права; - вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды, и оборотные средства во всех отраслях; - права на интеллектуальные ценности; - научно-техническую продукцию; - целевые денежные вклады.[4, стр. 26] Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладывают иностранные инвесторы в хозяйствующие субъекты в целях получения дохода. Иностранными инвесторами могут быть: · Иностранные юридические лица; · Иностранные граждане, лица без гражданства; · Международные организации Причины, подталкивающие иностранного предпринимателя к инвестированию. Такое решение обуславливается широким спектром мотиваций, как например: 1. Политика правительства принимающей страны по отношению к иностранным инвестициям. 2. Географические условия принимающей страны. 3. Стремление получить более высокую норму прибыли благодаря использования разницы в национальных уровнях затрат производства. 4. Распределение и перераспределение производства товаров между зарубежными филиалами, в зависимости от хозяйственной конъюнктуры отдельных стран. 5. Перевод из страны в страну производства и сбыта товаров по мере их общего освоения, чтобы как можно дольше сохранить “молодость” продукции. 6. Подведение финансовой базы под разнообразия схемы международной специализации и кооперирования, обеспечивающие комплексное решение задач по размещению и взаимодополнению отраслей. 7. Доступ к техническим, технологическим, управленческим нововведениям, к торговым маркам, знакам и пр. 8. Маневрирование затратами на научно-исследовательские и наукоемкие работы путем размещения их в самых передовых научных центрах и лабораториях за рубежом. 9. Экономия на транспортных затратах и на обходе таможенных барьеров. 10. Доступ к рынкам капитала многих государств, что позволяет при минимальных собственных затратах осуществлять капиталовложения за границей. 11. Стабильность прибыли за счет игры на различиях в хозяйственной конъюнктуре отдельных отраслей и стран; в научно-технической политике правительств, торгово-политических режимах, в валютном и налоговом законодательстве. 12. Учет социального климата в принимающих странах, стабильность их экономики и политических режимов.[4,стр.26]
1.2Роль иностранных инвестиций в экономике Роль и специфика иностранных инвестиций в Узбекистане Узбекистан реализует масштабные реформы во всех сферах жизни общества, в частности, ход экономических реформ в стране приобрел последовательный и устойчивый характер, когда на общем фоне увеличения отечественного производства, высокой инвестиционной активности продолжается усиление рыночных процессов. Это выражается в значительном повышении привлечения иностранных инвестиций и стабильном приросте объемов производства. Стал более насыщен потребительский рынок, в несколько раз повысились реальные доходы населения. В последние годы наблюдается рост объемов, привлекаемых в экономику Узбекистана, иностранных инвестиций. Так, в 2006 году общий объем инвестиций, привлеченных в экономику республики, вырос на 23% и составил 1285,9 млн. долларов США. С участием иностранных инвестиций создано свыше 700 новых предприятий. А по итогам социально-экономического развития республики за первое полугодие 2007 года меры, принимаемые по реализации Инвестиционной программы, программ локализации производства, модернизации и технического перевооружения важнейших отраслей экономики обеспечили рост инвестиций на 19,8 %, в том числе прямых иностранных инвестиций - на 29,4 %. Введены в строй 185 новых производственных объектов. Анализ географии привлечения иностранных инвестиций показывает, что на долю государств СНГ приходится 36,3% всего объёма инвестиций в 2007 году, Европы - 21,9%, Юго-Восточной Азии и Азии - 18,2%. В 2007 году в рамках Инвестиционной программы в экономику Узбекистана поступили инвестиции из порядка 40 стран мира. Лидирующая роль принадлежит России - 36,3% совокупного объема инвестиций и Швейцарии - 12,7%. Существенно возросли по сравнению с 2006 годом инвестиции из КНР - в 1,7 раза до 67 млн. долл. и Японии - в 3 раза до 67,31 млн. долл. Крупными инвесторами также выступают Малайзия, Великобритания, Германия и Турция. [18,стр.26] Так, за 2007 год наибольшее количество иностранных инвестиций привлечено в: - нефтегазовую отрасль - 43,9 % (565,45 млн. долл.) от общей суммы освоенных средств; - сферу информационных систем и телекоммуникации - 16,9 % (217,51 млн. долл.); - текстильную отрасль - 5,8% (75,10 млн. долл.); - социальную сферу - 4,3% (55,81 млн. долл.); - сельское и водное хозяйство - 3,4% (44,85 млн. долл.). [18,стр.26] Необходимо отметить, что в 2007 году увеличились инвестиции в перерабатывающие отрасли экономики. Если в 2005 году на долю перерабатывающего сектора приходилось лишь 40% валового объема иностранных инвестиций, то в 2007 году она достигла 57%. Интеграция в мировую экономику и завоевание доверия иностранных инвесторов невозможно без создания благоприятных правовых условий. Приток капитала можно обеспечить государственными гарантиями в виде межправительственных и международных соглашений, но для инвесторов важнее всего гарантии самого хода экономических реформ, которые в Узбекистане уже обрели характер последовательности и устойчивости. Так, в 2005-2007гг. в республике принят 31 нормативно-правовой акт, регулирующие деятельность иностранных инвестиций, из них 4 закона Республики Узбекистан, 5 указов Президента, по 7 постановлений Президента и Кабинета Министров. В феврале 2007 года по инициативе Президента Республики Узбекистан создано Агентство по информационному обеспечению и содействию иностранным инвестициям «Узинфоинвест». [18,стр.26] Узбекистан открыт для иностранных инвестиций, его законодательная база, богатейшие ресурсы, политическая и экономическая стабильность создают прекрасную перспективу для сотрудничества. О роли инвестиций в экономику России высказываются разные мнения. Одни считают, что сокращение объемов капиталовложений, устаревание и износ основных фондов, и ряд других причин делает невозможным проведение экономических реформ в стране без поступлений инвестиций из-за рубежа. Другие считают, что иностранные инвестиции угрожают экономической безопасности страны, внутренних средств для эффективного развития экономики вполне достаточно. Иностранные инвестиции способствуют: 1) ускорению экономического и технического прогресса; 2) внедрению новых форм управления; 3) обновлению и модернизации производственного аппарата; 4) активизации конкуренции; 5) развитию малого и среднего бизнеса; 6) подготовке кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики; 7) расширению экспортного потенциала страны; 8) замене импортно - замещающего производства; 9) созданию новых рабочих мест, повышению уровня занятости, снятию социальной напряженности; 10) повышению конкурентоспособности отечественного производства; 11) решению проблем реформирования экономики. Иностранные инвестиции играют важную роль в развитии экономики любой страны. Привлечение иностранных инвестиций является объективной необходимостью. Ни одна страна в мире не может эффективно развиваться без вливания капитала в ее экономику. Иностранные инвестиции – распространенный в мировой практике способ расширения источников финансирования развития национальной экономики, решения социальных проблем. Иностранные инвестиции имеют значительные преимущества в сравнении с привлечением иностранных кредитов. Они проявляются в том, что, во-первых, иностранные инвестиции предоставляются бесплатно, бессрочно. Во-вторых, результаты инвестиционной деятельности иностранных инвесторов остаются в распоряжении страны, принимающей иностранных инвесторов. В-третьих, иностранное инвестирование осуществляется, как правило, на основе передовой техники, технологии, прогрессивных методов организации хозяйственной деятельности. 2.Иностранные инвестиции в экономику России 2.1 Современное состояние инвестиционной деятельности в России Активизация инвестиционной политики в российских регионах сопровождается углублением межрегиональных противоречий, в том числе усилением конкуренции за привлечение инвестиционного капитала, возросшей дифференциацией уровней социально-экономического развития, разрывом единого инвестиционного пространства. В связи, с чем возникает множество правовых проблем. На территории России правовое регулирование иностранных инвестиций опирается на Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999г. №160-ФЗ. Закон определяет правовые и экономические основы привлечения и эффективного использования в экономике РФ иностранных инвестиций. Он направлен на обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима зарубежных инвестиций нормам международного права и международной практики инвестиционного сотрудничества. Закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации. Закон также не регулирует отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации, для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной. Также другие федеральные законы и нормативные правовые акты.[1, стр. 26] Федеральный закон не содержит специальной нормы, касающейся обязательной экспертизы инвестиционных проектов. Однако действуют иные законодательные акты, предписывающие обязательную экспертизу инвестиционных проектов, как российских, так и иностранных, например, Федеральный закон «Об экологической экспертизе». Иностранным инвесторам, осуществляющим свою деятельность на территории Российской Федерации, законом установлены следующие гарантии: правовой защиты деятельности; использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ; перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу и т.д. Из многих предоставляемых иностранному инвестору гарантий наиболее значимы гарантии компенсаций при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора; гарантии от неблагоприятных изменений законодательства; реинвестирования и перевода полученных прибылей. При этом гарантии предоставляются только тем коммерческим организациям с иностранными инвестициями, у которых доля иностранных инвесторов в уставном капитале составляет свыше 25%, а также реализующим приоритетные инвестиционные проекты независимо от доли иностранных инвесторов. Иностранным инвесторам гарантируется стабильность в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет с начала его финансирования за счет иностранных инвестиций. В исключительных случаях срок может быть увеличен - при реализации приоритетного инвестиционного проекта в сфере производства или создании транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб. Решение о продлении срока действия и режима окупаемости инвестиционного проекта принимает правительство Российской Федерации. Объем иностранных инвестиций, поступивших в 2008 году в российскую экономику, составил 103,8 млрд. долл., что на 14,2% меньше, чем в 2007 г. Изменилась и структура притока иностранных инвестиций в российскую экономику. Если в 2003 г. Иностранные инвестиции составляли 29,7 млрд. долл., то в 2008г. – уже 103,8 млрд. долл. (см. приложение, таблица). Сокращение размера инвестиций, поступающих в нашу страну из-за рубежа, началось уже в I квартале 2008 г. По итогам первых 3 месяцев 2008 г. сумма иностранных инвестиций равнялась 17,3 млрд. долл., что на 29,9% меньше соответствующего периода предыдущего года. Во IIквартале показатель составил. 29,3 млрд. долл. (меньше на 18%), в III квартале — 29,2 млрд. долл. (больше на 6,1%) и в IVквартале — 28,0 млрд. долл. (меньше на 15,2 %).[7,стр.26] Накопленный иностранный капитал в экономике России превысил 264,6 млрд. долл., что на 19,9% больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в накопленном инокапитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 51,6% (на конец 2007 г. — 50,2%) , доля прямых составила 46,3 (46,7), портфельных-2,1% (3,1%).[13, стр. 26] Большая часть зарубежных инвестиций - 75,327 млрд. долларов, или 72,6% от общего объема - это кредиты. Прямые инвестиции составили 27,027 млрд. долларов (26%), портфельные - 1,415 млрд. долларов (1,4%).[7,стр.26] Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в 2008г. 68,0 млрд.долларов, или на 16,3% больше, чем в 2007 году. В I квартале 2008г. объем погашенных инвестиций составил 14,3 млрд.долларов США (на 18,0% меньше соответствующего периода предыдущего года), во II квартале - 20,0 млрд.долларов США (больше на 54,2%), в III квартале - 13,8 млрд.долл. США (меньше на 5,7%), в IV квартале - 19,9 млрд.долларов США (больше на 6,9%). Таблица 1* Поступление иностранных инвестиций в экономику России по типам
*источник[17,стр.26] Значительно сократился объем портфельных инвестиций - на 66,3%, объем кредитов уменьшился на 15,3%, прямые инвестиции снизились на 14,2%. Таблица 2* Иностранные инвестиции по видам экономической деятельности, млн. долл.
*источник [13, стр.26] По данным таблицы 2 можно сказать, что больше всего зарубежных средств в 2008 году получили российские обрабатывающие производства - 33,914 млрд. долларов, оптовую и розничную торговлю- 23,9 млрд. долл., операции с недвижимым имуществом – 15,4 млрд. долл. Больше всего средств в эти отрасли экономики инвестировали Германия, Великобритания и Кипр. Меньше всего - 20 млн. долларов - было инвестировано в сферу здравоохранения и социальных услуг. В добычу полезных ископаемых инвестировано 12,396 млрд. долларов, в производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 3,387 млрд. долларов, в торговлю - 23,905 миллиарда долларов. Таблица 3 * Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России
*источник [17,стр.26] По данным таблицы 3 видно, что наибольший объем накопленных инвестиций пришелся на Кипр, Нидерланды и Люксембург. Основными странами-инвесторами в 2008 году стали - Кипр (56,9 млрд. долл., рост на 21,5%), Нидерланды (46,3 млрд. долл.), Люксембург (34,4 млрд. долл.), Соединенное Королевство (Великобритания), Германия, Франция, Виргинские (Британские) острова. На долю этих стран приходилось 77% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 79,4% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций. 2.2 Формы привлечения и проблемы привлечения иностранных инвестиций. В одно время заключались компенсационные сделки, затем стали создаваться совместные предприятия. Некоторые видели в увеличении их числа залог решения всех проблем. Однако при выборе оптимального решения надо иметь в виду, что существуют разные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов. Среди них можно назвать: 1)Международную кооперацию производства, сопровождающая передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности; 2) Получение зарубежных кредитов; Привлечение иностранных инвестиций в экономику должно способствовать решению ряда проблем социально-экономического развития. Это: - освоение невостребованного научно-технического потенциала, особенно на конверсионных предприятиях военно-промышленного комплекса; - продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок; -содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозамещающих производств в отдельных отраслях; - содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения; - создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства; - содействие развитию производственной инфраструктуры. Инвестиционной привлекательности невозможно добиться при отсутствии прозрачности банковской и налоговой систем, при наличии барьеров для иностранных инвестиций. Инвестиционной привлекательности будет способствовать доступность для потенциальных инвесторов информации о федеральном законодательстве; о перспективных инвестиционных проектах; о проведении инвестиционных конкурсов. Необходимо также устранить административные барьеры и сложности, связанные с растаможиванием продукции и лицензированием деятельности. Для увеличения притока иностранного капитала на территорию России и ее регионов необходима четкая региональная политика, направленная на развитие организационно – экономических методов привлечения иностранных инвестиций, распределение поступающего инвестиционного капитала. Нужны и ясные критерии оценки эффективности процесса привлечения иностранных инвестиций. Опыт показывает, что большего прогресса в привлечении инвестиций можно добиться не только при наличии значительных сырьевых ресурсов, но и за счет реализации потенциала секторов экономики. В законодательной сфере целесообразно провести комплексную инвентаризацию правовой среды инвестиционной деятельности субъектов экономики. Со стороны правительства РФ в рамках разграничения полномочий региональным властям следует предоставить большую автономию в финансовой и налоговой сферах. Это позволит сделать политику привлечения инвестиций более гибкой и будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности регионов, снижению рисков инвестирования. Анализ структуры уже привлеченных иностранных инвестиций показывает их весьма узкую отраслевую направленность. Значительная доля направляется в экспортно-ориентированные отрасли, включающие добычу нефти, горнодобывающую промышленность, либо в сверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости и незначительной фондоемкостью (торговля, телекоммуникации, строительство офисных и частных зданий в крупных городах). 3.Иностранные инвестиции в Пермском крае На 1 января 2007 года в Пермском крае накоплено иностранных инвестиций на сумму 416,8 млн. долларов США. В 2006 году в край поступило иностранных инвестиций на сумму 150,7 млн. долларов США.
Рис. 1 Распределение иностранных инвестиций по видам экономической деятельности за 2006 год *источник [16,стр. 26] Международные инвестиционные проекты реализуются в машиностроении, химической и нефтехимической промышленностях, торговле, добыче топливно-энергетических полезных ископаемых, операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг. Крупнейшие инвестиционные проекты, реализуемые или планируемые к реализации на территории Пермского края. 1. «Строительство железнодорожной магистрали «Белкомур». Железнодорожная магистраль «Белкомур» будет расположена в регионе Архангельск – Пермь на севере Европейской части России. Общая протяженность линии Архангельск – Пермь составит 1252 км. Стоимость проекта – 1545,3 млн. долл. США. Срок реализации – 2005-2021 гг. 2. «Реконструкция и развитие пермского международного аэропорта Большое Савино». Срок реализации – 2007-2011 гг. 3. «Строительство Добрянского бумажного комбината». Стоимость – 700,3 млн. долл. США. Срок реализации – 2007-2015 гг. 4. Проект Пермского филиала ОАО «САН Интербрю»: «Реконструкция производства пива, доведение производственной мощности до 2,4 Гл. в год», сущность проекта: коренная модернизация производства направленная на увеличение более чем в 2 раза объемов производства и увеличение ассортимента продукции, срок реализации 2007г., стоимость проекта 1 735 млн. руб. 5. Проект ОАО «Березниковский содовый завод»: «Создание производства кальцинированной соды марки А, производственная мощность 500 тыс. тонн», сущность проекта: получение в рамках вертикально-интегрированной структуры - ЗАО «Русская содовая компания» продукта необходимого для производства стекла для автопрома, что позволит данному ЗАО освоить новый перспективный российский рынок; срок реализации 2009г., стоимость проекта 865 млн. руб. 6. Проект ООО «Лукойл – Пермнефтеоргсинтез»: «Строительство комплекса каталитического крекинга», сущность проекта: увеличение выпуска высокооктановых бензинов с пониженным содержанием серы, что позволит конкурировать с лучшими нефтеперерабатывающими заводами Европы; срок реализации 2009г., стоимость проекта 7 млрд. руб. 7. Проект ОАО «Уралкалий»: «Развитие собственных энергетических мощностей», сущность проекта: существенное снижение издержек производства, предприятие обеспечит на 85% свои потребности в электроэнергии и на 100% в тепловой энергии; срок реализации 2007г., стоимость проекта 2,7 млрд. руб. 8. «Строительство лесопильно-деревообрабатывающего комбината» (г.Горнозаводск). Срок реализации – 2009-2012 гг. 9. «Строительство фанерного комбината» (г.Кудымкар). Срок реализации – 2009-2012 гг. 10. «Строительство Мотовилихинского моста» (г.Пермь). Срок реализации – 2006-2011 гг. 11. «Модернизация сталеплавильного и ковочного комплексов ООО «МЗ»Камасталь». Срок реализации – 2006-2008 гг.[16,c. 26 ] Инвестиционный рейтинг Пермского края. По оценкам ведущего рейтингового агентства «Эксперт РА» (ноябрь 2006 года), Пермский край относится к группе регионов с высоким инвестиционным потенциалом, занимая 7-е место среди российских регионов, и умеренным инвестиционным риском. Таблица 4 * Объем инвестиций в основной капитал за 2005-2006 годы
*источник [15,стр. 26] Исходя из данных таблицы, можно сказать, что объем иностранных инвестиций в основной капитал Пермского края в 2006 году увеличился на 16,2млрд. руб. Совокупный объем вложений, направленных в 2008 году из-за рубежа, составил 475,2 млн. долларов, что в 2,1 раза превышает аналогичный показатель предыдущего года. Напомним, в 2008 году прирост составил 49,7 %.[15, стр.26 ] При этом объем прямых инвестиций в 2008 году увеличился еще более значительно – в 3,5 раза и составил 130,6 млн. долларов США. Это увеличение произошло за счет роста объема взносов в уставный капитал (в 3,4 раза) и кредитов, полученных от зарубежных совладельцев предприятий (в 4 раза). В долларовом выражении поступившие в Пермский край портфельные инвестиции в 2008 году увеличились в 19,3 раза и составили 140,6 млн. долларов США. Фактором роста здесь стало увеличение вложений в акции и паи предприятий. Наиболее привлекательными с точки зрения иностранных инвесторов в 2008 году были обрабатывающие производства, а именно химическая промышленность: на их долю пришлось 45,6 % и 32,5 % всех вложений соответственно. Схожий интерес вызвала и энергетика с показателем 41,4 %. С серьезным отрывом от отраслей-лидеров по привлечению иностранных инвестиций идет вид деятельности «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» с показателем 8,3 %. Вклад всех остальных секторов экономики в отраслевую структуру иностранных инвестиций был минимальным. Изменение отраслевой структуры по сравнению с предыдущим годом является негативным: распределение иностранных инвестиций стало существенно более концентрированным, а некоторые отрасли фактически потеряли финансирование из-за рубежа. Единственным позитивным фактом является активный интерес к энергетике, в предыдущем году проигнорированной иностранными инвесторами. Заключение На основании проведенного исследования мы определили, что иностранные инвестиции оказывают положительное влияние иностранного капитала на развитие экономики, т.к. способствуют: ускорению экономического и технического прогресса, внедрению новых форм управления, обновлению и модернизации производственного аппарата, активизации конкуренции, развитию малого и среднего бизнеса, подготовке кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики, расширению экспортного потенциала страны. И могут вливаться почти во все сферы деятельности государства, практически в любом виде. Несмотря на противоречия и высказывания против иностранных инвестиций, государство может и должно привлекать инвесторов в те сферы, где это необходимо для их развития, или поддержания на должном уровне. Основным рычагом правового регулирования иностранных инвестиций для избегания межрегиональных противоречий, и защиты иностранных инвесторов является: Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999г. №160-ФЗ. Несмотря на это нужно решить ряд проблем для увеличения инвестиционной привлекательности: прозрачности банковской и налоговой систем, при наличии барьеров для иностранных инвестиций. Также инвестиционной привлекательности будет способствовать доступность для потенциальных инвесторов информации о федеральном законодательстве; о перспективных инвестиционных проектах. Основными инвесторами в России являются страны Западной Европы, их вливания основываются на экспортно-ориентированные отрасли, включающие добычу нефти, горнодобывающую промышленность, либо в сверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости и незначительной фондоемкостью (торговля, телекоммуникации, строительство офисных и частных зданий в крупных городах). Скорей всего это обосновано тем, что странами-инвесторами являются развитые страны с мощной экономикой и глубоким пониманием количества и качества своих вложений. Ценность иностранных инвестиций состоит не только в притоке денежных средств, но и в технологиях. Основной задачей политики государства в области иностранных инвестиций должно быть поощрение вложений в новые технологии. Причем, приоритет должен отдаваться вложениям в производство средств производства, а не предметов потребления. Иначе говоря, важнее оборудовать не телефонную станцию с помощью привозного оборудования, а завод, который производил бы его в России. · создание стабильной и развитой нормативно-правовой базы для деятельности инвесторов на территории России; · реформирование налоговой системы; · укрепление институтов собственности; · формирование системы страхования и залоговых форм для иностранных инвестиций; · создание информационных и консультативных систем, обеспечивающих принятие инвестиционных решений; · развитие инвестиционного сотрудничества с международными банками и финансовыми организациями. Что касается Пермского края, то инвестирование иностранных активов в основном опирается на обрабатывающую промышленность(2006). Это связанно скорей всего не только с тем, что наш регион является мощной производственной базой для данного вида деятельности, но и с малыми сроками окупаемости данных вложений. Но, не смотря на это, присутствуют инвестиционные вливания в такие сферы как: недвижимость, оптово розничная торговля, добыча полезных ископаемых, транспорт и связь. 2008 год показал совокупный объем вложений, из-за рубежа, составил 475,2 млн. долларов, что в 2,1 раза превышает аналогичный показатель предыдущего года. Регионам и государству в целом на фоне мирового кризиса нужно более активно привлекать иностранных инвесторов, что может способствовать более мягкому достижению пиковой нагрузки на экономику России, и равномерному распределению её по регионам. Список литературы 1. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 26.06.2007) "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 25.06.1999) // Собрание законодательства РФ, 12.07.1999, N 28, ст. 3493. 2. Бабин Э.П. Внешнеэкономическая политика. М.: Экономика, 2007 3. Валдайцев С.В. Инвестиции: учебник- М.: Проспект, 2004 – 440с. 4. Мыльник В.В. Инвестиционный менеджмент: учебное пособие/ В.В. Мыльник – Изд. 3-е, перераб. и доп.-М.: Академический проект, 2003.-272с. 5. Чиненов М.В. Инвестиции. М.: 2007. 6. Кузнецов А. Инвестиционное резюме//Дело, 2008, №27. 7. Мальцев Г.Н. Иностранные инвестиции в российскую экономику//ЭКО, 2007, №10. 8. Навой А. Прямые инвестиции//Вопросы экономики,2007,№11. 9. Скляров И. Лишь бы из бума не вышел «бум-с!»//ЭЖ, 2008,№10. 10. Скляров И. Про нашу честь – меньше, да есть//ЭЖ,2008,№36. 11. Скляров И. Прямые и не очень…//ЭЖ, 2008,№20. 12. Хандажанова Л.М. Иностранные инвестиции//ЭКО, 2008, №9. 13. Статистика. Инвестиции сокращаются//ЭЖ, 2009,№7. 14. Россия в цифрах.2007.: Краткий статистический сборник./Росстат – М.,2007. 15. http://www.econom.nsc.ru/eco “Статистика. Пермский край” 16. http://www.uralpolit.ru/ ”Паспорт Пермского края” 17. http://www.gks.ru/ “Об иностранных инвестициях в 2008 году” 18. http://www.dp.uz/ru “ Привлечения иностранных инвестиций в экономику Узбекистана ” Приложения Иностранные инвестиции в экономику Росси по видам экономической деятельности, млн. долл.
*источник [9, 14, стр.26] |