Курсовая работа: Маркетинговая стратегия предприятия 4
Название: Маркетинговая стратегия предприятия 4 Раздел: Рефераты по экономике Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ивановский государственный архитектурно-строительный университет» Факультет Экономики и Управления Кафедра экономики и управления городским хозяйством КУРСОВАЯ РАБОТАПо дисциплине «Планирование на предприятии» на тему: «Маркетинговая стратегия предприятия» Выполнил(а): студент(ка) группы ЭС-41 Вагина П.П. Научный руководитель: ст. преп Андреева О.Р. Иваново 2011 Содержание
В ведение Для создания и нормального функционирования любого предприятия очень важно выбрать правильную маркетинговую стратегию и придерживаться её на протяжении всего жизненного цикла предприятия. Маркетинг, являясь очень сложным явлением, имеющим первостепенное значение для успеха любой фирмы, предполагает разработку общего плана – стратегии маркетинга – для товаров и услуг фирмы. Каждое предприятие должно устанавливать собственные цели маркетинговой деятельности. Внутрифирменное планирование необходимо для нормального функционирования и развития любого предприятия. Планирование определяет основное направление развития фирмы с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Назначение планирования - правильно учесть все внутренние и внешние факторы в постановке конкретных целей развития предприятия и путей их достижения. Планирование обеспечивает взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями предприятия, позволяет минимизировать издержки и открывает все возможные дополнительные источники ресурсов внутри фирмы. Следовательно, необходимо качественное проведение внутрифирменного планирования, что обеспечит дальнейшее успешное развитие фирмы и ее процветание. Из этого следует, что тема данной курсовой работы является не только актуальной, но и имеет практическую значимость. Целью настоящей работы является определение и анализ такого понятия как маркетинговая стратегия предприятия, а также получение навыков самостоятельного решения наиболее сложных задач планирования. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: · определить понятие и сущность маркетингового стратегического плана, а также его назначение; · рассмотреть виды планов; · подробно разобрать структуру маркетингового плана предприятия; Во втором разделе: · осуществить расчет производственной мощности и напряженности планов предприятия; · рассчитать план по труду и фонд оплаты труда; · рассчитать трудоемкости выполнения работ с применением сетевого планирования; · а также составить бизнес план по производству изоляционных плит из пенополистирола на базе Ивановского завода железобетонных изделий. В соответствии с поставленными задачами, курсовая работа состоит из введения, теоретического раздела, включающего в себя 4 пункта, практического раздела, заключения и списка использованной литературы. Работа выполнена на основе контрольных цифр производственной программы строительного предприятия по варианту 4 и других нормативов, приведенных в приложениях к «Методическим указаниям по подготовке курсовой работы по дисциплине «Внутрифирменное планирование». Следует отметить довольно высокую степень разработанности исследуемой проблемы в научной литературе. Теоретической и методологической основойисследования данной курсовой работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам оценки и повышения конкурентоспособности продукции, использовано 19 литературных источников. Глава 1 . Теоретические основы маркетингового планирования. Маркетинговая стратегия предприятия 1.1. Понятие и особенности маркетингового стратегического плана Менеджмент фирмы призван к исполнению комплекса важнейших функций: постановка целей, разработка планов, политики, методов, стратегии и тактических приемов. Менеджеры организуют и координируют, руководят и контролируют, служат движущей силой и связующим звеном. Планирование - лишь одна из этих функций, но одна из важнейших: план деятельности, или бизнес-план, компании направляет деятельность фирмы в целом. Маркетинговый план - важнейшая часть бизнес плана компании, а процесс планирования маркетинга должен осуществляться как часть общего процесса планирования и составления бюджета фирмы. [1] Маркетинговый план - это документ, в котором сформулированы основные цели маркетинга товаров и услуг компании и пути их достижения. [2] План маркетинга обладает формальной структурой, но может использоваться и как неформальный, достаточно гибкий инструмент: для подготовки аргументов при внедрении нового товара; при изменении подходов к маркетингу товаров компании; при разработке полных маркетинговых планов отдела, подразделения или фирмы для включения в корпоративный или бизнес-план. В принципе, может быть подготовлен и маркетинговый план для одного товара в отдельной торговой зоне, но большее распространение получили широкомасштабные планы. Если речь идет о компаниях с дочерними фирмами, маркетинговые планы для каждой из них разрабатывают, либо их служащие, либо сотрудники головного офиса. Каждый план маркетинга дочерней компании разрабатывается на основе отдельных, менее масштабных индивидуальных планов. Основное условие разработки планов подразделений и дочерних компаний состоит в том, что они должны быть увязаны с генеральным планом компании. Это не означает, что вы должны подготовить план для каждого товара или торговой области. Но если они разрабатываются, то должны быть согласованы с генеральным маркетинговым планом. [5] До 1970-х гг. традиционное стратегическое планирование деятельности компании работало весьма неплохо. Циклы деловой активности были весьма предсказуемы, обстановка стабильна, конкуренты хорошо известны, валютные курсы были фиксированными, ценообразование стабильно и поведение потребителей предсказуемо. После нефтяного "шока" начала 1970-х гг. и перехода к "плавающим" валютным курсам предприятия столкнулись с радикально иной, быстроизменяющейся обстановкой. Новые технологии, новая конкуренция, значительные изменения в ценах и другие необратимые изменения потребовали стратегического планирования иного типа. Фокус внимания менеджмента компаний переместился с долгосрочного планирования на осуществление корпоративных планов, когда в течение ограниченного времени фирма получает реальные результаты, на основании которых в долгосрочный стратегический план вносятся необходимые коррективы. Горизонты планирования сузились до нескольких лет. [7] Основное различие между двумя подходами заключается в том, что в традиционном планировании предполагается, что вся имеющая отношение к делу информация доступна с самого начала процесса, тогда как новое "стратегическое" планирование использует новые данные по мере их поступления. На текущий момент специалистами в области планирования маркетинга принят метод "стратегического" планирования. План маркетинга нельзя считать завершенным, если в него не включены данные прошлого периода, прогнозы на будущее, цели и методы или стратегии достижения этих целей. Если план составляется для нового товара, данные прошлых периодов для которого отсутствуют, возможно, использование информации о продукте, который он замещает, или оценочные данные на аналогичную продукцию конкурирующей фирмы. В своей простейшей форме маркетинговый план начинается со сбора и оценки, данных прошлого периода. Обычно он содержит подробные сведения о конкурентах, их сильных и слабых местах, достоинствах и недостатках. Естественно, что в нем должны рассматриваться сильные и слабые места вашей компании, ваши успехи и неудачи. Но это еще не план, а только первый шаг в его разработке. Затем он дополняется прогнозами на будущее, что предполагает подробное описание стратегий, которые будут использованы для достижения поставленных целей. [1] В полной форме плана дается оценка ресурсов, необходимых для его исполнения, детально исследуется его воздействие на показатели прибылей и убытков либо в план включается прогноз финансового отчета компании. Маркетинговое планирование означает анализ применения ресурсов маркетинга для достижения его целей. Оно требует сегментирования рынка, определения рыночной позиции, прогноза размеров рынка и планирования жизнеспособной рыночной доли внутри каждого рыночного сегмента. [5] 1.2 . Назначение маркетингового стратегического плана Назначение плана маркетинга - показать, что на рынке имеется достаточное число потребителей данного продукта; обосновать, почему потребители предпочтут именно эту продукцию или торговую марку конкурентам; показать, на чем следует сделать акценты в стратегии рекламы, и сбыта продукции.[2] План маркетинга предполагает замещение или увеличение производства продукции, отвечает на вопросы каковы будут альтернативные издержки производства (и плана) в случае введения добавочных производственных мощностей и какие последствия будет иметь для финансового плана необходимость изыскания дополнительных денежных средств для приобретения комплектующих на стороне. Все эти и многие другие вопросы необходимо обсудить и согласовать с функциональными менеджерами и высшим руководством компании в начале процесса планирования маркетинга. [1] Маркетинговый план, как практический результат стратегического маркетингового планирования, выполняет несколько функций, каждая из которых напрямую обуславливает успех или неуспех деятельности предприятия на рынке: · обрисовывает направление, по которому должна развиваться деятельность маркетингового отдела компании в течение ближайшего года · контролирует отсутствие противоречий между деятельностью маркетинга и стратегическим планом · вынуждает руководителей маркетингового отдела быть объективными и продумывать, каждой шаг своей деятельности · помогает соотносить имеющиеся в бюджете ресурсы с маркетинговыми планами · позволяет соотносить реальные результаты с желаемыми. [5] Разработка маркетингового плана — процесс длительный и не может быть закончен за несколько часов. Лучше всего оставить на это несколько дней. Многие руководители маркетингового отдела предпочитают составлять план вне стен офиса — постоянные отвлечения могут отрицательно повлиять на результат. Чтобы действительно работать, маркетинговый план должен переписываться каждый год. Планы, охватывающие сразу большой период, обычно неэффективны. В то же время ежегодный маркетинговый план должен составляться в соответствии с долгосрочным стратегическим маркетинговым планом, рассчитанным на три—пять лет. Многие руководители считают сам процесс написания плана бесценным, поскольку он заставляет их задавать вопросы, думать, разрабатывать стратегию. План должен составляться при содействии основных членов маркетингового отдела. Процесс обсуждения плана, безусловно, стимулирует командный дух и является превосходным тренингом для младшего персонала, желающего расти. Существует ряд различных подходов к планированию. В традиционном планировании планы обычно подразделяются в зависимости от того, на какой период времени они рассчитаны , например: · долгосрочные планы; · среднесрочные планы; · краткосрочные планы. Долго- и среднесрочные планы часто называют "стратегическими", потому что в них рассматриваются рассчитанные на длительный период времени стратегии бизнеса, краткосрочные планы часто называют "корпоративными" или "бизнес-планами", так как они являются руководством для повседневной деятельности. Использование того или иного плана зависит от того, чем занимается компания, какие рынки она обслуживает и насколько необходимо ей планирование выпуска продукции в будущем. Долгосрочное планирование направлено на оценку общих экономических и деловых тенденций на много лет вперед. Оно определяет направленные на обеспечение роста соответствующие долгосрочным ее задачам стратегии компании, что имеет особое значение для предприятий таких отраслей, как оборонная промышленность, космонавтика и фармацевтика (в которых сроки освоения новой продукции достигают 5-10 лет). В этих отраслях долгосрочное планирование охватывает период 10-20 лет. Однако у большинства компаний сроки освоения продукции не так велики, и долгосрочное планирование не заглядывает вперед дальше чем на 5-7 лет. Среднесрочное планирование более практично и занимает период не более 2-5 лет (обычно - 3 года). Среднесрочное планирование больше привязано к жизни, поскольку касается недалекого будущего; более вероятно, что план будет отражать реальную действительность. Среднесрочный "стратегический" план основывается на тех же стратегиях, что и долгосрочный, но основные решения должны осуществляться за более короткие сроки. К такого рода решениям относятся: внедрение новой продукции, потребность в капиталовложениях, наличие и использование персонала и ресурсов. Краткосрочное планирование обычно охватывает период до одного года и предполагает разработку "корпоративных" или "бизнес"-планов компании и сопряженных с ними бюджетов. В таких планах рассматривается ближайшее будущее и детали того, что компания намерена предпринять за двенадцатимесячный период (привязанный к финансовому году компании). Из всех планов краткосрочные планы являются наиболее подробными. При необходимости в них в течение года вносятся коррективы. Кратко- и среднесрочные планы более детализированы и оперативны, чем долгосрочные. Например, план, рассчитанный на 1 год, может задавать точные цели маркетинг и стратегии для каждого продукта, предлагаемого фирмой, в то время как пятнадцатилетний план может ограничиваться прогнозированием внешней среды на этот период и определением долгосрочных потребностей организации. [5] По охвату проблематики маркетинговые планы можно классифицировать на: · интегрированные; · отдельные, небольшие планы. Могут существовать отдельные планы маркетинга для каждого из основных продуктов фирмы, один интегрированный маркетинговый план, включающий всю продукцию, или общий хозяйственный план с разделом, посвященным маркетингу. Производители потребительских товаров чаще всего используют отдельные маркетинговые планы для каждой ассортиментной группы; единый интегральный план маркетинга чаще всего применяется фирмами, действующими в сфере услуг; общий хозяйственный план обычно используется изготовителями продукции производственного назначения.[12] Кроме того, планы маркетинга делятся по методам разработки : · децентрализованные (снизу вверх) · централизованные (сверху вниз). В первом случае, бюджеты, прогнозы, сроки и стратегии маркетинга устанавливаются на основе информации продавцов, управляющих по продуктам, сотрудников отделов рекламы и др. служб маркетинга. Планы, разрабатываемые снизу, реалистичны, хорошо влияют на психологический климат. Однако при этом могут возникать трудности при координации и сведении планов, разрабатываемых снизу, в единый интегральный план и увязке различных предложений относительно одной и той же проблемы. Таких трудностей не возникает при разработке планов сверху вниз, когда плановая деятельность централизованно управляется и контролируется. В этом случае можно использовать комплексные альтернативы относительно конкуренции и др. внешних факторов и обеспечивать единое направление маркетинговой деятельности. Тем не менее, уменьшается вовлеченность в процесс планирования руководителей более низких уровней и может ухудшаться психологический климат. Эти два подхода сочетаются, если высшее руководство устанавливает общие цели и направления, а сотрудники, занимающиеся сбытом, рекламой, товарами и т.п., разрабатывают планы реализации поставленных задач. В плане маркетинга устанавливаются рыночные цели компании и предлагаются методы их осуществления. В него не входят все цели и методы деятельности фирмы. Кроме маркетинговых выделяют производственные, финансовые и "кадровые" цели. Ни одну из них нельзя рассматривать изолированно. [14] 1.4. Структура маркетингового плана и его составляющие План маркетинга подобен карте: он показывает, куда движется компания и как она собирается туда добраться. Он одновременно является планом действий и письменным документом. План маркетинга выявляет перспективные деловые возможности компании и намечает способы проникновения, захвата и удержания позиций на определенных рынках. [2] Он соединяет все элементы маркетинга в согласованный план действий, где подробно расписано, кто, что, когда, где и как делает для достижения целей. Маркетинговый план обычно состоит из следующих этапов: 1. Маркетинговые исследования; 2. Установление целей; 3. Планирование ассортиментом продукции; 4. План сбыта продукции; 5. Планирование цен на продукцию предприятия. Проследим, какую роль играет каждый из этапов маркетингового плана. Этап 1. Маркетинговые исследования. Потребность в маркетинговых исследованиях постоянна. Большая часть информации, полученной путем маркетингового исследования текущего календаря или финансового года, послужит основой для разработки маркетингового плана на будущий год. Требования к маркетинговым исследованиям варьируются в зависимости от типа и размера предприятия. Управление маркетинговой деятельностью (marketing-management) требует знания сущности процессов, связанных с доведением продукта до потребителя, особенностей состояния и развития рынка, умения оценить и предсказать рыночную ситуацию. Без сбора добротной, достоверной информации и последующего ее анализа маркетинг не сможет в полной мере выполнить свое предназначение, которое заключается в удовлетворении разнообразных потребностей покупателей и в стимулировании возникновения новых запросов. Маркетинговым исследованием (англ. marketing research) называют сбор информации, ее интерпретацию, оценочные и прогнозные расчеты, выполняемые для маркетинговых служб и руководства фирмы по их заказу. Маркетинговое исследование, или информационно-аналитическое обеспечение маркетинга, есть неотъемлемая часть маркетинговой деятельности. Нельзя отрывать информацию и ее анализ от собственно маркетинга. Маркетинговое исследование – действенный инструмент маркетинга. [4] Маркетинговое исследование представляет собой вид исследовательской деятельности, который призван удовлетворять информационные потребности маркетинга. Одним из базовых требований маркетинга является обеспечение «прозрачности» рынка и «предсказуемости» его развития. Маркетинговое исследование состоит из сбора и обработки, а также хранения информации о рыночных процессах и явлениях. Оно включает анализ собранных материалов, получение теоретически обоснованных адекватных действительности выводов и, наконец, прогноз дальнейшего развития. В процессе маркетингового исследования создается информационно-аналитическая база для принятия маркетинговых решений в условиях конкуренции. Маркетинг связывает деятельность фирмы, элементы ее внешней и внутренней среды системой коммуникационных каналов. [12] Маркетинг ориентирован на интересы рынка, он исходит из приоритета потребительских желаний и предпочтений. Для выполнения управленческих функций нужно знание. Нужно иметь представление о покупательском спросе и его мотивации, о потенциале товарного рынка. Каждая фирма нуждается в данных о размере, структуре, динамике товарных ресурсов, об объеме продаж и т.д. Рынок нуждается в оценке сложившейся ситуации, расстановки сил на рынке, желаний и возможностей потребителей, намерений и действий конкурентов и т.д. Без выявления тенденций и закономерностей функционирования рыночного механизма немыслимо регулирование рыночных процессов или адаптация к действию рыночного механизма. Умелые маркетинговые исследования, знание рынка и закономерностей его развития существенно снижает уровень коммерческого риска. Каждая фирма самостоятельно ставит себе задачи маркетингового исследования, исходя из собственных интересов. Охват широкого спектра направлений маркетинговых исследований зависит от конкретных условий: ситуации на товарном рынке и маркетинговой стратегии фирмы и от специализации фирмы. Значительная часть отечественных производственно-сбытовых и торговых предприятий проводит маркетинговые исследования следующего типа: оценка рыночной ситуации, краткосрочные и среднесрочные прогнозы основных параметров рынка, изучение поведения покупателей и конкурентов, характеристика уровня и динамики цен и т.п., а также оценка собственного потенциала. Общенаучные основы методологии маркетингового исследования включают: системный анализ, который позволяет рассматривать рыночную ситуацию в качестве объекта для исследования с большим диапазоном причинно-следственных связей; комплексный подход, обеспечивающий возможность исследовать как единую совокупность сочетания разнородных элементов, образующих рынок и рыночную. деятельность; программно-целевое планирование, используемое при разработке и реализации стратегического и оперативного изучения состояния и развития рынка. [4] Методология маркетингового исследования представляет собой сложный сплав статистических, эконометрических, социометрических, квалиметрических, бихевиористических и собственно маркетинговых методов, а также методов информатики. Таким образом, в маркетинговом исследовании целесообразно применять комплексный подход. В целях получения рыночной информации используется методология статистического и маркетингового наблюдения и элементы теории информатики, в том числе: выборка, отчетность и торговые переписи, опросы, экспертные оценки; В статистическом анализе и прогнозировании приводятся оценки объема и уровня рыночных явлений, их динамики и структуры, вариации, выявления тенденций и закономерностей и т.д. В нем находят применение абсолютные, средние и относительные величины, группировки, индексные, трендовые и регрессионные факторные модели, методы вариационного, дисперсионного, корреляционного и циклического анализа и т.д. Эконометрические методы могут быть применены в моделировании, имитации и прогнозировании рыночных процессов. Достаточно широко в маркетинге используются модели, основанные на теории вероятности и теории принятии решений; приемы теории массового обслуживания (базирующиеся на теории очередей), моделях товаропотоков и потоков покупателей. В маркетинговых исследованиях полезны методы многомерного анализа (в том числе кластерного), теории принятия решений (теории риска), теории связей (сигнальную информацию о процессах, выходящих за пределы установленных параметров). В частности в эконометрике используются методы линейного программирования, представляющего собой математический способ выбора из ряда альтернативных решений наиболее благоприятного для рыночной ситуации. Экономико-математические методы используются также в логистике, т.е. системе управления перемещением и складированием товаров. Методы сетевого планирования предназначены для регулирования последовательности и взаимозависимости маркетинговых операций, разработки планов инноваций, проведения пробного маркетинга и т.п. В анализе маркетинговых ситуаций, формировании моделей конкурентного поведения, разработке стратегий выхода на новые рынки большую пользу может принести метод деловых игр. Знания социометрии и бихевиоризма полезны при изучении потребительского поведения, а также в процессе анкетирования. Комплексные оценки качества и конкурентоспособности ориентируют на использование методов квалиметрического анализа, количественной оценки качественных явлений. К этой группе методов, используемых в маркетинговом анализе, примыкают методы коммерческого анализа финансово-экономического потенциала предприятия (коммерческие расчеты, скоринговый анализ и т.п.).[4] Таким образом, маркетинговое исследование представляет собой целый комплекс, своеобразный сплав ряда наук, в той или иной мере изучающих рынок. После проведения маркетинговых исследований, сбора и анализа необходимой информации маркетинговый отдел любого предприятия приступает к установлению целей, а также рассмотрению конкретных планов. Этап 2. Установление целей. Директора и высшие менеджеры компании устанавливают цели ее деятельности. Цели обычно выражаются в финансовых терминах и определяют то, что компания будет представлять собой через некоторое время, скажем через три года. Цели деятельности фирмы обычно включают в себя такие показатели, как объем продаж, прибыль до уплаты налогов, доходность капитала и др. Для выработки осуществимого плана деятельности необходимо предварительно собрать информацию по текущим операциям, т. е. произвести анализ хозяйственной деятельности (аудит). В каждой функциональной области компании проводится свой собственный аудит. В процессе аудита вырабатываются определенные цели и стратегии, на основе которых для каждой функции компании будет разработан план достижения отдельного набора целей и осуществления особых стратегий. Отдельные планы подробно разрабатываются на первый год действия плана и включают в себя количественные данные о примерных затратах и доходах. [14] В плане маркетинга устанавливаются рыночные цели компании и предлагаются методы их осуществления. В него не входят все цели и методы деятельности фирмы. Кроме маркетинговых выделяют производственные, финансовые и "кадровые" цели. Ни одну из них нельзя рассматривать изолированно. Иногда с целями возникает путаница. Утверждения вроде «Быть лучшими в нашей индустрии» или «Обеспечить исключительное обслуживание клиентов» принимаются в качестве целей. Это ошибка, так как такого рода утверждения — девизы или слоганы, но не цели. Цели бывают: выраженные в финансовом эквиваленте (доллары, песо); выраженные в таких измерениях, как пассажирские мили, количество арендуемых автомобилей или занимаемость (один год, полгода); выраженные разницей между себестоимостью и продажной ценой, например, средняя разница 22%.[14] Процесс определения целей — не легкое задание, и нельзя его выполнять, просто прибавляя процент к целям прошлого года. Цели следует определять, хорошо продумав области, о которых уже говорилось. Чтобы обеспечить доходность и оставаться конкурентоспособными на сегодняшнем рынке, необходимо установить несколько подцелей. Их также устанавливает отдел маркетинга. Это опять поддержка общих целей и первичные задачи будущего года, но они никогда не должны оставаться абстрактными целями, не имеющими отношения к первичной функции отдела маркетинга. Каждой сферой поддержки маркетинга следует руководить, используя набор подцелей — рекламу, продвижение, связи с общественностью, маркетинговые исследования и, конечно же, продажи. Установленные цели находят свое воплощение в конкретных планах предприятия. Этап 3. Планирование ассортимента продукции. Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом. [16] Номенклатура, или товарный ассортимент, - это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. [16] Широкий ассортимент позволяет диверсифицировать продукцию; ориентироваться на различные требования потребителей и стимулировать совершение покупок в одном месте. Одновременно он требует вложения ресурсов и знаний в различные категории продукции. Глубокий ассортимент может удовлетворять потребности различных покупательских сегментов по одному товару; максимизировать использование места в торговых точках; препятствовать появлению конкурентов; предлагать диапазон цен и стимулировать поддержку дилеров. Однако он также увеличивает расходы на поддержание запасов, модификацию продукции и выполнение заказов. Сущность планирования ассортимента продукции определяется как планирование всех видов деятельности, направленных на отбор изделий для будущего производства и на приведение технических, функциональных и эстетических свойств этих изделий в наиболее полное соответствие с требованиями потенциальных потребителей. [16] Основными элементами (или фазами) планирования ассортимента продукции являются: 1) выявление текущих и потенциальных (неудовлетворенных) потребностей покупателей 2) оценка конкурирующих изделий-аналогов под тем же углом зрения; 3) анализ потребительских оценок качества вырабатываемых изделий, т.е. определение степени их соответствия запросам покупателей (потребителей) с точки зрения способности удовлетворить конкретную потребность в функциональном и эстетическом отношении; 4) определение того, какими изделиями должен быть пополнен вырабатываемый ассортимент продукции и какие изделия следует исключить из него по причинам недостаточной рентабельности, морального износа, снижения конкурентоспособности и т.д. Сюда же относится решение вопроса о том, следует ли диверсифицировать производство за счет направлений, выходящих за рамки сложившейся специализации; 5) рассмотрение предложения об освоении новых изделий, усовершенствовании освоенной продукции, а также о новых способах и сферах применения выпускаемых товаров; 6) разработка спецификаций новых или улучшенных изделий в соответствии с требованиями покупателей; 7) изучение с помощью специалистов по научно-техническим изделиям и разработкам перспектив производства новых или усовершенствованных изделий, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности; 8) тестирование продукции с привлечением потенциальных потребителей для выявления ее соответствия покупательскому спросу по всему кругу основных показателей: качеству, внешнему виду, прочности, удобству в эксплуатации, безотказности в работе; упаковке, цене, потребительной ценности; 9) разработка специальных рекомендаций для изготовителей продукции в отношении ее качества, типоразмера, наименования, цены, упаковки, технического обслуживания и т.д. в соответствии с результатами проведенного тестирования, пробных продаж и т.п.; 10) подготовка рекомендаций по сбыту продукции, включая: определение сроков и графика ввода на рынок нового или усовершенствованного товара, масштабов и начальной формы его реализации (например, только пробные продажи в специально отобранных городах, освоение отдельных региональных рынков или же выход сразу на национальный рынок), планов сбыта продукции, разработку программы проведения рекламных кампаний и других мероприятий по стимулированию сбыта. [16] При этом важно иметь в виду, что планирование ассортимента продукции - это непрерывный процесс, продолжающийся на протяжении всего жизненного цикла товара, начиная с зарождения идеи и кончая снятием его с продажи. Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции, которая выражается в виде системы показателей, характеризующих по возможности оптимальное развитие производственного ассортимента данного вида товаров. К ним относятся: разнообразие видов и разновидностей товаров, частота обновления ассортимента, уровень соотношения цен на товары данного вида и др. Цель ассортиментной концепции - сориентировать предприятие на выпуск товаров, соответствующих структуре и разнообразию спроса покупателей. Целевая направленность и искусство планирования проявляются в воплощении реальных и потенциальных возможностей предприятия в определенное сочетание продуктов, удовлетворяющих потребность покупателя и позволяющих получить прибыль. Этап 4. План сбыта продукции. Разработка плана сбыта - исходный этап подготовки общей сметы, так как расчетный объем продаж является определяющим практически для всех статей общей финансовой сметы. В плане сбыта, как правило, указывается количество продукции каждого вида, которое предполагается реализовать. [17] Первым шагом для составления плана является сбор исходной информации (вплоть до данных об индивидуальных актах продажи), которая дает наиболее полное представление о положении на рынке: Анализ внутрифирменных данных . Анализ оборота за предыдущие годы обычно дается в виде таблиц и охватывает многолетний период. В таблицах должны быть показаны: 1) обороты продаж (количество); 2) стоимость продаж (оборота); 3) продажные цены (собственной продукции и конкурентной); 4) собственные прогнозы сбыта, составлявшиеся в прошлом; 5) колебания между плановыми и фактическими показателями, имевшие место в прошлом. Такой подробный анализ с показателями по месяцам и возможностью подробно рассмотреть все виды колебаний позволяет предсказать перспективные данные сбыта. [17] Статистика сбыта . Статистика сбыта расшифровывается по следующим позициям: 1) товары и группы товаров; 2) торговые районы и районы представителей (продавцов); 3) группы покупателей; 4) количество и частота заказов; 5) пути продажи. Расшифровка товаров по группам необходима, так как торговые программы нередко весьма широки, а слишком большие обобщения искажают действительность. К тому же отдельные виды товаров подвергаются воздействиям различных внешних условий. Расшифровка по торговым районам и районам представителей позволяет показать развитие отдельных районов сбыта, провести анализ взаимосвязей между работой торгового персонала и эффективностью рекламы и рекламных средств, а также помогает определить уровень заработной платы продавцов. Данные по количеству и частоте заказов являются ориентирами для ценообразования и применения рекламных средств. Статистические данные сбыта по всем пяти пунктам дают информацию о структуре и развитии сбыта, а также о возникающих расходах. По данным сбыта и результатам маркетинга (по динамике покупательной способности и динамике общего спроса на сопоставимые товары на рынке) определяют группы товаров с растущим спросом, нейтральные товары и товары с падающим спросом. В целом внутрифирменные данные позволяют видеть пути сбыта и возникающие расходы. [17] Анализ данных о рынке. Получение данных о рынке крайне необходимо, поскольку показатели сбытовой деятельности в прошлом сами по себе еще не позволяют оценить сбыт в перспективе. Только анализ соотношения между объемом оборота и действием рыночных факторов даст возможность получить реальные оценки его развития в будущем. Анализ рынка и сопоставление с внутрифирменными возможностями отражают пропорции, складывающиеся между динамикой рынка и динамикой развития собственного предприятия. Эти пропорции учитываются в плане товарооборота. Для эффективного планирования сбыта необходимо проводить систематические маркетинговые исследования рынка. На западных предприятиях анализируются следующие показатели: 1) динамика численности населения с разбивкой по районам и возрастным группам. Такая информация важна при организации продажи товаров широкого потребления; 2) потребление товаров в расчете на душу населения. Анализ таких данных позволяет выявить изменения в поведении потребителей; 3) динамика доходов населения (клиентов). Эта информация отражает перемещение расходов с одного товара на другой; 4) динамика покупательной способности; 5) динамика общего спроса на все сопоставимые товары на рынке. Подобные данные можно получить из статистики использования производственных мощностей конкретной промышленной сферы. Такой анализ отображает вероятный переход на использование взаимозаменяемых товаров; 6) динамика изменения производственных мощностей конкурентов или численности занятых в конкретной области. В зависимости от того, какая информация получена по пунктам 1-3, предприятия изменяют свои производственные программы. Анализ данных по пунктам 4-6 дает возможность выявить товары с растущим спросом, нейтральные товары и товары с падающим спросом. Целостный анализ данных по рынку, их сопоставление с внутрифирменными данными отражают пропорции, складывающиеся между динамикой рынка и динамикой собственного предприятия. [17] Специальные исследования рынка . Наблюдение за динамикой рынка и анализ его конъюнктуры являются важнейшими инструментами получения необходимых данных о динамике сбыта. Наблюдение за развитием рынка - это постоянный сбор информации предприятием, практически всегда «вторичное» исследование рынка, т.е. анализ уже имеющихся данных. Такого рода данные частично имеются на предприятии (статистика оборота, отчеты представителей), частично их можно получить из других источников (данные центрального статистического управления, торговой палаты, ассоциаций и союзов). Их анализ является постоянной задачей раздела сбыта. Большое значение в последнее время приобретает «прямое» исследование рынка, иными словами, специальные исследования, которые дают «моментальный снимок» рынка. При этом применение находят количественные и качественные исследования. С помощью количественных исследований проводят анализ потребностей, спроса и сегментов рынка методом выборочной проверки. Они дают возможность установить, кто является потенциальным покупателем данного товара и какие факторы влияют на их поведение, т.е. что влияет на принятие решения покупать данный товар или не покупать. Качественные исследования являются частью исследования мотивов и мнений. Такие исследования важно проводить при внедрении новых товаров на рынок. Они позволяют изучить поведение, мнение и представления клиентов. Сбытовая психология свидетельствует о том, что во многих случаях люди покупают товары не в силу какой-то конкретной необходимости, а для удовлетворения даже им самим не всегда известных, подсознательных, чисто психологических потребностей. Данные, которые можно получить с помощью этих исследований, крайне необходимы в сфере сбыта товаров широкого потребления, в которой решающую роль нередко играют «стайлинг», упаковка, название товара и т.п. Известно, что решение клиента купить товар зависит не только от качества товара, но и от вида упаковки, от внешней формы и т.п. Важную функцию выполняет здесь реклама. Потенциальный клиент должен отождествлять себя с персонажами рекламных фильмов или плакатов. Потребитель нередко автоматически и только подсознательно связывает свои представления с определенными формами упаковки, цветом и т.п. Такого рода информацию можно получить опросами (устными, письменными или по телефону). При составлении соответствующих анкет надо обращаться только к опытным специалистам, так как уже сама постановка вопросов во многих случаях предопределяет ответ или по меньшей мере влияет на направленность. Очень трудно избегать постановки как раз наводящих вопросов. Из этого следует, что проведение подобных исследований должно быть делом исключительно специальных фирм. Наряду с перечисленными выше в странах Западной Европы и в США применяются также такие методы, как: панельный опрос потребителей (onsumer panels); «рыночные индексы» (brand barometer); «контроль кладовых» (pantry checks); «учеты складов торговых фирм» (shop audits). Крупные фирмы, специализирующиеся на исследованиях рынка, имеют свои постоянные группы потребителей и делают опросы регулярно одной и той же группы. [17] Окончательный план сбыта . В основу этого плана кладутся полученные данные и прогнозы сбыта на перспективу. Сбыт планируется по месяцам и неделям. Если не проявляются тенденции к перераспределению, то можно воспользоваться в качестве основы временным распределением сбыта в прошлом. При этом годовое количество принимается за 100 процентов, а месячные обороты рассчитываются как части годового оборота. Этот годовой план оказывает влияние на план производства, т.к. процесс производства протекает, как правило, параллельно сбыту. Для лучшего контроля план сбыта составляется на основе тех же методов, что и статистика сбыта. После разработки плана в количественных показателях осуществляется расчет стоимостных показателей, при этом обычно исходят из средних цен. Затем составляются планы сбытовых расходов по отдельным видам продукции, сбытовым регионам и группам клиентов. [17] Этап 5. Планирование цен на продукцию предприятия . Цены и ценовая политика– одна из главных составляющих маркетинговой деятельности. От того, насколько правильно и продуманно построена ценовая политика, зависят коммерческие результаты, степень эффективности всей производственно-сбытовой деятельности фирмы, предприятия. Целью планирования себестоимости является экономически обоснованное определение величины затрат, необходимых для производства и реализации продукции требуемого качества. В настоящее время себестоимость является важнейшим расчетным показателем, определяющим экономическую эффективность производства. В нем находят свое выражение уровень использования достижений научно-технического прогресса, интенсификация и организация производства и труда, а также уровень управления предприятием. Чем выше уровень технологического и организационного состояния производства, выше качество работы, тем меньше будут затраты на единицу продукции, тем ниже будет себестоимость и выше доходы предприятия. [5] Исходными данными для составления плана себестоимости продукции являются: 1. показатели остальных разделов плана; 2. результаты анализа производственно-коммерческой деятельности предприятия за предыдущий период времени; 3. нормативно-справочные материалы, инструкции межотраслевого и отраслевого значения. [17] Суть целенаправленной ценовой политики состоит в том, чтобы устанавливать на товары такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его долей, обеспечить конкурентоспособность товаров по ценовым показателям, намеченный объем прибыли и решать другие задачи. В область ценовой политики предприятия входят вопросы оптовых и розничных цен, все стадии ценообразования, тактика определения начальной цены товара, тактика коррекции цены. Решая эти вопросы маркетологи устанавливают на товар наиболее благоприятную цену, что способствует повышению прибыльности фирмы. Для производителей, работающих на рынке, независимо от форм собственности вопрос о ценах имеет очень большое значение. Цены, находясь в тесной взаимосвязи со всеми переменными маркетинга, определяют рентабельность фирмы, ее жизнеспособность и финансовую стабильность. От цен во многом зависит достижение коммерческих результатов, верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на всю деятельность производственно - сбытового комплекса фирмы. Правильная методика установления цены, разумная ценовая политика, последовательная реализация глубоко обоснованной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого коммерческого предприятия в жестких условиях рынка. Цена - это денежная сумма, взимаемая за товар. В торговле установление правильной цены товара– процедура очень сложная, т.к. на цену в этом случае воздействует особенно широкий круг факторов, как-то: издержки производства; цены конкурентов; цены местных фирм (импорт производимой продукции); величина спроса; транспортные издержки; выплаты посредникам; импортные пошлины и иные сборы; реклама и иные элементы стимулирования сбыта. При определении цены необходим анализ всех вышеперечисленных факторов, а также принятие во внимание некоторых других моментов, к примеру фазу жизненного цикла товара, ограничения на уровень цен в стране-импортере (импорт производимой продукции). Стратегия предприятия в части цен является деятельностью, которая связана с непрерывным процессом корректирования. Стратегию ценообразования необходимо пересматривать: 1. Когда создается новая продукция. 2. Когда продукция совершенствуется. 3. Когда меняется конкурентная среда на рынке. 4. Когда товар проходит разные стадии жизненного цикла. 5. Когда меняются издержки производства. [17] Разработку ценовой стратегии осложняет необходимость частой смены цен, трудность объяснить покупателям причину изменения цен, принятие решения о ценовой политики без детального изучения рыночной ситуации, эластичный спрос, проблемы фирмы, связанные с изменением законодательной базы ценообразования. Варианты стратегии цен: 1. Ориентация на текущее положение. 1.1 Стратегия гибких цен. 1.2 Стратегия неокругленных цен: 1.3 Стратегия льготных цен: –продажа в рассрочку, –скидка за регулярность покупки, –скидка в связи с праздником. 2.Ориентация на сбыт. 2.1.Сбыть как можно больше. 2.2.Получение max совокупной прибыли от увеличения объема продаж. 2.3.Сокращение издержек при большом объеме реализации. 3.Ориентация на прибыль (мaксимизация прибыли). 3.1.Получение max прибыли за короткий срок, а потом закрытие фирмы. 3.2.Планирование деятельности фирмы с max прибылью на длительный период времени. [17] Как говорилось выше, под ценовой политикой понимают определение уровня цен и возможных вариантов их изменения в зависимости от целей и задач, решаемых фирмой в краткосрочном плане и в перспективе. Выработка ценовой политики является одной из основных функций маркетинга, поэтому в рамках общей ценовой политики решения по ценам увязываются с целевым рынком фирмы, образом и структурой маркетинга. Как любая плановая деятельность, стратегия ценообразования начинается с четкого определения целей и заканчивается адаптивным или корректирующим механизмом. Ведение ценовой политики требует отличного знания обстановки на рынке, высокой квалификации лиц, принимающих решение, умения предвидеть возможные изменения ситуации на рынке. Устанавливая цены, следует не только знать их нижний и верхний пределы, за границами которых их применение экономически не оправдано или вызывает карательные санкции, но и маневрировать ценами в этих пределах так, чтобы в текущий момент времени эти цены были оптимальными как для продавца, так и для покупателя. Глава 2. Практическая часть Задание 2.1. Расчет производственной мощности и напряженности планов. Таблица1 Исходные данные, принятые для расчета производственной мощности и напряженности планов
2.1.1. Фактическая среднегодовая мощность в базовом году Мф рассчитывается по формуле: Мф = Оф (m/Км + (1-m)/Кт) (1) где Оф - объем СМР, выполненный в базисном году, Км и Кт - коэффициенты использования машинных и трудовых ресурсов, определяются специальными расчетами или экспертной, выборочной оценкой, m - доля работ, выполненных механизированным способом. При этом учитывается что: - фактический объем СМР принимается по данным таблицы 1. - коэффициент использования машин и трудовых ресурсов рассчитывается по формуле: Км=(1-Кц’)*(1-Кв’) - для машин; Кт=(1-Кц”)*(1-Кв”) - для трудовых ресурсов. Км = (1-0,03)*(1-0,1) = 0,87 Кт = (1-0,1)*(1-0,15) = 0,77 Мф = 7,8*(0,4/0,87+(1-0,4)/0,77) = 9,66 млн. руб 2.1.2. Приведенная мощность на конец базового года по фактической структуре работ (Мк) рассчитывается по формуле: Мфк = Мф* [m* Тмк +(1-m)*Ттк]/100 (2) Где Мф - фактическая среднегодовая производственная мощность (объем работ), m - доля работ, выполненных механизированным способом, Тмк - суммарная техническая мощность машинного парка на конец базового периода, в % к среднегодовой мощности, Ттк - тоже, по численности рабочих. Мфк = 9,66*(0,4*110+(1-0,4)*90)/100 = 9,47 млн. руб 2.1.3. Фактическая производственная мощность на конец базисного года к планируемой структуре работ определяется по формуле: Мфкс = Мфк * Кстр (3) где Кстр – коэффициентизменения планируемой структуры работ (лучше всего определять по изменению трудоемкости), Коэффициент изменения структуры работ Кстр принимается по данным таблицы 1. Мфкс = 9,47 * 0,95 = 9,00 млн.руб Плановая среднегодовая производственная мощность (Мп) определяемся на основе разработки планового баланса, определенного с учетом обеспечения машинами и кадрами. Мп = Мфкс + ∆Ми ±∆Мм ±∆Мт (4) где Мфкс – результат расчетов по формуле 3, ∆Ми - прирост интенсивности за счет интенсивных факторов (прироста производительности тpуда, применения машин и так далее), ∆Мм и ∆Мт - изменение производственной мощности за счет изменения оснащенности машинами и численности рабочих. Показатели ∆Ми, ∆Мм, ∆Мт – принимаются по данным таблицы 1, но должны быть переведены из процентов в показатели мощности. Тогда модель расчета примет следующий вид (4а) Мп =9,00+(2,0+1,0-2,0)/100*9,00 = 9,09 млн.руб 2.1.4. Рассчитывается коэффициент сбалансированности производственной мощности (Ксб™) по формуле: Ксбтм =Мп*Кимтм /Опл(5) Где Мп –результат расчетов по формулам (4) или (4а), Опл - планируемый объем СМР, выполненный собственными силами, Ким™ - коэффициент использования среднегодовой плановой мощности. Планируемый объем СМР, коэффициент использования среднегодовой плановой мощности принимаются по таблице 1. Ксбтм = 9,09*0,91/9,0 = 0,92 Мощность оказывается достаточной при условии, что Ксбтм >1. У предприятия Ксб <1, таким образом, для выполнения запланированного объема строительно-монтажных работ (в размере 9,0 млн.руб.) плановой мощности оказывается недостаточно. Коэффициент использования мощности (Уф) определяется по формуле: Уф=Оф/Мф (6) Уф = 7,8/9,66 = 0,81 Найденный коэффициент Уф = 0,81 показывает, что в отчетном (базовом) году производственная мощность использовалась не полностью, т.к. было задействовано лишь 81%. Напряженность плана определяется коэффициентом (Кн), рассчитываемым по формуле: Кн = Апл / Ант (7) Где Апл и Ант – планируемый показатель и его нормативное значение соответственно. Апл = Опл = 9,0 млн.руб.; Ант = Мп = 9,09. Кн = 9,0/9,09 = 0,99 Кн =1 – оптимальное значение, т.е. чем значение ближе к единице, тем план более напряжен. Для данного предприятия Кн = 0,99, это значит, что годовой план строительно-монтажной организации достаточно напряжен. Вывод по расчетам производственной мощности предприятия Таблица 2
Соотнеся все получившиеся при расчетах показатели, можно сделать вывод, что на предприятии существует дисбаланс между имеющимися мощностями и запланированным объемом работ. В данном случае можно предложить следующие мероприятия по увеличению мощности : 1) сокращение и ликвидация простоев оборудования путем: повышения качества ремонтного обслуживания оборудования, своевременного обеспечения основного производства сырьем, материалами, топливом, полуфабрикатами, обеспечения производства рабочей силой; 2) введение дополнительной численности станочников, высвобождения излишнего оборудования и быстрое вовлечение в производство неустановленного оборудования. 3) повышение степени загрузки основных фондов в единицу времени, что может быть достигнуто при модернизации действующих машин и механизмов, установлении оптимального режима их работы. 4) повышения квалификации и профессионального мастерства рабочих, а также моральное и материальное стимулирование работников на творческое и добросовестное отношение к труду. Либо необходимо пересмотреть план, составив его с расчетом на выполнение меньшего объема строительно-монтажных работ. Задание 2.2. Расчет плана по труду и фонда оплаты труда 2.2.1. Определите плановую потребность в рабочих, если известно, что объем выпуска продукции в месяц 14 000 штук. Трудоемкость изделия 3,45 нормо-часа. Предприятие работает в две смены. Продолжительность смены 8 час. В месяце 21 рабочий день. Коэффициент выполнения норм 0,947. Как изменится плановая потребность в рабочих, если трудоемкость изделия сократиться на 0,2 нормо- часа. Решение: Нч=Тп/Фн/Квн, где Тп - трудоемкость ПП в нормо – часах; Фн - нормативный баланс рабочего времени одного рабочего, ч; Квн – коэффициент выполнения норм; Тп1 =3,45*14000=48300 нормо – часов; Тп2 =3,25*14000=45500 нормо – часов; Фн=21*12*8*2=4032 часов; Нч1 =48300/4032/0,947=13 человек; Нч2 =45500/4032/0,947=11 человек; В результате сокращения трудоемкости изделия на 0,2 нормо – часа плановая потребность в рабочих сократилась на 13-11=2 человека. 2.2.2. Определите плановую потребность в рабочих в месяц, если известно, что число единиц оборудования 54 штук. Один рабочий обслуживает 15 единиц оборудования. Работа осуществляется в 1 смену. В месяце 21 рабочий день. Полезный фонд времени одного рабочего 1826 час. в год. Как изменится плановая численность рабочих, если предприятие будет работать в 2 смены. Решение: Нч=Ко/Но*С*Ксп, где Ко – количество единиц установленного оборудования; Но – норма обслуживания (количество единиц оборудования обслуживаемых одним рабочим); Ксп – коэффициент перевода явочной численности в списочную; С – количество смен. Ксп=21*12*8/1826=1,104 Нч1=54/(15*1*1,104)=3 человека; Нч2= 54/(15*2*1,104)=2 человека. Если предприятие будет работать в 2 смены плановая численность рабочих сократится на одного человека. 2.2.3 . Рассчитать заработную плату рабочему сдельщику, если известно, что в месяц выполнено 240 единиц изделий. Расценка за единицу продукции 80-4 руб. Сверхнормативная выработка оплачивается по удвоенным расценкам. Норма времени 0,44 чел. час., в месяце 21 рабочий день, смена 8 часов. Решение: Нвр=(21*8)/0,44=382 ед. 240-382=-142 ед. ФОТ= 240*80,4=19296 руб. Рабочий недовыполнил план на 142 единицы, соответственно премия не выплачивается. Заработная плата равна 19296 рублей Задание 2.3. Применение сетевого планирования при расчете трудоемкости выполнения работ. Определить трудоемкость выполнения каждой работы . Для расчета применяются следующие формулы: 1. ; 2. ; 3. ; 4. ; 5. ; 6. . Таблица 3 Исходные данные для расчета сетевого графика
КП: 0-1, 1-2, 2-4, 4-5, 5-6, 6-7, 7-8, 8-9. Продолжительность КП - 61 неделя. Таблица 3 Расчет параметров сетевого графика табличным методом КП: 0-1, 1-2, 2-4, 4-5, 5-6, 6-7, 7-8, 8-9; продолжительность – 61 неделя. Задание 2.4. Бизнес-план по производству изоляционных плит из пенополистирола на базе Ивановского завода железобетонных изделий. Резюме Цель проекта – производство на базе Ивановского завода железобетонных изделий изоляционных плит из пенополистирола. Инициатор проекта - открытое акционерное общество «Стройиндустрия – Холдинг». ОАО «Стройиндустрия – Холдинг» - это отечественный производитель, использующий отечественное сырье и торгующий без посредников. Завод специализируется в изготовлении железобетонных изделий, для гражданского и промышленного строительства, для гидротехнических и мостовых сооружений. В настоящее время разрабатывается новая линия производства, а именно - плиты из пенополистирола по размерам закачика, с возможностью изготовления индивидуальных конструкций по чертежам заказчика, а также консультирование о конструкциях и материалах. Технология производства разработана и запатентована ОАО «Стройиндустрия – Холдинг» в 2010 году. Плиты из пенополистирола успешно применяются для изоляции и утепления в промышленных помещениях и жилых зданиях, для изоляции трубопроводов, в холодильном оборудовании. Юридический, фактический и почтовый адрес ОАО «Стройиндустрия – Холдинг»: Россия, 153000, г.Иваново, ул.Станкостроителей. Тел.: (0932) 41-83-94, 23-63-87. Продукт производства - плиты пенополистирольные марок М15, М25, М35, М50. Основное преимущество пенополистирола (пенопласта) состоит в том, что это - один из наиболее дешевых материалов, обладающий хорошими механическими и изоляционными свойствами и значительной конструкционной гибкостью. Процесс установки прост и не требует специализированных инструментов или квалифицированной рабочей силы. Структура герметичных ячеек дает материалу ряд преимуществ: · низкую теплопроводность в течение длительного срока, · высокую механическую прочность, · отсутствие капиллярности, · практически нулевое водопоглощение, · долговечность, · устойчивость к циклам замораживания-оттаивания, · высокую устойчивость к паропроницанию. Пенополистирол (пенопласт) обладает высокой теплоизоляционной способностью, намного превосходит известные традиционные строительные материалы, способен обеспечить долгую жизнь любого здания, независимо от климатических условий. Анализ сильных и слабых сторон предприятия представлен в форме таблицы 1. Таблица 1. Анализ сильных и слабых сторон предприятия
Исходя из данных таблицы 1, можно выделить следующие конкурентные преимущества: 1. Опыт внедрение в производственный процесс новых информационных технологий; 2. Гибкость производственных линий; 3. Высокое качество планирования и управления; 4. Качественная организация сбыта; 5. Высокий профессионализм и опыт как рабочих, так и руководства; 6. Возможность получения кредита. Стоимость инвестиционных затрат составляет 10 800 тыс. рублей. Финансирование проекта предполагается за счет собственных средств инициаторов проекта и привлечение кредитных ресурсов в размере 500 тыс. руб. (кредит в банке на 36 месяца под 18% годовых). В целом нужно отметить, что данный проект обладает большой инвестиционной привлекательностью. Точка безубыточности проекта составляет 1932,09 тыс. руб или 938 плит. Чистый дисконтированный доход больше 0 и равен 19931,31 тыс. руб Индекс доходности больше 1 и равен 2,85. Проект окупится за период – чуть больше года (точнее 1,007 года). Анализ рынка и основных конкурентов С введением новых строительных нормативов по теплозащите зданий в России возникает необходимость перехода строительной отрасли на новые принципы решения задач. При этом архитекторы и проектировщики все чаще обращаются к новым материалам и конструкциям, способным эффективно обеспечивать заданные требования. Пенополистирол - один из этих материалов. Благодаря своему высокому качеству, умеренной цене и легкости установки пенополистирол пользуется высокой популярностью среди строителей. Данный материал прошел все экспертизы соответствующих ведомств, находит широкое применение в строительстве и в настоящее время эксплуатируется во всех регионах России. Пенопласт полистирольный - современный, экологически чистый материал, позволяет обеспечить высокую степень теплоизоляции. Пенополистирольные плиты почти невесомы, удобны при транспортировке и монтаже, долговечны и надежны. Таким образом, использование этих плит существенно экономит строительство и эксплуатационные затраты. Кроме того, пенопласт находит все более широкое применение в качестве декоративного материала для отделки внутреннего интерьера помещения. Ужесточение требований, предъявляемых к теплоизоляции зданий, обуславливает повсеместное использование в строительстве различных теплоизоляционных материалов. Одним из традиционных утеплителей является беспрессовый пенополистирол (пенопласт). В настоящее время в Европе более 60% всего производимого пенополистирола используется для целей теплоизоляции. Пенополистирол устойчив к воздействию растворов кислот и щелочей, спиртов. Продукция фирмы отвечает высоким требованиям мировых стандартов. Одним из основных преимуществ пенополистирола является способность нести относительно высокую механическую нагрузку при минимальной плотности. Это в значительной степени определяет возможности его использования в строительстве. Таблица 2. Анализ рынков сбыта
На сегодняшний день потребность в пенополистирольных плитах только по Ивановской области оценивается в 50 тыс. м3 . На Ивановском заводе железобетонных изделий планируется освоить выпуск и последующую реализацию плит различных марок на полностью отечественном сырье, что позволит снизить стоимость нашей продукции в 2 - 3 раза по сравнению с импортной. По оценкам независимых отечественных и зарубежных экспертов научные разработки ОАО «Стройиндустрия – Холдинг» и выпускаемое оборудование ни в чем не уступает, а по некоторым показателям превосходит зарубежные аналоги. Уровень технологических и технических разработок соответствует мировому и защищен на способы и устройства, а также запатентованы несколько заявок на изобретения основных узлов линии по производству полистирольных плит. Сегмент рынка: предприятия по выпуску холодильной техники и оборудования, предприятия строительной индустрии (жилищное строительство, строительство автомобильных и железных дорог), ЖКХ Ивановской области, городов и регионов, население. Объем продаж несущественно зависит от сезонности и зависит от импорта пенополистирола. Слабое внедрение в жилищное и промышленное домостроение определяется незаинтересованностью крупных проектных институтов во внедрении новых технологий, а следовательно, и крупных строительных организаций, использующих их проекты. Основными конкурентами ОАО «Стройиндустрия – Холдинг» могут выступить: Unicor (Германия), Henko (Бельгия), НПО "Пластик" (г. Рязань). Таблица 3. Сравнительная характеристика позиций предприятия и конкурентов
Планируемый ОАО «Стройиндустрия – Холдинг» объем производства - 20000 м3 в год. Таким образом, с учетом деятельности ОАО «Стройиндустрия – Холдинг», общий объем продаж пенопилистерольных плит на Ивановскомрынке в ближайшем будущем составит около 39000 м3 в год, что означает, что фирма претендует на долю местного рынка в размере 51,3%. Одно из главных различий между конкурентами - уровень цены. Так, незначительно представленные на местном рынке германская и бельгийская технологии выдерживают конкуренцию исключительно благодаря высокому качеству, но завышенные цены являются серьезным препятствием для дальнейшего распространения данной продукции на отечественном рынке. Дефицит качественного пенопласта покрывается за счет импортных поставок. Наиболее известной является продукция НПО "Пластик", но она морально устарела и не обеспечивает тех высоких характеристик качества, которые уже достигнуты зарубежными производителями. Таким образом, что касается качества и ценовой политики ОАО «Стройиндустрия – Холдинг» станет несомненным лидером в этой области. План производства План производства и продаж рассчитан, исходя из спрогнозированного спроса на продукцию и с учетом технологических возможностей предприятия. Предприятие ОАО «Стройиндустрия – Холдинг» разработало ряд специализированных теплоизоляционных марок, удовлетворяющих различным требованиям в различных условиях применения.
Применение плит по маркам: · марка М15 - применяется в качестве утеплителя для бытовок, контейнеров, вагонов, а так же для утепления и звукоизоляции конструкций, не подвергающихся механическим нагрузкам. · марка М25 - применяется для утепления стен, полов, фасадов, лоджий, домов, квартир, крыш, полов, вообще, во всех местах, где нужно утеплять (самая популярная марка пенопласта). · марка М35 - применяется при изготовлении многослойных панелей, в т. ч. железобетонных, устройства обогреваемых дорожек, подъездных площадок, стоянок автомобилей, тепло-гидроизоляции подземных коммуникаций, теплоизоляции труб, утеплении фундаментов, для предотвращения, промерзания и вспучивания грунтов, для отвода стоков, укрепления откосов, при строительстве бассейнов, разбивки газонов, спортивных площадок. · марка М50 - применяется при устройстве полов холодильников на межэтажных перекрытиях многоэтажных холодильников, на обогреваемых грунтах и над вентилируемыми подпольями, в автомастерских, гаражах, на стоянках тяжелого автотранспорта, строительстве и реконструкции дорог в заболоченной местности в условиях слабых и подвижных грунтов. Производство продукции планируется начать с выпуска опытных партий в процессе пусконаладки основного технологического оборудования. Выход на проектную технологическую мощность планируется достичь в течение 3 лет после ввода плитоформирующей линии в эксплуатацию. Учитывая необходимость комплексной отладки всей технологической цепочки, а так же логистики и каналов дистрибьюции, бизнес-планом предусматривается, что в первом году работы завода уровень производства и продаж составит 75% от проектных показателей, во втором году - 80%, в третьем - 85%. Срок окупаемости 3 года. Обеспечение ритмичной загрузки планируется обеспечить используя долговременные контракты на поставку продукции и широкие возможности оборудования, позволяющего гибко реагировать на изменение конъюнктуры рынка. Таблица 4. Производственная программа
Для комплектации цеха технологическим оборудованием необходимо: Таблица 5. Потребность в оборудовании
Каждая ассортиментная единица товара изготавливается из соответствующего вида исходного материала. Таблица 6. Стоимость сырья и вспомогательных материалов
Принятая на предприятии практика "скользящего графика" отпусков позволяет осуществлять производство в течение всех 12 месяцев года. Таблица 7. Потребность в персонале и заработной плате
Таблица 8. Расчет начислений на з/п
В структуре издержек цеха стоимость сырья и материалов на выполнение производственную программу занимает самый большой удельный вес. Поэтому расчет затрат по этой статье себестоимости произведен подробно. Остальные элементы затрат в структуре себестоимости продукции цеха рассчитаны по стандартным нормативным требованиям и в расчете на 3 года работы предприятия выглядят следующим образом: Таблица 9. Калькуляция себестоимости
Снижение себестоимости связано с двумя факторами. Во-первых, завершается период освоения, а значит, сокращается объем брака из-за недостаточной квалификации работников и повышается производительность (следовательно, на каждую единицу продукции приходится все меньшая величина заработной платы). Во-вторых, начинает складываться эффект роста объемов выпуска, т.е. в силу стабильности условно-постоянных затрат рост объема выпуска ведет к сокращению той величины этих затрат, которую приходится включать в себестоимость каждой единицы продукции для покрытия в конце концов общей суммы этих затрат. Полученные расчетные данные по издержкам производства продукции ложатся в основу формирования финансового плана цеха. План маркетинга Маркетинговая ориентация проекта - удовлетворение потребностей потребителей отделочных материалов - прежде всего воронежских - в разнообразной качественной и недорогой пенопластовой плитке. На основании фактов, изложенных в пункте "План производства" изделия ОАО «Стройиндустрия – Холдинг» обладают самыми высокими на местном рынке характеристиками качества, а относительно низкая себестоимость продукции (благодаря значительному снижению внутрипроизводственных издержек) позволит установить отпускные цены на 15 - 20% ниже среднерыночных. Как следует из анализа рынка сбыта продукции, только такое сочетание качественных и стоимостных характеристик продукции позволит новому субъекту рынка обеспечить себе гарантированный сбыт. Таким образом, маркетинговой стратегией ОАО «Стройиндустрия – Холдинг» является ценовая конкуренция при обеспечении эксклюзивного качества изделий. В связи с этим фирма сможет не только занять планируемую нишу на региональном рынке (51,3%), но и закрепиться на ней, обеспечив себе стабильный гарантированный сбыт. Существует большой разброс цен на данную продукцию. Точно так же велики качественные различия между продукцией разных фирм и условиями заказов. Для продвижения продукции на общероссийский рынок предполагается активное участие в специализированных выставках "InterPolimer", "Styrofoam", "Тара и упаковка", "Мир Тепла" и др. Позиционирование компании как производителя оригинальной и высококачественной пенопластовой продукции будет достигнуто благодаря проведению энергичного public relation, направленного на формирование общероссийского бренда. Одним из основных способов продвижения товара на рынок будет реклама - самый мощный стимулятор спроса. Большой опыт предприятия в строительной деятельности, назначение на руководящие должности квалифицированных и уже зарекомендовавших себя специалистов и тщательный отбор претендентов на рабочие места - все это является дополнительным существенным фактором успеха бизнеса. В ходе исследования рынка изучены потребности и установлены связи практически со всеми крупными потенциальными потребителями. Таблица 10. Группы потребителей
Товарная политика ОАО «Стройиндустрия – Холдинг» предполагает обеспечение широкого ассортимента различных конфигураций предлагаемых марок полистирольных плит и гибкое приспособление к рыночным условиям. Предусмотрено: 1. Создание различных конфигураций изоляционных плит по ограниченному набору базовых марок; 2. Учет требований потребителя к характеристикам предлагаемой продукции; 3. Различная комплектация при поставке; 4. Постоянное улучшение теплозащитных показателей и эксплуатационных характеристик. Ценовая политика увязана с общими целями предприятия и включает формирование кратко - и долгосрочных целей на базе издержек производства и спроса на продукцию, а также цен конкурентов. Ценовая стратегия должна базироваться на товарной политике и предполагает: 1. Использование механизма гибких цен в зависимости от марки и конфигурации пенополистирольных плит; 2. Хорошее качество при ценах ниже зарубежных аналогов; 3. Разработку системы льгот и скидок в зависимости от условий поставки. Ценовая политика начального этапа деятельности: стоимость плиток должна быть ниже суммарных затрат потребителя на приобретение аналогичной продукции у конкурентов. Предприятие будет осуществлять продажи с возможностью отсрочки платежей для надежных деловых партнеров до 30 дней. Сбытовая политика ОАО «Стройиндустрия – Холдинг» ориентирована на формирование и стимулирование спроса на продукцию, установление прямых и долговременных соглашений с потребителями продукции. Сбытовая стратегия заключается в: 1. Создании и регулировании коммерческих связей; 2. Рекламной деятельности в различных формах; 3. Участии в выставках и ярмарках и презентации демонстрационных образцов. 4. Сервисная политика предприятия предполагает пред- и после продажный сервис. 5. Предпродажный сервис ориентирован на постоянное изучение, анализ и учет требований заказчиков с целью совершенствования изделий. 6. Послепродажный сервис предусматривает комплекс работ по гарантийному и послегарантийному обслуживанию (ремонт, обучение персонала и т.д.). Гарантийный срок на эти плиты составляет 7 лет, что превышает соответствующие мировые стандарты. Рекламная кампания. В течение первого месяца планируется сформировать у потенциальных потребителей мнение о товаре и фирме, в связи с чем в этот период целесообразна наиболее интенсивная реклама в средствах массовой информации, т.е. рекламные объявления будут выходить наиболее часто. Затем в течение всего года необходимо постоянно поддерживать в сознании потребителей заинтересованность в данном продукте, в связи с чем реклама будет появляться постоянно, но немного реже. Планирует использовать следующие каналы распространения рекламы: · две рекламные растяжки на центральных улицах города в течение 6 месяцев; · реклама в журнале "СтройМастер"; · рекламный ролик на телевидении ("1 канал") Организационный план Высший менеджмент характеризуется хорошей управленческой и технической подготовкой, способностью решать сложные коммерческие и производственные проблемы, видением стратегических перспектив развития Компании. Управленческий корпус в начальный период реализации проекта будет укомплектован из числа менеджеров ОАО «Стройиндустрия – Холдинг». Управленческая команда представлена опытными, понимающими ее технологические и коммерческие особенности руководителями: Таблица 12. Ключевые управленческие должности
Генеральный директор осуществляет прямое руководство делами компании, поддерживает коллегиальный стиль управления. В соответствии с рыночной производственной ориентацией фирмы генеральный директор назначает директора по финансам, ведущего вопросы сбыта, маркетинга и рекламы продукции. Главный бухгалтер осуществляет деятельность по составлению документальных отчетов предприятия. Технический директор руководит деятельностью по выпуску пенополистирольной продукции. Для поддержки работы предприятия планируется заключить контракты: с юридической конторой "Юрист+", которая производит проверку договоров, защищает интересы в суде и помогает в разрешении трудовых споров, и с консультационной фирмой "Проморгконсалт", специализирующейся на анализе состояния рынка и систем управления. Проектом предусматривается длительность смены 8 часов; 240 рабочих дней в году; ремонт и обслуживание оборудования выполняются собственными силами. Оценка риска В предпринимательской деятельности всегда существует опасность того, что цели, поставленные в плане, могут быть полностью или частично не достигнуты. Производственные риски связаны с различными нарушениями в производственной процессе или в процессе поставок сырья, материалов и комплектующих изделий. Мерами по снижению производственных рисков являются действенный контроль над ходом производственного процесса и усиление влияния на поставщиков путем их дублирования. Коммерческие риски связаны с реализацией продукции на товарном рынке (уменьшение размеров и емкости рынка, снижение платежеспособного спроса, появление новых конкурентов и т.п.). Мерами по снижению коммерческих рисков являются: · систематическое изучение конъюнктуры рынка; · создание дилерской сети; · рациональная ценовая политика; · создание сети сервисного обслуживания; · реклама и т.д. Финансовые риски вызываются инфляционными процессами, всеобъемлющими неплатежами, колебаниями курса рубля и т.п. Они могут быть снижены путем создания системы финансового менеджмента на предприятии, работе с дилерами и потребителями на условиях предоплаты и тд. Риски, связанные с форс-мажорными обстоятельствами , - это риски, обусловленные непредвиденными обстоятельствами (стихийные бедствия, смена политического курса страны, забастовка и т.п.). Мерой по их снижению служит работа предприятия с достаточным запасом финансовой прочности. Уровень политических и макроэкономических рисков достаточно высок для всех инвестиционных проектов, реализуемых в настоящее время в России. Внутренние факторы риска минимизированы благодаря тщательной проработке концепции проекта, отношениям, установленным с потенциальными потребителями и поставщиками, технологической ориентации на максимально гибкий тип производства. В качестве компенсационных механизмов в проекте предусмотрены: · создание запаса на непредвиденные инвестиционные издержки; · поддержание резерва денежных средств в объеме 10-ти дневного покрытия прироста потребности в материалах и текущих накладных расходах. Из всего перечня рисков особое внимание уделяется финансово-экономическим рискам, классификация и влияние которых отражены в таблице 13. Таблица 13. Финансово-экономические риски
С тем, чтобы определить, насколько рискован запланированный проект, производятся расчеты в следующей последовательности: Определяется средневзвешенную рентабельность через вероятности. Среднеотраслевая рентабельность составила за ряд лет - 15,7%; 26,8%; 39,9%; 27,8%; 32,4%. Планируемый уровень рентабельности - 35,6% в среднем. Определяется средневзвешенную рентабельность: Средняя рентабельность = (15,7*0,2) + (26,8*0,2) + (39,9*0,2) + (27,8*0,2) + (32,4*0,2) =28,5% Далее определяется дисперсия, как сумму произведений всех квадратов разниц между средней и фактической их величиной на соответствующую величину вероятности данного события: Дисперсия = (15,7-28,5)2 *0,2+(26,8-28,5)2 *0,2+(39,9-28,5)2 *0,2+(28,7-28,5)2 2*0,2+(32,4-28,5)2 *0,2=62,48 Находим стандартное отклонение: Стандартное отклонение . Уровень риска проекта составляет %. Среднеотраслевая величина рентабельности составила 35,6%, по оптимистическому прогнозу можно ожидать уровень рентабельности - 43,5%, а по пессимистическому - 27,7%. Из этого можно сделать вывод, что проект умеренно рискован, т.к планируемая рентабельность составила 35,6%. Финансовый план Целью разработки настоящего финансового плана является определение эффективности производства данных видов пенополистирольной продукции. Финансовый план инвестиционного проекта отражает динамику поступления и расходования денежных средств фирмы при поэтапном (помесячном) наращивании мощности производства и реализации. Кредитные средства и издержки по ним погашаются за счет собственных средств, остающихся у предприятия после расчета с поставщиками и государственными и местными органами. Таблица 14. Финансовые результаты производственной и сбытовой деятельности
Таблица 15. План денежных поступлений и выплат
Расчет точки безубыточности: Т без = ; Т без = = 1932,09 тыс. руб. Т без = = 937,73 = 938 шт. Из расчетов следует, что при объеме реализации продукции в размере 1 932 090 рубля (или 938 плит) доходы предприятия обеспечивают возмещение всех затрат и расходов, но не дают возможности получить прибыль. Чистый дисконтируемый доход: ЧДД = ; где Фi – сальдо денежного потока на шаге i, - коэффициент дисконтирования, 18%. ЧДД = 85,11/(1+0,18)1-1 +12 409,69/(1+0,18)2-1 +12990,42/(1+0,18)3-1 = 19 931,31 тыс. руб Очень высокий показатель ЧДД, из этого можно сделать следующий вывод: производство данных видов пенополистирольной продукции выгодно для предприятия. Индекс доходности: ИД=1+ЧДД/Ид , Где Ид - дисконтированная сумма инвестиций. ИД=1+19931,31/10800 = 2,85 Ид =10800/(1+0,18)1-1 =10800 тыс. руб. ИД > 1, а это значит, что сумма результатов по проекту больше, чем сумма вложенных средств, следовательно, проект является очень выгодным. Срок окупаемости: Тд = 1год + 1,007 года Таким образом, срок окупаемости проекта чуть больше года. Приведенные в данном разделе расчеты и показатели деятельности дают основание полагать, что предприятие освоит новый вид технологии в запланированные сроки и обеспечит своевременный возврат кредитных средств. з аключение Таким образом, в данной курсовой работе решены все поставленные задачи. Во-первых, определено понятие и сущность маркетингового стратегического плана, а также его назначение. Маркетинговый план - это документ, в котором сформулированы основные цели маркетинга товаров и услуг компании и пути их достижения. Назначение плана маркетинга - показать, что на рынке имеется достаточное число потребителей данного продукта; обосновать, почему потребители предпочтут именно эту продукцию или торговую марку конкурентам; показать, на чем следует сделать акценты в стратегии рекламы, и сбыта продукции. Во-вторых, определены и рассмотрены виды маркетинговых планов. В настоящее время существует большое количество различных видов маркетинговых планов, которые классифицируются по периоду времени, на который они рассчитаны, по охвату проблематики, а также по методам разработки. В-третьих, подробно разобрана структура маркетингового плана предприятия. Маркетинговый план обычно состоит из следующих этапов: маркетинговые исследования, установление целей, планирование ассортиментом продукции, план сбыта продукции, планирование цен на продукцию предприятия. В практической части представленной курсовой работы рассчитана производственная мощность и напряженность планов предприятия. Для выполнения запланированного объема строительно-монтажных работ в размере 9,0 млн. рублей у предприятия недостаточно плановой мощности. Были предложены следующие мероприятия по увеличению мощности: 1) сокращение и ликвидация простоев оборудования путем: повышения качества ремонтного обслуживания оборудования, своевременного обеспечения основного производства сырьем, материалами, топливом, полуфабрикатами, обеспечения производства рабочей силой; 2) введение дополнительной численности станочников, высвобождения излишнего оборудования и быстрое вовлечение в производство неустановленного оборудования. 3) повышение степени загрузки основных фондов в единицу времени, что может быть достигнуто при модернизации действующих машин и механизмов, установлении оптимального режима их работы. 4) повышения квалификации и профессионального мастерства рабочих, а также моральное и материальное стимулирование работников на творческое и добросовестное отношение к труду. Либо необходимо пересмотреть план, составив его с расчетом на выполнение меньшего объема строительно-монтажных работ. Также были решены задачи по расчету плана по труду и фонда оплаты труда. В задачи 2.3 рассчитана трудоемкость выполнения работ с применением сетевого планирования: критический путь составил 61 неделю. Был составлен бизнес план по производству изоляционных плит из пенополистирола на базе Ивановского завода железобетонных изделий. Данный инвестиционный проект оказался прибыльным и привлекательным для инвесторов, срок окупаемости проекта – чуть больше года. Библиографический список 1. Абрамова Г. П. Маркетинг: Учебник. - М.: Колос, 2009.-395с. 2. Алексунин В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. – Учебник. – М.: Издательско-книготорговый центр “Маркетинг”, 2010.-390с. 3. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2009.-268с. 4. Белявский И.К. Маркетинговое исследование: Учеб. Пособие/Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.. 2010. 5. Бондаренко И.В., Дубницкий В.И. Современный маркетинг: Учебное пособие. – Донецк: ООО «Юго-Восток, Лтд», 2010. – 354 с. 6. Ведута Е. Глобализация и стратегическое планирование // Обозреватель.-2003.-№11.-С.21-23. 7. Вествуд Дж. Маркетинговый план. – СПб: Питер. – 2010. – 256 с.: - Серия наука делать деньги. 8. Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. литература– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект.–2006.– 360 с. 9. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.-400 с. 10. Градова А.П. Экономическая стратегия фирмы- СПб.: Специальная литература, 2005. - 414 с. 11. Евдокимов Ф. И., Гавва В. М. Азбука маркетинга: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. – Д.: Сталкер, 2008. – 432с. 12. Идрисов А.Б., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. - М.: «Филин», 2007. - 268 с. 13. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Марукетинг. Теория и 86 ситуаций: Учеб. пособие для вузов. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. – 2009. – 519 с. 14. Мартынов А.В. Разработка стратегии предприятия: Учеб. пособие для вузов. – М. ИНФРА-М, 2007.-358с. 15. Попов В.М., Ляпунова С.И. Бизнес-планирование: Учебник.-М.: Финансы и статистика,2008.-672с. 16. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: Учебник. – 3-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М. – 2009. – 536 с. 17. Степанова Г.Н. Стратегический менеджмент. Планирование на предприятии: Учеб. пособие/Московский государственный университет печати. – М., 2010 18. Худокормов А. Г Академия рынка: маркетинг: пер. с фр. – М.: Экономика, 2003. – 572с. 19. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М. – 2006. – 415 с. |