Реферат: Сущность малого бизнеса в России

Название: Сущность малого бизнеса в России
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Содержание

Введение

1. Сущность малого бизнеса в России

1.1.История развития малого бизнеса

1.2. Понятие малого бизнеса

1.3. Характеристики и особенности малого бизнеса

2.Современный малый бизнес в России

2.1 Преимущества малого бизнеса

2.2 Недостатки малого бизнеса

2.3. Проблемы малого бизнеса

2.4. Перспективы в малом бизнесе

3. МАЛЫЙ БИЗНЕС НА ПРИМЕРЕ ООО «Овен»

Заключение

Список использованной литературы.

3

6

6

8

12

16

16

17

18

19

22

28

31


Введение

Актуальной проблемой в наше время является развитие малого бизнеса. Бизнес-это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций. Поскольку экономика Российской Федерации в большой степени зависит от его развития, следует отметить, что малый бизнес очень универсален и гибко маневрирует на конъюнктуру рынка. Сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики, и на его пути возникает множество проблем – это, прежде всего: не эффективная законодательная база, высокая налоговая нагрузка, ограниченность финансовых средств и т.д. Эта деятельность в равной степени важна как для всей экономики государства в целом, так и для каждого гражданина в отдельности. Ведь малый бизнес влияет на все сферы нашей жизни – экономическую, политическую, социальную, научно-техническую и т.д. Из этого следует, что государству необходимо процветание малого бизнеса и оно должно стимулировать его развитие, активно участвовать в реализации мер по поддержке малого предпринимательства в России, и рассматривать новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса.

Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

Несмотря на принимаемые правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.

Цель работы: рассмотреть особенности малого бизнеса России.

Предмет исследования: состояние, проблемы и перспективы роста малого бизнеса в России.

Объект исследования: малый бизнес России.

В соответствии с целью и объектом работы решались следующие задачи:

- определить сущность и роль малого бизнеса.

- рассмотреть развитие малого предпринимательства в России.

- проанализировать современное состояние и проблемы.

- выявить перспективы развития малого бизнеса.

Методы исследования: изучение научной и методической литературы, статей, учебников по данной теме.

Источники информации: учебно-методическая литература по малому предпринимательству, статьи в экономических журналах, законы и сайты в интернете.

Курсовая работа состоит: из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Структура курсовой:

Во введении обоснован выбор темы исследования ее, актуальность, определена цель, объект, предмет задачи и методы курсовой работы.

В первой главе рассказывается, что собой представляет малый бизнес его сущность, понятие, характеристики и особенности малого бизнеса в России, а также рассматривается история развития малого бизнеса.

Во второй главе рассматривается современное состояние малого бизнеса в России, преимущества, недостатки, проблемы и перспективы в малом бизнесе

В третьей главе рассматривается малый бизнес на примере ООО «Овен».

В заключении сформулированы основные выводы и предложения по теме курсовой работы.

1. С ущность малого бизнеса в России

1.1. История развития малого бизнеса

Малый бизнес в России начал зарождаться примерно после «застойного» периода в 80-е годы. Партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения и научно-технические центры не рассматривались тогда как отдельные самостоятельные субъекты производства, но, тем не менее, именно их деятельность явилась предпосылкой развития малого бизнеса. Многие известные представители малого бизнеса вышли как раз из тех, уже забытых многими, структур.

В конце 80-х годов коренные изменения в политической, социально-экономической сфере страны предоставили некоторым предприимчивым людям возможность заниматься предпринимательской деятельностью на легальной основе. Появились первые кооперативы, союзы, объединения, ассоциации предпринимателей, участников кооперативного движения. Так был учрежден Союз менеджеров СССР, в состав которого вошли многие предприниматели. Кооперативы стали создаваться во многих регионах, городах.

Отсутствие законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, заставляли кооператоров, защищать свои интересы, выступать перед чиновниками, с экранов телевизоров и т.д. Отдельные активисты баллотировались на выборы депутатов Съезда народных депутатов СССР и РСФСР. Таким образом, активная агитация приводила к сплочению, интеграции, объединению ряда предпринимателей. В результате формировались отраслевые предприятия, в т. ч. и малого бизнеса в области сельского хозяйства, наукоемких отраслей, торговой деятельности. Так, в 1990 году создается Российский союз совместного предпринимательства, через год Аграрный союз. Под управлением Райисполкомов при поддержке кооперативов появляются товарищества, первые открытые акционерные общества.

Начало 90-х годов произошел процесс приватизации старых государственных предприятий, который не обошел стороной и малый бизнес. Перераспределение государственной собственности способствовало еще большему укреплению развития предпринимательства, поскольку государственные предприятия не могли больше выдерживать конкуренцию.

Именно этот период (92-93 гг) явился началом развития теневой экономики в сфере малого бизнеса. Большие налоговые сборы побудили предпринимателей к использованию «серых» схем, «черной» кассы, двойной бухгалтерии и т.д.

Последующее развитие малого бизнеса выявило структурные проблемы, касающиеся всего экономического сектора. Заявленные в период советского времени ориентиры на развитие наукоемких, высокотехнологичных, инновационных технологий сменились на далекие от общегосударственных программ торгово-посреднические отношения.

Экономический развал и политическая неразбериха (1991-1993 год) привели к тому, что значительная часть малого бизнеса была переориентирована на коммерческую деятельность. Предприятия, которые не успели вовремя перестроиться на новую рыночную экономику, были разрушены и ликвидированы, ведь отныне главным видом деятельности в сфере бизнеса становится торговля.

После 1993 года происходит определенный подъем развития малого бизнеса, частного сектора экономики. Впервые начинает создаваться правовая основа предпринимательской деятельности. Принимаются законы: Гражданский кодекс, «О некоммерческих организациях» и т.д.

С 1998 года появляется новое законодательство, ужесточаются требования к предприятиям малого бизнеса. Отныне при регистрации необходимо проходить много различных фондов (Пенсионный фонд, Соц.страх, ФОМС и т.д.). Малый бизнес наталкивается на бюрократические процедуры, процесс регистрации предприятий усложняется.

Последнее время государство пытается упростить процесс регистрации малый предприятий, уменьшить количество бюрократических процедур. Учитывая трудный путь развития малого бизнеса, государственная политика отныне направлена на расширение, поддержку и развитие малого предпринимательства в России.

1.2. Понятие малого бизнеса

В мировой практике предприятия малого бизнеса - это малые предприятия различной организационно-правовой формы; фермерские хозяйства; индивидуальное предпринимательство; малый семейный бизнес; формы неформальной занятости (репетиторство, выращивание плодово-ягодных культур, скота и прочие кустарные промыслы)[1] . Каждую из этих форм характеризует относительно небольшой объем используемых ресурсов - труда и капитала.

Малые предприятия в развитых странах занимают прочные позиции в таких отраслях, как торговля, строительство, автосервис, сфера услуг. При этом осуществляется активная диверсификационная политика малого бизнеса в новые области производства - машиностроение, энергетику, энерготехническую, химическую промышленность, приборостроение, транспортные перевозки и коммуникации, телекоммуникации, информационные технологии, а также другие наукоемкие, высокотехнологичные сферы производства.

В России Федеральным законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ от 14 июня 1995 года дано определение малых предприятий. Малыми предприятиями признаются следующие коммерческие организации - юридические лица:

1) в уставном капитале которых доля государственной собственности Российской Федерации субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25% (при этом суммирование долей по перечисленным выше формам собственности не производится). Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не должна превышать 25% (если учредителями является несколько юридических лиц, их доли суммируются);

2) средняя численность работников (включая совместителей и работающих по договорам подряда) не должна превышать следующих предельных показателей:

— в промышленности, строительстве, на транспорте - 100 человек;

— в сельском хозяйстве, научно-технической сфере - 60 человек;

— в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

— в оптовой торговле, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Таким образом, малое предпринимательство - это весьма пестрая, неоднородная экономическая среда. По рассмотренным выше критериям к субъектам малого бизнеса в среднем относятся предприятия, где численность занятых за отчетный период не превышает 500 человек. Причем данный критерий варьируется по странам, а отсюда следует, что универсального определения малого бизнеса не существует. Для разных стран это понятие различно.

В свое время американские экономисты Т. Питере и Р. Уотермен доказали, что независимо от того, о какой отрасли идет речь, сосредоточение под одной крышей более 500 человек порождает существенные и неожиданные проблемы, малые же размеры способствуют не только внедрению новшеств, но и росту производительности труда[2] .

Сектор МП наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса и т.п. Важнейшими особенностями МП являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой МП является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики. Например, в США количество внедрённых новшеств на одного работающего в секторе МП в два раза превышает аналогичный показатель для крупных предприятий. Эти качества при массовом развитии сектора МП дают возможность совершить энергичный рывок в социально-экономическом развитии и позволяют накопить в короткий период средства для устойчивого развития других отраслей хозяйства страны, что наглядно подтверждается опытом Германии, Японии, Республики Корея, Китая, Испании и других стран.

Признание важности этого сектора как одного из основных источников создания рабочих мест и обеспечения экономического роста, что особенно отчетливо проявилось в 1990-е годы, способствовало дальнейшему развитию в этот период научных исследований в сфере малого бизнеса В мировой практике общепринятым показателем уровня развития предпринимательства является число малых предприятий, приходящихся на 1000 жителей.

Если руководствоваться экономической литературой, то принято считать, что малый бизнес в наибольшей мере распространен в таких странах, как Япония, Италия, Франция, средне развит в США и относительно менее развит в Великобритании. Но, если посмотреть на показатель количества мелких и средних предприятий в расчете на тысячу жителей, то на первом месте стоят США - более 74 предприятий, затем Италия - 68 и Япония - 50 предприятий. В странах Евросоюза и Японии число предприятий малого предпринимательства, приходящееся на 1000 жителей, достигает 45-50. В России этот показатель гораздо скромнее. Как отмечает Е. Егоров , для того чтобы приблизиться к показателям Евросоюза, малых предприятий в России должно быть в 15-20 раз больше[3] .

Оценивая специфику РФ, можноотметить, что Россия имеет много отличий от стран с уже сформировавшейся рыночной экономикой. В частности, отметим следующие особенности российского малого предпринимательства:

— совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности из-за невозможности в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;

— стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть малых предприятий за рубежом работает на условиях субподряда;

— высокий уровень квалификации кадров малого предпринимательства в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;

— достаточная степень приспособляемости к сложной экономической обстановке;

— стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных товарных рынков, в том числе выйти и на международные рынки;

— общий низкий технический уровень и слабая технологическая оснащенность в сочетании с достаточным инновационным потенциалом;

— низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;

— неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

— работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных и консультационных обучающих услуг.[4]

Уже давно назрела необходимость доработки либо принятия нового закона о малом бизнесе, но если он будет носить, как и раньше, декларативный характер, то такой закон не приведет к существенному улучшению ситуации. И прежде чем править либо писать закон, необходимо дать текущую оценку развитию - отдельно - малому и среднему предпринимательству, так как, по нашему мнению, малое и среднее предпринимательство - довольно разные понятия, и объединять их в одну группу предприятий и так отразить это в законе вряд ли правильно.

Учитывая, что малое предприятие - это инициатива населения в сфере самозанятости, для него важны вопросы обеспечения вхождения на рынок, преодоления административных барьеров (в число которых входят взятки и бесконечные немотивированные проверки), проблемы получения кредита, аренды помещений и т.д. Что касается среднего звена экономики, то для него необходима глобальная модернизация, техническое перевооружение, важны вопросы консолидации, встраивания в какие-то успешные структуры, а для средних предприятий большее значение имеет и привлекательность для иностранных, стратегических инвесторов.[5]

Таким образом, малое и среднее предпринимательство - это разные сферы деятельности, и для них нужны свои законы: с особым подходом к определению предприятия, поддержке со стороны государства и т.п. При этом не стоит забывать огромного положительного опыта, накопленного в зарубежных странах.

1.3. Характеристики и особенности малого бизнеса

Российский малый бизнес начал свое развитие сравнительно недавно, но уже прошел сложный путь. Отметим ряд особенностей малого бизнеса России по сравнению с другими странами, а также по сравнению со средним или крупным бизнесом.

1. Низкий процент венчурной специализации. В экономически развитых странах малый бизнес играет важную роль в формировании инновационной экономики (около 25%), в России же основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а не инновационное производство (всего около 6%). На сегодняшний день это важнейшая задача государства в области поддержки малого бизнеса – развитие предприятий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли.

2. Низкая легитимность малого бизнеса. Еще одной характерной особенностью развития малого бизнеса в России является низкая легитимность бизнеса, поскольку большой процент предприятий функционирует в сфере теневой экономики. Используя «серые схемы» работы, занижая прибыль, компании уменьшают свои налоговые выплаты, а, следовательно, и доходы в бюджет страны. Корни этой проблемы зародились на начале 90-х годов, когда предпринимателям установили большие налоги. Часть предприятий перестала существовать из-за низкой рентабельности бизнеса, другая часть стала наращивать теневой оборот. И хотя с тех пор, налоговое время существенно снизилось, многие предприятия малого бизнеса не могут выйти из тени, поскольку бояться конкурентов. В настоящее время это целая проблема на уровне государства.

3. Постоянная нехватка финансирования. Малый бизнес в России характеризуется острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального капитала. Весь с трудом собранный стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий не всегда совпадает временем обращения капитала. Таким образом, у малого бизнеса и появляется потребность – взять кредит для бизнеса. Но неудобство в том, что по сравнению со средним или крупным бизнесом, процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса выше. В результате некоторые предприятия становятся банкротом.

4. Неустойчивость малого бизнеса .Из предыдущей особенности вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате нехватки финансирования, жесткой конкурентной борьбы и части внешних факторов (инфляции, энергетического кризиса и т.д.). Почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в России становится в итоге банкротом, или, по крайней мере, сворачивает свою деятельность. [6]

Выясним основные характеристики малого бизнеса в России:

1. Гибкость малого бизнеса Малые предприятия в силу своей мобильности быстрее реагируют на всевозможные изменения на рынке, что дает им некоторые преимущества перед крупным бизнесом. Малый бизнес быстрее адаптируется, перестраивается, что наглядно и доказала история развития малого бизнеса. В период реформ 92-93 гг. именно малый бизнес поддержал российскую экономику на трудном этапе экономического развала и политической нестабильности.

2. Экономичность малого бизнеса. Начать малый бизнес сравнительно проще, чем основать крупную фирму. Помещения, офис, автотранспорт можно арендовать, не нужно капитальное строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств малого бизнес выше, средний уровень заработной платы работникам малого бизнеса ниже. Т.е. меньше расходов на организацию бизнеса.

3. Узкая специализация малого бизнеса. Именно узкая специализация малого бизнеса способствует в полной мере наилучшему удовлетворению потребительского спроса. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению с более крупным бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения.

4. Развитие регионального рынка. Малый бизнес играет важную роль в развитии именно регионального рынка, формируя местную инфраструктуру. Таким образом, снижаются и транспортные расходы на межрегиональные перевозки и увеличивается доля валового продукта региона. Не секрет, что наблюдается большой отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате нарушается дисбаланс и происходит дифференциация производства. Создание больших производственных центров сопровождается с разрушением региональных центров потребления. Развитие малого бизнеса формирует именно экономику региона, уменьшая отток рабочей силы.[7]


2.Современный малый бизнес в России

2.1. Преимущества малого бизнеса

1. Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкостьиоперативность решенийвуправлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.

2. По мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.

3. Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков

4. Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

5. Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.

6. Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

7. Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности.

8. Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный[8] . Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.[9]

2.2 Недостатки малого бизнеса

1. По сравнению с крупными предприятиями малые предприятия обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.

2. Малые предприятия зависимы от крупных компаний.

3. Слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.

4. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.

5. Малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.

6. МП не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой

7. Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малых предприятий к изменениям не велики[10] .

8. Малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.[11]

2.3. Проблемы малого бизнеса

К настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого бизнеса в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных малых предприятий приходится 84% . Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 25% всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

Проблемы малого бизнеса можно разделить на следующие группы[12] :

1. Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке.

2. Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности.

3. Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.

4. Кредитная необеспеченность.

Сами представители малых предприятий распределяют по важности свои проблемы следующим образом:

1. Недостатки налоговой системы

2. Отсутствие оборотных средств

3. Низкий платежеспособный спрос населения

4. Высокая арендная плата

5. Экономическая политика государства

6. Недоступность кредитов

7. Дороговизна сырьевых ресурсов

8. Слабое развитие внутреннего рынка

9. Высокие тарифы на перевозки.

10. Отсутствие производственных площадей.

Для нормальной деятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. А для этого следует ввести упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело. Важно, чтобы государственная политика поставила надежный заслон непрекращающемуся разрастанию административных барьеров на пути деловой активности малого бизнеса. Нужно снизить регулирование экономики, но не в том смысле, что нужно меньше уделять ему внимания, а ликвидировать "постоянную готовность чиновников отрегулировать любой бизнес в режиме ручной настройки"[13] .

2.4. Перспективы в малом бизнесе

Нужно скорее говорить об индивидуальной предприимчивости, креативности, деловой хватке, основанной на знании клиентских ожиданий каждого отдельного бизнесмена, чем рассуждать об отрасли в целом, стараясь выделить те или иные виды и их преимущества. Лучшие перспективы всегда за теми, кто заранее готовится ко всем превратностям, минимизирует издержки, не отягощен тяжелыми кредитными обязательствами, внедряет в производственный процесс инновационные технологии. Такие компании, невзирая на кризис, всегда будут представлять интерес и для партнеров, и для инвесторов. Выигрывает всегда тот, кто быстрее, мобильнее и гибче развернет свой бизнес в сторону клиентских запросов. Потребитель всегда это чувствует. А маневренности малому бизнесу не занимать.

В краткосрочном плане можно прогнозировать хорошие перспективы для малого бизнеса в сфере товаров и услуг массового спроса, а также предприятий, обслуживающих государственные нужды. Бизнес с дорогим «входным билетом» и низкой потребностью в оборотном капитале будет чувствовать себя еще более комфортно. Среди торговых компаний выиграют те, кто имеет низкую долговую нагрузку, невысокую долю малоликвидных запасов, гибкую структуру клиентской базы и широкую нишу в нижнем и среднем сегменте спроса. При поддержке банковского капитала у подобных компаний есть возможность увеличить свое присутствие на рынке и занять новые ниши. В долгосрочной перспективе можно выделить следующие отрасли: автосалоны и автосервисы, строительно-ремонтную отрасль и повседневные услуги для среднего класса.

В условиях кризиса происходит резкое снижение потребительского спроса. Малый бизнес в силу своей природы очень легко теряет ликвидность и разоряется, но в то же время легко восстанавливается. Те компании, которые оказались лучше подготовлены, накопили избыточную ликвидность, имеют больший шанс сохранить и приумножить свой бизнес. Большая часть агрессивно растущих за счет привлеченного капитала компаний потеряла устойчивость и теперь пытается выжить. Ускорились процессы слияния и поглощения, многие предприятия закрывают непрофильные направления. Недостаток кредитных средств замедляет темпы обновления основных средств, требует оптимизации бизнес-процессов и более гибкой работы с клиентом.

Финансовый кризис поставил на грань выживания многие малые компании заметное число предприятий уже прекратило свое существование. С другой стороны, многие сотрудники средних и крупных корпораций, потеряв рабочие места, занялись созданием собственных проектов. Это породило возникновение значительного числа компаний микро - и малого бизнеса. Малое предпринимательство в городах характеризуется высоким потенциалом роста, который определяется возможностями его развития по следующим направлениям:

- развитие высокотехнологичных предприятий малого бизнеса;

- развитие бизнеса в сфере туризма и индустрии гостеприимства;

- развития бизнеса по оказанию транспортных и логистических услуг и соответствующей бизнес-инфраструктуры;

- торговля, общественное питание, бытовые и иные платные услуги, оказание которых не требует больших инвестиционных вложений;

- развитие малых предприятий, оказывающих социальные услуги по государственным и муниципальным заказам, формирование рынка платных социальных услуг.

Правительство Российской Федерации пытается принимать различные меры в плане государственного регулирования малого бизнеса, но они очень малы по сравнению с западными странами. В этом деле необходимо совершенствовать законодательную базу тем более в условиях мирового кризиса. Конечно, постепенно законодательство о малом бизнесе развивается в сторону предоставления дополнительных правовых гарантий. Однако этот процесс далеко не завершен, а меры, которые применяются, или которые планируется применять в ближайшее время для облегчения административной нагрузки на малый бизнес, необходимо систематизировать и реализовывать комплексно.[14]

3. МАЛЫЙ БИЗНЕС НА ПРИМЕРЕ ООО «Овен»

Общество с ограниченной ответственностью «Овен», далее именуемое «Общество», осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», иными действующими правовыми актами и уставом Общества. Настоящий Устав Общества с ограниченной ответственностью «Овен» утвержден протоколом № 1 от 23.02. 2001 г.

Общество осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами и другими актами действующего законодательства. Срок деятельности общества не ограничен.

Общество является юридическим лицом по законодательству РФ с момента государственной регистрации. В соответствии с Уставом организация создана в целях осуществления предпринимательской деятельности для получения прибыли, наиболее полного удовлетворения потребностей населения.

Для достижения вышеуказанных целей предметом деятельности Общества в соответствии с Уставом являются:

· оптовая и розничная торговля;

· торгово-закупочная деятельность;

· производство и переработка сельхозпродукции;

· производство товаров народного потребления.

Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законодательством и правовыми актами РФ.

В соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации ООО «Овен» было поставлено на учет в налоговом органе по Решению 26.03.2001 года №3/23 и получило Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту нахождения на территории РФ серии 34 № 0105720, выданное 4 апреля 2001 года Администрацией г.Фролово Волгоградской области.

ООО «Овен» было выдано свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 2083456007149 серия 34 № 003155172 от 31 марта 2008 года, регистрирующий орган – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №6 по Волгоградской области.

В соответствии с законодательством бухгалтерский и налоговый учет ведется главным бухгалтером, который подчиняется непосредственно директору Общества. Организация ведет учет с использованием программы автоматизации бухгалтерского учета «1С: Бухгалтерия, версия 7.7».

Заработная плата работников ООО "Овен" складывается из постоянной (тарифной) и переменной составляющих.

Хозяйственные операции отражаются в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных документов в хронологической последовательности в момент совершения хозяйственной операции или непосредственно после ее совершения и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Синтетический учёт ведётся в соответствии с единым рабочим планом счетов бухгалтерского учёта.

Учетная политика ООО «Овен» разработана для целей бухгалтерского и налогового учета.

Для обобщения информации о финансовом положении и результатах деятельности составляется квартальная и годовая отчётность предприятия.

В целях своевременной подготовки и составления бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности в 2010 году в ООО «Овен» утвержден график сдачи отчетов и документов подразделениями ООО «Овен» в бухгалтерию.

ООО «Овен» в 2009 году перешло на упрощенную систему налогообложения.

Рассмотрим Бухгалтерский баланс ООО «Овен» за первый квартал 2010 года . Бухгалтерский баланс представлен формой по ОКУД 0710001.[15]

Начало отчетного периода 1 квартал 2010 года , конец отчетного периода – отчет за год 2009.

Таблица 1.Данные активов бухгалтерского баланса ООО «Овен»

Наименование Код На начало отчетного года (тыс. руб) На конец отчетного периода (тыс. руб)
Внеоборотные активы
Основные средства 120 8 8
Оборотные активы
Запасы 210 351 1464
Дебиторская задолженность 240 93 37
Баланс 300 8+351+93=492 8+1464+37=1553

Актив баланса.Раздел 1 «Внеоборотные активы»

По строке 120 "Основные средства" приводятся показатели по основным средствам, как действующим, так и находящимся на реконструкции, модернизации, восстановлении, консервации или в запасе по остаточной стоимости (за исключением объектов основных средств, по которым в соответствии с установленным порядком амортизация не начисляется).

На начало отчетного периода данный показатель составил 8 тыс. руб., на конец отчетного периода величина основных средств осталась неизменной.

Раздел 2 «Оборотные активы»

По строке 210 «Запасы» показываются остатки материально - производственных запасов, предназначенных для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, управленческих нужд организации (сырье, материалы и другие аналогичные ценности), для продажи или перепродажи (готовая продукция, товары), а также других материальных ценностей ООО «Овен», по строкам 211-217 бухгалтер раскрывает данный показатель.

По указанным статьям подлежат отражению затраты организации, числящиеся в незавершенном производстве (издержках обращения), расходы будущих периодов.

По строке 214 приводят фактическую или нормативную себестоимость готовой продукции. На начало отчетного периода величина составила 351 тыс. руб., на конец отчетного периода величина составила 1464 тыс. руб.

По строке 240 «Дебиторская задолженность» отражаются данные о краткосрочной дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. На начало отчетного периода величина общей дебиторской задолженности составила 93 тыс. руб., на конец отчетного периода сумма дебиторской задолженности уменьшилась и составила 37 тыс. руб.

По строке 260 «Денежные средства» показывается остаток денежных средств в кассе, на расчетных счетах в кредитных организациях. На начало отчетного периода величина денежных средств ООО «Овен» составила 40 тыс. руб., на конец отчетного периода данная величина увеличилась и составила 44 тыс. руб.

Таблица 2. Данные пассивов бухгалтерского баланса ООО «Овен»

Наименование Код На начало отчетного года (тыс. руб) На конец отчетного периода (тыс. руб)
Капитал и резервы
Уставной капитал 410 10 10
Наименование Код На начало отчетного года (тыс. руб) На конец отчетного периода (тыс. руб)
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 470 150 475
Итого 490 10+150=160 10+475=485
Краткосрочные обязательства
Кредиторская задолженность 620=621+622+624+625 145+9+136+42=332 128+36+61+843=1068
Баланс 700=490+620 160+332=492 485+1068=1553

Пассив баланса.Раздел 3 «Капитал и резервы».

По строке 410 «Уставный капитал» показывается в соответствии с учредительными документами величина уставного (складочного) капитала организации. На начало отчетного периода, как и на конец отчетного периода, величина уставного капитала не изменялась и составила 10 тыс. руб.

По строке 470 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" отражается величина нераспределенной прибыли, на конец отчетного периода сумма составила 475 тыс. руб, а на начало отчетного периода 150 тыс. руб.

Раздел 5 «Краткосрочные обязательства»

По строке 620 «Кредиторская задолженность» отражают общую сумму кредиторской задолженности организации. Расшифровку приводят в строках 621-625. На начало отчетного периода сумма кредиторской задолженности равна 332 тыс. руб., на конец отчетного периода данная сумма увеличилась и составила 1068 тыс. руб.

По строке 621 показывается сумма задолженности поставщикам, подрядчикам за поступившие материальные ценности, выполненные работы, оказанные организации услуги. На начало отчетного периода величина задолженности поставщикам и подрядчикам составила 145 тыс. руб., на конец отчетного периода величина составила 128 тыс. руб.

По строке 622 «Задолженность перед персоналом организации» показываются начисленные, но еще не выплаченные суммы оплаты труда. На начало отчетного периода данная задолженность составила 9 тыс. руб., на конец отчетного периода – 36 тыс. руб.

По строке 624 «Задолженность по налогам и сборам» показывается задолженность организации по расчетам с бюджетом по налогам и сборам. На начало отчетного периода задолженность по налогам и сборам составила 3952 тыс. руб., на конец отчетного периода данная задолженность уменьшилась и составила 261 тыс. руб.

По строке 625 показывается величина кредиторской задолженности организации перед прочими кредиторами. На начало отчетного периода данная величина составляла 42 тыс. руб., на конец отчетного года она увеличилась и составила 843 тыс. руб.

Можно сделать вывод, что предприятие на данный момент рентабельно, т.к. убыток и задолженность по зарплате снизился по сравнению с прошлым годом, кредиторская задолженность также снизилась, хотя поставщикам и подрядчикам, задолженность по налогам и сборам увеличилась, но существенно уменьшилась задолженность прочим кредиторам.

Заключение

Как показывает время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны.

Подведя итоги нашей работы, можно сделать следующие выводы:

1. Малый бизнес обладает своими преимуществами и недостатками. Эти экономические особенности делают его перспективным в одних отраслях, например, наукоемких и тех, где требуется высококвалифицированная рабочая сила (это такие отрасли, как точное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, микробиология, медицинская промышленность, промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая и полиграфическая промышленность, пищевая промышленность) и неперспективным в других (ТЭК, т.к. в этой отрасли просто выгоднее монополии), что необходимо учесть при выработке стратегии его развития.

2. Малый бизнес оказывает большое влияние на экономику. Малый бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. По степени его развитости судят о гибкости экономики. В развитых странах доля малого бизнеса велика, в среднем 70%, в нашей стране этот показатель находится на гораздо более низком уровне около 30%.

3. Малое предпринимательство с помощью ценовой и неценовой конкуренции способствует стабилизации цен, научно-техническому прогрессу, улучшению качества продукции. Кроме того, оно создают значительное количество рабочих мест, снижая безработицу.

4. В России после перестройки малый бизнес начал активно развиваться. По мере его развития менялись стратегии бизнеса. Если сначала основной проблемой малого предпринимательства было выживание, то теперь оно решает проблемы более высокого ранга.

5. Основными проблемами малого бизнеса являются:

- Несовершенство налоговой системы: слишком высокие налоги снижают стимулы к действию и повышают стимулы к переходу в теневую экономику.

- Административные барьеры: сложность регистрации, юридического оформления. Проблемы возникают и из-за того, что права чиновника четко не оговорены и не ограничены по отношению к предпринимателям, а вопрос прав предпринимателей и обязанностей чиновника законодательно не урегулирован.

- Нехватка производственных помещений и оборудования, причем эта проблема усугубляется недостатком лизинговых компаний.

- Нехватка кредитов, в результате чего возникает теневое кредитование. Непривлекательным для кредиторов малый бизнес делают его специфические особенности, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке.

- Отсутствие квалифицированных кадров, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей

А также отмечается отрицательное влияние на малые предприятия таких явлений, как:

- Недостаток четкого правового регулирования любых взаимоотношений в бизнесе.

- Нестабильная экономическая обстановка, невозможность свободного ценообразования, т.е. цена продукции в меньшей степени определяется издержками производства, чем внешними факторами.

- Слабость действия механизма государственной поддержки, который направлен на предоставление помощи только определенному кругу организаций. Этот механизм формирует зависимость предприятий от государства.

6. При разработке механизмов поддержки малого предпринимательства важно:

- Не приводить в противоречие интересы государства и малого бизнеса.

- Способствовать установлению кооперационных связей малого и крупного бизнеса.

- Особое внимание уделить проблемам венчурного бизнеса.

- Осуществлять поддержку как на федеральном, так и на региональном уровнях.

- Усовершенствовать законодательство.

Развитие малого бизнеса - важная экономическая и политическая проблема. Необходима целостная системная методология развития малого бизнеса. Дело совсем не в бюджете и даже не в налогах. Дело в свободе, в правах, в отношениях государства к малому бизнесу.


Список использованной литературы.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1 4.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2.

3. «Деловой климат в России в оценках самого бизнеса»// Общество и экономика, 2008, № 1

4. 22 положения по бухгалтерскому учету. Сборник документов М.: Оме-га-Л, 2009.

5. Андреева И., Павлов К. «О критериях выделения малого и среднего бизнеса»// Общество и экономика, 2007, № 7

6. Андреева И., Павлов К. Малый и средний бизнес, М., 2008

7. Астахова Е.Ю., Сафонова И.В. Принципы и основы бухгалтерского учета. М.: Бухгалтерский учет, 2008.

8. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета. М.: Юнити, 2007.

9. Бочаров В.В. Финансовый анализ. СПб.: Питер, 2009

10. Булавина Л.Н., Кулиш Н.В. Финансовые результаты: бухгалтерский и налоговый учет: Учебное пособие. М.: ФиС, 2008.

11. Галиев А. "Тест на адекватность"// Эксперт, № 1-2, 15 января 2007.

12. Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Основы бухгалтерского учета: теория, практика, тесты. М.: ФиС, 2007.

13. Егоров Е.А. Экономика США. – М.: Издательский дом «Питер», 2006

14. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2008

15. Крейнина М.Н. Макроэкономика страны. М.: Дело и сервис, 2007

16. Леонтьев В.Е., Бочаров В.В. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2009.

17. Лиухто К. Влияние отраслевой принадлежности предприятия на его эффективность//Вопросы экономики, 2008 №1.

18. Мустафин А.Т., Кантарбаева А.К. «О распределении фирм по размерам»// Экономика и математические методы, том 36, №3, 2008

19. Новиков В., Шереги Ф. "Малое предпринимательство и банки: пути расходятся?"//Российский экономический журнал, 2009, № 9-10.

20. Самохвалова Ю.Н. Малый бизнес в России. М.: ДИС, 2007.

21. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. М.: Перспектива, 2008.

22. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/Под ред. Е.С.Стояновой.— М.: Изд-во «Перспектива», 2007

23. Шеремет А.Д., Сейфулин Р.С. Методика финансового анализа. .: ФиС, 2009.


[1] Андреева И., Павлов К. «О критериях выделения малого и среднего бизнеса», М., 2008

[2] Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/Под ред. Е.С.Стояновой.— М.: Изд-во «Перспектива», 2007

[3] Егоров Е.А. Экономика США. – М.: Издательский дом «Питер», 2006

[4] Леонтьев В.Е., Бочаров В.В. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2009.

[5] Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/Под ред. Е.С.Стояновой.— М.: Изд-во «Перспектива», 2007

[6] Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2008

[7] Андреева И., Павлов К. Малый и средний бизнес, М., 2008

[8] Мустафин А.Т., Кантарбаева А.К. «О распределении фирм по размерам»// Экономика и математические методы, том 36, №3, 2008

[9] Крейнина М.Н. Макроэкономика станы. М.: Дело и сервис, 2007

[10] Лиухто К. Влияние размера, возраста и отраслевой принадлежности предприятия на его эффективность//Вопросы экономики, 2008 №1.

[11] Самохвалова Ю.Н. Малый бизнес в России. М.: ДИС, 2007.

[12] Новиков В., Шереги Ф. "Малое предпринимательство и банки: пути расходятся?"//Российский экономический журнал, 2009, № 9-10.

[13] Галиев А. "Тест на адекватность"// Эксперт, № 1-2, 15 января 2007.

[14] Лиухто К. Влияние отраслевой принадлежности предприятия на его эффективность//Вопросы экономики, 2008 №1.

[15] 22 положения по бухгалтерскому учету. Сборник документов М.: Оме-га-Л, 2009.