Курсовая работа: Воспитание санитарно гигиенической культуры у детей подросткового возраста
Название: Воспитание санитарно гигиенической культуры у детей подросткового возраста Раздел: Рефераты по медицине Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: Воспитание санитарно-гигиенической культуры у детей подросткового возраста. План 1. Введение.......................................................................................... 3-4 2. Обзор литературы............................................................................. 5 3. Методика проведения и анализ практического исследования... 6-16 4. Заключение – резюме................................................................. 17-19 5. Выводы............................................................................................ 20 6. Список использованной литературы.............................................. 21
Стратегией развития Республики Казахстан "Казахстан-2030" государство определило одним из основных долгосрочных приоритетов сохранение здоровья и обеспечение благополучия граждан. В соответствии с подпунктом 8) статьи 44 Конституции Республики Казахстан, в целях улучшения состояния здоровья граждан Республики Казахстан и реализации их конституционных прав на охрану здоровья Президент Республики Казахстан Указом от 16 ноября 1998 года N 4153 утвердил Государственную программу "Здоровье народа" Программа включает меры краткосрочного (1998-1999 годы), среднесрочного (2000-2003 годы) и долгосрочного (2003-2008 годы) характера и соответствует основным принципам Стратегии Всемирной организации здравоохранения "Здоровье для всех в XXI веке". Цель Программы - улучшение состояния здоровья населения Казахстана, разработка и реализация краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов мероприятий, способствующих скорейшему выходу здравоохранения на качественно новый уровень предоставления медицинских услуг населению. Дошкольные учреждения, школы, профессионально-технические училища, средние специальные и высшие учебные заведения и другие учебно-воспитательные объединения, а также предприятия, являющиеся базой для трудового обучения и производственной практики, обязаны обеспечивать соблюдение санитарных правил и норм, гигиенических нормативов. Гигиеническое воспитание и обучение, направленное на повышение культуры населения и профилактику заболеваний, должно носить всеобщий, комплексный и непрерывный характер. Гигиеническое воспитание и обучение осуществляется: 1) в процессе воспитания детей, обучения школьников и подростков, студентов, подготовки и переподготовки специалистов различного профиля и уровня; 2) путем пропаганды медицинских и гигиенических знаний через средства массовой информации. Предприятия, учреждения, организации обязаны за счет собственных средств осуществлять профессиональную гигиеническую подготовку руководителей, специалистов и работников, деятельность которых связана: 1) с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды; 2) с воспитанием детей, обучением школьников и подростков; 3) с коммунально-бытовым обслуживанием населения; 4) с вредными веществами и неблагоприятными производственными факторами и процессами. Основными проблемами в воспитании санитарно-гигиенической культуры у детей подросткового возраста в настоящее время являются медицинские и социальные проблемы, а также существующие социальные условия. Воспитание санитарно-гигиенической культуры у детей подросткового возраста в основном возлагаются на родителей, педагогов, окружение и медперсонал. Повышается роль школы, семьи. Задачей обследования школ, является подтверждение статистического анализа, проведения анкетирования. Объектом исследования является – школа. Предметом исследования – беседа. Проведённый нами литературный поиск выявил, что по данной проблеме отмечается малое количество исследований, а обнаруженные публикации в основном касаются педагогических аспектов и меньше социальных и медицинских. В большинстве своём авторами найденных источников являются педагоги. Основные направления реформы общеобразовательной школы выдвигают перед органами здравоохранения новые задачи по охране и укреплению здоровья подрастающего поколения, подготовке его к дальнейшей трудовой деятельности. В решении этих задач особая роль отводится гигиене детей и подростков, их санитарно-гигиеническому воспитанию. В связи, с чем все больше возрастает роль медицинской сестры в вопросах воспитания санитарно-гигиенической культуры школьников подросткового возраста. Актуальность темы, объясняется проблемами не просто медицинскими, а методическими и концептуально больше медсестринскими. Поэтому целью настоящего исследования является: Определить роль школьной медсестры-менеджера в приобщении подростков к санитарной культуре, закреплении привитых ранее санитарно-гигиенических навыков. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) определить уровень здоровья по данным медицинской документации; 2) определить наличие и развитость гигиенической культуры у детей; 3) определить влияние условий проживания, социального статуса на наличие гигиенических навыков у детей; 4) определить влияние условий пребывания в школе на уровни здоровья обследованных детей; 5) что может сделать медсестра для повышения санитарной культуры у подростков? 2. Обзор литературыВ книге «Гигиена детей и подростков: Руководство для санитарных врачей/Авт.: Г. Н. Сердюковская, А. Г. Сухарев, Е. М. Белостоцкая и др.; Под ред. Г. Н. Сердюковской и А. Г. Сухарева.—М.: Медицина, 1986, 496 с., ил.», рассматриваются организационные основы санитарно-эпидемиологической службы по разделу гигиены детей и подростков, значение государственного санитарно-гигиенического надзора за работой детских и подростковых учреждений. Отдельные главы посвящены гигиеническим основам учебно-воспитательного режима, трудового обучения и профессионально-технического образования, а также гигиене физического воспитания, организации летней оздоровительной работы, гигиене питания, гигиеническому обучению и воспитанию детей и подростков. Даны гигиенические принципы планировки, строительства и оборудования разных типов детских и подростковых учреждений В руководствах изложены методические основы, содержание и задачи гигиены детей и подростков на современном этапе. Описаны система предупредительного и текущего санитарного надзора за учреждениями для детей и подростков. С новых позиций рассматриваются такие вопросы, как гигиена строительства, благоустройство и оборудование учреждений для детей и подростков, гигиена их обучения и воспитания, организация питания и летнего оздоровительного отдыха. Основное внимание в литературе уделено методическим приемам работы медицинской сестры при осуществлении предупредительного и текущего санитарного надзора. Рассматриваются вопросы организации государственного санитарного надзора за работой школьных учреждений. В литературе подробно освещены гигиенические аспекты трудового, политехнического и профессионального образования детей и подростков, а также медицинские аспекты воспитания школьников. Представлен новый материал по разработке системы оздоровительных мероприятий при обучении детей с 6 лет в подготовительных классах общеобразовательных школ, а также при обучении и воспитании детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья и развития. Так же излагаются методические подходы к изучению и гигиенической оценке организации физического воспитания, даны рекомендации суточной двигательной активности, закаливания детей и подростков. Таким образом, материалы литературы охватывают широкий круг наиболее существенных и актуальных проблем, имеющих серьезное значение для решения задачи государственной важности — воспитания физически здорового, гармонически развитого, санитарно гигиенически образованного молодого поколения. 3. Методика проведения и анализ практического исследования3.1. Результаты обследования городской школы №85. Инженерно-санитарные коммуникации в школе. 1. В школе №85 есть столовая. 2. Пища приготавливается в школьной кухне 3. В столовой есть умывальник для мытья рук перед едой. 4. В умывальнике есть тёплая вода. 5. На каждом этаже по 2 умывальника для мытья рук. 6. На каждом этаже по 2 туалета: один женский и один мужской. 7. В каждом туалете и в женском и в мужском по 4 очка. 8. На 1, 2, 3, этаже по 3 умывальника для мытья рук после посещения туалета. 9. Есть мыло для мытья рук. 10. Руки сушатся после мытья самостоятельно. 11. Питьевой режим осуществляется в столовой. 12. В школе есть постоянный медработник. 13. Наблюдение за привитием и поддержанием гигиенических навыков у детей осуществляется - санитарно-просветительной работой, методики Минздрава, ВОЗ, - классные часы, конференции, дискуссии, диспуты, - санпосты, сандружинники. 3. 2. Обследование сельской школы №30. 1. Школа маленькая, одноэтажное здание. 2. Столовой нет. 3. Питание осуществляется всухомятку. 4. Туалеты надворные: 1 мужской, 1 женский. 5. На всю школу один умывальник 6. Нет мыла для мытья рук. 7. В школе нет постоянной медсестры, но существует ФАП, где есть медсестра и врач на всё село. 8. Наблюдение за привитием и поддержанием гигиенических навыков у детей за 2000 год, проводилось на низком уровне. 3. 3. Анализ результатов обследования школ №85 и №30. В городской школе №85 инженерно-санитарные коммуникации соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, в отличие от сельской школы №30. Уровень наблюдения за привитием и поддержанием гигиенических навыков у детей в городской школе №85, также находится на должном уровне, в отличие от сельской школы №30, где фактически отсутствует эта работа, из-за отсутствия постоянной медицинской сестры. 3. 4. Распределение учеников по группам здоровья. Таблица №1. Анализ распределения учеников по группам здоровья в городской школе № 85.
В городской школе № 85 не обнаружено детей с IV и V группами здоровья, то есть, среди учащихся нет детей имеющих тяжёлые хронические заболевания. Однако около половины учащихся (54,5%), отнесены к I группе здоровья, а именно 58,3% - мальчиков и 41,7 % - девочек. Также, если остальные девочки имели II группу здоровья (43,8%), то мальчики составляют (38,9%), то есть ко II группе здоровья отнесено меньше половины учащихся (42,4). Но необходимо отметить, что в этой школе есть дети с III группой здоровья, то есть с хронической патологией из них, мальчики составляют (6,3%), а девочки (9,4%), а в общем они составляют (3,1%). Сравнительный анализ здоровья детей в исследованных школах №85 и №30 не проведён, из-за отсутствия сведений по группам здоровья в сельской школе, так как дети не наблюдаются медицинской сестрой.. 3. 5. Половозрастное распределение В исследовании участвовало 134 учащихся из двух школ от 12 до 15 лет, которые были разделены на возрастные группы 12-13 лет (36,4%) и 14-15 лет (63,6%). Среди них мальчиков было 49,3%, а девочек – 50,7%. Таблица №2. Половозрастное распределение детей подросткового возраста №83 и №30 школ.
В обоих школах большую часть представляли лица возрастной группы 14-15 лет (68,7%), и меньшую составляли дети 12-13 лет (31,3%). 3.6. Анкетирование. 1. Вопрос. Умываетесь ли вы утром после сна? а) Да – 1, б) нет – 2, в) иногда – 3.
Нами установлено, что подавляющее большинство детей (97,7%) умываются каждое утро, хотя 2,3% детей иногда не умываются. 2. Вопрос. Имеете ли вы индивидуальную зубную щётку? а) Да – 1, б) нет – 2.
При исследовании двух школ, по вопросу «имеете ли вы индивидуальную зубную щётку?», было выяснено, что многие учащиеся имеют индивидуальную зубную щётку. Среди них 99,3% ответили, что у них - «есть зубная щётка», а 0,7% ответили – «нет». 3. Вопрос. Чистите ли вы зубы?: а) Ежедневно 1 раз в день – 1, б) 2 раза в день – 2 в) 1 раз в неделю – 3 г) Не чищу – 4 д) Редко - 5
Все опрошенные дети чистят зубы. Совсем нечистящих зубы среди опрошенных нет. Однако, чистящих 2 раза в день с соблюдением всех норм и правил оказалось лишь около половины (50,7%), а редко чистящих 2,3%. 4. Вопрос. Делаете ли вы утреннюю гимнастику? а) ежедневно – 1 б) редко – 2; в) никогда – 3 Нами установлено, что учащиеся обеих школ делают утреннюю гимнастику очень редко. Хотя на один из вариантов ответа «ежедневно» в городской школе, среди опрошенных, составляют 13,2%, а сельской школе 12,1%. 5 Вопрос. Моете ли вы руки перед едой? а) да, всегда – 1, б) не всегда – 2 в) когда напоминают – 3, г) нет такой привычки – 4.
Выяснено, что в городской и сельской школе, 12,7% учащихся моют руки перед едой всегда, а не всегда – 63,4%, когда напоминают – 23,9%. 6 Вопрос. Моете ли вы руки после посещения туалета? а) да, всегда – 1, б) не всегда – 2 в) когда напоминают – 3, г) нет такой привычки - 4
Нами установлено, что учащиеся обеих школ моют руки всегда после посещения туалета 94%, из них по школе №85 –89,7%, а по школе №30 – 98,5%. Не всегда моют – 6% учащихся подросткового возраста. 7. Вопрос. Сколько раз в день вы принимаете пищу? а) 3 раза в день – 1, б) 4 раза в день - 2 в) как придётся – 3, г) 5 раз в день - 4
В целом по двум школам дети принимают пищу 3 раза в день 53% (№85 – 48,5%, а №30 – 57,6%), 4 раза в день - 32,8 %, как придётся - 12,7% , однако по №85 –17,6%, а по№ 30 – 7,6%, и 4 раза в день по 1,5%. 8. Вопрос. Имеете ли вы индивидуальную расчёску? а) да – 1, б) нет – 2 Имеют индивидуальную расчёску 77,6%,( по №85 – 73,5%, а по №30 – 81,8%, это показывает, что в сельской школе на 8,3% больше, чем в городской), не имеют 22,4% (№85 – 26,5%, а №30 – 18,2).
9. Вопрос. Имеете ли вы индивидуальное полотенце? а) да – 1, б) нет – 2
Имеют индивидуальное полотенце 71,6%, (по №85 – 69,1%, а по №30 – 74,3), это показывает, что в сельской школе на 5,2% больше, чем в городской, а не имеют 28,4% (№85 – 30,9%, а №30 – 25,7). 10. Вопрос. Как часто стрижете ногти? а) 1 раз в неделю – 1, б) 1 раз в месяц – 2 Нами установлено, что подростки стригут ногти 1 раз в месяц 85%, (по №85 школе – 82,4%, а по №30 школе – 87,9%), это показывает, что в сельской школе на 5,5% больше, чем в городской, а стригут 1 раз в месяц 15% (№85 – 17,6%, а №30 – 12,1%).
11. Вопрос. Как часто вы купаетесь? а) 1 раз в неделю – 1, б) 2 раза в неделю – 2, в) в 2 недели 1 раз –3, г) ещё реже –4 Нами установлено, что подростки купаются 2 раза в неделю 59%, (по №85 школе – 60,3%, а по №30 школе – 57,5%), это показывает, что в сельской школе на 2,8% меньше, чем в городской, из-за коммунальной благоустроенности города.
Моются 1 раз в неделю 39,6% ( по №85 школе – 38,2%, а по №30 школе – 41%). В две недели 1 раз по №30 школе 1 подросток – 0,7%, и ещё реже – по №85 школе 1 подросток – 0,7%. 12. Вопрос. Моете ли вы ноги перед сном? а) ежедневно – 1, б) 2 раза в неделю – 2, в) в неделю 1 раз –3, г) не мою –4.
Нами установлено, что подростки моют ноги ежедневно 67,9%, (по №85 школе – 69,1%, а по №30 школе – 66,7%), это показывает, что в сельской школе на 2,4% меньше, чем в городской, из-за коммунальной благоустроенности города. Моют ноги 2 раза в неделю 22,4% ( по №85 школе – 16,2%, а по №30 школе – 28,8%). В неделю 1 раз по №85 школе – 10,3%, а по №30 школе – 4,5%). Не моют ноги по №30 школе – нет, а по №85 школе 3 подростка – 2,2%. 13. Вопрос. Как часто меняете нательное бельё? а) каждый день – 1 б) через день – 2 в) в неделю 1 раз –3 г) редко –4
Нами установлено, что подростки меняют нательное бельё ежедневно 46,3%, (по №85 школе – 39,7%, а по №30 школе – 53%), это показывает, что в сельской школе на 13,3% больше, чем в городской. Меняют нательное бельё через день 39,6% ( по №85 школе – 38,2%, а по №30 школе – 41%). В неделю 1 раз 13,4% (по №85 школе – 20,6%, а по №30 школе – 6%). Редко меняют нательное бельё по №30 школе – нет, а по №85 школе 1 подросток – 0,7%. 14. Вопрос. Как часто меняете постельное бельё? а) в неделю 1 раз – 1, б) в месяц 1 раз – 2, в) редко – 3
Нами установлено, что подростки меняют постельное бельё 1 раз в неделю 82%, (по №85 школе – 92,6%, а по №30 школе – 71%), это показывает, что в сельской школе на 21,6% меньше, чем в городской. Меняют постельное бельё в месяц 1 раз 15% ( по №85 школе – 7,4%, а по №30 школе – 23%). Редко меняют постельное бельё по №85 школе – нет, а по №30 школе 4 подростка – 3%. 15. Вопрос. Когда у вас гости, приходится ли вам спать (с мамой, отцом, братом, с сестрой)? а) часто – 1, б) иногда – 2, в) нет – 3
Нами установлено, что подросткам не приходится спать (с мамой, отцом, братом, с сестрой) - 64,9%, (по №85 школе – 80,9%, а по №30 школе – 48,5%), это показывает, что в сельской школе на 32,4% меньше, чем в городской. Подросткам приходится спать (с мамой, отцом, братом, с сестрой) - 22,4% ( по №85 школе – 14,7%, а по №30 школе – 30,3%), это показывает, что в сельской школе на 15,6% больше, чем в городской. Часто приходится спать – 12,7% ( по №85 школе – 4,4%, а по №30 школе – 21,2%), это показывает, что в сельской школе на 16,8% чаще, чем в городской. 16. Вопрос. Участвуете ли вы в уборке квартиры? а) да – 1 б) иногда – 2 в) когда попросят – 3 г) если мне за это что-то дадут (деньги, подарок) – 4 д) нет - 5 Нами установлено, что подростки в основном самостоятельно участвуют в уборке квартиры - 78,4%, (по №85 школе – 82,3% (из них мальчики – 71,9%, а девочки активнее – 91,7%), а по №30 школе – 74,2%(из них мальчики – 61,2%, а девочки активнее – 85,7%)), это показывает, что в сельской школе на 9,1% меньше, чем в городской. Причем, мальчики из №85 школы 71,9% на 10,7% чаще чем мальчики из № 30 школы 61,2%, а так же девочки из городской школы №85 – 91,7% на 6,2% больше, чем девочки из сельской школы № 30 – 85,7%.
Подростки иногда участвуют в уборке квартиры - 10,4%, (по №85 школе – 5,9% ( мальчики – 12,5%, а девочки - нет), а по №30 школе – 15,2%(из них мальчики – 19,4%, а девочки – 11,4%)). Подростки участвуют в уборке квартиры когда попросят - 7,5%, (по №85 школе – 4,4% ( мальчики – 9,4%, а девочки - нет), а по №30 школе – 10,6%(из них мальчики – 19,4%, а девочки – 2,9%)). Подростки участвуют в уборке квартиры если им за это что-то дадут (деньги, подарок) - 3%, (по №85 школе – 5,9% ( мальчики – 3,1%, а девочки – 8,3%), а по №30 школе – нет Подростки не участвуют в уборке квартиры - 0,7%, (по №85 школе – 1,5% ( мальчики – 3,1%, а девочки – нет), а по №30 школе – нет. 17. Вопрос. Проветриваете ли вы свою комнату перед сном и после сна? а) да – 1, б) нет - 5
Нами установлено, что подростки проветривают свою комнату перед сном и после сна в большей половине случаев - 59,7%, (по №85 школе – 55,9%, а по №30 школе – 63,6%), это показывает, что в сельской школе на 7,7% больше, чем в городской. Подростки не проветривают свою комнату перед сном и после сна - 40,3%, (по №85 школе – 44,1%, а по №30 школе – 36,4%), это показывает, что в сельской школе на 7,7% меньше, чем в городской. 18. Вопрос. Моете ли вы овощи-фрукты перед употреблением? а) всегда мою – 1, б) редко - 5 , в) не мою –3
Нами установлено, что подростки в большей половине случаев моют овощи-фрукты перед употреблением - 88,1%, (по №85 школе – 86,7%, а по №30 школе – 89,4%), это показывает, что в сельской школе на 2,7% больше, чем в городской. Подростки редко моют овощи-фрукты перед употреблением - 11,2%, (по №85 школе – 13,3%, а по №30 школе – 9,1%), это показывает, что в сельской школе на 7,7% меньше, чем в городской. Никогда не моют овощи-фрукты перед употреблением по №85 школе – нет, а по №30 школе – 1 подросток. 4. Заключение – резюме.В городской школе №85 инженерно-санитарные коммуникации соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, в отличие от сельской школы №30. Уровень наблюдения за привитием и поддержанием гигиенических навыков у детей в городской школе №85, также находится на должном уровне, в отличие от сельской школы №30, где фактически отсутствует эта работа, из-за отсутствия постоянной медицинской сестры. В городской школе № 85 не обнаружено детей с IV и V группами здоровья, то есть, среди учащихся нет детей имеющих тяжёлые хронические заболевания. Однако около половины учащихся (54,5%), отнесены к I группе здоровья, а именно 58,3% - мальчиков и 41,7 % - девочек. Также, если остальные девочки имели II группу здоровья (43,8%), то мальчики составляют (38,9%), то есть ко II группе здоровья отнесено меньше половины учащихся (42,4). Но необходимо отметить, что в этой школе есть дети с III группой здоровья, то есть с хронической патологией из них, мальчики составляют (6,3%), а девочки (9,4%), а в общем они составляют (3,1%). Сравнительный анализ здоровья детей в исследованных школах №85 и №30 не проведён, из-за отсутствия сведений по группам здоровья в сельской школе, так как дети не наблюдаются медицинской сестрой.. В исследовании участвовало 134 учащихся из двух школ от 12 до 15 лет, которые были разделены на возрастные группы 12-13 лет (36,4%) и 14-15 лет (63,6%). Среди них мальчиков было 49,3%, а девочек – 50,7%. В обоих школах большую часть представляли лица возрастной группы 14-15 лет (68,7%), и меньшую составляли дети 12-13 лет (31,3%). Нами установлено, что подавляющее большинство детей (97,7%) умываются каждое утро, хотя 2,3% детей иногда не умываются При исследовании двух школ, по вопросу «Имеете ли вы индивидуальную зубную щётку?», было выяснено, что многие учащиеся имеют индивидуальную зубную щётку. Среди них 99,3% ответили, что у них - «есть зубная щётка», а 0,7% ответили – «нет». Все опрошенные дети чистят зубы. Совсем нечистящих зубы среди опрошенных нет. Однако, чистящих 2 раза в день с соблюдением всех норм и правил оказалось лишь около половины (50,7%), а редко чистящих 2,3%. Нами установлено, что учащиеся обеих школ делают утреннюю гимнастику очень редко. Хотя на один из вариантов ответа «ежедневно» в городской школе, среди опрошенных, составляют 13,2%, а сельской школе 12,1%. Выяснено, что в городской и сельской школе, 12,7% учащихся моют руки перед едой всегда, а не всегда – 63,4%, когда напоминают – 23,9%. Нами установлено, что учащиеся обеих школ моют руки всегда после посещения туалета 94%, из них по школе №85 –89,7%, а по школе №30 – 98,5%. Не всегда моют – 6% учащихся подросткового возраста. В целом по двум школам дети принимают пищу 3 раза в день 53% (№85 – 48,5%, а №30 – 57,6%), 4 раза в день - 32,8 %, как придётся - 12,7% , однако по №85 –17,6%, а по№ 30 – 7,6%, и 4 раза в день по 1,5%. Имеют индивидуальную расчёску 77,6%, (по №85 – 73,5%, а по №30 – 81,8%, это показывает, что в сельской школе на 8,3% больше, чем в городской), не имеют 22,4% (№85 – 26,5%, а №30 – 18,2). Имеют индивидуальное полотенце 71,6%, (по №85 – 69,1%, а по №30 – 74,3), это показывает, что в сельской школе на 5,2% больше, чем в городской, а не имеют 28,4% (№85 – 30,9%, а №30 – 25,7). Нами установлено, что подростки стригут ногти 1 раз в месяц 85%, (по №85 школе – 82,4%, а по №30 школе – 87,9%), это показывает, что в сельской школе на 5,5% больше, чем в городской, а стригут 1 раз в месяц 15% (№85 – 17,6%, а №30 – 12,1%). Нами установлено, что подростки купаются 2 раза в неделю 59%, (по №85 школе – 60,3%, а по №30 школе – 57,5%), это показывает, что в сельской школе на 2,8% меньше, чем в городской, из-за коммунальной благоустроенности города. Моются 1 раз в неделю 39,6% ( по №85 школе – 38,2%, а по №30 школе – 41%). В две недели 1 раз по №30 школе 1 подросток – 0,7%, и ещё реже – по №85 школе 1 подросток – 0,7%. Нами установлено, что подростки моют ноги ежедневно 67,9%, (по №85 школе – 69,1%, а по №30 школе – 66,7%), это показывает, что в сельской школе на 2,4% меньше, чем в городской, из-за коммунальной благоустроенности города. Моют ноги 2 раза в неделю 22,4% ( по №85 школе – 16,2%, а по №30 школе – 28,8%). В неделю 1 раз по №85 школе – 10,3%, а по №30 школе – 4,5%). Не моют ноги по №30 школе – нет, а по №85 школе 3 подростка – 2,2%. Нами установлено, что подростки меняют нательное бельё ежедневно 46,3%, (по №85 школе – 39,7%, а по №30 школе – 53%), это показывает, что в сельской школе на 13,3% больше, чем в городской. Меняют нательное бельё через день 39,6% ( по №85 школе – 38,2%, а по №30 школе – 41%). В неделю 1 раз 13,4% (по №85 школе – 20,6%, а по №30 школе – 6%). Редко меняют нательное бельё по №30 школе – нет, а по №85 школе 1 подросток – 0,7%. Нами установлено, что подростки меняют постельное бельё 1 раз в неделю 82%, (по №85 школе – 92,6%, а по №30 школе – 71%), это показывает, что в сельской школе на 21,6% меньше, чем в городской. Меняют постельное бельё в месяц 1 раз 15% ( по №85 школе – 7,4%, а по №30 школе – 23%). Редко меняют постельное бельё по №85 школе – нет, а по №30 школе 4 подростка – 3%. Нами установлено, что подросткам не приходится спать (с мамой, отцом, братом, с сестрой) - 64,9%, (по №85 школе – 80,9%, а по №30 школе – 48,5%), это показывает, что в сельской школе на 32,4% меньше, чем в городской. Подросткам приходится спать (с мамой, отцом, братом, с сестрой) - 22,4% ( по №85 школе – 14,7%, а по №30 школе – 30,3%), это показывает, что в сельской школе на 15,6% больше, чем в городской. Часто приходится спать – 12,7% ( по №85 школе – 4,4%, а по №30 школе – 21,2%), это показывает, что в сельской школе на 16,8% чаще, чем в городской. Нами установлено, что подростки в основном самостоятельно участвуют в уборке квартиры - 78,4%, (по №85 школе – 82,3% (из них мальчики – 71,9%, а девочки активнее – 91,7%), а по №30 школе – 74,2%(из них мальчики – 61,2%, а девочки активнее – 85,7%)), это показывает, что в сельской школе на 9,1% меньше, чем в городской. Причем, мальчики из №85 школы 71,9% на 10,7% чаще, чем мальчики из № 30 школы 61,2%, а так же девочки из городской школы №85 – 91,7% на 6,2% больше, чем девочки из сельской школы № 30 – 85,7%. Подростки иногда участвуют в уборке квартиры - 10,4%, (по №85 школе – 5,9% (мальчики – 12,5%, а девочки - нет), а по №30 школе – 15,2%(из них мальчики – 19,4%, а девочки – 11,4%)). Подростки участвуют в уборке квартиры когда попросят - 7,5%, (по №85 школе – 4,4% ( мальчики – 9,4%, а девочки - нет), а по №30 школе – 10,6%(из них мальчики – 19,4%, а девочки – 2,9%)). Подростки участвуют в уборке квартиры если им за это что-то дадут (деньги, подарок) - 3%, (по №85 школе – 5,9% ( мальчики – 3,1%, а девочки – 8,3%), а по №30 школе – нет Подростки не участвуют в уборке квартиры - 0,7%, (по №85 школе – 1,5% ( мальчики – 3,1%, а девочки – нет), а по №30 школе – нет. Нами установлено, что подростки проветривают свою комнату перед сном и после сна в большей половине случаев - 59,7%, (по №85 школе – 55,9%, а по №30 школе – 63,6%), это показывает, что в сельской школе на 7,7% больше, чем в городской. Подростки не проветривают свою комнату перед сном и после сна - 40,3%, (по №85 школе – 44,1%, а по №30 школе – 36,4%), это показывает, что в сельской школе на 7,7% меньше, чем в городской. Нами установлено, что подростки в большей половине случаев моют овощи-фрукты перед употреблением - 88,1%, (по №85 школе – 86,7%, а по №30 школе – 89,4%), это показывает, что в сельской школе на 2,7% больше, чем в городской. Подростки редко моют овощи-фрукты перед употреблением - 11,2%, (по №85 школе – 13,3%, а по №30 школе – 9,1%), это показывает, что в сельской школе на 7,7% меньше, чем в городской. Никогда не моют овощи-фрукты перед употреблением по №85 школе – нет, а по №30 школе – 1 подросток. 5. ВыводыВ последние годы наука и практика в области здравоохранения обогатились фундаментальными исследованиями, посвященными изучению состояния здоровья, закономерностей роста и развития детей и подростков, научному обоснованию учебной, трудовой и спортивной деятельности. Разработаны новые гигиенические подходы и требования к строительству и благоустройству детских и подростковых учреждении. Обновились соответствующие официальные материалы нормативного характера. В работе проведён обзор литературы по вопросу воспитания санитарно-гигиенической культуры у детей подросткового возраста. А также обследованы городская школа №85 и сельская школа №30 по вопросам их инженерно-санитарных коммуникаций. Проведён анализ результатов обследования школ №85 и №30, изучено распределение учеников по группам здоровья, определено половозрастное распределение, проведено анкетирование этих школ по вопросам санитарно-гигиенического воспитания. В результате обследования определено, в городской школе №85 инженерно-санитарные коммуникации соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, в отличие от сельской школы №30. Уровень наблюдения за привитием и поддержанием гигиенических навыков у детей в городской школе №85, также находится на должном уровне, в отличие от сельской школы №30, где фактически отсутствует эта работа, из-за отсутствия постоянной медицинской сестры. Однако по некоторым показателям санитарно-гигиенических навыков подростки сельской школы №30 имеют лучшие показатели, (хотя у них и нет постоянной медицинской сестры и хуже инженерно-санитарные коммуникации) благодаря санитарно-гигиеническому воспитанию школы, учителей, родителей, сельского окружения. В городской школе № 85 не обнаружено детей с IV и V группами здоровья, то есть, среди учащихся нет детей имеющих тяжёлые хронические заболевания. Основные направления реформы общеобразовательной школы выдвигают перед органами здравоохранения новые задачи по охране и укреплению здоровья подрастающего поколения, подготовке его к дальнейшей трудовой деятельности. В решении этих задач особая роль отводится гигиене детей и подростков, их санитарно-гигиеническому воспитанию. В связи, с чем все больше возрастает роль медицинской сестры в вопросах воспитания санитарно-гигиенической культуры школьников подросткового возраста, роль школьной медсестры-менеджера в приобщении подростков к санитарной культуре, закреплении привитых ранее санитарно-гигиенических навыков подростков на данном этапе, из-за медицинских и социальных проблем, а также существующих социальных условий и экологии. 6 . Список использованной литературы1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. (с изменениями от 7 октября 1998 г.) 2. Закон Республики Казахстан от 19 мая 1997 года N 111-1 Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан (с изменениями и дополнениями, внесенными Законами РК от 1.07.98 г. N 259-1; от 17.12.98 г. N 325-1; от 7.04.99 г. N 374-1; от 22.11.99 г. N 484-1 (вступают в силу с 1.01.2000)) 3. Указ Президента Республики Казахстан от 28 января 1998 г. N 3834 О мерах по реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года (внесены изменения Указами Президента РК от 7.09.99 г. N 206; от 17.02.00 г. N 344) 4. Справочник практического врача. Под ред. Вельтищева Ю. В. Медицина. М. В 2-х томах. 1990 г. 5. Задворская А. Б. Справочник медицинской сестры. В 2-х т. 1998 г. 6. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков. Под ред. Кардашенко В. Н. М. Медицина. 1983 г. – 264 с. 7. Lemon/лимон. Учебные материалы по сестринскому делу. Проект ВОЗ по обеспечению материалов для медсестер в странах Центральной и Восточной Европы и в новых независимых государствах (на территории бывшего СССР). 2000 г. 8. Мухина С. А., Тарновская И. И. Теоретические основы сестринского дела: Учебное пособие. В 2 частях. Ч. I.-M.: 1996.-184 с., ил. - (Учеб. лит. для учащихся мед. училищ). 9. Научные теории в сестринской деятельности 1999 г. 10. Сафонова А. Г. Учебное пособие для подготовки медицинских сестер. 3-е изд. М. Медицина. 1979 г. 655 с. 11. Гигиена детей и подростков. Учебник под ред. Сердинской Г. Н. М.: Медицина. 1989 г. – 320 с. 12. Справочник терапевта. Алма-Ата. Кайнар. – 1981 г. – 656 с. 13. Справочник фельдшера. В 2-х томах. М. Медицина. 1990 г. 14. Теоретические основы сестринского дела.-В кн.: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела, 1993.—с. 30. 15. Харди И. Врач, сестра, больной.—Академия наук Венгрии, 1981.-С. 25-96. 16. Элконин Б. Л. и др. Неотложная диагностика и терапия.—Л.: Медицина, 1987. С. 38-45. |