Курсовая работа: Анализ страхового рынка и перспектив его развития

Название: Анализ страхового рынка и перспектив его развития
Раздел: Рефераты по банковскому делу
Тип: курсовая работа

Курсовая Страховой рынок, перспективы его развития

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. СТРАХОВОЙ РЫНОК КАК ФИНАНСОВЫЙ КОНСТРУКТ. 5
1.1. История возникновения страхования. 5
1.2. Страхование в системе финансовой деятельности государства. 8
1.3. Современный страховой рынок Российской Федерации. 12
ГЛАВА II. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В РОССИИ.. 20
2.1. Возможности выявления перспектив развития страхования в России. 20
2.2. Возможности роста спроса на страхование в России. 22
2.2.1. Природные ограничения роста спроса на страхование. 22
2.2.2. Социально-экономические ограничения спроса на страхование. 23
2.2.3. Привлекательная для инвесторов область страхования. 26
2.3. Перспективы развития страхового рынка России. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
БИБЛИОГРАФИЯ.. 37

ВВЕДЕНИЕ


Целью данной курсовой работы является анализ страхового рынка и перспектив его развития.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть страховой рынок как финансовый конструкт.
3. Проанализировать перспективы развития страхового рынка в России.
Предмет исследования: анализ страхового рынка и перспектив его развития.
Объект исследования: страховой рынок.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что страхование повышает инвестиционный потенциал и дает возможность увеличить состояние и богатство нации. Это чрезвычайно важно для российской экономики, которая на настоящий момент всё ещё пребывает в сложном положении.
Страхование - отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных доходов, формируемых из уплаченных ими страховых взносов (страховых премий). Указанные отношения урегулированы нормами права и приобретают форму правоотношения, субъекты которого обладают юридическими правами и обязанностями.
Страхование так же - это особый механизм рыночной экономики, который способствует «сглаживанию» негативных экономических положений, а также является потенциальным инвестором, способным вкладывать реальный капитал в развитие отечественной индустрии. Страхование как один из институтов финансовой системы государства, который составляют финансовые отношения, образующиеся в процессе формирования и использования страховых фондов, является предметом правового регулирования финансового права.
Следует отметить, что необходимость формирования надежного, эффективного механизма страховой защиты - это проблема не только расширения деятельности страховых организаций. Это задача современного общества в целом, один из непременных факторов рыночной экономики, какую бы ориентацию она ни выбирала. Социальная направленность экономики предъявляет требования к определенной структуре форм и видов страхования.


ГЛАВА I. СТРАХОВОЙ РЫНОК КАК ФИНАНСОВЫЙ КОНСТРУКТ

1.1. История возникновения страхования


Конфликтное взаимодействие и противоборство различных сил природного и общественного характера в своей совокупности в процессе воспроизводства создают объективные условия для возникновения риска, т. е. проявления негативных последствий, имеющих случайный характер. Именно поэтому страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организации и государства является необходимым звеном социально-экономической системы общества.
Корни страхования лежат в глубокой древности. Исследователи, анализируя творчество Цицерона, Тита Ливия, пришли к выводу, что страхование применялось еще в Древнем Риме. С XIV в. страхование становится одним из направлений, сфер деятельности коммерческих страховых организаций. Целью таких организаций было «распределение убытков» и получение «прибыли от страховых операций».
В Российской империи первая специализированная страховая организация была создана в XVIII в. при Государственном заемном банке (создан в 1776 г.) - страховая контора для страхования товаров и строений от огня.
Инициативу создания страхового учреждения в Российской империи взял на себя петербургский банкир Л. И. Штиглиц при непосредственном участии председателя Департамента Государственной экономии графа Н.С. Мордвинова. И в 1827 г. Российское страховое от огня общество с объявленным капиталом в 10 млн. руб. начало свою деятельность. Это общество просуществовало в России 90 лет и внесло крупный вклад в становление страхового дела. У общества было надежное финансовое положение и устойчивые доходы. Кроме того, правительство даровало этому обществу исключительные привилегии: 20-летнюю монополию на совершение страховых операций в Санкт-Петербурге, Москве, губерниях Санкт-Петербургской, Московской, Лифляндской, Курляндской, Эстлендской и в Одессе, а также освобождение от всех налогов за исключением пошлин в 25 коп. с каждой 1000 руб. страховой суммы [1].
В 1835 г. возникло второе Российское страховое от огня общество, также получившее от правительства льготы - 12-летнюю монополию в 40 губерниях, которое также просуществовало до 1918 г.
Необходимость создания страховых обществ была продиктована самой жизнью. Стихия жестоко разоряла собственников (вспомним хотя бы пожар в Москве 1812 г.). Погорелец становился некредитоспособным лицом, и соответственно страдало банковское дело, риск которого носил чрезмерный характер. В результате появились такие страховые общества, как: товарищество «Саламандра», акционерные страховые общества «Русское», «Коммерческое», «Варшавское», «Русский Ллойд», «Северное», «Якорь», «Волга» и др.
В 1835 г. в империи было организовано личное страхование (акционерное страховое общество «Жизнь»), к 1839 г. - страхование животных, в 1831 - страхование от града в Прибалтийском крае. Для удовлетворения потребностей судовладельцев в страховании морских и речных судов на случай гибели или повреждения во время транспортировки грузов в 1844 г. было учреждено Российское общество морского, речного и сухопутного страхования.
Работа акционерных страховых обществ в Российской империи до начала 90-х гг. XIX в. строилась на основе Положения об акционерных торговых и промышленных компаниях, принятого Государственным Советом. В 1894 г. вышло в свет Положение о надзоре за деятельностью страховых учреждений и обществ, установившее правительственный надзор за страховым делом, а при Хозяйственном департаменте Министерства внутренних дел были созданы Страховой комитет и Страховой отдел. Это укрепило страховую систему страны, дало импульс к ее дальнейшему развитию.
Российское законодательство начала XX в. регулировало величину отчислений в резервы в размере не ниже 40% от полученных за год премий. На конец 1915 г. в целом по отечественным акционерным и иностранным страховым обществам величина резервов премий составляла около 340 млн. руб. Из них резервы премий по личному страхованию равнялись 260 млн. руб., по имущественному - около 80 млн. руб.
В 1918 г. правительство РСФСР национализировало страховое дело, аннулировало страховые договоры, в том числе полисы по личному страхованию.
Страхование в России начало возрождаться только в условиях НЭПА в 20-е гг. Монополия страхования теперь уже принадлежала государству в соответствии с декретом Совнаркома «Об организации страхового дела в Российской Республике 1918 г.» в лице Госстраха, созданного в 1921 г., который находился сначала в ведении Наркомфина, а затем Министерства финансов. Отчисления Госстраха в бюджет государства составляли 95% суммы ежегодной прибыли.
В 1947 г. из состава Госстраха было выделено в качестве самостоятельного юридического лица Управление иностранного страхования СССР (Ингосстрах). Госстрах СССР концентрировал свою деятельность в сфере организации страховой защиты в основном агропромышленного комплекса страны, а также имущественных интересов физических лиц, а Ингосстрах - в сфере обеспечения страхового покрытия внешнеторговых обязательств государства [2].
В результате перехода экономики страны на рыночные отношения, развития предпринимательской деятельности, расширения круга товарных и обменных операций в подходах государства к регулированию страхования и организации страхового дела произошли коренные изменения. Для функционирования страховых организаций и компаний, в том числе и негосударственных, были созданы новые условия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ


[1] Юлдашев Р.Т. Страховой бизнес. Словарь-справочник. М., 2005. с 173.
[2] Шиминова М.Я. Основы страхового права России. М., 2004 с 47 - 49.