Реферат: Оффенбах, Жак
Название: Оффенбах, Жак Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат |
Введение Жак Оффенба́х (фр. Jacques Offenbach ; 20 июня 1819(18190620), Кёльн — 5 октября 1880, Париж) — французский композитор и музыкант, основоположник и наиболее яркий представитель французской оперетты. «Оффенбах был — как ни громко это звучит — одним из одарённейших композиторов XIX века»[1]. 1. Биография Родился в семье синагогального кантора Исаака-Иегуды Эбершта (Eberst ) из немецкого города Оффенбаха. В 1802 году Эбершт переселился в предместье Кёльна и сменил фамилию на «Оффенбах». В Кёльне, в 1819 году, у него появился сын, получивший имя Якоб. Очевидная музыкальная одарённость мальчика побудила отца привезти 14-летнего Якоба в Париж (1833); французское произношение его имени (Жакоб ) вскоре сократилось до Жак . В Париже Оффенбах учился в консерватории игре на виолончели у Луиджи Керубини. Хотя устав консерватории запрещал приём иностранцев, но, прослушав игру Жака, Керубини пошёл на нарушение устава.[2] Из-за финансовых трудностей Жак смог проучиться чуть больше года, но этого было достаточно, чтобы стать виртуозом игры на этом инструменте; позднее Оффенбах выступал вместе с выдающимися пианистами (Антон Рубинштейн, Ференц Лист, Феликс Мендельсон и др.). Первоначально Оффенбах планировал играть и сочинять «серьёзную» музыку. Его любимым композитором был Гектор Берлиоз. Он мечтал стать автором замечательной оперы; эта мечта осуществится только посмертно. Сначала парижская «Комическая опера» (где он во время учёбы подрабатывал в оркестре), а потом и другие театры, отказываются от услуг молодого, никому не известного композитора. Тогда Оффенбах и Фридрих фон Флотов организуют инструментальный дуэт и с успехом выступают в парижских салонах. Постепенно он приобретает известность, и в 1839 году Оффенбаху впервые удаётся поставить водевиль со своей музыкой (в театре Пале-Рояль ). 1844: Оффенбах принимает католицизм, чтобы жениться на Эрмини д’Алькен (Herminie d’Alcain ), дочери испанского эмигранта-оппозиционера. Супруги прожили совместно 36 лет, у них родились четыре дочери. И. И. Соллертинский отмечает, что участие в сочинении легкомысленных оперетт не мешало Оффенбаху быть верным и любящим супругом.[1] 1847: получает место дирижёра во Французском Театре (Théâtre-Français ). К этому времени относятся его небольшие легкие ариетты, написанные на сюжеты из басен Лафонтена. Сотрудничает с театром Флоримона Эрве. Понемногу его исключительный мелодический дар находит признание. В 1850 году Оффенбах становится штатным композитором прославленного мольеровского театра «Французская комедия» (Comédie-Française ). 1855: год рождения жанра оперетты. Оффенбах открывает маленький театр, под названием «Буфф-Паризьен» (Bouffes-Parisiens ) и ставит там целый ряд небольших оперетт. Благодаря достоинствам музыки, умелому выбору актёров и либреттистов (чаще всего пьесы пишут Мельяк, Галеви, Кремье), многие постановки имеют большой успех. Весь Париж напевает мелодии Оффенбаха. Уильям Теккерей, посетивший Париж в этом году, сказал: «Если в сегодняшнем французском театре что-нибудь имеет будущее, то это Оффенбах».[3] 1858: сняты ограничения, по которым театр Оффенбаха имел право выводить не более четырёх персонажей и ставить только одноактные пьесы. Оффенбах ставит масштабный спектакль «Орфей в аду». Художником-оформителем «Орфея» стал молодой Гюстав Доре.[3] Враждебные критические статьи только повышают популярность оперетты; приходит международный успех. За «Орфеем» последовало около сотни оперетт, из которых наибольшую популярность заслужили: · Женевьева Брабантская (1859) · Песенка Фортунио (1861, по новелле Альфреда де Мюссе) · Прекрасная Елена (1864), наиболее известный шедевр композитора · Синяя Борода (1866) · Парижская жизнь (1866) · Великая герцогиня Герольштейнская (1867) · Перикола (1868) · Трапезундская принцесса (1869) · Разбойники (1869) Оперетты Оффенбаха ставились повсюду в мире. Под его влиянием и по его совету Иоганн Штраус создал новый центр опереточного искусства — в Вене. Кульминацией успеха Оффенбаха стала Всемирная выставка 1867 года в Париже. Маленький театр с трудом вмещал многочисленных гостей, в том числе монархов, видных политиков и других знаменитостей. 1870: франко-прусская война. Театр Буфф закрыт и отведен под лазарет. Оффенбах подвергается травле с обеих сторон: французские газеты обвиняют его в симпатиях к Германии, а немецкие — в предательстве. Оффенбах на год покидает Францию, путешествует по Европе. По возвращении в Париж (1871) правые круги обвиняют его в насаждении аморализма, подрыве национальной идеи, высмеивании монархии, религии, армии и других святынь, что, по их мнению, способствовало позорному поражению Франции. Либреттисты Мельяк и Галеви покидают Оффенбаха и переходят к Лекоку. 1875: Оффенбах вынужден объявить о своём банкротстве. 1876: Оффенбах гастролирует по США и имеет огромный успех. 1878: новая оперетта, «Мадам Фавар», хорошо принята парижанами. Несмотря на ухудшение здоровья и переутомление, Оффенбах начинает работу над давно задуманной лирико-романтической оперой «Сказки Гофмана» (по мотивам произведений Э. Т. А. Гофмана). «Торопитесь поставить мою оперу, у меня немного времени» — писал композитор директору «Комической оперы» Леону Карвальо. Оффенбах написал всю партитуру, завершил оркестровку пролога и первого акта, но довести до конца второй акт уже не успел. В 1880 году Оффенбах умер от приступа удушья. Иоганн Штраус отменил гастроли и приехал в Париж попрощаться с другом. Оффенбах похоронен на кладбище Монмартра, в Париже. Оставшиеся детали оперы «Сказки Гофмана» завершил его друг, Эрнест Гиро (Ernest Guiraud ), известный также редактированием оперы Бизе «Кармен». Гиро вставил в оперу несколько фрагментов из других произведений Оффенбаха, в том числе знаменитую «Баркаролу» (написанную для «Ундины»). Премьера оперы состоялась в 1881 году, в театре «Комическая опера», где некогда начинал молодой Оффенбах. «Сказки Гофмана» были восторженно приняты публикой и пользуются успехом до сих пор. 2. Творчество Оперетты Оффенбаха, остроумные и жизнерадостные, наполненные красочной музыкой, то лиричной, то каскадной, были чрезвычайно популярны во всей Европе. Лучшие из них ставятся по сей день. В оперную классику вошла и «лебединая песня» Оффенбаха — «Сказки Гофмана». Список основных произведений Оффенбаха: 1847 · Большой концерт для виолончели с оркестром (Grand Concerto pour violoncelle et orchestre ) 1853 · Пепито 1855 · Двое слепых (Les Deux Aveugles ), оперетта · Белая ночь (Une nuit blanche ), комическая опера · Скрипач (Le Violoneux ), оперетта · Батаклан (Ba-ta-clan ), оперетта · Перинетта · Войдите, господа и дамы · Госпожа бабочка · Арлекин-цирюльник · Пьеро-клоун · Полишинель в свете 1856 · Тромб-Аль-Казар (Tromb-al-ca-zar ), оперетта · Роза из Сан-Флера (La Rose de Saint-Flour ), оперетта · Финансист и сапожник (Le Financier et le Savetier ), оперетта-буфф · Конфеты на крестины · Шестьдесят шестой · Пастушки Ватто · Детская бонна 1857 · Крокефер (Croquefer ou le Dernier des paladins ), оперетта-буфф · Dragonette, оперетта-буфф · Вечерний ветер (Vent du Soir ou L’horrible Festin ), оперетта-буфф · Девушка, разыгранная в лотерею (Une demoiselle en loterie ), оперетта-буфф · Свадьба при фонарях (Le Mariage aux lanternes ), оперетта · Два рыболова (Les Deux Pêcheurs ou le Lever du soleil ), оперетта · Белая ночь · Три поцелуя дьявола 1858 · Кошка, превращённая в женщину (La Chatte métamorphosée en femme ), одноактная комическая опера · Дамы рынка (Mesdames de la Halle ), оперетта-буфф · Орфей в аду (Orphée aux Enfers ), оперетта-буфф; новая редакция: 1874 · Маленькие пророки 1859 · Маркитантки Великой армии (Les Vivandières de la Grande Armée ), оперетта · Женевьева Юрабантская (Geneviève de Brabant ), оперетта-буфф; новая редакция: 1875 · Муж на пороге 1860 · Дафнис и Хлоя (Daphnis et Chloé ), оперетта · Мотылёк (Le Papillon ), балет с пантомимой · Баркуф (Barkouf ), оперетта-буфф 1861 · Песенка Фортунио (La Chanson de Fortunio ), комическая опера, по новелле Альфреда де Мюссе) · Мост вздохов (Le Pont des soupirs ), оперетта-буфф · Комический роман (Le Roman comique ), оперетта-буфф · Господин Шуфлери · Аптекарь и парикмахер; новая редакция: 1874 1862 · Болтуны (Les Bavards ), оперетта-буфф · Жаклин · Господин и госпожа Дени · Путеществие господ Дюнанан с сыном 1863 · Лизхен и Фрицхен (Lischen et Fritzchen ), оперетта 1864 · Влюблённый певец (L’Amour chanteur ), оперетта · Рейнская ундина (Die Rheinnixen (Les Fées du Rhin) ), романтическая опера · Прекрасная Елена (La Belle Hélène ), оперетта-буфф · Грузинки · Синьор Фагот · Жанна плачет, Жан смеётся (Jeanne qui pleure et Jean qui rit ), оперетта 1865 · Пастушки (Les Bergers ), комическая опера · Косколетто · Король летней ночи 1866 · Синяя Борода (Barbe-Bleue ), оперетта-буфф · Парижская жизнь (La Vie parisienne ), оперетта-буфф 1867 · Герцогиня Герольштейнская (La Grande-Duchesse de Gérolstein ), оперетта-буфф · Отпуск на десять часов (La Permission de dix heures ), комическая опера · Робинзон Крузо (Robinson Crusoé ), комическая опера · Замок Тото · Урок пения 1868 · Остров Тюлипатан (L'Île de Tulipatan ), оперетта-буфф · Перикола (La Périchole ), оперетта-буфф; новая редакция: 1874 · Волшебная дудочка 1869 · Дива (La Diva ), оперетта-буфф · Трапезундская принцесса (La Princesse de Trébizonde ), оперетта-буфф · Разбойники (Les Brigands ), оперетта-буфф · Вер-Вер, или Похождения попугая (Vert-vert ), комическая опера · Какаду 1870 · Романс о розе 1871 · Снежный шар (Boule de neige ), оперетта-буфф 1872 · Король-морковь (Le Roi Carotte ), оперетта-буфф · Фантазио (Fantasio ), комическая опера · Цветочек (Fleurette ), оперетта · Чёрный корсар · Сплетня 1873 · Браконьеры (Les Braconniers ), оперетта-буфф · Яблоко раздора (Pomme d’Api ), оперетта · Прекрасная парфюмерша 1874 · Багатель (Bagatelle ), комическая опера · Мадам д’Аршидюк (Madame l’Archiduc ), оперетта-буфф 1875 · Булочница (La Boulangère a des écus ), оперетта-буфф · Креолка (La Créole ), оперетта-буфф · Путешествие на Луну (Le Voyage dans la Lune ), феерия · Кремовый торт (Tarte à la Crème ), пьеса · Виттингтон и его кошка 1876 · Пьеретта и Жако (Pierrette et Jacquot ), оперетта · Бутылка молока (La Boîte au lait ), оперетта-буфф 1877 · Доктор Окс (Le Docteur Ox ), оперетта-буфф · Ярмарка в Сен-Лоране (La Foire Saint-Laurent ), оперетта-буфф 1878 · Мадам Фавар (Madame Favart ), комическая опера · Мэтр Перонилла 1879 · Марокканка (La Marocaine ), оперетта-буфф · Дочь тамбур-мажора (La Fille du tambour-major ), комическая опера 1880, посмертно · Прекрасная Луретта (Belle Lurette ), комическая опера 1881, посмертно · Сказки Гофмана (Les Contes d’Hoffmann ), фантастическая опера · Мадемуазель Мушерон (Mademoiselle Moucheron ), оперетта-буфф Ссылки · Жак Оффенбах: Ноты произведений на International Music Score Library Project Список литературы: 1. Соллертинский И. И. Оффенбах. М., Гос. музык. изд-во, Библиотечка любителя музыки, 1962. 2. Владимирская А. Р. Звёздные часы оперетты, 1-е издание, стр. 24. 3. Владимирская А. Р. Звёздные часы оперетты, 1-е издание, стр. 27-28. Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Оффенбах,_Жак |