Доклад: Индуктивное умозаключение
Название: Индуктивное умозаключение Раздел: Рефераты по философии Тип: доклад |
Индукция (от лат. inductio - наведение) - это такое умозаключение, в котором вывод представляет собой знание обо всем классе предметов, полученное в результате исследования отдельных представлений этого класса. Мыслительный процесс в индуктивном умозаключении идет по схеме: Предметы А, В, С, Д имеют одинаковый признак Р; А, В, С, Д принадлежат к одному классу S. Следовательно, все S есть Р. Содержание этой схемы таково: а) путем сравнения устанавливается ряд предметов или явлений с одинаковыми признаками; б) на основании прежнего опыта или путем внешнего сходства выявляют принадлежность этих признаков или явлений к одному и тому же классу (роду); в) исходя из принципа устойчивости и повторяемости родовых признаков, делается вывод о том, что установленные свойства присущи всем предметам этого рода. Структура индуктивного умозаключения: а) исходное знание; б) обосновывающее знание; в) выводное знание. Отсюда вытекают два основных требования: 1) индуктивное обобщение прочно лишь тогда, когда оно ведется по существенным признакам. 2) индуктивное обобщение распространяется только на объективно сходные, однородные предметы. Отличие индуктивного умозаключения от дедуктивного: а) индуктивный вывод строится на множестве посылок; б)заключение возможно при всех отрицательных посылках; в) все посылки индуктивного умозаключения - единичные или частные суждения; г) в индуктивном умозаключении даже из верных посылок вывод получается вероятностный. По составу и характеру вывода индуктивные умозаключения делятся на полную индукцию и неполную индукцию. Неполная индукция бывает: · обобщением через простое перечисление; · обобщение через отбор фактов. Обобщение через отбор с применением экспериментальных методов проверки можно назвать научной индукцией. Охарактеризуем основные виды индуктивных умозаключений. Полная индукция - умозаключение, в котором общий вывод получается в результате изучения всех предметов данного класса. Схема: S1 обладает признаком Р S2 обладает признаком Р S3 обладает признаком Р S1, 2, 3 исчерпывают класс предметов S Все S обладают признаком Р (Все S есть Р). Полная дедукция дает почти достоверный вывод. Метод полной дедукции можно применить тогда, когда можно ограничить класс предметов (т.е. знаем, что все предметы, входящие в этот класс, известны). Неполная индукция - умозаключение, в котором вывод о существенных признаках всего класса предметов делается в результате исследования лишь части предметов данного класса. Схема: S1 обладает признаком Р S2 ---” ------” ----- Р S3 ---” ------” ----- Р S1,2,3 некоторый представители класса S Все S обладают признаком Р. Данный метод дает вероятностный вывод, т.к. достаточно одного ложного признака, чтобы вывод стал ложный. Условия, которые необходимо соблюдать, чтобы повысить вероятность вывода неполной индукции: 1-е - необходимо брать возможно большее количество случаев для его обобщений; 2-е - факты, служащие основанием для обобщения, должны быть по возможности разнообразны; 3-е - необходимо, чтобы предметы, знания о которых индуктивно обобщаются, обладали внутренней объективной связью между собой, и признаки, по которым идет обобщение, были существенными для данных предметов. Способы обоснования вывода неполной индукции. Популярная индукция - индукция, в которой вывод обо всем классе предметов делается на основании исследований некоторых членов класса при отсутствии противоречащих случаев. Недостатки: = обобщение происходит на основании того, что факты берутся без отбора; = признаки явлений не объяснены внутренней причинной связью. Пример: Если ласточки летают низко - быть дождю. Замечена связь, которая не объяснена, но противоречивых случаев нет. Популярна индукция проверяет догадки о причинно-следственной связи явлений. Затем вступает в действие научная индукция. Научная индукция - умозаключение, в котором вывод о признаках класса предметов делается на основе исследования внутренней обусловленности этих признаков у части предметов этого класса. При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru |