Реферат: Атеизм в современном мире

Название: Атеизм в современном мире
Раздел: Рефераты по религии и мифологии
Тип: реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАЗАХСКО-АМЕРИКАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Исследовательская работа

по дисциплине: «История мировых религии»

на тему: «Атеизм в современном мире»

Выполнила: Кангельдина Г. А. ФОГН-МО(10)IIC*

Проверила: Голикова В.И.

Алматы 2010

Содержание

Содержание……………………………………………………………………………………2

Введение…...…………………………………………………………...………………………3

1.Идеология современного атеизма…………………………………………………………4

1.1Научные атеисты…..………………………………………………………………………………..5

1.2Светские гуманисты…………………...……………………………………………………………7

1.3Левые атеисты……………………………………………………………………………………….8

2.Атеистические организации…………….………………………………………………...9

3.Статистика…………………………………..……………………………………………11

Заключение……………………………………………….…………………………………..12

Список использованных литератур……………………………………………………….13

Введение

Современный атеизм - и как социальный феномен и как форма поведения человека - не есть что-то однородное, монолитное. Этим понятием охватывается весь широкий круг явлений: от безразличия, равнодушия к религии, которое большей частью носит стихийный характер, т.е. не опирается на научное мировоззрение, до атеизма, как разновидности мировоззрения, когда неприятие религии предстает как продуманная сознательная позиция. Конечно, эта дифференциация уровней атеистического умонастроения и поведения носит весьма общий характер и не претендует на исчерпывающую полноту. Но суть дела не в ней, а в стоящем за ней явлении - возрастающем отходе людей от религии, явлении, которое находится в центре внимания представителей всех религий на всех континентах мира. Было бы ошибкой считать, что закат религиозности - следствие временного или частичного ослабления позиций той или иной религии. Знамение времени не кризис той или иной религии, а кризис религии вообще как социального института и как формы духовной жизни.

Развитие науки и ее проникновение в психологию широких слоев создало настоящую пропасть между языком религии и языком светской культуры. Ярко выраженная светская духовность- результат постоянного накопления знаний и формирование нового миросозерцания, происходивших на протяжении нескольких столетий и являющихся неотъемлемой составной частью прогресса современного научного познания. Развитие науки - это гораздо более сложный процесс, чем простое количественное увеличение знаний: знания, обогащающие сокровищницу науки, постоянно доказывают свою истинность; тесно переплетаясь с различными аспектами социальной жизни, они материализуются в практической деятельности людей. Благодаря этому наука и вызвала определенные изменения в психологическом настрое людей по отношению к себе самой и видоизменила их представления о природе и роли науки в обществе.

Отделение общества от религии не было, конечно, единовременным и четко фиксируемым актом, связанным с каким-то определенным событием в прошлом или настоящем. В широком социологическом и философском плане контуры освобождения различных сфер общества от влияния религии в Европе наметились уже в период средневековья, когда политическое укрепление городов привело к постепенному разделению светской и церковной власти.

Религиозные доктринеры на протяжении веков видели причину этого явления исключительно в духовном порядке, не замечая того, что именно светская жизнь в самом полном и истинном смысле этого слова порождает атеизм.

1. Идеология современного атеизма

Сознанием верующих атеизм воспринимается в первую очередь как неверие. Его формы могут быть различными в зависимости от его причин и предпосылок. Неверие - это состояние человеческой души, при котором бытие Божие не чувствуется, отрицается либо выводится за рамки человеческой жизни в целом. Можно выделить несколько форм неверия в зависимости от его содержания.

1.Неверие как синоним незнания. Здесь подразумевается неосведомленность, непросвещенность человеческого сознания в отношении бытия Божия. Такое состояние вызвано внешним фактором, поэтому вины самого человека в его неверии нет, так как при незнании нет и противления.

2.Неверие как нежелание верить. Причины такого состояния могут быть различными. Человек не хочет, чтобы Бог был, потому что в противном случае его жизнь, привычки окажутся не совместимыми с волей Божией; либо гордость вызывает неспособность подчинить себя; либо страх за ответственность в беззаконной жизни заглушает голос совести; либо все эти причины вместе; либо другие, подобные им.

3.Неверие как неверность. Здесь предполагается отказ от веры в результате неспособности проводить жизнь в соответствии с требованиями норм религиозного поведения. О таких апостол Павел говорит: "Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу".[1]

4. Неверие как безразличие. По мнению м. Вениамина (Федченкова), "Это есть практический индифферентизм, полусонное состояние людей, ничего глубоко не думавших и ничего до конца не решивших" .

5. Неверие как рациональная проблема, или теоретический атеизм. Те, для кого разум является единственным критерием истинности утверждений, оказываются не способными принять религию. Ибо на пути к религиозной истине они встречают теоретические препятствия.

6. Неверие как противление Богу. Ярким примером является ницшеанство.

Теперь хочу остановиться к атеизму как социально-культурному явлению. Прежде всего, перед тем как начать разговор об идеологии современного атеизма, отмечу то, что во многом атеизм сегодняшнего дня вырос. Подавляющее большинство крупных работ, отечественных и переводных, было издано при Советской власти. Что-то сегодня уже атеистами не принимается, что-то перерабатывается, а что-то оставлено ими без изменений.

Атеизм (франц. atheism от греч. atheos - безбожный) - исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека[2] . Находил выражение в вольнодумстве, свободомыслии и др. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание. Это самое общее определение, которое дает светская научная литература. Оно требует конкретизации.

Атеизм - одна из наиболее последовательных в критике религии форм свободомыслия. Согласно атеистическому воззрению мир единственен и самодостаточен, религия - творение человека. Атеизм отрицает существование мира сверхъестественного (Бога, богов, духов и т. д.). Это основополагающие догматы атеизма. В прошлом они были выстроены в относительно стройную систему. В наши дни атеисты в мире не так едины в идеологическом отношении как ранее. Множество форм атеизма можно наблюдать сегодня. Классифицировать их не просто потому, что все современные формы так или иначе наследники одной и той же "атеистической платформы", тем более - активный обмен информацией и материалами в Интернет приводит порой к тому, что на сайтах либеральных атеистов размещаются статьи, которые содержат идеи атеизма воинствующего и наоборот.

Я буду рассматривать наиболее крупные и выраженные в идеологическом отношении группы и формы.

1.1 Научные атеисты.

Это наиболее крупное в количественном отношении направление в современном атеизме. Фактически все общества и организации, в названии которых присутствует слово "атеистический", в своих философско-идеологических убеждениях стоят на позициях научного атеизма. Среди них можно отметить атеистические общества такие как Атеистическое общество Москвы (АТОМ)(Россия), Санкт-Петербургское общество атеистов(Россия), American atheists(США), CampusFreethoughtAlliance (CFA)(США), Британская Гуманистическая Ассоциация(Великобритания) и другие, менее значимые организации.

Сегодня научный атеизм можно охарактеризовать как философскую систему, относительно законченную, опирающуюся в своих суждениях на диалектико-материалистические принципы анализа в исследованиях явлений и основ мироздания. Последователи научного атеизма открыли много сайтов в глобальных сетях:

www.atheism.websib.ru, www.ah-razum.narod.ru, www.ateizm.ru, www.acenter.h1.ru, www.ateizm.iatp.org.ua, www.deicide.irk.ru/main_k.html, www.mews.narod.ru/atheist/, www.boganet.chat.ru/boganet.htm, www.velsat.narod.ru .

По адресу - www.atheism.ru работает официальный сайт научного атеизма (он так и называется "Научный атеизм"). Его создатели - московские студенты А. Вязовский и М. Елисейкин. Благодаря стремлению этих молодых людей придерживаться научных форм подачи материала и ведения дискуссии, в данном проекте участвуют не только студенты, но и видные учёные и историки атеизма (Тажуризина З. А. , К. Е. Дулуман и другие). Приведём выдержки из основополагающей статьи сайта "Атеизм", в которой даётся "базовое определение атеизма". "Атеизм - философско-материалистическое учение. Атеизм, с одной стороны, постулирует несостоятельность всякой религии как фантастического, искаженного отражения действительности, отвергает веру в реальность существования всего сверхъестественного, бога, богов, духов, потустороннего мира, воскресения из мертвых, бессмертия души, ее переселения из одних существ в другие, отрицает возможность сотворения мира и всего сущего из ничего, а с другой признает вечность и несотворимость материального мира, развитие природы и общества по своим собственным законам и посредством отрицания сверхъестественных сил утверждает самоценность бытия мира и человека, ценность земной жизни как единственно возможной и способствует формированию у людей материалистического мировоззрения. Атеизм не начинает критики религии с отрицания бога, как иногда это представляют себе многие верующие. В этом случае, атеизм был бы просто верой в неверие, т.е. принципиально не отличался бы от религиозного мировоззрения. Атеисты не верят в бога по тем же причинам, по каким верующие не верят, например, в реальное существование кентавров, леших, кикимор или богов других религий…"[3]

В одной из основополагающих статей сайта - статье Тажуризиной "Атеизм", постулируется следующий взгляд на атеизм, с которым, вероятно, согласны и авторы этого интернет-проекта: "Атеизм - закономерный элемент духовной жизни общества, вызванный к жизни социальными, культурными, индивидуально-психологическими потребностями. Исследовались разные типы атеизма: естественнонаучный, вульгарный, догматический, научный (теоретический, опирающийся на диалектико-материалистические принципы анализа религии), изучались закономерности его развития. Теоретически обоснованный атеизм существует всего около трех веков, хотя зачатки его восходят к Лукрецию. Впервые он обрел жизнь благодаря усилиям французских просветителей, развивается в лоне марксизма, философского натурализма, секулярного гуманизма. Атеистическое мышление, будучи по существу новаторским, еще не освоено большинством землян… Атеизм - мировоззрение далекого будущего"[4] . В научно-атеистическом мировоззрении важно выделить две части - критика религии и утверждение ценности человека, причем говорится, что человек ценен сам по себе, а не как создание Бога, но не что человек есть высшая ценность вместо Бога. В "Манифесте атеизма", который претерпел три редакции, первый пункт гласит: "Мы требуем соблюдения основных свобод человека - свободы личности, свободы слова, свободы вероисповедания и свободы от вероисповедания, свободы сознания". В том же документе раскрываются многие аспекты, которыми характеризуется, по мнению его авторов, научный атеизм. "Атеизм является не "простым неверием в бога", а представляет собой мировоззрение, включающее в себя научные, моральные и социальные основания для отрицания существования бога и философию жизни без бога", - пункт 2 манифеста. Также утверждается, что атеизм это не вера, а знание (сумма знаний) в работе Дулумана К. Е. "Откуда знаем, что Бога нет?" .

Разработаны "научными атеистами" и социальные основы их атеизма:

1. Человек имеет право не исповедовать никакой религии, не верить в бога, не выполнять религиозных обрядов и свободно распространять свои убеждения.

2. Ни один человек не может быть наказан или социально дискриминирован за исповедание какой бы то ни было религии, либо за отказ исповедовать какую-либо.

3. Право выбрать веру, конфессию, религию или не выбирать никакой, принадлежит исключительно самому человеку. Человек не может быть принужден к принятию вероисповедания или отказу от него.

4. Данные о конфессиональной принадлежности или вероисповедании не должны присутствовать в документах, удостоверяющих личность и анкетах, предъявляемых к заполнению во всех государственных учреждениях.[5]

Большое внимание научные атеисты уделяют трудам выдающихся мыслителей предыдущих эпох. Например, на сайте "Научный атеизм" доступны книги З. Фрейда и Б. Рассела; статьи Луначарского и С. Лема; стихи Г. Гейне и рассказы Я. Гашека. Представлены также труды современного ученого-атеиста, академика В.Л.Гинзбурга. Основной деятельностью научных атеистов сегодня является критика Церкви. "Принцип отделения церкви от государства мы рассматриваем основным конституционным принципом", - заявляют они в манифесте. По их мнению, в мире этот принцип сегодня нарушается .

В целом можно утверждать, что своей академичностью это направление обеспечивает фундамент всем формам современного атеизма.

1.2 Светские гуманисты.

Эта форма наиболее близка Научному атеизму. Но это - не чисто антирелигиозное, а более широкое движение.

Сами гуманисты дают такое определение своему учению: "Гуманизм - это мировоззрение, сущностью которого является идея человека как абсолютной для него самого ценности и приоритетной реальности в ряду всех других ценностей и реальностей".[6] Из этого определения видно, что в философской системе светского гуманизма нет места Богу. Точнее, если само бытие Божие прямо и не отрицается, то, во всяком случае, ему отказано в первенствующем значении. Подобная мировоззренческая позиция, по сути, есть богоборчество. Термин "светский" рядом со словом "гуманизм" употребляется в противовес понятию "религиозный гуманизм". "Стремясь завуалировать объективную бесчеловечность религии, философы от теологии выдвинули понятие религиозного гуманизма. И вот, чтобы не путать его с подлинным гуманизмом, введен в обращение термин светского, т.е. нерелигиозного или секулярного гуманизма (от латинского слова saecularis - светский)."[7]

1.3 Левые атеисты.

Кроме наименования "левые" их можно называть "воинствующие". Как и выше описанные направления современного атеизма, левые выделены автором в отдельную группу весьма условно. В их идеологии нет ровным счетом ничего нового. Тот же взгляд на религию, на человека, его права и свободы, на мироздание. Отличия мы находим лишь в их гражданской позиции. Они активны в противостоянии процессам "клерикализации общества". Под этим они понимают процесс проникновения религии во все сферы жизни общества. Церкви в центре их негативного внимания. Их недовольство вызывают, прежде всего следующие факты:

1) Экономическая сфера -

a. Передача государством зданий, представляющих культурную и историческую ценность в собственность религиозным организациям;

b. Предоставление религиозным организациям налоговых льгот;

c. Субсидирование из бюджетных средств проектов воздвижения и восстановления храмов, часовен, монастырских комплексов и т. д.

2) Общественная жизнь –

a. Участие священнослужителей в многочисленных общественных мероприятиях, освящение государственных учреждений;

b. Присутствие государственных чиновников на церковных торжествах;

c. Преподавание в светских учебных заведениях "религиозных" предметов;

d. Присутствие священников в армии;

e. Приоритет религиозных деятелей в предоставлении слова средствами массовой информации перед атеистами.

На этом претензии не заканчиваются. Воинствующих атеистов не устраивает всё, что делается Церковью и всё что делается на благо Церкви.

Сегодня их не много. К левым атеистам мы можем отнести почти всех настоящих марксистов. Среди членов правительства есть некоторые деятели, которые поднимают свой голос против религии, но они не особенно популярны и более пригодны для внутреннего пользования. К воинствующим атеистам примыкают в нашей классификации и некоторые сатанисты. Например, известный в среде безбожников сатанист Warrax (Варракс) публикуется на многих атеистических сайтах. Он активно участвует в атеистическом движении. Интересен тот факт, что о деятельности АТОМа (Атеистического общества Москвы) в интернете как сторонний наблюдатель пишет только Варракс, автором остальных статей является А. Вязовский ("отец-основатель" АТОМа, как его именует Варракс). Этот факт заставляет некоторых атеистов сомневаться в реальном существовании этого общества.

Нынешняя деятельность "левых" заключается в доведении до сведения общественности фактов "религиозного засилья" в обществе, такой род занятий они именуют правозащитной деятельностью. Как и положено "воинствующим", они в своих заявлениях не скупятся на остроты, кощунства, колкости, порой доходит даже до неприличия.

Следует отметить, что данная классификация не объемлет всего разнообразия типов неверующих. Их очень много, и вряд ли возможно описать все. Сами атеисты сегодня ведут между собой дискуссии и не могут договориться о том, на какой идеологической базе они могли бы объединиться. Кроме того, атеизм в современном обществе имеет и латентные формы. Это проявляется чаще всего при обсуждении вопросов о роли Церкви в социальной и государственной жизни, реформах образования и т. д. Немало общественных деятелей, не идентифицируя себя как атеистов, высказываются против Церкви с атеистических позиций.

2. Атеистические организации

В настоящее время атеизм как явление мировой культуры растет и количественно, и качественно, и организационно. Треть наших современников в той или иной мере разделяет атеистическое мировоззрение. Неверие в сверхъестественное объединяет самых разных людей – от простых тружеников с естественно сложившимися у них стихийными атеистическими убеждениями до ученых и мыслителей, которые свои атеистические взгляды подкрепляют совокупностью научных, социологических и философских аргументов.

Как в идейном, так и в организационном отношении атеизм находится в авангарде человеческого прогресса. И он не одинок в защите ценностей земной жизни и достоинства человека. Он органически связан с такими мировоззренческими течениями, как рационализм, агностицизм, скептицизм и антиклерикализм. Совместно с другими родственными региональными и международными объединениями свободомыслящих организованный атеизм борется против мракобесия, суеверий, нарушений свободы совести и других прав человека... Такие первые известные организации появились 60-х гг. двадцатого столетия в США. Во времена разгула маккартизма на уровне сената и президента в США была предпринята попытка ввести в общеобразовательные школы преподавание Закона божьего, уроки сопровождать молитвами, развесить в классах религиозные символы (крест, иконы, цитаты из Библии и т.п.), запретить изучение дарвинизма и других "дурно пахнущих безбожием" наук.

Против всего этого выступила мать двух школьников Мадэлин Мюррей О’Хайэр (Madalyn Murray O'Hair) и обратилась за защитой в суд, апеллируя к первой статье Конституции США, которая гарантирует всем своим гражданам свободу совести. Судебный процесс вызвал большой резонанс в стране. В поддержку Мадэлин было создано мощное общественное движение, названное "Американские атеисты" (American atheists) . В результате - в школах США прекратилось преподавание Закона божьего, священники перестали преподавать в школе, из классов устранены все религиозные атрибуты.

Возникшее движение "Американские атеисты", первым президентом которого была сама Мадэлин, до сих пор является одним из наиболее последовательных пропагандистов атеизма и эффективным борцом с религиозным мракобесием в США. Это общенациональная организация свободомыслящих имеет свои филиалы в каждом штате и в каждом крупном городе, издает газеты, книги, проводит публичные диспуты, создает художественные кинофильмы.

Наряду с движением "Американские атеисты" в США в настоящее время активно ведет свою работу ряд других атеистических массовых организаций, о некоторых из которых в настоящей заметке я могу сказать только в общей форме.

Campus Free thought Alliance (CFA) - Альянссвободомыслящихкампусов. Это молодежная, по преимуществу студенческая, организация. Она проводит летние съезды в местах отдыха и университетских кампусах, где читаются доклады, происходит обмен мнениями, принимаются различные резолюции и проводятся акции в защиту свободомыслия и прав человека в области культуры. Committee for the Scientific Investigation of Claims of the Paranormal (CSICOP) - Комитетпонаучномуисследованиязаявленийопаранормальныхявлениях. Комитет - научное учреждение, объединяет крупнейших общественных деятелей и ученых мира. Его членами были президент Американской Академии Наук Карл Саган и известный фантаст Айзек Азимов, в нем состоят Стефан Хавкин, Ричард Довкинс, Пол Куртц, химик Петер Аткинс и много других выдающихся личностей. Комитет подвергает беспристрастному и строго научному исследованию все предлагаемые ему на проверку «чудеса», пророчества, свидетельства о фактах телепатии, летающих тарелках и прочее. Работу свою проводит публично, демонстрируя экспертизу через телевидение, и публикуя ее результаты в прессе. До сих пор не подтверждена достоверность ни одного «чуда». Комитет предлагает 100.000 долларов каждому, кто сможет предъявить достоверные данные в пользу хотя бы одного чудесного, сверхъестественного события. Среди прочего, комитет дал экспертное заключение по Туринской плащанице и публично доказал несостоятельность претензий на то, что ею было обернуто тело Христа. Комитет выразил согласие проверить чудо Иерусалимского огня на Гробе Господнем, но церковники не разрешают провести соответствующие исследования. Комитет издает журнал Skeptical Inquirer. [8]

American Humanist Association (AHA) - Американская гуманистическая ассоциация. Объединяет философов, деятелей культуры, виднейших ученых США и других стран. Издает журнал Humanist, а также книги и брошюры; имеет филиалы во всех штатах. American Rationalist Association (ARA) - объединяет сторонников рационального решения тех проблем, на которых паразитирует религиозный иррационализм и мистицизм, выступает против слепой веры и «откровенных» религий. Издает широко известный философский журнал "Рационалист". Недавно возникло мощное движение Freedom From Religion Foundation (FFRF) - За свободу от религиозного фундаментализма. Оно вызвано к жизни попыткой американского сената и президента Клинтона ввести в школах молитвы, религиозную атрибутику и обучение Закону Божьему. Кроме этих в США и других странах существует множество подобных атеистических организаций, например, Ex-tian (Бывшие христиане), Post-Fun (Постфундаментализм) и др.[9]

Указанные общества проводят огромную просветительскую, научную и культурную работу. Каждое из них издает свои газеты, журналы и книги; его члены проводят международные конгрессы, публичные диспуты, имеют страницы в сети Интернет, ежедневно дают ответы посетителям их страничек на самые разнообразные вопросы, дают экспертную оценку так называемым паранормальным явлениям и церковным «чудесам». Огромна заслуга атеистов в ликвидации расовых предрассудков и дискриминации по религиозным признакам, в утверждении идеалов светской школы, в борьбе за права человека и мир между народами. Подобные атеистические организации и движения существуют и активно действуют в других странах Запада.

А также важно отметить атеистические общества на территории России. Они начали активно действовать после отказа от господства атеизма, который был зафиксирован в законе от 25 октября 1990 г. «О свободе совести и религиозных организациях».

В российском обществе в 90-х гг. начинает формироваться атеизм в форме «секулярного (светского) гуманиз­ма». Главная инициатива в процессе его формирования принад­лежит профессору философского факультета МГУ В. А. Кувакину, учредившему в мае 1995 г. вместе с единомышлен­никами Межрегиональное общест­венное объединение «Российское гуманистическое общество» (РГО), целью которого является «содействие развитию гуманизма, в том числе раз­работке, распространению и утверж­дению в российском обществе идей светского, гражданского гуманизма, свободомыслия; содействие изуче­нию принципов научно-атеистичес­кого и других форм нерелигиозного мировоззрения(скептицизма, агнос­тицизма, индифферентизма по отно­шению к религии)». В данное время в российском обществе атеизм играет огромную роль. Существуют также такие атеистические общества как "АТОМ" Атеистическое общество Москвы, "ОАП" Общество атеистов Подмосковья, Общество атеистов Орловщины, "РГО" Российское гуманистическое общество, Уфимское атеистическое общество . Они ведут активную деятельность. Каждый из них имеет свой личный сайт.

А как обстоят дела с атеизмом и светским гуманизмом в других регионах мира? Характерной чертой международного движения свободомыслящих стала его активизация в так называемых развивающиеся странах: Латинской Америке, Азии, Африке. Примечательный факт: два мировых гуманистических конгресса, XIII и XIV, прошли соответственно в Мексике (1996, тема «Глобальный гуманизм кибернетического века» ) и в Индии (1999, тема «Гуманизм во имя человеческого развития и счастья» ).

3.Статистика

Довольно сложно определить количество атеистов во всем мире. Участники опросов могут по-разному понимать термин «атеизм» и различия между атеизмом, нерелигиозными верованиями, нетеистическими религиями и духовными практиками. Помимо этого, в некоторых религиозных странах люди стараются не демонстрировать свои атеистические взгляды с целью избежать дискриминации и преследований.

Исследование, проведённое Британской Энциклопедией в 2005 году, показало, что нерелигиозными являются примерно 11,9 % людей, а атеистами — порядка 2,3 %. Эти результаты не включают в себя последователей нетеистических религий, таких, как буддизм.[10]

Также в 2005 году Pew Research Center исследовал отношение американцев к представителям различных конфессий (мировоззрений). Было установлено, что атеисты пользуются наименьшим уважением. 35% американцев относятся к ним положительно, 53% — отрицательно.[11]

В ноябре — декабре 2006 года опрос среди граждан США и пяти европейских стран, опубликованный в Financial Times , показал, что американцы более, чем европейцы, склонны верить во что-либо сверхъестественное (73%). Среди взрослого населения Европы более верующими являются итальянцы (62%), а французы—наименее религиозны (27%). Во Франции 32% опрошенных назвали себя атеистами и ещё 32%-агностиками.[12] Официальный опрос Европейского союза дал следующие результаты: 18% населения ЕС не верят в бога, 27% допускают существование сверхъестественной «духовной жизненной силы», в то время как 52% верят в какого-либо конкретного бога.

Среди тех, кто прекратил обучение в школе, не достигнув пятнадцатилетия, соотношение верующих повышается до 65%; те из опрошенных, кто считал себя выходцем из строгих семей, более склонны верить в бога, нежели те, чьи семьи не имели строгих внутренних правил.[13]

В 2007 году опрос, проведенный Институтом Социальных исследований (США), показал, что самой религиозной страной среди индустриально развитых государств являются США-90% утверждают, что верят в бога, 60% ежедневно молятся, 46% еженедельно посещают храм (синагогу или мечеть). Доля активных верующих в других индустриально развитых странах значительно ниже-4% в Великобритании, 8% во Франции, 7% в Швеции и 4% в Японии.[14]

На 2005 год первое место в списке 50 самых атеистических стран мира, составленным американским колледжем Питцер, занимает Швеция (45-85% жителей являются атеистами). За ней следует Вьетнам (81%), Дания (43-80%), Норвегия(31-72 %), Япония (64-65%), Чехия (54-61%), Финляндия(28-60%), Франция (43-54%), Южная Корея (30-52 %) и Эстония (49 %).[15]

Данные исследований ВЦИОМ , проведенные в 2007 г. в 46 областях России, показали, что убежденными атеистами себя считают 6% опрошенных, безразлично относятся к религии — 8%. Согласно исследованию Левада-центра , проведенному в том же году, неверующими себя считают 23%.[16]

Заключение

Религия как общественное явление- это историческая реальность. В современном мире она имеет еще социальные и психические основы. Проблема ее выживания или отмирания отнюдь не исчерпывается тактическим мастерством религиозных организаций, заинтересованных в ее сохранении, или умелой стратегией атеистов, ведущих с ней борьбу. С точки зрения познания проблемы, связанные с местом религии в жизни современного общества, ничем не отличаются от любых других, которые наука считает необходимыми разрабатывать. Научное исследование религии так же важно, как и разработка других научных проблем. Исторические преобразования, осуществляемые реформами общества, вызывают глубокие изменения и в коллективном и в индивидуальном сознании. Эти изменения могут стать плодотворным полем исследования для ученых, в том числе и для тех, кто занимается современной эволюцией религиозных явлений.

Секуляризация означает торжество человека, полностью включившегося в преобразование общества, человека, для которого мир перестает быть сотворенным богом и превращается в природу. Человек, занятый в промышленности, как и житель, села, переживающий процесс урбанизации, имеют дело с действительно новой природой. Они участники постепенного формирования такого способа восприятия и оценки природы, когда последняя рассматривается в плане ее соотношения с естественными законами, а не с божественными силами.

Благодаря успехам науки человек сегодня занимает гораздо более твердую и уверенную позицию в отношении религиозных верований, уходящих своими корнями в далекое прошлое. Он обрел несравненно большую уверенность в себе и чувство собственного достоинства.

В условиях демократии гарантируется свобода совести для всех граждан: каждый гражданин имеет право веровать и принадлежать к любому культу, признанному законом, или же не придерживаться никакой религиозной веры. Верующие и неверующие пользуются одинаковыми гражданскими правами: религиозные убеждения человека, равно как и отсутствие таковых, не дают повод для его дискриминации, ограничения его гражданских прав и свобод.

Список использованных литератур:

1. www.atheism.ru

2. www.wikipedia.ru

3. http://www.humanism.al.ru/ru/magazine.phtml?issue=2000.15-04

4. А. Гольбах. «Галерея святых или исследование образа мыслей, поведения, правил и заслуг тех лиц, которых христианство предлагает в качестве образцов»

5. В.Н. Самченко. «Атеизм и религия перед лицом современности.» URL:http://philos.da.ru

6. Сэм Хэррис. «Что такое атеизм?» журнал «Скепсис»

7. Журнал «Здравый смысл» №15 2000.

8. А. А. Радугин «Введение в религиоведение: теория, история и современные религии.» М.2000

9. Марк Ермолаев «Постсоветский атеизм - его идеология, структура, адепты». Диполмная работа. М.2003


[1] (Тит 1:16).

[2] А. А. Радугин Введение в религиоведение: теория, история и современные религии.М.2000. стр:158

[3] www.atheism.ru

[4] www.atheism.ru

[5] www.atheism.ru

[6] www.atheism.websib.ru

[7] Марк Ермолаев «Постсоветский атеизм - его идеология, структура, адепты». Диполмная работа. М.2003

[8] «Здравый смысл», №2, 1996/97. С. 86-89, а также в Интернете www.csicop.org

[9] «Здравыйсмысл», №1, 1996, с. 56 – 61.

[10] Worldwide Adherents of All Religions by Six Continental Areas, Mid-2005. Encyclopædia Britannica (2005)

[11] Pew Research Center Public Expresses Mixed Views of Islam, Mormonism

[12] Religious Views and Beliefs Vary Greatly by Country, According to the Latest Financial Times/Harris Poll. Financial Times/Harris Interactive (2006-12-20).

[13] Social values, Science and Technology. — Directorate General Research, European Union. — P. pp 7-11.

[14] Washington Profile Молитва и экономика

[15] Интерфакс-Реллигия

[16] Левада-Центр > Религия и церковь