Курсовая работа: Факторы обеспечения безопасности полетов
Название: Факторы обеспечения безопасности полетов Раздел: Рефераты по транспорту Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФГОУ ВПО Санкт–Петербургский Государственный Университет Гражданской Авиации КУРСОВАЯ РАБОТА по безопасности полётов Специализация: Аэронавигационное обслуживание и использование воздушного пространства Список сокращений и условных обозначений ИКАО (ICAO) – Международная организация гражданской авиации АП – Авиационное происшествие АС – Авиационная система АСК – Аварийно-спасательная команда АСР – Аварийно-спасательные работы АСС – Аварийно-спасательные службы АТБ – Авиационная техническая база АЭ – Авиационная эскадрилья БП – Безопасность полётов БПРМ – Ближняя приводная радиостанция с маркером ВПН – Вспомогательный пункт наблюдений ВПП (ИВПП) – Взлетно-посадочная полоса (ВПП с искусственным покрытием) ВПР – Высота принятия решения ВС – Воздушное судно ВСДП – Вспомогательный диспетчерский пункт ГА – Гражданская авиация ГВПП – Грунтовая взлётно–посадочная полоса ГГС – Громко-говорящая связь ГУП – Государственное Унитарное предприятие ДПП – Диспетчерский пункт подхода ДПРМ – Дальняя приводная радиостанция с маркером ИАС – Инженерно-авиационная службы ИПП – Инструкция по производству полетов КВС – Командир воздушного судна КГС – Курсо-глиссадная система КДП – Командно–диспетчерский пункт ЛО – Лётный отряд ЛОВД – Линейное отделение внутренних дел м/м – Метеоминимум МВД – Министерство внутренних дел МГА – Министерство Гражданской Авиации МКпос – Магнитный курс посадки МСК – Московский часовой пояс (время московское) МСРП – Магнитная система регистрации режимов полёта НМО ГА – Наставление по метеорологическому обеспечению ГА НПП ГА–85 – Наставление по производству полётов ГА – 85 НСД ГА – Наставление по службе движения ГА ОАО – Открытое Акционерное Общество ОВД – Обслуживание воздушного движения ОЛАГА – Ордена Ленина Академия Гражданской Авиации ОПН – Основной пункт наблюдений ПДП – Посадочный диспетчерский пункт ПМУ – Простые метеорологические условия ПСР – Поисково-спасательные работы ПСС – Поисково-спасательная служба РЛЭ – Руководство лётной эксплуатации РП – Руководитель полётов РПА – Руководитель полётов аэродрома РПАСОП ГА-91– #G0Руководство по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов ГА–91. РПСБ – Расчёт пожарно-спасательной бригады РСП – Радиолокационная система посадки РТС – Радиотехнические системы СДП – Стартовый диспетчерский пункт СПАСОП – Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов УВД – Управление воздушным движением УГА – Управление Гражданской Авиации УГАН – Управление Государственного авиационного надзора УКВ – Ультракороткие волны УНГ – Угол наклона глиссады УШВЛП – Ульяновская Школа Высшей Лётной Подготовки ЭВС – Экипаж воздушного судна Оглавление Введение 1. Теоретические сведения (ответы на вопросы по трем темам) 2. Составление анализа безопасности полетов за пятилетний период 3. Определение вида особой ситуации в полете 4. Факторный анализ АП и составление формализованного отчета Заключение Литература Введение Авиационные происшествия практически никогда не бывают следствием какой-либо отдельной причины. Обычно они происходят в результате взаимосвязи нескольких разных причин. Взятые по одиночке, эти причины могут показаться несущественными, но в совокупности с другими они способны составить последовательность внешне не связанных друг с другом событий, которые приводят к авиационному происшествию. Таким образом, предотвращение авиационных происшествий состоит в выявлении и устранении таких причин до того, как замкнется последнее звено в упомянутой цепи событий. Эта концепция поясняется на рисунке. Причины авиационных происшествий или инцидентов зачастую именуются факторами или причинными факторами, как это, в частности, принято у специалистов по расследованию авиационных происшествий. Такие причины или факторы могут также называться аварийными факторами. Безопасность полётов гражданских ВС в значительной степени обеспечивается при их разработке, в ходе которых учитываются многочисленные рекомендации и требования, изложенные в нормах лётной годности и других руководящих документах. Не менее важным фактором обеспечения БП являются также данные расследований авиационных происшествий, проводимых с целью выявления их причин. Специалисты, проводящие такие работы, анализируя разрушения и повреждения элементов конструкций, применяют логические методы, позволяющие восстановить последовательность событий в ходе возникновения и развития аварийной ситуации, что даёт возможность достоверно определить первоначально отказавший элемент и причины его отказа. На основании результатов исследований эксплуатационных отказов даются рекомендации и внедряются соответствующие меры их профилактики. 1. Теоретические сведения (ответы на вопросы по трём темам) Вопрос №1 Дать необходимые сведения о системе «экипаж–ВС–среда», об основных факторах, влияющих на надежность ее функционирования (точность, своевременность, безошибочность), эффективности выполнения поставленных перед ней задач. Широкое применение системы автоматизированного управления и контроля не снижает роли человека в транспортной системе. Среди основных проблем безопасности полетов, которые связаны с человеческим фактором, следует выделить следующие: · определение уровней рабочих нагрузок членов экипажа для различных этапов полета; · определение характеристик бортовых индикаторов и систем, обеспечивающих принятие правильного решения, адекватного ситуации; · разработка эффективных методов комплектования и формирования экипажей; оптимизация летной эксплуатации и деятельности экипажа в ожидаемых условиях и особых ситуациях; · дальнейшее изучение факторов внешней среды и их влияние на исход полета; профессиональный отбор и подготовка членов экипажей; · определение интенсивности деятельности экипажа, которое производится на базе алгоритмического и структурного методов. Деятельность экипажа определяется технологией работы, которая представляет собой последовательное описание деятельности каждого члена экипажа в ожидаемых условиях эксплуатации и в особых ситуациях. Алгоритм представляет собой совокупность действий, преследующих определенную цель. Действия являются совокупностью оперативных единиц, под которыми подразумевают отдельные психофизиологические акты или элементарные действия, протекающие целостно и одномоментно. Интенсивность деятельности члена экипажа рассчитывают как отношение числа оперативных единиц i–го участка Ni и продолжительности соответствующего участка: Член экипажа, участвующий в какой-либо практической ситуации, испытывает определенную напряженность, соответствующую интенсивности Тi. Для определения наиболее загруженных участков алгоритма строится диаграмма распределения интенсивности действий членов экипажа по участкам алгоритма, из чего можно делать вывод, что интенсивность деятельности экипажа не превышает допустимого значения и в общем характеризует резерв по интенсивности. Интеллектуализация бортовых систем управления направлена на ослабление, а в дальнейшем и на исключение влияния неблагоприятного «человеческого фактора» на уровень безопасности полетов путем совершенствования средств информационной поддержки принятия решения экипажем, особенно в экстремальных и стрессовых ситуациях. Принято считать три направления интеллектуализации бортовых систем управления. Первое направление основывается на применении на борту ВС устройств подсказки, систем предупреждения критических режимов полета, автоматов безопасности, экспертных систем. Второе направление связано с более широким применением речевого общения человека с машиной. При этом целесообразно использование таких резервов, как его слух и речь, но с учетом ограниченной технической возможности надежного распознавания и синтеза речевых сообщений в реальных условиях полета. Третье включает два указанных выше. Оно связано с построением высоконадежных интегрированных бортовых систем управления на базе бортовых цифровых вычислительных комплексов, представляющих собой распределенные микропроцессорные вычислительные системы. В соответствии с документами ИКАО «среда» подразделяется на природную и искусственную. Последняя создана человеком. Элементами природной среды являются погода (в т.ч грозовая деятельность, температура, ветер и.т.д), рельеф местности, орнитологическая обстановка, и другие природные явления. Искусственная среда подразделяется на физическую и нефизическую. Физическая среда – это созданные человеком объекты, которые обеспечивают деятельность авиации и включают: системы управления воздушным движением, аэродромы, средства обеспечения самолетовождения и посадки, оборудование аэродромов, средства подготовки и.т.д. Нефизическая среда включает процедурные компоненты, определяющие каким образом должна функционировать АС. В нее входят: национальные законы, международные соглашения, директивные документы и положения, стандартные эксплуатационные правила. «Среде» как компоненту АС присущи опасные факторы, которые можно разделять на природные и искусственно созданные. Таким образом, чтобы обеспечить надежность функционирования системы «экипаж– ВС–среда», недостаточно только укомплектовать экипаж, его надо сформировать. В сложной системе «экипаж–ВС–среда» человек осуществляет управление на основе информационной модели, которая формируется при обработке непосредственной и инструментальной информации о полете. При создании информационной модели определяют, в каком виде и какие параметры должны быть предоставлены оператору; число этих параметров по возможности должно быть минимальным. Оператор, с одной стороны, не должен испытывать сенсорное голодание, с другой стороны, не должен быть перегружен второстепенной информацией. На ВС создается единая для экипажа информационная модель полета при разграничении информации между членами экипажа. Вопрос №2 Предотвращение АП и инцидентов как специфическая деятельность в ГА, ее цели, задачи и этапы осуществления. В результате многолетнего анализа состояния безопасности полетов и управления воздушным движением в гражданской авиации установлено, что летные происшествия и предпосылки к ним происходят в основном по следующим причинам: · несоблюдение установленных интервалов и правил эшелонирования, приводящее к опасным сближениям воздушных судов; · нарушение установленных минимумов погоды; · выпуск и прием воздушных судов на неподготовленную ВПП или при наличии на ней препятствий; · невыдерживание безопасных высот полетов, схем набора высоты, снижения и захода на посадку; · попадание воздушных судов в зоны опасных метеоявлений в процессе выполнения полетов; · недостаточный контроль, за работой диспетчеров при УВД со стороны командно-руководящего состава. Дальнейшее развитие системы УВД связано с увеличением степени автоматизации средств УВД, с введением автоматического контроля и управления полетами на основе пространственно – временных графиков, а также с обеспечением автоматической выдачи указаний о предупреждении конфликтных ситуаций и столкновений самолетов. Получают развитие автоматизированные системы планирования воздушного движения. Безопасность полетов определяется способностью системы воздушного транспорта осуществлять воздушные перевозки без угрозы для здоровья и жизни людей. Обеспечение безопасности полетов ВС является сложной комплексной проблемой, которую решают системно на всех этапах функционирования воздушного транспорта. Требования, предъявляемые к безопасности полетов, реализуются при создании воздушных судов и в процессе их эксплуатации с учетом разнообразных факторов и связей, проявляющихся в системе воздушного транспорта. Безопасность выполнения полетов определяется функционированием всех элементов системы воздушного транспорта и условиями среды, в которой выполняются полеты. Для обеспечения высокого уровня безопасности полетов проводится целенаправленная деятельность по выявлению, оценке и устранению потенциальной опасности при функционировании системы воздушного транспорта. Эта деятельность включает: (данные по БП и их оценке), анализ влияния различных факторов, прогнозирование, мероприятия и их решения. Вопрос №3 Аварийно-спасательные расчеты, их функции и задачи. Организация дежурства и степени готовности ПСС. Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов ГА Федеральной авиационной службы России (СПАСОП ГА ФАС России) является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. СПАСОП ГА ФАС России осуществляет специальные исполнительные, контрольные и надзорные функции по организации и проведению поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов. Общие положения. Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов предприятия ГА является структурным подразделением предприятия. Службу возглавляет начальник СПАСОП, назначаемый руководителем предприятия по представлению начальника службы ПАСОП Территориального УГА. СПАСОП предприятия в своей деятельности руководствуется Воздушным кодексом, НПП ГА-85, РПАСОП ГА-91, Стандартами и рекомендациями ИКАО. Организация работы службы ПАСОП предприятия. Структура и штатное расписание службы ПАСОП утверждается начальником предприятия на основании указания МГА №244/У-90 г. квалификационных требований 9/И-90г. Служба ПАСОП предприятия состоит из штатных и нештатных расчетов АСК, поисковых экипажей и поисковых воздушных судов. количественный состав штатных расчетов АСК комплектуется в соответствии с письмом МГА от 04.06.90г. №3.21–183 «О нормативах численности АСК». По решению руководства предприятия пожарно– спасательные расчеты могут быть в подчинении начальника службы ПАСОП. При наличии в предприятии РПСБ она входит в состав СПАСОП. На период проведения поисково-спасательных работ создается оперативный штаб, возглавляемый руководителем предприятия. Основные задачи. 1. Организация и проведение поисковых и аварийно-спасательных работ во взаимодействии с воинскими частями, предприятиями и организациями других ведомств и министерств. 2. Организация выполнения авиационным персоналом предприятия требований нормативных документов по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов. 3. Выполнение технического обслуживания бортовых АСС. 4. Организация обучения штатных и нештатных расчетов АСК, специалистов службы, летного состава, правилам и методам проведения поисковых и АСР. Функции. 1. Осуществляет контроль готовности поисковых экипажей и ВС, штатных и нештатных расчетов АСК предприятия. Проверяет состояние аварийного оповещения. 2. Организует поисковые и АСР при авиационных происшествиях и стихийных бедствиях во взаимодействии с подразделениями Минморфлота, МВД, органами здравоохранения, предприятиями других ведомств. 3. Выполняет техническое обслуживание бортовых АСС, обеспечивает правила их хранения, выдает на борт ВС. 4. Осуществляет контроль за укомплектованностью, профессиональной подготовкой пожарно-спасательных расчетов. 5. Контролирует деятельность поисково-спасательной базы, организацию дежурства, оснащение и эффективность проведения АСР. 6. Разрабатывает инструкции, планы, аварийные расписания. Готовит наглядные пособия, макеты. Оформляет классы по аварийно-спасательной подготовке. 7. Проводит занятия с летным составом в соответствии с программами и методиками. Дает разрешение на прием на работу летного состава после проверки их по аварийно-спасательной подготовке. 8. Организует занятия, тренировки и учения расчетов АСК предприятия. Готовит мероприятия по совершенствованию и эффективному проведению ПСР. 9. Доводит до специалистов АСК, летных экипажей опыт проведения поисковых и аварийно-спасательных работ в России и в зарубежных авиакомпаниях. 10. Принимает участие в испытаниях и приемке опытных образцов АСС и техники. 11. Готовит необходимую документацию по сертификации и категорированию аэродрома и принимает участие в работе комиссии. 12. Участвует в работе комиссии по расследованию авиационных происшествий, разрабатывает планы мероприятий по заключении комиссий. Организация дежурства АСК состоит из штатных и нештатных формирований (расчетов). Из состава сил и средств противопожарной службы предприятия и службы ПАСОП формируются штатные расчеты: · пожарно-спасательный; · регионально поисково-спасательных базы ГА. Кроме этого, в каждой смене предприятия формируются нештатные АСК из работников служб: · медицинский; · АТБ (ИАС); · организации перевозок; · аэродромной; · базы ЭРТОС; · спецтранспорта; · ЛОВД. Для сбора расчетов применяются сигналы оповещения: «Тревога», «Готовность». Сигнал «Тревога» подается тогда, когда АП произошло внезапно или до ожидаемой посадки ВС остается менее 30 мин. Сигнал «Готовность», когда до ожидаемой посадки ВС остается более 30 мин. Объявление сигналов «Тревога» и «Готовность» осуществляется СД по циркулярной связи или специальной аппаратуры «Горн», одновременно всем расчетам АСК согласно схемы оповещения. Время оповещения расчетов не должно превышать 25 сек. Нормативное время прибытия расчетов АСК с момента объявления сигнала «Тревога»
2. Составление анализа по БП за пятилетний период Общие данные о состоянии безопасности полетов гражданских воздушных судов РФ в 2005 ГОДУ В течение 2005 года с гражданскими воздушными судами Российской Федерации произошло 12 авиационных происшествий (в том числе 7 катастроф, в которых погибло 56 человек). За аналогичный период 2004 года произошло 17 авиационных происшествий (в том числе 6 катастроф, в которых погибло 50 человек). Распределение авиационных происшествий по классам ВС представлено в Таблице 1. Таблица 1.
По сравнению с аналогичным периодом 2004 года общее количество авиационных происшествий (АП) уменьшилось в 1,4 раза, аварийность на вертолетах снизилась в 1,6 раза. Однако в целом по парку ВС около 75% АП связаны с эксплуатацией вертолетов (9 из 12 авиационных происшествий, в том числе 5 из 7 катастроф). В 2005 году имело место одно АП с самолетом 3 класса при выполнении нерегулярного (чартерного) рейса (за указанный период 2004 года АП на самолетах 1-3 класса не было). Количество АП на самолетах 4 класса осталось на уровне аналогичного периода прошлого года. Наиболее тяжелые последствия имела катастрофа самолета Ан-24РВ RA-46489 ООО авиакомпания "Региональные АЛ" (Западно-Сибирское УГАН) 16.03.2005 г. в районе аэродрома Варандей, приведшая к гибели 28-ми человек (2-х членов экипажа и 26-ти пассажиров). Также имели место серьезные инциденты с самолетами 1-3 класса: · посадка на искусственное покрытие до торца ВПП на 25-30 метров (Ту-154 RA-85794 авиакомпания "Якутия" 04.01.05 г.); · заход и посадка на магистральную РД (Ту-154 RA-85644 ОАО авиакомпания "Аэрофлот-РАЛ" 27.02.05 г.); · разбалансировка воздушного судна в продольном канале при наборе высоты (Ту-204 RA-64016 ГУАП авиакомпания "Кавминводыавиа" 02.04.05 г.); Для объективного отражения тенденций изменения состояния безопасности полетов гражданских воздушных судов Российской Федерации ниже приводятся данные об абсолютных и относительных показателях аварийности за отчетный 2005 год и десять предшествовавших ему лет. Абсолютные показатели аварийности на всем парке воздушных судов гражданской авиации приведены на Диаграмме 1. Диаграмма 1. Динамика изменения относительных показателей состояния БП приведена на Диаграмме 2. Диаграмма 2. Оценка состояния безопасности полетов, полученная на основании анализа относительных показателей аварийности на всем парке воздушных судов, позволяет сделать вывод, что уровень безопасности полетов в 2005 году, оцениваемый по числу катастроф на 100 тыс. часов налета несколько снизился, а по числу погибших на 1 млн. перевезенных пассажиров практически остался на уровне 2004 года. Соотношение основных причин АП произошедших в 2005 году приведено на Диаграмме 3. Диаграмма 3. Наиболее характерными последствиями недостатков в работе летного состава, приведших к авиационным происшествиям, являлись: · столкновения с земной поверхностью из-за невыдерживания установленной схемой захода на посадку высоты; · столкновение с препятствиями при производстве посадки в темное время суток на посадочную площадку, не пригодную для посадки ночью; · потеря пространственной ориентировки в условиях белизны подстилающей поверхности и локального тумана; · выполнение полета ниже безопасной высоты. По предварительной оценке можно сделать вывод, что определяющими факторами авиационных происшествий, связанных с недостатками в работе экипажей в 2005 году продолжали оставаться нарушения ими установленных правил выполнения полетов, неадекватное принятие решений по исправлению возникающей особой ситуации, допущение ошибок в технике пилотирования и расчете захода на посадку. Распределение авиационных происшествий по территориальным органам воздушного транспорта Минтранса России приведено в таблице 1.2. Таблица 2. Распределение авиационных происшествии по территориальным управлениям и подконтрольным им эксплуатантам
Распределение авиационных происшествий в 2005 году по территориальным УГАН и подконтрольным им эксплуатантам показывает, что наиболее неблагоприятное положение с обеспечением безопасности полетов сложилось в Дальневосточном, Приобском, и Саха (Якутском) УГАН. Отмечаются серьезные недостатки в обеспечении безопасности полетов в Западно-Сибирском УГАН, где авиационное происшествие с самолетом АН-24 авиакомпании "Региональные АЛ" имело самые тяжелые последствия. Помимо авиационных происшествий в 2005 года произошло 891 инцидент, 9 чрезвычайных происшествий и 77 повреждений воздушных судов на земле. За аналогичный период 2004 года произошло 947 инцидентов, 5 чрезвычайных происшествий и 73 повреждения воздушных судов на земле. 2. Распределение показателей деятельности по обеспечению БП по службам Из общего числа инцидентов около 14% было связано с недостатками в работе летного состава. Недостатки в работе других служб имели место в следующем процентном соотношении числа инцидентов: ИАС–5%, УВД–2%, других служб обеспечения полетов–6%. Необходимо отметить, что количество инцидентов, связанных с недостатками в работе летного состава и наземных служб остаются практически на уровне ряда последних лет. Причины таких инцидентов свидетельствуют о серьезных упущениях в организации и выполнении полетов, нарушении технологии работ и взаимодействия между службами. Около 71% всех инцидентов произошло из-за отказов авиационной техники в полете. Анализ материалов расследования инцидентов, связанных с отказами авиационной техники в полете, показывает, что подавляющее число инцидентов, как и в прошлые годы, было вызвано: конструктивно-производственными недостатками авиационной техники около 69%, 8% - связано с недостатками в работе авиационных ремонтных заводов, 11% - с недостатками в работе специалистов инженерно-авиационных служб предприятий и 9% по неустановленным причинам. Состояние безопасности полетов при организации воздушного движения В 2005 году с недостатками в работе предприятий по ОрВД было связано 23 инцидента, из которых 1 серьезный инцидент. Характерными последствиями недостатков в работе диспетчерского состава, приведших к инцидентам, явились: · опасное сближение между воздушными судами А-340 авиакомпании "AIR FRANCE и В-747 авиакомпании "LUFTHANZA" в зоне ответственности Мирнинского РЦ ЕС ОрВД "Север" (28.03.05); · нарушение установленного минимального интервала продольного эшелонирования при полете на одном эшелоне 10600 метров между ВС ССА 992 и UAL 889 на границе районов ответственности ВРЦ ЕС ОрВД Марково и РЦ ЕС ОрВД Магадан (07.01.05); · прерванный взлет самолета А-319 авиакомпании "LUFTHANZA" в а/п Нижний Новгород (Стригино) (01.04.05). Общее количество инцидентов 2005 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 30%. По сравнению с 2004 годом количество опасных сближений уменьшилось и вышло на показатели 2001 - 2002 г.г., где количество опасных сближений было также по одному. В 2005 году произошел ряд инцидентов, связанных со срабатыванием БСПС из-за: · нарушения технологии работы диспетчера; · недостаточного контроля со стороны диспетчеров за выполнением экипажами ВС установленной схемы выхода из района аэродрома. Общее состояние безопасности полетов при ОрВД в 2005 году, по материалам расследования авиационных инцидентов, как и в предыдущие годы, определялось, в основном, следующими факторами: · нарушение технологии работы диспетчерами; · недостаточный контроль со стороны руководителей полетов и руководящего состава за организацией работы диспетчерских смен; · нарушение требований правил и фразеологии радиообмена; · неправильный расчет продольных интервалов при следовании ВС на одном эшелоне с различными скоростными характеристиками; · непринятие мер по информированию экипажей ВС при ухудшении метеорологической дальности видимости на аэродроме. Повторяемость причин инцидентов при ОрВД говорит о недостатках в работе руководящего состава органов ОВД, в части организации работы дежурных смен, подготовки диспетчеров, позволяющей приобретать им навыки грамотного разрешения конфликтных ситуаций. Профилактическая работа по результатам расследований АП и инцидентов Работа по профилактике авиационных происшествий и инцидентов в 2005 году включала в себя: · анализ рекомендаций комиссий по расследованию авиационных происшествий и инцидентов, принятие мер по реализации рекомендаций комиссий; · оценку эффективности ранее принятых профилактических мероприятий и их корректировку с учетом накопленного опыта; · работу по систематизации рекомендаций комиссий с анализом недостатков в функционировании авиационно-транспортной системы, приведших к АП и серьезным инцидентам, с целью разработки более эффективных профилактических мероприятий; · принятие мер по организации выполнения рекомендаций заключений Государственного Центра "Безопасность полетов на воздушном транспорте", выпускаемых по результатам исследований причин отказов авиационной техники и анализа информации средств объективного контроля; · контроль за качеством проведения расследований инцидентов комиссиями территориальных управлений государственного авиационного надзора и авиапредприятий; · выпуск оперативной информации с указанием неотложных мероприятий по обеспечению безопасности полетов, необходимость реализации которых возникла при получении первых результатов расследований авиационных происшествий и инцидентов; · проведение проверок обеспечения безопасности полетов в территориальных управлениях и авиапредприятиях; · подготовка приказов, распоряжений и заключений по результатам расследования авиационных происшествий и серьезных инцидентов. Профилактические мероприятия разрабатывались на основе анализа результатов расследования авиационных событий и рекомендаций комиссий по расследованию. Анализ материалов расследования авиационных происшествий свидетельствует, что подавляющее большинство из них связано с недостатками в деятельности летного состава и явились следствием: · частичной утраты профессиональных навыков и, как следствие, неспособности справиться с нестандартной ситуацией в полете; · неудовлетворительного взаимодействия в экипаже; · нарушений правил выполнения полетов, особенно в горной местности; · выполнения полетов при погоде хуже установленного минимума; · нарушений правил эксплуатации авиационной техники; · превышения допустимой полетной массы ВС; · недостаточной предполетной и (или) предпосадочной подготовки и, как следствие этого, принятия необоснованных решений при планировании и осуществлении полета; · ошибочные действия при попадании в условия, существенно ограничивающие видимость в полете (снежный вихрь, погодные условия хуже прогнозируемых). Рекомендации комиссий по расследованию авиационных происшествий в основном были направлены на необходимость: · изучения причин авиационных происшествий в территориальных управлениях и авиапредприятиях; · устранения выявленных при расследовании недостатков в деятельности конкретных авиапредприятий; · повышения требований, предъявляемых к личному составу; · проведения с личным составом занятий по изучению особенностей эксплуатации воздушных судов, выполнения полетов в особых условиях, при выполнении авиационных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ; · внесения изменений и уточнений в эксплуатационную документацию и проведение доработок изделий авиационной техники. Большинство из предложенных комиссиями по расследованию АП рекомендаций после их анализа в управлениях и научно-исследовательских организациях ГА были рекомендованы к реализации в Распоряжениях руководителя Ространснадзора, Заключениях Управления инспекции по безопасности полетов и информациях по безопасности полетов. РЕКОМЕНДАЦИИ При организации работы по повышению уровня безопасности полётов, предотвращению авиационных происшествий и инцидентов обеспечить реализацию следующих мероприятий: · на всех уровнях активизировать работу инспекторских органов контролю за соблюдением авиакомпаниями и аэропортами установленных требований при организации, обеспечении и производстве полётов; · на постоянной основе осуществлять мероприятия по выявлению и пресечению фактов незаконной деятельности в области авиации общего назначения; · повысить требовательность к качеству расследований авиационных событий, при этом обратить внимание на правильность их классификации, обязательность отправки оперативной информации об инцидентах КБ - разработчикам ВС и авиадвигателей, практиковать проведение исследований отказавших изделий в научных организациях, ремонтных предприятиях и других организациях, имеющих соответствующие возможности; · принимать исчерпывающие меры по устранению и профилактике причин нарушений правил организации, обеспечения и выполнения полетов, выявленных как при расследовании авиационных событий, так и при проведении инспекторских проверок; · обеспечить контроль за соответствием уровня профессиональной подготовки лётного состава допуску к выполнению полётов в ожидаемых районах и условиях; · обеспечить действенный контроль, с использованием комплексного и профессионального анализа данных средств сбора полетной информации командно-инструкторским составом авиапредприятий, за безусловным выполнением экипажами своих профессиональных обязанностей по соблюдению установленных требований при подготовке и производстве полетов. При этом оценивать подготовленность экипажей к приборному пилотированию воздушных судов в СМУ на заключительном этапе полёта, способность анализировать пространственное положение ВС при прохождении ВПР и метеоусловия при принятии решения на производство посадки. Обращать внимание на выполнение, с необходимой точностью, траекторий движения при маневрировании ВС в районе аэродрома и зонах с интенсивным воздушным движением, соблюдение требований по выдерживанию вертикальных скоростей для предупреждения срабатывания БСПС, а также соблюдение установленных требований по поддержанию допусков к выполнению визуальных заходов на посадку и по категорированным минимумам; · при контроле за выполнением полётов ВС на авиационных работах обращать внимание на правильность принятия решения на вылет и на обоснованность продолжения полёта в СМУ, особенности взаимодействия с органами ОрВД в районах с неустойчивой радиосвязью; · обратить особое внимание лётного состава, выполняющего полёты на вертолётах, на особенности производства полётов в переходные периоды "осень-зима" "зима-весна" на площадки, подобранные с воздуха; · при проведении сезонных подготовок с лётным составом изучить вопросы, связанные с оценкой параметров взлёта ВС, принятием решения на вылет с учётом внешних условий на аэродромах вылета, назначения и запасных; · обратить внимание специалистов аэродромных служб на объективность оценки состояния искусственных и грунтовых ВПП, соблюдение правил замера коэффициентов сцепления, своевременность нанесения и восстановления разметки на ВПП, рулежных дорожках и местах стоянок. 3. Определение вида особой ситуации в полёте Воспроизведение траектории полёта ВС. Исходные данные:
Фактическое значение параметров полёта на глиссаде
Основные эксплуатационные ограничения для самолёта Ту–134.
Расчет производится с удаления 5000м. По условию задания считается, что на данном удалении ВС находится на глиссаде и на курсе. Исходные данные для расчета берем из вышеприведенных таблиц. Расчеты, получем с помощью навигационной линейки НЛ–10М. Формулы, используемые для расчета: 1. Высота точки глиссады на удалении 5000 м от торца ВПП определяется по формуле: 2. Расчётный угол сноса определяется по формуле: 3. Расчетная путевая скорость определяется по формуле: км/ч 4. Расчётная вертикальная скорость определяется по формуле: м/с 5. По данным таблиц в задании для каждого участка определяется путевая скорость по оси глиссады Wi,высота Hi, и боковое уклонение Zi, (i – номер точки, 0i24): Для удобства все вычисления сводятся в таблицу. По результатам вычисления проекции траектории ВС по Нi и Zi наносятся на соответствующие проекции глиссады: Результаты расчёта траектории движения ВС по глиссаде
4. Факторный анализ АП и составление формализованного отчёта Катастрофа самолета ТУ-134А в а/п Сургут. 26 февраля 1988 г. экипаж Минского летного отряда Белорусского УГА на самолете ТУ-134, №65675 выполнял пассажирский рейс Минск–Куйбышев–Тюмень–Сургут. Полет по маршруту Минск–Тюмень проходил без особенностей. На борту самолета находилось 6 членов экипажа, 45 пассажиров. Взлетная масса самолета и центровка не выходила за установленные РЛЭ пределы. Вылет из а/п Тюмень 27.02.88г. в 03:03 (МСК). Катастрофа произошла в 04ч. 08мин. при заходе на посадку в а/п Сургут с МКпос 71° при прогнозируемых ПМУ и отсутствии метеорологических наблюдений за погодой на вспомогательном пункте наблюдения с курсом посадки. Приземление произошло на удалении 714м. от торца ИВПП и 113м от ее оси на ГВПП. При приземлении из-за большой вертикальной перегрузки (4,6) самолет разрушился и загорелся. В результате катастрофы 3 члена экипажа и 17 пассажиров погибли, 3 члена экипажа и 28 пассажиров получили травмы. Обстоятельства АП. Данные об ЭВС и диспетчерах УВД. КВС – пилот 1-го класса, Сасовское училище ГА, минимум погоды «А» (60Х800), налет 16714 часов. Налёт КАС на самолёте Ту–134 – 5674 часа, из них ночью 2030 часов. АП и предпосылок к ним за время летной деятельности не имел. Второй пилот–пилот 2-го класса, Ейское училище летчиков. Налет 10958 час. АП и предпосылок не имел. Руководитель полетов аэродрома, диспетчер 1-го класса, образование высшее, ОЛАГА. Нарушений за время работы не имел. Диспетчер посадки–диспетчер 1-го класса, УШВЛП, имел нарушение НПП-ГА, за что в 1974г. из свидетельства диспетчера был изъят талон №1. Инструктаж проведен с незначительными отступлениями от технологии. Анализ действий ЭВС и диспетчеров УВД. Взлет в а/п Рощино произведен в 03час. 03мин. Полет в наборе высоты и по маршруту проходил без особенностей, но ЭВС вел посторонние разговоры и курил в полете. Прослушав погоду а/п Сургут и оценив условия захода и посадки, экипаж запросил у диспетчера ДПП возможность обеспечения захода на посадку с МК-71°, обратно посадочному, на что получил разрешение от РП через диспетчера ДПП. РПА, разрешив заход с МКпос.71° (по кратчайшему пути), в нарушение НПП-ГА не организовал метеорологические наблюдения и включение РТС с МКпос.71°, не информировал дежурных специалистов наземных служб, обеспечивающих полеты, а следовательно, и докладов о готовности аэродрома и его оборудования к приему самолета с МКпос.71°.В результате этого радио-навигационное и метеорологическое обеспечение захода на посадку не в полной мере отвечали требованиям руководящих документов. В процессе снижения КВС определил основную систему захода на посадку по КГС, режим директорный и резервную–по РСП, но не проинформировал экипаж о м/м для данных систем, чем нарушил требования Инструкции по взаимодействию. Штурман в процессе выполнения карты контрольной проверки дал информацию экипажу о работе ДПРМ и БПРМ с МКпос. 71° не прослушав их позывных. В процессе снижения штурман убедился, что РМС, ДПРМ и БПРМ не включены, запросил диспетчера ДПП об их включении, на что получил ответ о заходе на посадку по локатору. Штурман дал согласие. На эшелоне перехода ЭВС установил давление аэродрома, но установленное давление в нарушении требования НПП-ГА и Правил фразеологии диспетчеру УВД не передал. Полет до ДПРМ проходил без грубых отклонений. На высоте визуальной оценки 130м. штурман не доложил экипажу «Оценка». Командир ВС до ВПР не принял решения и не дал команду о посадке иле уходе на второй круг, продолжая безрассудно снижаться, чем нарушил требования по взаимодействию. Второй пилот, не получив сообщения КВС о посадке или уходе на второй круг, не выполнил свои обязанности по осуществлению действий для ухода на второй круг. Не имея постоянного надежного визуального контакта с наземными ориентирами, КВС продолжал снижение и, не выдерживая заданные диспетчером параметры полета, ночью, с выключенными фарами, создал непосадочное положение самолета. При пролете торца ИВПП со скоростью 286 км/час, самолет на высоте 38м с боковым уклонением 50м, что соответствовало непосадочному положению ВС. Снижение самолета в сторону ГВПП проходила над заснеженной земной поверхностью. Определение расстояния до земли было затрудненно, о чем свидетельствует образования крена и несоразмерные движения штурвалом командира ВС в непосредственной близости от земли. За одну секунду до удара КВС взял штурвал на себя и уменьшил крен. Решение об уходе на второй круг КВС реализовывалось в условиях дефицита времени на малой высоте, было запоздалым и не могло обеспечить безопасный исход полета. Самолет грубо приземлился на ГВПП с перегрузкой 4,6 единиц, разрушился и загорелся. Доминирующие факторы, оказавшие влияние на данное авиационное происшествие. Анализируя данное АП, вскрылись факторы, оказавшие влияние на данное событие. Недостатки в организации летной работы явились результатом низкой профессиональной подготовки части летного состава и низкой организующей роли руководящего состава летного отряда и управления. Только за последние пять лет в Минском ЛО имели место 6 АП и все они произошли по вине личного состава. Не проводилась разъяснительная работа среди летного состава по исправлению ошибок, при заходе на посадку методом ухода на второй круг, как единственно правильного решения, о чем свидетельствовало неоднозначное понимание летным составом требований приказа начальника Белорусского УГА от 31.12.87г. о предпосылке к АП, связанной с уходом на второй круг ЭВС одного из КВС и его наказания. Просматривалась тенденция отвести на второй план вопросы безопасности полетов по сравнению с вопросами экономики. Так, например, имело место неоправданное укрупнение летных подразделений (в АЭ до 30 экипажей) при одновременном сокращении численности командно-летного состава. В ходе расследования АП были вскрыты недостатки в метеорологическом обеспечении полетов: · нарушения требования НПП ГА-85, НМО ГА-82 и «Порядка метеонаблюдений…» в части организации наблюдений на ВПП МКпос. 71°, где так же не был проведен контрольный замер фактической погоды после АП; · рабочее место СДП не было оборудовано ветроизмерительным прибором (НМО ГА-82); · в информации, передаваемой по УКВ-радиоканалу, открытым текстом допускались отклонения при начитке прогноза на посадку от действующего основного (9-ти часового) прогноза погоды; · ОПН, ВПН не соответствовали нормам технологического проектирования, обзор для наблюдения был затруднен. В отчете группы УВД отмечалось, что в процессе захода на посадку самолета по системе РСП диспетчер ПДП осуществлял УВД в соответствии с требованиями нормативных документов. Согласно данных р/обмена и МСРП-12-96, отклонения самолёта по курсу и глиссаде не превышали предельно-допустимых отклонений на участке от точки входа в глиссаду до БПРМ. Диспетчер ПДП обнаружив по локатору смещение самолёта влево, дал экипажу указание: «675, по прямой 200». Это указание было вызвано обеспокоенностью за благополучный исход полета, ввиду не естественного перемещения радиолокационной отметки от самолета в зоне, контролируемой радиолокатором, но не используемой для определения точного место нахождения ВС. Диспетчер ВСДП не имел возможности не только определить величину уклонения самолета при пролете им торца ВПП, но и сам факт бокового уклонения, т.к. контуры самолета в темноте не просматривались, а огни самолета не на что было спроецировать. В период с 03.00 до 04.00 5 марта 1988г. на аэродроме Сургут был проведен эксперимент, ставивший целью выяснить, можно ли определить факт отклонения самолета от оси ВПП диспетчером СДП и ВСДП. Эксперимент подтвердил, что с достаточной степенью достоверности определить факт отклонения в условиях темного времени суток не возможно. Диспетчер СДП, находясь на КДП, не имел возможности определить факт бокового уклонения самолета по тем же причинам, что и диспетчер ВСДП. В ходе расследования выявлено несоответствие требований НПП ГА- 85, Технология работы диспетчера СДП, требования НСД ГА-81 в части контроля за движением ВС на участке БПРМ- ВПП. При обнаружении АП с самолетом ТУ-134 №65675 РП, в нарушение требований НПП ГА- 85, не организовал контрольный замер погоды с ВПН на ВСДП 71°, а сделано это было на ОПН СДП 251°. Заключение Катастрофа самолета ТУ-134А № 65675 произошла в следствие невыполнения командиром ВС и вторым пилотом требований НПП ГА-85 по уходу на второй круг с высоты принятия решения до минимально допустимой согласно РЛЭ при попадании в условия ухудшенной видимости и отсутствие надежного визуального контакта с огнями приближения, не выдерживания заданных параметров снижения, что привело к непосадочному положению самолета при заходе на посадку ночью, с выключенными фарами, в результате чего самолет грубо приземлился левее ВПП с перегрузкой, превышающей допустимую, разрушился и загорелся. Катастрофе сопутствовали нарушения требований НПП ГА-85 и НСД ГА-81 руководителем полетов, который не организовал метеорологическое и радиотехническое обеспечение данного полета при смене рабочего старта, чем лишил экипаж возможности контролировать положение самолета относительно курса и глиссады по показаниям приборов в кабине, и работников АМСГ осуществлять метеорологические наблюдения с курсом посадки. Литература 1. Сохацкий В.Я., Зворыгин И.Л. Безопасность полетов: Методические указания к контрольной работе / С-Пб: ОЛАГА, 1992г. 2. Кузнецов В.А. Анализ качества выполнения посадки и оценка перегрузки, действующей на конструкцию ВС (по данным регистраторов К3-63 и МСРП-12-96); Методические указания/ Актюбинск: АВЛУГА, 1985г. 3. Балясников В.В., Никулин Н.Ф. Система обеспечения БП: Учебное пособие / Академия ГА. С-Пб 1995г. 4. Методические рекомендации и уточненные критерии оперативной оценки величины перегрузок при приземлении самолетов.-М.: Гос- НИИГА, 1984. 5. Курс учебно-летной подготовки пилотов на самолете ТУ-134, - М. Воздушный транспорт, 1981г. 6. Руководство по летной эксплуатации самолета ТУ-134. Издание 2-е, М. Воздушный транспорт, 1980г. 7. В.И. Жулев, В.С. Иванов. Безопасность полетов летательных аппаратов: (Теория и анализ).- М. Транспорт, 1986г. 8. Кузнецов В.А., Чугунов В.И. Альбом методических материалов к изучению основных АП в транспортной ГА СССР в 1982-1988г. / С-Пб,; Академия ГА, 1998г. 9. Балясников В.В., Никулин Н.Ф. и др. Обеспечение безопасности полетов в ГА: Методические указания по изучению курса. Л,; ОЛАГА, 1991г. |