Реферат: Возникновение ислама и становление арабо-мусульманской культуры
Название: Возникновение ислама и становление арабо-мусульманской культуры Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат |
«Возникновение ислама и становление арабо-мусульманской культуры» Ислам — самая молодая из мировых религий.Появился в раннее средневековье. Ислам возник в VII веке нашей эрыв одном из языческих религиозных центров Аравийского полуострова – г. Мекке. Аравия — зона пустынь, небольших цветущих оазисов, невысоких гор. Ее берега омываются морями, а узкие прибрежные полосы наиболее благоприятны для жизни. Издревле эта земля была населена различными семитскими племенами — предками арабов. Именно отсюда, как считают большинство ученых, вышли племена древних евреев, заселивших позже Палестину. Главное занятие местных жителей — скотоводство (верблюды, лошади, овцы). Небольшие разрозненные племена кочевали по огромному малонаселенному пространству. Через Аравию проходили важные торговые пути древности. По их ходу возникали крупные торгово-ремесленные города, одним из которых была Мекка (недалеко от побережья Красного моря, в центре оазиса). В религиозном отношении жители Аравии были неоднородны. На севере полуострова большое влияние имело христианство в его монофизитской разновидности. В Аравию переместились многие из тех, кто был не согласен с ортодоксальной христианской Церковью в Византии. Южнее немалое распространение имел иудаизм. Новая религия, которая возникла здесь позже, тесно связана с иудаистскими и христианскими традициями, она приняла от этих религий очень много элементов (этим объясняется, в частности, сходство в именах пророков: Ибрахим — Авраам, Исхак — Исаак, Муса — Моисей, Иса — Иисус и др.). Но самое главное, что было унаследовано мусульманами от иудеев и христиан, — это традиция единобожия. Более того, мусульмане даже обвиняли христиан в многобожии, ссылаясь на то, что Христос, по их учению, — Сын Божий, а Бог, с их точки зрения, един. Несмотря на это, преемственность и связь мусульманства с иудаизмом и христианством очевидна. Эта связь отражена в преданиях. Арабы считают, что они и евреи (как родственные семитские племена) ведут свое происхождение от одного и того же праотца — Авраама (у арабов — Ибрахима), но от разных его сыновей: арабы — от Исмаила, а евреи — от Исаака. По преданию, мать Исмаила — наложница Агарь — была изгнана из дома Авраама по настоянию его жены Сарры, после чего и попала в Аравию, где едва не умерла вместе с младенцем от жажды в пустыне. Исмаил, лежавший на земле между двумя холмами (ныне священные холмы Сафа и Марва), ударил ножкой и породил священный источник Земзем. Центр и юг полуострова, где аравийские племена жили наиболее замкнутой жизнью, были языческими. Каждое племя имело свой культ, свои святыни, однако под влиянием учения о едином Боге здесь стали складываться общие для всех предков арабов религиозные представления. Единая религия была нужна для предотвращения племенных конфликтов, для усиления контактов и связей между племенами. Ядром, вокруг которого стал складываться общий культ, являлось сильное племя курейшитов, в землях которых лежала Мекка. Именно в этом городе находилась самая уважаемая святыня: в стену святилища, имеющего форму куба («куб» по-арабски «кааба»), был вмонтирован Черный камень, как предполагают — метеорит. Эта святыня в будущем стала одной из главных в исламе. Черный камень символизировал Бога-творца, Бога-покровителя — Аллаха (от ар. ал-шах — божество). Ислам – одна из трех (наряду с буддизмом и христианством) так называемых мировых религий, имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения многих стран Азии и Африки. Ислам является системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику. «Ислам» в переводе с арабского означает покорность, «мусульманство» (от арабского «муслим») – предавший себя Аллаху. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные – в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама. Становление арабо-мусульманской культуры связано с возникновением ислама, который сплотил разобщенные оседлые племена и племена кочевников-бедуинов в арабскую народность. Роль арабского языка в становлении культуры Арабского Востока огромна: наряду с исламом он быт мощным фактором, объединяющим все арабские страны. Поначалу деятельность новоявленных проповедников не имела особого успеха. Однако нашелся человек, способный разбудить сознание людей и создать на основе нетрадиционных взглядов полноценную религию. Этим человеком был Мухаммед, вошедший в историю ислама в качестве первого и единственного «истинного» пророка ислама. В Мекке родился в 570г. и начал свои проповеди Мухаммед, араб из племени курейш. Рано оставшись сиротой, он воспитывался в доме у своего дяди Абу Талиба, который являлся главой влиятельного рода хашим и на протяжении всей жизни оказывал Мухаммеду всяческую поддержку. Став взрослым, Мухаммед занялся караванной торговлей, женился на богатой мекканской вдове Хадидже, стал общаться с ханифами (праведниками и аскетами арабского происхождения, проповедавшими необходимость веры в единого Бога). В 610г., находясь в пещере горы Хира, Мухаммед услышал обращенный к нему голос и выучил наизусть (запомнил, записал в своем сердце) продиктованный ему свыше текст: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил – сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом (богословием), Научил человека тому, чего он не знал» 96 сура Так было положено начало Корану и проповеднической деятельности Мухаммеда. Мухаммед, которого стали называть пророком и посланником Бога, учил, что нужно всецело покориться воле Бога (Аллаха). Последователи пророка стали называться мусульманами, т.е. покорными Богу. В 622 г. Мухаммед из-за усилившихся гонений совершил хиджру из Мекке в Ясриб вместе с мухаджирами, т.е. совершившими хиджру. Ясриб стал называться Мединой («Городом пророка»). В Медине Мухаммед был принят как правитель. Хиджра стала точкой отсчета времени по мусульманскому лунному календарю (16 июля 622г.). Рядом с домом Мухаммеда в Медине была построена первая мечеть. В Медине происходит окончательное становление культа и догматики ислама, в том числе оформляется идея священной войны. Мухаммед вступает в военные действия против Мекки, закончившиеся в 630 г. его победой. Мекка приняла ислам и признала Мухаммеда пророком. Он вернулся в Медину и в марте 632 г. совершил паломничество к святыне Каабы, по дороге к которой на горе Арафат произнес свою последнюю проповедь, обобщенный текст которой можно найти во всех мечетях мира. В июне 632 г. пророк умер и был похоронен в Медине. К этому времени под властью Медины находился почти весь Аравийский полуостров. Преемники власти Мухаммеда – мухаджиры: Абу, Бакр, Омар, Осман, Али, которые стали называться халифами, продолжили его дело. Они расширили границы единого арабо-мусульманского государства, которое стало именоваться Мединским Халифатом, ввели новое летоисчисление от 622 г., свели все проповеди пророка в единую книгу «Коран», положили начало Сунне. Язык Корана – арабский, Коран было запрещено переводить на другие языки в религиозных целях. Пять «столпов» определяющие принадлежность к исламу? 1. Исповедание веры. Исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда, которое закреплено в формуле – шахад: «Нет божества, кроме Бога (Аллаха) и Мухаммед – посланник Божий». Чтобы стать мусульманином, достаточно в присутствии свидетелей – мусульман три раза произнести шахад. Этими словами всякий человек подтверждает свою веру (иман) в Аллаха и в посланническую миссию Мухаммеда, и безоговорочно принимает идейную основу Ислама - таухид, суть которого заключается в утверждении абсолютного единобожия и неприятия в какой-либо форме божественного поклонения кому-либо или чему-либо, кроме Аллаха. 2. Молитва. Ежедневная пятикратная молитва («салам» - араб., «намаз» - перс.), лицом к Мекке на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца и в начале ночи. Один день – пятница, полностью посвящен молитвам в мечетях. 3. Пост. Пост, который проводится в течение Рамадана, девятого месяца мусульманского года. В течение всего месяца нельзя ни есть, ни пить – от рассвета до заката, нельзя вступать в плотские связи. 4. Налог-милостыня Каждый имущий обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных. Обязательная милостыня – закят – обязательный налог на имущество и доходы, который идет в теории на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих. Кроме того, каждому мусульманину предписывается еще и садака — добровольные пожертвования и милостыня. "Молитву строго соблюдайте, творите милостыню для очищенья" (Коран, 2:43). 5. Паломничество в Мекку. Паломничество («хадж») в Мекку, хотя бы раз в жизни, которое рассматривается как «очищение от грехов». Особенность арабо-мусульманской культуры - халифат. Важной особенностью арабо-мусульманской культуры является неразделимость духовной и светской власти: религии, морали и права. Выражением неразделимости светской и духовной власти стала особая форма государственности – халифат. Халифат сосредотачивал в своих руках полученную от Мухаммеда власть: духовную (имамат) и светскую (эмират). Халифатом стало называться и арабо-мусульманское государство, возглавляемое халифами. В основе его функционирования лежит концепция исламской государственности, разработанная суннитами. Они истолковали ее таким образом, что государственная власть должна принадлежать уважаемому мусульманину в силу особого договора (мубайи). Этот договор заключается между умой (ее представителями) и претендентом на халифат, которой должен отвечать следующим требованиям: - быть муджтахидом (представителем высшей категории мусульманских богословов); - происходить из племени курейшитов; - быть справедливым, мудрым, смелым, физически здоровым и заботиться о благе подданных. Халиф не может передавать свою власть по наследству, выбирать себе преемника; умма смотрит на него как своего представителя, он должен выполнить предписание Корана и может быть привлечен к ответственности за нарушение сунны и шариата. Халифат был сложным конгломератом различных этносов, стремившихся к восстановлению независимости. Власть халифатов со временем слабела. При всем своеобразии модели развития халифат, как и многие европейские страны, вступили в период раздробленности. К середине X в. У некогда могущественной империи осталась лишь небольшая территория в Месопотамии вокруг Багдада. На этом заканчивается история Арабского халифата, но не ислама и его культуры. Турки сохранили за халифом духовную власть, отобрав светскую. Светским главой турецкого государства был провозглашен султан. Халифы становятся «папами Востока». Разгромив турецкий султанат в 1258г., монгольский хан заставил халифа дать ему титул «султана Запада и Востока». Но вскоре халифы вынуждены были покинуть Багдад, а халифат был упразднен. Особенности художественной практики арабского средневековья? Под влиянием ислама сложилась самобытная художественная культура. Исламское искусство не знает культовых изображений. Одной из главных святынь были старинные рукописи. Это привело к развитию каллиграфии и книжной миниатюры. Искусство оформления книги достигло исключительной высоты, в том числе искусство орнамента, который стал применяться также для украшения мечетей, керамики, оружия, изделий из металла и стекла, тканей, ковров. Важнейшее место в арабо-мусульманской художественной культуре занимает поэзия. Арабская поэзия, глубоко философская по своему настрою, как правило, сочетается с музыкой. Даже суры Корана читаются на распев, в такой же манере. Арабская музыка обогатила мир такими инструментами, как кеманча, даф, рабаб. Основной для формирования системы поэтических форм послужила касыда – особая композиционная форма арабской поэзии. Огромное влияние на развитие литературного творчества оказал суфизм, наполнивший поэзию особой символикой и метафоричностью. Выдающимся поэтом был Абу Нувас (между 747--762 -- между 813--815), виртуозно владеющий формой стиха. Для него были характерны ирония и ветреность. он воспевал любовь, веселые пиры и подсмеивался над модным тогда увлечением старыми стихами бедуинов.Абу ль-Атахия искал опору в аскетизме и вере. Его перу принадлежат нравственные стихи о суетности всего земного и несправедливости жизни. Отрешенность от мира давалась ему нелегко, об этом свидетельствует его прозвище - «не знающий чувства меры». В заключение следует отметить, что вся мусульманская литература строится вокруг Корана. Строгие правила Корана, запрещая любые вольности, создавали, вместе с исключительными сложностями, и огромные творческие стимулы для исполнителей – музыкантов, певцов, танцоров. Коран запрещал изображения святых и людей, даже животных, поэтому в арабской культуре отсутствуют живопись и скульптура в обычном понимании. Живописное мастерство проявлялось в основном в области орнамента. Знаменитая арабская связь, арабеска, построенная по принципу бесконечного повторения затейливых узоров, украшает книжные миниатюры, стены и полы мечетей. Простор для творческого воображения давало также ковроткачество. Значительного развития достигла архитектура. Олицетворение наивысших достижений мусульманской архитектуры является культовые сооружения: мечети, медресе и минареты, а также мавзолеи. Кроме культовых сооружений и дворцов возводились также библиотеки, госпитали, бани, мосты и т.д. Все они несут в себе черты, ярко отражающие самобытность художественных традиций арабо-мусульманского мира. Значителен был вклад арабов в математическую науку. Живший в X в. Абу-а-Вафа вывел теорему синусов сферической тригонометрии, вычислил таблицу синусов с интервалом в 15°, ввел отрезки, соответствующие секансу и косекансу.Поэт, ученый Омар Хайям написал «Алгебру» -- выдающееся сочинение, в котором содержалось систематическое исследование уравнений третьей степени. Он также успешно занимался проблемой иррациональных и действительных чисел. Ему принадлежит философский трактат «О всеобщности бытия». В 1079 г. он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский.Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике. Значение термининов: «сунна» - ("священное предание") свод обычаев и правил поведения древней общины – означала практику и теорию мусульманского правоверия; она передалась устно и служила дополнением к писаному закону. «суфизм» - (от слова "суфи" — грубая шерстяная ткань), мусульманский мистицизм, религиозно-мистическое течение в исламе. Под этим термином объединяются все мусульманские учения, целью которых является разработка теоретических основ и практических способов, обеспечивающих возможность непосредственного общения человека с Богом. «сура» - арабское слово для обозначения главы Корана. Коран состоит из 114 сур, из которых 86 получены в Мекке, а 28 — в Медине. Каждая сура состоит изаятов (откровений). Количество аятов может быть от 3 до 286. «шиизм» - (от араб. ши’а — секта, партия, группа приверженцев), одно из двух, наряду с суннизмом, основных направлений в исламе. «арабеска» - особый вид орнамента, состоящего из сочетания геометрических фигур и стилизованных изображений растений – растительного орнамента. В орнамент часто включается эпиграфический элемент - надпись с прославлением Аллаха, также выполненная в условном стиле. Геометрические фигуры арабесок обычно представляют собой бесчисленные комбинации звездообразных многоугольников, вокруг которых причудливо переплетаются стилизованные изображения растений и буквенные сочетания (арабская вязь). Тесты: 1. Установите соответствие: Правильный ответ: а – б, б – а, в – в, г – д, д – г. 2. Одной из святынь арабо-мусульманской культуры является: Правильный ответ: б. 3. Сопоставьте города (памятные места) и события: Правильный ответ: а – д, б – в, в – а, г – г, д – б. Список используемой литературы: 1. Культурология: учеб. пособие/Сост.: Г.В. Борисова, Д.Н. Белянин, Н.П. Гаврилова, Л.Н. Евдокимова, В.Л. Правда, В.А. Осипов; Гос. Учреждение Кузбас. гос. техн. ун-т– Кемерово, 2002.- 178 с. 2. Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры: - М., 2005.- 735 с. 3. Садохин А.П. Мировая художественная культура. – М., 2000. 4. Соколова М.В. Мировая культура и искусство. – М., 2004. 5. Маркова А.Н. Культурология: Учебник для вузов.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 600с. 6. Крымский А.Е. История мусульманства – 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии с замеч. авт. – М.: Жуковский: Кучково поле, 2003. – 462с. 25.10.2010г. |