Реферат: Дюркгейм и его теория эволюционного развития
Название: Дюркгейм и его теория эволюционного развития Раздел: Рефераты по социологии Тип: реферат |
· · 1.Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях. Многие её последователи участвовали в социалистическом движении, и сам он симпатизировал реформистскому социализму жоресовского толка. Вместе с тем Дюркгейм был противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму. Будучи человеком долга, прежде всего, Дюркгейм постоянно стремился соединять в своей собственной жизни принципы профессиональной и гражданской этики, которые послужили одним из главных и излюбленных предметов его научных исследований и преподавания. Практическая цель его профессиональной и общественной деятельности состояла в том, чтобы вывести французское общество из тяжёлого кризиса, в котором оно оказалось в последней четверти 19 века. после падения прогнившего режима Второй Империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской Коммуны. В связи с этим он активно выступал против сторонников возрождения монархии и приверженнее «сильной власти», против реакционных клерикалов и националистов, отстаивая необходимость национального согласия на республиканских, светских и рационалистических принципах, на основе которых во Франции сформировалась Третья республика. -2- Дюркгейм был убеждённым и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм - французская национальная традиция, начало которой положил Декарт. «Манифест» Дюркгеймовской социологии, книга «Правила социологического метода», удивительным образом перекликается с «Рассуждением о методе» Декарта. Оба труда объединяет одна цель: найти рациональные принципы и приемы, позволяющие исследователю постичь истину независимо от личных склонностей, общепринятых мнений и общественных предрассудков всякого рода. У Декарта мы встречаем само понятие «правила метода», вынесенное Дюркгеймом в заглавие его основного методологического труда; именно этим «правилам» посвящена вторая часть «Рассуждения о методе». Важную роль в формировании воззрений Дюркгейма сыграли идеи Г.Спенсера и биоорганической школы. Влияние Спенсера было неоднозначным: одновременно «негативным» и «позитивным» в указанном выше смысле. Многие концепции Дюркгейма разрабатывались в полемике с концепциями английского мыслителя. Однако в исследованиях Дюркгейма сказалось и позитивное влияние идей Спенсера. Это относится, в частности, и к структурно-функциональной стороне социологии Дюркгейма и к эволюционистской стороне, поскольку вслед за Спенсером французский социолог рассматривал сложные типы обществ как комбинации простых. Вообще склонность использовать «элементарные формы» как модель для изучения форм развитых, определившая, в частности, обращение Дюркгейма к этнографическому материалу, в значительной мере стимулировалась работами Спенсера, также строившего свою социологию на большом этнографическом материале. Дюркгейму было присуще широкое толкование социализма, он, считая, что для его понимания нужно исследовать все его виды и разновидности. Исходя из этого, он определял социализм следующим образом: «Социализм-это тенденция -3- к быстрому или постепенному переходу экономических функций из диффузного состояния, в котором они находятся, к организованному состоянию. Это также, можно сказать, стремление к более или менее полной социализации экономических сил». Несмотря на то, что научное творчество Дюркгейма находилось на пересечении множества влияний и традиций социальной мысли, он не считал, что социология как наука уже сформировалась. Теории Конта и других мыслителей прошлого столетия представлялись ему слишком общими и схематичными, содержащими лишь предпосылки собственно научной социологии. Самостоятельную науку об обществе со своим собственным предметом и специфическим методом, с его точки зрения, ещё предстояло создать. Дюркгейм ощущал себя призванным осуществить эту задачу. Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как «социологизм». Этот термин, несомненно, огрубляет и упрощает представление о дюркгеймовской теории. Тем не менее, он может служить полезным ориентиром, указывающим на некоторые существенные особенности социологических воззрений французского учёного. Для понимания дюркгеймовского «социологизма» необходимо выделить и различать в нём два аспекта: онтологический и методологический. Онтологическая сторона социологизма, т.е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях: 1.Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и реальная, как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определённых законов. 2.Общество-это реальность особого рода, не сводимая к другим её видам. -4- 3.Онтологическая сторона «социологии» но сводится, однако, к признанию основательности и автономии социальной реальности. Методологический монизм Дюркгейма резко контрастировал с дуалистическими трактовками научной методологии, противопоставлявшими «объяснение» и «понимание», «номотетический» и «идеографический», «генерализирующий» и «индивидуализирующий» методы в естественных науках и науках о культуре. Эта тенденция, характерная для немецкой философии того времени, в целом не была присуща Франции, где в социальных науках господствовали позитивистская методология и представление о единстве научного знания. Однако «социологизм» Дюркгейма выходит за рамки этого методологического принципа. Поскольку в соответствии с его «социальным реализмом» общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, поскольку происходит социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов. Социологический способ объяснения провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающих их в себя. Социология в результате выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др. Таковы основные принципы «социологизма», посредством которых Дюркгейм обосновывал необходимость и возможность социологии, как самостоятельной науки. Тема социальной солидарности - главная тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. Его первый лекционный курс в Бордоском университете был посвящён проблеме социальной солидарности, а первая книга - обоснованию «солидаризирующей» -5- функции разделения труда. В своём исследовании самоубийства он связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной сплочённости. Наконец, последнее значительное исследование французского учёного посвящено доказательству тезиса о том, что создание и поддержание социального единства - основная функция религиозных верований и действий. При жизни Дюркгейм издал четыре книги: «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии»(1895), «Самоубийство»(1897) и «Элементарные формы религиозной жизни»(1912). Книга «О разделении общественного труда» представляет собой публикацию успешно защищённой докторской диссертации автора. Для обоснования этого положения Дюркгейм развивает теорию, которая сводится к следующему. Если в архаических обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в "коллективном сознании",то в развитых социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене, причём «коллективное сознание» здесь не исчезает, но становится более общим, неопределённым, его состояния становятся менее интенсивными и оно действует в более ограниченной сфере. Вначале Дюркгейм рассчитывал на то, что со временем разделение труда само придёт к своему «нормальному» состоянию и начнёт порождать солидарность. Но уже ко времени опубликования «Самоубийства»(1897) и особенно выхода второго издания книги «О разделении общественного труда»(1902) он приходит к мысли о необходимости социально-реформаторских действий по внедрению новых форм социальной регуляции, прежде всего посредством создания профессиональных групп (корпораций). Это нашло отражение в предисловии ко второму изданию книги. Так как общество часть природного мира, то и наука о нём - социология должна -6- быть подобна наукам о природе. Её цель - исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Дюркгейм отмечает, что социология должна изучать социальную реальность. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых и составляет общество. Социологию Э.Дюркгейм делил на три основные сферы: социальную морфологию; социальную физиологию и общую социологию. Социальная морфология аналогична анатомии: она исследует общество с точки зрения его структуры, материальной формы или, во-первых, географической основы жизни народов, во-вторых, народонаселение, его объёма, плотности, распределения по территории. Социальная физиология исследует «жизненные проявления общества» и охватывает ряд частных социальных наук: 1)социологию религии; 2)социологию морали; 3)юридическую социологию; 4)экономическую социологию; 5)лингвистическую социологию; 6)эстетическую социологию. Центральной социологической идеей, которая практически проходит через всё творчество Дюркгейма, является идея общественной солидарности. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. В своём исследовании самоубийства он также связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной солидарности. Решение проблемы солидарности у Дюркгейма связано, прежде всего, с ответом на вопрос: Каковы те связи, которые объединяют людей друг с другом? -7- В своём исследовании самоубийства он связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной сплочённости. Данная проблема рассматривается учёным, прежде всего в работе: «О разделении общественного труда». Эта тема была постоянно в центре внимания социологии. Разделение труда - закон природы, подчёркивал Э.Дюркгейм, но он рассматривает этот вопрос не вообще, а с точки зрения соотношения личности и общества. В объяснении этой проблемы Дюркгейм отталкивается от типичной для социологии 19 века идеи двух типов общества: традиционное и современное и выделяет два типа солидарности: механическую и органическую солидарность. Органическая солидарность, которая порождается разделением общественного труда и которая основана не на сходстве, а на различии индивидов. Если механическая солидарность предполагает поглощение индивида коллективом, то органическая солидарность-развитие личности. Именно разделению труда индивид осознаёт свою зависимость от общества. Рассматривая солидарность как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность, Дюркгейм признавал и моральное разделение труда. Тем не менее, любое современное общество, в котором господствует органическая солидарность, чревато опасностью разъединения и проблем и конфликтов. Дюркгейм дал одно из наиболее развёрнутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчёркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддаётся произвольному манипулированию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные -8- тенденции при воздействии на социальные процессы. Дюркгейм был склонен к сакрализации общества, как такового. Но этот изъян зачастую превращался в достоинство. Именно благодаря ему и в профессиональном, и в массовом сознании утверждался высокий онтологический статус общества, а вместе с тем и науки об обществе - социологии. Доказывая «нормальный» характер солидарности в обществе и «анормальный» характер её отсутствия, Дюркгейм в значительной мере выдавал желаемое за действительное. За это он подвергался вполне обоснованной критике. Он чрезмерно оптимистично оценил реальность и перспективы «органической» солидарности и недооценил вероятность возникновения новых форм «механической» солидарности в тоталитарных обществах. Известно, что разделение труда не только порождает социальную солидарность; оно ведёт к формированию специфических социальных групп со своими особыми, нередко конфликтующими интересами. Это обстоятельство справедливо подчёркивал Маркс. Тем не менее, акцент Дюркгейма на солидарность и согласии имел под собой, во всяком случае, не меньше основания, чем акцент на роли борьбы и конфликта в обществе, свойственный теориям Маркса и социальных дарвинистов. Очевидно, что социальная солидарность не менее, а вероятнее всего, более «нормальное» и универсальное явление, чем социальный конфликт. Дюркгейм внёс важнейший вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. Он подчёркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Правда, Дюркгейм недооценивал тот факт, что различные социальные группы зачастую -9- по-разному интерпретируют одни и те же нормы и ценности. Но он прекрасно выразил значение кризисов, нарушений и пустот в ценностно-нормативной системе общества, введя в социологию очень важное понятие аномии. Дюркгейм разработал методологические принципы социологического мышления, конкретные методы, правила и процедуры, касающиеся определения, наблюдения, объяснения социальных явлений, научного доказательства и т.д. Он внёс вклад в самые разные отрасли социологического знания: в общую теорию, в частные теории, в исследование отдельных сфер и явлений социальной жизни: морали, права, отклоняющегося поведения, семьи, воспитания, религии, ритуала и т.д. -10- · 2.Теория социальной стратификации и социальной мобильности. Социальная стратификация - это то же самое, что социальное расслоение. Термин «расслоение» буквально означает разделение всего общества на слои, то есть группы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных, или нищих. Социальное расслоение - процесс образования слоёв среди населения и его результат. Исходная точка этого процесса - социально однородное общество, т.е. общество, в котором люди не различаются по имущественному и социальному положению. На латинском языке ему соответствуют два термина, принятых в современной науке социологии, - дифференциация и стратификация. Стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление на бедных и богатых, привилегированных и непривилегированных. В первобытном обществе неравенство было незначительным. Поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже - классы. В одних обществах переход из одного социального слоя запрещен, в других он ограничен, а в третьих полностью разрешён. Свобода социальных перемещений (мобильность) определяет то, каким является общество: закрытым или открытым. П.Сорокин рассматривает мир как социальную вселенную, т.е. некое пространство, заполненное не звёздами и планетами, а социальными связями и отношениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положение любого человека. В многомерном пространстве выделяются две главные оси координат - ось Х и ось У. Кроме них П.Сорокин выделяет три разновидности социальной стратификации: экономическую, политическую и профессиональную. Социальная -11- стратификация в целом описывает расслоение людей на классы и иерархические ранги. Её основа - неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Её подвиг, экономическое расслоение, означает неодинаковость экономических статусов, иначе говоря, наличие экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровней жизни, в существовании бедных и богатых. Политическая дифференциация описывает систему иерархических рангов, которая опутала, подобно гигантской паутине, всё общество. Она включает авторитеты, власть, престиж, звания, почести. Профессиональная дифференциация - разделение населения по родам деятельности, занятиям и профессиям, одни из которых считаются более престижными, другие менее, а их организация обязательно включает руководителей различного ранга и подчинённых. Оперируя огромным статистическим материалам, он доказывает, что нет семьи, деревни, города, области и страны, которые бы год от года не становились богаче или беднее. В истории не существует никакой устойчивой тенденции. В развитии любого общества периоды обогащения сменяются периодами обеднения. Так было в Древнем Египте и так есть в современной Америки. Бесцельные колебания совершаются циклически, за обогащением следует обнищание. Мелкие циклы - 3-5, 7-8, 10-12 лет, крупные - 40-60 лет. Сорокин считает, что его теория флуктуаций опровергает идею прогресса человечества - постоянного улучшения экономического положения. Сравнив различные классы, эпохи и страны, он неожиданно обнаружил, что в колебаниях высоты экономической пирамиды нет никакой устойчивой тенденции. Если высоту измерять разницей между доходами высших, средних и низших слоёв общества, то окажется, что в течение последних 500 лет она то увеличивалась, то сокращалась. Это значит, что богатые не богатеют, а бедные не беднеют постоянно. Вместо прямолинейного процесса существуют -12- периодические флуктуации. Они равны 50, 100 и 150 лет. Точно так же колеблются и мировые цены в истории, то, падая, то возрастая. Неудивительна связь двух явлений - бедности и мировых цех, ведь изменение цен способствует перераспределению национального дохода в пользу того или другого класса. В обществе, основанном на частной собственности, нет социальных потрясений. Его пирамида не слишком высока, но и не слишком низка. Как только частную собственность уничтожают, общество входит в полосу социальных потрясений. В 1917 году большевики национализировали банки, ликвидировали богатых, сократили разницу между самой высокой и самой низкой зарплатой и довели её до соотношения 175:100. Точками в пространстве являются социальные статусы. Расстояние между токарем и фрезеровщиком одно, оно горизонтальное, а расстояние между рабочим и мастером другое, оно вертикальное. Мастер - начальник, рабочий - подчинённый. У них разные социальные ранги. Хотя дело можно представить и так, что мастер и рабочий расположатся на равном расстоянии друг от друга. Так произойдёт, если мы будем рассматривать того и другого не как начальника и подчинённого, а как всего лишь работников, выполняющих разные трудовые функции. Но тогда мы перейдём из вертикальной в горизонтальную плоскость. Неравенство расстояний между статусами - основное свойство стратификации. У неё четыре измерительные линейки, или оси координат. Все они расположены вертикально и рядом друг с другом: - доход; - власть; - образование; - престиж. Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определённого периода времени, скажем, одного месяца -13- или года. Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе. Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть - возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания). Три шкалы стратификации - доход, образование и власть - имеют вполне объективные единицы измерения: доллары, годы, люди. Престиж стоит вне этого ряда, так как это субъективный показатель. Престиж - уважение статуса, сложившееся в общественном мнении. Если верхнюю часть шкалы занимают представители творческого, интеллектуального труда, но нижнюю - представители преимущественно физического малоквалифицированного: водитель, сварщик, плотник, сантехник, дворник. У них наименьшее статусное уважение. Люди, занимающие одинаковые позиции по четырём измерениям стратификации, составляют одну страту. Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, т.е. положение и место человека в обществе. В таком случае статус выступает обобщённым показателем стратификации. Раньше мы отмечали его ключевую роль в социальной структуре. Теперь оказалось, что он выполняет важнейшую роль в социологии в целом. Приписываемый статус характеризует жестко закреплённую систему стратификации, т.е. закрытое общество, в котором переход из одной страты в другую практически запрещён. К таким системам относят рабство и кастовый строй. Достигаемый статус характеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх. К такой системе относят классовый строй. Наконец, феодальное общество, с присущим ему сословным -14- устройством, следует причислить к промежуточному типу, т.е. к относительно закрытой системе. Здесь переходы юридически запрещены, но на практике они не исключаются. Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение - излюбленный сюжет народных сказок: хитроумный нищий вдруг становится богачом, бедный принц - королём, а трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж. Однако человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства так называемыми «белыми воротничками»: инженерами, программистами, операторами роботизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская других. Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрьской революции 1917 года. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной элите приходит бизнес-элита. Между восхождением и нисхождением существует известная ассиметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение - явление добровольное, а нисхождение - принудительное. Существует два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа - вертикальная и горизонтальная. Эти виды и типы, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые -15- тесно связаны друг с другом. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын шахтёра становится инженером. Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли. Первый вид мобильности относится к долговременным, а второй - к кратковременным процессам. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существует восходящая мобильность и нисходящая мобильность. Повышение в должности - пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование - пример нисходящей. Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи в другую, из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает на изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое. -16- Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграции. Если житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это графическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашёл здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию. На вертикальную и горизонтальную мобильность влияет пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом молодые и мужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Перенаселённые страны чаще испытывают последствия эмиграции, чем иммиграции. Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот. Молодым свойственна профессиональная, людям среднего возраста - экономическая, пожилым - политическая мобильность. Уровень рождаемости неодинаково распределён по классам. У низших классом, как правило, больше детей, у высших меньше. Существует закономерность: чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается. Даже если каждый сын богача пойдёт по стопам своего отца, на верхних ступенях социальной пирамиды всё равно образуются пустоты, которые заполняют выходцы из низших классов. Ни в одном классе люди не планируют точное количество детей, необходимое для замещения родителей. Количество вакансий и количество претендентов на занятие тех или иных социальных позиций в разных классах разное. Профессионалы и квалифицированные служащие не имеют достаточно детей, которые могли бы заполнить их рабочие места в следующем поколении. Напротив, фермеры и сельскохозяйственные рабочие, если речь идёт о США, имеют на 50% больше детей, чем им необходимо для самозамещения. Нетрудно -17- рассчитать, в каком направлении должна происходить социальная мобильность в современном обществе. Высокая и низкая рождаемость в разных классах создаёт для вертикальной мобильности тот же эффект, какой создаёт для горизонтальной мобильности плотность населения в разных странах. Страты, как страны, могут быть перенаселены или недоселены. Можно предложить классификацию социальной мобильности по иным критериям. Так, например, различают: - индивидуальную мобильность, при которой перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у каждого человека независимо от других; - групповую мобильность, при которой перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс устапает господствующие позиции новому. Индивидуальная мобильность и групповая мобильность определённым образом связаны с приписываемым и достигаемым статусами. Индивидуальной мобильности больше соответствует достигаемый, а групповой - приписываемый статус. Индивидуальная мобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Октябрьская революция привела к возвышению большевиков, прежде не имевших признанного высокого положения. Брахманы в Индии стали высшей кастой в результате длительной и упорной борьбы, а раньше они находились наравне с кшатриями. В древней Греции после принятия конституции большинство людей были освобождены от рабства и поднялись по социальной лестнице, а многие их прежние хозяева опустились. Переход от наследственной аристократии к плутократии имел те же -18- последствия. В 212 г. н. э. почти всё население Римской империи получило статус римского гражданства. Благодаря этому огромные массы людей, ранее считавшиеся неполноправными, повысили социальный статус. Нашествие варваров нарушило социальную стратификацию Римской империи: один за другим исчезали старые аристократические роды, а им на смену приходили новые. Чужестранцы основывали новые династии и новую знать. Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым условиям остаётся весьма поверхностным. Типичным примером является мольеровский мещанин во дворянстве. Таковы главные виды, типы и формы социальной мобильности. Кроме них иногда выделяют организованную мобильность, когда перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляют государством, с согласия самих людей, или без их согласия. К добровольной организованной мобильности следует отнести так называемый социалистический оргнабор, например общественные призывы на комсомольские стройки и т.п. К недобровольной организованной мобильности можно отнести репатриацию (переселение) малых народов и раскулачивание в годы сталинизма. От организованной мобильности надо отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей. В 50-70-е годы с СССР проводилось сокращение малых деревень и их укрупнение. -19- · 3.Важным методом социологического исследования является: 1)Синтез; 2)Дедукция; 3)Опрос; 4)Индукция. Правильным ответом на поставленный вопрос является вариант под номером 3 - опрос. -20- Список литературы: 1.Э.Дюркгейм. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991 г. 2.А.Б.Гофман. Семь лекций по истории социологии. М., 1997 г. 3.С.С. Фролов. Социология. Учебник для вузов. М.,2007 г. 4.Р.Т. Мухаев. Социология: Учебник для вузов. - М.: «Книга сервис»,2003 год. 5.А.И. Кравченко. Социология: Учебник. - М.: «Проспект», 2004год. -21- Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Всероссийский заочный финансово-экономический институт Контрольная работа по социологии. Вариант №6. Выполнил: Елагина Е. Н. Студент 3 курса. Специальность: БУА и А Зачётная книжка № 08УБД12005 Научный руководитель: Когай Е.А. Курск-2011г. Содержание: 1.Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества. 2.Теория социальной стратификации и социальной мобильности. 3.Тест. 4.Список литературы. -1- |